ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-173/20 от 31.01.2020 Обской городского суда (Новосибирская область)

Дело № 2а-173/2020

54RS0031-01-2020-000095-86

Поступило 27.01.2020г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04 марта 2020 года г. Обь Новосибирской области

Обской городской суд Новосибирской области в составе председательствующего судьи Зайнутдиновой Е.Л.

при секретаре судебного заседания Шевцовой Л.Ю.,

рассмотрев в предварительном судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора г. Оби Новосибирской области к администрации г. Оби Новосибирской области о признании решения органа местного самоуправления незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Оби Новосибирской области обратился в суд с административным иском к администрации г. Оби Новосибирской области о признании решения органа местного самоуправления незаконным, в котором просит признать постановление администрации г. Оби от ДД.ММ.ГГГГ. «О переводе жилых помещений в нежилые помещения» незаконным и обязать администрацию г. Оби Новосибирской области отменить его. В обоснование своих требований указал, что постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ. многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, в установленном порядке признан аварийным и подлежащим реконструкции. Решением Обского городского суда Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ. бездействие администрации города, выразившееся в непринятии мер по обеспечению сохранности муниципального имущества жилых помещений и общего имущества в <адрес> в <адрес>, ограничению доступа третьих лиц в здание многоквартирного дома по <адрес>, установлению причиненного муниципальному образованию ущерба и его возмещению, признано незаконным, и суд обязал администрацию города принять меры по сохранности муниципального имущества жилых помещений и общего имущества в <адрес> в <адрес>, ограничению доступа третьих лиц в здание многоквартирного дома по <адрес>, установлению причиненного муниципальному образованию ущерба и его возмещению. ДД.ММ.ГГГГ. в отношении администрации города было возбуждено исполнительное производство . Однако, не принимая меры к исполнению судебного решения в полном объеме, ДД.ММ.ГГГГ. администрацией <адрес> издано постановление «О переводе жилых помещений в нежилые помещения», в соответствии с которым все жилые помещения, расположенные по адресу: <адрес>, переведены в нежилые, назначение здания изменено с «здание (многоквартирный дом, жилой дом) на «нежилое здание». В связи с этим, ДД.ММ.ГГГГ. постановлением начальника отдела судебных приставов по г. Оби исполнительное производство окончено в связи с невозможностью его исполнения. Вместе с тем, вопреки ст. 22-24 ЖК РФ, ч. 2 ст. 25, п. 14 ст. 1 ГрК РФ, абз. 1 п. 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России № 170 от 27.09.2003г., перепланировка, реконструкция жилых помещений, расположенных по адресу: <адрес>, администрацией города не производилась, процедуры, предусмотренные законодателем до вынесения оспариваемого постановления не проведены, какие-либо документы, предусмотренные названными статьями ЖК РФ в администрации города отсутствуют. В связи с этим, прокурором ДД.ММ.ГГГГ. был принесен протест, отклоненный письмом от ДД.ММ.ГГГГ., в котором указано об отсутствии необходимости в проведении процедур, указанных в протесте прокурора. Утверждает, что выводы администрации не основаны на законе, при этом принятие названного постановления повлекло за собой и иные нарушения. Так, МКД после планируемой реконструкции должен был быть обновлен, реставрирован, однако его функциональное назначение осталось бы неизменным, то есть во владении, пользовании и распоряжении собственника муниципального имущества после реконструкции должно было образоваться 27 жилых помещений, отвечающих всем требованиям жилищного и смежного с ним законодательства и подлежащих предоставлению гражданам, состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях в администрации г. Оби. Органы местного самоуправления осуществляют полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям. По состоянию на 22.01.2020г. в администрации г. Оби на учете нуждающихся в жилых помещениях состоит 1675 граждан, из них вставших на учет до 01.03.2005г. - 657 граждан. Исходя из изложенного, реализация полномочий собственника муниципального имущества не может являться основанием для невыполнения администрацией г. Оби обязанностей по обеспечению малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организации строительства и содержанию муниципального жилищного фонда и нарушать права таких граждан на обеспечение их жилыми помещениями. Ранее во исполнение обязательств по контракту , - от ДД.ММ.ГГГГ. на приобретение в муниципальную собственность жилых помещений (квартир) на первичном рынке для расселения граждан из ветхого аварийного фонда ООО «Инжиниринговая компания «Новолит» передал администрации города 27 жилых помещений, а администрация г. Оби перечислила застройщику бюджетные средства на общую сумму 16 946 763,66 руб. Исходя из изложенного, перевод указанных жилых помещений в нежилые, противоречит требованиям бюджетного законодательства и влечет за собой неэффективность использования бюджетных средств. Считает, что принятие 18.03.2019г. администрацией г. Оби постановления № 233 «О переводе жилых помещений в нежилые помещения» является безосновательной и должна быть расценена как злоупотребление правом с целью дальнейшего неисполнения судебного акта, так как в результате действий администрации города, выразившихся в принятии данного постановления созданы условия для не обеспечения малоимущих граждан, проживающих в г. Оби и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма.

В судебном заседании представитель административного ответчика ФИО1 заявил ходатайство о прекращении производство по делу в связи с тем, что пропущен срок на подачу искового заявления. Указал, что срок подачи административного искового заявления о признании незаконным постановления администрации г. Оби от ДД.ММ.ГГГГ. истекает в июне 2019 года. При этом также пояснил, что копия данного постановления была направлена в прокуратуру <адрес> среди прочих постановлений и распоряжений, принятых администрацией г. Оби Новосибирской области в марте 2019 года и получена ДД.ММ.ГГГГ., в связи с чем, утверждения представителя административного истца о том, что им не пропущен срок в связи с отсутствием оснований для проведения прокурорской проверки до прекращения исполнительного производства, не соответствуют действительности.

Представитель административного истца, помощник прокурора г. Оби Новосибирской области Фетисова Ж.В. считает ходатайство представителя административного ответчика не подлежащим удовлетворению, так как срок для подачи административного искового заявления не пропущен. Так, копии всех постановлений и распоряжений принятых органом местного самоуправления в марте 2019 года были направлены в прокуратуру г. Оби Новосибирской области для сведения по собственной инициативе администрации г. Оби, в рамках возложенных на прокурора полномочий не истребовались. Указывает, что установить наличие, либо отсутствие нарушений федерального законодательства при вынесении оспариваемого постановления, равно как и других правовых актов, представленных администрацией города по собственной инициативе 03.04.2019г. не представилось возможным, поскольку это требовало истребование документов, являющихся основанием принятия решения, что возможно только в ходе проведения прокурорской проверки в порядке ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» при наличии к тому предусмотренных законом оснований (информация о нарушении закона, обращений гражданина), которые на момент поступления оспариваемого постановления отсутствовали. В декабре 2019 года в ходе рассмотрения судом заявления администрации города Оби о прекращении исполнительного производства , возбужденного на основании исполнительного листа от 21.01.2019г., выданного Обским городским судом по делу по административному иску прокурора о признании бездействия администрации г. Оби, главы г. Оби незаконными, ответчиком была приобщена копия постановления от ДД.ММ.ГГГГ. «О переводе жилых помещений в нежилые помещения», а также указано на то, что указанным постановлением жилое здание по <адрес> переведено в статус нежилого, в связи с чем, дальнейшее исполнение судебного решения невозможно. В связи с этим, 04.12.2019г. участвующим в процессе помощником прокурора составлен рапорт о нарушении закона, требующем проведения проверки, который в соответствии со ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре РФ» явился основанием для вынесения решения о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ. Решение о проведении проверки и требование о предоставлении информации в тот же день направлено в администрацию г. Оби, что подтверждается снимком экрана электронной почты. Проведение проверки поручено помощнику прокурора г. Оби Федосееву С.С., которому установлен срок проведения такой проверки с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. По результатам проверки с учетом полученной в ходе нее информации и документам помощником прокурора г. Оби Федосеевым С.С. сделан вывод о нарушении администрацией г. Оби федерального законодательства при вынесении оспариваемого постановления, подготовлен протест, который ДД.ММ.ГГГГ. направлен административному ответчику. Таким образом, днем когда прокурору стало известно о нарушении прав неопределенного круга лиц, является день фактического окончания проверки, проведенной на основании принятого ДД.ММ.ГГГГ. решения и принесения протеста на оспариваемое постановления. Довод ответчика о том, что прокурору г. Оби стало известно о нарушении прав неопределенного круга лиц 03.04.2019г., то есть в день поступления копии оспариваемого постановления в прокуратуру города, не может являться основанием для исчисления срока для обращения в суд, так как не свидетельствует о том, что прокурор мог и должен был узнать в установленном законом порядке о нарушении прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Выслушав представителей сторон, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (ч. 8 ст. 219 КАС РФ).

На основании ч. 1 ст. 93 КАС РФ процессуальный срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца установленного срока. В случае, если окончание процессуального срока, исчисляемого месяцами, приходится на месяц, который не имеет соответствующего числа, процессуальный срок истекает в последний день этого месяца.

Как установлено судом, постановление администрации г. Оби от ДД.ММ.ГГГГ. «О переводе жилых помещений в нежилые помещения» поступило в адрес прокуратуры <адрес> 03.04.2019г. Следовательно, после данной даты сотрудники прокуратуры г. Оби Новосибирской области имели возможность ознакомиться с содержанием данного постановления.

Суд не может признать убедительными доводы представителя административного истца о том, что после поступления в адрес прокуратуры г. Оби Новосибирской области 03.04.2019г. данного постановления отсутствовала возможность для установления наличия либо отсутствия нарушений федерального законодательства при вынесении оспариваемого постановления, поскольку истребование документов, являющихся основанием принятия решения, было возможно только в ходе проведения прокурорской проверки в порядке ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» при наличии к тому предусмотренных законом оснований, которые на момент поступления оспариваемого постановления отсутствовали.

Так, административному истцу было достоверно известно, что в отношении жилых помещений дома, расположенного по адресу: <адрес>, вынесено решение Обского городского суда Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ., которым суд обязал администрацию города принять меры по сохранности муниципального имущества жилых помещений и общего имущества в <адрес> в <адрес>, ограничению доступа третьих лиц в здание многоквартирного дома по <адрес>, установлению причиненного муниципальному образованию ущерба и его возмещению, поскольку гражданское дело было возбуждено по иску прокурора <адрес>.

Из оспариваемого постановлении явно усматривается, что жилые квартиры дома по адресу: <адрес>, переводятся в нежилые, из чего следовала невозможность исполнения решения суда в связи со сменой статуса помещений дома, расположенного по адресу: <адрес>.

В соответствии ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.

Таким образом, в оспариваемом постановлении имелась информация, указывающая на невозможность дальнейшего исполнения вышеуказанного судебного решения, и прокурору г. Оби Новосибирской области была предоставлена возможность ознакомиться с его содержанием. В связи с чем, данное обстоятельство подлежало прокурорской проверке. Доказательств наличия препятствий для проведения данной проверки после получения копии постановления администрации г. Оби Новосибирской области суду не представлено.

Кроме того, судом установлено, что прокурорская проверка исполнения жилищного, бюджетного законодательства администрацией г. Оби Новосибирской области, после проведения которой было подано административное исковое заявление, была проведена на основании рапорта помощника прокурора г. Оби Новосибирской области Федосеева С.С. в связи с ознакомлением с копией оспариваемого постановления.

Таким образом, днем, когда прокурор мог и должен был узнать о нарушении прав неопределенного круга лиц, является день получения копии оспариваемого постановления администрации г. Оби Новосибирской области, а именно ДД.ММ.ГГГГ. Следовательно, срок подачи административного искового заявления истекал ДД.ММ.ГГГГ

Согласно штампу входящей корреспонденции, административное исковое заявление прокурора г. Оби Новосибирской области к администрации г. Оби Новосибирской области о признании решения органа местного самоуправления незаконным подано ДД.ММ.ГГГГ

С учетом изложенного, административное исковое заявление подано в Обской городской суд с пропуском установленного законом срока.

Ходатайство о восстановлении пропущенного срока подачи административного искового заявления представителем административного истца не заявлялось, доказательств наличия уважительных причин пропуска срока суду не представлено, в связи с чем, возможность восстановления пропущенного срока обращения не установлена.

При таких обстоятельствах, имеется основания для отказа в удовлетворении административного иска прокурора г. Оби Новосибирской области к администрации г. Оби Новосибирской области о признании решения органа местного самоуправления незаконным.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора г. Оби Новосибирской области к администрации г. Оби Новосибирской области о признании решения органа местного самоуправления незаконным оставить без удовлетворения.

Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела, может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд через Обской городской суд Новосибирской области в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Судья Е.Л. Зайнутдинова