РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 декабря 2018 года город Усть-Кут
Усть-Кутский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Григоренко И.П.,
при секретаре Зубиной К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1745/2018 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 13 по Иркутской области к Синчуриной Надежде Николаевне о взыскании задолженности по земельному налогу, налогу на имущество физических лиц, начисленной пени
установил:
Межрайонная ИФНС России № 13 по Иркутской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику Синчуриной Н.Н., в котором просит взыскать (с учетом отказа от части требований) с Синчуриной Н.Н. задолженность по земельному налогу, налогу на имущество физических лиц, начисленной пени в размере 246 629,56 руб., в том числе: налог на имущество физических лиц за 2015, 2016 в сумме 215 297,11 руб. (из них: за 2015 в сумме 97 200,11 руб., за 2016 в сумме 118 097 руб.), пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 4 148,61 руб., земельный налог за 2016 в сумме 26 669,93 руб., пени по земельному налогу в сумме 513,91 руб.
В обоснование административного искового заявления административный истец Межрайонная ИФНС России № 13 по Иркутской области указала на то, что на основании сведений, представленных в налоговый орган в соответствии с пунктом 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что Синчурина Н.Н. владела в 2015, 2016 садовым домиком и земельным участком в СНТ Северянка, 119; земельным участком по адресу: <адрес> и расположенном на нем павильоном-мастерской по установке автосигнализаций, автомагнитол, автоакустики; квартирой находящейся по адресу: <адрес>.
В соответствии со ст. 400 НК РФ (в редакции Федерального закона от 04.10.2014 № 284-ФЗ) налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество. П. 1,2 ст. 408 НК РФ установлено, что сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Пунктами 1, 2 ст. 409 НК РФ установлено, что налог на имущество физических лиц подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
При определении подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида по выбору налогоплательщика вне зависимости от количества оснований для применения налоговых льгот (п.3 ст. 407 НК РФ).
Синчурина Н.Н. является пенсионером по старости, в связи с чем ей была предоставлена льгота по налогу на имущество физических лиц по двум объектам налогообложения: на квартиру по адресу: <адрес> и на дом, расположенный по адресу: <адрес>. Объект налогообложения: иные строения, помещения и сооружения (павильон-мастерская по установке автосигнализаций, автомагнитол, автоакустики), находящийся по адресу: <адрес> не подпадает под льготируемое имущество в соответствии с Налоговым кодексом РФ, следовательно, Синчурина Н.Н. обязана уплачивать начисленный с него налог на имущество физических лиц.
Синчуриной Н.Н. 10 марта 2017 был оплачен налог на имущество физических лиц в размере 130 руб.
В соответствии с п.1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Согласно п.1 ст. 397 НК РФ земельный налог подлежит уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, но в пределах ставок, установленных НК РФ (п.1 ст. 394 НК РФ). Установлено, что земельный налог подлежит уплате налогоплательщиками – физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Межрайонной ИФНС России № 13 по Иркутской области в адрес налогоплательщика было направлено почтой налоговое уведомление № 6909376 об уплате налога на имущество физических лиц за 2015, 2016 в сумме 220 021 руб., земельного налога за 2016 в сумме 27 329 руб., что подтверждается реестром отправки. В соответствии со ст. 52 НК РФ уведомление направляется по почте заказным письмом. Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней от даты направления заказного письма. Согласно ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Межрайонной ИФНС России № 13 по Иркутской области согласно ст. 69, 70 НК РФ в адрес налогоплательщика было направлено требование от 12.02.2018 № 1817. В соответствии с п.п. 4, 6 ст. 69 НК РФ требование, направленное по почте заказным письмом, считается полученным по истечении 6 дней с даты направления и должно быть исполнено в течение 8 дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. Указанное требование до настоящего времени налогоплательщиком полностью не исполнено.
Должнику, в связи с ненадлежащим исполнением им обязанности по уплате налога, в порядке ст. 75 НК РФ были начислены пени, пени является приложением к заявлению.
В соответствии со ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Инспекцией было направлено заявление о выдаче судебного приказа. Вынесенный судебный приказ отменен должником.
Определением суда от 24.12.2018г. прекращено производство по делу в части взыскания задолженности по налогу на имущество физических лиц, земельному налогу в размере 5 162,96 руб., в связи с отказом инспекции от исковых требований в указанной части.
Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 13 по Иркутской области в судебное заседание не явился, будучи извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Административный ответчик Синчурина Н.Н. в судебном заседании не присутствовала, будучи надлежащим образом извещена о времени, дате и месте судебного заседания, о чем свидетельствует расписка, имеющаяся в материалах дела.
Исследовав письменные материалы дела, изучив административное исковое заявление, суд приходит к следующему.
Синчурина Н.Н. состоит на налоговом учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 13 по Иркутской области по месту нахождения своего недвижимого имущества.
Согласно сведениям об имуществе налогоплательщика – физического лица, Синчурина Н.Н. в 2015, 2016 г.г. владела следующим имуществом:
земельным участком по адресу: <адрес>, кадастровый № с 24.10.2011г.;
земельным участком по адресу: <адрес>, кадастровый № с 19.12.2012г. по 28.12.2016г.;
садовым домом, расположенным по адресу: <адрес> с 24.10.2011г.;
павильоном-мастерской по установке автосигнализаций, автомагнитол, автоакустики, расположенным по адресу: <адрес>, с 19.12.2012г. по 28.12.2016г.;
квартирой, расположенной по адресу: <адрес> с 18.06.1996г.
Как определено статьей 23 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ), налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
В силу статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии со ст. 400 НК РФ (в редакции Федерального закона от 04.10.2014 № 284-ФЗ) налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество. Пунктами 1 и 2 ст. 408 НК РФ установлено, что сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 НК РФ.
Пунктами 1, 2 ст. 409 НК РФ (в ред. Федерального закона от 23.11.2015 № 320-ФЗ) установлено, что налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
Согласно ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 31 НК РФ, порядок и сроки уплаты налога.
В силу ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии со ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
На основании ст. ст. 390, 391 НК РФ налоговая база в отношении каждого земельного участка определяется как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно п. 1 ст. 397 НК РФ земельный налог подлежит уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, но в пределах ставок, установленных Налоговым кодексом РФ (п.1 ст. 394 НК РФ). Пункт 1 ст. 397 НК РФ (в редакции Федерального закона № 334-ФЗ) установлено, что земельный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. В порядке п.4 ст. 397 НК РФ плательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
В силу ст. 393 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
В соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога; сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога; пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога; процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Часть 1 статьи 48 НК РФ предусмотрено, что в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо ), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов ( налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. (ч. 2).
В соответствии с абзацем 2 п. 2 ст. 48 НК РФ если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
В соответствии с абзацем 3 п. 2 ст. 48 НК РФ если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Из материалов дела видно, что 28.02.2017г. налоговой инспекцией налогоплательщику было направлено налоговое уведомление № 6909376 об уплате налога на имущество физических лиц за 2015, 2016 годы в сумме 220 021 руб., земельного налога за 2016 год в сумме 27 239 руб., в срок до 01.12.2017г.
Из содержания административного заявления следует, что сумма налога на имущество физических лиц за 2015, 2016 годы, земельного налога за 2016 год Синчуриной Н.Н. в установленный срок уплачена не была.
С направлением предусмотренного ст. 69 Налогового кодекса РФ требования налоговое законодательство связывает последующее применение механизма принудительного взыскания налога и пеней в определенные сроки.
В силу положений ст. 70 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если указанное требование не является результатом налоговой проверки. При этом, при выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Поскольку в установленный законом срок налогоплательщик сумму налога в полном объеме не уплатил, налоговым органом в соответствии с положениями ст.ст. 69,70 Налогового кодекса РФ 19.02.2018г. (подтверждается списком на отправку от 19.02.2018г.) ему было направлено требование № 1817 от 12.02.2018 об уплате налога на имущество физических лиц за 2015, 2016г.г. и земельного налога за 2015г. в сумме 247 130,00 руб., и пени в сумме 4 662,52 руб., которым был установлен срок для добровольного погашения имеющейся задолженности до 16.03.2018г.
Суд приходит к выводу о надлежащем направлении налоговым органом налогоплательщику уведомления и требования об уплате налогов, пени.
Поскольку вышеуказанное требование должником не исполнено, 22 июня 2018 года налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка № 106 по г.Усть-Куту Иркутской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Синчуриной Н.Н. задолженности по налогам, что подтверждается реестром направленных заявлений о вынесении судебных приказов с отметкой о принятии 22.06.2018г., т.е. в переделах сроков, установленных ст. 48 НК РФ.
17 июля 2018 года мировым судьей вынесен судебный приказ № 2а-1496/2018 о взыскании с Синчуриной Н.Н. задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2015г. в сумме 101 794 руб., за 2016г. в размере 118 097 руб., начисленной пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 4 148,61 руб., задолженности по земельному налогу за 2016г. в размере 27 239 руб., начисленной пени по земельному налогу в сумме 513,91 руб.
Определением мирового судьи судебного участка № 106 по г.Усть-Куту Иркутской области от 26 июля 2018 года, в связи с поступившими возражениями налогоплательщика, отменен судебный приказ мирового судьи от 17 июля 2018 года о взыскании с Синчуриной Н.Н. задолженности по налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, начисленной пени.
Согласно части 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Исковое заявление налоговой инспекции поступило в Усть-Кутский городской суд Иркутской области 25 сентября 2018 года, что свидетельствует о соблюдении установленного срока для обращения в суд с настоящим иском.
Поскольку налоговым органом соблюден предусмотренный законом порядок взыскания налоговых платежей, имущество, являющееся объектом налогообложения, в спорный период было зарегистрировано за Синчуриной Н.Н., суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований инспекции и взыскании с налогоплательщика задолженности по налоговым платежам.
При определении подлежащей взысканию суммы задолженности суд исходит из представленного административным истцом расчета задолженности. Порядок исчисления суммы налога судом проверен и сомнений не вызывает: (налоговая база/стоимость) * (налоговая ставка) * (количество месяцев владения объектом налогооблажения). Иного расчета административным ответчиком не представлено. Доказательств наличия недобросовестности со стороны административного истца, повлекших недостоверный расчет суммы задолженности, требуемой ко взысканию с ответчика, не установлено.
С учетом установленных обстоятельств и требований закона, суд считает требования Межрайонной ИФНС России № 13 по Иркутской области о взыскании с Синчуриной Н.Н. задолженности по налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, начисленной пени в размере 246 629,56 руб., в том числе: налог на имущество физических лиц за 2015, 2016 в сумме 215 297,11 руб. (из них: за 2015 в сумме 97 200,11 руб., за 2016 в сумме 118 097 руб.), пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 4 148,61 руб., земельный налог за 2016 в сумме 26 669,93 руб., пени по земельному налогу в сумме 513,91 руб., основанными на законе и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст. 114 КАС РФ государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в связи с чем, с ответчика в доход Усть-Кутского муниципального образования подлежит взысканию государственная пошлина в размере 5 666,29 руб.
Руководствуясь статьями 175-177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 13 по Иркутской области удовлетворить.
Взыскать с административного ответчика Синчуриной Надежды Николаевны в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 13 по Иркутской области задолженность по налогу на имущество физических лиц,, земельному налогу, начисленной пени в размере 246 629,56 руб., в том числе: налог на имущество физических лиц за 2015, 2016г.г. в сумме 215 297,11 руб. (из них: за 2015г. в сумме 97 200,11 руб., за 2016г. в сумме 118 097 руб.), пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 4 148,61 руб., земельный налог за 2016г. в сумме 26 669,93 руб., пени по земельному налогу в сумме 513,91 руб.
Взыскать с административного ответчика Синчуриной Надежды Николаевны государственную пошлину в размере 5 666,29 руб. рублей в доход Усть-Кутского муниципального образования.
С решением в окончательной форме стороны могут ознакомиться в Усть-Кутском городском суде 28 декабря 2018 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Иркутский областной суд через Усть-Кутский городской суд Иркутской области в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий И.П.Григоренко