ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1743/21 от 13.09.2021 Ленинскогого районного суда г. Смоленска (Смоленская область)

Дело № 2а-1743/21

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Смоленск 13 сентября 2021 года

Ленинский районный суд г. Смоленска

в составе:

председательствующего (судьи) Космачевой О.В.

при секретаре Аксенцовой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Межрайонной инспекции ФНС России № 6 по Смоленской области к Демину Алексею Семеновичу о взыскании задолженности по земельному налогу и пени,

установил:

Межрайонная ИФНС России № 6 по Смоленской области обратилась в суд с административным иском о Демину А.С. о взыскании недоимки по земельному налогу за ДД.ММ.ГГГГ в сумме 19 891 руб. и пени в сумме 117 руб. 70 коп.

Судом по делу в качестве заинтересованного лица привлечена администрация Катынского сельского поселения Смоленского района Смоленской области.

Представитель административного истца Хамула О.В. в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении.

Административный ответчик Демин А.С. требования не признал, указал, что земельный участок предназначен для ведения личного подсобного хозяйства.

Представитель администрации Катынского сельского поселения Смоленского района Смоленской области Трусов В.Э. рассмотрение требований оставил на усмотрение суда.

Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций (ч.2 ст.286 КАС РФ).

Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца (ч.4 ст.286 КАС РФ).

При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы (ч.6 ст.286 КАС РФ).

В соответствии со ст.57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно ст.44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

Обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (п. 4 ст. 57 НК РФ).

В соответствии с положениями Налогового Кодекса РФ (ч.1 ст.387, ч.1 ст.388, ч.1 ст.393, ч.3 ст.396) земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Налоговым периодом признается календарный год.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами (п.3 ст. 393 НК РФ). Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. (п.4 п. 4 ст. 397 НК РФ).

Согласно п. 1 ст. 397 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В силу ч.1 ст.70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В соответствии с ч.1 ст.48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

В соответствии ч.1 ст.75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (ч.2 ст.75 НК РФ).

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса (ч.3 ст.75 НК РФ).

Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (ч.4 ст.75 НК РФ).

Согласно ч.5 ст.75 НК РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

При этом к пеням применяется порядок принудительного взыскания, который установлен законодательством о налогах и сборах применительно к недоимке (п.6 ст.75 НК РФ, ч.10 ст.48 НК РФ).

Судом установлено, что в спорный период Демин А.С. являлся собственником земельного участка с кадастровым номером площадью 5377 кв.м. по адресу: <адрес>, вид разрешенного использования – под зданием столовой. (л.д. 81).

Налоговой службой произведено исчисление подлежащего уплате земельного налога за ДД.ММ.ГГГГ в сумме 19 891 руб., а также транспортного налога и налога на имущество физических лиц, в связи с чем направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8-10).

В связи с тем, что уплата земельного налога произведена не была налоговым органом направлено ДД.ММ.ГГГГ требование об уплате налога в указанном размере и пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 177 руб. 70 коп. в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11-13).

Статьей 48 Налогового кодекса РФ установлено, что заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи (п.1).

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (абз 3 п.2).

Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (п.3).

В связи с неисполнением в срок обязанности по уплате недоимки по налогу и пени Межрайонное ИФНС России № 6 по Смоленской области обратилось в суд с заявлением о выдаче судебного приказа ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в пределах установленного абз.3 п.2 ст. 48 НК РФ срока.

Судебным приказом мирового судьи судебного участка № 6 г. Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ с Демина А.С. взыскана недоимка по указанному налогу и пени, на основании поступившего заявления ответчика определением от ДД.ММ.ГГГГ названный судебный приказ отменен. (л.д. 16).

До настоящего времени уплата земельного налога ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком не произведена, что последним не оспаривается.

Возражая по заявленным требованиям, Демин А.С. выразил несогласие его размером, с применением ставки земельного налога в размере 1,5 %, поскольку земельный участок им приобретался для ведения личного подсобного хозяйства, вид разрешенного использования (под здание столовой) был определен неверно, поскольку находящийся на нем объект под столовую не использовался. После изменения статуса нежилого здания на жилой дом в ДД.ММ.ГГГГ был изменен и вид разрешенного использования. Указал, что ранее размер налога ему определялся в меньшем размере.

В соответствии с п.1 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.(п.4 ст. 391 НК РФ).

При этом в силу подп. 8 п.5 ст. 391 НК РФ налоговая база уменьшается на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении налогоплательщиков - пенсионеров, получающих пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лиц, достигших возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание.

Подпунктом 1 п.1 ст. 394 НК РФ предусмотрено, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков:

отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;

- приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства.

В отношении прочих земельных участков налоговая ставка не может превышать 1,5 процента (подп. 2 п.1 ст. 394 НК РФ).

Решением Совета депутатов Катынского сельского поселения Смоленского района Смоленской области утверждено Положение о земельном налоге на территории Катынского сельского поселения Смоленского района Смоленской области, введенное в действие с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 48-56).

Статьей 8 Положения… ставки земельного налога устанавливаются в следующих размерах:

1) 0,3 процента от кадастровой стоимости участка - в отношении земельных участков:

- отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселении и используемых для сельскохозяйственного производства;

- занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;

- приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;

- предназначенных для размещения индивидуальных гаражей и гаражно-строительных объединений граждан;

- ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

2) 1,5 процента от кадастровой стоимости участка - в отношении прочих земельных участков.

Судом установлено, что Демин А.С. является собственником земельного участка с кадастровым номером площадью 5377 кв.м. по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ, указанный участок приобретен им вместе с расположенным на нем зданием столовой (л.д. 78об.-79).

По данным ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ вид разрешенного использования земельного участка значился– под зданием столовой (л.д. 81).

Решением администрации муниципального образования Катынского сельского поселения Смоленского района Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ на основании поступившего обращения Демина А.С. и акта обследования здания здание столовой было признано жилым домом (л.д. 80-82).

В связи с чем по заявлению Демина А.С. от ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения, названный земельный участок с этого времени имеет вид разрешенного использования : для личного подсобного хозяйства (л.д. 61-65).

В силу п. 4 ст. 391 НК РФ для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

Статьей 7 Земельного кодекса РФ определено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов;земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.

Указанные земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Как было указано выше, на основании ст. 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса.

Таким образом, ставка земельного налога зависит от категории земельного участка и вида его разрешенного использования; применение соответствующей ставки земельного налога не может производиться произвольно, в отсутствие документов, подтверждающих соответствие данной налоговой ставки категории земель и виду разрешенного использования земельного участка, внесенного в реестр государственного кадастрового учета.

Законодательством не предусмотрено определение налоговой ставки в зависимости от вида использования имущества, находящегося на спорном земельном участке.

Поскольку по данным кадастрового учета в спорный налоговый период принадлежащий Демину А.С. земельный участок с кадастровым номером имел вид разрешенного использования: под зданием столовой и не подпадал под категории земельных участков, подлежавших налогообложению по ставке 0,3 %, расчет земельного налога Демину А.С. с применением ставки 1,5 % налоговым органом произведен правильно. При исчислении налога налоговым органом учтены положения подп. 8 п.5 ст. 391 НК РФ и налоговая база уменьшена на величину кадастровой стоимости 600 кв.м. площади земельного участка, что составило 163 140 руб.

При таком положении, с учетом приведенных норм действующего законодательства, установления факта уклонения ответчика от уплаты налога и применения штрафных санкций, суд приходит к выводу о наличии оснований для взыскания с ответчика исчисленных Межрайонной ИФНС России № 6 по Смоленской области сумм налога и пени.

По правилам ч.1 ст. 114 КАС РФ с Демина А.С. подлежит взысканию госпошлина в федеральный бюджет в сумме 802 руб.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

Взыскать с Демина Алексея Семеновича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, проживающего по адресу: <адрес>, в пользу Межрайонной инспекции Федеральной Налоговой Службы России № 6 по Смоленской области недоимку по земельному налогу ДД.ММ.ГГГГ в сумме 19 891 руб. и пени в сумме 177 руб. 70 коп., а в общей сумме 20 068 руб. 70 коп.

Взыскать с Демина Алексея Семеновича в доход бюджета г. Смоленска госпошлину в сумме 802 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г. Смоленска в течение месяца после его принятия.

Председательствующий судья О.В. Космачева

Мотивированное решение изготовлено 28.09.2021.

«КОПИЯ ВЕРНА»

подпись судьи Космачева О.В.

секретарь судебного заседания________________

наименование должности уполномоченного работника аппарата

федерального суда общей юрисдикции

Аксенцова А..А.

(Фамилия, инициалы)

«__05__»___10_____2021 г.

Ленинский районный суд г. Смоленска

УИД 67RS0002-01-2021-001438-98

Подлинный документ подшит в материалы дела № 2а-1743/2021