ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1747/2022 от 16.08.2022 Томского районного суда (Томская область)

г.Томск Дело № 2а-1747/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

председательствующего судьи Дубовика П.Н.

при секретаре Барышевой Т.А.,

помощник судьи Вольман Е.В.,

с участием:

представителя административного истца - помощника прокурора Медведевой Н.С.,

представителя административного ответчика – Пичугиной О.В.,

заинтересованных лиц – Ш.., Т.., М..,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске административное дело по административному иску прокурора Томского района Томской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Зональненского сельского поселения Томского района Томской области о признании незаконным постановление Администрации Зональненского сельского поселения от 01.07.2022, возложении обязанности,

установил:

прокурор Томского района Томской области обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Зональненского сельского поселения Томского района Томской области о признании незаконным постановление Администрации Зональненского сельского поселения от 01.07.2022, возложении обязанности в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть вопрос об установлении срока отселения жителей многоквартирного дома по , установив разумный срок отселения.

В обоснование требований указал, что на основании постановления Администрации Зональненского сельского поселения от 23.08.2017 многоквартирный жилой дом, расположенный по , признан аварийным и подлежащим сносу. Однако в нарушение части 2 пункта 49 Положения Администрацией Зональненского сельского поселения срок отселения граждан и срок для сноса многоквартирного дома установлен не был. Указанное послужило основанием для внесения 31.05.2022 прокурором Томского района главе Администрации Зональненского сельского поселения представления об устранении нарушений жилищного законодательства с требованием установить разумный срок отселения граждан из указанного многоквартирного дома, а также разумный срок для его сноса. По результатам рассмотрения представления, в целях устранения нарушений Администрацией Зональненского сельского поселения принято Постановление от 01.07.2022 , которым установлен срок для отселения граждан-до 30.01.2025, а также срок для сноса-до 30.01.2025. Основанием для признания многоквартирного жилого дома расположенного по , аварийным послужило заключение межведомственной комиссии от 21.08.2017, а также экспертное заключение от ООО «НПО «СтройЭксперт», которым установлено, что внутренняя электропроводка, коммуникации печного отопления внутренняя система холодного водоснабжения, внутренняя система канализации в многоквартирном жилом доме сильно изношены, необходимо в срок не более 1 года произвести устранение дефектов стен, перекрытия над подпольем, чердачного перекрытия, крыши, общий процент износа многоквартирного дома составляет 72,6 %. С учетом изложенного, срок отселения жителей указанного многоквартирного жилого дома до 30.01.2025 нельзя признать разумным, поскольку имеется реальная угроза обрушения дома, проживание в аварийном доме представляет опасность для жизни и здоровья людей, так как имеется опасность его самопроизвольного разрушения и, как следствие, причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц. Таким образом, срок, определенный в постановлении Администрацией Зональненского сельского поселения от 01.07.2022 для отселения граждан, установлен без учета его технического состояния, которое в настоящее время представляет угрозу для жителей. В настоящее время в данном многоквартирном жилом доме, признанном аварийным, проживают собственники и наниматели жилых помещений.

В судебном заседании помощник прокурора Томского района административные исковые требования поддержала в полном объеме.

Административный ответчик Администрация Зональненского сельского поселения в судебное заседание не явилась, направила своего представителя.

Представитель административного ответчика - Администрации Зональненского сельского поселения исковое заявление не оспаривала, полагала, что Администрации необходимо предоставить разумный срок для переселения дома, если таковой будет указан.

Заинтересованные лица поддержали позицию прокурора.

Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Обращаясь с административным иском в интересах неопределенного круга лиц, прокурор Томского района ссылается на то, что данный иск направлен на судебную защиту прав неопределенного круга лиц, которые проживают и временно пребывают в многоквартирном доме по .

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации; в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания (часть 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Основания, и порядок признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания определены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 (далее - Положение).

Пункт 7 Положения предусматривает, что оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным. в Положении требованиям. Решение о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности).

Согласно пункту 49 Положения на основании полученного заключения комиссии соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Как следует из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации (обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 2 квартал 2009 г., утвержден постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 16 сентября 2009 г. и обзор судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г.) определение срока отселения физических и юридических лиц из аварийного многоквартирного дома является компетенцией органа местного самоуправления.

Само по себе решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном доме, других благоустроенных жилых помещений, направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище, а потому не может рассматриваться в качестве решения, нарушающего права и свободы гражданина, создающего препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод либо возлагающего на него незаконно какие-либо обязанности.

При таких обстоятельствах конкретные сроки, в которые производится отселение жильцов дома, а собственникам необходимо снести аварийный жилой дом, законом не установлены, однако они должны отвечать требованиям разумности.

Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 № 1) утвержден Паспорт национального проекта «Жилье и городская среда» (далее - Паспорт).

Так, в разделе 3 Паспорта определена структура национального проекта: федеральные проекты «Ипотека», «Жилье», «Формирование комфортной городской среды», «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда».

Согласно разделу 6 Паспорта «обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» - осуществление в отчетном периоде (с 2019 по 2024 годы) расселения непригодного для проживания жилищного фонда в объеме не менее 50% объема жилья, признаваемого в этот же период аварийным, при условии выделения необходимых объемов финансирования из федерального и региональных бюджетов.

Таким образом, одной из целей национального проекта «Жилье и городская среда» является расселения непригодного для проживания жилищного фонда, признаваемого в этот же период аварийным.

Как следует из доказательств, исследованных в ходе судебного заседания, постановления Администрации Зональненского сельского поселения от 23.08.2017 многоквартирный жилой дом, расположенный по , признан аварийным и подлежащим сносу.

Поскольку срок отселения граждан и срок для сноса многоквартирного дома установлен не был, 31.05.2022 прокурором Томского района главе Администрации Зональненского сельского поселения было внесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства с требованием установить разумный срок отселения граждан из указанного многоквартирного дома, а также разумный срок для его сноса.

По результатам рассмотрения представления, Администрацией Зональненского сельского поселения принято Постановление от 01.07.2022 , которым установлен срок для отселения граждан-до 30.01.2025, а также срок для сноса-до 30.01.2025.

Как следует из заключения межведомственной комиссии от 21.08.2017, по результатам визуального осмотра многоквартирного дома по вышеуказанный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу. При этом данное заключение никем не оспаривалось, в том числе сторонами в судебном заседании.

Согласно экспертному заключению от ООО «НПО «СтройЭксперт», внутренняя электропроводка, коммуникации печного отопления внутренняя система холодного водоснабжения, внутренняя система канализации в многоквартирном жилом доме сильно изношены, необходимо в срок не более 1 года произвести устранение дефектов стен, перекрытия над подпольем, чердачного перекрытия, крыши, общий процент износа многоквартирного дома составляет 72,6 %.

С учетом вышеизложенного, срок отселения жителей указанного многоквартирного жилого дома до 30.01.2025 является неразумным, поскольку имеется реальная угроза обрушения дома, проживание в аварийном доме представляет опасность для жизни и здоровья людей, так как имеется опасность его самопроизвольного разрушения и, как следствие, причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.

Анализируя совокупность исследованных доказательств, суд приходит к выводу о их достаточности для принятия решения, каких-либо оснований не доверять исследованным доказательствам не имеется. Иных доказательств сторонами не представлено.

Таким образом, срок, определенный в постановлении Администрацией Зональненского сельского поселения от 01.07.2022 для отселения граждан, установлен без учета его технического состояния, которое в настоящее время представляет угрозу для жителей.

В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ, в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться, в том числе, указание на срок устранения нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

С учетом вышеизложенного, административное исковое заявление подлежит удовлетворению в полном объеме.

С учетом характера и объема мероприятий, суд полагает возможным согласиться со сроком совершения действий, о которых просит прокурор, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть вопрос об установлении срока отселения жителей многоквартирного дома по , установив разумный срок отселения, оценивая его как разумный для исполнения решения суда, учитывая, что административным ответчиком доказательств невозможности исполнения судебного постановления в течение указанного времени согласно статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не представлено.

Руководствуясь статьями 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление прокурора Томского района Томской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Зональненского сельского поселения Томского района Томской области (ИНН ) о признании незаконным постановление Администрации Зональненского сельского поселения от 01.07.2022, возложении обязанности - удовлетворить.

Признать незаконным постановление Администрации Зональненского сельского поселения от 01.07.2022 «О сносе жилого дома по » в части установления срока отселения граждан, проживающих в многоквартирном доме по .

Обязать Администрацию Зональненского сельского поселения Томского района Томской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть вопрос об установлении срока отселения жителей многоквартирного дома по , установив разумный срок отселения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Томский областной суд через Томский районный суд Томской области в течение месяца со дня изготовления текста судебного решения в окончательной форме.

Судья П.Н. Дубовик

Копия верна: судья П.Н. Дубовик

Секретарь: Т.А. Барышева

Решение вступило в законную силу «_____» _______________20__ г.

Судья:

Секретарь:

Оригинал решения в деле № 2а-1747/2022

УИД 70RS0005-01-2022-002151-69