ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-173/2024 от 16.01.2024 Бугурусланского районного суда (Оренбургская область)

Адм.д. № 2а -173/2024 (2а-2439/2023)

УИД56RS0007-01-2023-003870-22

Решение

Именем Российской Федерации

16 января 2024 года г.Бугуруслан

Бугурусланский районный суд Оренбургской области

в составе председательствующего судьи Пичугиной О.П.,

при секретаре Тихоновой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску администрации муниципального образования «Пилюгинский сельсовет» Бугурусланского района Оренбургской области к ведущему судебному приставу-исполнителю Бугурусланского районного отделения судебных приставов ГУ ФССП России по Оренбургской области Деденёвой Лилии Николаевне, начальнику отделения – старшему судебному приставу Бугурусланского районного отделения судебных приставов ГУ ФССП России по Оренбургской области Медведевой Анастасии Михайловне, временно исполняющему обязанности начальника отделения – старшего судебного пристава Бугурусланского районного отделения судебных приставов ГУ ФССП России по Оренбургской области Карабельщиковой Олесе Витальевне, Главному управлению Федеральной службы судебных приставов России по Оренбургской области, об освобождении от уплаты исполнительского сбора,

установил:

администрация муниципального образования «Пилюгинский сельсовет» Бугурусланского района Оренбургской области обратилась в суд с административным иском к ведущему судебному приставу-исполнителю Бугурусланского районного отделения судебных приставов ГУ ФССП России по Оренбургской области Деденёвой Л.Н., указывая на то, что в отношении административного истца возбуждено исполнительное производство № 55853/23/56010-ИП от 06.06.2023 на основании исполнительного документа исполнительного листа от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Бугурусланским районным судом по делу № 2(1)а-1063/2022 вступившему в законную силу 20.08.2022, предмет исполнения: Обязать администрацию муниципального образования «Пилюгинский сельсовет» Бугурусланского района Оренбургской области после вступления в законную силу судебного решения в десятидневный срок создать вокруг населенных пунктов с. Пилюгино с восточной стороны (за исключением северной стороны где имеется водная преграда) противопожарную минерализованную полосу шириной не менее 10 метров, обновить имеющиеся в южной, западной и северо-западной части участки противопожарной минерализованной полосы.

25.09.2023 исполнительное производство окончено в связи с выполнением требований в полном объеме.

07.07.2023 судебным приставом-исполнителем Бугурусланского РОСП Деденевой Л.Н., вынесено постановление о взыскании исполнительного сбора по исполнительному производству в размере 50000 руб. неимущественного характера и установления нового срока исполнения.

Считают, что вина администрации в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения решения суда отсутствует, т.к. были проявлены должная степень заботливости и осмотрительности для исполнения судебного решения, с учетом того, что решение суда было исполнено, с учетом того обстоятельства, что в бюджете муниципального образования «Пилюгинский сельсовет» отсутствовали средства необходимые для создания противопожарной минерализованной полосы.

В целях добровольного исполнения судебного решения администрацией Пилюгинского сельсовета 22.09.2023 в Бугурусланский РОСП направлен акт о выполненных работах по проведению минерализованных полос в с. Пилюгино Бугурусланского района Оренбургской области.

Просили освободить администрацию муниципального образования «Пилюгинский сельсовет» Бугурусланского района Оренбургской области от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей, установленного административным ответчиком.

Определением суда от 22.12.2023 к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены начальник отделения – старший судебный пристав Бугурусланского РОСП ГУ ФССП России по Оренбургской области Медведева А.М., временно исполняющий обязанности начальника отделения – старшего судебного пристава Бугурусланского РОСП ГУ ФССП России по Оренбургской области Карабельщикова О.В., Главное управление Федеральной службы судебных приставов России по Оренбургской области.

Представитель административного истца, административные ответчики, представитель административного ответчика в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом. Суд в соответствии с ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 11 ст. 30 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - ФЗ Об исполнительном производстве) если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

В силу ч. 12 ст. 30 ФЗ Об исполнительном производстве срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

В соответствии с ч. 1 ст. 105 ФЗ Об исполнительном производстве, в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

В силу ч. 1 ст. 112 ФЗ Об исполнительном производстве исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Согласно части 2 статьи 112 ФЗ Об исполнительном производстве, исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.

Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (часть 6 статьи 112 ФЗ Об исполнительном производстве).

С учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи (часть 7 статьи 112 ФЗ Об исполнительном производстве).

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).

Как следует из п. 1 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Как следует из материалов дела и установлено судом, решением Бугурусланского районного суда Оренбургской области 12.07.2022, вступившим в законную силу 20.08.2022, административное исковое заявление административному иску Бугурусланского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Пилюгинский сельсовет» Бугурусланского района Оренбургской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по решению вопросов в части исполнения законодательства о пожарной безопасности удовлетворено. Указанным решением на администрацию муниципального образования «Пилюгинский сельсовет» Бугурусланского района Оренбургской области возложена обязанность после вступления в законную силу судебного решения в десятидневный срок создать вокруг населенных пунктов с. Пилюгино с восточной стороны (за исключением северной стороны где имеется водная преграда) противопожарную минерализованную полосу шириной не менее 10 метров, обновить имеющиеся в южной, западной и северо-западной части участки противопожарной минерализованной полосы.

На основании указанного решения ДД.ММ.ГГГГ выдан исполнительный лист ФС .

Судебным приставом-исполнителем Бугурусланского РОСП ГУФССП России по Оренбургской области на основании указанного исполнительного документа 06.06.2023 возбуждено исполнительное производство № 55853/23/56010-ИП и установлен срок для добровольного исполнения 5 дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства.

25.09.2023 ведущим судебным приставом-исполнителем Бугурусланского РОСП УФФСП России по Оренбургской области Деденевой Л.Н. вынесено постановление об окончании исполнительного производства № 55853/23/56010-ИП в отношении администрации МО «Пилюгинский сельсовет» Бугурусланского района в связи выполнением требований исполнительного документа в полном объеме.

07.07.2023 судебным приставом-исполнителем Бугурусланского РОСП УФФСП России по Оренбургской области вынесено постановлении о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 рублей с должника администрации МО «Пилюгинский сельсовет» Бугурусланского района.

В пункте 74 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" разъяснено, что суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве", либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (ч. 6, 7, 9 ст. 112 ФЗ Об исполнительном производстве, ч. 3 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в абз. 2 п. 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", лица, не являющиеся субъектами предпринимательской деятельности, могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п. 1 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

Должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объеме исполнены им сразу после истечения срока для добровольного исполнения, однако такие действия должника с учетом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть.

По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Следовательно, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.

При этом обязанность доказывания совершения всех возможных действий, подтверждающих намерение исполнить исполнительный документ в добровольном порядке, а также наличия уважительных причин, повлекших невозможность его своевременного исполнения, возложена на должника.

При соблюдении судебным приставом-исполнителем обязанности указать в постановлении о взыскании исполнительского сбора, вынесенного в рамках конкретного исполнительного производства в процессе принудительного исполнения, обстоятельств совершенного в процессе исполнительного производства должником правонарушения, а также доказательств, подтверждающих несоблюдение должником законных требований государства, несовершение должником действий, направленных на исполнение решения суда без уважительных причин в установленный срок, соблюдение срока и порядка привлечения должника к ответственности, должник должен доказать отсутствие своей вины, а также нарушение своих прав, свобод и законных интересов обжалуемым постановлением о взыскании исполнительского сбора.

Такой подход обусловлен правовой природой исполнительского сбора как санкции штрафного характера, представляющей собой возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Следовательно, исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 13-П, от 19 января 2017 года N 1-П, Определение от 2 апреля 2015 года N 654-О и др.).

Таким образом, суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру лежащей на нем обязанности и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа.

Следовательно, для правильного разрешения заявленных требований правовое значение имеет решение вопроса, приняла ли администрация все зависящие от нее меры в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства, имеются ли реальные причины, находящиеся вне ее контроля и препятствующие административному истцу в установленный пятидневный срок добровольно исполнить требования исполнительного документа.

Так, при наличии формальных оснований для вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора с администрации, у последней с учетом вышеизложенных обстоятельств отсутствовала реальная возможность для исполнения исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок.

В соответствии с ч.2 ст. 72 БК РФ государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных пунктом 3 настоящей статьи.

Выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только сначала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета, что предусмотрено ч. 2 ст. 83 БК РФ.

Поставка товаров и выполнение работ для муниципальных нужд за счет средств муниципального бюджета осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг да обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Сроки, установленные Федеральным законом от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», необходимые для проведения конкурсных процедур превышают пятидневный срок, установленный судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения решения суда.

Как следует из материалов дела, судебное постановление исполнено, работы по созданию противопожарной минерализованной полосы выполнены.

Оценив представленные доказательства, принимая во внимание предмет исполнительного производства, требующий значительных временных затрат и наличия необходимого финансирования, суд приходит к выводу о том, что у органа местного самоуправления имелись объективные причины, препятствующие исполнению им требований исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок, который является заведомо недостаточным, а потому виновного бездействия по неисполнению требований исполнительного документа им не допущено.

Следовательно, имеются основания для освобождения администрации муниципального образования «Пилюгинский сельсовет» Бугурусланского района Оренбургской области от взыскания исполнительского сбора.

При таких обстоятельствах суд считает требования административного истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.178-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

административный иск администрации муниципального образования «Пилюгинский сельсовет» Бугурусланского района Оренбургской области об освобождении от уплаты исполнительского сбор – удовлетворить.

Освободить администрацию муниципального образования «Пилюгинский сельсовет» Бугурусланского района Оренбургской области от уплаты: исполнительского сбора в сумме 50000 рублей, взысканного постановлением ведущего судебного пристава – исполнителя Бугурусланского РОСП Деденевой Л.Н. № 56010/23/228041 от 07.07.2023 по исполнительному производству № 55853/23/56010-ИП.

Решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Оренбургского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Бугурусланский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья О.П. Пичугина

Мотивированное решение изготовлено 23.01.2024