ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1743/19 от 03.01.2019 Ленинскогого районного суда г. Омска (Омская область)

Дело № 2а-1743/19

55RS0003-01-2019-001962-02

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Омск 07 июня 2019 года

Ленинский районный суд г. Омска в составе

председательствующего судьи Усольцевой Н.Л.

при секретаре судебного заседания Беловой Е.А.

рассмотрев по адресу: г. Омск, ул. Труда, 29 А в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Зубковой Е.Н. к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации о признании незаконным решения, возложении обязанности совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Зубкова Е.Н. обратилась в Ленинский районный суд г. Омска с административным иском к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации о признании незаконным решения, возложении обязанности совершить определенные действия.

В обоснование заявленных требований Зубкова Е.Н. указала, что она является экспертом государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, замещающим должность ведущего инженера в отделе специальных разделов проектной документации управления государственной экспертизы Главного управления государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области. Главное управление государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области является органом исполнительной власти Омской области, уполномоченным на проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий на территории Омской области. ДД.ММ.ГГГГ она с сопроводительным письмом Главного управления почтовым отправлением направила документы для прохождения аттестации на право подготовки заключений экспертизы инженерно-экологических изысканий. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ, направленным Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в Главное управление государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области, было сообщено о том, что ей отказано в допуске к проверке знаний в связи с отсутствием необходимого стажа работы по заявленным направлениям деятельности. При этом, уведомление об отказе с указанием причин такого отказа, до настоящего времени ей направлено не было. Считает указанное решение незаконным, поскольку требуемый стаж работы на соответствующих должностях в органе государственной экспертизы подтвержден ею заверенной в установленном порядке копией трудовой книжки и на момент обращения в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации составлял более 7 лет. В сопроводительном письме от ДД.ММ.ГГГГ Главное управление государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области также подтвердило, что она с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время работает в Главном управлении государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области и проводит государственную экспертизу проектной документации и результатов инженерных изысканий. Кроме того, согласно реестру лиц, аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий, который ведет Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, она является аттестованным экспертом по направлению деятельности «Охрана окружающей среды». Одним из оснований для выдачи ей аттестата, предусмотренных законодательством, являлся ее стаж работы в экспертной организации, который в 2014 году Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации сочло достаточным. Просит суд признать незаконным отказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в допуске ее к аттестации на право подготовки заключений экспертизы по направлению деятельности «Инженерно-экологические изыскания», возложить на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации обязанность вновь принять ее документы, предусмотренные действующим законодательством для прохождения аттестации на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, и допустить ее к прохождению указанной аттестации.

Административный истец Зубкова Е.Н. в судебное заседание не явилась, о дне слушания дела извещена надлежащим образом.

Представитель Кириллова М.А., действующая в интересах административного истца Зубковой Е.Н., а также в интересах Главного управления государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области привлеченного к участию в деле в качестве заинтересованного лица в судебном заседании поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в административном иске.

Представитель административного ответчика Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом. В письменном отзыве, представленном суду указал, что с заявленными требованиями не согласен, считает их необоснованными, просит суд в удовлетворении заявленных требований Зубковой Е.Н. отказать.

Выслушав Кириллову М.А., исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии со ст. 15 КАС РФ суды разрешают административные дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, должностных лиц, а также нормативных правовых актов организаций, которые в установленном порядке наделены полномочиями на принятие таких актов.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров. Административные исковые заявления подаются в суд по правилам подсудности, установленным главой 2 настоящего Кодекса.

В соответствии с ч. 1 ст. 49.1 Градостроительного кодекса РФ физическое лицо может быть аттестовано на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий при условии его соответствия следующим требованиям: имеет высшее образование соответствующего профиля, постоянно проживает в Российской Федерации, имеет стаж работы в сфере подготовки проектной документации и (или) выполнения инженерных изысканий по соответствующему направлению деятельности не менее чем пять лет или стаж работы на соответствующих должностях в органах либо организациях, проводящих экспертизу проектной документации и (или) экспертизу результатов инженерных изысканий, не менее чем три года, не имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления, обладает необходимыми знаниями в области законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности, законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (в том числе требований к обеспечению безопасной эксплуатации объектов капитального строительства) в части, касающейся соответственно выполнения инженерных изысканий в целях проектирования, строительства и эксплуатации этих объектов, проектирования, строительства и эксплуатации этих объектов.

Согласно ч. 6 ст. 49.1 Градостроительного кодекса РФ порядок аттестации, переаттестации на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий, в том числе порядок продления срока действия квалификационного аттестата на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 31.03.2012 года № 271 «О порядке аттестации, переаттестации на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных взысканий» утверждено Положение о порядке аттестации на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, согласно п. 17 которого основанием для отказа в допуске претендента к проверке знаний является его несоответствие требованиям, предусмотренным подпунктами «а» - «г» пункта 8 настоящего Положения.

В соответствии с пп. «в» п. 8 Положения о порядке аттестации на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, претендент может быть аттестован на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий при условии его соответствия следующим требованиям: имеет стаж работы в сфере подготовки проектной документации и (или) выполнения инженерных изысканий по заявленному направлению деятельности эксперта не менее чем 5 лет или стаж работы на соответствующих должностях в органах либо организациях, проводящих экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, не менее чем 3 года.

По смыслу приведенных законоположений Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ должно исчислить имеющийся у кандидата стаж на основании всех данных, содержащихся в представленных соискателем документах.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Зубковой Е.Н. в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации было подано заявление для прохождения аттестации на право подготовки заключений экспертизы и (или) результатов инженерных изысканий по направлению деятельности: инженерно-экологические изыскания.

Письмом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ Зубковой Е.Н. было отказано в допуске к проверке знаний в связи с отсутствием необходимого стажа работы по заявленным направлениям деятельности.

В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона от 27.07.2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» одним из основных принципов предоставления государственных услуг является правомерность предоставления государственных и муниципальных услуг.

Пунктом 1 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» установлен запрет требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.

В соответствии с пп. «г» п. 10 Положения об аттестации, переаттестации на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий для прохождения аттестации претендент представляет в Минстрой России заверенную в установленном законодательством Российской Федерации порядке копию трудовой книжки или иных документов, подтверждающих требуемый стаж работы.

В соответствии с пп. 5 п. 21 административного регламента по предоставлению государственной услуги по аттестации физических лиц на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, утвержденного приказом Минстроя России от 24.05.2016 года № 352/пр, действовавшего на момент обращения Зубковой Е.Н., необходимыми для предоставления государственной услуги документами являлась, в том числе, заверенная копия трудовой книжки или иных документов, подтверждающих требуемый стаж работы по заявленному направлению деятельности (должностной регламент, инструкция, справка о функциональных обязанностях).

В судебном заседании установлено, что Зубковой Е.Н. в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации были направлены копия трудовой книжки и справка Главного управления государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области, о том, что Зубкова Е.Н. работает на должности ведущего инженера отдела специальных разделов проектной документации управления государственной экспертизы, исполняет должностные обязанности государственного эксперта.

Вывод в оспариваемом решении Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации о том, что «Зубковой Е.Н. было отказано в допуске к проверке знаний в связи с отсутствием необходимого стажа работы по заявленным направлениям деятельности», является надуманным, поскольку в комплекте документов, представленном административным истцом, имеется надлежащим образом заверенная копия трудовой книжки Зубковой Е.Н., а потому все имеющиеся в ней записи о периодах работы административного истца могли получить оценку Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Кроме того, согласно реестру лиц, аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий, который ведет Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Зубкова Е.Н. является аттестованным экспертом по направлению деятельности «Охрана окружающей среды». Одним из оснований для выдачи Зубковой Е.Н. аттестата, предусмотренных законодательством, являлся ее стаж работы в экспертной организации.

Следовательно, требуемый стаж подтверждался Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, когда Зубкова Е.Н. проходила аттестацию.

Доводы Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации о том, что Зубковой Е.Н. не представлены документы, подтверждающие наличие необходимого стажа по соответствующему направлению деятельности, суд находит не состоятельными, поскольку Зубкова Е.Н. подтверждала стаж на соответствующих должностях в органах либо организациях, проводящих экспертизу проектной документации и (или) экспертизу результатов инженерных изысканий, а не стаж работы в сфере подготовки проектной документации и (или) выполнения инженерных изысканий по соответствующим направлениям деятельности.

Таким образом, суд применительно к ч. 9, ч. 11 ст. 226 КАС РФ не может согласиться с доводами административного ответчика о том, что у него имелись основания для принятия оспариваемого решения, содержание оспариваемого решения соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Напротив, административный истец Зубкова Е.Н. доказала факт нарушения своих прав, свобод и законных интересов.

В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если установит, что они не соответствуют нормативным правовым актам. При этом в данном случае суд обязывает административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Оценив в совокупности представленные доказательства, суд считает, что фактические обстоятельства дела, указанные в административном исковом заявлении нашли свое подтверждение, в связи, с чем заявленные требования Зубковой Е.Н. о признании незаконным отказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в допуске к аттестации на право подготовки заключений экспертизы по направлению деятельности «Инженерно-экологические изыскания» и возложении обязанности совершить определенные действия подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным отказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в допуске Зубковой Е.Н. к аттестации на право подготовки заключений экспертизы по направлению деятельности «Инженерно-экологические изыскания».

Возложить на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации обязанность рассмотреть заявление Зубковой Е.Н. в порядке, предусмотренном Положением о порядке аттестации на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 31.03.2012 года № 271.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Омска.

Решение в окончательной форме изготовлено 13.06.2019 года.

Судья Н.Л. Усольцева