ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1738/2016 от 17.01.2017 Туапсинского городского суда (Краснодарский край)

Дело №2а-73/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Туапсе 17 января 2017 года

Туапсинский городской суд Краснодарского края в составе:

судьи Кит В.О.,

при секретаре судебного заседания Арустамян Н.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №6 по Краснодарскому краю к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам, пеням, штрафам,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная ИНФС №6 по Краснодарскому краю обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам, пеням, штрафам.

В обоснование заявленных требований административный истец с 16.12.2013 года не является индивидуальным предпринимателем и не осуществляет предпринимательскую деятельность. В ходе осуществления предпринимательской деятельности являлась плательщиком налога на добавленную стоимость, единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения. В соответствии с действующим законодательством, индивидуальные предприниматели обязаны самостоятельно и в полном объеме исчислять и уплачивать налоги. Инспекцией проведена выездная налоговая проверка деятельности ФИО1 по результатам которой доначислено 99 674,00 руб. налог на добавленную стоимость, 13 495,48 руб., 11 966,80 налог на добавленную стоимость, 123 964,00 руб. единый налог (упрощенная система) за налоговые периоды, истекшие до 1 января 2011 года, 9 461,84 руб. единый налог (упрощенная система) за налоговые периоды, истекшие до 1 января 2011 года, 3 825,00 руб. единый налог (упрощенная система) за налоговые периоды, истекшие до 1 января 2011 года. В связи с тем, что ФИО1 не уплатила в добровольном порядке доначисленные суммы, Инспекцией в ее адрес направлено требование от 25.04.2016 года, которое не исполнено. По состоянию на 01.11.2016 года у налогоплательщика числиться задолженность в размере 87 126,65 руб. пени, на добавленную стоимость, 99 674,00 налог на добавленную стоимость, 13 495,48 руб. налог на добавленную стоимость, 11 966,80 руб. налог на добавленную стоимость, 143 333,89 руб. пеня по единому налогу (упрощенная система) за налоговые периоды, истекшие до 1 января 2011 года, 123 964,00 руб. единый налог (упрощенная система) за налоговые периоды, истекшие до 1 января 2011 года, 9 461,84 руб. единый налог (упрощенная система) за налоговые периоды, истекшие до 1 января 2011 года, 3 825,00 руб. единый налог (упрощенная система) за налоговые периоды, истекшие до 1 января 2011 года. Межрайонная инспекция ИФНС России №6 по КК своевременно не обратилась в суд за взысканием указанной суммы задолженности, в связи с чем, пропустила срок подачи заявления о взыскании задолженности за счет имущества налогоплательщика- физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, предусмотренный п. 2 ст. 48 и ст. 115 НК РФ. Инспекцией допущено нарушение установленного законодательством процессуального срока обращения с исковым заявлением, предусмотренной ст. 48 по уважительной причине, а именно в связи с тем, что ФИО1 меняла место жительства. Пропуск налоговым органом установленных законодательством сроков может повлечь за собой необоснованное освобождение от обязанности, предусмотренной ст. 57 Конституции РФ и причинить ущерб бюджету в виде недополученных сумм страховых взносов. В связи, с чем просят восстановить процессуальный срок подачи административного искового заявления о взыскании задолженности с ФИО1 и взыскать с ФИО1 99 674,00 руб. налог на добавленную стоимость, 13 495,48 руб., 11 966,80 налог на добавленную стоимость, 123 964,00 руб. единый налог (упрощенная система) за налоговые периоды, истекшие до 1 января 2011 года, 9 461,84 руб. единый налог (упрощенная система) за налоговые периоды, истекшие до 1 января 2011 года, 3 825,00 руб. единый налог (упрощенная система) за налоговые периоды, истекшие до 1 января 2011 года.

В судебное заседание представитель административного истца не явился, суду направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Административный ответчик ФИО1 надлежащим образом извещенная о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явилась, о причинах неявки суду не сообщила, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просила, в связи, с чем суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие последней.

В соответствии с положениями ст.150 КАС РФ, с учетом мнения участников процесса, суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Исследовав собранные по делу письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.5 ст.180 КАС Российской Федерации в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

Суд приходит к выводу о наличии оснований к отказу в удовлетворении заявленных требований ввиду пропуска налоговой инспекцией установленного законом срока подачи административного иска о взыскании недоимки на налогу.

Как установлено судом, ФИО1 имеет задолженность за 2006 год по налогу на добавленную стоимость в размере 125 136,28 руб. из которой налог на ВНП составляет 99 674,0 руб., пени по ВНП в размере 13 495,48 руб., штраф по ВНП в размере 11 966,8 руб., а также задолженность по единому налогу (упрощенная система) за налоговые периоды, истекшие до 1 января 2011 года, всего 137 250,84 руб. из которой налог по ВНП составляет 123 964,0 руб., пени по ВНП 9461,84 руб., штраф по ВНП 3 825,0 руб..

Статья 57 Конституции РФ и ст.23 НК РФ устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Статья 44 НК РФ устанавливает, что обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством обстоятельств, предусматривающих уплату налога или сбора.

В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику об уплате налога.

В соответствии с п. 1 ст. 23, и. 1 ст. 45 НК РФ, налогоплательщик обязан своевременно и в полном объеме оплачивать установленный законодательством налог на имущество физических лиц.

В соответствии с п. 9 ст. 5 Закон РФ от 9 декабря 1991 г. N 2003-I"О налогах на имущество физических лиц"уплата налога производится не позднее 1 ноября года, следующего за годом, за который исчислен налог.

Согласно п. 6 ст. 5 Закона РФ № при переходе права собственности на строение, замещение, сооружение от одного собственника к другому в течение календарного года налог уплачивается первоначальным собственником с 1 января этого года до начала того месяца, в котором он утратил право собственности на указанное имущество, а новым собственником начиная с месяца, в котором у последнего возникло право собственности.

В соответствии с п. 11 ст. 5 Закона РФ № перерасчет суммы налога в отношении лиц, которые обязаны уплачивать налог на основании налогового уведомления, допускается не менее чем за три года, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом суммы налога.

В соответствии с п.1 ст.72 НК РФ одним из способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов является пеня. В связи с нарушением сроков оплаты налога, налогоплательщику начисляется пеня.

Нарушение законодательства о налогах и сборах влечет применение налоговых санкций. В соответствии с п. 1 ст.114 ч.1 НК РФ налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения и применяется в виде денежных взысканий (штрафов).

Как указывает административный истец, в связи с нарушением сроков оплаты налогов должнику начислена пеня и штраф в соответствии со ст.ст. 72, 114 НК РФ.

Инспекцией направлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов от 25.04.2016 года.

До настоящего времени ФИО1 в добровольном порядке сумма задолженности по налогам и пени не уплачены.

В соответствии со статьями 195-200 Гражданского кодекса РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности устанавливается в три года.

Аналогичный срок исковой давности установлен статьей 113 Налогового кодекса РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, истекли три года (срок давности).

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (ч. 2 ст. 48 НК РФ). Если налоговым органом предъявлялось заявление о выдаче судебного приказа, но приказ был отменен судом, требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (ч. 3 ст. 48 НК РФ).

Согласно ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Согласно ч. 5 ст. 138 КАС РФ в судебном заседании суд может выяснять причины пропуска административным истцом установленного настоящим Кодексом срока обращения в суд. В случае установления факта пропуска указанного срока без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу.

Как указано выше, требование об уплате налогов, штрафов и пени в адрес ответчика направлено ИФНС 25.04.2016 года, срок истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов – 18.05.2016 года, срок обращения с иском в суд истек 22.11.2016 г., исковое заявление подано 09.12.2016 года.

В соответствии с ч. 2 от. 48 НК РФ, пропущенный по уважительной причине процессуальный срок подачи заявления о взыскании задолженности по налогам может быть восстановлен в случае признания судом причин пропуска уважительными.

На основании ч. 1 ст. 70 НК Российской Федерации, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

Принимая решение об отказе в удовлетворении административного иска в связи с истечением срока исковой давности для предъявления иска, суд исходит из того, что Налоговый кодекс не содержит норм, предусматривающих возможность направления налогового уведомления по истечении установленного срока, а также порядок и сроки такого направления, как не предусмотрена и возможность направления налогоплательщикам повторных требований, поскольку такая возможность предполагала бы искусственное увеличение установленных сроков принудительного взыскания.

Несоблюдение указанного срока не лишает налоговый орган права на взыскание налога и пеней в пределах общих сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, но и не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней. В случае пропуска налоговым органом срока направления требования об уплате налога, установленного ст. 70 НК РФ, исчисление установленного Налоговым кодексом срока принудительного взыскания налога производится исходя из совокупности сроков, установленных в статьях 70, 48 НК Российской Федерации.

Таким образом, законодателем определены сроки, в течение которых налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых платежей. Таким образом, уважительных причин для пропуска налоговым органом срока на предъявления иска в суд не представлено. Административным истцом не приведены исключительные обстоятельства, которые бы препятствовали налоговому органу обратиться в суд с иском в течение установленного законом срока.

Административный истец в обоснование уважительности причин пропуска срока исковой давности ссылается на то обстоятельство, что пропущен в связи со сменой ФИО1 места жительства.

Однако данное обстоятельство ничем не подтверждено и не может расцениваться как уважительная причина пропуска срока подачи административного иска.

Более того, согласно материалам дела ФИО1 прекратила свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя 16.12.2013 года.

С учетом изложенного, срок предъявления административного иска восстановлению не подлежит, и в удовлетворении следует отказать по причинам пропуска срока обращения в суд.

При этом положений о возможности применения последствий пропуска указанного срока лишь по заявлению налогоплательщика Налоговый кодекс РФ не содержит. В свою очередь, оснований применять, в том числе по аналогии, соответствующее положение пункта 2 ст. 199Гражданского кодекса Российской Федерации не имеется, поскольку согласно пункту 3 ст. 2 этого Кодекса к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

При изложенных обстоятельствах, в связи с пропуском срока принудительного взыскания и отсутствия оснований для его восстановления, суд считает, что административный истец утратил право на принудительное взыскание с административного ответчика недоимки по налогам, возникшей за спорный период, а потому оснований для удовлетворения административного иска по делу не имеется. На основании изложенного, суд считает необходимым в удовлетворении административного искового заявления Межрайонной ИФНС России №6 по Краснодарскому краю к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам, пеням, штрафам отказать.

Руководствуясь ст. ст. 177-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной ИФНС России №6 по Краснодарскому краю к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам, пеням, штрафам - отказать. Решение может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции Краснодарского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Туапсинский городской суд.

Председательствующий: _____ подпись___

Копия верна:

Судья

Туапсинского городского суда В.О. Кит