ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-173/2022 от 03.06.2022 Порховского районного суда (Псковская область)

УИД 60RS0019-01-2022-000311-53

Дело № 2а-173/2022

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

3 июня 2022 года г. Порхов

Порховский районный суд Псковской области в составе

председательствующего судьи Капустиной Н.А.

при секретарях Сибирцевой И.В., Кибиревой М.В.

с участием административного истца – заместителя прокурора Порховского района Псковской области Семеновой Л.Е., старшего помощника прокурора Порховского района Басовой Л.Н.

представителя административного ответчика – Главы сельского поселения «Полонская волость» Порховского района Псковской области Гаврилова А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-173/2022 по административному иску заместителя прокурора Порховского района Псковской области, обратившегося в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации сельского поселения «Полонская волость» Порховского района Псковской области о признании незаконным бездействия по непринятию мер по охране земель

У С Т А Н О В И Л:

Заместитель прокурора Порховского района Псковской области Семенова Л.Е. изначально обратилась в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Администрации сельского поселения «Полонская волость» Порховского района Псковской области о признании незаконным бездействия по непринятию муниципальной программы использования и охраны земель муниципального образования «Полонская волость». Обязании Администрации сельского поселения «Полонская волость» Порховского района Псковской области в срок до 31.07.2022 принять меры по разработке и утверждению муниципальной программы использования и охраны земель на территории сельского поселения «Полонская волость» Порховского района Псковской области, отвечающей требованиям федерального законодательства.

В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой Порховского района Псковской области проведена проверка исполнения земельного законодательства Администрацией сельского поселения «Полонская волость» Порховского района Псковской области, в результате которой установлено, что в нарушение положений ч.3 ст. 14, ч. 1, 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.1 ст.13, п.1 ст.11 Земельного кодекса Российской Федерации Администрацией сельского поселения «Полонская волость» Порховского района Псковской области не разработана и не утверждена муниципальная программа использования и охраны земель муниципального образования «Полонская волость» Порховского района Псковской области, отвечающая требованиям федерального законодательства, что влечет нарушение прав неопределенного круга лиц в части обеспечения прав граждан на благоприятную и безопасную среду жизнедеятельности. В целях устранения выявленных нарушений, прокуратурой Порховского района в адрес Главы Администрации сельского поселения «Полонская волость» Порховского района Псковской области 08.04.2022 вынесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено. Однако, разработать и утвердить муниципальную программу использования и охраны земель муниципального образования в месячный срок Администрацией сельского поселения «Полонская волость» Порховского района Псковской области не представляется возможным, поскольку в местном бюджете текущего года денежные средства на данные мероприятия не предусмотрены.

В судебном заседании заместитель прокурора Порховского района Псковской области Семенова Л.Е., а в последующем старший помощник прокурора Порховского района Басова Л.Н. заявленные требования изменили. Просят суд признать незаконным бездействие Администрации сельского поселения «Полонская волость» Порховского района Псковской области, выразившееся в непринятии мер по охране земель, являющихся собственностью сельского поселения «Полонская волость», а именно в непринятии муниципальной программы, содержащей мероприятия по использованию и охране земель. Обязать Администрацию сельского поселения «Полонская волость» Порховского района Псковской области принять меры к охране земель, являющихся собственностью сельского поселения «Полонская волость», путем разработки муниципальной программы, содержащей мероприятия по использованию и охране земель, предусматривающей их финансирование из средств местного бюджета сельского поселения «Полонская волость» в срок до 01.02.2023.

Представитель административного ответчика – Гаврилов А.В. измененные исковые требования с учетом требований ст. 46, 157 КАС РФ признал в полном объеме.

Выслушав стороны административного судопроизводства, изучив материалы дела, суд находит административный иск заместителя прокурора Порховского района Псковской области подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.

В силу ч.2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии с п.п. 2,3 ч.1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде (пункт 2).

Приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат (пункт 3).

В силу ст. 12 ЗК РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

Согласно ч. 1 ст. 13 ЗК РФ охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.

В соответствии с п.п. 1-3 ч. 2 ст. 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения (п.1); защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия (п.2); защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению мелиоративных защитных лесных насаждений, сохранению достигнутого уровня мелиорации (п.3).

Исходя из положений ч.1 ст. 79 ЗК РФ сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

Согласно положений ч.3 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

В соответствии с ч.ч. 1, 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты (ч.1 ст.7).

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (ч. 4 ст.7).

Пунктом 4 ст.2 ЗК РФ предусмотрено, что на основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

Согласно п.1 ст.11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Согласно Выписке из Реестра муниципальной собственности в собственности муниципального образования «Полонская волость» Порховского района Псковской области находятся земельные участки:

спортивная площадка с КН , находящаяся по адресу: <адрес>;

земельный участок под зданием Администрации, площадью кв.м., с КН , находящийся по адресу: <адрес>;

земельный участок под зданием Администрации, площадью кв.м., с КН , находящийся по адресу: <адрес>;

земельный участок под зданием Администрации (ритуальное), площадью кв.м., с КН , находящийся по адресу: <адрес>;

земельный участок под зданием Администрации, площадью кв.м., с КН , находящийся по адресу: <адрес>;

<адрес><адрес>;

земельный участок для обслуживания кладбища, площадью кв.м., с КН , находящийся по адресу: <адрес>;

земельный участок для обслуживания кладбища, площадью кв.м., с КН , находящийся по адресу: <адрес>;

земельный участок для обслуживания кладбища, площадью кв.м., с КН , находящийся по адресу: <адрес>;

земельный участок для обслуживания братского захоронения, площадью кв.м., с КН , находящийся по адресу: <адрес>;

земельный участок для обслуживания кладбища, площадью кв.м., с КН , находящийся по адресу: <адрес>;

земельный участок для обслуживания кладбища, площадью кв.м., с КН , находящийся по адресу: <адрес><адрес>;

земельный участок для обслуживания кладбища, с КН находящийся по адресу: <адрес>;

земельный участок для обслуживания кладбища, площадью кв.м., с КН , находящейся по адресу: <адрес>;

земельный участок для обслуживания братского захоронения, площадью кв.м., с КН , находящийся по адресу: <адрес>;

земельный участок для обслуживания братского захоронения, площадью кв.м., с КН находящейся по адресу: <адрес><адрес>;

земельный участок для обслуживания кладбища, площадью кв.м., с КН , находящийся по адресу: <адрес>;

земельный участок для обслуживания кладбища, площадью кв.м., с КН , находящийся по адресу: <адрес>;

земельный участок для обслуживания кладбища, площадью кв.м., с КН , находящийся по адресу: <адрес>

земельный участок для обслуживания кладбища, площадью кв.м., с КН , находящийся по адресу: <адрес>, <адрес>;

земельный участок для обслуживания кладбища, площадью кв.м., с КН , находящийся по адресу: <адрес>;

земельный участок для обслуживания кладбища, площадью кв.м., с КН , находящийся по адресу: <адрес>;

кладбища, для размещения кладбищ, площадью кв.м., с КН находящийся по адресу: <адрес>;

кладбища, площадью не определена, с КН , находящийся по адресу: <адрес>;

кладбища, площадью кв.м., с КН , находящийся по адресу: <адрес>;

кладбища, площадью кв.м., с КН , находящийся по адресу: <адрес>;

кладбища, площадью кв.м., с КН , находящийся по адресу: <адрес>;

кладбища, с КН , находящийся по адресу: <адрес>;

земельный участок для ведения сельского хозяйства, площадью кв.м., с КН , находящийся по адресу: <адрес>

земельный участок для ведения сельского хозяйства, площадью кв.м., с КН , находящийся по адресу: <адрес>

земельный участок для ведения сельского хозяйства, площадью кв.м., с КН , находящийся по адресу: <адрес>

земельный участок для ведения сельского хозяйства, площадью кв.м., с КН , находящийся по адресу: <адрес>

земельный участок для ведения сельского хозяйства, площадью кв.м., с КН , находящийся по адресу: <адрес>

земельный участок для ведения сельского хозяйства, площадью кв.м., с КН , находящийся по адресу: <адрес>;

земельный участок для ведения сельского хозяйства, площадью кв.м., с КН , находящийся по адресу: <адрес>

земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, площадью кв.м., с КН находящийся по адресу: <адрес> (л.д.9-11).

Как следует из материалов дела заместителем прокурора Порховского района Псковской области Семеновой Л.Е. во исполнение п.2.12 Решения коллегии прокуратуры Псковской области от ДД.ММ.ГГГГ за и на основании ст. 22 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», 05.04.2022 было принято Решение о проведении проверки в отношении сельского поселения «Полонская волость» Порховского района Псковской области с целью исполнения сельским поселением требований земельного законодательства (л.д.7).

Согласно Акту по результатам проверки исполнения Администрацией сельского поселения «Полонская волость» Порховского района Псковской области земельного законодательства от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что Администрацией сельского поселения «Полонская волость», в нарушение п. 1 ст. 11, ст. 12, п.п. 1-3 ч. 2 ст. 13, ч. 1 ст. 79 ЗК РФ и ч.3 ст. 14, ч.ч.1, 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальные программы использования и охраны земель муниципального образования, отвечающие требованиям федерального законодательства, не разработаны и не утверждены (л.д.8).

В целях устранения нарушений земельного законодательства заместителем прокурора Порховского района Псковской области Семеновой Л.Е. в адрес Главы Администрации сельского поселения «Полонская волость» Порховского района Псковской области Гаврилова А.В. было вынесено представление об устранении нарушений земельного законодательства от ДД.ММ.ГГГГ за , в котором безотлагательно предлагалось принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, причин и условий, им способствующих и недопущению их впредь, а именно: разработать и утвердить муниципальную программу использования и охраны земель муниципального образования «Полонская волость» Порховского района Псковской области (л.д.12-14).

Согласно ч.2 ст. 179 БК РФ муниципальные программы, предлагаемые к реализации начиная с очередного финансового года, утверждаются в сроки, установленные местной администрацией, то есть в текущем финансовом году до начала реализации соответствующей муниципальной программы.

Из сообщения Главы Администрации сельского поселения «Полонская волость» Порховского района Псковской области Гаврилова А.В., адресованного заместителю прокурора Порховского района Псковской области Семеновой Л.Е. от ДД.ММ.ГГГГ за , следует, что представление прокуратуры об устранении нарушений земельного законодательства от ДД.ММ.ГГГГ за Администрацией сельского поселения «Полонская волость» рассмотрено, сведения, указанные в Представлении нашли свое подтверждение, муниципальные программы использования и охраны земель муниципального образования «Полонская волость» не разработаны в связи с отсутствием финансирования, так как на 2022 год денежные средства на указанные мероприятия не заложены. При разработке проекта бюджета на 2023 год будут заложены средства на разработку муниципальной программы использования и охраны земель муниципального образования «Полонская волость» (л.д.15).

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов административного дела Администрацией сельского поселения «Полонская волость» Порховского района Псковской области в нарушение п. 1 ст. 11, ст. 12, п.п. 1-3 ч. 2 ст. 13, ч. 1 ст. 79 ЗК РФ и ч.3 ст. 14, ч.ч.1, 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не разработана и не утверждена муниципальная программа использования и охраны земель муниципального образования «Полонская волость» Порховского района Псковской области, отвечающая требованиям федерального законодательства, что влечет нарушение прав неопределенного круга лиц в части обеспечения прав граждан на благоприятную и безопасную среду жизнедеятельности.

Таким образом, суд приходит к выводу, что административный иск подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 178-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Административный иск заместителя прокурора Порховского района Псковской области, обратившегося в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения «Полонская волость» Порховского района Псковской области о признании незаконным бездействия по непринятию мер по охране земель, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации сельского поселения «Полонская волость» Порховского района Псковской области, выразившееся в непринятии мер по охране земель, являющихся собственностью сельского поселения «Полонская волость» Порховского района Псковской области, а именно в непринятии муниципальной программы, содержащей мероприятия по использованию и охране земель.

Обязать Администрацию сельского поселения «Полонская волость» Порховского района Псковской области принять меры к охране земель, являющихся собственностью сельского поселения «Полонская волость» Порховского района Псковской области, путем разработки муниципальной программы, содержащей мероприятия по использованию и охране земель, предусматривающей их финансирование из средств местного бюджете сельского поселения «Полонская волость» Порховского района Псковская область в срок до 01.02.2023.

Решение в окончательной форме составлено 10 июня 2022 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд в течение одного месяца со дня составления решения суда в окончательной форме.

Судья: Н.А. Капустина

Решение в законную силу не вступило.