Дело № 2а-1742/2020 копия
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Кунгур Пермского края 30 июля 2020 года
Кунгурский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Третьяковой М.В.,
при секретаре Хасимовой Э.И.,
с участием представителя административного истца – ФИО1,
административного ответчика ФИО2,
представителя административного ответчика ФИО5,
заинтересованного лица ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №5 по Пермскому краю к ФИО2 о взыскании недоимки по налогу, пени,
УСТАНОВИЛ:
МИФНС России № 5 по Пермскому краю (далее Инспекция) обратилась в суд с административным иском к ФИО2 о взыскании задолженности по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, в общей сумме 1403529,88 руб., в том числе налог за 2017 год – 1119954,88 руб., пени за 2017 год – 283575 руб., задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии ха периоды с 01.01.2017 в общей сумме 94635,62 руб., в том числе страховые взносы за расчетный период 2017 год- 75 000 руб., пени за расчетный период 2017 – 19635,62 руб.
Свои требования Инспекция мотивирует тем, что ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя и с указанной даты осуществляла предпринимательскую деятельность. С ДД.ММ.ГГГГ прошла перерегистрацию в качестве индивидуального предпринимателя, с этой даты являлась плательщиком единого налога на вмененный доход согласно Заявлению ЕНВД-2, с заявленным видом предпринимательской деятельности «Розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, имеющей торговые залы», с ДД.ММ.ГГГГ предпринимателем прекращена деятельность, облагаемая ЕНВД, на основании Заявления ЕНВД-4. При этом с ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 применяла упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов». Деятельность налогоплательщика в качестве индивидуального предпринимателя прекращена ДД.ММ.ГГГГ. 24.04.2019 ФИО2 в налоговый орган представлена уточненная (корректирующая № 8) Налоговая декларация по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 2017 год (рег. № 786930089). В уточненной № 8 декларации ФИО2 отражены следующие показатели за налоговый период 2017 год: сумма полученных доходов составила 7 511 000 руб. (7 500 000 руб. от реализации здания магазина + 11 000 руб. доход от сдачи магазина в аренду); сумма расходов составила 69 574 руб.; сумма убытка, полученного в предыдущих налоговых периодах, уменьшающего налоговую базу за налоговый период 2017 год, составила 468 640 руб.; налоговая база за отчетные периоды 2017 года составила 7 441 426 руб., за налоговый период 2017 год составила 6 972 786 руб.; сумма исчисленного авансового платежа за отчетный период 1 квартал 2017 года составила 1 116 214 руб., сумма единого налога (УСН) за налоговый период 2017 год составила 1 045 918 руб. Сумма единого налога (УСН) за 2017 год уплачена ФИО2 20.04.2017 в размере 1 050 000 руб., 18.06.2018 в размере 473 руб. 20.02.2019 уменьшено налога на 420 руб. по расчету за 2015 год по сроку уплаты 04.05.2016, образовавшаяся переплата зачтена в уплату налога за 2017 год. Налоговым органом в ходе камеральной проверки уточненной (корректирующей № 8) налоговой декларации по УСН за 2017 год на предмет полноты и правильности исчисления суммы единого налога, установлены следующие нарушения. В нарушение ст.346.15 НК РФ налогоплательщиком не включена в состав доходов за 2017г. сумма в размере 7 500 000 руб., полученная от реализации объекта недвижимого имущества, используемого в предпринимательской деятельности, принадлежащего на праве собственности ФИО2 Согласно имеющемуся в материалах проверки договору купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 приобретен земельный участок площадью 135 кв.м, расположенный по адресу: <...>, для индивидуального строительства. На данном земельном участке возведено здание магазина, осуществлена государственная регистрация права собственности ФИО2 на нежилое здание магазина по адресу: <адрес>, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Указанное имущество использовалось предпринимателем для осуществления деятельности – розничная торговля, осуществляемая через объекты торговой сети, имеющей торговые залы, что подтверждается налоговыми декларациями по ЕНВД, представленными ИП ФИО2 за период со ДД.ММ.ГГГГ по 1 квартал 2016 года, в которых заявлен адрес осуществления деятельности: <адрес>. Согласно договору купли-продажи здания магазина с земельным участком от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между ФИО2, ФИО6 (Продавцы (жена, муж)) и ФИО3 (Покупатель), осуществлена продажа здания магазина, назначение: нежилое, общей площадью 99,8 кв.м и земельного участка для торговой деятельности, категория земель – земли населенных пунктов, общей площадью 135 кв.м, кадастровый №, расположенных по адресу: <адрес>. Общая цена имущества определена субъектами договорных отношений и составила 15 000 000 руб. Денежные средства от покупателя получены ФИО2, ФИО6 в полном объеме в момент подписания договора, путем передачи продавцам наличных денежных средств. Доход от продажи имущества в сумме 15 000 000 руб. подлежит включению в налоговую базу по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, в порядке, предусмотренном гл.26.2 НК РФ. На основании изложенного по результатам камеральной проверки Инспекцией установлено, что в нарушение ст.346.15 НК РФ ФИО2 не включен доход от продажи имущества в размере 7 500 000 руб. от реализации недвижимого имущества, принадлежащего на праве собственности ФИО2, используемого ею в предпринимательской деятельности. По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки (Акт № от ДД.ММ.ГГГГ) и письменного ходатайства (возражений) налогоплательщика заместителем начальника Инспекции – советником государственной гражданской службы РФ 2 класса ФИО4 30.09.2019 в соответствии со ст.101 НК РФ вынесено Решение № 90 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым ФИО2 предложено уплатить налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, в размере 1 125 000 руб. (15 011 000 – 69 574 – 468 640 = 14 472 786; 14 472 786*15% = 2 170 918; 2 170 918 – 1 045 918 = 1 125 000) и пени в сумме 261 262,50 руб. Не согласившись с указанным решением, ФИО2 обратилась в Управление Федеральной налоговой службы России по Пермскому краю (далее – УФНС) с апелляционной жалобой об отмене данного решения. Решением УФНС от 25.12.2019 № 18-16/94 апелляционная жалоба оставлена без удовлетворения, а решение Инспекции от 30.09.2019 № 90 – без изменения и вступило в законную силу 25.12.2019 – с даты его утверждения. В судебном порядке решение Инспекции не обжаловалось. Поскольку в добровольном порядке вышеуказанная сумма налога, доначисленная по решению Инспекции от 30.09.2019 № 90, не была уплачена, Инспекцией начислялись пени на сумму непогашенной задолженности. На основании ст.75 НК РФ за несвоевременное перечисление единого налога (УСН) за 2017 год начислены пени за период с 01.10.2019 по 29.12.2019 в сумме 22 312,97 руб. На основании ст.ст.69, 70 НК РФ Инспекцией направлено Административному ответчику Требование от 30.12.2019 № 120677, со сроком исполнения до 28.01.2019. Указанным требованием ФИО2 предложено уплатить доначисленный решением единый налог (УСН) за 2017 год в сумме 1 125 000 руб. и задолженность по пени, начисленной по УСН в общем размере 283 575 руб. (261 262,50 руб. – по решению от 30.09.2019 № 90; 22 312,50 руб. – за период просрочки платежа с 01.10.2019 по 29.12.2019). Данное требование ФИО2 не исполнено в установленный в нем срок 28.01.2020. С учетом уплаченных самостоятельно и зачтенных налоговым органом сумм единого налога (УСН) по состоянию на 08.06.2020 за ФИО2 числится недоимка по налогу в сумме 1 119 954,88 руб. (1 045 918 + 1 125 000 – 1 050 000 – 473 – 420 – 25,04 – 45,08) и задолженность по соответствующим пени 325 850,73 руб. В рассматриваемом случае размер страховых взносов, подлежащих уплате за период с 01.01.2017 по 20.03.2017 (дата прекращения деятельности ИП) по сроку уплаты 04.04.2017, составил: 15 011 000,00 руб. (Доход по УСН) – 300 000 руб. * 1% = 147 110,00 руб., из которых 72 110 руб. – начислены исходя из дохода, отраженного ФИО2 самостоятельно в уточненной (корректирующей № 8) декларации по УСН и 75 000 руб. начислены исходя из суммы дохода, дополнительно определенного налоговым органом по камеральной налоговой проверке согласно решению от 30.09.2019 № 90. Нарушив законодательно установленную обязанность, Административный ответчик не произвел уплату страховых взносов за 2017г. в части страховых взносов, начисленных исходя из дохода, дополнительно определенного налоговым органом по камеральной налоговой проверке согласно решению от 30.09.2019 № 90, в установленные законом сроки, что подтверждается выпиской из лицевого счета плательщика. Поскольку в добровольном порядке суммы страховых взносов и пени налогоплательщиком не уплачены, на основании ст.ст.69, 70 НК РФ Инспекцией направлено Административному ответчику Требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени № 3522 от 13.01.2020. Срок исполнения Требования установлен до 21.02.2020. Однако Административным ответчиком Требование Инспекции не исполнено.
Представитель административного истца ФИО1 в судебном заседании исковые требования разъяснила и указала, что просит взыскать с ФИО2 задолженность по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, в общей сумме 1403529,88 руб., в том числе налог за 2017 год – 1119954,88 руб., пени по налогу по упрощенной системе налогообложения, неуплаченному за 2017 год за период просрочки платежа с 01.10.2019г. по 29.12.2019г. с учетом периода доначисленного в решении, т.е. пени частично за 2019г. и согласно решения № 90 от 30.09.2019. По указанному решению 261262,50 руб. и 22312,50 руб. за период просрочки платежа с 01.10.2019 по 29.12.2019.
Административный ответчик ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признала, указала, что ей принадлежало здание магазина не полностью, за ? долю она отчиталась перед налоговым органом в полном объеме, представила письменный отзыв (л.д.76-78).
Представитель административного ответчика ФИО5 исковые требования не признала, указала, что согласно договора купли- продажи имущества от 03.03.2017г. со стороны продавцов указаны два продавца, изначально данный объект приобретался в совместную собственность, получали денежные средства оба собственника по 7500000 руб. каждый, о чем есть запись в договоре купли-продажи здания. Объектом налогообложения является сделка от продажи принадлежащего имущества, поэтому должны квалифицировать имущество, как оно принадлежат, его правовой статус. Указанное имущество является совместным имуществом супругов, это не личное имущество ФИО2, а совместное. Соответственно ФИО2 за свою часть (1/2 долю) все, что нужно оплатила. Налоговому органу удобнее, более выгодно предъявлять требования к административному ответчику, налогооблагаемая база облагается более высоким налогом.
Заинтересованное лицо ФИО6 исковые требования не признал, указал, что здание магазин строил самостоятельно на свои собственные деньги, использовала здание магазина супруга ФИО2, продавали здание как совместные собственники, ? долю денежных средств получал самостоятельно, доход от продажи не декларировал.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные письменные доказательства, считает административный иск подлежащим удовлетворению.
Согласно ст.57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Согласно п.п.4 п.1 ст.23 НК РФ, налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
В соответствии со ст.44 НК РФ, обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (с.т.52 НК РФ).
Пунктом 1 ст.346.15 НК РФ предусмотрено, что индивидуальные предприниматели при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, учитывают доходы, определяемые в порядке, установленном п.п.1 и 2 ст.248 НК РФ.
Согласно п.1 ст.248 НК РФ, к доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав ( доходы от реализации).
В силу п.1 ст.48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Судом установлено:
ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, с указанной даты осуществляла предпринимательскую деятельность. С ДД.ММ.ГГГГ прошла перерегистрацию в качестве индивидуального предпринимателя и поставлена на налоговый учет в Инспекции с присвоением ОГРНИП №, и именно с этой даты являлась плательщиком единого налога на вмененный доход согласно Заявлению ЕНВД-2, с заявленным видом предпринимательской деятельности «Розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, имеющей торговые залы», с ДД.ММ.ГГГГ предпринимателем прекращена деятельность, облагаемая ЕНВД, на основании Заявления ЕНВД-4.
С 01.01.2004 ФИО2 применяла упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов».
Основным видом деятельности налогоплательщика являлась розничная торговля в неспециализированных магазинах (код ОКВЭД 52.1) – ЕНВД, дополнительным видом деятельности был заявлен – сдача внаем собственного недвижимого имущества (код ОКВЭД 70.2) – УСН.
Деятельность налогоплательщика в качестве индивидуального предпринимателя прекращена 20.03.2017, о чем сделана соответствующая запись в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.
24.04.2019 ФИО2 в налоговый орган представлена уточненная (корректирующая № 8) Налоговая декларация по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 2017 год (рег. № 786930089) (л.д.23-25).
В уточненной № 8 декларации ФИО2 отражены следующие показатели за налоговый период 2017 год:
- сумма полученных доходов составила 7 511 000 руб. (7 500 000 руб. от реализации здания магазина + 11 000 руб. доход от сдачи магазина в аренду);
- сумма расходов составила 69 574 руб.;
- сумма убытка, полученного в предыдущих налоговых периодах, уменьшающего налоговую базу за налоговый период 2017 год, составила 468 640 руб.;
- налоговая база за отчетные периоды 2017 года составила 7 441 426 руб., за налоговый период 2017 год составила 6 972 786 руб.;
- сумма исчисленного авансового платежа за отчетный период 1 квартал 2017 года составила 1 116 214 руб., сумма единого налога (УСН) за налоговый период 2017 год составила 1 045 918 руб. (л.д.23-25).
Сумма единого налога (УСН) за 2017 год уплачена ФИО2 20.04.2017 в размере 1 050 000 руб., 18.06.2018 в размере 473 руб.
Кроме того, 20.02.2019 уменьшено налога на 420 руб. по расчету за 2015 год по сроку уплаты 04.05.2016, образовавшаяся переплата зачтена в уплату налога за 2017 год.
Налоговым органом в ходе камеральной проверки уточненной (корректирующей № 8) налоговой декларации по УСН за 2017 год на предмет полноты и правильности исчисления суммы единого налога, установлены следующие нарушения (л.д.26-32).
В нарушение ст.346.15 НК РФ налогоплательщиком не включена в состав доходов за 2017г. сумма в размере 7 500 000 руб., полученная от реализации объекта недвижимого имущества, используемого в предпринимательской деятельности, принадлежащего на праве собственности ФИО2
Пунктом 1 ст.346.15 НК РФ предусмотрено, что индивидуальные предприниматели при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, учитывают доходы, определяемые в порядке, установленном п.п.1 и 2 ст.248 НК РФ.
Согласно п.1 ст.248 НК РФ к доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы. При этом доходы от реализации определяются в порядке, установленном ст.249 НК РФ, а внереализационные доходы – в порядке, установленном ст.250 НК РФ.
В силу п.1 ст.249 НК РФ доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.
При этом выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.
Пунктом 3 ст.38 НК РФ определено, что товаром для целей Налогового кодекса признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации.
В п.1 ст.39 НК РФ установлено, в частности, что реализацией товаров индивидуальным предпринимателем признается передача на возмездной основе права собственности на товары.
В соответствии со ст.2 ГК РФ предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Исходя из названных норм права, возможность признания выручки, полученной от реализации имущества, доходом индивидуального предпринимателя поставлена в зависимость от того, для каких целей было предназначено и фактически использовалось данное имущество.
В случае если земельный участок и расположенные на нем строения использовались индивидуальным предпринимателем в предпринимательской деятельности, то доходы от продажи указанного имущества следует учитывать в составе доходов при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
В соответствии с п.5 ст.84 НК РФ в случаях прекращения деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя снятие его с учета в налоговом органе по всем основаниям, предусмотренным Кодексом, осуществляется на основании сведений, содержащихся, в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.
Согласно имеющемуся в материалах проверки, по договору купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 приобретен земельный участок площадью 135 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, для индивидуального строительства.
На данном земельном участке возведено здание магазина, осуществлена государственная регистрация права собственности ФИО2 на нежилое здание магазина по адресу: <адрес>, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.58 оборот).
Земельный участок переведен в категорию – прочие земельные участки (торговля) с видом разрешенного использования – для торговой деятельности, осуществлена государственная регистрация права собственности ФИО2 на земельный участок по адресу: <адрес>, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
Указанное имущество использовалось предпринимателем для осуществления деятельности – розничная торговля, осуществляемая через объекты торговой сети, имеющей торговые залы, что подтверждается налоговыми декларациями по ЕНВД, представленными ИП ФИО2 за период со 2 квартала 2004 года по 1 квартал 2016 года, в которых заявлен адрес осуществления деятельности: <адрес>.
Согласно договору купли-продажи здания магазина с земельным участком от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между ФИО2, ФИО6 (Продавцы (жена, муж)) и ФИО3 (Покупатель), осуществлена продажа здания магазина, назначение: нежилое, общей площадью 99,8 кв.м. и земельного участка для торговой деятельности, категория земель – земли населенных пунктов, общей площадью 135 кв.м., кадастровый №, расположенных по адресу: <адрес>.
Общая цена имущества определена субъектами договорных отношений и составила 15 000 000 руб.
Денежные средства от покупателя получены ФИО2, ФИО6 в полном объеме в момент подписания договора, путем передачи продавцам наличных денежных средств, о чем в договоре купли-продажи здания магазина с земельным участком от 03.03.2017 содержится расписка Продавцов – ФИО2, ФИО6
С учетом того, что указанные объекты недвижимости (земельный участок и расположенное на нем строение (магазин)) по своим техническим характеристикам и функциональному назначению изначально не предназначены для использования в личных, семейных и иных целях, не связанных с предпринимательскими, указывает на то, что полученный доход от продажи имущества непосредственно связан с предпринимательской деятельностью, реализация объекта осуществлялась ИП ФИО2 в целях, направленных на получение прибыли.
Следовательно, доход от продажи имущества в сумме 15 000 000 руб. подлежит включению в налоговую базу по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, в порядке, предусмотренном гл.26.2 НК РФ.
Подтверждением использования в предпринимательской деятельности указанного здания магазина также является заявление ФИО2 налоговой льготы по налогу на имущество физических лиц (л.д.51-56).
Согласно сведениям из программного обеспечения системы ЭОД местного уровня, отраженным в ветке «налоги, начисляемые налоговой инспекцией», налог на имущество в отношении объекта недвижимости: здания магазина, расположенного по адресу: <адрес>, начислялся налоговым органом и уменьшался по заявлениям налогоплательщика, начиная с 2003 года, о чем свидетельствуют записи о сторнировании начисленных сумм налога (приложение Расчет налога на имущество физических лиц за период 2003-2014 годы).
С 2015 года начисление налога на имущество физических лиц, осуществляется программным обеспечением АИС Налог-3 федерального уровня, согласно которому, ФИО2 в период владения объектом недвижимости, налог на имущество физических лиц по указанному зданию магазина не уплачивался по причине осуществления в нем деятельности с применением УСН и ЕНВД, на основании представленных ею в налоговый орган соответствующих заявлений о предоставлении налоговой льготы, в частности: 21.03.2016 – за 2015 год; 20.03.2017 – за 2016 год; 07.02.2018 – за 2017 год, на основании которых Инспекцией предоставлена соответствующая льгота.
В Инспекции также имеются личные заявления ФИО2 об освобождении её от уплаты налога на имущество физических лиц в отношении здания магазина, начиная с 2012 года, и ответы о предоставлении соответствующей льготы, которые также являются документальными доказательствами использования объекта в предпринимательской деятельности для осуществления розничной торговли (ЕНВД) и сдачи в наем помещений здания магазина (УСН) (л.д.51-56).
Как следует из пояснений представителя истца, при этом к заявлению на применение льготы по налогу на имущество физических лиц за 2012 год ФИО2 были приложены следующие документы: свидетельство о государственной регистрации права на здание магазина, расположенного по адресу: <адрес>; поэтажного плана строения (здания магазина), экспликации, уведомления от 20.11.2003 № 34 о возможности применения с 01.01.2004 упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов. Право на применение льготы по налогу на имущество по указанному зданию магазину подтверждено ФИО2 заявлениями, приложенными к ним документами, налоговыми декларациями по ЕНВД (2004-2016) и УСН (2004-2017).
По результатам камеральной проверки Инспекцией установлено, что в нарушение ст.346.15 НК РФ ФИО2 не включен доход от продажи имущества в размере 7 500 000 руб. от реализации недвижимого имущества, принадлежащего на праве собственности ФИО2, используемого ею в предпринимательской деятельности.
По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки (Акт № 1035 от 06.08.2019) и письменного ходатайства (возражений) налогоплательщика заместителем начальника Инспекции – советником государственной гражданской службы РФ 2 класса ФИО4 30.09.2019 в соответствии со ст.101 НК РФ вынесено Решение № 90 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым ФИО2 предложено уплатить налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, в размере 1 125 000 руб. (15 011 000 – 69 574 – 468 640 = 14 472 786; 14 472 786*15% = 2 170 918; 2 170 918 – 1 045 918 = 1 125 000) и пени в сумме 261 262,50 руб.
Не согласившись с указанным решением, ФИО2 обратилась в Управление Федеральной налоговой службы России по Пермскому краю (далее – УФНС) с апелляционной жалобой об отмене данного решения. Решением УФНС от 25.12.2019 № 18-16/94 апелляционная жалоба оставлена без удовлетворения, а решение Инспекции от 30.09.2019 № 90 – без изменения и вступило в законную силу 25.12.2019 – с даты его утверждения (л.д.48-50).
Поскольку в добровольном порядке вышеуказанная сумма налога, доначисленная по решению Инспекции от 30.09.2019 № 90, не была уплачена, Инспекцией начислялись пени на сумму непогашенной задолженности.
Пунктом 2 ст.57 НК РФ предусмотрено, что в случае уплаты налога с нарушением установленного срока, налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных ст.75 НК РФ.
Согласно п.1 ст.75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ (п.п.3, 4 ст.75 НК РФ).
Таким образом, в отличие от недоимки по налогам, для которой определены конкретные сроки уплаты, пени начисляются за каждый день просрочки до даты фактической уплаты задолженности. Поэтому, пени подлежат взысканию как совместно с недоимкой, так и по отдельным периодам просрочки уплаты до полного прекращения (погашения) основного обязательства по уплате налогов.
На основании ст.75 НК РФ за несвоевременное перечисление единого налога (УСН) за 2017 год начислены пени за период с 01.10.2019 по 29.12.2019 в сумме 22 312,97 руб.
На основании ст.ст.69, 70 НК РФ Инспекцией направлено Административному ответчику Требование от 30.12.2019 № 120677, со сроком исполнения до 28.01.2019 (л.д.10-13).
Указанным требованием ФИО2 предложено уплатить доначисленный решением единый налог (УСН) за 2017 год в сумме 1 125 000 руб. и задолженность по пени, начисленной по УСН в общем размере 283 575 руб. (261 262,50 руб. – по решению от 30.09.2019 № 90; 22 312,50 руб. – за период просрочки платежа с 01.10.2019 по 29.12.2019).
Данное требование ФИО2 не исполнено в установленный в нем срок 28.01.2020.
Представитель административного истца в судебном заседании указал, что инспекцией 20.04.2020 произведены зачеты задолженности по УСН в сумме 25,04 руб. из суммы переплаты по пени по единому налогу на вмененный доход, и в сумме 45,08 руб. из суммы переплаты по пени по минимальному налогу по УСН.
С учетом уплаченных самостоятельно и зачтенных налоговым органом сумм единого налога (УСН) по состоянию на 08.06.2020 за ФИО2 числится недоимка по налогу в сумме 1 119 954,88 руб. (1 045 918 + 1 125 000 – 1 050 000 – 473 – 420 – 25,04 – 45,08) и задолженность по соответствующим пени 325 850,73 руб.
Таким образом, нарушив законодательно установленную обязанность, Административный ответчик не произвел уплату налога в установленный законом срок, что подтверждается выпиской из лицевого счета налогоплательщика, в связи с чем, взысканию подлежит недоимка в сумме 1 119 954,88 руб. и задолженность по пени в сумме 283 575 руб., ранее предъявленные к взысканию по заявлению на судебный приказ.
Кроме того, с 1 января 2017 года отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, регулирует глава 34 «Страховые взносы» НК РФ.
Согласно п.п.2 п.1 ст.419 НК РФ индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов.
В соответствии с п.1 ст.430 НК РФ индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, обязаны уплачивать соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд РФ и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых за расчетный период 2017 года, в следующем порядке:
1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере:
- если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 руб., - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного п.2 ст.425 НК РФ (1 МРОТ (7 500 руб. на 2017г.) x 26% x 12 мес. = 23 400 руб.);
- если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 руб., - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного п.2 ст.425 НК РФ плюс 1% от суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 руб. за расчетный период (1 МРОТ (7 500 руб. на 2017г.) x 26% x 12 мес. + 1% с суммы превышения).
При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного п.2 ст.425 НК РФ (8 МРОТ (7 500 руб. на 2017г.) x 26% x 12 мес. = 187 200 руб.);
2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование, фиксированный размер которых определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное медицинское страхование, установленного п.п.3 п.2 ст.425 НК РФ (1 МРОТ (7 500 руб. на 2017г.) x 5,1% x 12 месяцев) = 4 590 руб.).
Суммы страховых взносов за расчетный период, исчисленные исходя из минимального размера оплаты труда, уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года.
Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 руб. за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
Пунктом 5 ст.430 НК РФ установлено, что, если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
За неполный месяц деятельности соответствующий фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
В соответствии со ст.432 НК РФ уплата страховых взносов плательщиками, прекратившим осуществлять деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе.
Пунктом 1 ст.432 НК РФ установлено, что исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в п.п.2 п.1 ст.419 НК РФ, производится ими самостоятельно в соответствии со ст.430 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в п.п.2 п.1 ст.419 НК РФ, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со ст.430 НК РФ сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
При превышении суммы страховых взносов, определенной налоговым органом в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта, над суммой страховых взносов, фактически уплаченных плательщиком за расчетный период, налоговый орган выявляет в порядке, установленном настоящим Кодексом, недоимку по страховым взносам.
Таким образом, положениями главы 34 «Страховые взносы» НК РФ предусмотрены обязанности плательщиков по самостоятельному исчислению страховых взносов и обязанности налоговых органов по определению сумм страховых взносов в соответствии с абз.2 п.2 ст.432 НК РФ и выявлении недоимки по страховым взносам.
Размер страховых взносов, подлежащих уплате за период с 01.01.2017 по 20.03.2017 (дата прекращения деятельности ИП) по сроку уплаты 04.04.2017, составил:
15 011 000,00 руб. (Доход по УСН) – 300 000 руб. * 1% = 147 110,00 руб., из которых 72 110 руб. – начислены исходя из дохода, отраженного ФИО2 самостоятельно в уточненной (корректирующей № 8) декларации по УСН и 75 000 руб. начислены исходя из суммы дохода, дополнительно определенного налоговым органом по камеральной налоговой проверке согласно решению от 30.09.2019 № 90.
Нарушив законодательно установленную обязанность, Административный ответчик не произвел уплату страховых взносов за 2017г. в части страховых взносов, начисленных исходя из дохода, дополнительно определенного налоговым органом по камеральной налоговой проверке согласно решению от 30.09.2019 № 90, в установленные законом сроки, что подтверждается выпиской из лицевого счета плательщика.
При этом следует отметить, что п.3.4 ст.23 НК РФ предусмотрено, что плательщики страховых взносов обязаны уплачивать установленные НК РФ страховые взносы.
Пунктом 2 ст.57 НК РФ предусмотрено, что в случае уплаты страховых вносов с нарушением срока уплаты, плательщик страховых взносов уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных НК РФ.
Согласно п.1 ст.75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ (п.п.3, 4 ст.75 НК РФ).
На основании п.7 ст.75 НК РФ правила, предусмотренные указанной статьей, распространяются на плательщиков страховых взносов.
Таким образом, в отличие от недоимки по страховым взносам, для которой определены конкретные сроки уплаты, пени начисляются за каждый день просрочки до даты фактической уплаты задолженности. Поэтому, пени подлежат взысканию как совместно с недоимкой, так и по отдельным периодам просрочки уплаты до полного прекращения (погашения) основного обязательства по уплате страховых взносов.
На основании ст.75 НК РФ Инспекцией за неуплату страховых взносов за 2017г. в части страховых взносов, начисленных исходя из дохода, дополнительно определенного налоговым органом по камеральной налоговой проверке согласно решению от 30.09.2019 № 90, в установленные законом сроки ФИО2 начислены пени за период просрочки платежа с 05.04.2017 по 12.01.2020 в сумме 19 635,62 руб.
Поскольку в добровольном порядке суммы страховых взносов и пени налогоплательщиком не уплачены, на основании ст.ст.69, 70 НК РФ Инспекцией направлено Административному ответчику Требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени № 3522 от 13.01.2020. Срок исполнения Требования установлен до 21.02.2020. Однако Административным ответчиком Требование Инспекции не исполнено (л.д.14-17).
В соответствии со ст.48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком – физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 руб., налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 руб.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 руб., налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
В соответствии с тем, что сумма задолженности превысила 3 000 руб. после выставления требования № 120677 от 30.12.2019 со сроком его исполнения – 28.01.2020, Инспекция была вправе обратиться в суд до 28.07.2020, заявление на вынесение судебного приказа № 1027 от 25.02.2020 подано мировому судье своевременно.
Мировым судьей судебного участка № 4 Кунгурского судебного района Пермского края 30.03.2020 вынесен судебный приказ № 2а-686/2020. Определением от 21.04.2020 судебный приказ отменен, в связи с поступившим заявлением об отмене судебного приказа (л.д.9,18).
В соответствии с ч.2 ст.286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В соответствии с вышеизложенным у Инспекции возникло право на обращение в суд с административным заявлением о взыскании налоговых обязательств до 21.10.2020.
На момент обращения в суд Требования Инспекции об уплате задолженности Административным ответчиком в полной мере не исполнены.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению, с ФИО2 в пользу МИ ФНС № 5 следует взыскать задолженность по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогооблажения доходы, уменьшенные на величину расходов, в общей сумме 1403529,88 руб., в том числе налог за 2017 год – 1119954,88 руб., пени за 2017 год – 283575 руб., задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии ха периоды с 01.01.2017 в общей сумме 94635,62 руб., в том числе страховые взносы за расчетный период 2017 год- 75 000 руб., пени за расчетный период 2017 – 19635,62 руб.
Доводы административного ответчика о том, что налоговая база для уплаты налога по УСН должна быть уменьшена на долю супруга, признаются судом несостоятельными.
Тот факт, что здание магазина возведено в период брака, поступило в общую совместную собственность индивидуального предпринимателя ФИО2 и ее супруга и было продано также в период брака, суд не принимает как основание для освобождения от уплаты налога, поскольку для целей налогообложения доходов предпринимателя при исчислении налога имеет значение характер использования имущества, а не его гражданско-правовой статус (находится ли оно в совместной собственности или нет).
В судебном заседании со слов заинтересованного лица (супруга) ФИО6, установлено, что им не декларирован доход от продажи спорного имущества (его части). Кроме того, предприниматель ФИО2 осуществляла предпринимательскую деятельность самостоятельно, а не совместно с супругом, самостоятельно как налогоплательщик вела учет своих доходов и расходов, самостоятельно сдавала декларации в налоговый орган, имущество использовалось ей в предпринимательской деятельности, впоследствии было реализовано, супругом претензий на данное имущество заявлено не было.
В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Таким образом, с ФИО2 в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой в силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ освобождён административный истец, размер которой рассчитан в соответствии с требованиями подпункта 1 пункта 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ и составляет 15690,83 руб.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Взыскать с ФИО2 в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Пермскому краю задолженность по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, в общей сумме 1 403 529,88 руб. (один миллион четыреста три тысячи пятьсот двадцать девять руб. 88 коп.)., в т.ч.:
- налог за 2017 год – 1 119 954,88 руб.,
- пени за 2017 год – 283 575,00 руб.
Взыскать с ФИО2 в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Пермскому краю задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за периоды с 01.01.2017, в общей сумме 94 635,62 руб., в т.ч.:
- страховые взносы за расчетный период 2017 год – 75 000 руб.,
- пени за расчетный период 2017 год – 19 635,62 руб.
Взыскать с ФИО2 в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 15690 руб. 83 коп.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Кунгурский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья (подпись) М.В.Третьякова
Копия верна.Судья:
Подлинное решение подшито в дело № 2а-1742/2020 (59RS0027-01-2020-002413-09). Дело находится в Кунгурском городском суде Пермского края.