Дело №2а-1746/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 мая 2020 года Бийский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего Курносовой А.Н.
при секретаре Пивоваровой О.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Алтайскому краю к Кравченко ИР о взыскании недоимки по обязательному медицинскому, пенсионному страхованию,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №1 по Алтайскому краю обратилась в суд с административным иском к Кравченко И.Р. о взыскании недоимки по обязательному медицинскому, пенсионному страхованию.
В обоснование административных исковых требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ Кравченко И.Р. встал на учет в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя.
В силу ст. 419 Налогового кодекса Российской Федерации административный ответчик является плательщиком страховых взносов. Вместе с тем, за 2019 год с 01 января по 28 июня) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательно медицинское страхование не уплачены, сумма недоимки составила 13903 руб. 13 коп. (по ОПС – 11507 руб. 37 коп., с учетом имевшейся переплаты в сумме 3006 руб. 55 коп., по ОМС – 2395 руб. 76 коп., с учетом переплаты в размере 1008 руб.).
ДД.ММ.ГГГГ Кравченко И.Р. прекратил свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им соответствующего решения. В настоящее время он состоит на учете в налоговом органе в качестве физического лица.
В адрес Кравченко И.Р. было направлено требование №98799 о необходимости оплатить задолженность по страховым взносам в срок до 16 сентября 2019 года, которое не исполнено.
Данные обстоятельства дают основание для обращения в суд за взысканием недоимки и пени по страховым взносам за счет имущества административного ответчика.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №1 по Алтайскому краю просила взыскать с Кравченко И.Р. по реквизитам, указанным в требовании, недоимку по страховым взносам за период с 01 января по 28 июня 2019 года в размере: ОПС – 11507 руб. 37 коп. и пени – 17 руб. 19 коп., ОМС – 2395 руб. 76 коп. и пени – 3 руб. 58 коп., всего 13923 руб. 90 коп.
Административный истец – представитель Межрайонной ИФНС России №1 по Алтайскому краю, в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. Просил рассмотреть дело в его отсутствие, что суд считает возможным.
Административный ответчик Кравченко И.Р. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. Суд не располагает данными о том, что неявка административного ответчика имеет место по уважительным причинам и считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Изучив материалы дела, суд находит административные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Разрешая административные исковые требования о взыскании недоимки по страховым взносам суд исходит из следующего.
Частью 1 ст. 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24 июля 2009 года №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», п. 1 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 29 ноября 2010 года №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» определен круг плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное пенсионное и медицинское страхование, к которым относятся и индивидуальные предприниматели, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Правоотношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов в вышеназванные фонды, а также контролем за исчислением и уплатой таковых, урегулированы Федеральным законом от 24 июля 2009 года №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», утратившим силу с 1 января 2017 года.
С 1 января 2017 года порядок уплаты страховых вносов регулируется главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 ст. 419 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования:
1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями.
2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
В силу п. 3 ст. 420 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в случае, предусмотренном абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 430 настоящего Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 425 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что тариф страхового взноса представляет собой величину страхового взноса на единицу измерения базы для исчисления страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящей главой (п. 1).
Тарифы страховых взносов устанавливаются в следующих размерах, если иное не предусмотрено настоящей главой:
1) на обязательное пенсионное страхование:
в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - 22 процента;
свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - 10 процентов;
2) на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - 2,9 процента;
на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в Российской Федерации (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года №115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"), в пределах установленной предельной величины базы по данному виду страхования - 1,8 процента;
3) на обязательное медицинское страхование - 5,1 процента.
В силу п.1 ст. 430 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики, указанные в подп. 2 п. 1 ст. 419 настоящего Кодекса, уплачивают:
1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:
в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300000 рублей, - в фиксированном размере 26545 рублей за расчетный период 2018 года, 29354 рублей за расчетный период 2019 года, 32448 рублей за расчетный период 2020 года;
в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300000 рублей, - в фиксированном размере 26545 рублей за расчетный период 2018 года (29354 рублей за расчетный период 2019 года, 32448 рублей за расчетный период 2020 года) плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300000 рублей за расчетный период.
При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период не может быть более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного абзацем вторым настоящего подпункта;
2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5840 рублей за расчетный период 2018 года, 6884 рублей за расчетный период 2019 года и 8426 рублей за расчетный период 2020 года.
В соответствии со ст. 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (п. 1).
Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
При превышении суммы страховых взносов, определенной налоговым органом в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта, над суммой страховых взносов, фактически уплаченных плательщиком за расчетный период, налоговый орган выявляет в порядке, установленном настоящим Кодексом, недоимку по страховым взносам (п. 2).
В случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, прекращения статуса адвоката, освобождения от должности нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения членства арбитражного управляющего, оценщика, занимающегося частной практикой, в соответствующей саморегулируемой организации, исключения патентного поверенного, занимающегося частной практикой, из Реестра патентных поверенных Российской Федерации, прекращения занятия частной практикой оценщиком, патентным поверенным, прекращения деятельности медиатора, иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов (п.5).
Как следует из материалов дела, с ДД.ММ.ГГГГ Кравченко И.Р. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, являлся страхователем по обязательному пенсионному страхованию и обязательному медицинскому страхованию. Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей административный ответчик прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ. При этом, на день прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя на лицевом счете Кравченко И.Р. имелась переплата по ОПС в сумме 3006 руб. 55 коп., по ОМС – 1008 руб.
Согласно ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (п. 1).
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (п. 2).Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (п. 4).
Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 6).
Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса, и распространяются на требования, направляемые плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам (п. 8).
Поскольку Кравченко И.Р. не исполнил обязанность по уплате страховых взносов за 2019 год, Межрайонная ИФНС России № 1 по Алтайскому краю направила ему требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 22 июля 2019 года №98799 об уплате суммы страховых взносов в размере 13923 руб. 90 коп., в том числе: ОПС - 11507 руб. 37 коп., ОМС - 2395 руб. 76 коп., по сроку уплаты 16 сентября 2019 года.
При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу о том, что процедура направления требования в адрес Кравченко И.Р. была соблюдена.
На день разрешения судом административного спора сумма недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательно медицинское страхование составила 13903 руб. 76 коп., и административным ответчиком Кравченко И.Р. не уплачена.
Изложенные обстоятельства явились основанием для обращения Межрайонной ИФНС России №1 по Алтайскому краю в суд.
Согласно расчету, произведенному Межрайонной ИФНС России №1 по Алтайскому краю, недоимка по обязательному пенсионному страхованию за период с 01 января по 28 июня 2019 года составила:
(29354 руб. / 12 месяцев х 5 месяцев) + (29354 руб. / 12 х 28 дней в не полном месяце / 30 = 14513 руб. 92 коп.
На 01 января 2019 года у Кравченко И.Р. имелась переплата по ОПС в размере 3006 руб. 55 коп., таким образом, задолженность по ОПС составила 11507 руб. 37 коп.
Недоимка по обязательному медицинскому страхованию за период с 01 января по 28 июня 2019 года составила:
(6884 руб. / 12 месяцев х 5 месяцев) + (6884 руб. / 12 х 28 дней в неполном месяце / 30 = 3403 руб. 76 коп.).
На 01 января 2019 года у Кравченко И.Р. имелась переплата по ОМС в размере 1008 руб., таким образом, задолженность по ОМС составила 2395 руб. 76 коп.
Расчет недоимки по страховым взносам, произведенный административным истцом, соответствует положениям главы 34 Налогового кодекса Российской Федерации, административным ответчиком не оспорен.
С учетом изложенных обстоятельств с Кравченко И.Р. надлежит взыскать недоимку за период с 01 января 2019 года по 28 июня 2019 года по обязательному пенсионному страхованию в размере 11507 руб. 37 коп. и по обязательному медицинскому страхованию в размере 2395 руб. 76 коп.
Согласно ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (п. 1).
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (п. 2).
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 Налогового кодекса Российской Федерации (п. 3).
В соответствии с п. 4 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В силу п. 5 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Как установлено по делу, о наличии недоимки по страховым взносам и пени налоговым органом было указано в требовании №98799 по состоянию на 22 июля 2019 года со сроком уплаты до 16 сентября 2019 года.
Приведенные обстоятельства дают основание для взыскания пени по страховым суммам в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации.
Сумма пени на недоимку по обязательному пенсионному страхованию составила 17 руб. 19 коп. (11507 руб. 37 коп. х 0,000249 % х 6 дней (с 16 по 21 июля 2019 года)).
Сумма пени на недоимку по обязательному медицинскому страхованию составила 3 руб. 58 коп. (2395 руб. 76 коп. х 0,000249 % х 6 дней (с 16 по 21 июля 2019 года)).
Административный ответчик Кравченко И.Р. свою обязанность по уплате пени за спорный период времени не исполнил, что дает суду правовые основания для взыскания образовавшейся суммы пени по указанным видам страховых сумм.
В силу абзацев 1, 3, 4 п. 1 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
На основании абзаца 1 п. 2, абзацев 1 и 2 п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
По делу установлено, что по требованию об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 22 июля 2019 года №98799 был установлен срок погашения недоимки – 16 сентября 2019 года. С учетом приведенных выше обстоятельств Межрайонной ИФНС России №1 по Алтайскому краю следовало обратиться с заявлением о вынесении судебного приказа не позднее 16 мая 2019 года.
С заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании недоимки по страховым взносам за указанный выше период Межрайонная ИФНС России №1 по Алтайскому краю обратилась к мировому судье судебного участка №9 г. Бийска Алтайского края 09 октября 2019 года. Судебный приказ был вынесен мировым судьей 14 октября 2019 года. Приведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что заявление органом контроля за уплатой страховых взносов было подано в установленный законом шестимесячный срок.
Судебный приказ мирового судьи судебного участка №9 г. Бийска Алтайского края был отменен 08 ноября 2019 года, о чем вынесено определение. После отмены судебного приказа Межрайонная ИФНС России №1 по Алтайскому краю обратилась с административным иском в Бийский городской суд Алтайского края 08 апреля 2020 года, также в установленный законом срок.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о соблюдении Межрайонной ИФНС России №1 по Алтайскому краю порядка взыскания недоимки по страховым взносам.
Принимая во внимание изложенное, собранные по делу доказательства в их совокупности, суд пришел к выводу о том, что административные исковые требования о взыскании недоимки по обязательному пенсионному страхованию и обязательному медицинскому страхованию являются законными, обоснованными и, соответственно, подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч.1 ст.114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
В силу подп.1 п.1 ст.333.19 Налогового кодекса РФ, с Кравченко И.Р. надлежит взыскать госпошлину в доход городского округа муниципального образования город Бийск в размере 556 руб. 95 коп.
Руководствуясь ст.ст. 176-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Алтайскому краю удовлетворить.
Взыскать с Кравченко ИР недоимку по страховым взносам за период с 01 января по 28 июня 2019 года в размере:
недоимки по обязательному пенсионному страхованию - 11507 руб. 37 коп. (КБК 18210202140061110160, ОКМО (ОКАТО) 01705000);
пени на недоимку по обязательному пенсионному страхованию – 17 руб. 19 коп. (КБК 18210202140062110160, ОКМО (ОКАТО) 01705000);
недоимки по обязательному медицинскому страхованию - 2395 руб. 76 коп. (КБК 18210202103081013160, ОКМО (ОКАТО) 01705000),
пени на недоимку по обязательному медицинскому страхованию - 3 руб. 58 коп. (КБК 18210202103082013160, ОКМО (ОКАТО) 01705000),
всего 13923 руб. 90 коп.
Взыскать с Кравченко ИР госпошлину в доход городского округа муниципального образования город Бийск в размере 556 руб. 95 коп.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме в Алтайский краевой суд через Бийский городской суд Алтайского края.
Судья А.Н. Курносова