Дело № 2а-173/18 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 12 марта 2018г. с. Владимиро – Александровское Приморский край Партизанский районный суд Приморского края в составе: председательствующего судьи Савельевой Н. П., при секретаре Дунаевой И. Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> в защиту прав неопределенного круга лиц к администрации <данные изъяты> муниципального района <адрес> о возложении обязанности, установил: прокурор обратился в суд с административным иском в защиту прав неопределенного круга лиц к администрации <данные изъяты> муниципального района в котором просил признать незаконным бездействие ответчика по ненаправлению в Федеральное агентство водных ресурсов предложений об определении границ зон затопления, подтопления и карт (планов) объектов землеустройства на территории <адрес>; возложить на ответчика обязанность направить в Федеральное агентство водных ресурсов предложения и документы (карты и планы) для постановки на кадастровый учёт границ с особыми условиями, - границ зон затопления, подтопления, расположенных на территории <данные изъяты> муниципального района, в течение 4 месяцев с момента вступления решения суда в силу. Впоследствии административный истец уточнил требования, просил признать незаконным бездействие ответчика, которое заключается в непринятии мер по подготовке карт (планов) зон затопления, подтопления на территории <данные изъяты> муниципального района и направлению в установленном порядке в департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>, обязать ответчика подготовить карты (планы) зон затопления, подтопления на территории <данные изъяты> муниципального района и направить в установленном порядке в департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>, в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. В обоснование уточненных требований истец указал, что прокуратурой района по заданию прокуратуры <адрес> проведена проверка исполнения требований градостроительного и земельного законодательства, законодательства о государственной регистрации недвижимости, по результатам которой установлено, что Генеральный план <данные изъяты> сельского поселения утвержден решением муниципального комитета от ДД.ММ.ГГГГ№, генеральный план <данные изъяты> сельского поселения утвержден решением муниципального комитета от ДД.ММ.ГГГГ№, план землепользования и застройки <данные изъяты> сельского поселения утвержден решением Думы Партизанского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№, генеральный план <данные изъяты> сельского поселения, схема территориального планирования утверждены решением муниципального комитета от ДД.ММ.ГГГГ№, генеральный план <данные изъяты> сельского поселения утвержден решением муниципального комитета от ДД.ММ.ГГГГ№, генеральный план <данные изъяты> сельского поселения утвержден решением муниципального комитета от ДД.ММ.ГГГГ№, генеральный план <данные изъяты> сельского поселения утвержден решением муниципального комитета от ДД.ММ.ГГГГ№, план землепользования и застройки <данные изъяты> муниципального района утвержден решением муниципального комитета от ДД.ММ.ГГГГ№, схема территориального планирования <данные изъяты> муниципального района утверждена решением Думы <данные изъяты> муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№, план землепользования и застройки межселенной территории Партизанского муниципального района утвержден решением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№. На основании решения Думы <данные изъяты> муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№ внесены изменения в правила землепользования и застройки сельских поселения <данные изъяты> муниципального района. Так на основании указанного решения в новой редакции приняты муниципальные правовые акты: «Правила землепользования и застройки Сергеевского сельского поселения Партизанского муниципального района». «Правила землепользования и застройки <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> муниципального района», «Правила землепользования и застройки <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> муниципального района», «Правила землепользования и застройки <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> муниципального района». Указанным решением Думы также внесены изменения в Правила землепользования и застройки <данные изъяты> сельского поселения Партизанского муниципального района. С учетом требований, установленных постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении границ зон затопления, подтопления», а также положений распоряжения администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ –№ администрация <данные изъяты> муниципального района должна осуществить комплекс мероприятий, направленных на определение местоположения границ зон, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости, с последующим направлением в установленный законом срок в департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>. Границы территорий, подверженных затоплению и подтоплению, отображаются на картах (схемах), содержащихся в схемах территориального планирования муниципального района (ст. ст. 19, 20, 21 ГрК РФ). Администрация <данные изъяты> муниципального района не направила в соответствующие органы предложений об определении границ зон подтопления <данные изъяты> муниципального района и соответствующих карт (планов) объектов землеустройства, что влечет невозможность определения Федеральным агентством водных ресурсов зон затопления, подтопления. В связи с не направлением вышеуказанных документов в Едином государственном реестре недвижимости отражены недостоверные сведения о границах зон с особыми условиями использования территории. Неопределение границ зон затопления и подтопления также влечет за собой не принятие администрацией <данные изъяты> муниципального района последовательных мер, направленных на предотвращение подтопления территорий муниципальных образований (сельских поселений) и межселенных территорий администрацией района, путем расширения и углубления русел рек в местах возможного подтопления и затопления, сооружения дамб и проведение иных мероприятий, направленных на минимализацию негативных последствий, в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных возможным затоплением и подтоплением территории, что в свою очередь ведет к нарушению прав неопределенного круга лиц, проживающих на территории зон затопления и подтопления Партизанского муниципального района. В судебном заседании представитель административного истца старший помощник прокурора <адрес> Королев Л. В. уточненные требования поддержал, настаивал на их удовлетворении. Представитель административного ответчика ФИО1 в судебном заседании административный иск в части основных требований признал, в части установления срока исполнения возложенной обязанности просил увеличить до одного года данный срок, учесть сложную административную процедуру принятия необходимых документов, требующих длительных временных и больших финансовых затрат. Суд, исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, полагает административный иск прокурора подлежащим частичному удовлетворению. Согласно части 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. В силу части 10 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственного и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). Границы зон затопления, подтопления определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В силу требований п. 3, 5 постановления Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении границ зон затопления, подтопления» границы зон затопления, подтопления определяются Федеральным агентством водных ресурсов на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об определении границ зон затопления, подтопления (далее - предложения) и сведений о границах такой зоны, которые должны содержать текстовое и графическое описания местоположения границ такой зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости (далее - сведения о границах зон затопления, подтопления). Требования к точности определения координат характерных точек границ зон затопления, подтопления устанавливаются Министерством экономического развития Российской Федерации. Зоны затопления, подтопления считаются определенными с даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об их границах. В случае принятия решения о согласовании заявления на графическом описании местоположения границ зон затопления, подтопления проставляется отметка, которая заверяется печатью и подписью уполномоченного должностного лица соответствующего органа, указанного в пункте 6 настоящих Правил. В судебном заседании установлено, что генеральный план <данные изъяты> сельского поселения утвержден решением муниципального комитета от ДД.ММ.ГГГГ№, генеральный план <данные изъяты> сельского поселения утвержден решением муниципального комитета от ДД.ММ.ГГГГ№, план землепользования и застройки <данные изъяты> сельского поселения утвержден решением Думы <данные изъяты> муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№, генеральный план <данные изъяты> сельского поселения, схема территориального планирования утверждены решением муниципального комитета от ДД.ММ.ГГГГ№, генеральный план <данные изъяты> сельского поселения утвержден решением муниципального комитета от ДД.ММ.ГГГГ№, генеральный план <данные изъяты> сельского поселения утвержден решением муниципального комитета от ДД.ММ.ГГГГ№, генеральный план <данные изъяты> сельского поселения утвержден решением муниципального комитета от ДД.ММ.ГГГГ№, план землепользования и застройки <данные изъяты> муниципального района утвержден решением муниципального комитета от ДД.ММ.ГГГГ№, схема территориального планирования Партизанского муниципального района утверждена решением Думы <данные изъяты> муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№, план землепользования и застройки межселенной территории <данные изъяты> муниципального района утвержден решением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№. На основании решения Думы <данные изъяты> муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№ внесены изменения в правила землепользования и застройки сельских поселения <данные изъяты> муниципального района. Так на основании указанного решения в новой редакции приняты муниципальные правовые акты: «Правила землепользования и застройки <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> муниципального района»; «Правила землепользования и застройки <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> муниципального района»; «Правила землепользования и застройки <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> муниципального района»; «Правила землепользования и застройки <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> муниципального района». Указанным решением Думы также внесены изменения в Правила землепользования и застройки <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> муниципального района. В соответствии с ч. 5 ст. 30 ГрК РФ на карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия, границы территорий исторических поселений федерального значения, границы территорий исторических поселений регионального значения. Указанные границы могут отображаться на отдельных картах. Вышеуказанными документами были определены, в том числе зоны затопления и подтопления, которые отражены на карте градостроительного зонирования, однако в Федеральное агентство водных ресурсов данные зоны не направлялись, указанным органом не утверждались, сведения в Росреестре о границах данных территориальных зон до настоящего времени отсутствуют, предложения с содержанием текстового описания и перечнем координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости администрацией Партизанского муниципального района в органы государственной власти субъекта <адрес> не направлялись, что является нарушением требований постановления Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении границ зон затопления, подтопления». Границы территорий, подверженных затоплению и подтоплению, отображаются на картах (схемах), содержащихся в схемах территориального планирования муниципального района (ст. ст. 19, 20, 21 ГрК РФ). Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления отнесено утверждение генеральных планов поселений и городских округов, схем территориального планирования муниципального района, утверждение правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов (схем территориального планирования) документации по планировке территорий. В связи с не направлением вышеуказанных документов в Едином государственном реестре недвижимости отражены недостоверные сведения о границах зон с особыми условиями использования территории. Бездействие администрации <данные изъяты> муниципального района по ненаправлению в соответствующие органы предложений об определении границ зон подтопления <данные изъяты> муниципального района и соответствующих карт (планов) объектов землеустройства влечет невозможность определения Федеральным агентством водных ресурсов зон затопления, подтопления. В связи с выявленными нарушениями главе администрации Партизанского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений требований действующего законодательства. Представление рассмотрено, однако меры, направленные на устранение выявленных нарушений администрацией <данные изъяты> муниципального района не приняты, границы зон с особыми условиями (зон затопления и подтопления) до настоящего времени не определены, в Федеральное агентство водных ресурсов не направлены. Неопределение границ указанных зон может повлечь нарушение застройщиками требования Водного Кодекса РФ при размещении новых населенных пунктов, строительства объектов капитального строительства, а также осуществления на земельных участках, фактически находящихся в зонах подтопления и затопления, мероприятий, прямо запрещенных законом, что в последующем повлечет признание сделок недействительными и причинение имущественного ущерба застройщикам. Статьей 67.1 Водного кодекса РФ, предусмотрено, что в целях предотвращения негативного воздействия вод (затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания) и ликвидации его последствий, должны проводится специальные защитные мероприятия в соответствии с данным Кодексом и другими федеральными законами. Размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в границах зон затопления, подтопления запрещаются. Поскольку администрация <данные изъяты> муниципального района не выполнила возложенные на нее законом обязанности по подготовке карт (планов) зон затопления, подтопления на территории <данные изъяты> муниципального района и направлению их в установленном порядке в департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>, суд приходит к выводу о незаконности бездействия органа местного самоуправления и необходимости возложения на нее этой обязанности. При этом срок, заявленный прокурором для исполнения принятого судом решения в течение <данные изъяты> месяцев, по мнению суда, является недостаточным. Ответчиком представлены доказательств невозможности исполнения обязанности в предложенный срок. Принимая во внимание доводы административного ответчика, необходимости выполнения большого объема работы, подготовки документов, финансовых затрат, суд полагает возможным установить срок исполнения настоящего решения в течение 12 месяцев со дня его вступления в законную силу. Руководствуясь ст. 175, 177-180 КАС РФ, суд решил: административный иск прокурора <адрес> в защиту прав неопределенного круга лиц к администрации <данные изъяты> муниципального района <адрес> о возложении обязанности удовлетворить частично. Признать незаконным бездействие администрации <данные изъяты> муниципального района <адрес> по непринятию мер по подготовке карт (планов) зон затопления, подтопления на территории <данные изъяты> муниципального района и направлению в установленном порядке в департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>. Возложить обязанность на администрацию <данные изъяты> муниципального района <адрес> в течение <данные изъяты> месяцев со дня вступления решения суда в законную силу подготовить карты (планы) зон затопления, подтопления на территории <данные изъяты> муниципального района и направить в установленном порядке в департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>. Решение в течение месяца с момента изготовления его в окончательном виде может быть обжаловано в <адрес>вой суд путем подачи апелляционной жалобы через Партизанский районный суд. Судья Н. П. Савельева |