УИД:51RS0001-01-2020-001611-16
№ 2а-1748\2020
Мотивированное решение изготовлено 27.06.2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 июня 2020 года город Мурманск
Октябрьский районный суд г. Мурманска в составе:
председательствующего судьи Макаровой И.С.,
при секретаре Матюхиной А.В.,
с участием:
административного ответчика ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Мурманской области к ФИО1 о взыскании задолженности по обязательным платежам,
УСТАНОВИЛ:
МИФНС России № 9 по Мурманской области обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании задолженности по обязательным платежам.
В обоснование заявленных требований указано, что административный ответчик в 2018 году являлся оценщиком, в связи с чем налоговым органом в силу статьи 419 НК РФ является плательщиком страховых взносов. Сумма страховых взносов, исчисленная налоговым органом, за 2018 год составила в ПФР – 26 545 рублей 98 копеек, в ФОМС – 5 840 рублей, срок уплаты 09.01.2018. В установленный срок административный ответчик страховые взносы не уплатил, в связи с чем налоговым органом в адрес ответчика направлено требование от 05.02.2019 № 8821, которое также не исполнено. Просит взыскать с ФИО1 в пользу истца задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 26 545 рублей 98 копеек рублей, задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 5 840 рублей.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Административный ответчик ФИО1 в судебном заседании в иском не согласился, пояснил, что в период с 20 апреля 2012 года по 23 ноября 2012 года, а также в период с 20 апреля 2013 года по 13 июля 2018 года состоял в трудовых отношениях с ООО «1», впоследствии переименовано в ООО «2», в должности оценщика, частной практикой не занимался и доходов от оценочной деятельности не имел, страховые взносы за него уплачивал работодатель, в связи с чем он не является плательщиком страховых взносов. Кроме того, в нарушение положений статей 84, 85 НК РФ налоговое уведомление о постановке на учет ему не направлено. Указывает, что из реестра оценщиков он исключен 12 июля 2018 года.
Выслушав административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), признаются плательщиками страховых взносов.
Согласно статьям 430, 432 НК РФ плательщики, не производящие выплат и иных вознаграждений физическим лицам, самостоятельно уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в фиксированном размере.
Согласно абзацу 2 пп. 1 п.1 ст. 430 НК РФ закреплено, что размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за расчетный период 2018 год составляет 26 545 рублей.
Согласно пп. 2 п.1 ст. 430 НК РФ страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за расчетный период 2018 год составляет 5 840 рублей
Абзацем 2 пункта 2 статьи 432 НК РФ установлено, что суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года.
Из материалов дела следует, что ФИО1 с 13 апреля 2012 года поставлен на учет в налоговом органе в качестве оценщика (ИНН №), в связи с чем в силу статьи 419 НК РФ является плательщиком страховых взносов.
С учетом вышеприведенных правовых норм ФИО1 должен был до 09 января 2019 года уплатить страховые взносы за 2018 год на обязательное пенсионное страхование в размере 26 545 рублей 98 копеек рублей, страховые взносы на обязательное медицинское страхование в размере 5 840 рублей.
В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Инспекцией в адрес ответчика направлено требование от 05.02.2019 № 8821 об уплате задолженности по страховым взносам за 2018 год в срок до 21 марта 2019 года.
Определением мирового судьи от 07 октября 2019 года судебный приказ №2а-2340\2019 от 26 августа 2019 года о взыскании с ФИО1 в пользу ИФНС России по г. Мурманску задолженности по страховым взносам, отменен по заявлению должника, что послужило основанием для обращения инспекции в суд с настоящим иском.
До настоящего времени сумма задолженности по страховым взносам за 2018 год ответчиком не погашена.
Довод административного ответчика о том, что в период с 20 апреля 2012 года по 23 ноября 2012 года, а также в период с 20 апреля 2013 года по 13 июля 2018 года он состоял в трудовых отношениях и не занимался частной практикой, в связи с чем не является плательщиком страховых взносов, суд находит не состоятельным в силу следующего.
Согласно статье 3 Федерального закона № 135-ФЗ от 29 июля 1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой или иной стоимости.
Субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями данного закона, осуществляющие оценочную деятельность самостоятельно, занимаясь частной практикой, а также на основании трудового договора между оценщиком и юридическим лицом, которое соответствует условиям, установленным статьей 15.1 Закона № 135-ФЗ.
По смыслу данной правовой нормы для признания физического лица субъектом оценочной деятельности (оценщиком) необходима совокупность двух условий, а именно членство в одной из саморегулируемых организаций оценщиков и наличие застрахованной ответственности.
В соответствии с положениями подпункта 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ оценщики, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, признаются плательщиками страховых взносов.
Исходя из положений пункта 3 статьи 420 НК РФ объектом налогообложения страховыми взносами для плательщиков указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ признается осуществление предпринимательской либо профессиональной деятельности.
Положениями главы 34 НК РФ не предусмотрено освобождение плательщиков страховых взносов - оценщиков от уплаты за себя страховых взносов, за исключением периодов прохождения военной службы по призыву, ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет, ухода за инвалидом первой группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет и т.д., указанных в пунктах 1, 3, 6 - 8 части 1 статьи 12 ФЗ от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (пункт 7 статьи 430 НК РФ), в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность при условии представления документов, подтверждающих отсутствие деятельности в указанные периоды.Уплата страховых взносов осуществляется независимо от возраста, вида осуществляемой деятельности и факта получения от нее доходов в конкретном расчетном периоде.
При таких обстоятельствах, нахождение ФИО1 в трудовых отношениях, как оценщика, в том числе в 2018 году, не влечет освобождение его от обязанностей по уплате страховых взносов в соответствии с требованиями закона, поскольку данная обязанность возникает в силу факта регистрации физического лица в качестве оценщика, занимающегося частной практикой (с момента приобретения соответствующего статуса) и прекращается с момента государственной регистрации прекращения деятельности в таком качестве (момент исключения из СРО).
Кроме того, суд находит заслуживающим внимание, довод административного ответчика о том, что с 12 июля 2018 года он исключен из членов СРО РОО, последующим основаниям.
Согласно статье 24 Закона № 135-ФЗ членство в СРО прекращается коллегиальным органом управления СРО, в том числе в случае утверждения коллегиальным органом управления саморегулируемой организации оценщиков решения об исключении лица из членов саморегулируемой организации оценщиков.
При этом саморегулируемая организация оценщиков не позднее дня, следующего за днем принятия коллегиальным органом управления саморегулируемой организации оценщиков решения о прекращении членства оценщика в саморегулируемой организации оценщиков, обязана разместить такое решение на официальном сайте саморегулируемой организации оценщиков в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также направить копии такого решения уполномоченному федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему ведение сводного реестра членов саморегулируемых организаций оценщиков.
СРО не позднее дня, следующего за днем принятия коллегиальным органом управления СРО решения о прекращении членства оценщика, обязан направить копию такого решения уполномоченному органу исполнительной власти, осуществляющему ведение сводного реестра членов СРО.
На основании положений пункта 6 статьи 83, пункта 2 статьи 84 и пункта 4.1 статьи 85 НК РФ постановка на учет (снятие с учета) занимающегося частной практикой оценщика осуществляется налоговым органом по месту его жительства на основании сведений об оценщиках, занимающихся частной практикой, - членах соответствующих саморегулируемых организаций, внесенных в сводные реестры членов указанных саморегулируемых организаций, исключенных из таких реестров, о прекращении оценщиком занятия частной практикой, сообщаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, не позднее 10-го числа каждого месяца.
Из материалов дела следует, что ФИО1 был зарегистрирован в реестре РОО 13 апреля 2012 года. На основании указанных сведений с 13 апреля 2012 года с ФИО1 был также поставлен на учет в МИФНС России по г.Мурманску в качестве оценщика.
Решением Совета РОО было принято решение об исключении ФИО1 и членов РОО с 12 июля 2018 года за нарушение ст. 15 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», а также пункта 5.2 Положения о членстве в РОО, а именно: за неуплату членского взноса за 2017 год, непредставление ежеквартальной отчетности за 4 квартал 2017 года.
Таким образом, обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование у ФИО1 возникла с момента приобретения статуса оценщика, а именно с 13 апреля 2012 года и сохранялась до момента исключения из реестра членов саморегулируемых организаций оценщиков (12 июля 2018 года).
В соответствии с пунктом 5 статьи 430 НК РФ, если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, или адвокат, нотариус, занимающийся частной практикой, арбитражный управляющий, занимающиеся частной практикой оценщик, патентный поверенный, медиатор и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, сняты с учета в налоговых органах.
За неполный месяц деятельности соответствующий фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, дату снятия с учета в налоговых органах адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, оценщика, медиатора, патентного поверенного и иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, включительно.
С учетом вышеприведенных правовых норм, суд приходит к выводу, что с административного ответчика в пользу истца подлежит взысканию задолженность по уплате страховых взносов за 2018 год в размере, исчисленном за период до 12 июля 2018 года, то есть 14 129 рублей 31 копейка задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (26545,98\12х6 +26545,98\12\31 х 12), 3 108 рублей 39 копеек задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование (5840\12х6 + 5840\12\31х12).
При этом отсутствие в налоговом органе сведений об исключении ФИО1 из членов СРО в рассматриваемом случае не влечет за собой оснований для взыскания с ФИО1 всей суммы задолженности по страховым взносам за исчисленный инспекцией период, поскольку обязанность по предоставлении таких сведений в силу вышеприведенных норм права возложена на уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков.
Таким образом, требования административного истца подлежат частичному удовлетворению.
В соответствии со статьей 114 КАС РФ государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскивается с административного ответчика не освобожденного от уплаты судебных расходов, в связи с чем с административного ответчика подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 689 рублей 51 копейка.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Мурманской области к ФИО1 о взыскании задолженности по обязательным платежам – удовлетворить.
Взыскать с ФИО1, <данные изъяты> в доход соответствующего бюджета задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2018 год в размере 14 129 рублей 31 копейка, задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2018 года в размере 3 108 рублей 39 копеек.
Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в доход соответствующего бюджета в размере 689 рублей 51 копейка.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманска в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий И.С. Макарова