ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1738/2021 от 16.12.2021 Буденновского городского суда (Ставропольский край)

адм.дело № 2а-1738/2021

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

16 декабря 2021 года г.Буденновск

Будённовский городской суд Ставропольского края

в составе: председательствующего судьи Соловьевой О.Г.,

при секретаре Литвиновой С.В.,

с участием представителя административного истца - помощника Будённовского межрайонного прокурора Ставропольского края Матвеева Р.С.,

представителя администрации Буденновского муниципального округа Ставропольского края Цатуровой Л.Ю., действующей на основании доверенности от 05.08.2021 г. ,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Будённовской межрайонной прокуратуры Ставропольского края Алферова Р.В. к администрации Буденновского муниципального округа Ставропольского края о признании незаконным бездействие администрации Буденновского муниципального округа Ставропольского края

установил:

Прокурор Будённовской межрайонной прокуратуры Ставропольского края Алферов Р.В. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором указал, что межрайонной прокуратурой по информации Территориального отдела государственного автодорожного надзора по Ставропольскому краю межрегионального Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Северо-Кавказскому федеральному округу (далее - ТО ГАДН по СК) проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения на территории Буденновского муниципального округа Ставропольского края в части содержания автомобильных дорог.

В ходе плановой выездной проверки администрации Буденновского муниципального района Ставропольского края, проведенной сотрудниками Территориального отдела государственного автодорожного надзора по Ставропольскому краю, на основании распоряжения от 31.03.2017 г. , были выявлены нарушения обязательных требований в организации дорожной деятельности, требований Федеральный закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08.11.2007 № 257-ФЗ, Закона № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», требований ГОСТ Р 50597-93, ГОСТ Р 52 289-2004, ОДМ по ремонту и содержанию автодорог общего пользования 17.03.2004г. № ОС- 28/1270-ис (Взамен ВСН 24-88), ВСН 4-81 «Инструкция по проведению осмотров мостов и труб на автомобильных дорогах» и СНиП 3.06.07-86 «Мосты и трубы. Правила обследования и испытаний») в состоянии и обустройстве автодорог: <адрес> принадлежащих администрации Буденновского муниципального района.

По данному факту администрации Буденновского муниципального района Ставропольского края 21.06.2017 было выдано предписание к акту проверки со сроком устранения нарушений до 04.12.2017.

Срок исполнения п.п. 13, 47, 59, 60, 61, 92, 93, 94, 95, 96, 110, 116, 117, 118 предписания от 21.06.2017 к акту проверки по ходатайству администрации Буденновского муниципального района Ставропольского края был продлен до 01.07.2021.

31.08.2021 администрацией Буденновского муниципального округа Ставропольского края направлено повторное ходатайство о продлении срока исполнения п.п. 13, 47, 59, 60, 61, 92, 93, 94, 95, 96, 110, 116, 117, 118 предписания от 21.06.2017 к акту проверки до мая 2022 года.

Вместе с тем, 02.09.2021 ТО ГАДН по СК принято решение об отказе в удовлетворении ходатайства администрации Буденновского муниципального округа и продлении срока исполнения предписания от 21.06.2017.

Таким образом, администрацией Буденновского муниципального округа не принято мер для устранения выявленных нарушений.

Так, в нарушение п. 4.4 ГОСТ Р 50597-93, п. 8 ГОСТ Р 52 289-2004, п. 4.2 методический рекомендаций по содержанию мостовых сооружений на автомобильных дорогах, утвержденных распоряжением «Росавтодора» -р от 30.08.1999, на автомобильной дороге <адрес>

- на мостовом сооружении, расположенном на участке с <адрес> согласно проекта организации дорожного движения от 2015 г., не установлены удерживающие дорожные ограждения, предусмотренные проектом организации дорожного движения, в соответствии с нормативными требованиями; не установлены отсутствующие, световозвращатели на барьерном дорожном ограждении; не окрашены дорожные ограждения, установленные на подходах к мостовому сооружению, в соответствии с нормативными требованиями (п. 59-60 Предписания).

На автомобильной дороге <адрес>

- на мостовом сооружении, расположенном на участке с <адрес> согласно проекта организации дорожного движения от 2015 г.,

не установлены удерживающие дорожные ограждения, предусмотренное проектом организации дорожного движения, в соответствии с нормативными требованиями; не установлены отсутствующие, световозвращатели на барьерном дорожном ограждении; не окрашены дорожные ограждения, установленные на подходах к мостовому сооружению, в соответствии с нормативными требованиями (п. 92-95 Предписания).

В нарушение п. 4.4 ГОСТ Р 50597-93, п. 8 ГОСТ Р 52 289-2004, п. 4.2 методический рекомендаций по содержанию мостовых сооружений на автомобильных дорогах, утвержденных распоряжением «Росавтодора» -р от 30.08.1999, на автомобильной дороге <адрес>

- не внесены изменения в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения администрации Буденовского муниципального района, утвержденный постановлением администрации Буденновского муниципального района от 28.01.2014 г. с учетом автодорог <адрес> (п. 110 Предписания);

- не проведено обследование (специальный осмотр) мостовых переходов, расположенных на автомобильной дороге <адрес>, согласно <данные изъяты> «Инструкция по проведению осмотров мостов и труб на автомобильных дорогах» и СНиП 3.06.07-86 «Мосты и трубы правила обследований и испытаний», п. 4.6 Методических рекомендаций по содержанию мостовых сооружений на автомобильных дорогах, утвержденных распоряжением «Росавтодора» -р от 30.08.1999 (п. 116 Предписания);

- не разработаны отсутствующие книги инженерных сооружений

на мостовые переходы, расположенные на: автомобильной дороге <адрес> (п. 117 Предписания);

- не разработаны отсутствующие паспорта мостового перехода, расположенных на автомобильной дороге <адрес> согласно «Методических рекомендаций по содержанию мостовых сооружений на автомобильных дорогах», утвержденных Распоряжением РОСАВТОДОР -р от 30.08.1999 и «Инструкцией по диагностике мостовых сооружений на автомобильных дорогах», утвержденной Федеральным дорожным департаментом Минтранса России от 24.02.1996 (п. 118 Предписания).

В случае, если автомобильные дороги общего пользования не являются автомобильными дорогами федерального, регионального или межмуниципального значения, частными автомобильными дорогами и находятся на территории населенного пункта, то такие дороги являются собственностью округа и должны содержаться органом местного самоуправления в соответствии с требованиями безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения.

Выявленные нарушения законодательства свидетельствуют о неэффективном использовании органом местного самоуправления полномочий в сфере обеспечения безопасности дорожного движения и недостаточном внимании главы Буденновского муниципального округа к указанному направлению деятельности.

Таким образом, несоответствие автомобильной дороги требованиям установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти нарушают права неопределенного круга лиц на защиты жизни, здоровья и имущества.

Просит признать незаконным бездействие администрации Буденновского муниципального округа по непринятию мер к устранению нарушений законодательства о безопасности дорожного движения, в части содержания автомобильных дорог: <адрес> принадлежащих администрации Буденновского муниципального округа.

Обязать администрацию Буденновского муниципального округа Ставропольского края, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, принять меры к устранению выявленных нарушений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения на автомобильной дороге <адрес>

- установить на мостовом сооружении, расположенном на участке с <адрес> согласно проекта организации дорожного движения от 2015 г., удерживающие дорожные ограждения, предусмотренные проектом организации дорожного движения, в соответствии с нормативными требованиями; отсутствующие, световозвращатели на барьерном дорожном ограждении; окрасить дорожные ограждения, установленные на подходах к мостовому сооружению, в соответствии с нормативными требованиями (п. 59-60 Предписания);

На автомобильной дороге <адрес>

- установить на мостовом сооружении, расположенном на участке с <адрес>, согласно проекта организации дорожного движения от 2015 г., удерживающие дорожные ограждения, предусмотренные проектом организации дорожного движения, в соответствии с нормативными требованиями; установить отсутствующие, световозвращатели на барьерном дорожном ограждении; окрасить дорожные ограждения, установленные на подходах к мостовому сооружению, в соответствии с нормативными требованиями (п. 92-95 Предписания);

На автомобильной дороге <адрес>

- внести изменения в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения администрации Буденовского муниципального района, утвержденный постановлением администрации Буденновского муниципального района от 28.01.2014 г. с учетом автодорог <адрес> (п. 110 Предписания);

- провести обследование (специальный осмотр) мостовых переходов, расположенных на автомобильной дороге <адрес>, согласно <данные изъяты> «Инструкция по проведению осмотров мостов и труб на автомобильных дорогах» и СНиП 3.06.07-86 «Мосты и трубы правила обследований и испытаний», п. 4.6 Методических рекомендаций по содержанию мостовых сооружений на автомобильных дорогах, утвержденных распоряжением «Росавтодора» -р от 30.08.1999 (п. 116 Предписания);

- разработать отсутствующие книги инженерных сооружений на мостовые переходы, расположенные на: автомобильной дороге <адрес> (п. 117 Предписания);

- разработать отсутствующие паспорта мостового перехода, расположенных на автомобильной дороге <адрес> согласно «Методических рекомендаций по содержанию мостовых сооружений на автомобильных дорогах», утвержденных Распоряжением РОСАВТОДОР -р от 30.08.1999 и «Инструкцией по диагностике мостовых сооружений на автомобильных дорогах», утвержденной Федеральным дорожным департаментом Минтранса России от 24.02.1996 (п. 118 Предписания).

Помощник Будённовского межрайонного прокурора Матвеев Р.С. в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Представитель административного ответчика - администрации Будённовского муниципального округа Цатурова Л.Ю. в судебном заседании возражала против признания действий администрации Буденновского муниципального округа Ставропольского края незаконными, поскольку работа по исполнения предписания ТО ГАДН по СК от 2017 года проводится, но из-за недостатка финансирования, не все пункты в настоящее время исполнены.

Представитель заинтересованного лица ОГИБДД отдела МВД России по Будённовскому району в судебное заседание не явился, надлежащим образом был извещен о времени и месте его проведения, об уважительности причин неявки суд не уведомил, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил.

Представитель заинтересованного лица - территориального отдела государственного автодорожного надзора по Ставропольскому краю межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Северо-Кавказскому федеральному округу (ТО ГАДН по Ставропольскому краю) в судебное заседание не явился, надлежащим образом был извещен о времени и месте рассмотрения дела. В заявлении просил заседание в отсутствие их представителя.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, поскольку их явка в судебное заседание не признана судом обязательной.

Выслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а так же, в других случаях, предусмотренных федеральным законом.

В соответствии со ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, а также решают иные вопросы местного значения.

Как следует из положений п. 5 ч. 1 ст. 16, ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно Решения Думы Буденновского муниципального округа Ставропольского края от 9 ноября 2020 года «О правопреемстве органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования Буденновский муниципальный округ Ставропольского края», все имущество, находящееся в собственности преобразуемых в соответствии с Законом Ставропольского края от 31 января 2020 года -кз «О преобразовании муниципальных образований, входящих в состав Буденновского муниципального района Ставропольского края, и об организации местного самоуправления на территории Буденновского района Ставропольского края» муниципальных образований (<адрес>), а также все имущество, находящееся в собственности Буденновского муниципального района Ставропольского края, переходит в собственность вновь образованного муниципального образования Буденновский муниципальный округ Ставропольского края. Муниципальное образование Буденновский муниципальный округ Ставропольского края является правопреемником имущественных прав и обязанностей органов местного самоуправления преобразуемых муниципальных образований.

Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ( п. 4 абз. 7 ст. 6, ст. 12) (далее Закон № 196-ФЗ) закреплено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципального округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах соответственно муниципального округа при осуществлении дорожной деятельности.

Административным истцом, в подтверждение заявленных требований представлены распоряжение от 31.03.2017 года зам.начальника ТО ГАДН по Ставропольскому краю о проведении плановой выездной проверки в отношении администрации Будённовского муниципального района проверки исполнения органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления законодательства Российской Федерации в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства при решении ими вопросов местного значения и осуществлении полномочий по решению указанных вопросов, а также соответствия муниципальных правовых актов требованиям законодательства Российской Федерации в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, в соответствии с утвержденным планом проверок на 2017год и акт проверки от 21.06.2017 года.

В ходе выездной проверки администрации Буденновского муниципального района Ставропольского края, проведенной сотрудниками Территориального отдела государственного автодорожного надзора по Ставропольскому краю, выявлены нарушения обязательных требований в организации дорожной деятельности, требований Федерального закона № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации», Закона № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», требований, п. 8 ГОСТ Р 52 289-2004 (в настоящее время ГОСТ Р 52289-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" (утв. Приказом Росстандарта от 20.12.2019 N 1425-ст), «Временной Инструкции по диагностике мостовых сооружений на автомобильных дорогах» (утв. Распоряжением Минтранса России от 23.05.2003 №ОС-467-р),в состоянии и обустройстве автодорог: <адрес> принадлежащих администрации Буденновского муниципального района.

По данному факту администрации Буденновского муниципального района Ставропольского края 21.06.2017 было выдано предписание к акту проверки со сроком устранения нарушений до 04.12.2017 года (л.д.49-57).

Срок исполнения п.п. 13, 47, 59, 60, 61, 92, 93, 94, 95, 96, 110, 116, 117, 118 предписания от 21.06.2017 к акту проверки по ходатайству администрации Буденновского муниципального района Ставропольского края был продлен до 01.07.2021 (л.д.97).

02.09.2021 ТО ГАДН по СК принято решение об отказе в удовлетворении ходатайства администрации Буденновского муниципального округа и продлении срока исполнения предписания от 21.06.2017.

Таким образом, администрацией Буденновского муниципального округа не принято мер для устранения выявленных нарушений.

На автомобильной дороге <адрес>

- на мостовом сооружении, расположенном на участке с <адрес> согласно проекта организации дорожного движения от 2015 г., не установлены удерживающие дорожные ограждения, предусмотренные проектом организации дорожного движения, в соответствии с нормативными требованиями; не установлены отсутствующие, световозвращатели на барьерном дорожном ограждении; не окрашены дорожные ограждения, установленные на подходах к мостовому сооружению, в соответствии с нормативными требованиями (п. 59-60 Предписания).

На автомобильной дороге <адрес>

- на мостовом сооружении, расположенном на участке с <адрес>

<адрес> согласно проекта организации дорожного движения от 2015 г.,

не установлены удерживающие дорожные ограждения, предусмотренное проектом организации дорожного движения, в соответствии с нормативными требованиями; не установлены отсутствующие, световозвращатели на барьерном дорожном ограждении; не окрашены дорожные ограждения, установленные на подходах к мостовому сооружению, в соответствии с нормативными требованиями (п. 92-95 Предписания).

На автомобильной дороге <адрес>

- не внесены изменения в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения администрации Буденовского муниципального района, утвержденный постановлением администрации Буденновского муниципального района от 28.01.2014 г. с учетом автодорог «Подъезд к племрепродуктору совхоза «Преображенский» от автомобильной дороги <адрес> (п. 110 Предписания);

- не проведено обследование (специальный осмотр) мостовых переходов, расположенных на автомобильной дороге <адрес>(п. 116 Предписания);

- не разработаны отсутствующие книги инженерных сооружений на мостовые переходы, расположенные на: <адрес> (п. 117 Предписания);

- не разработаны отсутствующие паспорта мостового перехода, расположенных на автомобильной дороге <адрес> (п. 118 Предписания).

В случае, если автомобильные дороги общего пользования не являются автомобильными дорогами федерального, регионального или межмуниципального значения, частными автомобильными дорогами и находятся на территории населенного пункта, то такие дороги являются собственностью округа и должны содержаться органом местного самоуправления в соответствии с требованиями безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения.

Согласно ст.ст. 3, 6, 15, 17, 18 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность это деятельность по ремонту и содержанию автомобильных дорог; к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения; ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.

Выявленные нарушения законодательства свидетельствуют о неэффективном использовании органом местного самоуправления полномочий в сфере обеспечения безопасности дорожного движения и недостаточном внимании главы Буденновского муниципального округа к указанному направлению деятельности.

Таким образом, несоответствие автомобильной дороги требованиям установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти нарушают права неопределенного круга лиц на защиты жизни, здоровья и имущества.

На основании изложенного, административные исковые требования прокурора Будённовской межрайонной прокуратуры подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. 175-180КАС РФ, суд

решил:

Административные исковые требования прокурора Будённовской межрайонной прокуратуры Ставропольского края Алферова Р.В. к администрации Будённовского муниципального округа Ставропольского края о признании бездействия незаконным – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Будённовского муниципального округа Ставропольского края, выразившиеся в непринятии мер к устранению нарушений законодательства о безопасности до­рожного движения, в части содержания автомобильных дорог:

<адрес>

Обязать администрацию Буденновского муниципального округа Ставропольского края, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, принять меры к устранению выявленных нарушений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения на автомобильной дороге <адрес>

- установить на мостовом сооружении, расположенном на участке с <адрес> согласно проекта организации дорожного движения от 2015 года, удерживающие дорожные ограждения, предусмотренные проектом организации дорожного движения, в соответствии с нормативными требованиями; отсутствующие, световозвращатели на барьерном дорожном ограждении; окрасить дорожные ограждения, установленные на подходах к мостовому сооружению, в соответствии с нормативными требованиями (п. 59-60 Предписания);

На автомобильной дороге <адрес>

- установить на мостовом сооружении, расположенном на участке с <адрес> согласно проекта организации дорожного движения от 2015 г., удерживающие дорожные ограждения, предусмотренные проектом организации дорожного движения, в соответствии с нормативными требованиями; установить отсутствующие, световозвращатели на барьерном дорожном ограждении; окрасить дорожные ограждения, установленные на подходах к мостовому сооружению, в соответствии с нормативными требованиями;

На автомобильной дороге <адрес>

- внести изменения в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения администрации Буденовского муниципального района, утвержденный постановлением администрации Буденновского муниципального района от 28.01.2014 г. с учетом автодорог <адрес>

- провести обследование (специальный осмотр) мостовых переходов, расположенных на автомобильной дороге <адрес>

- разработать отсутствующие книги инженерных сооружений на мостовые переходы, расположенные на: автомобильной дороге <адрес>

- разработать отсутствующие паспорта мостового перехода, расположенных на автомобильной дороге <адрес>

Решение может быть обжаловано сторонами путем подачи апелляционной жалобы в Ставропольский краевой суд через Будённовский городской суд в течение месяца со дня вынесения окончательного решения.

Мотивированное решение составлено 22 декабря 2021 года.

Судья Соловьева О.Г.