ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1746/20 от 11.06.2020 Центрального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело № 2а-1746/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 июня 2020 года г. Хабаровск

Центральный районный суд г. Хабаровска в составе

председательствующего судьи Чижовой Н.А.,

при секретаре Шевлюк Ю.В.,

с участием представителя административного истца Кочиевой К.В., представителя административного ответчика Леонова А.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административным искам прокурора г. Хабаровска к администрации г. Хабаровска о признании незаконными постановления, возложении обязанности,

установил:

Прокурор г. Хабаровска обратился с иском к администрации г. Хабаровска о признании незаконными постановления, возложении обязанности.

В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой г. Хабаровска во исполнение приказа Генерального прокурора РФ от 03.03.2017 № 140 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов в жилищно-коммунальной сфере», решения оперативного совещания при прокуроре города от 11.02.2020 по вопросу соблюдения прав граждан, проживающих в аварийном фонде, проведена проверка о нарушении жилищных прав граждан, проживающих в <адрес>.

Установлено, что <адрес> года постройки, одноэтажный, деревянный, 2-квартирный, все жилые помещения являются муниципальной собственностью.

08.02.2017 на заседании городской межведомственной комиссии для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, и муниципального жилищного фонда городского округа «Город Хабаровск» принято решение о выявлении оснований для признания многоквартирного <адрес> аварийным и подлежащим реконструкции.

На основании решения городской межведомственной комиссии 01.06.2017 администрацией города Хабаровска принято постановление № 1796 «О признании многоквартирного <адрес> по аварийным и подлежащим реконструкции и определении сроков отселения жильцов», в котором указан срок отселения жильцов указанного дома до 2025 года.

Согласно экспертному заключению ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологи в Хабаровском крае» от 03.11.2016 жилой <адрес>Н 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях».

Специалистами ООО ПДЦ «Гарант» в 2016 году проведено обследование технического состояния несущих и ограждающих конструкций жилого <адрес>. Результатами визуального обследования установлено, что основные несущие конструкции имеют дефекты и повреждения, нарушающие нормальную эксплуатацию здания. Установлен высокий уровень физического износа конструктивных элементов здания.

Согласно ВСН 53-86(р) с учетом группы капитальности, срока эксплуатации, можно сделать вывод об исчерпании нормативного срока эксплуатации жилого помещения.

В соответствии с заключением ООО ПДЦ «Гарант» фундамент, стены, перекрытия и крыша указанного жилого дома находятся в аварийном состоянии.

Таким образом, срок расселения граждан, указанный в решении (распоряжении) органа местного самоуправления - «до 2025 года» не является разумным, противоречит жилищному законодательству, которое основано на необходимости обеспечения органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности (ст. 1 ЖК РФ).

Кроме того, установление постановлением администрации города срока по отселению жильцов указанного дома в жилые помещения маневренного фонда до 2025 года, не свидетельствует об исполнении администрацией города обязанности по реконструкции жилого дома и расселению жильцов из аварийного жилья в установленном законом порядке, поскольку доказательств, свидетельствующих о возможности проживания граждан в аварийном доме до 2025 года, как и доказательств того, что реконструкция указанного жилого дома не может быть проведена ранее 2025 года, в рамках проверки администрацией города не предоставлено. Непригодность для дальнейшей эксплуатации жилого <адрес> в <адрес>, в связи с угрозой жизни и здоровью проживающих в нем граждан, признавалась администрацией г. Хабаровска еще в 2017 году. Следовательно, определение срока расселения жильцов до 2025 года из жилых помещений, может привести к значительному материальному ущербу и гибели людей. В постановлении администрации г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ отсутствует обоснование установление срока расселения граждан до 2025 года. Постановление не мотивировано. Кроме того, установление постановлением администрации города срока по отселению жильцов <адрес> в жилые помещения маневренного фонда до 2025 года, не свидетельствует об исполнении администрацией города обязанности по реконструкции жилого дома и расселению жильцов из аварийного жилья в установленном законом порядке, поскольку доказательств, свидетельствующих о возможности проживания граждан в аварийном доме до 2025 года.

Аналогичные обстоятельства выявлены при осуществлении поверок в отношении домов, расположенных по адресам: <адрес>, в отношении которого принято постановление администрации г. Хабаровска от 01.06.2017 № 1804 «О признании многоквартирного <адрес> аварийным и подлежащим реконструкции и определении сроков отселения жильцов»; <адрес>, в отношении которого принято постановление от 01.06.2017 № 1808 «О признании многоквартирного <адрес> аварийным и подлежащим реконструкции и определении сроков отселения жильцов»; <адрес>, в отношении которого принято постановление от 01.06.2017 № 1813 «О признании многоквартирного <адрес> аварийным и подлежащим реконструкции и определении сроков отселения жильцов», в которых указан срока отселения физических и юридических лиц до 2025 года,

Прокурор просил признать незаконными постановления администрации г. Хабаровска от 01.06.2017 № 1796 «О признании многоквартирного <адрес> по аварийным и подлежащим реконструкции и определении сроков отселения жильцов», от 01.06.2017 № 1808 «О признании многоквартирного <адрес> аварийным и подлежащим реконструкции и определении сроков отселения жильцов», от 01.06.2017 № 1813 «О признании многоквартирного <адрес> аварийным и подлежащим реконструкции и определении сроков отселения жильцов», от 01.06.2017 № 1804 «О признании многоквартирного <адрес> аварийным и подлежащим реконструкции и определении сроков отселения жильцов» в части установления срока отселения физических и юридических лиц до 2025 года; возложить на администрацию города Хабаровска обязанность установить срок отселения физических и юридических лиц указанных жилых домов не превышающий 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Представитель административного истца Кочиева К.В. исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям.

В судебном заседании представитель административного ответчика Леонов А.К. исковые требования не признал, указав, что у прокурора отсутствовали полномочия по обращению в суд с данными исками, поскольку круг лиц – жильцов спорных домов, в интересах которых обращается прокурор, известен и мог быть установлен. Также указал на пропуск прокурором срока давности по заявленным требованиям. Вопрос об установлении срока отселения относится к исключительной компетенции органа местного самоуправления, предъявление соответствующих требований прокурором является вмешательством в деятельность органа местного самоуправления. Полагает, что прокурор вправе заявлять требования только о повторном рассмотрении администрацией города вопросов об установлении сроков отселения. Просит в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объёме.

Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 39 Кодекса Административного судопроизводства РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище; органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно ст. 18 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В силу ч. 2 ст. 15 Жилищного кодекса РФ, жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

В силу под. 8 п. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ, решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов подлежащими сносу или реконструкции относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Частью 4 ст. 15 Жилищного кодекса РФ, установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» (далее Положение).

В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

Согласно Положению процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в данном Положении требованиям включает: прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям; работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания; составление комиссией заключения в порядке, предусмотренном пунктом 47 Положения, по форме согласно приложению; составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом решение комиссии в части выявления оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование (пункт 44).

Для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель в числе иных документов представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, - в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (подпункт "г" пункта 45).

Комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа государственного надзора (контроля) в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.

В ходе работы комиссия вправе назначить дополнительные обследования и испытания, результаты которых приобщаются к документам, ранее представленным на рассмотрение комиссии (пункт 46).

В заключении об оценке в числе иного приводится обоснование его принятия.

Согласно материалам дела, жилой <адрес> в <адрес>, 1952 года постройки, является одноэтажным, деревянным, 2-квартирным. Все жилые помещения являются муниципальной собственностью.

08.02.2017 на заседании городской межведомственной комиссии для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, и муниципального жилищного фонда городского округа «Город Хабаровск» принято решение о выявлении оснований для признания многоквартирного <адрес> аварийным и подлежащим реконструкции.

На основании решения городской межведомственной комиссии 01.06.2017 администрацией города Хабаровска принято постановление № 1796 «О признании многоквартирного <адрес> аварийным и подлежащим реконструкции и определении сроков отселения жильцов», в котором указан срок отселения жильцов указанного дома до 2025 года.

Вместе с тем, установлено, что фактический износ здания по состоянию на 2010 год составил 62 %.

По результатам технического обследования <адрес> ООО ПДЦ «Гарант» в 2016 году (шифр 1612/01-24) установлены следующие категории технического состояния конструкций здания: фундаменты, стены, перекрытия, крыша – аварийное, система внутреннего электроснабжения - неудовлетворительное. Выявлены дефекты и повреждения, нарушающие нормальную эксплуатацию здания. Установлен высокий уровень физического износа конструктивных элементов здания. Причинами появления дефектов и повреждений, а также высокого физического износа являются неудовлетворительные условия эксплуатации, длительная эксплуатация без проведения капитального ремонта.

Согласно экспертному заключению ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Хабаровском крае» от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что жилой <адрес> в <адрес> не соответствует требованиям СанПин 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» п.п. 9.1, 9.2, СанПин42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» п.п. 2.1.3, 2.3.1; 2.3.3.

Жилой <адрес> в <адрес>, 1929 года постройки, является одноэтажным, деревянным, 4-квартирным. Одно жилое помещение является муниципальной собственностью.

08.02.2017 на заседании городской межведомственной комиссии для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, и муниципального жилищного фонда городского округа «Город Хабаровск» принято решение о выявлении оснований для признания многоквартирного <адрес> аварийным и подлежащим реконструкции.

На основании решения городской межведомственной комиссии 01.06.2017 администрацией города Хабаровска принято постановление № 1804 «О признании многоквартирного <адрес> аварийным и подлежащим реконструкции и определении сроков отселения жильцов», в котором указан срок отселения жильцов указанного дома до 2025 года.

Установлено, что фактический износ здания по состоянию на 1990 год составил 75 %.

По результатам технического обследования <адрес> ООО ПДЦ «Гарант» в 2016 году (шифр 1612/01-05) установлены следующие категории технического состояния конструкций здания: фундаменты - аварийное, стены – ограниченно-работоспособные, перекрытия – ограниченно-работоспособные, крыша – – ограниченно-работоспособные, система внутреннего электроснабжения -неудовлетворительное. Выявлены дефекты и повреждения, нарушающие нормальную эксплуатацию здания. Установлен высокий уровень физического износа конструктивных элементов здания. Причинами появления дефектов и повреждений, а также высокого физического износа являются неудовлетворительные условия эксплуатации, длительная эксплуатация без проведения капитального ремонта.

Согласно экспертному заключению ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Хабаровском крае» от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что жилой <адрес> в <адрес> не соответствует требованиям СанПин 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» п.п. 5.4, 2.9, 4.7, 9.2, 8.2.5, СанПин42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» п. 2.2.2.

Жилой <адрес> в <адрес>, 1940 года постройки, является двухэтажным, деревянным, 8-квартирным. Все жилые помещение являются муниципальной собственностью.

08.02.2017 на заседании городской межведомственной комиссии для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, и муниципального жилищного фонда городского округа «Город Хабаровск» принято решение о выявлении оснований для признания многоквартирного <адрес> аварийным и подлежащим реконструкции.

На основании решения городской межведомственной комиссии 01.06.2017 администрацией города Хабаровска принято постановление № 1808 «О признании многоквартирного <адрес> аварийным и подлежащим реконструкции и определении сроков отселения жильцов», в котором указан срок отселения жильцов указанного дома до 2025 года.

Установлено, что фактический износ здания по состоянию на 2010 год составил 73 %.

По результатам технического обследования <адрес> ООО ПДЦ «Гарант» в 2016 году (шифр 1612/01-29) установлены следующие категории технического состояния конструкций здания: фундаменты - аварийное, стены – аварийное, перекрытия – ограниченно-работоспособное, лестницы - ограниченно-работоспособное крыша – аварийное, система внутреннего электроснабжения - неудовлетворительное. Выявлены дефекты и повреждения, нарушающие нормальную эксплуатацию здания. Установлен высокий уровень физического износа конструктивных элементов здания. Причинами появления дефектов и повреждений, а также высокого физического износа являются неудовлетворительные условия эксплуатации, длительная эксплуатация без проведения капитального ремонта.

Согласно экспертному заключению ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что жилой <адрес> в <адрес> не соответствует требованиям СанПин 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» п.п. 9.1., 9.2., СанПин42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» п.п. 2.1.3, 2.3.1. 2.3.3.

Жилой <адрес> в <адрес>, 1940 года постройки, является двухэтажным, деревянным, 8-квартирным. Все жилые помещение являются муниципальной собственностью.

08.02.2017 на заседании городской межведомственной комиссии для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, и муниципального жилищного фонда городского округа «Город Хабаровск» принято решение о выявлении оснований для признания многоквартирного <адрес> аварийным и подлежащим реконструкции.

На основании решения городской межведомственной комиссии 01.06.2017 администрацией города Хабаровска принято постановление № 1808 «О признании многоквартирного <адрес> аварийным и подлежащим реконструкции и определении сроков отселения жильцов», в котором указан срок отселения жильцов указанного дома до 2025 года.

Установлено, что фактический износ здания по состоянию на 2010 год составил 73 %.

По результатам технического обследования <адрес> ООО ПДЦ «Гарант» в 2016 году (шифр 1612/01-29) установлены следующие категории технического состояния конструкций здания: фундаменты - аварийное, стены – аварийное, перекрытия – ограниченно-работоспособное, лестницы - ограниченно-работоспособное крыша – аварийное, система внутреннего электроснабжения - неудовлетворительное. Выявлены дефекты и повреждения, нарушающие нормальную эксплуатацию здания. Установлен высокий уровень физического износа конструктивных элементов здания. Причинами появления дефектов и повреждений, а также высокого физического износа являются неудовлетворительные условия эксплуатации, длительная эксплуатация без проведения капитального ремонта.

Согласно экспертному заключению ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Хабаровском крае» от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что жилой <адрес> в <адрес> не соответствует требованиям СанПин 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» п.п. 9.1, 9.2., СанПин42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» п.п. 2.1.3, 2.3.1. 2.3.3.

Жилой <адрес> в <адрес>, 1936 года постройки, является двухэтажным, деревянным, 4-квартирным. Два жилых помещения являются муниципальной собственностью.

08.02.2017 на заседании городской межведомственной комиссии для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, и муниципального жилищного фонда городского округа «Город Хабаровск» принято решение о выявлении оснований для признания многоквартирного <адрес> аварийным и подлежащим реконструкции.

На основании решения городской межведомственной комиссии 01.06.2017 администрацией города Хабаровска принято постановление № 1808 «О признании многоквартирного <адрес> аварийным и подлежащим реконструкции и определении сроков отселения жильцов», в котором указан срок отселения жильцов указанного дома до 2025 года.

Установлено, что фактический износ здания по состоянию на 1992 год составил 67 %.

По результатам технического обследования <адрес> ООО ПДЦ «Гарант» в 2016 году (шифр 1612/01-12) установлены следующие категории технического состояния конструкций здания: фундаменты - аварийное, стены – ограниченно-работоспособное, перекрытия – ограниченно-работоспособное, лестница - работоспособное крыша – ограниченно-работоспособное, система внутреннего электроснабжения – неудовлетворительное, за исключением мест общего пользования - удовлетворительное. Выявлены дефекты и повреждения, нарушающие нормальную эксплуатацию здания. Установлен высокий уровень физического износа конструктивных элементов здания. Причинами появления дефектов и повреждений, а также высокого физического износа являются неудовлетворительные условия эксплуатации, длительная эксплуатация без проведения капитального ремонта.

Согласно экспертному заключению ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Хабаровском крае» от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что жилой <адрес> в <адрес> не соответствует требованиям СанПин 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» п. 9.1., СанПин42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» п.п. 2.3.4,2.3.5.

В соответствии с ч.1 ст. 88 ЖК РФ при проведении капитального ремонта или реконструкции дома, если такой ремонт или реконструкция не могут быть проведены без выселения нанимателя, наймодатель обязан предоставить нанимателю и членам его семьи на время проведения капитального ремонта или реконструкции другое жилое помещение без расторжения договора социального найма жилого помещения, находящегося в указанном доме. На время проведения капитального ремонта или реконструкции по договору найма предоставляется жилое помещение маневренного фонда. В случае отказа нанимателя и членов его семьи от переселения в это жилое помещение наймодатель может потребовать переселения в судебном порядке. Переселение нанимателя и членов его семьи в жилое помещение маневренного фонда и обратно осуществляется за счет наймодателя.

Взамен предоставления жилого помещения маневренного фонда наймодатель с согласия нанимателя и членов его семьи может предоставить им в пользование другое благоустроенное жилое помещение с заключением договора социального найма. Договор социального найма жилого помещения в доме, подлежащем капитальному ремонту или реконструкции, подлежит расторжению (ч.2 ст. 88 ЖК РФ).

Согласно ст.106 ЖК РФ жилые помещения маневренного фонда предоставляются из расчета не менее чем шесть квадратных метров жилой площади на одного человека. Договор найма жилого помещения маневренного фонда заключается на период до завершения капитального ремонта или реконструкции дома (при заключении такого договора с гражданами, указанными в пункте 1 статьи 95 настоящего Кодекса).

Согласно ч.3 ст.1 ЖК РФ жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, HYPERLINK "consultantplus://offline/ref=9437A4CBEA4C6A31B9D722085405E6A0FD258F8D24C253BBB8BF2FCD508DE3BA9818497B2799DEA7j5z9F" 5 - 9 настоящей статьи.

Из разъяснений, данных в п.22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", следует, что судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.

В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.

Учитывая представленные сторонами доказательства, и оценив их в совокупности, суд приходит к выводу, что многоквартирные жилые <адрес> в г. Хабаровске представляют опасность для жизни и здоровья человека по причине их аварийного состояния, что подтверждается указанными выше заключениями, данными по результатам обследования состояния дома.

В связи с этим срок отселения жильцов указанного дома в жилые помещения маневренного фонда – «до 2025 года», указанный в обжалуемых постановлениях администрации г. Хабаровска не может быть признан разумным, поскольку уже в 2017 году состояние домов было установлено как аварийное и опасное для проживания.

Срок проведения реконструкции жилых домов не установлен, следовательно, расселение их жильцов в жилые помещения маневренного фонда без установления срока реконструкции, приведет к нарушению прав граждан на проживание в благоустроенном жилом помещении.

Суд соглашается с доводами прокурора г. Хабаровска о том, что проживание в указанных домах граждан опасно для жизни и здоровья в виду признания домов аварийными, а также неопределённости сроков проведения реконструкции домов.

Заключения специализированных организаций, как обоснованно указывает прокурор, свидетельствуют об исчерпании нормативного срока эксплуатации жилых помещений, несущие и ограждающие конструкции жилых зданий находятся в неработоспособном состоянии.

Вместе с тем, с момента принятия решений городской межведомственной комиссей по признанию жилых домов аварийным и подлежащим реконструкции и до настоящего времени реконструкции не проведены, что может привести к разрушению домов.

Ответчиком не представлено суду доказательств исполнения спорных постановлений и отселения жильцов в жилые помещения маневренного фонда, доказательств того, что проведение реконструкции жилых домов запланировано до 2025 года и реконструкция не может быть проведена ранее, а также доказательств, свидетельствующих о возможности проживания граждан в аварийном доме до 2025 года.

В соответствии с ч. 1 ст.219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

О нарушении прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц прокурору стало известно не позднее даты завершения прокурорской проверки, которая проводилась в феврале 2020 г. Кроме того, спорное правоотношение имеет длящийся характер, факт продолжаемого нарушения прав граждан установлен судом на настоящее время, в связи с чем срок защиты жилищных прав и прав неопределённого круга лиц в связи с нарушением, которое продолжается на настоящее время, не может быть ограничен истечением трехмесячного срока со дня принятия оспариваемых постановлений, доводы административного истца в этой части судом не принимаются.

Исходя из оспариваемых постановлений администрации г. Хабаровска в части установления срока отселения физических и юридических лиц до 2025 года, они приняты в отношении жильцов указанных в постановлениях домов, вместе с тем конкретных круг конкретных лиц имеющих право пользования жилыми помещениями и проживающих, могущих быть вселенными как с ведома наймодателя, собственников помещений так и без такового, посещающих помещения домов с иными, не связанными с проживанием целями: медицинских работников, работников коммунальных служб и т.п., определен достоверно быть не может. В связи с чем доводы административного ответчика об отсутствии у прокурора полномочий на обращение с указанным иском судом не принимаются.

Поскольку факт опасности проживания людей в указанных домах установлен, обстоятельства, на которые ссылается ответчик, не обосновывают установленный им срок отселения жильцов в жилые помещения маневренного фонда «до 2025 года», и, кроме того, как указано выше, срок проведения реконструкции жилых домов не установлен, что является необходимым условием при установлении срока, на который производится переселение в жилые помещения маневренного фонда, то административные исковые требования прокурора г. Хабаровска о признании незаконными спорные постановления администрации г. Хабаровска в части установления срока отселения до 2025 года подлежат удовлетворению.

Разумным сроком для сноса и отселения жильцов указанного дома суд считает срок, не превышающий 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст. ст. 177, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административный иск удовлетворить.

Признать незаконным постановление администрации г. Хабаровска от 01.06.2017 № 1796 «О признании многоквартирного <адрес> по аварийным и подлежащим реконструкции и определении сроков отселения жильцов» в части установления срока отселения физических и юридических лиц до 2025 года.

Признать незаконным постановление администрации г. Хабаровска от 01.06.2017 № 1808 «О признании многоквартирного <адрес> аварийным и подлежащим реконструкции и определении сроков отселения жильцов» в части установления срока отселения физических и юридических лиц до 2025 года.

Признать незаконным постановление администрации г. Хабаровска от 01.06.2017 № 1813 «О признании многоквартирного <адрес> аварийным и подлежащим реконструкции и определении сроков отселения жильцов» в части установления срока отселения физических и юридических лиц до 2025 года.

Признать незаконным постановление администрации г. Хабаровска от 01.06.2017 № 1804 «О признании многоквартирного <адрес> аварийным и подлежащим реконструкции и определении сроков отселения жильцов» в части установления срока отселения физических и юридических лиц до 2025 года.

Возложить на администрацию города Хабаровска обязанность установить срок отселения физических и юридических лиц жилых домов: <адрес> в г. Хабаровске, не превышающий 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г. Хабаровска в течение месяца со дня составления мотивированного решения – 19 июня 2020 г.

Председательствующий Н.А. Чижова