ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1744/20 от 15.09.2021 Брянского районного суда (Брянская область)

Дело № 2а-386/2021

УИД 32RS0003-01-2020-005672-36

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Брянск 15 сентября 2021 года

Брянский районный суд Брянской области в составе:

председательствующего судьи

ФИО1,

при секретаре судебного заседания

ФИО2,

с участием представителя истца - помощника прокурора Брянского района Брянской области

Котенок Т.В.,

представителя ответчика – администрации Брянского района

ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Брянского района Брянской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Брянского района о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Брянского района Брянской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в Брянский районный суд Брянской области с настоящим иском, ссылаясь на то, что прокуратурой Брянского района проведена проверка соблюдения администрацией Брянского района законодательства, направленного на обеспечение экологической безопасности при обращении с твердыми коммунальными отходами.

Проверкой установлено, что имеются нарушения требований вышеуказанного законодательства, в связи с чем прокурор Брянского района Брянской области просил суд:

признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Брянский муниципальный район» в части непринятия мер по определению мест (площадок) накопления коммунальных отходов; по определению схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Брянского муниципального района;

обязать администрацию муниципального образования «Брянский муниципальный район» определить схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории района и вести реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями федерального законодательства;

разместить реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на официальном сайте администрации Брянского района в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для ознакомления неограниченного круга лиц без взимания платы;

установить форму заявки о согласовании создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления;

разработать административный регламент предоставления муниципальной услуги по рассмотрению заявок о согласовании создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления; включить обозначенную услугу в реестр муниципальных услуг Брянского района.

Определением Брянского районного суда Брянской области от 15.09.2021 в связи с частичным удовлетворением исковых требований в добровольном порядке судом принят отказ прокурора Брянского района Брянской области от исковых требований в части признания незаконным бездействия, возложения на администрацию муниципального образования «Брянский муниципальный район» обязанности определить схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории района и вести реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями федерального законодательства, разместить реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на официальном сайте администрации Брянского района в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для ознакомления неограниченного круга лиц без взимания платы, установить форму заявки о согласовании создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления.

В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Брянского района Брянской области Котенок Т.В. поддержала исковые требования о возложении на административного ответчика обязанности по разработке административного регламента предоставления муниципальной услуги по рассмотрению заявок о согласовании создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления и о включении обозначенной услуги в реестр муниципальных услуг Брянского района.

Представитель административного ответчика – администрации Брянского района – ФИО3 в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, пояснив, что рассмотрение заявок о согласовании создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов не является муниципальной услугой, поскольку граждане и юридические лица не обращаются в администрацию муниципального района, а обращаются в поселковые администрации, а даже если обращаются в администрацию Брянского района, то их перенаправляют в поселковые администрации.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Суд в соответствии со ст. 150 КАС РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статья 15 Конституции Российской Федерации определяет, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Конституция Российской Федерации, закрепляя основы конституционного строя Российской Федерации, признает и гарантирует местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно и органы которого не входят в систему органов государственной власти (статья 12).

Судом установлено и подтверждено материалами дела, что прокуратурой Брянского района Брянской области проведена проверка соблюдения администрацией Брянского района законодательства, направленного на обеспечение экологической безопасности при обращении с твердыми коммунальными отходами, на территории Брянского района.

По результатам проверки 18.03.2019 в адрес главы администрации Брянского района направлено представление N41/2019 о совершении действий, указанных в ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", а именно: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Невыполнение указанного предписания послужило поводом для обращения прокурора Брянского района Брянской области в суд с настоящим административным иском.

Статьей 51 Федерального закона от 10.01.2002 N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и ст.22 Федерального закона от 30.03.1999 N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Полномочия органов местного самоуправления в области обращения с твердыми коммунальными отходами регламентированы Федеральным законом от 24.06.1998 N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов. Накоплением отходов признается складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.

В соответствии с п.1 ст.8 данного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами (п.2 ст.8 указанного Федерального закона).

Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории (п.3 ст.8 указанного Федерального закона).

Согласно ст.1 Закона Брянской области от 05.12.2014 №80-З «О вопросах местного значения сельских поселений в Брянской области» за сельскими поселениями в Брянской области закрепляются вопросы местного значения из числа предусмотренных частью 1 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", но не отнесенных к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в частности участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Конституционный Суд Российской Федерации обращал внимание на то, что содержание термина "организация", используемого в Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" при определении вопросов местного значения, должно раскрываться с учетом специального отраслевого законодательного регулирования и что в любом случае этот термин не может автоматически трактоваться как предполагающий всю полноту ответственности муниципальных образований в соответствующей сфере деятельности (Постановление от 29 марта 2011 года N 2-П).

Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" содержит исчерпывающий перечень полномочий органов местного самоуправления, который гораздо шире участия в организации деятельности по накоплению и транспортировке твердых коммунальных отходов, закрепленного за сельскими поселениями Брянской области.

Из анализа приведенных положений действующего законодательства следует, что обязанность по разработке и утверждению схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, нормативного правового акта устанавливающего формы письменных заявок на согласование создание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов иными лицами, нормативного правового акта о включении сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, административного регламента по рассмотрению заявок о согласовании создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, отнесено к полномочиям муниципальных районов.

Статья 1 Закона Брянской области от 05.12.2014 №80-З «О вопросах местного значения сельских поселений в Брянской области» не возлагает на сельское поселение обязанность по определению схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведению реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, так как не конкретизирует полномочия сельского поселения в указанном вопросе и не определяет объем финансовых обязательств.

Кроме того, Законом Брянской области от 11.05.2006 №29-З «Об отходах производства и потребления» (в ред. Закона Брянской области от 08.05.2019 N 31-З) предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований Брянской области осуществляют свою деятельность в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Так, в ходе рассмотрения настоящего административного дела, администрацией Брянского района в суд представлена копия постановления администрации Брянского района от 06.09.2019 №785, которым администрациям сельских поселений Брянского района рекомендовано определить места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на подведомственных территориях; определить схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществлять ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории поселения на бумажном носителе и в электронном виде, с размещением указанных схем и реестра на официальном сайте поселения.

Также в ходе рассмотрения дела, администрацией Брянского района представлен реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов Брянского муниципального района и сведения о его размещении на официальном сайте администрации Брянского района.

Постановлением администрации Брянского района от 03.06.2021 №403 утвержден реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Брянского района; утверждена форма заявки от собственника земельного участка о включении сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр накопления твердых коммунальных отходов на территории Брянского района.

Таким образом, своими действиями в ходе рассмотрения дела администрация Брянского района подтвердила отнесение полномочий в области обращения с твердыми коммунальными отходами к полномочиям муниципального района. При этом суд отмечает, что постановлением администрации Брянского района от 06.09.2019 №785 лишь рекомендовано администрациям сельских поселений Брянского района определять места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на подведомственных территориях; определять схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществлять ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 №1039 (далее – Правила), закреплены основы предоставления муниципальной услуги по согласованию создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и включению сведений о созданном месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр, в соответствии с которыми места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов (п.3 Правил).

В силу п.4 Правил в случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления (далее соответственно - заявитель, уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (далее - заявка).

Уполномоченный орган рассматривает заявку в срок не позднее 10 календарных дней со дня ее поступления (п.5 Правил).

Статьей 2 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» определено понятие муниципальной услуги, как деятельности по реализации функций органа местного самоуправления (далее - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований, а также в пределах предусмотренных указанным Федеральным законом прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, прав органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 указанного Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, прав органов местного самоуправления на решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в случае принятия муниципальных правовых актов о реализации таких прав

Согласно ст.6 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.

Административный регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги (п.4 ст.2 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»).

Из ст.13 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» следует, что разработку проекта административного регламента осуществляет орган местного самоуправления, предоставляющий муниципальную услугу.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что рассмотрение заявок о согласовании создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления является муниципальной услугой, и отнесено к полномочиям муниципального района.

Указанный вывод, в частности, подтверждается тем, что утвержденная администрацией Брянского района форма заявления о включении сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр накопления твердых коммунальных отходов содержит указание адресата, который полномочен на рассмотрение данного вопроса, - «глава администрации Брянского района».

В нарушение положений законодательства об отходах производства и потребления администрацией Брянского района не приняты меры по разработке и утверждению административного регламента предоставления на территории муниципального района муниципальной услуги по согласованию и созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и включению сведений о них в реестр.

В результате бездействия администрации Брянского района создается угроза нарушения прав неопределенного круга лиц, поскольку отсутствует определенный регламентом порядок и сроки предоставления муниципальной услуги. Отсутствие указанного административного регламента влечет за собой грубое нарушение прав граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей – потребителей муниципальных услуг, так как отсутствие муниципального правового акта, регулирующего данную сферу отношений, может привести к злоупотреблению правами заявителей, возникновению административных барьеров для осуществления предпринимательской деятельности.

Ссылка административного ответчика на то, что граждане и юридические лица обращаются в поселковые администрации по вопросу согласования создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов не основана на нормах действующего законодательства и противоречит установленным судом обстоятельствам.

На основании изложенного, иск прокурора Брянского района подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 177-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора Брянского района Брянской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Брянского района о понуждении к совершению действий – удовлетворить.

Обязать администрацию Брянского района в трехмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу разработать административный регламент предоставления муниципальной услуги по рассмотрению заявок о согласовании создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления; включить обозначенную услугу в реестр муниципальных услуг Брянского района.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Брянский районный суд Брянской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий по делу,

судья Брянского районного суда

Брянской области ФИО1

Мотивированное решение составлено 29.09.2021