ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1744/20 от 21.05.2020 Ленинскогого районного суда г. Саратова (Саратовская область)

Дело № 2а-1744/2020

64RS0046-01-2020-001951-69

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 мая 2020 года г. Саратов

Ленинский районный суд г. Саратова в составе председательствующего судьи Кожахина А.Н., при секретаре Сиротиной И.С., с участием прокурора – помощника прокурора Ленинского района г. Саратова Желновой Н.С., представителя административного ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Саратовской области по доверенности Дяденко О.А. и представителя заинтересованного лица администрации муниципального образования «Город Саратов» по доверенности Косаревой С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Ленинского района г. Саратова в интересах неопределенного круга лиц к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Саратовской области об устранении нарушений требований эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны,

установил:

Заместитель прокурора Ленинского района г. Саратова в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Саратовской области об устранении нарушений требований эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны.

В обоснование административного иска указано, что прокуратурой Ленинского района г. Саратова проведена проверка соблюдения требований действующего законодательства при содержании и использовании защитного сооружения гражданской обороны – г. Саратов, ул. Спартака, д. 1, пом.1.

На момент проверки выявлены нарушения требований содержания и использования защитного сооружения гражданской обороны, а именно: в нарушение п. 3.6 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС РФ от 15.12.2002 № 583 отсутствует документация защитного сооружения гражданской обороны; в нарушение п. 3.2.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС РФ от 15.12.2002 № 583 и п. 3 «Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время», утвержденного приказом МЧС России от 21.07.2005 № 575 все коммуникации, двери и внутреннее оборудование демонтировано; в нарушение п. 3.2.1, 3.2.7 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС РФ от 15.12.2002 № 583 не обеспечена гидроизоляция ЗС. По адресу: г. Саратов, ул. Спартака, д. 3, пом.1. На момент проверки выявлены нарушения требований содержания и использования защитного сооружения гражданской обороны, а именно: в нарушение п. 3.6 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС РФ от 15.12.2002 № 583 отсутствует документация защитного сооружения гражданской обороны; в нарушение п. 3.2.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС РФ от 15.12.2002 № 583 и п. 3 «Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время», утвержденного приказом МЧС России от 21.07.2005 № 575 все коммуникации, двери и внутреннее оборудование демонтировано; в нарушение п. 3.2.1, 3.2.7 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС РФ от 15.12.2002 № 583 не обеспечена гидроизоляция ЗС. По адресу: ул. Спартака, д. 5, пом.1. На момент проверки выявлены нарушения требований содержания и использования защитного сооружения гражданской обороны, а именно: в нарушение п. 3.6 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС РФ от 15.12.2002 № 583 отсутствует документация защитного сооружения гражданской обороны; в нарушение п. 3.2.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС РФ от 15.12.2002 № 583 и п. 3 «Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской ©бороны в мирное время», утвержденного приказом МЧС России от 21.07.2005 № 575 все коммуникации, двери и внутреннее оборудование демонтировано; в нарушение п. 3.2.1, 3.2.7 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС РФ от 15.12.2002 № 583 не обеспечена гидроизоляция ЗС. По адресу: г. Саратов, ул. Спартака, д. 10, пом.1. На момент проверки выявлены нарушения требований содержания и использования защитного сооружения гражданской обороны, а именно: в нарушение п. 3.6 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС РФ от 15.12.2002 № 583 отсутствует документация защитного сооружения гражданской обороны; в нарушение п. 3.2.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС РФ от 15.12.2002 № 583 и п. 3 «Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время», утвержденного приказом МЧС России от 21.07.2005 № 575 все коммуникации, двери и внутреннее оборудование демонтировано; в нарушение п. 3.2.1, 3.2.7 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС РФ от 15.12.2002 № 583 не обеспечена гидроизоляция ЗС.

Такое положение дела приводит к невозможности реализации основных задач в области гражданской обороны, предусмотренных статьей 2 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты, обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны).

В судебном заседании помощник прокурора Ленинского района г. Саратова Желнова Н.С. заявленные требования поддержала в полном объеме и просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в заявлении, как подтвержденные представленными доказательствами.

Представитель заинтересованного лица Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Саратовской области по доверенности Дяденко О.А. представив письменные возражения просила в удовлетворении заявленных административных требований отказать.

Представитель заинтересованного лица администрации муниципального образования «Город Саратов» по доверенности Косарева С.В. в судебном заседании возражений относительно заявленных требований не представила, оставив разрешение заявленных требований на усмотрение суда по имеющимся в материалах дела документах.

Представитель администрации Ленинского района муниципального образования «Город Саратов» в судебное заседание не явился, заявлений об отложении в суд не представил.

На основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Суд, выслушав прокурора и явившихся участников процесса, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующему.

В силу положений ст. 123 Конституции Российской Федерации правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с ч.1 ст.39 КАС РФ Прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с ст. 1 Федерального закона от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне" гражданская оборона определена как система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Статьей 9 названного закона предусмотрено, что организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в частности планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время

Согласно п. 3 Указа Президента Российской Федерации 11 июля 2004 года N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий", МЧС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и в соответствии с п. 1.2, п. 2.2, п. 2.3, п. 2.4, п. 3.1.1, п. 3.2.1, п. 3.2.2, п. 3.2.11, п. 3.6, п. 5.2.1, п. 6.2.1 Приказа МЧС Российской Федерации от 15 декабря 2002 года N 583 "Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны", требования настоящих Правил должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера защитных сооружений гражданской обороны - убежищ и ПРУ, которые являются объектами гражданской обороны.

При эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. При этом должна быть обеспечена сохранность: защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств; герметизации и гидроизоляции всего сооружения; инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации (п. 3.2.1 Правил).

На основании п. п. 1.3, 1.7 названных Правил организации, эксплуатирующие защитные сооружения гражданской обороны, обязаны обеспечивать их своевременное техническое обслуживание и ремонт, содержать их в состоянии, пригодном к использованию по предназначению, в соответствии с требованиями нормативных технических документов.

В силу ст. 6 Федерального закона от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне" разработан Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года N 1309.

В соответствии с п. 10 указанного Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны организации обеспечивают сохранность объектов гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию, при этом указанный пункт ссылки на организационно-правовые формы организаций не содержит, следовательно, данная обязанность возложена на все организации независимо от организационно-правовой формы.

На основании п. 3 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 года N 804 организации наряду с иными субъектами, в целях решения задач в области гражданской обороны в соответствии с установленными полномочиями создают и содержат силы, средства, объекты гражданской обороны, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по гражданской обороне.

Так, из материалов дела следует, что прокуратурой района совместно с ГУ МЧС России по Саратовской области в марте 2020 года проведена проверка соблюдения требований действующего законодательства при использовании федерального имущества - защитных сооружений гражданской обороны, расположенных по следующим адресам: г. Саратов, ул. Спартака, д. 1, пом.1., ул. Спартака, д. 3, пом.1., ул. Спартака, д. 5, пом.1., ул. Спартака, д. 10, пом.1.

Так, в ходе проверки были выявлены следующие нарушения требований содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны:

По помещению, расположенному по адресу: г. Саратов, ул. Спартака, д. 1, пом.1: в нарушение п. 3.6 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС РФ от 15.12.2002 № 583 отсутствует документация защитного сооружения гражданской обороны; в нарушение п. 3.2.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС РФ от 15.12.2002 № 583 и п. 3 «Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время», утвержденного приказом МЧС России от 21.07.2005 № 575 все коммуникации, двери и внутреннее оборудование демонтировано; в нарушение п. 3.2.1, 3.2.7 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС РФ от 15.12.2002 № 583 не обеспечена гидроизоляция ЗС.

По помещению, расположенному по адресу: г. Саратов, ул. Спартака, д. 3, пом.1: в нарушение п. 3.6 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС РФ от 15.12.2002 № 583 отсутствует документация защитного сооружения гражданской обороны; в нарушение п. 3.2.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС РФ от 15.12.2002 № 583 и п. 3 «Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время», утвержденного приказом МЧС России от 21.07.2005 № 575 все коммуникации, двери и внутреннее оборудование демонтировано; в нарушение п. 3.2.1, 3.2.7 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС РФ от 15.12.2002 № 583 не обеспечена гидроизоляция ЗС.

По помещению, расположенному по адресу: ул. Спартака, д. 5, пом.1: в нарушение п. 3.6 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС РФ от 15.12.2002 № 583 отсутствует документация защитного сооружения гражданской обороны; в нарушение п. 3.2.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС РФ от 15.12.2002 № 583 и п. 3 «Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской ©бороны в мирное время», утвержденного приказом МЧС России от 21.07.2005 № 575 все коммуникации, двери и внутреннее оборудование демонтировано; в нарушение п. 3.2.1, 3.2.7 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС РФ от 15.12.2002 № 583 не обеспечена гидроизоляция ЗС.

По помещению, расположенному по адресу: г. Саратов, ул. Спартака, д. 10, пом.1: в нарушение п. 3.6 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС РФ от 15.12.2002 № 583 отсутствует документация защитного сооружения гражданской обороны; в нарушение п. 3.2.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС РФ от 15.12.2002 № 583 и п. 3 «Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время», утвержденного приказом МЧС России от 21.07.2005 № 575 все коммуникации, двери и внутреннее оборудование демонтировано; в нарушение п. 3.2.1, 3.2.7 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС РФ от 15.12.2002 № 583 не обеспечена гидроизоляция ЗС.

На основании приложения № 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность в составе Российской Федерации краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы, Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период, являются федеральным имуществом. Финансирование их осуществляется из республиканского бюджета, и такие объекты относятся исключительно к федеральной собственности.

В соответствии с п. 15 указанного Постановления управление и распоряжение федеральным имуществом осуществляет Правительство Российской Федерации, которое может делегировать свои полномочия ведомствам.

Согласно п. 4.1.3 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом Саратовской области, утвержденного Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29 сентября 2009 г. № 278. Территориальное агентство осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, иного федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении или оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, а также переданного в установленном порядке иным лицам.

Из п. 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432 (ред. от 30.07.2014) «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» следует, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Наличие указанных недостатков приводит к невозможности реализации основных задач в области гражданской обороны, предусмотренных статьей 2 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты, обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны).

При указанных обстоятельствах суд находит доводы административного ответчика о невозможности содержания объектов гражданской обороны в ввиду отсутствия должного финансирования не обоснованными, поскольку в ином случае создается угроза жизни и здоровья неопределенного круга лиц.

Руководствуясь ст.ст. 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление заместителя прокурора Ленинского района г. Саратова в интересах неопределенного круга лиц к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Саратовской области об устранении нарушений требований эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны – удовлетворить.

Признать бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Саратовской области незаконным.

Возложить на Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Саратовской области обязанность в отношении защитных сооружений гражданской обороны, расположенных по адресу: г. Саратов, ул. Спартака, д. 1, пом.1., общей площадью 143 кв.м.; г. Саратов, ул. Спартака, д. 3, пом.1., общей площадью 116 кв.м.; г. Саратов, ул. Спартака, д. 5, пом.1., общей площадью 145,6 кв.м.; г. Саратов, ул. Спартака, д. 10, пом.1., общей площадью 75,3 кв.м.

Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Саратовской области в течение трех месяцев с момента вступления в силу решения суда проверить состояние ЗС ГО по итогам которого, составить соответствующий акт осмотра (проверки); восстановить техническую документацию инженерно- технического и специального оборудования ЗС ГО; разработать просктно- сметную документацию на ремонт сооружения; окрасить в соответствии с нормативными требованиями элементы инженерных систем внутри ЗС ГС) (воздуховоды режима фильтр вентиляции, водопроводные трубы, трубы электропроводки и канализационные трубы, баки запаса воды и трубы системы отопления); нанести белой краской порядковый номер на защитных воротах и дверях убежища с внутренней и внешней стороны; закрыть и опечатать герметические клапаны, установленные до и после фильтров-поглотителей, устройств регенерации и фильтров для очистки воздуха от окиси углерода; промаркировать все герметические клапаны, вентиляторы и пускатели к ним; укомплектовать помещения защищенных ДЭС ручными огнетушителями, асбестовыми покрывалами и ящиками с песком.

Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Саратовской области в течение шести месяцев с момента вступления в силу решения суда восстановить малогабаритные защитные секции (МЗС) и унифицированные защитные секции (УЗС), заменить ФЯР (фильтр ячеистый), оборудовать защитно- герметическими дверьми; провести обслуживание масляных противопыльных фильтров; обеспечить гидроизоляцию ЗС ГО; оснастить смонтированные регенеративные установки средствами пожаротушения; произвести планово- предупредительный ремонт технических систем защитных сооружений.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в Саратовской областной суд через Ленинский районный суд г. Саратова в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения – 26 мая 2020 года.

Судья: А.Н. Кожахин