ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1741/2016 от 18.10.2016 Читинского районного суда (Забайкальский край)

Дело №2а-1741/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 октября 2016г. Читинский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего Сандановой Д.Б. при секретаре Максимовой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Чита административное дело по административному иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучии человека Роспотребнадзора по Забайкальскому краю к МОУ СОШ <адрес>, Комитету образования администрации муниципального района "Читинский район", администрации муниципального района "Читинский район", Министерству финансов Забайкальского края, Министерству образования, науки и молодежной политики Забайкальского края

о признании бездействия административных ответчиков МОУ СОШ <адрес>, Комитета образования администрации муниципального района "Читинский район", администрации муниципального района "Читинский район"по выполнению санитарных требований, по устранению нарушении санитарного законодательства незаконным, нарушающим право граждан на благоприятную среду обитания,

об обязании МОУ СОШ <адрес> устранить нарушения санитарного законодательства

об обязании Комитета образования администрации муниципального района "Читинский район", администрации муниципального района "Читинский район" организовать финансирование работ путем перечисления денежных средств на проведение мероприятий по устранению нарушений санитарного законодательства

об обязании Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края осуществить, за счет средств выделяемых в качестве субвенций согласно представленной заявке, финансирование Администрации муниципального района «Читинский район» на приобретение МОУ СОШ <адрес> учебной мебели в учебные помещения (кабинеты) для обучающихся согласно росто-возрастных особенностей, в случае недостаточности средств у образовательного учреждения, в срок до 27.02.2017 года,

об обязании Министерства финансов Забайкальского края осуществить, за счет средств выделяемых в качестве субвенций согласно представленной заявке, финансирование Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края на; приобретение МОУ СОШ <адрес> учебной мебели в учебные помещения (кабинеты) для обучающихся согласно росто-возрастных особенностей, в случае недостаточности средств у образовательного учреждения, в срок до 27.02.2017.

установил:

Руководитель Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю главный государственный санитарный врач В.И. Пинтусов обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на следующее:

На основании распоряжения заместителя руководитель Управления Роспотребнадзора №14 от 10.02.2016г. проведена плановая выездная проверка МОУ СОШ <адрес>. В ходе проверки были выявлены нарушения, по поводу которых МОУ СОШ <адрес> было выдано предписание об устранении выявленных нарушений санитарных правил №183 от 12.04.2016г. Управлением при проведении проверки были установлены факты нарушения п.4.25,4.27, 5.3, 5.2,9.3, 10.7,10.8, 10.10 СанПиН 2.4.2821-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях, табл.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий», п.6.6., 6.14,6.18 СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания в общеобразовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования».

Таким образом, образовательным учреждением не выполняются требования санитарного законодательства, что свидетельствует о том, что не созданы безопасные условия для образования детей в учреждении, создана угроза жизни здоровью детей и персонала. Бездействие образовательного учреждения по выполнению требований санитарного законодательства противоречит ст.42 Конституции РФ, ст.8 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии" от 30.03.1999г.

Ответчиком не выполняются требования санитарного законодательства и не устранены нарушения.

Просит признать бездействие МОУ СОШ <адрес>, Комитета образования администрации муниципального района "Читинский район", администрации муниципального района "Читинский район" по выполнению санитарных требований, а также по устранению нарушений санитарного законодательства противоправным, нарушающим право граждан на благоприятную среду обитания,

обязать МОУ СОШ <адрес>

2.1.1. <адрес>:

2.1.1 санитарно-техническое оборудование привести в исправное состояние (в туалетах для мальчиков и девочек, привести в рабочее состояние сливы с унитазов) срок до 25.08.2017;

2.1.2 обеспечить лаборантские кабинетов физики и химии горячим водоснабжением срок до 25.08.2017;

2.1.3 в мастерских комбинированного труда для мальчиков предусмотреть раковины для мытья рук, с подводкой холодной и горячей воды срок до 25.08.2017;

2.1.4 приобрести и установить ученическую мебель в соответствии с ростом и возрастом детей срок до 01.03.2017;

2.1.5 заключить договоры на проведение повторных замеров ученической мебели с организацией, имеющей соответствующую аккредитацию срок до 01.03.2017;

2.1.6 относительную влажность воздуха довести до нормируемых показателей в кабинете географии, физики, в кабинете математики N1 в кабинете математики N2; в кабинете математики N3 в кабинете химии в кабинете русского языка N1, в кабинете русского языка N22; в кабинете русского языка N 3; в кабинете истории N1; в кабинете истории N2; в кабинете биологии в соответствии с п. 6.4. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» срок до 01.03.2017;

2.1.7 заключить договоры на проведение повторных замеров относительной влажности воздуха в кабинете географии, физики, в кабинете математики N1 в кабинете математики N2; в кабинете математики N3 в кабинете химии в кабинете русского языка N1, в кабинете русского языка N2; в кабинете русского языка N 3; в кабинете истории N1; в кабинете истории N2; в кабинете биологии с организацией, имеющей соответствующую аккредитацию срок до 01.03.2017;

2.2. <адрес>

2.2.1. в кабинетах начальных классов установить умывальные раковины срок до 25.08.2017;

2.2.2 оборудовать учебные помещения (кабинет NN1,4,5,6,7,8,9) с соблюдением размеров проходов и расстояний в сантиметрах согласно п. 5.6. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» срок до 25.08.2017;

2.2.3 обеспечить здание образовательного учреждения горячим водоснабжением (учебные классы, туалет) срок до 25.08.2017;

2.2.4 относительную влажность воздуха довести до нормируемых показателей в кабинете N4, в кабинете N5, в кабинете N6, в кабинете N7 срок до 01.03.2017;

2.2.5 заключить договоры на проведение повторных замеров относительной влажности воздуха в кабинете N4, в кабинете N5, в кабинете N6, в кабинете N7 с организацией, имеющей соответствующую аккредитацию срок до 01.03.2017;

2.3. <адрес>

2.3.1 относительную влажность воздуха довести до нормируемых показателей в кабинете 4-го класса, в кабинете 1-2 класса срок до 01.03.2017;

2.3.2 заключить договоры на проведение повторных замеров относительной влажности воздуха в кабинете 4-го класса, в кабинете 1-2 класса в кабинете 4-го класса, в кабинете 1-2 класса с организацией, имеющей соответствующую аккредитацию срок до 01.03.2017;

2.4. в учреждении организовать питание в соответствии с примерным меню, рассчитанным не менее чем на 2 недели, с учетом физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах и рекомендуемых суточных наборов продуктов для организации питания детей в дошкольных образовательных организациях, и для детей всех возрастных групп обучающихся (7 - 11 и 12 -18 лет) срок до 01.12.2016;

2.4.1 заключить договоры на проведение повторной экспертизы примерного меню при организации питания с организацией, имеющей соответствующую аккредитацию срок до 01.12.2016;

2.5. провести корректировку расписания уроков с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов, согласно установленных гигиенических требований срок до 01.12.2016;

2.5.1 заключить договоры на проведение повторной экспертизы расписания уроков с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов, с организацией, имеющей соответствующую аккредитацию срок до 01.12.2016;

3. Обязать Комитет образования Администрации муниципального района «Читинский район», Администрацию муниципального района «Читинский район» организовать финансирование работ путем перечисления денежных средств на счет образовательного учреждения (Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа <адрес>) на:

3.1. <адрес>;

3.1.1 проведение санитарно-технического оборудования в исправное состояние (в туалетах для мальчиков и девочек, привести в рабочее состояние сливы с унитазов) в срок 01.06.2017;

3.1.2 обеспечение лаборантские кабинетов физики и химии горячим водоснабжением в срок 01.06.2017;

3.1.3 на обеспечение в мастерских комбинированного труда для мальчиков раковины для мытья рук, с подводкой холодной и горячей воды срок до 01.06.2017;

3.1.4 приобретение и установку ученической мебели в соответствии с ростом и возрастом детей срок до 01.02.2017

3.1.5 заключение договоров на проведение повторных замеров ученической мебели с организацией, имеющей соответствующую аккредитацию срок до 01.02.2017;

3.1.6 обеспечение нормируемых показателей относительной влажности воздуха довести до в кабинете географии, физики, в кабинете математики №1, в кабинете математики №2; в кабинете математики №3, в кабинете химии в кабинете русского языка №1, в кабинете русского языка №2, в кабинете русского языка №3; в кабинете истории №1; в кабинете истории №2; в кабинете биологии в соответствии с п.6.4. СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях" срок до 01.02.2017;

3.1.7 заключение договоров на проведение повторных замеров относительной влажности воздуха в кабинете географии, физики, в кабинете математики №1, в кабинете математики №2, в кабинете математики №3, в кабинете химии, в кабинете русского языка №1, в кабинете русского языка №2; в кабинете русского языка № 3; в кабинете истории №1, в кабинете истории №2, в кабинете биологии с организацией, имеющей соответствующую аккредитацию срок до 01.02.2017;

3.2. <адрес>

3.2.1 обеспечение в кабинетах начальных классов умывальных раковин срок до 01.06.2017;

3.2.2 оборудование учебных помещений (кабинет №№ 1,4,5,6,7,8,9) с соблюдением размеров проходов и расстояний в сантиметрах согласно п. 5.6. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» срок до 01.06.2017;

3.2.3 обеспечение здания образовательного учреждения горячим водоснабжением (учебные классы, туалет) срок до 01.06.2017;

3.2.4 обеспечение доведения относительной влажности воздуха до нормируемых показателей в кабинете №4,, в кабинете №5,, в кабинете №6,, в кабинете №7 срок до 01.02.2017;

3.2.5 заключение договоров на проведение повторных замеров относительной влажности воздуха в кабинете №4, в кабинете №5, в кабинете №6, в кабинете №7, с организацией, имеющей соответствующую аккредитацию срок до 01.02.2017;

3.3. <адрес>

3.3.1 обеспечение параметров относительной влажности воздуха до нормируемых показателей в кабинете 4-го класса, в кабинете 1-2 класса срок до 01.03.2017;

3.3.2 на заключение договоров на проведение повторных замеров относительной влажности воздуха в кабинете 4-го класса, в кабинете 1-2 класса в кабинете 4-го класса, в кабинете 1-2 класса с организацией, имеющей соответствующую аккредитацию срок до 01.03.2017;

3.4. в учреждении организовать питание в соответствии с примерным меню, рассчитанным не менее чем на 2 недели, с учетом физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах и рекомендуемых суточных наборов продуктов для организации питания детей в дошкольных образовательных организациях, и для детей всех возрастных групп обучающихся (7 - 11 и 12 - 18 лет) срок до 01.12.2016;

3.4.1 заключить договоры на проведение повторной экспертизы примерного меню при организации питания с организацией, имеющей соответствующую аккредитацию срок до 01.12.2016;

3.5. провести корректировку расписания уроков с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов, согласно установленных гигиенических требований срок до 01.12.2016;

3.5 заключить договоры на проведение повторной экспертизы расписания уроков с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов, с организацией, имеющей соответствующую аккредитацию срок до 01.12.2016;

4.Обязать Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края осуществить, за счет средств выделяемых в качестве субвенций согласно представленной заявке, финансирование Администрации муниципального района «Читинский район» на приобретение МОУ СОШ <адрес> учебной мебели в учебные помещения (кабинеты) для обучающихся согласно росто-возрастных особенностей, в случае недостаточности средств у образовательного учреждения, в срок до 27.02.2017 года.

5.Обязать Министерство финансов Забайкальского края осуществить, за счет средств выделяемых в качестве субвенций согласно представленной заявке, финансирование Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края на; приобретение МОУ СОШ <адрес> учебной мебели в учебные помещения (кабинеты) для обучающихся согласно росто-возрастных особенностей, в случае недостаточности средств у образовательного учреждения, в срок до 27.02.2017.

В судебном заседании представитель административного истца Семенова А.Г. иск поддержала полностью, кроме требований к ответчикам в части соблюдения МОУ СОШ СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» в части требований, касающейся относительной влажности воздуха.

Директор МОУ СОШ <адрес> Михайлова Т.А. иск не признала.

Представители Комитета образования администрации муниципального района "Читинский район", администрации муниципального района "Читинский район", Министерства финансов Забайкальского края, Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края о времени и месте рассмотрении дела извещены надлежащим образом, просят рассмотреть дело в их отсутствие.

Суд, заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, находит иск подлежащим удовлетворению.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Право на благоприятную окружающую среду представляется одним из фундаментальных и всеобъемлющих прав человека и гражданина, затрагивающих основы его жизнедеятельности, связанные с поддержанием нормальных экологических, экономических и эстетических условий его жизни. В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а так же постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также пищевых продуктов при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению. Данные положения Конституции развиваются в ст. 8 Закона, где указано, что граждане имеют право, в том числе на благоприятную среду обитания. Под «благоприятной средой обитания» следует понимать такое состояние объектов и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, при которой возможны достойная жизнь и здоровье человека. В соответствии со ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. В соответствии с ч. 3 ст. 39 Закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Согласно ст.150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.В соответствии со ст. 11 Федерального закона РФ № 52-ФЗ от 30.03.1999г.« О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:

- выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;

-разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;

-обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению;

- осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) в соответствии с п.1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 года № 322 является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка. В соответствии с пунктом 5.1. Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 322, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) осуществляет надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка, в том числе, федеральный государственный надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей. Пунктом 5.9. положения предусмотрено, что Роспотребнадзор осуществляет в установленном порядке проверку деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и в области защиты прав потребителей, а также технических регламентов, государственный контроль (надзор) за соблюдением требований которых возложен на Службу. В силу п. 1 Положения об Управлении Роспотребнадзора по Забайкальскому краю, утвержденного приказом Роспотребнадзора от 10.07.2012 №739, Управление Роспотребнадзора по Забайкальскому краю является территориальным органом Роспотребнадзора. В соответствии с пп. "а" п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» основанием для проведения внеплановой выездной проверки является возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Приказом Роспотребнадзора от 24.03.2010 N 103 утверждены Методические рекомендации по применению норм Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" должностными лицами центрального аппарата и территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Российской Федерации при осуществлении государственного контроля (надзора) (далее Методические рекомендации).

На основания распоряжения заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора от 10.02.2016г. №14 проведена плановая выездная проверка в отношении МОУ СОШ <адрес>, по итогам которой составлен акт проверки.

МОУ СОШ <адрес> является образовательной организацией, осуществляющей образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности. Согласно Устава школы основными целями образовательного процесса Учреждения являются создание условий для становления здорового, граждански зрелого, духовно-нравственного человека.

В силу пунктов 2, 3 части 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.

Как следует из ч. 7 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся и работников Учреждения во время образовательного процесса, нарушение прав и свобод обучающихся и работников Учреждения.

В соответствии со ст.28 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ в образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.

В силу закона «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях, табл.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий», п.6.6., 6.14,6.18 СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания в общеобразовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования» являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией объектов дошкольных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также на дошкольные образовательные организации, осуществляющие услуги по развитию детей и дошкольные группы по уходу и присмотру.

В ходе плановой проверки были выявлены нарушения, по поводу которых МОУ СОШ <адрес> было выдано предписание об устранении выявленных нарушений санитарных правил № 81 от 15.04.2016г.

Законность и обоснованность данного предписания МОУ СОШ <адрес> в досудебном порядке и в ходе судебного разбирательства не оспаривалась.

По итогам проверки в отношении МОУ СОШ <адрес> составлен акт проверки №05/14 от 15.04.2016г.

Факт нарушения МОУ СОШ <адрес> санитарно-эпидемиологического требований подтверждается также другими письменными доказательствами по делу: предписанием о проведении обследований от 12.04.2016г. №183, от 10.02.2016г. №60 протоколами измерения мебели №20/4.4 от 25.02.2016г., экспертными заключениями от 4.04.2016г. 3 03ОЦ/4.4-841, от 4.04.2016г. 3 03ОЦ/4.4-843, от 4.04.2016г. 3 03ОЦ/4.4-856, от 4.04.2016г. 3 03ОЦ/4.4-851, от 4.04.2016г. 3 03ОЦ/4.4-849, от 4.04.2016г. 3 03ОЦ/4.4-850, протоколом измерений освещенности и коэффициента пульсации № 337/4.2 от 17.03.2016г,. заключением к протоколу № 26/4.4 от 13.04.2016г. линейного угловых измерений, протоколом № 26/4.4 от 13.04.2016г

Таким образом, судом установлено, что образовательным учреждением МОУ СОШ <адрес> не выполняются требования санитарного законодательства, то есть на момент рассмотрения дела отсутствуют безопасные условия для обучения и работы в учреждении, создана угроза жизни и здоровью детей и преподавателей.

Бездействие образовательного учреждения, выражающееся в пренебрежительном отношении к требованиям закона, отсутствии должной степени заботливости и осмотрительности которая требовалась для соблюдения публичных норм, неустранении причин нарушений санитарного законодательства в срок, установленный компетентным органом, противоречит действующему законодательству в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия, и как следствие нарушает конституционное право граждан на безопасную среду обитания.

Бездействие Комитета образования администрации муниципального района "Читинский район", администрации муниципального района "Читинский район" по выполнению санитарных требований, а также по устранению нарушении санитарного законодательства выразилось в следующем. Как установлено в судебном заседании учредителем Учреждения является муниципальный район «Читинский район». Функции и полномочия учредителя возложены на администрацию района, от имени которой действует Комитет образования. В пределах полномочий, установленных распоряжением администрации МР «Читинский район» от 17.10.2014г. № 564-р «О закреплении функций учредителя муниципальных образовательных учреждений». Согласно приложению 1 к распоряжению №564-р функция по осуществлению контроля за деятельностью учреждения в соответствии с законодательством РФ возложена на комитет образования.. На день вынесения решения суда нарушения санитарного законодательства не устранены. Из объяснений директора школы следует, что денежные средства не выделяются, несмотря на поданные заявки, что препятствует выполнению предписания истца.

В результате бездействия как администрации дошкольного учреждения, так и муниципального органа местного самоуправления нарушения санитарных требований не устранены, снижается установленный законом уровень эпидемиологической безопасности.

При таких обстоятельствах суд считает необходимым требования истца о признания бездействия учреждения, Комитета образования и администрации МР «Читинский район» признать противоправным, нарушающим право граждан на благоприятную среду обитания и обязать профинансировать выполнению работ по устранению нарушений санитарного законодательства.

Ссылку директора школы на невозможность исполнения требований СанПиНа ввиду переполненности школы и ее расположения в неприспособленнном здании суд не может учесть, поскольку соблюдение санитарных правил является обязательным для юридических лиц, ответчик в силу закона обязан соблюдать требования санитарно-эпидемиологического законодательства.

Доводы об отсутствии у учреждения денежных средств для устранения нарушений, установленных Роспотребнадзором, выводов суда не опровергают и не освобождают ответчика от обязанностей соблюдать требования санитарного законодательства.

При этом суд учитывает, что поскольку финансирование деятельности ответчика осуществляется его учредителем администрацией муниципального района "Читинский район" учреждение не лишено права обратиться к учредителю с требованием о выделении денежных средств в объеме, необходимом для устранения выявленных нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства.

В части требований истца к Министерству образования, науки и молодежной политики Забайкальского края осуществить, за счет средств выделяемых в качестве субвенций согласно представленной заявке, финансирование Администрации муниципального района «Читинский район» на приобретение МОУ СОШ <адрес> учебной мебели в учебные помещения (кабинеты) для обучающихся согласно росто-возрастных особенностей, в случае недостаточности средств у образовательного учреждения, в срок до 27.02.2017 года. Судом установлено следующее.

Согласно п.1 Положения о Министерстве образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, утвержденного Постановлении Правительства Забайкальского края от 26.03.2014г. №23 Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края является исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, определяющим перспективные направления развития, в том числе, в сфере образования.

В соответствии с пп.9.3.3 п.9 указанного Положения к полномочиям Министерства образования относятся, в том числе, обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечивает дополнительное образование детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, при обретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми законами Забайкальского края.

Доводы представителя министерства Н.Е.Елизовой о том, что министерство не является надлежащим ответчиком, что субвенции, направляемые муниципальным образованиям обезличены и не могут содержать ссылки на конкретные организации, конкретного получателя указанных денежных средств определяет администрации муниципального района суд отклоняет, поскольку требования истца предъявлены к Министерству образования как к главному распорядителю бюджетных средств и оно является надлежащим ответчиком по делу.

В соответствии со ст.8 БК РФ к бюджетным полномочиям субъектов Российской Федерации относятся, в том числе, определение порядка установления и исполнения расходных обязательств муниципальных образований, подлежащих исполнению за счет субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации.

В соответствии с Положением о Министерстве финансов Забайкальского края, утвержденным Постановление Правительства Забайкальского края от 25.02.2014 N 93 Министерство финансов Забайкальского края является исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, определяющим перспективные направления развития в области финансов Забайкальского края, межбюджетных отношений, осуществляющим управление в установленной сфере деятельности, функции по принятию нормативных правовых актов, функции по предоставлению государственных услуг, функции по контролю в пределах установленных полномочий.

Министерство финансов непосредственно составляет проект бюджета края на очередной финансовый год и плановый период и представляет его с необходимыми документами и материалами для внесения в Законодательное Собрание края (п. 9.3.1. положения), организует исполнение бюджета края (п. 9.3.2. положения), исполняет судебные акты, предусматривающие обращение взыскания на средства бюджета края (п. 9.4.23. положения).

В судебном заседании установлено, что в учреждении ученическая мебель не соответствует росту и возрасту детей.

Из объяснений ответчиков следует, что на приобретение МОУ СОШ <адрес> учебной мебели для обучающихся согласно росто-возрастных особенностей денежные средства не выделяются.

Доводы представителя Министерства финансов РФ, изложенные в возражениях не могут быть учтены судом при вынесении решения суда.

Поскольку выше суд пришел к выводу о несоблюдении требований санитарно-эпидемиологического законодательства в деятельности МОУ СОШ <адрес> и возложении на ответчика МОУ СОШ <адрес> обязанности по их устранению, то на ответчиков Министерства финансов, Министерство образования как главного распорядителя бюджетных средств, необходимо возложить обязанность обеспечить распределение выделенных денежных средств на выполнение указанных выше мероприятий в случае их недостаточности у образовательного учреждения.

Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, несоблюдение которого влечет применение в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа мер, предусмотренных федеральным законом.

Согласно п.27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 года N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", удовлетворяя требование кредитора о понуждении к исполнению обязательства в натуре, суд обязан установить срок, в течение которого вынесенное решение должно быть исполнено (ч. 2 ст. 206 ГПК РФ). При установлении указанного срока, суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.

Срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, определённый истцом отвечает принципам разумности, обоснованности и достаточности, обеспечивая при этом соблюдение баланса прав и обязанностей сторон.

С учетом изложенного суд отклоняет доводы министерства финансов о том, что срок исполнения решения противоречит бюджетному законодательству.

Руководствуясь ст.179-180 КАС РФ, суд

решил:

Административный иск удовлетворить.

Признать бездействие МОУ СОШ <адрес>, Комитету образования администрации муниципального района "Читинский район", администрации муниципального района "Читинский район" по выполнению санитарных требований, а также по устранению нарушении санитарного законодательства противоправным, нарушающим право граждан на благоприятную среду обитания.

Обязать МОУ СОШ <адрес>

2.1.1. <адрес>:

2.1.1 санитарно-техническое оборудование привести в исправное состояние (в туалетах для мальчиков и девочек, привести в рабочее состояние сливы с унитазов) срок до 25.08.2017;

2.1.2 обеспечить лаборантские кабинетов физики и химии горячим водоснабжением срок до 25.08.2017;

2.1.3 в мастерских комбинированного труда для мальчиков предусмотреть раковины для мытья рук, с подводкой холодной и горячей воды срок до 25.08.2017;

2.1.4 приобрести и установить ученическую мебель в соответствии с ростом и возрастом детей срок до 01.03.2017;

2.1.5 заключить договоры на проведение повторных замеров ученической мебели с организацией, имеющей соответствующую аккредитацию срок до 01.03.2017;

2.2. <адрес>

2.2.1. в кабинетах начальных классов установить умывальные раковины срок до 25.08.2017;

2.2.2 оборудовать учебные помещения (кабинет NN1,4,5,6,7,8,9) с соблюдением размеров проходов и расстояний в сантиметрах согласно п. 5.6. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» срок до 25.08.2017;

2.2.3 обеспечить здание образовательного учреждения горячим водоснабжением (учебные классы, туалет) срок до 25.08.2017;

2.3. <адрес>

2.4. в учреждении организовать питание в соответствии с примерным меню, рассчитанным не менее чем на 2 недели, с учетом физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах и рекомендуемых суточных наборов продуктов для организации питания детей в дошкольных образовательных организациях, и для детей всех возрастных групп обучающихся (7 - 11 и 12 -18 лет) срок до 01.12.2016;

2.4.1 заключить договоры на проведение повторной экспертизы примерного меню при организации питания с организацией, имеющей соответствующую аккредитацию срок до 01.12.2016;

2.5. провести корректировку расписания уроков с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов, согласно установленных гигиенических требований срок до 01.12.2016;

2.5.1 заключить договоры на проведение повторной экспертизы расписания уроков с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов, с организацией, имеющей соответствующую аккредитацию срок до 01.12.2016;

3. Обязать Комитет образования Администрации муниципального района «Читинский район», Администрацию муниципального района «Читинский район» организовать финансирование работ путем перечисления денежных средств на счет образовательного учреждения (Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа <адрес>) на:

3.1. <адрес>;

3.1.1 проведение санитарно-технического оборудования в исправное состояние (в туалетах для мальчиков и девочек, привести в рабочее состояние сливы с унитазов) в срок 01.06.2017;

3.1.2 обеспечение лаборантские кабинетов физики и химии горячим водоснабжением в срок 01.06.2017;

3.1.3 на обеспечение в мастерских комбинированного труда для мальчиков раковины для мытья рук, с подводкой холодной и горячей воды срок до 01.06.2017;

3.1.4 приобретение и установку ученической мебели в соответствии с ростом и возрастом детей срок до 01.02.2017

3.1.5 заключение договоров на проведение повторных замеров ученической мебели с организацией, имеющей соответствующую аккредитацию срок до 01.02.2017;

3.2. <адрес>

3.2.1 обеспечение в кабинетах начальных классов умывальных раковин срок до 01.06.2017;

3.2.2 оборудование учебных помещений (кабинет №№ 1,4,5,6,7,8,9) с соблюдением размеров проходов и расстояний в сантиметрах согласно п. 5.6. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» срок до 01.06.2017;

3.2.3 обеспечение здания образовательного учреждения горячим водоснабжением (учебные классы, туалет) срок до 01.06.2017;

3.3. <адрес>

3.4. в учреждении организовать питание в соответствии с примерным меню, рассчитанным не менее чем на 2 недели, с учетом физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах и рекомендуемых суточных наборов продуктов для организации питания детей в дошкольных образовательных организациях, и для детей всех возрастных групп обучающихся (7 - 11 и 12 - 18 лет) срок до 01.12.2016;

3.4.1 заключить договоры на проведение повторной экспертизы примерного меню при организации питания с организацией, имеющей соответствующую аккредитацию срок до 01.12.2016;

3.5. провести корректировку расписания уроков с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов, согласно установленных гигиенических требований срок до 01.12.2016;

3.5 заключить договоры на проведение повторной экспертизы расписания уроков с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов, с организацией, имеющей соответствующую аккредитацию срок до 01.12.2016;

4.Обязать Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края осуществить, за счет средств выделяемых в качестве субвенций согласно представленной заявке, финансирование Администрации муниципального района «Читинский район» на приобретение МОУ СОШ <адрес> учебной мебели в учебные помещения (кабинеты) для обучающихся согласно росто-возрастных особенностей, в случае недостаточности средств у образовательного учреждения, в срок до 27.02.2017 года.

5.Обязать Министерство финансов Забайкальского края осуществить, за счет средств выделяемых в качестве субвенций согласно представленной заявке, финансирование Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края на; приобретение МОУ СОШ <адрес> учебной мебели в учебные помещения (кабинеты) для обучающихся согласно росто-возрастных особенностей, в случае недостаточности средств у образовательного учреждения, в срок до 27.02.2017.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Забайкальский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Читинский районный суд Забайкальского края.

Председательствующий: