Дело № 2А-1746/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Серпуховский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Фетисовой И.С., при секретаре судебного заседания Астаховой М.И.,
С участием:
Ст.помощника Серпуховского городского прокурор – Кобозевой О.А.,
представителя административного истца ФИО1 по доверенности – ФИО2,
Представителя административного ответчика территориальная избирательная комиссия города Серпухова Московской области - ФИО3,
Заинтересованного лица ФИО5 и его представителя, допущенного к участию в деле по ходатайству, заявленному в судебном заседании, - ФИО4,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 об оспаривании решения территориальной избирательной комиссии города Серпухова Московской области о регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов городского округа Серпухов Московской области
У с т а н о в и л :
Административный истец ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением и просит признать незаконным и отменить решение территориальной избирательной комиссии города Серпухова Московской области от 22 мая 2019 года № 503 о регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов городского округа Серпухов Московской области по одномандатному избирательному округу № 23 ФИО5
Административный истец указывает, что решением Совета депутатов городского округа Серпухов Московской области от 02.04.2019 № 407/51 назначены выборы депутатов Совета депутатов городского округа Серпухов Московской области.
Решением территориальной избирательной комиссии города Серпухова Московской области от 22.05.2019 № 503 по одномандатному избирательному округу № 23 зарегистрирован кандидат ФИО5
Административный истец ФИО1 является зарегистрированным кандидатом в депутаты Совета депутатов городского округа Серпухов Московской области по одномандатному избирательному округу № 23 решением территориальной избирательной комиссии города Серпухов Московской области от 13.05.2019 № 420 по тому же избирательному округу, что и кандидат ФИО5
ФИО1 ссылается на положения ч.10 ст.239 Кодекса административного судопроизводства РФ, п.6 ст.76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в соответствии с которыми решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных п.24-26 ст.38 Федерального закона № 67-ФЗ, иных требований, предусмотренных настоящим законом, иным законом.
Административный истец считает, что решение территориальной избирательной комиссии города Серпухов Московской области от 22.05.2019 № 503, которым по одномандатному избирательному округу № 23 был зарегистрирован кандидат ФИО5, является незаконным и подлежащим отмене по следующим основаниям.
Административный истец ссылается на положения п.1 ст.38 Федерального закона, ч.1 ст.30, п.6 ч.1 и п.п. 4 ч.2 ст.27, пп. 5 ч.2 ст.27 Закона Московской области «О муниципальных выборах в Московской области» и указывает, что в нарушение указанных норм в протоколе прошедшего 28 апреля 2019 года третьего этапа 53-й отчетно-выборной Конференции Серпуховского районного отделения КПРФ отсутствует решение о назначении уполномоченных представителей избирательного объединения, что согласно п.6 ст.76 и пп. «в1» п.24 ст.38 Федерального закона является основанием для отмены решения избирательной комиссии судом.
Административный истец ссылается также на то, что протокол Конференции не содержит списка кандидатов, который выдвинут избирательным объединением на выборах депутатов Совета депутатов городского округа Серпухов Московской области, ни в тексте протокола Конференции, ни в качестве подписанного в тот же день, что и была проведена Конференция, приложения к протоколу Конференции. Представленный в избирательную комиссию список кандидатов подписан уполномоченным представителем, который был назначен решением Бюро партийного комитета Серпуховского районного комитета КПРФ 30 апреля 2019 года, то есть два дня спустя после Конференции.
Таким образом, по мнению административного истца, отсутствует решение о выдвижении кандидата ФИО5 на выборах депутатов Совета депутатов городского округа Серпухов Московской области, назначенных на 30 июня 2019 года.
Административный истец указывает, что в соответствии с положениями п.6 ст.76 и пп. «б», «в» п.24 ст.38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях», является основанием для отмены оспариваемого решения.
Также административный истец указывает, что в нарушение положений п.4 ч.1 ст.27 Закона Московской области «О муниципальных выборах в Московской области» решение о создании Серпуховского районного отделения КПРФ не было предоставлено в территориальную избирательную комиссию, так как Серпуховское районное отделение КПРФ не является юридическим лицом. Предоставленное решение о преобразовании Серпуховского районного отделения КПРФ не соответствует требованиям закона, что также в соответствии с положениями п.6 ст.76 и пп. «в» п.24 ст.38 Федерального закона № 67-ФЗ является основанием для отмены решения избирательной комиссии. В соответствии с п.1 ст.57 ГК РФ преобразование является формой реорганизации юридического лица наряду со слиянием, присоединением, разделением, выделением. В 2002 году произошла реорганизация в форме преобразования Общероссийской политической общественной организации «Коммунистическая партия Российской Федерации» и всех ее местных и первичных организаций, которые были созданы ранее.
По мнению административного истца, основанием для отмены решения территориальной избирательной комиссии является указание недостоверных сведений кандидатом ФИО5 о месте жительства в заявлении о согласии баллотироваться кандидатом по соответствующему избирательному округу, так как в соответствии со ст.2 Закона Московской области от 14.12.2018 № 220/2018-ОЗ «Об объединении городского поселения Оболенск, городского поселения Пролетарский, сельского поселения Васильевское, сельского поселения Данковское, сельского поселения Дашковское, сельского поселения Калиновское, сельского поселения Липицкое Серпуховского муниципального района с городским округом Серпухов и внесении изменений в некоторые законы Московской области о статусе и границах муниципальных образований Московской области» и ст.2 Закона Московской области № 11/2005-ОЗ «О статусе и границах городского округа Серпухов» деревня Зиброво входит в состав городского округа Серпухов. В соответствии со ст.1 закона Московской области «Об упразднении Серпуховского района Московской области и внесении изменений в Закон Московской области «Об административно-территориальном устройстве Московской области» от 22.03.2019 № 35/2019-ОЗ упразднена административно-территориальная единица Московской области – Серпуховский район Московской области.
Административный истец ссылается, что в соответствии с копией паспорта ФИО5, сданной им в избирательную комиссию, он зарегистрирован по месту жительства в Московской области, городском округе Серпухов, <...>. В штампе о регистрации отсутствует указание на проживание ФИО5 в Серпуховском районе. Тем самым, в заявлении о согласии баллотироваться кандидата ФИО5 имеются недостоверные сведения и документ оформлен с нарушением закона, что в силу п.6 ст.76 и пп. «в1» п.24 ст.38 Федерального закона № 67-ФЗ является основанием для отмены решения избирательной комиссии.
В судебном заседании 03.06.2019 представителем административного истца было подано заявление, принятое судом к рассмотрению, об изменении административного искового заявления, в котором указано дополнительное основание для признания решения избирательной комиссии незаконным, а именно: в подтверждение рода занятий ФИО5, являющегося индивидуальным предпринимателем, не представлен соответствующий документ. Административный истец указывает, что кандидатом представлен документ по форме № Р67001 ФИО6 о внесении в Единый государственной реестр индивидуальных предпринимателей записи об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 1 января 2004 года, которое является Приложением № 25 к Постановлению Правительства РФ от 19 июня 2002г. № 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей», которое утратило силу в соответствии с п.1 Постановления Правительства РФ от 30 мая 2013 г. № 454 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации по вопросам государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В связи с изложенным, административный истец полагает, что представленное ФИО5 ФИО6, полученное в 2004 году, не может в настоящее время считаться документом, подтверждающим род занятий – индивидуальный предприниматель.
В судебное заседание административный истец ФИО1 не явился, извещен надлежаще о времени и месте рассмотрения административного дела. При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие в соответствии со ст. 150, 243 КАС РФ.
Интересы административного истца ФИО1 по доверенности представлял ФИО2, который настаивал на заявленных требованиях по основаниям, указанным в административном исковом заявлении, указав также, что в связи с допущенными нарушениями в решении Конференции партийного объединения, оформленного протоколом, представленным в избирательною комиссию, и удостоверением списка кандидатов неуполномоченным лицом, решение о выдвижении кандидатом в депутаты ФИО5, не принято. Кроме того отделение КПРФ не является юридическим лицом, а в таком случае представляется решение о создании структурного подразделения. Однако представлено решение о преобразовании структурных подразделений коммунистической партии, которое происходило в 2002 году, а в соответствии с Уставом данная партия преобразована и является правопреемником, а в 2002 году была реорганизация, тем самым документа о создании партийной организации приложено не было. В штампе паспорта кандидата ФИО5 нет указания на регистрацию в Серпуховском районе. Кроме того, вступил в силу закон об объедении городского округа Серпухов и Серпуховского района ранее, чем ФИО5 подавал заявление на согласие баллотироваться. Деревня Зиброво входит в состав городского округа Серпухов. Относительно представленной в суд справки ОВМ полагает, что органы часто ошибаются по данным вопросам. Приоритетом по данному вопросу является буква закона, а не отдельный акт правоприменения. Представленное в подтверждение статуса индивидуального предпринимателя ФИО6 утратило силу, в связи с чем ФИО5 должен был представить либо документ по форме № Р60009 «Лист записи Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей», или получить заверенную электронной подписью распечатку с Официального сайта ФНС с информацией о внесении соответствующей записи о регистрации индивидуальным предпринимателем. Допущенные нарушения носят существенный характер и являются основанием для отмены регистрации кандидата.
Представителем административного истца в ходе рассмотрения дела было подано письменное ходатайство о признании проекта повестки дня и протокола счетной комиссии третьего этапа 53-й Конференции Серпуховского районного отделения КПРФ от 28 апреля 2019 года недопустимыми и не имеющими значения доказательствами для рассмотрения и разрешения данного дела, поскольку в соответствии с законом не принималось решение о регистрации кандидата ФИО5, обстоятельства, связанные с принятием решения о его регистрации не могут подтверждаться данными документами.
Представители административного ответчика территориальной избирательной комиссии Серпуховского район Московской области - председатель комиссии ФИО7, по доверенности ФИО3 возражали против заявленных требований, пояснив, что 07 мая 2019 года уполномоченным представителем партийного объединения Н. в ТИК представлены документы о выдвижении списка кандидатов, копии документов о государственной регистрации отделения партии, решение и иные партийные документы с заявлениями кандидатов о согласии баллотироваться. Комиссия приняла решение о заверении списка кандидатов, и после этого кандидаты лично прибыли и принесли свои личные документы. ФИО5 также принес личные документы, в том числе представил копию паспорта. Комиссия посчитала возможным зарегистрировать ФИО5 Действительно, принят закон об объедении городского округа Серпухов и Серпуховского района, в связи с чем Серпуховский район упразднен. Однако считают, что указание места регистрации район или город это не является ошибкой. Был представлен протокол № 4 Коммунистической партии РФ от 26 марта 2002 года о преобразовании местных и первичных организаций партии. Комиссия посчитала, что данного документа достаточно в подтверждение существования районного отделения. В комиссию был представлен протокол Конференции отделения партии от 28 апреля 2019 года и приложение № 2 список кандидатов. В данном списке нет даты его составления, поэтому комиссия посчитала данный документ соответствующим, нарушений формы списка не было. Список должен был составляться на конференции, это один из основных документах о выдвижении кандидатов, в самом решении можно написать только фамилию, имя, отчество, а список должен содержать все данные кандидатов. Если в протоколе конференции указано, что список кандидатов является приложением, то он должен быть составлен в тот же день. Поскольку список идет отдельным документом как приложение, комиссия посчитала, что это приложением должно быть составлено на конференции. На момент вынесения решения комиссия не заметила не соответствие в представленных документах, а именно, что 28 апреля 2019 года прошла конференция, а уполномоченный дал согласие только 30 апреля 2019 года. На конференции отделения партии присутствовал представитель избирательной комиссии – председатель комиссии, которому был предоставлен проект повестки дня, вся конференция проходила в соответствии с повесткой дня. Вопрос о выдвижении кандидатов был, также были проведены выборы кандидатов путем тайного голосования, все вопросы повестки были рассмотрены. Представленный Протокол полностью отражает все действия, которые проходили на конференции, было проведено тайное голосование, огласили результаты голосования, было озвучено по каждому кандидату – «за», «против». Было предложено утвердить протокол комиссии и выдвинуть список кандидатов. Список кандидатов должен был быть оформлен на конференции, как приложение к протоколу. На конференции проводилось голосование, видимо за список, самого списка представитель избирательной комиссии не видела. Список кандидатов должен был быть оглашен устно, озвучивалась кандидатура каждого претендента при включении в бюллетень для голосования, затем проводилась процедура тайного голосования, после этого огласили результаты, озвучивали каждую кандидату и количество голосов, проголосовавших за или против кандидата. Каким образом были оформлены результаты тайного голосования представителям ответчика не известно. Форма представленного списка кандидатов была соблюдена. Решение о назначении уполномоченного было представлено в виде отдельного документа, но в Протоколе конференции такого решения нет, что не соответствует закону. Однако на момент заседания избирательная комиссия не обратила внимание, что решение о назначении уполномоченного принято на два дня позже состоявшейся конференции и Список кандидатов в депутаты удостоверен уполномоченным на два дня позже проведенной Конференции.
Заинтересованное лицо ФИО5 и его представитель, допущенный к участию в деле на основании ходатайства, заявленного в судебном заседании, - ФИО4, возражали против удовлетворения административного искового заявления, указав, что, Территориальная избирательная комиссия, проверив все представленные документы, действуя законно и обоснованно, приняла законное решение 22.05.2019 № 503 о регистрации кандидатом ФИО5. Так, решение о назначении уполномоченных представителей избирательного объединения являлось предметом рассмотрения на конференции – это вопрос шестой повестки дня. Решили вопрос о назначении уполномоченных представителей избирательного объединения, определение и изменение объема представленных им полномочий, отзыв указанных уполномоченных представителей делегировать Бюро Комитета Серпуховского районного отделения КПРФ в соответствии с пп.5 ч.2 ст.27 Закона Московской области «О муниципальных выборах в Московской области». Решение Бюро Комитета Серпуховского районного отделения КПРФ о назначении уполномоченных представителей имеется, было сдано в территориальную избирательною комиссию города Серпухова одновременно с представлением иных документов для выдвижения списка кандидатов по одномандатным округам. В Постановлении Конференции по пятому вопросу повестки дня указывается о выдвижении списка кандидатов по одномандатным избирательным округам в депутаты Совета депутатов городского округа Серпухов Московской области от избирательного объединения «Серпуховское районное отделение МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО ОТДЕЛЕНИЯ политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» в следующем составе, согласно приложению № 2. Приложением № 2 к протоколу конференции является список кандидатов, оформленный согласно решению ТИК г.Серпухова, а именно: с подписями уполномоченных представителей избирательного объединения. В соответствии с Уставом КПРФ Коммунистическая партия Российской Федерации преобразована в политическую партию из Общероссийской политической общественной организации «Коммунистическая партия Российской Федерации», в соответствии со ст.47 Федерального закона № 95-ФЗ «О политических партиях». При таких обстоятельствах все иные структурные подразделения политической партии не создаются, а преобразуются из существовавших, что и было сделано. Следовательно, представленное решение о преобразовании является единственным законным документом, подтверждающим образование указанного районного отделения. Находят несостоятельным ссылку на указание ФИО5 недостоверных сведений и нарушения правил оформления заявления о согласии баллотироваться. В соответствии с требованиями Федерального закона ФИО5 в заявлении указал адрес места жительства, в подтверждение чего представлена копия паспорта. В соответствии с законом Московской области № 78/2005-ОЗ «О статусе и границах Серпуховского муниципального района и вновь образованных в его составе муниципальных образований» деревня Зиброво относилась к Данковскому сельскому поселению Серпуховского района. В связи с изменением административно-территориального деления Московской области, а именно: объединением муниципальных образований Серпуховского района и городского округа Серпухов, изменения адресов жителей района не произошло. Замены документов также не поводилось. Следовательно, ФИО5 указал действующий адрес места жительства, и достоверные данные о себе в соответствии с законодательством. В подтверждение рода занятий ФИО5 было представлено ФИО6 о внесении записи об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр, которое до сих пор выдается налоговым органом. Выданное ФИО5 свидетельство никаким нормативным актом утратившим силу не признавалось, замены не требовало. В связи с избранием на должность Главы сельского поселения ФИО5 сдавал данное свидетельство в налоговый орган, а когда возобновил предпринимательскую деятельность, именно данное свидетельство было возвращено. Указали также на то, что заявление о дополнении оснований о признании решения о регистрации кандидата незаконным в связи с не предоставлением документа, подтверждающего род занятий, подано за сроками, установленными законом для оспаривания решения регистрации кандидата.
Выслушав представителей сторон, заинтересованное лицо и его представителя, заключение прокурора, полагавшего, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему выводу.
В соответствии с ч.2 ст.32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Правовой основой регулирования данных отношений является Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ).
В силу части 11 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, а также в установленных законом случаях прокурор.
В соответствии с п.6 ст.76 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
В соответствии с п.1 ст.38 Федерального закона № 67-ФЗ регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), или (и) при наличии необходимого количества подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований в соответствии с пунктом 17 статьи 37 настоящего Федерального закона либо при наличии решения политической партии (ее регионального отделения или иного структурного подразделения), на которую распространяется действие пунктов 2-7 статьи 35.1 настоящего Федерального закона или пункта 16 настоящей статьи. Наличие необходимого количества подписей участников референдума, собранных в поддержку инициативы проведения референдума, выдвинутой инициативной группой по проведению референдума, является основанием для назначения референдума в порядке, предусмотренном законом.
Подпунктами «б», «в» и «в.1» пункта 24 статьи 38 названного Федерального закона предусмотрено, что основаниями отказа в регистрации кандидата являются: для кандидатов, выдвинутых политической партией, - несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях"; для кандидатов, выдвинутых иными общественными объединениями, - несоблюдение требований пункта 2 статьи 35 настоящего Федерального закона; отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата; наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона; отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата; а также наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований этого Федерального закона, иного закона.
Уведомление избирательной комиссии о выдвижении кандидата осуществляется в установленном порядке. Согласно этому порядку соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные этим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности.
В случае выдвижения избирательным объединением кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком и необходимости в соответствии с законом субъекта Российской Федерации его заверения организующей выборы избирательной комиссией уполномоченный представитель избирательного объединения вместе с заявлением каждого кандидата, указанным в пункте 2 статьи 33 этого Федерального закона, представляет в организующую выборы избирательную комиссию документы, указанные в пункте 14.1 статьи 35 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Необходимость заверения списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам предусмотрена статьей 27 Закона Московской области от 04 июня 2013 г. № 46/2013-ОЗ «О муниципальных выборах в Московской области».
Перечень документов, необходимых для выдвижения избирательным объединением списка кандидатов, и требования к этим документам определены в статье 35 указанного Федерального закона и в статье 26 названного Закона Московской области.
Согласно пункту 2 статьи 35 Закона № 67-ФЗ выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях».
В силу пункта 1, подпункта «и» пункта 2 статьи 21 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях» политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения действуют на основании устава политической партии и в соответствии с ним. Устав политической партии должен содержать положения, определяющие порядок выдвижения политической партией кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в том числе на повторных и дополнительных выборах.
В соответствии с пунктом 2 статьи 25 Закона № 95-ФЗ решения о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии. Решения о выдвижении иными структурными подразделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления принимаются общим собранием соответствующего структурного подразделения либо иным органом, предусмотренным уставом политической партии.
При рассмотрении данного дела судом установлено, что в соответствии со статьями 5.2, 5.3 и 5.5 Устава политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" высшим руководящим органом местного отделения КПРФ является Конференция, к компетенции которой относится, в том числе, выдвижение по согласованию с Бюро Комитета соответствующего регионального отделения партии путем тайного голосования кандидатов (списка кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органы местного самоуправления.
Решение Конференции принимаются в форме постановлений и резолюций.
Для решения политических, организационных и текущих вопросов, а также для руководства деятельностью местного отделения партии между заседаниями, Комитет избирает из своего состава Бюро Комитета, которое подотчетно Комитету местного отделения КПРФ.
Решение Бюро Комитета принимается в форме постановлений.
Согласно ч.2 ст.27 Закона Московской области от 04.06.2013 № 46/2013-03 «О муниципальных выборах в Московской области» решение съезда или конференции (общего собрания) избирательного объединения о выдвижении списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам оформляется протоколом, в котором указываются:
1) число зарегистрированных делегатов (участников) соответственно съезда или конференции (общего собрания) избирательного объединения;
2) число делегатов (участников), необходимое для принятия решения о выдвижении списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) округам в соответствии с уставом избирательного объединения;
3) информация о согласовании выдвижения кандидатов с соответствующим органом избирательного объединения в случае, если это предусмотрено уставом избирательного объединения;
4) решение о выдвижении кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком и итоги тайного голосования за это решение (с приложением списка кандидатов по одномандатным округам);
5) решение о назначении уполномоченных представителей избирательного объединения и о предоставлении определенному органу избирательного объединения права назначения и отзыва уполномоченных представителей в период избирательной кампании;
6) решение о предоставлении определенному органу избирательного объединения права изменения номера одномандатного (многомандатного) избирательного округа кандидата до заверения списка кандидатов избирательной комиссией, организующей выборы, а также права отзыва кандидата;
7) решение о предоставлении определенному органу избирательного объединения иных полномочий, предусмотренных уставом избирательного объединения;
8) дата принятия решения.
В соответствии с подпунктом 3.1.3 Постановления ЦИК России от 11.06.2014 № 235/1486-6 «О методических рекомендациях по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления» представитель избирательной комиссии при посещении мероприятия должен удостовериться, что мероприятие состоялось, голосование по выдвижению кандидатов, списка кандидатов осуществлялось тайно, были соблюдены иные требования, предъявляемые федеральным законом к выдвижению кандидатов, списков кандидатов политическими партиями, иными общественными объединениями. Представитель избирательной комиссии может осуществлять аудио- и видеозапись указанного мероприятия, о чем информирует его организаторов.
Судом установлено, что решением Избирательной комиссии Московской области от 18.09.2011 № 7/190-5 полномочия избирательной комиссии городского округа Серпухов возложены на территориальную избирательную комиссию города Серпухова.
Решением Совета депутатов городского округа Серпухов Московской области от 02.04.2019 № 407/51 назначены выборы депутатов Совета депутатов городского округа Серпухов Московской области на 30 июня 2019 года.
Решением территориальной избирательной комиссии города Серпухова Московской области от 10.04.2019 № 396 возложены полномочия окружных избирательных комиссий на территориальную избирательную комиссию города Серпухова Московской области при проведении выборов депутатов Совета депутатов городского округа Серпухов, назначенных на 30 июня 2019 года.
Решением территориальной избирательной комиссии города Серпухова Московской области от 10.04.2019 № 380 утверждена форма списка кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями при проведении выборов депутатов Совета депутатов городского округа Серпухов Московской области, назначенных на 30 июня 2019 года.
Постановлением Московского областного отделения политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 25.04.2019 № Б-3/1 согласован список кандидатур для выдвижения на Конференции Серпуховского районного отделения Московского областного отделения политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» кандидатами в депутаты Совета депутатов городского округа Серпухов Московской области по одномандатным избирательным округам на выборах, назначенных на 30 июня 2019 года. По одномандатному округу № 23 указана кандидатура ФИО5
В силу положений части 3 статьи 27 Закона Московской области от 04 июня 2013 г. № 46/2013-ОЗ «О муниципальных выборах в Московской области», список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам представляется в организующую выборы избирательную комиссию на бумажном носителе по форме, утверждаемой этой комиссией. Список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам должен быть прошит, пронумерован (за исключением списка, составленного на одном листе), заверен подписью лица, уполномоченного на то уставом избирательного объединения или решением уполномоченного органа избирательного объединения, а также печатью избирательного объединения (если избирательное объединение является юридическим лицом).
Избирательным объединением «Серпуховское районное отделение Московского областного отделения политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» в территориальную избирательную комиссию представлены документы для заверения списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам на выборах депутатов Совета депутатов городского округа Серпухов, выдвинутых данным избирательным объединением.
Среди документов, представленных для заверения списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам на выборах депутатов Совета депутатов городского округа Серпухов, выдвинутых избирательным объединением «Серпуховское районное отделение Московского областного отделения политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», представлено решение избирательного объединения о выдвижении кандидатов по одномандатным (многомандатным) округам, оформленное Протоколом третьего этапа 53-й отчетно-выборной Конференции Серпуховского районного отделения КПРФ от 28.04.2019, с приложением списка кандидатов.
Из содержания Протокола третьего этапа 53-й отчетно-выборной Конференции Серпуховского районного отделения КПРФ от 28.04.2019 следует, что выступал секретарь счетной комиссии Конференции с информацией об итогах тайного голосования по вопросу о выдвижении списка кандидатов и были оглашены результаты тайного голосования по каждому из кандидатов. Постановили утвердить Протокол Счетной комиссии Конференции № 3 о результатах тайного голосования по вопросу о выдвижении списка кандидатов по одномандатным избирательным округам в депутаты Совета депутатов городского округа Серпухов Московской области от избирательного объединения партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», а также на основании утвержденного протокола Счетной комиссии выдвинуть список кандидатов по одномандатным избирательным округам в депутаты Совета депутатов городского округа Серпухов Московской области от избирательного объединения «Серпуховское районное отделение Московского областного отделения политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» в следующем составе, согласно приложению № 2. За что было проведено голосование.
Приложением № 2 к протоколу третьего этапа 53-й отчетно-выборной Конференции Серпуховского районного отделения Московского областного отделения политической партии «КОММУНИСЧТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» является список кандидатов в депутаты городского округа Серпухов Московской области, выдвинутых данным избирательным объединением, который заверен подписью уполномоченного представителя избирательного объединения З..
Согласно выписке из Решения Бюро партийного Комитета Серпуховского районного отделения КПРФ от 30.04.2019 З., Б., Н., К. наделены всеми полномочиями, предоставленными уполномоченному представителю избирательного объединения в соответствии с Законом Московской области «О муниципальных выборах в Московской области» от 04.06.2013 <номер>-ОЗ, в том числе подписание списка кандидатов.
Решением территориальной избирательной комиссии города Серпухова Московской области от 08.05.2019 № 407 заверен список кандидатов в депутаты Совета депутатов городского округа Серпухов Московской области по одномандатным избирательным округам, в количестве 29 (двадцати девяти) человек, выдвинутых Серпуховским районным отделением Московского областного отделения политической партии «КОМУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».
Решением территориальной избирательной комиссии города Серпухова Московской области от 22.05.2019 № 503 ФИО5 зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета депутатов городского округа Серпухов Московской области по избирательному округу № 23. Основание для регистрации: Протокол Конференции Серпуховского районного отделения Коммунистической партии Российской Федерации.
Решением территориальной избирательной комиссии города Серпухова Московской области от 13.05.2019 № 420 ФИО1 зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета депутатов городского округа Серпухов Московской области по избирательному округу № 23. Основание для регистрации: Протокол Конференции регионального отделения Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Московской области.
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля З. показал, что является секретарем районного отделения КПРФ. Повесткой дня Конференции было утверждение списка кандидатов в депутаты Совета депутатов городского округа Серпухов. С каждым кандидатом проводили собеседование, после чего составили список кандидатов и отправили список в Московское областное отделение КПРФ. После проверки и утверждения Бюро Комитета, список поступил в отделение партии, и данный список был включен в проект повестки дня. 28 апреля 2019 года прошла конференция, на которую был приглашен представитель ТИК. Все документы были выданы присутствующим, в том числе и присутствовавшему представителю избирательной комиссии. Замечаний по поводу ведения конференции не было. Протокол по итогам конференции был написан 30 апреля 2019 года, после проведения партийного бюро, который и был передан в ТИК. 28 апреля 2019 года на конференции голосовали за выдвижение списка кандидатов, согласованный Московским областным комитетом партии. Данный список утвердила счетная комиссия на конференции, другого списка быть не могло. Счетной комиссией был составлен протокол. 28 апреля 2019 года список кандидатов был в виде протокола счетной комиссии, там содержатся фамилия, имя, отчество кандидата и номер участка. В письменном виде списка по форме приложения № 2 не было. Список, являющийся приложением к протоколу Конференции, сформирован и подписан свидетелем 30 апреля 2019 года, после заседания Бюро Комитета, на котором были выбраны уполномоченные от партийного объединения. 28 апреля 2019 года велся протокол в черновом варианте, который вместе со всеми документами был опечатан. Только 30 апреля 2019 года был оформлен протокол и сформирован список кандидатов.
Оценив представленные в суд документы, послужившие основанием для регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов городского округа Серпухов Московской области по избирательному округу № 23 ФИО5, в совокупности с другими представленными в ходе рассмотрения дела доказательствами по правилам статьи 84 КАС РФ, суд пришел к выводу, что оснований для признания указанных в ходатайстве представителя административного истца доказательств недопустимыми в соответствии со ст.61 КАС РФ не имеется, так как доказательств обратного стороной истца в соответствии с ч.3 ст.61 КАС РФ не представлено.
Суд не соглашается с доводом представителя заинтересованного лица о пропуске административным истцом срока на предъявление дополнительных оснований для признания оспариваемого решения территориальной избирательной комиссии от 22 мая 2019 года незаконным, так как срок обращения в суд с данным административным исковым заявлением регулируется ч.4 ст.240 КАС РФ и составляет десять дней со дня принятия избирательной комиссией обжалуемого решения. Порядок исчисления сроков совершения процессуальных действий урегулирован статьями 92 и 94 КАС РФ.
С учетом указанных процессуальных норм административным истцом не пропущен процессуальный срок на обращение в суд с административным исковым заявлением.
Из анализа представленных в материалы дела документов, послуживших основанием для регистрации, в том числе, и кандидата ФИО5, выдвинутого избирательным объединением, следует, что по итогам тайного голосования список кандидатов по одномандатным избирательным округам в депутаты Совета депутатов городского округа Серпухов Московской области от избирательного объединения Серпуховского районного отделения Московского областного отделения политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» в том виде, который представлен в территориальную избирательную комиссию города Серпухова, 28 апреля 2019 года не составлялся.
Данный список, как и Протокол третьего этапа 53-й отчетно-выборной Конференции Серпуховского районного отделения КПРФ были оформлены только 30 апреля 2019 года, что подтверждается не только показаниями допрошенного в судебном заседании свидетеля З., но и пояснениями представителя административного ответчика – ФИО7, являвшейся представителем на Конференции от территориальной избирателей комиссии.
Из буквального содержания протокола Конференции следует, что было голосование сразу за утверждение протокола счетной комиссии и выдвижении списка кандидатов на основании утвержденного протокола Счетной комиссии. Отдельного голосования за утверждение протокола счетной комиссии, а затем уже за список кандидатов не проводилось. Из протокола счетной комиссии следует, что проводилось голосование о признании набравшими наибольшее и достаточное количество голосов для выдвижения в составе списка кандидатов по одномандатным избирательным округам следующие кандидатуры по следующим одномандатным округам, с указанием фамилии, имени и отчества кандидата и номера избирательного округа, за что и было проведено голосование.
Согласно повестки дня Конференции, а также протокола Конференции, по седьмому вопросу постановили: на период избирательной компании по выборам депутатов Совета депутатов городского округа Серпухов Московской области, назначенных на 30 июня 2019 года, делегировать Бюро Комитета Серпуховского районного отделения Московского областного отделения политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» полномочия избирательного объединения «Серпуховское районное отделение Московского областного отделения «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», в том числе, по назначению уполномоченных представителей избирательного объединения, определение и изменение объема предоставленных им полномочий, отзыв указанных уполномоченных представителей; отзыв кандидатов; назначение доверенных лиц, членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса, наблюдателей, а также их отзыв; иные полномочия, связанные с участием избирательного объединения в выборах. Таким образом, протокол Конференции содержит решение не о назначении уполномоченных представителей избирательного объединения, а о делегировании данных полномочий Бюро Комитета Серпуховского районного отделения Московского областного отделения политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», что также противоречит положениям подп.5 ч.2 ст.27 Закона Московской области «О муниципальных выборах в Московской области».
Таким образом, при проведении третьего этапа 53-й отчетно-выборной Конференции Серпуховского районного отделения КПРФ были допущены нарушения при выдвижении политической партией списка кандидатов по одномандатным избирательным округам в депутаты Совета депутатов городского округа Серпухов Московской области, так как на Конференции не было принято решение о назначении уполномоченных представителей избирательного объединения и о предоставлении определенному органу избирательного объединения права назначения и отзыва уполномоченных представителей в период избирательной кампании (подп.5 части 2 статьи 27 Закона Московской области от 04 июня 2013 г. № 46/2013-ОЗ «О муниципальных выборах в Московской области»); не был составлен соответственно Список кандидатов по одномандатным избирательным округам в депутаты Совета депутатов городского округа Серпухов Московской области, с указанием в определенном порядке размещения в нем кандидатов, за который надлежало также голосовать.
Из содержания протокола Конференции следует, что такой список был выдвинут, с указанием состава кандидатов, и, как указано в протоколе, «согласно приложению № 2». Однако как установлено в судебном заседании и было подтверждено представителем избирательной комиссии, присутствовавшем 28.04.2019 на Конференции Серпуховского районного отделения КПРФ, список кандидатов не составлялся и не оглашался.
Из протокола Конференции избирательного объединения видно, что по итогам тайного голосования принято решение выдвинуть список кандидатов на основании утвержденного протокола Счетной комиссии в следующем составе. Однако голосование по выдвижению всего списка кандидатов не проводилось, так как данный список не составлялся. В отсутствие голосования за весь список кандидатов в целом остается неясным, были ли согласны члены партии с выдвижением списка кандидатов от своего регионального отделения для участия в выборах.
Суд не соглашается с доводами заинтересованного лица и его представителя, что достаточно было несколько раз огласить списки кандидатов, который также имелся в повестке дня, которая была предоставлена каждому участнику конференции, так как в силу действующего законодательства должен быть составлен на бумажном носителе по итогам тайного голосования список кандидатов в депутаты, за который также надлежит проголосовать.
Данная позиция изложена в апелляционном ОпределенииВерховного Суда РФ от 6 августа 2018 г. N 72-АПГ18-12, в котором указано, чтотайное голосование за список кандидатов в целом позволяет определить волеизъявление участников конференции или собрания, членов регионального отделения политической партии, не только по поводу персонального состава списка кандидатов, а также расположения кандидатов в названном списке, но и поводу необходимости выдвижения такого списка кандидатов для участия избирательного объединения в соответствующей избирательной кампании.
В соответствии с п.3.2 Методических рекомендаций по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, утвержденных Постановлением ЦИК России от 11 июня 2014 года N 235/1486-6, выдвижение кандидата, списка кандидатов осуществляется на съезде политической партии, конференции или общем собрании ее регионального отделения, иного структурного подразделения либо иным органом, предусмотренным уставом политической партии. Решение съезда политической партии, конференции, общего собрания ее регионального отделения, иного структурного подразделения либо иного органа, предусмотренного уставом политической партии, о выдвижении кандидата, списка кандидатов оформляется в соответствии с законом в форме документа, определенного уставом политической партии (решение, постановление, протокол, выписка из протокола, иной документ).
Пунктом 3.1. «ГОСТ Р 7.0.8-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения», утвержденного Приказом Росстандарта от 17.10.2013 N 1185-ст, даны основные понятия делопроизводства: документ - это зафиксированная на носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать, официальный документ - это документ, созданный организацией, должностным лицом или гражданином, оформленный в установленном порядке; подлинник документа - это первый или единственный экземпляр документа; дубликат документа - это повторный экземпляр подлинника документа; копия документа - это экземпляр документа, полностью воспроизводящий информацию подлинника документа; заверенная копия документа - это копия документа, на которой в соответствии с установленным порядком проставлены реквизиты, обеспечивающие ее юридическую значимость; выписка из документа - это копия части документа, заверенная в установленном порядке.
Представленный в материалы дела Протокол Конференции содержит всю необходимую информацию, зафиксированную на бумажном носителе, по ходу проведения Конференции и о принятых решениях. В данном протоколе, составленном 30 апреля 2019 года, отражено, что Список является приложением № 2, который был составлен спустя два дня после конференции, что является существенным нарушением при выдвижении списка кандидатов по одномандатным избирательным округам в депутаты Совета депутатов городского округа Серпухов Московской области.
Исследовав протокол третьего этапа 53-й отчетно-выборной Конференции Серпуховского районного отделения КПРФ от 28.04.2019, Список кандидатов в депутаты по одномандатным избирательным округам в депутаты Совета депутатов городского округа Серпухов Московской области, суд приходит к выводу о том, что при принятии Конференцией решений о выдвижении списка кандидатов по одномандатным избирательным округам были нарушены требования пункта 4 статьи 25 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях» о принятии решения о назначении уполномоченных представителей избирательного объединения и при выдвижении списка кандидатов.
Основанием для отмены решения территориальной избирательной комиссии, по мнению административного истца, также является не предоставление в территориальную избирательную комиссию решения о создании Серпуховского районного отделения КПРФ, так как предоставленное решение о преобразовании Серпуховского районного отделения КПРФ не соответствует требования закона.
В п.3 ст.3 Федерального закона от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях» дано определение регионального отделения политической партии и указано, что иные структурные подразделения политической партии (местные и первичные отделения) создаются в случаях и порядке, предусмотренных ее уставом.
Согласно пп. «г» п.1 ст.26 Федерального закона от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях» политическая партия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, вправе создавать региональные, местные и первичные отделения, в том числе с правами юридического лица, принимать решения об их реорганизации и ликвидации.
Таким образом, Федеральный закон от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях» предусматривает создание таких структурных подразделений политической партии как местные и первичные отделения, которые могут быть зарегистрированы в качестве юридического лица, но могут и не являться юридическими лицами.
Среди документов, представленных избирательным объединением для заверения списка кандидатов, были представлены нотариально заверенное ФИО6 о государственной регистрации некоммерческой организации Московское областное отделение политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», выданное 27 июня 2016 года Министерством юстиции Российской Федерации, протокол № 4 заседания Бюро Комитета Московского областного отделения КПРФ от 26 марта 2002 года по вопросу преобразования местных и первичных организаций Общероссийской политической общественной организации «Коммунистическая партия Российской Федерации», в соответствии с которым городские, районные и первичные организации Общероссийской политической общественной организации «Коммунистическая партия Российской Федерации», входящие в состав Московского областного отделения КПРФ, преобразованы в созданные местные (районные, городские) и первичные отделения политической партии «Коммунистическая партия российской Федерации». К данному протоколу прилагается список местных отделений КПРФ, в котором под номером 39 указано Серпуховское районное отделение КПРФ.
В территориальную избирательную комиссию также было представлено Постановление Комитета Московского областного отделения политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», от 24 июня 2017 года, которым утверждено наименование местных отделений КПРФ, входящих в состав Московского областного отделения политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», в приложении к которому под номером 38 указано Серпуховское районное отделение Московского областного отделение политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».
В соответствии с п.5.1 Устава политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» местные отделения КПРФ (городское, районное и так далее) создается на Учредительном собрании или Конференции членов КПРФ по решению Комитета или Бюро Комитета соответствующего регионального отделения КПРФ.
Право местного отделения политической партии на выдвижение кандидатов на выборах в депутаты представительных органов муниципального образования подтверждается положениями пункта 25 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», п.2 ст.36 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ "О политических партиях", подпунктом 5.8 Устава политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».
Указанные выше нормы законов предписывают, что при выдвижении кандидата избирательным объединением, одновременно с представлением иных документов, необходимых для уведомления о выдвижении, представляется в избирательную комиссию, в том числе, если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании.
Для заверения списка кандидатов избирательным объединением среди иных документов были представлены копии свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации Московское областное отделение политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», с приложением Протокола заседания Бюро Комитета Московского областного отделения КПРФ о преобразовании местных и первичных организаций политической партии, с приложением списка местных отделений, входящих в Московское областное отделение КПРФ, в котором указано Серпуховское районное отделение партии, а также Постановление Комитета Московского областного отделением КПРФ о наименовании местных отделений КПРФ, в приложении к которому указано Серпуховское районное отделение партии. Однако решение о создании местного отделения политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» в Серпуховском районе Московской области, не было представлено в избирательную комиссию, в связи с чем представленные документы для регистрации кандидата в депутаты ФИО5 не могут быть признаны отвечающими требованиям закона.
Основанием для отмены решения территориальной избирательной комиссии о регистрации кандидата ФИО5 административным истцом указывается также на неправильное указание в заявлении о согласии баллотироваться адреса места проживания кандидата, а именно: Серпуховский район, так как в соответствии с принятыми законодательными актами упразднена административно-территориальная единица Московской области – Серпуховский район Московской области.
Подпунктом 5 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ определено, что адрес места жительства - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Кандидатом ФИО5 в территориальную избирательную комиссию с заявлением о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Совета депутатов, в котором указан адрес его места жительства, представлена копия паспорта, в котором имеются сведения о регистрации ФИО5 в <адрес>.
При этом суд не соглашается с доводом административного истца, что в соответствии со сведениями в паспорте ФИО5 зарегистрирован в городском округе Серпухов, так как штамп о регистрации по месту жительства содержит сведения о регистрирующем органе, а именно: Межрайонный ОУФМС России по Московской области в городском округе Серпухов, а место регистрации указано как д.Зиброво, дата регистрации 21.10.2014.
При этом суд учитывает, что в Московской области имеется только один населенный пункт - д.Зиброво, который располагался в Серпуховском районе, до упразднения Серпуховского района Московской области в связи с объединением с городским округом Серпухов.
В ходе рассмотрения настоящего дела ФИО5 представлена справка, выданная ОВМ МУ МВД России «Серпуховское», в соответствии с которой ФИО5 зарегистрирован по месту жительства 21.10.2014 по <адрес>.
Таким образом, ФИО5 в заявлении о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты указана информация, которая соответствует информации органов регистрационного учета. При этом, указание в сведениях о проживании ФИО5 «Серпуховский район» не влияет на восприятие избирателями информации о кандидате, о представлении неполных и недостоверных сведений о кандидате либо о нарушении принципа равенства кандидатов, так как объединение муниципальных образований произошло в 2019 году, в связи с чем двоякого толкования места жительства кандидата у избирателей, являющихся как жителями городского округа Серпухов, так и жителями бывшего Серпуховского района, не возникает.
Административным истцом в судебном заседании было заявлено дополнительное основание для отмены регистрация кандидата, который представил в избирательную комиссию в подтверждение рода занятий ФИО6 о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 1 января 2004 года.
Согласно пункту 57 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ род занятий - это документально подтвержденная деятельность кандидата, приносящая ему доход, а также статус неработающего кандидата: пенсионер, безработный, учащийся (с указанием наименования учебного заведения), домохозяйка, временно не работающий.
Статья 3 Федерального закона от 23.06.2003 № 76-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц» обязывала каждое физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя до 1 января 2004 года, то есть даты вступления в силу этого Закона, представить в регистрирующий орган по месту своего жительства определенные документы, которые позволяют идентифицировать это лицо и подтверждают его статус в качестве индивидуального предпринимателя.
На основании представленных документов регистрирующий орган вносил в государственный реестр запись о физическом лице, зарегистрированном в качестве индивидуального предпринимателя до вступления в силу Федерального закона от 23 июня 2003 г. № 76-ФЗ. Данный административный акт подтверждал ранее приобретенный лицом статус индивидуального предпринимателя, легализовал его в порядке, предусмотренном новым законодательством.
Неисполнение индивидуальным предпринимателем своих обязанностей, связанных с перерегистрацией в порядке, установленном ст.3 Федерального закона от 23.06.2003 № 76-ФЗ, влек за собой определенные правовые последствия, а именно: если до 1 января 2005 г. (т.е. до 31 декабря включительно) индивидуальный предприниматель не представит необходимые документы в регистрирующий орган, то с этой даты его регистрация в качестве индивидуального предпринимателя, совершенная по действовавшему ранее законодательству, утрачивает силу.
С 1 января 2017 года свидетельство о постановке на учет в налоговом органе российской организации или физического лица, а также свидетельство об аккредитации филиалов и представительств иностранных юридических лиц оформляются без использования типографских бланков.
При регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств с 1 января 2017 года вместо свидетельства о государственной регистрации выдается Лист записи соответствующего реестра - ЕГРЮЛ или ЕГРИП.
Указанные изменения в порядке оформления документов предусмотрены приказом ФНС России от 12 сентября 2016 года № ММВ-7-14/481@ «Об утверждении формы и содержания документа, подтверждающего факт внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, признании утратившими силу отдельных приказов и отдельных положений приказов Федеральной налоговой службы». Приказ зарегистрирован Минюстом России 28 сентября 2016 года, регистрационный номер 43854.
Однако данными нормативными актами не предусмотрена перерегистрация индивидуальных предпринимателей, и также в них не содержится указание на утрату действия ранее произведенной регистрации, в связи с чем ранее выданное свидетельство могло бы быть признано недействительным.
В связи с чем представление ФИО5 в качестве документа, подтверждающего его род занятий, Свидетельства о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 1 января 2004 года, не относится к числу оснований, которые могли повлечь отказ в регистрации кандидата, а также признание незаконным и отмену решения о регистрации кандидата.
Принимая во внимание, что в ходе рассмотрения настоящего дела было установлено несоблюдение избирательным объединением требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях», выразившееся в нарушении процедуры выдвижения списка кандидатов и оформлении представленного в территориальную избирательную комиссию списка кандидатов; отсутствие среди документов, представленных для заверения списка кандидата, документов, необходимых в соответствии с законом решения о создании избирательного объединения, то в соответствии с положениями п.6 ст.76, пп. «б», «в», «в.1» п.24 ст.38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение территориальной избирательной комиссии города Серпухова Московской области от 22 мая 2019 года № 503 о регистрации ФИО5 кандидатом в депутаты Совета депутатов городского округа Серпухов Московской области по избирательному округу № 23 на выборах депутатов Совета депутатов городского округа Серпухов Московской области, назначенных на 30 июня 2019 года, является незаконным и подлежащим отмене.
Руководствуясь статьями 175-180, 244, 298 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск ФИО1 удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение территориальной избирательной комиссии города Серпухова Московской области от 22 мая 2019 года № 503 о регистрации ФИО5 кандидатом в депутаты Совета депутатов городского округа Серпухов Московской области по избирательному округу № 23 на выборах депутатов Совета депутатов городского округа Серпухов Московской области, назначенных на 30 июня 2019 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Серпуховский городской суд в течение 5 дней со дня принятия судом решения.
Председательствующий И.С. Фетисова
Мотивированное решение составлено 4 июня 2019 года.