ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1744/18 от 31.01.2019 Гулькевичского районного суда (Краснодарский край)

Дело 2а-27/2019

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Гулькевичи 31 января 2019 года

Гулькевичский районный суд Краснодарского края в составе:

судьи – Хайрутдиновой О.С.,

при секретаре – Вороновой О.А.,

с участием административных ответчиков:

председателя участковой избирательной комиссии (УИК) ФИО1,

председателя территориальной избирательной комиссии (ТИК) Гулькевичская ФИО2,

представителя административных ответчиков ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО4 к административным ответчикам председателю участковой избирательной комиссии (УИК) ФИО1, территориальной избирательной комиссии (ТИК) Гулькевичская о защите избирательных прав, признании незаконным решения председателя УИК 11-06 о запрете видеосъемки по фиксации вброса бюллетеней в урну для голосования, об отстранении от обязанностей члена УИК правом решающего голоса ФИО4,

установил:

Административный истец ФИО5 обратился в суд к административным ответчикам председателю участковой избирательной комиссии (УИК) ФИО1, председателю территориальной избирательной комиссии (ТИК) Гулькевичская ФИО2 с административным исковым заявлением и просит признать незаконными действия председателя УИК ФИО1 в отношении члена УИК с правом решающего голоса ФИО4: в запрете видеосъемки (создании препятствий в фиксации вброса бюллетеней); в отстранении от обязанностей члена УИК с правом решающего голоса, по продолжению подсчета бюллетеней после выявления ФИО4 пачек бюллетеней в пользу кандидата от <данные изъяты>С.Л. из стационарной урны для голосования; по отказу в ознакомлении с перечнем граждан, допущенных в качестве наблюдателей и членов УИК с правом совещательного голоса на УИК ; признать незаконными акт от 09.09.2018г. в отношении члена УИК с правом решающего голоса ФИО4 о якобы нарушении предусмотренном п. 9. ст. 30 и ст. 68 ФЗ от 12.06.2002 № 67-ФЗ; признать незаконным акт от 09.09.2018г. в отношении члена УИК с правом решающего голоса ФИО4 о якобы отказе выполнять обязанности члена УИК с правом решающего голоса; признать незаконными действия ТИК Гулькевичская по ненадлежащему оформлению удостоверения ФИО4 (без фотографии) от 13.06.2018г. о том, что он является членом УИК с правом решающего голоса, обязать устранить нарушения; признать незаконным требование члена ТИК Гулькевичская З.Г.Б. к члену УИК ФИО4 убрать личный автомобиль на расстояние 100 м от входа в избирательный участок , создании препятствий в видеофиксации количества избирателей, пришедших на избирательный участок , для оспаривания фальсифицированных сведений о явке избирателей на участок ; истребовать из ТИК Гулькевичская, видеозапись с УИК от 09.09.2018 года; разрешить производить видеосъемку судебного заседания.

В обоснование требований истец указал в административном исковом заявлении, что 09.09.2018 г. он как член УИК г. Гулькевичи с правом решающего голоса при вскрытии урн для голосования, находящихся непосредственно на избирательном участке, обнаружил многочисленные стопки бюллетеней в отношении кандидата в депутаты от партии <данные изъяты>С.Л... На его обращение к председателю УИК ФИО1 дать оценку выявленным пачкам бюллетеней, свидетельствующих о вбросе в отношении конкретного кандидата в ответ услышал, что данный председатель УИК отстранил меня от моих обязанностей как члена комиссии с правом решающего голоса, запретила мне производить видеосъемку и в дальнейшем потребовала от других членов комиссии продолжить подсчет бюллетеней. Так, в итоговом протоколе он указал о не согласии с результатами выборов, в письменном виде отразил выявленные нарушения как «особое мнение». Однако, председатель комиссии УИК ФИО1 никаких мер по выявленным нарушениям не приняла. Кроме того, на участке находился член ТИК Гулькевичская с правом решающего голоса З.Г.Б., который еще утром незаконно потребовал от него, как члена УИК с правом решающего голоса, убрать личный автомобиль на расстояние не менее 100 метров от входа в избирательный участок, якобы это предусмотрено законодательством о выборах в целях противодействия терроризму. З.Г.Б. предъявил свое удостоверение члена ТИК в развернутом виде и потребовал от него как члена УИК с правом решающего голоса, выполнить его требования. Так, в автомобиле в объектив видео регистратора случайно попал вход в избирательный участок и было зафиксировано, что избирателей было около 100 человек. Личный автомобиль административного истца был необходим для поездки с урной для голосования по домам избирателей, в случае если бы закрепленный автомобиль за нашим участком вышел бы из строя или ухудшения погоды. Также в нем находился видеорегистратор, на который фиксировался вход в избирательный участок в целях пресечения возможных нарушений избирательного права и представления в качестве доказательства возможного нарушения в суде. В итоговом же протоколе указано о якобы 767 проголосовавших и видеозапись с его автомобиля, полученная им как членом УИК с правом решающего голоса будет использована в целях пресечения выявленных нарушений на УИК , фальсификаций итогов голосования. Так, при выявлении им пачек бюллетеней, свидетельствующих о вбросе член ТИК Гулькевичская З.Б.Г. никаких мер не принял более того, в отношении административного истца по его инициативе были написаны два акта о якобы допущенных нарушениях. Обстоятельства нарушений административным истцом опубликованы в сети интернет на канале «Особо Опасный Юрист» ролик «Вброс на выборах 09.09.2018г. Наблюдателей с участка председатель комиссии отпустила в 20.00 при закрытии избирательного участка. На участке осталась одна женщина наблюдатель, которая руководила действиями председателя УИК , а та в свою очередь беспрекословно их исполняла. Из акта от 09.09.2018г. ему стало известно о существовании некой схемы размещения, в которой определены якобы разрешенные места для ведения видеосъемки, утвержденной решением участковой избирательной комиссии от 29.08.2018 г. № 1, а из другого акта ему стало известно о том, что якобы распределялись обязанности среди членов комиссии и утверждались соответствующим решением. Однако, председатель УИК ФИО1 не уведомляла его о каких-либо собраниях членов УИК , тем самым лишила его возможности принять в них участие. Сколько было таких собраний УИК , на которых принимались какие-либо решения, ему не известно. То есть, имеет место нарушение прав как члена УИК с правом решающего голоса, связанных с осуществлением своих полномочий. Также административный истец считает, что председатель УИК ФИО1 незаконно отстранила его от обязанностей как члена УИК с правом решающего голоса в момент выявления им пачек бюллетеней, свидетельствующих о вбросе с целью фальсификации результатов выборов, воспрепятствовала ему тем самым в подсчете бюллетеней. На требование выдать данное решение в письменном виде со ссылкой на норму права и с указанием оснований для отстранения ФИО1 сказала только: «сейчас» и удалилась, так и не выдав соответствующего документа. Председатель УИК ФИО1 незаконно воспрепятствовала в ознакомлении с документом, в котором отражены граждане, допущенные на УИК в качестве наблюдателей, членов УИК с правом совещательного голоса и т.д. Тем самым воспрепятствовала в получении информации Ф.И.О. женщины - наблюдателя, которая руководила действиями председателя. Председатель УИК ФИО1 после обращения к ней как председателю, после выявленных многочисленных пачек бюллетеней в пользу кандидата от <данные изъяты>С.Л. о разъяснении происхождения этих пачек, свидетельствующих о вбросе не совершила никаких действий по их фиксации, напротив, совершила действия по воспрепятствованию административному истцу в такой фиксации как члену комиссии с правом решающего голоса. Кроме того, им были сданы документы в ТИК Гулькевичская (в том числе 2 фотографии), на утверждение как члена комиссии с правом решающего голоса в УИК г. Гулькевичи. Однако, только в августе ему было выдано удостоверение от 13.06.2018г., действительное до 09.06.2023 в котором отсутствовала его фотография. Таким образом, в случае если какой либо избиратель потребовал бы от него предъявить удостоверение, что он действительно, являясь членом УИК был бы лишен такой возможности, данное обстоятельство также считает нарушающим его права как члена УИК с правом решающего голоса, поскольку ему выдано удостоверение ненадлежаще оформленное. Кроме того, в отношении него были составлены два акта о якобы допущенных им нарушениях, первый акт о том, что он якобы незаконно производил видеосъемку. Второй акт, что он якобы не выполнял свои обязанности. Обращает внимание, что эти акты были составлены в отношении него ФИО1 (председатель УИК ), З.Г.Б. (член ТИК), А.А.А. (член УИК с правом совещательного голоса) после того, как решением председателя УИК он был незаконно отстранен от своих обязанностей как член УИК с правом решающего голоса. В соответствии с ч. 4 ст. 239 КАС РФ члены избирательной комиссии, комиссии референдума вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие права членов таких комиссий, связанные с осуществлением ими своих полномочий. Административным истцом поданы жалобы в ЦИК РФ, в ТИК Гулькевичская, в Избирком Краснодарского края, в СК СУ по КК отдел по Гулькевичскому району, в прокуратуру Гулькевичского района. Ответы до настоящего времени им не получены. Все вышеуказанные незаконные действия председателя УИК ФИО1 и члена ТИК З.Г.Б. по воспрепятствованию в осуществлении своих обязанностей как члена УИК с правом решающего голоса, а тем более незаконное отстранение его председателем УИК от обязанностей как члена комиссии считает направлены на сокрытие фальсификации результатов выборов прошедших 09.09.2018г. в пользу кандидата от партии Единая Россия. Таким образом, поскольку он как член комиссии с правом решающего голоса обязан обеспечить законность процедуры голосования, при выявлении нарушений обязан их пресечь путем обращения внимания на это председателя комиссии, для дальнейших действий в соответствии с законом, а в дальнейшем своей подписью в итоговом протоколе он должен был подтвердить достоверность сведений, указанных в нем, здесь же незаконными действиями председатель УИК ФИО1, направленными на сокрытие фальсификации результатов голосования, по его мнению, фактически хотела сделать его соучастником преступления, чтобы он не имел возможности зафиксировать выявленные нарушения, а просто подписал итоговый протокол, даже не принимая участия в подсчете, будучи незаконно отстраненным от своих обязанностей председателем УИК

Административный истец ФИО4 в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме по изложенным в иске основаниям, уточнил, что удостоверение члена УИК с правом решающего голоса, с его фотографией, ему выдано после того как он обратился в суд с настоящим иском.

Административный ответчик председатель участковой избирательной комиссии (УИК) ФИО1 в судебном заседании возражала против удовлетворения требований административного истца. Пояснила, что член комиссии с правом решающего голоса ФИО4 в силу избирательного законодательства не наделен полномочиями по ведению видеосъемки на избирательном участке, следовательно, данное требование не связано с нарушением его прав как члена избирательной комиссии с правом решающего голоса. Таким образом, данный вопрос не подлежит рассмотрению судом. Кроме того, в данном требовании утверждается о создании препятствий в фиксации вброса бюллетеней, как состоявшегося факта, что не соответствует действительности и не может рассматриваться в рамках данного судебного спора, поскольку относится к спорам, связанным с обжалованием итогов и результатов выборов. Решением УИК от 29.08.2018 года «О распределении обязанностей между членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса в период избирательной кампании по дополнительным выборам депутатов Совета Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района по Восточному избирательному округу » определено, что при подсчете избирательных бюллетеней ФИО4 должен был заполнять увеличенную форму протокола. В связи с фактическим неисполнением (отказом от исполнения) данной обязанности ФИО5, он был освобожден от обязанности вносить данные в увеличенную форму протокола. Обстоятельства того, что ФИО4 был освобожден от обязанности вносить данные в увеличенную форму протокола, а не отстранен от обязанностей члена комиссии с правом решающего голоса подтверждаются показаниями свидетелей (В.Т.А., А.В.А. и др.). Также почти все свидетели подтверждают факт отсутствие каких-либо нарушений прав ФИО5 как члена УИК с правом решающего голоса. В материалах дела имеется протокол УИК об итогах голосования, в котором ФИО4 поставил свою подпись, чего сам в судебных заседаниях не отрицал. В материалах дела имеется особое мнение ФИО4, которое также указывает на тот факт, что ФИО4 в полном объеме осуществлял свои полномочия члена УИК с правом решающего голоса. Подписание протокола является обязанностями члена участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Данное действие, как и написание особого мнения, произошло после событий освобождения ФИО4 от обязанности вносить данные в увеличенную форму протокола, которые ФИО4 интерпретирует как отстранения его от обязанностей члена избирательной комиссии с правом решающего голоса. В соответствии с пунктом 12 статьи 64 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение об отстранении члена участковой комиссии от участия в работе данной комиссии принимается судом. В отношении ФИО4 суд таких решений не принимал. Данные обстоятельства однозначно указывают на отсутствие факта отстранения ФИО4 от обязанностей члена избирательной комиссии с правом решающего голоса. Также на отсутствие факта отстранения ФИО4 от обязанностей члена избирательной комиссии с правом решающего голоса указывают его пояснения в судебных заседаниях, из которых следует, что он имеет высшее юридическое образования и знает, что данное отстранение могло произойти исключительно в судебном порядке. Вопрос правильности ведения процедуры подсчета голосов не может являться предметом рассмотрения данного судебного спора, так как из него не может следовать каких-либо причинно-следственных связей, приводящих к ограничению в полномочиях члена избирательной комиссии с правом решающего голоса. Данный вопрос может являться предметом споров, связанным с обжалованием итогов и результатов выборов, но у членов избирательных комиссий с правом решающего голоса нет прав на такое обжалование, так как данные вопросы не связаны с осуществлением ими своих полномочий. Кроме того, не один из свидетелей наличие каких-либо пачек бюллетеней не подтверждает. При этом бюллетени из стационарного ящика для голосования извлекались не по одному, а по несколько десятков штук одновременно, что при тех итогах голосования по избирательному участку с большой долей вероятности могло привести к нахождению подряд (один за другим) какого-то числа избирательных бюллетеней с отметкой за одного и того же кандидата. Список лиц, присутствующих при проведении голосования, подсчете голосов избирателей и составлении протокола об итогах голосования (результатов выборов) в участковой избирательной комиссии находился все время дня голосования и при подсчете голосов в свободном доступе, любой член комиссии имел возможность с ним ознакомиться. В ознакомлении с ним ФИО4 никто не отказывал до момента его упаковки, когда ознакомление с данным списком физически стало невозможным. В соответствии постановлением ЦИК России от 8 августа 2018 года № 174/1414-7 «О Методических рекомендациях по организации голосования отдельных категорий избирателей при проведении выборов на территории Российской Федерации», «При проведении фото - и (или) видеосъемки в помещении для голосования лицам, присутствующим при проведении голосования и подсчете голосов избирателей, необходимо руководствоваться постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 3 октября 2012 года № 143/1085-6 «О Разъяснении порядка ведения наблюдателями фото - и (или) видеосъемки в помещении для голосования». Лица, присутствующие при проведении голосования и подсчете голосов избирателей, вправе проводить фото - и (или) видеосъемку в помещении для голосования при соблюдении следующих условий: проведение фото - и (или) видеосъемки только с места, определенного председателем участковой комиссии; обязательное предварительное уведомление о проведении фото- и (или) видеосъемки председателя, заместителя председателя или секретаря участковой комиссии; запрещается вести фото - и (или) видеосъемку заполненных бюллетеней до начала подсчета голосов. Указанные требования ФИО4 выполнены не были, вследствие чего и был составлен в 22:34 акт от 09.09.2018 на основании требований Федерального закона и нормативных актов ЦИК России. В соответствии с пунктом 1 статьи 68 Закона № 67-ФЗ подсчет голосов избирателей, участников референдума осуществляется открыто и гласно с оглашением и соответствующим оформлением в увеличенной форме протокола об итогах голосования последовательно всех результатов выполняемых действий по подсчету бюллетеней и голосов избирателей, участников референдума членами участковой комиссии с правом решающего голоса. Решением участковой избирательной комиссии избирательного участка от 29.08.2018 года № 2 «О распределении обязанностей между членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса в период избирательной кампании по дополнительным выборам депутатов Совета Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района по Восточному избирательному округу № 3» определено, что при подсчете избирательных бюллетеней ФИО4 должен был заполнять увеличенную форму протокола. В связи с фактическим неисполнением данной обязанности ФИО5, выразившемся в неоднократном неисполнении требований председателя участковой избирательной комиссии ФИО1 о прекращении видеосъемки и необходимости исполнения решения участковой избирательной комиссии о заполнении им увеличенной формы протокола, он был освобожден от обязанности вносить данные в увеличенную форму протокола. О чем также правомерно составлен в 23:00 09.09.2018 акт об отказе выполнять обязанности члена УИК, а именно внесение данных в увеличенную форму протокола.

Административный ответчик председатель территориальной избирательной комиссии (ТИК) Гулькевичская ФИО2, в судебном заседании возражала против удовлетворения требований административного истца. Пояснила, что член УИК с правом решающего голоса ФИО4 вправе оспорить только те действия (бездействие) субъектов, указанных в пункте 4 статьи 239 КАС, которыми были нарушены его права, связанные с осуществлением им своих полномочий как члена УИК . Полномочия членов участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса определены Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», законом Краснодарского края от 26.12.2005 № 966-КЗ «О муниципальных выборах в Краснодарском крае». Наличие у ФИО4 удостоверения (без фотографии) не повлекло и не могло повлечь нарушений его прав как члена избирательной комиссии с правом решающего голоса, связанных с осуществлением ими своих полномочий. Кроме того, в ТИК Гулькевичская ФИО4 по данному вопросу не обращался, каких-либо отказов в осуществлении им своих полномочий, как члена УИК с правом решающего голоса, не было. ТИК Гулькевичская стало известно об отсутствии фотографии в удостоверении ФИО4 после ознакомления его административным исковым заявлением, после чего ему было выдано удостоверение (с фотографией). Требования ФИО4 о признании незаконными обращения к нему члена ТИК Гулькевичская З.Г.Б. убрать личный автомобиль на расстояние 100 м от входа в избирательный участок , создании препятствий в видеофиксации количества избирателей, пришедших на избирательный участок , для оспаривания фальсификации сведений о явке избирателей на участок , не могут быть удовлетворено ввиду следующего. Данный вопрос не может являться предметом рассмотрения данного судебного спора, так как из него не может следовать каких-либо причинно-следственных связей, приводящих к ограничению в полномочиях члена избирательной комиссии с правом решающего голоса, данная видеофиксация также не относится к данным полномочиям. Кроме того, как пояснил в судебном заседании сам З.Г.Б., его просьба убрать личный автомобиль на расстояние 100 метров от входа на избирательный участок основана на рекомендациях антитеррористической комиссии в Краснодарском крае (протокол от 8 августа 2018 года) и антитеррористической комиссии в муниципальном образовании Гулькевичский район Краснодарского края от 27 августа 2018 года , а следовательно основана на безопасности избирателей и закона. Просила отказать административному истцу в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Представитель административных ответчиков ФИО3 поддержал доводы ответчиков. Полагал, что оснований для удовлетворения иска нет.

Суд, выслушав стороны, представителя административных ответчиков, свидетелей, изучив материалы дела, считает, что требования административного истца удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

Согласно п. 4 ст. 239 КАС РФ члены избирательной комиссии, комиссии референдума вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие права членов таких комиссий, связанные с осуществлением ими своих полномочий.

Полномочия членов участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса определены Федеральным законом от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», законом Краснодарского края от 26.12.2005 года № 966-КЗ «О муниципальных выборах в Краснодарском крае».

В соответствии с п. 11.1. ст. 64 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» председатель участковой комиссии следит за порядком в помещении для голосования. Распоряжения председателя участковой комиссии, отданные в пределах его компетенции, обязательны для всех присутствующих в помещении для голосования. В отсутствие председателя участковой комиссии его полномочия исполняет заместитель председателя участковой комиссии, а в отсутствие заместителя председателя участковой комиссии - секретарь или иной член участковой комиссии с правом решающего голоса, уполномоченный ею.

Пункт 11.2 указанной статьи предусматривает, что при проведении голосования, подсчете голосов избирателей, участников референдума и составлении протокола участковой комиссии об итогах голосования в помещении для голосования, в помещении участковой комиссии вправе находиться лица, указанные в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона. Эти лица вправе осуществлять наблюдение как непрерывно, так и в свободно выбираемые ими промежутки времени в течение всего периода наблюдения, им обеспечивается свободный доступ в помещение (помещения), где проводятся голосование и подсчет голосов избирателей, участников референдума. Список лиц, осуществлявших наблюдение за ходом голосования и подсчетом голосов избирателей, участников референдума, составляется участковой комиссией на основе представленных данными лицами документов.

В соответствии с п. 1. ст. 68 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» подсчет голосов избирателей, участников референдума осуществляется открыто и гласно с оглашением и соответствующим оформлением в увеличенной форме протокола об итогах голосования последовательно всех результатов выполняемых действий по подсчету бюллетеней и голосов избирателей, участников референдума членами участковой комиссии с правом решающего голоса. Лицам, указанным в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, должна быть предоставлена возможность присутствовать при подсчете голосов избирателей, участников референдума и наблюдать за подсчетом.

В силу п. 8, 9 ст. 68 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» непосредственный подсчет голосов избирателей, участников референдума производится по находящимся в ящиках для голосования бюллетеням членами участковой комиссии с правом решающего голоса. При непосредственном подсчете голосов избирателей, участников референдума вправе присутствовать члены участковой комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели, иные лица, указанные в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона.

Пунктом 12 ст. 64 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установлено, что член участковой комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель и иные лица удаляются из помещения для голосования, если они нарушают законодательство Российской Федерации о выборах и референдумах. Решение об отстранении члена участковой комиссии от участия в работе данной комиссии, об удалении наблюдателя или иного лица из помещения для голосования принимается судом по месту нахождения участковой комиссии. Исполнение соответствующего судебного решения обеспечивают правоохранительные органы. Правоохранительные органы также обеспечивают в соответствии с федеральными законами безопасность граждан и общественный порядок в помещении для голосования и на территории избирательного участка, участка референдума.

Таким образом, принцип гласности в деятельности избирательных комиссий реализуется посредством наделения представителей средств массовой информации, принимающих участие в информационном освещении подготовки и проведения выборов, а также наблюдателей правом производить фото - и видеосъемку в помещении для голосования (часть 11 статьи 30 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ, закон Краснодарского края от 26.12.2005 года № 966-КЗ «О муниципальных выборах в Краснодарском крае», пункт 1 Разъяснений порядка ведения наблюдателями фото - и (или) видеосъемки в помещении для голосования, утвержденных постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 03.10.2012 года № 143/1085-6).

В судебном заседании установлено, что 9 сентября 2018 года состоялись дополнительные выборы депутатов Совета Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района по Восточному избирательному округу . Избирательный участок входит в границы вышеуказанного избирательного округа и расположен по адресу <адрес>.

ФИО4 является членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса.

В ходе проведения голосования на стадии подсчета голосов избирателей, при вскрытии стационарных урн для голосования ФИО4, по его мнению, обнаружил многочисленные стопки избирательных бюллетеней с отметками за кандидата в депутаты Совета Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района по Восточному избирательному округу от Всероссийской Политической Партии «<данные изъяты> Л.Л. С., при этом стал осуществлять видеозапись указанных действий.

Как установлено в судебном заседании, председателем УИК ФИО1 члену Комиссии УИК ФИО4 было сделано замечание о необходимости осуществления видеосъемки со специально отведенного места, утвержденного в соответствии с решением УИК от 29.08.2018 года № 1 «О схеме размещения технологического оборудования и определения мест для участников избирательного процесса в помещении для голосования».

Данную просьбу председателя УИК ФИО4 проигнорировал, продолжая вести видеосъемку, в связи с чем, в отношении него был составлен акт от 09.09.2018 года в 22:34 часа, подписанный председателем УИК ФИО1, членом УИК с правом совещательного голоса А.Л.А., членом ТИК Гулькевичская с правом решающего голоса З.Г.Б., об обнаружении обстоятельств, свидетельствующих о нарушении Федерального закона от 12.06.2002 года № 67 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

В соответствии постановлением ЦИК России от 8 августа 2018 года № 174/1414-7 «О Методических рекомендациях по организации голосования отдельных категорий избирателей при проведении выборов на территории Российской Федерации», «При проведении фото - и (или) видеосъемки в помещении для голосования лицам, присутствующим при проведении голосования и подсчете голосов избирателей, необходимо руководствоваться постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 3 октября 2012 года № 143/1085-6 «О Разъяснении порядка ведения наблюдателями фото - и (или) видеосъемки в помещении для голосования». Лица, присутствующие при проведении голосования и подсчете голосов избирателей, вправе проводить фото - и (или) видеосъемку в помещении для голосования при соблюдении следующих условий: проведение фото - и (или) видеосъемки только с места, определенного председателем участковой комиссии; обязательное предварительное уведомление о проведении фото - и (или) видеосъемки председателя, заместителя председателя или секретаря участковой комиссии; запрещается вести фото - и (или) видеосъемку заполненных бюллетеней до начала подсчета голосов.

В отношении ФИО4, как члена УИК с правом решающего голоса, был составлен акт от 09.09.2018 года в 23:00 часа, подписанный председателем УИК ФИО1, членом УИК с правом совещательного голоса А.Л.А., членом ТИК Гулькевичская с правом решающего голоса З.Г.Б., об обнаружении обстоятельств, свидетельствующих о нарушении Федерального закона от 12.06.2002 года № 67 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а именно в связи с фактическим неисполнением обязанности по внесению данных в увеличенную форму протокола, возложенную на него в соответствии с решением участковой избирательной комиссии избирательного участка от 29.08.2018 года «О распределении обязанностей между членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса в период избирательной кампании по дополнительным выборам депутатов Совета Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района по Восточному избирательному округу ».

Суд считает, что административный истец ФИО4 ссылаясь на факт его отстранения от обязанностей члена УИК с правом решающего голоса не представил суду достаточных доказательств указывающих на данный факт.

Требование ФИО4 о признании незаконным действия председателя УИК ФИО1 по отказу в ознакомлении с перечнем граждан, допущенных в качестве наблюдателей и членов УИК с правом совещательного голоса в ходе судебного разбирательства так же не нашли своего подтверждения в судебном заседании.

Установлено, что список лиц, присутствующих при проведении голосования, подсчете голосов избирателей и составлении протокола об итогах голосования (результатов выборов) в участковой избирательной комиссии находился все время дня голосования и при подсчете голосов в свободном доступе, любой член комиссии имел возможность с ним ознакомиться, что подтвердили в судебном заседании свидетели В.Т.А., А.В.А. В ознакомлении с ним ФИО4 никто не отказывал.

Кроме того в подтверждение отсутствия нарушений на избирательном участке, находившимися в помещении для голосования участниками избирательного процесса (наблюдателями, членами УИК с правом совещательного голоса) составлялись акты об отсутствии нарушений по состоянию на 08:00, 12:00, 15:00, 18:00, 19:45, 23:00 часа.

Требования ФИО4 о признании незаконными действий ТИК Гулькевичская по ненадлежащему оформлению удостоверения ФИО4 (без фотографии) суд также не находит подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что ФИО4 были сданы документы в ТИК Гулькевичская (в том числе 2 фотографии), на утверждение как члена комиссии с правом решающего голоса в УИК г. Гулькевичи. В августе ему было выдано удостоверение от 13.06.2018г., действительное до 09.06.2023 в котором отсутствовала фотография. Данные обстоятельства стороны не отрицали в судебном заседании.

Однако суд полагает, что наличие у ФИО4 удостоверения (без фотографии) не повлекло и не могло повлечь нарушений его прав как члена избирательной комиссии с правом решающего голоса, связанных с осуществлением ими своих полномочий.

Кроме того установлено, что в ТИК Гулькевичская ФИО4 по данному вопросу не обращался, каких-либо отказов в осуществлении им своих полномочий, как члена УИК с правом решающего голоса, не было.

Установлено, что ТИК Гулькевичская стало известно об отсутствии фотографии в удостоверении ФИО4 после ознакомления с административным исковым заявлением.

Удостоверение члена УИК с правом решающего голоса ФИО4 выдано ТИК Гулькевичская 11.10.2018 года, что подтверждается личной подписью административного истца в журнале выдачи удостоверений членов УИК.

Требования ФИО4 о признании незаконными обращения к нему члена ТИК Гулькевичская З.Г.Б. убрать личный автомобиль на расстояние 100 м от входа в избирательный участок , создании препятствий в видеофиксации количества избирателей, пришедших на избирательный участок , для оспаривания фальсификации сведений о явке избирателей на участок , не подлежат удовлетворено по следующим основаниям.

В судебном заседании свидетель З.Г.Б. член ТИК Гулькевичская пояснил, что просьба убрать личный автомобиль на расстояние 100 метров от входа на избирательный участок основана на рекомендациях антитеррористической комиссии в Краснодарском крае (протокол от 8 августа 2018 года) и антитеррористической комиссии в муниципальном образовании Гулькевичский район Краснодарского края от 27 августа 2018 года , а следовательно, основана на безопасности избирателей и закона.

Суд полагает, что данный вопрос не может являться предметом рассмотрения данного судебного спора, так как не ограничивает в полномочиях члена избирательной комиссии ФИО4 с правом решающего голоса.

Допрошенные в судебном заседании свидетели Д.Э.Ю., А., В.С.Н., И.Н.Н., К.Д.Д., А.В.А., В.С.И., В.А.В., В.Т.А., Л.Е.Г., В.В.П., З.Г.Б., Б.Н.Н., С.С.В., А.Л.А., нарушения прав ФИО4, указанных им в административном исковом заявлении, не подтвердили.

В силу ч. 1 ст. 61 КАС РФ обстоятельства административного дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами.

В силу требований части 1 статьи 62 КАС РФ административный истец по делам о защите избирательных прав обязан доказывать обстоятельства, на которые он ссылается как на основания своих требований, поскольку иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам этой категории не предусмотрен названным кодексом.

Учитывая, что административным истцом не приведено доказательств нарушения его прав, оснований для удовлетворения административного искового заявления ФИО4 о признании незаконными действия председателя УИК ФИО1 в отношении члена УИК с правом решающего голоса ФИО6: в запрете видеосъемки (создании препятствий в фиксации вброса бюллетеней); в отстранении от обязанностей члена УИК с правом решающего голоса, по продолжению подсчета бюллетеней после выявления ФИО4 пачек бюллетеней в пользу кандидата от <данные изъяты>С.Л. из стационарной урны для голосования; по отказу в ознакомлении с перечнем граждан, допущенных в качестве наблюдателей и членов УИК с правом совещательного голоса на УИК ; признать незаконными акт от 09.09.2018г. в отношении члена УИК с правом решающего голоса ФИО4 о нарушении, предусмотренном п. 9. ст. 30 и ст. 68 ФЗ от 12.06.2002 № 67-ФЗ; о признании незаконным акт от 09.09.2018г. в отношении члена УИК с правом решающего голоса ФИО4 об отказе выполнять обязанности члена УИК с правом решающего голоса; признании незаконными действия ТИК Гулькевичская по ненадлежащему оформлению удостоверения ФИО4 (без фотографии) от 13.06.2018г. о том, что он является членом УИК с правом решающего голоса, обязать устранить нарушения; признании незаконным требование члена ТИК Гулькевичская З.Г.Б. к члену УИК ФИО4 убрать личный автомобиль на расстояние 100 м от входа в избирательный участок , создании препятствий в видеофиксации количества избирателей, пришедших на избирательный участок , для оспаривания фальсифицированных сведений о явке избирателей на участок , не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении административного иска ФИО4 к административным ответчикам председателю участковой избирательной комиссии (УИК) ФИО1, территориальной избирательной комиссии (ТИК) Гулькевичская о защите избирательных прав, признании незаконным решения председателя УИК о запрете видеосъемки по фиксации вброса бюллетеней в урну для голосования, об отстранении от обязанностей члена УИК с правом решающего голоса ФИО4, отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Краснодарский краевой суд через Гулькевичский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме, то есть с 05 февраля 2019 года.

Судья Гулькевичского

районного суда О.С.Хайрутдинова