к делу № 2а-1745\15
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
9 ноября 2015 года Гулькевичский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Мелкозеровой О.М.
при секретаре Прынк Е.И.
с участием административного истца Брюханова И.С.
представителя Брюханова И.С. – Павлова С.А.
представителя административного ответчика – Стаценко Т.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Булгакова В.П., Гладкова Ю.В., Пальчикова А.П., Брюханова И.С., Магилатова Ю.Ю., Цепушел А.А., Федорченко Н.А., Дунаева А.А., Межевова А.А., Плотникова А.А., Мусохрановой Р.Г., Подник Ю.В., Верхошанской Л.В., Тараруева Н.И., Савичева С.А., Никитченко В.Г., Павлова Ю.В. к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края о признании отказа в утверждении схемы на раздел земельного участка незаконным, об обязании подготовить и направить договор купли-продажи земельного участка
у с т а н о в и л:
Административные истцы Булгаков В.П., Гладков Ю.В,, Пальчиков А.П., Брюханов И.С., Магилатов Ю.Ю., Цепушел А.А., Федорченко Н.А., Дунаев А.А., Межевов А.А., Плотников А.А., Мусохранова Р.Г., Подник Ю.В., Верхошанская Л.В., Тараруев Н.И., Савичев С.А., Никитченко В.Г., Павлов Ю.В. обратились в суд с иском к административному ответчику Департаменту имущественных отношений Краснодарского края о признании отказа в утверждении схемы на раздел земельного участка незаконным, об обязании подготовить и направить договор купли-продажи земельного участка. Просят признать отказ Департамента имущественных отношений Краснодарского края в письме за № от 23.07.2015 года свидетельствующий в отказе от утверждения схемы на раздел земельного участка, с кадастровым номером № незаконным. Обязать Департамент имущественных отношений Краснодарского края подготовить и направить договор купли-продажи земельного участка кадастровым номером №, общей площадью 647 кв.м. адрес: <адрес> в общую долевую собственность за плату в соответствии требованиями ЗК РФ следующих граждан с определением их доли в следующем порядке: Булгаков В.П., размер доли 1/17, св-во № от ДД.ММ.ГГГГ, запись в ЕГРП №; Гладков Ю.В,, размер доли 2/17, св-во № от ДД.ММ.ГГГГ, запись в ЕГРП №, св-во № от ДД.ММ.ГГГГ, запись в ЕГРП №; Пальчиков А.П., размер доли 1/17, св-во № от ДД.ММ.ГГГГ, запись в ЕГРП №; Брюханов И.С., размер доли 1/17, св-во № от ДД.ММ.ГГГГ, запись в ЕГРП №; Магилатов Ю.Ю., размер доли 1/17, св-во № от ДД.ММ.ГГГГ, запись в ЕГРП №; Цепушел А.А., размер доли 1/17, св-во № от ДД.ММ.ГГГГ, запись в ЕГРП №; Федорченко Н.А., размер доли 1/34, св-во № от ДД.ММ.ГГГГ, запись в ЕГРП №; Межевов А.А., размер доли 1/17, св-во № от ДД.ММ.ГГГГ, запись в ЕГРП №; Плотников А.А., размер доли 1/17, св-во № от ДД.ММ.ГГГГ, запись в ЕГРП №; Мусохранова Р.Г., размер доли 1/17, св-во № от ДД.ММ.ГГГГ, запись в ЕГРП №; Дунаев А.А., размер доли 1/34, св-во № от ДД.ММ.ГГГГ, запись в ЕГРП №; Подник Ю.В., размер доли 1/17, св-во № от ДД.ММ.ГГГГ, запись в ЕГРП №; Верхошанская Л.В., размер доли 1/17, св-во № от ДД.ММ.ГГГГ, запись в ЕГРП №; Тараруев Н.И., размер доли 1/17, св-во № от ДД.ММ.ГГГГ, запись в ЕГРП №; Савичев С.А., размер доли 1/17, св-во № от ДД.ММ.ГГГГ, запись в ЕГРП №; Никитченко В.Г., размер доли 1/17, св-во № от ДД.ММ.ГГГГ, запись в ЕГРП №; Павлов Ю.В., размер доли 1/17, св-во № от ДД.ММ.ГГГГ, запись в ЕГРП №.
Свои требования обосновали тем, что 30.08.2001 года ЗАО «ДСУ-7» был предоставлен земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> на основании Типового договора аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения № от 30.08.2001 года. Решением мирового судьи судебного участка № 134 Гулькевичского района Краснодарского края Ш.И. на 17 гаражей расположенных по адресу: <адрес>, входящих в гаражный кооператив №, за заявителями было признано право собственности в силу приобретательной давности, права все зарегистрированы, данные гаражи находятся на части земельного участка с кадастровым номером №. Постановлением главы администрации МО Гулькевичский район № от 11.11.2010 года, земельный участок с кадастровым номером № был разделен на два участка 23679 кв.м. адрес: <адрес> и 647 кв.м. адрес: <адрес> (земельный участок под гаражами - гаражного кооператива №). На основании данного постановления земельные участки дважды становились на кадастровый учет,, но из-за затягивания процедуры ответчиком и пассивности действий третьего лица, первоначальные земельные участки были сняты с кадастрового учета как временные, в настоящее время благодаря действиям третьего лица, земельные участки были поставлены на кадастровый учет ЗУ № с кадастровым номером №, общей площадью 23679 кв.м. адрес: <адрес>и ЗУ № с кадастровым номером №, общей площадью 647 кв.м. адрес: <адрес> (земельный участок под гаражами -гаражного кооператива №). Ввиду изменений законодательства, для завершения процедуры раздела и совершения приватизации, истцами были выполнены схемы раздела земельного участка и подано заявление на приватизацию земельного участка путем приобретения земельного участка в общую долевую собственность и подано ответчику. 23.07.2015 года истцам пришел очередной отказ в письме за № свидетельствующий в отказе от утверждения схемы, в связи с отсутствием заключения органа архитектуры, согласие землепользователя, и отражение на схеме красных линий. Оформление участка под гаражами истцами уже идет более пяти лет и ответчик совершая такие отказы, фактически направляет истцов на «новый круг», такие действия в нашем государстве называются волокитой и бюрократией. Правовая позиция истцов следующая: В соответствии со п. 1 ст. 11.4 ЗК РФ при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими Федеральными законами. Доказательством образования земельных участков, в результате раздела, является, возникновения новых записей в кадастровом учете о новых земельных участков образованных в результате раздела, легализация данных земельных участков, как объектов права, возможна после регистрации прав правообладателей на земельные участки, таким образом, технически раздел считается произведенным с момента постановки на кадастровый учет временных земельных участков. В их случае раздел земельного участка был произведен еще в 2010 году, согласно Постановления Главы администрации МО Гулькевичский район № от 11.11.2010 года, которое определило существенные его условия площади новых земельных участков, для издания данного постановления третье лицо готовило все те документы, которые в настоящее время испрашивает ответчик, это согласие на раздел третьего лица, заключение архитектуры в порядке ст. 33 ЗК РФ, в редакции, действующей на 2010 год. Таким образом истцами подготовлена схема формально, с тем, чтобы уже выкупить земельный участок под гаражами, однако для выкупа ответчик обязан зарегистрировать право на испрашиваемый земельный участок, данных действий, он не выполняет, либо уклоняется от выполнения, тем самым препятствует истцам реализовать свое право на приватизацию земельных участков, занятыми их объектами недвижимости. Нормами регулирующие порядок приватизации данных земельных участков, установлены в ст. 39.20 ЗК РФ в которой указано, что в случае если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках. В случае, если здание, сооружение, расположенные на земельном участке, раздел которого невозможно осуществить без нарушений требований к образуемым или измененным земельным участкам (далее - неделимый земельный участок), или помещения в указанных здании, сооружении принадлежат нескольким лицам на праве частной собственности либо на таком земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих нескольким лицам на праве частной собственности, эти лица имеют право на приобретение такого земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора. Для приобретения права собственности на земельный участок все собственники здания, сооружения или помещений в них, за исключением лиц, которые пользуются земельным участком на условиях сервитута для прокладки, эксплуатации, капитального или текущего ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий, сетей или имеют право на заключение соглашения об установлении сервитута в указанных целях, совместно обращаются в уполномоченный орган. Из представленных норм права видны исключительные права истцов на приватизацию своего земельного участка. В отношении согласия на раздел Арендатора третьего лица, истцы специально заказали межевой план, в котором данное согласие есть. Таким образом, раздел земельных участков уже произведен, что подтверждается постановкой на кадастровый учет двух земельных участков согласно требованиям Постановления Главы администрации МО Гулькевичский район № от 11.11.2010 года, никаких препятствий для приватизации у истцов нет.
Административный истец Брюханов И.С. в судебном заседании настаивал на удовлетворении исковых требований, пояснил, что в 1980 году ДСУ построил для личного транспорта работникам ДСУ крытые стоянки. Они ими пользовались. В 1990 году решением совета трудового коллектива ДСУ продало им гаражи, выдали справки, что проданы. Они считали, что они собственники. Никто не подсказал, что нужно оформить право собственности.
Представитель административного истца Брюханова И.С. по доверенности Павлов С.А. в суде иск поддержал, пояснил, что заявители предоставляли межевой план, заказчиком которого является само ЗАО ДСУ 7, на последнем листе межевого плана указано согласие на раздел земельного участка. Помимо схемы предоставляли сведения ИСОГД, где указана категория земель, функциональные зоны, территориальные зоны, виды разрешенного использования земельного участка, выкопировка с нанесением красных линий, указано, где какой участок, где какие зоны с номерами планировочных кварталов, согласно ген плана, выкопировка и схемы современного использования и комплексной оценки, где установлены границы земельных участков, санитарно-защитные зоны, испрашиваемый земельный участок отмечен. Также прописано в этом ИСОГД по расположению на данном земельном участке отсутствие зарезервированных для государственных и муниципальных нужд территорий, также отсутствие зон охраны памятников истории и культуры, отсутствие водоохранных зон и территорий, подверженных воздействию ЧС природного и техногенного характера. К материалам дела также были приобщены согласно описи уведомление из ЕГРП на 233 участок, это уже разделенный, на 232, кадастровые паспорта на оба участка, решение суда о признании права собственности за заявителями прав на гаражи и сооружения и от собственников было представлено на каждого копия свидетельства на гараж, выписка из ЕГРП на гараж, копия паспорта собственника и копия кадастрового паспорта на гараж от каждого, копия ИНН. Административные истцы выполнили все предусмотренные законом действия, установленные в ст. 39.20 ЗК РФ и в соответствии с этой же статьей установлено, что они участок этот покупают не на торгах.
Административные истцы Булгаков В.П., Гладков Ю.В,, Пальчиков А.П., Магилатов Ю.Ю., Цепушел А.А., Федорченко Н.А., Дунаев А.А., Межевов А.А., Плотников А.А., Мусохранова Р.Г., Подник Ю.В., Верхошанская Л.В., Тараруев Н.И., Савичев С.А., Никитченко В.Г., Павлов Ю.В., будучи надлежащим образом уведомленными о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие, иск удовлетворить.
Представитель административного ответчика Стаценко Т.Г. в судебном заседании с иском не согласился, просил в его удовлетворении отказать, пояснил, что Департамент не отказывал в приватизации, он отказывал в утверждении схемы, что не является отказом в приватизации. Согласие ЗАО «ДСУ-7» есть в межевом деле, но для согласия нужна отдельная форма документа. Представленное в Департамент заключение архитектуры не подходит, т.к. заключение действует 1 год. Согласно правилам землепользования и застройки архитектура каждый год утверждает новое заключение. Нужно делать новое. Департамент не отказывает в предоставлении услуги, а говорит о том, что административные истцы не соблюли порядок, в связи с чем на законных основаниях отказано. Истцы обратились в Департамент с заявлением от 30.06.2015 об утверждении схемы раздела земельного участка с кадастровым номером №. Согласно выписке из ЕГРП от 22.05.2015 собственником земельного участка с кадастровым номером № является субъект Российской Федерации - Краснодарский край. Таким образом, полномочиями на раздел этого участка наделен департамент, как специально уполномоченный орган исполнительной власти Краснодарского края по управлению и распоряжению земельными ресурсами, находящимися в государственной собственности Краснодарского края. Согласно пункту 3.10.7 Положения о департаменте имущественных отношений Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 23.04.2007 №, на основании заключения департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края департамент принимает решение об утверждении (отказе в утверждении) схемы расположения земельного участка или земельных участков, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, на кадастровом плане территории. Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответствующими органами, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия. Под государственной услугой подразумевается деятельность по реализации функций соответствующего органа при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных полномочий органов, предоставляющих государственные услуги. Административный регламент - это нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги. Предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами. Приказом департамента от 15.06.2015 № утвержден административный регламент предоставления департаментом государственной услуги по принятию решения об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории. Таким образом, требования административного регламента от 15.06.2015 № обязательны как для всех лиц, заинтересованных в предоставлении соответствующей государственной услуги, так и для лица, уполномоченного на предоставление этой услуги. Согласно пункту 2.6.1 административного регламента от 15.06.2015 №, исчерпывающий перечень документов, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем, включает следующие документы: заявление; копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом; копия документа, удостоверяющего личность представителя физического или юридического лица; документ (копия документа), удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица; схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в случаях, предусмотренных пунктом 7 статьи 11.4, пунктом 8 статьи 11.10, пунктом 4 статьи 39.11 ЗК РФ; копии правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов на исходный земельный участок, если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; согласие землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки. При рассмотрении поступивших с заявлением истцов от 30.06.2015 документов департаментом было установлено, что истцами не представлены: заключение органа архитектуры и градостроительства о предельной площади части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, градостроительной и проектной документацией согласие землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки. Согласно выписке из ЕГРП от 22.05.2015 арендатором земельного участка с кадастровым номером № является ЗАО «Дорожно-строительное управление-7» на основании договора аренды от 30.08.2001 №. Согласно пункту 2.10.2 административного регламента от 15.06.2015 № департамент отказывает в предоставлении государственной услуги в следующих случаях: до 1 января 2020 года, если имеются основания, предусмотренные статьей 40.1 Закона Краснодарского края от 5 ноября 2002 года № 532-КЗ «Об основаниях регулирования земельных отношений в Краснодарском крае», а именно: отсутствует согласие в письменной форме землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, а также собственников объектов недвижимости, расположенных на данных земельных участках, за исключением случаев образования земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям, либо образования таких земельных участков на основании решения суда; отсутствует заключение органа архитектуры и градостроительства о предельной площади части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, градостроительной и проектной документацией. Ввиду того, что к заявлению Булгакова В.П., Брюханова И.С. и других от 30.06.2015 не были приложены вышеуказанные документы, департамент, руководствуясь пунктом 4 статьи 11.2, статьей 40.1 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 № 532-КЗ «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае», пунктом 2.10.2 административного регламента от 15.06.2015 №, отказал истцам в утверждении схемы расположения земельных участков. Отказ департамента от 23.07.2015 № в утверждении схемы расположения участков не препятствует истцам вновь обратиться с соответствующим заявлением в департамент в порядке, установленном административным регламентом от 15.06.2015 №, предоставив все необходимые документы. Довод истцов о том, что спорный участок уже разделен постановлением администрации муниципального образования Гулькевичский район от 11.11.2010 №, не имеет правового значения ввиду того, что у администрации муниципального образования Гулькевичский район отсутствовали полномочия на принятие решения о разделе земельного участка, так как собственником спорного участка с 07.02.2006 является Краснодарский край, что подтверждается выпиской из ЕГРП от 22.05.2015. Департамент, как специально уполномоченный орган исполнительной власти Краснодарского края, не принимал решение о разделе земельного участка, в связи, с чем раздел земельного участка с кадастровым номером № не состоялся. Право собственности Краснодарского края на земельные участки с кадастровыми номерами №, №, сформированные из земельного участка с кадастровым номером №, не зарегистрировано, в связи, с чем земельный участок с кадастровым номером № не прекратил свое существование. Департамент полагает, что при рассмотрении иска необходимо установление не только обстоятельств, связанных с возникновением у истцов права на образование участка и приобретение его в собственность, но и соблюдение Булгаковым В.П., Брюхановым И.С. и другими истцами установленной административным регламентом процедуры. В департамент поступило заявление от 10.03.2015 от председателя Гаражного кооператива №Брюханова И.В. (вх. в № от 24.03.2015) о предоставлении в собственность Гаражному кооперативу № или его членам в общую долевую собственность земельного участка с кадастровым номером №. К заявлению о предоставлении земельного участка должны прилагаться документы, предусмотренные пунктом 2 статьи 39.17 ЗК РФ и приказом Министерства экономического развития РФ от 12.01.2015 № «Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов. По результатам рассмотрения заявления от 10.03.2015 председателя Гаражного кооператива №Брюханова И.В. о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером № департаментом было установлено, что в нарушение требований пункта 1 статьи 39.17 ЗК РФ в заявлении председателя отсутствует информация о местонахождении юридического лица, а также не указаны основания предоставления земельного участка без проведения торгов из числа оснований, предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 ЗК РФ. Кроме того, в нарушение требований приказа Министерства экономического развития РФ от 12.01.2015 № «Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов» председателем Гаражного кооператива №Брюхановым И.В., во-первых, не были представлены документы, удостоверяющие права заявителя на испрашиваемый земельный участок, если право на такой участок не зарегистрировано в ЕГРП, во-вторых, не представлено сообщение заявителя, содержащее перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке, с указанием их кадастровым (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров. Кроме того, председатель Гаражного кооператива №Брюханов И.В. обратился с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером № в собственность Гаражному кооперативу №, однако, Гаражный кооператив № не является собственником объектов недвижимого имущества - гаражей, расположенных на испрашиваемом участке, в связи, с чем Гаражный кооператив № не обладает исключительным правом на приобретение земельного участка с кадастровым номером №. Таким правом обладают собственники гаражей, однако, они в департамент не обращались. Право собственности Краснодарского края на земельный участок с кадастровым номером № не зарегистрировано, в связи, с чем у департамента отсутствовали правовые основания распоряжения данным участком. У администрации муниципального образования Гулькевичский район отсутствовали полномочия на принятие решения о разделе земельного участка, так как собственником спорного участка с 07.02.2006 является Краснодарский край, что подтверждается выпиской из ЕГРП от 22.05.2015. Департамент, как специально уполномоченный орган исполнительной власти Краснодарского края, не принимал решение о разделе земельного участка. На основании вышеизложенного департамент письмом от 17.04.2015 № отказал председателю Гаражного кооператива №Брюханову И.В. в предоставлении земельного участка. Требования об обязании департамента подготовить и направить истцам договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером № не могут быть удовлетворены ввиду того, что истцы не обжаловали отказ департамента в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером №, выраженный в письме от 17.04.2015 №. Согласно статье 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если данным кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Таким образом, истцами был пропущен срок на оспаривание отказа департамента от 17.04.2015 №. Согласно пункту 4 статьи 11.8 ЗК РФ 4 в случае образования земельных участков из земельных участков, используемых на основании договоров аренды или безвозмездного пользования, осуществляющее такое использование лицо имеет право на заключение с ним договоров аренды образуемых и, измененных земельных участков или договоров безвозмездного пользования ими на прежних условиях, если иное не установлено соглашением сторон, без проведения торгов (конкурсов, аукционов).Таким образом, при разделе земельного участка с кадастровым номером № на земельные участки с кадастровыми номерами №, №, у ЗАО «Дорожно-строительное управление-7» сохраняется право аренды на вновь образованные земельные участки с кадастровыми номерами №, № ввиду чего обремененный правом аренды земельный участок с кадастровым номером № не может быть предоставлен в собственность истцам. В рассматриваемом случае для реализации исключительного права истцов на приобретение в собственность земельного участка с кадастровым номером № необходимо: утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, регистрация права собственности Краснодарского края на вновь образованные земельные участки, внесение изменений в договор аренды от 30.08.2001 № между департаментом и ЗАО «Дорожно-строительное управление-7» в части указания кадастрового номера участка и его площади, регистрация изменений в договор, обращение истцов в департамент в порядке, предусмотренном статьями 39.3, 39.17, 39.20 ЗК РФ и приказом Министерства экономического развития РФ от 12.01.2015 № «Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов». На основании вышеизложенного департамент имущественных отношений Краснодарского края просит суд в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.
Представитель третьего лица заместитель генерального директора АО «ДСУ-7» К.Е. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, против раздела земельного участка с кадастровым номером № на два участка: 23679 кв.м. адрес: <адрес> и 647 кв.м. адрес: <адрес> (гаражный кооператив №) не возражает.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к выводу, что административные исковые требования удовлетворению не подлежат.
Согласно пункту 3.10.7 Положения о департаменте имущественных отношений Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 23.04.2007 №, на основании заключения департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края департамент принимает решение об утверждении (отказе в утверждении) схемы расположения земельного участка или земельных участков, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, на кадастровом плане территории.
Согласно ст. 11.2 ЗК РФ, земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
На основании пункта 4 ст. 11.2 ЗК РФ, образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков.
Приказом Департамента от 15.06.2015 г. № утвержден административный регламент предоставления департаментом государственной услуги по принятию решения об утверждении схему расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.
Согласно пункту 2.6.1 административного регламента от 15.06.2015 №, исчерпывающий перечень документов, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, включает следующие документы:
- заявление;
- копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом;
- копия документа, удостоверяющего личность представителя физического или юридического лица;
- документ (копия документа), удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица;
- схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в случаях, предусмотренных пунктом 7 статьи 11.4, пунктом 8 статьи 11.10, пунктом 4 статьи 39.11 ЗК РФ;
- копии правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов на исходный земельный участок, если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
- согласие землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.
Согласно п. 6 ч.2 ст. 39.3 ЗК РФ, без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 ЗК РФ.
Согласно ст. 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено данной статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии со ст. 39.17 ЗК РФ, в заявлении о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов указываются: фамилия, имя, отчество, место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина); наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо; кадастровый номер испрашиваемого земельного участка; основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 ЗК РФ оснований; вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка указанному заявителю допускается на нескольких видах прав; реквизиты решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если земельный участок предоставляется взамен земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд; цель использования земельного участка; реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории в случае, если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренных этим документом и (или) этим проектом; реквизиты решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок образовывался или его границы уточнялись на основании данного решения; почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.
Из материалов дела следует, что на основании постановления главы администрации города Гулькевичи Краснодарского края № от 28.05.2001 года ЗАО «ДСУ-7» в аренду (сроком на 49 лет) из состава муниципальных земель города Гулькевичи предоставлен земельный участок площадью 24307 кв.м., расположенный в <адрес> для обеспечения функционирования производственной базы.
Постановлением главы Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района № от 06.08.2008 года гаражному кооперативу №, расположенному по адресу: <адрес> присвоен адрес: <адрес>
Решением мирового судьи судебного участка № 134 Гулькевичского района Краснодарского края Ш.И. от 11 декабря 2009 года признано право собственности на недвижимое имущество, расположенное в гаражном кооперативе № по адресу: <адрес> за следующими лицами: Брюхановым И.С. на кирпичный гараж, литер «Г1 помещение 5» общей площадью 27,7 кв.м.; Булгаковым В.П. на кирпичный гараж, литер «Г2 помещение 1» общей площадью 23,5 кв.м.; Тараруевым Н.И. на кирпичный гараж, литер «Г помещение 14» общей площадью 16,9 кв.м.; Подник Ю.В. на кирпичный гараж, литер «Г помещение 12» общей площадью 16,8 кв.м.; Малышевым В.В. на кирпичный гараж, литер «Г2 помещение 2» общей площадью 20,4 кв.м.; Никитченко В.Г. на кирпичный гараж, литер «Г помещение 16» общей площадью 16,4 кв.м.; Мусохрановым В.П. на кирпичный гараж, литер «Г помещение 11» общей площадью 16,6 кв.м.; К.С. на кирпичный гараж, литер «Г помещение 10» общей площадью 17,1 кв.м.; Павловым Ю.В. на кирпичный гараж, литер «Г помещение 17» общей площадью 15,4 кв.м.; Савичевым С.А. на кирпичный гараж, литер «Г помещение 15» общей площадью 16,6 кв.м.; Верхошанской Л.В. на кирпичный гараж, литер «Г помещение 13» общей площадью 17,3 кв.м.; Межевовым А.А. на кирпичный гараж, литер «Г помещение 9» общей площадью 15,7 кв.м.; П.А. на кирпичный гараж, литер «Г2 помещение 3» общей площадью 21,0 кв.м.; Цепушел А.А. на кирпичный гараж, литер «Г1 помещение 7» общей площадью 17,7 кв.м.; Магилатовым Ю.Ю. на кирпичный гараж, литер «Г1 помещение 6» общей площадью 18,2 кв.м. Гулькевичский отдел Управления Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю обязали зарегистрировать право собственности вышеуказанных лиц на вышеуказанное имущество.
Постановлением администрации муниципального образования Гулькевичский район № от 11.11.2010 года земельный участок площадью 24307 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> разделен на два земельных участка: площадью 23679 кв.м. и 647 кв.м. Постановлено: утвердить схему расположения на кадастровом плане земельного участка площадью 23679 кв.м., находящегося по адресу: <адрес>, отнесено к категории земель – земли населенных пунктов; установить вид разрешенного использования сформированного земельного участка – для обеспечения функционирования производственной базы; утвердить схему расположения на кадастровом плане земельного участка площадью 647 кв.м., находящегося по адресу: <адрес>, отнесено к категории земель – земли населенных пунктов; установить ограничение в использовании –площадь 356 кв.м.; установить вид разрешенного использования – для обеспечения функционирования производственной базы.
22.06.2015 года административные истцы обратились в Департамент имущественных отношений Краснодарского края с заявлением об утверждении схемы раздела земельных участков ЗУ № с кадастровым номером № общей площадью 23679 кв.м. и ЗУ № с кадастровым номером № общей площадью 647 кв.м., т.к. они желают приватизировать земельный участок под своими гаражами путем приобретения его в общую долевую собственность за плату. Приложили к заявлению схему раздела участков, выписку из ЕГРП.
22.06.2015 года административные истцы обратились в Департамент имущественных отношений Краснодарского края с заявлением о предоставлении земельного участка в общую долевую собственность. Просили продать им в общую долевую собственность с определением доли каждому за плату без торгов земельный участок из земель населенных пунктов, разрешенное использование для обеспечения функционирования производственной базы, общей площадью 647 кв.м., расположенный по адресу <адрес>, образованный в результате раздела земельного участка с кадастровым номером №, т.к. на данном участке расположено 17 зданий \гаражей\, собственниками которых они являются.
23.07.2015 года Департамент имущественных отношений Краснодарского края своим письмом за №.04, рассмотрев обращение административных истцов об утверждении схемы расположения земельных участков с площадями 647 кв.м. и 23679 кв.м., отказал в предоставлении государственной услуги в соответствии с п. 2.10.2 административного регламента по принятию решения об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, утвержденный приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 15 июня 2015 года №, т.к. отсутствует: - заключение органа архитектуры и градостроительства о предельной площади части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для использования, в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, градостроительной и проектной документацией; - согласие в письменной форме землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, а также собственников объектов недвижимости, расположенных на данных земельных участках. На схеме должны быть отражены границы красных линий в случае их установления.
В соответствии со ст. 40.1 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 № 532-КЗ «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае» до 1 января 2020 года исполнительные органы государственной власти Краснодарского края или органы местного самоуправления в Краснодарском крае, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, вправе принять решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории наряду с основаниями для отказа в утверждении данной схемы, предусмотренными пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, в том числе по следующим основаниям: отсутствует согласие в письменной форме землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, а также собственников объектов недвижимости, расположенных на данных земельных участках, за исключением случаев образования земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям, либо образования таких земельных участков на основании решения суда; отсутствует заключение органа архитектуры и градостроительства о предельной площади части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, градостроительной и проектной документацией.
Административные истцы обжалуют отказ Департамента имущественных отношений Краснодарского края, данный им в письме от 23.07.2015 г., в утверждении схемы раздела земельного участка с кадастровым номером №, а также просят обязать Департамент подготовить и направить договор купли-продажи земельного участка в общую долевую собственность за плату.
В судебном заседании установлено, что спорный земельный участок с кадастровым номером № принадлежит на праве собственности субъекту РФ – Краснодарскому краю и предоставлен в 2001 году в аренду до 2050 года ЗАО «ДСУ-7». Постановлением администрации муниципального образования Гулькевичский район № от 11.11.2010 года указанный земельный участок площадью 24307 кв.м. разделен на два земельных участка: площадью 23679 кв.м. и 647 кв.м. На части указанного земельного участка расположен гаражный кооператив №, право собственности на гаражи признано за членами гаражного кооператива решением мирового судьи. Административные истцы обратились в Департамент имущественных отношений Краснодарского края с заявлением об утверждении схемы раздела земельного участка, на части которого расположены их гаражи. При этом ими к заявлению не был приложен необходимый пакет документов, а именно отсутствовали: заключение архитектуры и градостроительства, согласие землепользователя, данные в установленном законом порядке. Спорный земельный участок разделен постановлением администрации муниципального образования Гулькевичский район, у которой отсутствовали полномочия на принятие такого решения, т.к. собственником спорного земельного участка является Краснодарский край. Департамент имущественных отношений Краснодарского края, как специально уполномоченный орган исполнительной власти Краснодарского края, не принимал решение о разделе земельного участка, в связи с чем раздел земельного участка с кадастровым номером № не состоялся. Право собственности Краснодарского края на земельный участки с кадастровыми номерами № и №, сформированные из земельного участка с кадастровым номером №, не зарегистрировано, в связи с чем земельный участок с кадастровым номером № не прекратил свое существование. Административными истцами не соблюдена установленная административным регламентом процедура возникновения права на образование земельного участка и приобретение его в собственность. Поданное административными истцами заявление о предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов не соответствует форме, утвержденной административных регламентом.
В удовлетворении административного иска следует отказать, т.к. судом установлено, что действия Департамента имущественных отношений Краснодарского края об отказе административным истцам в утверждении схемы раздела земельных участков законны и обоснованны. Права административных истцов не нарушены, им разъяснено, что после предоставления необходимых документов они вправе вновь обратиться в Департамент с заявлением об утверждении схемы расположения земельных участков. Требование обязать Департамент подготовить и направить договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером № в общую долевую собственность за плату является также незаконным и не подлежит удовлетворению, т.к. административными истцами не соблюден порядок и процедура подачи документов для оформления земельного участка в собственность без проведения торгов. Раздел земельного участка, из которого выделен испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером №, произведен без ведома и согласия его собственника. Вид разрешенного использования земельного участка \для обеспечения функционирования производственной базы\ не совпадает с находящимися на испрашиваемом земельном участке объектами – гаражами. Административным ответчиком не был дан отказ административным истцам в продаже испрашиваемого земельного участка, в связи с чем требование о понуждении административного ответчика к подготовке договора купли-продажи, является незаконным.
Доводы представителя административного ответчика о том, что в удовлетворении административного иска следует отказать, т.к. административными истцами был пропущен срок на оспаривание отказа Департамента от 17.04.2015 №, - являются несостоятельными, т.к. административные истцы данным административным иском не оспаривают отказ Департамента от 17.04.2015 №.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л:
В административном иске Булгакова В.П., Гладкова Ю.В., Пальчикова А.П., Брюханова И.С., Магилатова Ю.Ю., Цепушел А.А., Федорченко Н.А., Дунаева А.А., Межевова А.А., Плотникова А.А., Мусохрановой Р.Г., Подник Ю.В., Верхошанской Л.В., Тараруева Н.И., Савичева С.А., Никитченко В.Г., Павлова Ю.В. к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края о признании отказа в письме за №.04. от 23.07.2015 года в утверждении схемы на раздел земельного участка с кадастровым номером № незаконным, об обязании подготовить и направить договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 647 кв.м., адрес <адрес>, в общую долевую собственность истцов за плату с определением долей – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Гулькевичский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения, т.е. с 13.11.2015 г.
председательствующий