ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1737/2016 от 28.10.2016 Петушинского районного суда (Владимирская область)

Дело № 2а-1737/2016 *

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 октября 2016 года г. Петушки

Петушинский районный суд Владимирской области в составе:

председательствующего судьи О.П.Перегудовой,

при секретаре судебного заседания Т.В.Носовой,

с участием:

представителя административного истца - Управления Министерства юстиции РФ по Владимирской области - ФИО1, действующей по доверенности от дата,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Владимирской области к Владимирскому региональному благотворительному общественному фонду социально-экономического развития «Помощь» о ликвидации некоммерческой организации и исключении её из единого государственного реестра юридических лиц,

У С Т А Н О В И Л:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Владимирской области обратилось в суд с административным иском к Владимирскому региональному благотворительному общественному фонду социально-экономического развития «Помощь» (далее - Фонд) о ликвидации некоммерческой организации и исключении её из единого государственного реестра юридических лиц.

Требования мотивированы тем, что в ходе проведения плановой документарной проверки установлено отсутствие поступления и расходования денежных средств, а также мероприятий, направленных на достижение уставных целей и задач Фонда, выявлен ряд нарушений законодательства РФ, что свидетельствует о недостаточности (отсутствии) имущества Фонда для осуществления его целей и нереальности вероятности получения необходимого имущества.

Представитель административного истца Управления Министерства юстиции РФ по Владимирской области ФИО1 в судебном заседании просила требованиям удовлетворить по основаниям, изложенным в административном иске.

Представитель административного ответчика Владимирского регионального благотворительного общественного фонда социально-экономического развития «Помощь» ФИО2 извещен в установленном законом порядке, в судебное заседание не явился, просил судебное заседание отложить, которое судом отклонено, как не соответствующее требованиям статьи 152 КАС РФ.

Заинтересованное лицо Управление Федеральной налоговой службы по Владимирской области, извещено, в судебное заседание своего представителя не направило, просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

Выслушав представителя административного истца, изучив представленные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 262 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) административное исковое заявление о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации (далее - административное исковое заявление о приостановлении деятельности) может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организации, объединения или средства массовой информации.

Согласно пп. 1 п. 3 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер.

Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313, Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций.

Таким образом, Управление Министерства юстиции по РФ по Владимирской области является тем государственным органом, которому право на предъявление требования о ликвидации некоммерческой организации предоставлено законом.

В соответствии с пунктом 3 статьи 32 Федерального закона №7-ФЗ от 12.01.1996 года «О некоммерческих организациях» (далее - закон №7-ФЗ) некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 этой статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества.

Некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом (пункт 3.1 статьи 32 указанного Федерального закона).

Некоммерческие организации, указанные в пункте 3.1 статьи 32 этого же Федерального закона, обязаны ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или предоставлять средствам массовой информации для опубликования сообщение о продолжении своей деятельности. Порядок и сроки размещения указанных отчетов и сообщений определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (пункт 3.2 статьи 32 названного Федерального закона).

В соответствии с пунктом 7 статьи 32 закона №7-ФЗ от 12.01.1996 года организации обязаны информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в пункте статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения о их направлении в регистрирующий орган.
При рассмотрении дела судом установлено, что Владимирский региональный благотворительный общественный фонд социально-экономического развития «Помощь» зарегистрирован Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Владимирской области дата, ОГРН .

Запись об организации в ведомственный реестр зарегистрированных некоммерческих организаций дата, за регистрационным номером .

Адрес (место нахождения) Фонда: адрес

Материалами дела установлено, что Управлением Министерства юстиции РФ по Владимирской области проедена плановая документарная проверка Фонда с целью установления соответствия деятельности Фонда, в том числе по расходованию денежных средств и использовании иного имущества, целям, предусмотренным его учредителями документами и законодательству ФЗ за период с дата по дата.

Из представленных для проведения проверки документов установлено, что Устав утвержденный собранием учредителей дата (протокол от дата) отличается от текста Устава Фонда, находящегося в регистрационном деле Управления и ЕГРЮЛ.

Согласно п.2 ст.23 ФЗ №7-ФЗ изменение учредительных документов некоммерческой организации вступают в силу со дня государственной регистрации.

Таким образом, Устав Фонда представленный в документах для проведения проверки, не вступил в силу, следовательно, не применяется.

Согласно п.2.1 Устава Фонда основной целью является формирование и имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений, и использование данного имущества на: оказание материальной и иной помощи оставшимся без попечения родителей несовершеннолетним, а также пенсионерам, инвалидным обществам, детским домам, спец-интернатам, общественным объединениям, образовательным учреждениям, матерям одиночкам, многодетным семьям, религиозным организациям.

Согласно сведениям ЕГРЮЛ учредителями Фонда являются физические лица; ФИО3, ФИО4 и ФИО2, который имеет право без доверенности действовать от имени юридического лица.

Согласно п.4.9 Устава Председатель фонда избирается на должность собранием участников фонда, сроком на 10 лет.

Согласно ведомственному реестру некоммерческих организаций зарегистрированных на территории Владимирский области ФИО5 был избран на должность председателя Фонда дата,

Поскольку сведений, подтверждающих переизбрание ФИО2 на должность председателя фонда, не предоставлено, срок полномочий председателя фонда ФИО2 истек.

В соответствии с пунктами 4.1, 4.4 Устава Фонда высшим коллегиальным органом управления Фонда является Общее собрание Участников, которое проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в год.

Протоколы заседания общего собрания участников в ходе проверки представлено не были.

В соответствии с пунктом 4.11 Устава Фонда исполнительно-распорядительные функции исполняет исполнительный директор, срок полномочий которого Уставом не предусмотрен.

Согласно распоряжениям председателя фонда, исполнительным директором ежегодно избирается ФИО2, однако копий решения исполнительного директора в ходе проверки представлены не были.

В соответствии с пунктов 5.1, 5.5 Устава в Фонде формируется Попечительский Совет в количестве не менее трех человек, сроком на три года из влиятельных и авторитетных общественных деятелей, представителей науки, политики, бизнеса, граждан и представителей организаций, добровольно жертвующих на нужды фонда финансовые средства и имущества. Попечительский Совет собирается по мере необходимости, но, как правило, не реже одного раза в год.

В ходе проверки протоколы заседаний Попечительского Совета представлены не были.

В соответствии с пунктами 6.1, 6.2. Устава Фонда контроль финансово-хозяйственной деятельностью фонда осуществляет Ревизор, избираемый Собранием на три года, который проверяет правильность осуществления финансовых операций, достоверность бухгалтерского и других видов учета, не реже одного раза в год составляет отчет (заключение) по финансовой отчетности Фонда.

Сведения об осуществлении Ревизором своих обязанностей о составлении (заключений) отчетов по финансовой отчетности Фонда в ходе проверки представлены не были.

Для целей и задач проверки у Фонда были запрошены документы и сведения за период с дата по дата, а именно: сведения о наличии и пользовании имущества Фонда, находящееся в собственности, в аренде и на ином праве у Фонда, с приложением копий правоустанавливающих документов; наличие у Фонда официального сайта в сети «Интернет»; сведения о мероприятиях (периодичность, форма проведения, место проведения и т.п.), проведенных Фондом; копии смет доходов и расходов Фонда; копии плана счетов бухгалтерского учета, копии учетной политики для целей бухгалтерского учета и налогообложения; оборотно-сальдовые ведомости по счетам Фонда (по годам); карточки и анализ счетом 50 «Касса», 51 «Расчетный счет», 76 «Прочие дебиторы и кредиторы», 86 «Целевое финансирование», 90 «Продажи», 91 «Прочие доходов и расходы» организации (по годам); банковские документы по счетам, в том числе выписки лицевых счетов, платежных поручений; сведения о поступивших денежных средствах и ином имуществе от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников, и об участии, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории РФ; сведения о финансово-хозяйственной деятельности по использованию имущества и расходованию средств Фонда; сведения о персональном составе высшего органа управления Фонда; сведения о составе и содержанию благотворительных программ Фонда; сведения о содержании и результатах деятельности; сведения о нарушениях требований ФЗ от 11.08.1995 г. №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», выявленных в результате проверок, проведенных налоговыми органами и принятых мерах по их устранению; копии договоров по уставной деятельности Фонда, копии грантовых соглашений; материалы статистической и финансовой отчетности, журнал учета актов проверок, справок, акты проверок контрольно-ревизионными, финансовыми, налоговыми и другими органами надзора и контроля; документы, содержание сведения о численности и составе работников; сведения об осуществляемой Фондом деятельности приносящей доход, а также об учрежденных (созданных) организацией коммерческих и некоммерческих организациях, средствах массовой информации с указанием их полного наименования, места нахождения, руководителя, контактных телефонов; сведения о наличии филиалов и представительств, с указанием из места нахождения, руководителя, контактных телефонов; информации о публикации отчетов об использовании имущества организации; сведения о наличии печати, эмблем, штампов, бланков; копии планов работы, ответы об их исполнении; копии переписки Фонда с физическими и юридическими лицами по вопросам осуществления деятельности, направленной на достижение уставных целей, сведения о видах экономической деятельности, которыми фактически занимается Фонд; сведения о размещении в сети «Интернет» или предоставлении средствам массовой информации для опубликования отчетов о деятельности Фонда в соответствии с требованиям п.3.2 ст. 32 ФЗ от 12.01.1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» за 2013, 2014, 2015 годы; иные документы, касающиеся уставной деятельности за период с дата по дата.

Перечисленные документы не были представлены Фондом ни в установленный в уведомлении о проведении проверки срок, ни ко дню окончания проверки.

В ходе проверки установлено, что имущество Фонда, находящегося в собственности, в аренде отсутствует, Фонд не является учредителем зарегистрированных средств массовой информации, филиалы и представителя Фонда отсутствуют.

Согласно представленным в ходе проверки данным информация о Фонде размещается на сайте Фонда по адресу «minin888.fo.ru», однако по запросу «minin888.fo.ru», в сети Интернет информация отсутствует.

Представленные в ходе проверки сведения том, что мероприятия программы Фонда за 2013-10215 г. опубликованы на сайте Минюста РФ, не соответствуют действительности

Документов подтверждающих правозащитную и общественную деятельность Фонда в ходе проверки не представлено

В ходе проверки установлено, что в нарушение п.2 ст.14, п.1 ст.28 ФЗ №7-ФЗ Фондом допускается нарушение положений Устава, в части несоблюдения установленного порядка осуществления руководства Фондом; в Фонде создан и осуществляет деятельность руководящий орган (Учредительное собрание), положения о котором отсутствуют в Уставе; заседания Общего собрания участников, Попечительского совета не проводятся, проверки финансово-хозяйственной деятельности Ревизором Фонда не осуществляются.

В нарушение п.7 ст.32 ФЗ №7-ФЗ Фонд не проинформировал Управление в установленном законом срок об изменении сведений, указанных в п.1 ст.5 ФЗ №129-ФЗ в отношении должности лица, имеющего право действовать от имени организации.

Установлено, что в проверяемый период обязательный аудит бухгалтерской отчетности Фонда не проводился, учетная политика Фонда не формировалась, председателем фонда не утверждалась, финансово-хозяйственная деятельность в Фонде не ведется, имущество Фонда находящегося в собственности, в аренде отсутствует, доходы не поступают.

Согласно представленной Управлением Федеральной налоговой службы по Владимирской области информации по состоянию на дата за организацией числятся задолженность по штрафу в сумме *.

Из анализа документов, представленных на проверку следует, что денежные поступления (в том числе российские и иностранные) не поступали и не расходовались, мероприятия, направленных на достижение уставных целей и задач не проводились, был выявлен ряд нарушений законодательства РФ.

Таким образом, обстоятельства, выявленные в ходе проведения проверки, свидетельствуют о недостаточности (отсутствии) имущества Фонда для осуществления его целей и нереальности вероятности получения необходимого имущества, поскольку на протяжении длительного времени Фонд не осуществлял финансово-хозяйственной деятельности, направленной на формирование своего имущества, необходимого для достижений целей и задач, определенных Уставом Фонда. Обстоятельств обратного стороной ответчика не представлено.

В соответствии с п.2 ст.123.20 ГК РФ, п.2 ст.18 Федерального закона №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» фонд может быть ликвидирован, если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна.

Таким образом, следует признать обоснованными доводы Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Владимирской области о том, что указанные обстоятельства являются основанием для ликвидации Фонда, поскольку имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна.

Руководствуясь ст.175 - 180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Ликвидировать Владимирский региональный благотворительный общественный фонд социально-экономического развития «Помощь», зарегистрированный дата Управлением Министерства юстиции Российской федерации по Владимирской области, за основным государственным номером .

Исключить Владимирский региональный благотворительный общественный фонд социально-экономического развития «Помощь» из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Петушинский районный суд в течение месяца дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

*

*

*

*

Судья Петушинского районного суда О.П.Перегудова