ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1749/19 от 23.07.2019 Волжского районного суда г. Саратова (Саратовская область)

Дело № 2а-1749/2019

64RS0043-01-2019-002044-30

Решение

Именем Российской Федерации

23 июля 2019 года город Саратов

Волжский районный суд г. Саратова в составе

председательствующего судьи Музыканкиной Ю.А.,

при секретаре Бариновой Я.И.,

с участием административного истца и законного представителя ФИО1, несовершеннолетнего ФИО2, представителя административного ответчика ФИО3, представителей заинтересованных лиц ФИО4, ФИО5, заинтересованного лица ФИО6 и ее законного представителя, ФИО7, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 в интересах ФИО2 к Министерству образования Саратовской области об оспаривании решений органа власти,

установил:

истец обратился в суд, мотивируя их тем, что 1 марта 2019 года, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в Министерство образования Саратовской области с письменным обращением на официальный электронный адрес ведомства на имя министра, по факту своего несогласия с результатами регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по общеобразовательному предмету: «Право» на территории Саратовской области в 2018-2019 учебном году в 10-х классах. Данное обращение было зарегистрировано в Министерстве образования Саратовской области 4 марта 2019 года за номером . В обращении, он указал, что 25 февраля 2019 года в г. Саратов проходил III (региональный ) этап Всероссийской олимпиады школьников по Праву в Саратовской области. Он принял в этой олимпиаде участие. 27 февраля 2019 года на официальный сайт олимпиады школьников по Саратовской области (<адрес>) были выставлены итоговые протоколы с результатами проведения данной олимпиады по каждому классу, параллели (рейтинги отдельно для участников 9-х,10-х, 11-х классов), так как в соответствии с пунктом 3.6 Требований по проведению регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по Праву в 2018-2019 учебном году, утверждённых на заседании Центральной предметно-методической комиссии Всероссийской олимпиады школьников по Праву, далее Требования ЦПМК (Протокол N от 12.10.2018 г.): «региональный этап Олимпиады по праву проводится для учащихся 9-х, 10-х и 11- х классов в один тур. Задания регионального этапа Олимпиады подготовлены отдельно для учащихся 9-х, 10-х, 11-х классов». Кроме этого, окончательные результаты участников, согласно Требованиям ЦПМК, должны фиксироваться в итоговой таблице, представляющей собой ранжированный список участников, расположенных по мере убывания набранных ими баллов. Участники с одинаковыми баллами располагаются в алфавитном порядке. Соблюдение Требований ЦПМК при проведении регионального этапа всероссийской олимпиады школьников закреплено в Порядке проведения всероссийской олимпиады школьников, утверждённого Приказом Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2013 года № 1252,(Далее-Порядок). В связи с тем, что Порядок носит общий характер, Требования ЦПМК конкретизируют его содержание, в соответствии с некоторыми нюансами и особенностями проведения регионального этапа всероссийской олимпиады школьнике по Праву в 2018-2019 учебном году. При этом Требования ЦПМК не противоречат Порядку и составлены на его основе. В рейтинге( итоговой таблице) участников олимпиады 10 класса по баллам, ФИО2 занимает вторую позицию(место), и следует сразу же после победителя данной олимпиады. Однако, он не получил статус призёра олимпиады, став по статусу всего лишь участником. Стоит также отметить, что, согласно Протоколу, всего в параллели 10-х классов выявлен только один победитель и полностью отсутствуют призёры. Данная ситуация и являлась причиной обращения ФИО2 к областному ведомству. В тексте обращения, он просил областное ведомство восстановить свои права, нарушенные членами жюри олимпиады, и признать его призёром регионального этапа всероссийской олимпиады школьников по предмету: «Право» в Саратовской области в 2018-2019 учебном году в 10-х классах. Свои требования он мотивировал, тем что на основании пункта 31 Порядка, жюри всех этапов олимпиады: определяет победителей и призеров олимпиады на основании рейтинга по каждому общеобразовательному предмету и в соответствии с квотой, установленной организатором олимпиады соответствующего этапа, при этом победителем, призёром

заключительного этапа олимпиады признается участник, набравший не менее 50 процентов от максимально возможного количества баллов по итогам оценивания выполненных олимпиадных заданий. Пункт 2.4 Требований ЦПМК конкретизирует содержание пункта 31 Порядка. В соответствии с Требованиями ЦПМК, а именно его пунктом 2.4: «Жюри регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по Праву в 2018-2019 учебном году: «Определяет победителей и призеров олимпиады на основании соответствующего рейтинга и в соответствии с квотой, установленной Организатором Олимпиады». Сама формулировка данных пунктов Порядка и Требований ЦПМК, говорит нам о том, что в региональном этапе всероссийской олимпиады школьников по Праву в Саратовской области в 2018-2019 учебном году, жюри должно было определить целую группу победителей и группу призёров(согласно квотам) в каждом классе, а не единицы участников, как они сделали, согласно протоколам. Кроме этого, в соответствии с пунктом 56 Порядка, организатором регионального этапа олимпиады в Саратовской области в 2018-2019 учебном году, кем является на основании пункта 5 Порядка- Министерство образования Саратовской области, были установлены квоты победителей и призёров олимпиады по каждому общеобразовательному предмету. Они были утверждены пунктом 4 Приказа Министерства образования Саратовской области от 20.12.2018 № О проведении регионального этапа всероссийской олимпиады школьников на территории Саратовской области в 2018/19 учебном году" (Далее-Приказ). "Установить квоты победителей и призёров регионального этапа всероссийской олимпиады школьников не более 45 процентов от общего числа участников регионального этапа, при этом число победителей не должно превышать 10 процентов от общего числа участников регионального этапа всероссийской олимпиады школьников"- говорится непосредственно в тексте пункта 4 Приказа. Приказ носит общий характер, он не противоречит Порядку. Требования ЦМПК конкретизируют содержание Приказа, в соответствии с некоторыми особенностями организации проведения регионального этапа олимпиады по Праву в 2018-2019 учебном году. Поэтому, на основании вышесказанного, жюри регионального этапа олимпиады по праву в Саратовской области должно было определить победителей и призёров в 10-х классах на основании пункта 31 Порядка и пункта 4 Приказа, соблюдая при этом некоторые положения Требований ЦПМК. В соответствии с пунктом 31 Порядка и примечанием к нему, установленные квоты победителей и призёров должны быть полностью использованы членами жюри. Поскольку, региональный этап всероссийской олимпиады школьников по Праву в 2018-2019 учебном году проводится в каждом классе раздельно, согласно Требованиям ЦПМК, жюри олимпиады должно было полностью использовать квоты победителей и призёров в каждом классе, то есть распределить победителей и призёров отдельно в 9-х,10-х, 11-х классах на основании рейтингов участников олимпиады в соответствующих классах, и согласно установленным квотам. Результат этих действий был бы виден в опубликованных Министерством образования Саратовской области на сайт олимпиады, протоколах заседаний жюри регионального этапа всероссийской олимпиады школьников по Праву в каждом классе( на сайт олимпиады школьников в Саратовской области были опубликованы три различных протокола заседаний жюри по Праву, рейтинга отдельно для участников олимпиады 9-х, 10-х, 11-х классов). Но, согласно Протоколу в 10-х классах, установленная квота не была использована, так как, повторюсь, в олимпиаде по Праву в 10-х классах, не определено ни одного призёра. Кроме этого победители и призёры отсутствуют в 11-х классах. В 9-х классах призёром признан всего лишь 1 участник. Дополнительные требования по количеству минимальных баллов за олимпиадную работу для получения участником олимпиады статуса победителя или призёра установлены пунктом 31 Порядка только на заключительном этапе олимпиады и полностью отсутствуют в Приказе. Поэтому, на основании содержания всех представленных нормативно-правовых актов, можно считать, что победители и призёры регионального этапа олимпиады по праву в Саратовской области в 2018-2019 учебном году в 10-х классах, должны определяться на основании рейтинга участников олимпиады по данному общеобразовательному предмету и классу (параллели), и в соответствии с квотой, которая была установлена Министерством образования Саратовской области. В связи с тем, что ФИО2, занял в итоговой (рейтинговой) таблице участников 10-х классов второе место, то он должен быть первым, кто попадёт под действие квоты, и соответственно станет призёром регионального этапа олимпиады по Праву в Саратовской области в 2018-2019 учебном году в 10-х классах. Кроме этого, позиция ФИО8 подтверждается и практическим применением действующего Порядка другими регионами Российской Федерации. В подавляющем числе регионов Российской Федерации, по предмету: «Право» в каждом классе членами жюри была определена группа победителей и группа призёров регионального этапа всероссийской олимпиады школьников. Примером этого, могут являться Ленинградская, Волгоградская, Самарская, Ростовская, Калининградская области. При чём, этот список неполный, сводные результаты олимпиады по регионам доступны на сайте: <адрес>, результаты некоторых регионов приложены к заявлению. Такой подход применялся и в г. Москва. Нормативно-правовые акты регионов, где победителей и призёров олимпиады по предмету: «Право» в каждом классе было мало или вообще не было, содержали некоторые ограничения по числу минимальных баллов для получения участником этого статуса, чего в Саратовской области сделано не было. Поэтому, именно на основании всего вышесказанного, ФИО8 выражает своё мнение в обращении к областному ведомству, что его права были нарушены членами жюри. Он надеялся, что его права будут восстановлены организатором регионального этапа олимпиады- Министерством образования Саратовской области, который утверждает результаты олимпиады по каждому общеобразовательному предмету.(см. пункт 56 Порядка). 29 марта 2019 года, ФИО2, на свой личный адрес электронной почты получил официальный ответ на своё обращение, от Министерства образования Саратовской области N° . Министерство образования Саратовской области отказалось, в итоге, признавать ФИО2 призёром регионального этапа всероссийской олимпиады школьников по Праву в Саратовской области в 2018-2019 учебном году в 10-х классах. В обосновании своего отказа представители областного ведомства, ему сообщили: в связи с тем, что статус победителя (призёра) олимпиад регионального уровня по обществознанию, праву и истории учитывается при поступлении в ФГБОУ ВО "Саратовская государственная юридическая академия" жюри регионального этапа олимпиады по праву при определении статуса победителя и призёра применило положение относительно правил заключительного этапа о признании призёром олимпиады участника, набравшего не менее 50 процентов от максимально возможного количества баллов, при этом процент выполнения вашей работы составил 49%". Истцы категорически не согласны с данным ответом. Ведь он противоречит и Порядку и Приказу. В Порядке установлено разграничение между региональным и заключительными этапами(см. пункт 4 Порядка), он не наделяет организатора регионального этапа олимпиады правом применять правила одно этапа олимпиады на другом. На основании этого, жюри регионального этапа всероссийской олимпиады школьников по праву в Саратовской области должны были применять к участникам именно правила регионального этапа олимпиады. Данный ответ Министерства образования Саратовской области противоречит и пункту 4 Приказа, так как в результате этого решения жюри не использовало квоты не дав в олимпиаде по праву в 10-х классах ни одного призового места. И в конечном итоге, к участникам олимпиады по праву в Саратовской области были применены более строгие правила (правила этапа олимпиады уровнем выше, т.е заключительного),что недопустимо, согласно Порядку. В результате этого незаконного решения, ФИО8, также остался без призового места. Ко всему этому, представители Министерства образования Саратовской области не представили в своём ответе ни одного нормативно-правового акта, действующего документа федерального и (или) регионального значения, которые подтвердили бы правильность применения членами жюри правил заключительного этапа на региональном этапе. На основании этого, ответ представителей Министерства образования Саратовской области является безосновательным. Всё это показывает, что Министерство образования Саратовской области, должностные лица, готовящие данный ответ не мотивировали свой отказ. Представители Министерства образования Саратовской области признали законным в ситуации с ФИО8 субъективное мнение жюри. Их ответ носит голословный характер. А в Определении Конституционного Суда № 42-0 от 25.01.2005 указано на право каждого обратившегося в суд, а также в иной государственный орган на получения на свое обращение законного, обоснованного и мотивированного решения соответственно должностного лица или суда и обязанность лиц, принимающих решения по обращениям граждан, мотивировать свои процессуальные решения путем указания на конкретные, достаточные с точки зрения принципа разумности, основания. В конце своего ответа, представители Министерства образования Саратовской области, напомнили об упущенном праве на апелляцию. Но в соответствии с пунктами 18-21 Порядка, участники олимпиады вправе подать в письменной форме апелляцию о несогласии с выставленными баллами к жюри соответствующего этапа олимпиады. В этом вопросе (вопросе оценивания олимпиадной работы в баллах) у истца к жюри претензий не имеется. Несогласие ФИО8 с результатами регионального этапа олимпиады в Саратовской области выражается только в его индивидуальном статусе в итогах олимпиады, в том что жюри не дало ему призовое место в олимпиаде. Тем более в предварительных результатах олимпиады, которые можно было оспорить, не указывался статус участников олимпиады(победитель, призёр).Таким образом, на основании всего вышесказанного, истец признает, что у Министерства образования Саратовской области отсутствуют законные основания того, чтобы отказать ФИО8 в удовлетворении его требований по его обращению № 01- 28/2263 от 04.03.2019. Также, ФИО8, были поданы обращения в Министерство Просвещения РФ. Первое обращение, по факту неправомерности действий Министерства образования Саратовской области, было отправлено и зарегистрировано в Министерстве Просвещения РФ 12 марта 2019 года. Ответ на него пришёл на адрес электронной почты 3 апреля 2019 года от Департамента государственной политики в сфере оценки качества общего образования. В компетенцию этого подразделения Министерства Просвещения РФ входит непосредственно организация всероссийской олимпиады школьников. По итогу рассмотрения данного обращения от 12.03.2019, Департамент принял решение отправить письмо Министерству образования Саратовской области от 02.04.2019 N9 04-278 по вопросу о применении действующих нормативно-правовых актов, регламентирующих проведение регионального этапа всероссийской олимпиады школьников. В нём Департамент рекомендует Министерству образования Саратовской области обратить внимание на нарушения, допущенные в ходе определения победителей и призёров регионального этапа олимпиады, а также привести в соответствие нормативно-правовые акты, регулирующие проведение олимпиады, в том числе результаты регионального этапа олимпиады по праву в Саратовской области в 2018-2019 учебном году в 10-х классах. Также, в нём подробно разъясняется ошибки жюри регионального этапа олимпиады по Праву в Саратовской области. По второму обращению ФИО8 от 29.03.2019, зарегистрировано 01.04.2019 за номером , в котором обжаловался ответ на его обращение от Министерства образования Саратовской области, Министерство Просвещения РФ 17.04.2019 также приняло положительный ответ в пользу ФИО8. Письмо Департамента государственной политики в сфере оценки качества общего образования Министерства Просвещения РФ от 02.04.2019 №04-278, было рассмотрено Министерством образования Саратовской области. Однако, 30.04.2019, ФИО8 получил на свой адрес электронной почты ответ Министерства образования Саратовской области на письмо Департамента N9 01-28/3184 с отказом в восстановлении его нарушенных прав, в связи с тем, что организатор регионального этапа олимпиады, то есть Министерство образования Саратовской области не вправе оказывать давление на решение жюри. Свой отказ они мотивировали тем, что в соответствии с пунктом 56 Порядка, организатор регионального этапа: формирует жюри регионального этапа олимпиады по каждому общеобразовательному предмету и утверждает их состав, определяет квоты победителей и призёров регионального этапа олимпиады. По их мнению, организатор регионального этапа олимпиады не имеет право влиять на решение членов жюри, а жюри, в свою очередь, имеет полное право принимать коллегиальное решение по вопросу определения победителей и призёров олимпиады. В конце своего ответа, они посоветовали обжаловать решение жюри, как коллегиального органа, в установленном законом порядке. Однако, данные суждения не находят своего подтверждения в Порядке. Ни одно положение Порядка не наделяет правом жюри принимать коллегиальные решения. Жюри определяют победителей и призёров регионального этапа олимпиады, повторюсь, на основании пункта 31 Порядка и пункта 4 Приказа, при этом соблюдая некоторые положения Требований ЦПМК, касаемо раздельного участия в олимпиаде по праву участников 9-х, 10-х, 11-х классов и соответственно раздельного распределения квот победителей и призёров членами жюри между участниками олимпиады этих классов (квоты должны быть использованы в каждом классе, т. е отдельно в 9-х, 10-х, 11-х классах, так как олимпиада проводилась для каждого класса раздельно). В Порядке не сказано, что жюри является коллегиальным органом. И как мы видим из текста этого ответа, представители Министерства образования Саратовской области уверенно считают, что организатор регионального этапа олимпиады не имеет никакого отношения к процессу подведения её итогов. По их мнению, вся ответственность за нарушение Порядка лежит исключительно на жюри регионального этапа олимпиады, а их областное ведомство ни в чём не виновато. Д-ны, полностью не согласны с данным ответом областного ведомства. Так, в соответствии с пунктом 56 Порядка организатор регионального этапа, помимо вышеперечисленных полномочий: «утверждает результаты регионального этапа олимпиады по каждому общеобразовательному предмету (рейтинг победителей и рейтинг призёров регионального этапа олимпиады) и публикует их на своём официальном сайте в сети "Интернет", в том числе протоколы жюри регионального этапа олимпиады по каждому общеобразовательному предмету». А жюри, в свою очередь: «представляет организатору олимпиады результаты олимпиады (протоколы) для их утверждения»(см. пункт 31 Порядка). Содержание этих пунктов показывает, что Министерство образования Саратовской области, как раз и принимает окончательное решение относительно результатов регионального этапа всероссийской олимпиады школьников. Утвердив и опубликовав Протокол в сети Интернет, Министерство образования Саратовской области посчитало решение жюри правильным. Представители Министерства образования Саратовской области могли бы полностью проверить Протокол жюри на его соответствие всем действующим, на момент проведения олимпиады, нормативно-правовым актам, чего сделано не было. Кроме этого представители Министерства образования Саратовской области своим ответом попытались ввести истца в заблуждение, чтобы значительно замедлить наше дело по оспариванию результатов олимпиады. Ведь, на сайт олимпиады школьников по Саратовской области - <адрес>, несколько недель назад был опубликован проект Приказа Министерства образования Саратовской области «Об итогах регионального этапа всероссийской олимпиады школьников на территории Саратовской решение области в 2018/2019 учебном году", в котором организатор регионального этапа всероссийской олимпиады школьников в Саратовской области в 2018-2019 учебном году (Министерство образования Саратовской области) утверждает результаты регионального этапа всероссийской олимпиады школьников в Саратовской области в 2018-2019 учебном году. Поэтому, пунктом 56 Порядка полностью доказывается причина привлечения Министерства образования Саратовской области в качестве ответчика по данному административному исковому заявлению. А их ответ, также как и предыдущий, полностью нарушает права ФИО8, предписанные ему и Порядком и Приказом. Суждения представителей Министерства образования Саратовской области являются неверными. Также, на основании всего вышесказанного, Протокол жюри не соответствует действующим на момент проведения олимпиады нормативно-правовым актам.

На основании изложенного, истец просит признать ответ Министерства образования Саратовской области на обращение ФИО2 от 29.03.2019 - незаконным. Признать ответ Министерства образования Саратовской области на письмо Департамента государственной политики в сфере оценки качества общего образования Министерства Просвещения РФ от 30.04.2019 № - незаконным. Признать Протокол заседания жюри регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по Праву в Саратовской области в 2018-2019 учебном году в 10-х классах, незаконным, согласно действующим на момент проведения олимпиады нормативно-правовым актам.

В ходе рассмотрения дела, сторона истца уточнила требования и просила признать протокол заседания жюри регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по Праву в Саратовской области в 2018-2019 учебном году в 10-х классах незаконным в части, а именно: только в той, что непосредственно касается ФИО2 и его статуса.

В ходе рассмотрения дела судом к участию в деле привлечены в качестве заинтересованных лиц принимавшие участие в данном этапе олимпиады: члены жюри регионального этапа по предмету «Право»: председатель жюри ФИО5, члены жюри: ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, а также участники олимпиады по праву в 10 классах ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО6, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34 в лице их законных представителей.

В судебном заседании сторона истца поддержала исковые требования в полном объеме с учетом внесенного уточнения, дала пояснения, аналогичные изложенным в иске.

Представитель административного ответчика возражала относительно заявленных требований.

Другие участники процесса оставили вопрос разрешения требований административного истца на усмотрение суда.

Иные лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились. Руководствуясь ст. 150 КАС РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства по делу, находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Приказом Министерства образования РФ № 1252 от 18.11.2013 года утвержден Порядок проведения Всероссийской олимпиады школьников, ее организационное, методическое и финансовое обеспечение, порядок участия в Олимпиаде и определения победителей и призеров.

Победители и призеры всех этапов Олимпиады определяются на основании результатов участников соответствующих этапов Олимпиады, которые заносятся в итоговую таблицу результатов участников соответствующих этапов Олимпиады, представляющую собой ранжированный список участников, расположенных по мере убывания набранных ими баллов (далее - итоговая таблица). Участники с равным количеством баллов располагаются в алфавитном порядке.

Проверку выполненных олимпиадных заданий школьного, муниципального, регионального и заключительного этапов Олимпиады осуществляют жюри соответствующих этапов Олимпиады.

Из материалов дела следует, судом установлено и сторонами не оспаривалось, что сын административного истца ФИО1 - ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, принимал участие в предметной олимпиаде школьников по праву, среди учащихся 10 классов на региональном этапе Всероссийской предметной олимпиаде школьников, проходившей 25.02.2019 в г. Саратове.

Региональный этап Всероссийской олимпиады школьников на территории Саратовской области в 2018/2019 учебном году проводился на основании Приказа министерства образования Саратовской области от 20.12.2018 № «О проведении регионального этапа всероссийской олимпиады школьников на территории Саратовской области в 2018/2019 учебном году», Приказа министерства образования Саратовской области от 30.08.2018 № «Об организации подготовки и проведения всероссийской олимпиады школьников на территории Саратовской области в 2018/2019 учебном году.

Выражая свое несогласие с результатами регионального этапа Всероссийской предметной олимпиады школьников по праву в части указания статуса – «участник», 01.03.2019 ФИО2 обратился посредством электронной почты в министерство образования Саратовской области, указывая на необходимость определить призеров регионального этапа Олимпиады в соответствии с результатами итоговой таблицы, установленными квотами и Приказом Министерства образования и науки РФ от 18.11.2013 № 1252 «Об утверждении Порядка проведения всероссийской олимпиады школьников» и Приказом Министерства образования и науки по Саратовской области от 20.12.2018 № 2553 «О проведении регионального этапа всероссийской олимпиады школьников на территории Саратовской области в 2018/19 учебном году».

29.03.2019 на обращение по вопросу несогласия с результатами регионального этапа олимпиады школьников по Праву в 2018/2019 учебном году, Министерством образования Саратовской области был дан ответ, согласно которому все этапы всероссийской олимпиады школьников на территории Российской Федерации, в том числе на территории Саратовской области, проходят на основании Порядка проведения всероссийской олимпиады школьников, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2013 года № (далее - Порядок). В соответствии с п. 31 Порядка жюри всех этапов олимпиады оценивает выполненные олимпиадные задания в соответствии с утвержденными критериями и методиками оценивания выполненных олимпиадных заданий и определяет победителей и призеров олимпиады на основании рейтинга по каждому общеобразовательному предмету и в соответствии с квотой, установленной организатором олимпиады соответствующего этапа. На основании приказа министерства образования Саратовской области от 20 декабря 2018 года № «О проведении регионального этапа всероссийской олимпиады школьников на территории Саратовской области в 2018/2019 учебном году» утверждены составы жюри регионального этапа всероссийской олимпиады школьников на территории Саратовской области в 2018/2019 учебном году по каждому общеобразовательному предмету. В связи с тем, что статус победителя (призера) олимпиад регионального уровня по обществознанию, праву и истории учитывается при поступлении в ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия» жюри регионального этапа олимпиады по праву при определении статуса победителя и призера применило положение относительно правил заключительного этапа о признании призером олимпиады участника, набравшего не менее 50 процентов от максимально возможного количества баллов, при этом процент выполнения работы ФИО2 составил 4 (49 баллов из 100 возможных). Окончательные итоги олимпиады были подведены на заседании жюри после завершения процесса рассмотрения всех поданных участниками апелляций. Документом, фиксирующим итоговые результаты регионального этапа олимпиады, является протокол жюри регионального этапа, подписанный председателем, а также всеми членами жюри.

Не согласившись с данной позицией, сторона истца в подтверждение своих доводов представила письмо Департамента государственной политики в сфере оценки качества общего образования от 03.04.2019 № , в котором заявителю сообщено о направлении в министерство образования Саратовской области письма по вопросу применения действующих нормативных правовых актов, регламентирующих проведение регионального этапа всероссийской олимпиады школьников.

Согласно указанному письму Департамента, министерству образования Саратовской области рекомендовано обратить внимание на указанные нарушения и привести в соответствие нормативные правовые акты, регулирующие проведение олимпиады, в том числе результаты регионального этапа в Саратовской области.

Так, Департамент указал, что жюри регионального этапа, состав которого был утвержден Приказом, должно было определить победителей и призеров на основании пункта 31 Порядка и пункта 4 Приказа. Вместе с тем, при определении победителей и призеров регионального этапа олимпиады жюри применило норму, не содержащуюся ни в Порядке, ни в Приказе.

При повторном обращении в Министерство просвещения России, ФИО2 17.04.2019 дан ответ № , в соответствии с которым заявителю сообщено, что из министерства образования Саратовской области в рабочем порядке была получена информация о подготовке ответа в адрес ФИО2

30.04.2019 на имя ФИО2 поступил ответ за подписью заместителя министра – начальника управления общего и дополнительного образования, из которого усматривается, что министерство образования Саратовской области является организатором регионального этапа Олимпиады. На основании п. 56 Порядка организатор регионального этапа Олимпиады формирует жюри регионального этапа по каждому общеобразовательному предмету и утверждает их состав, определяет квоты победителей и призеров регионального этапа Олимпиады. Состав жюри утвержден Приказом от 20.12.2018 «О проведении регионального этапа всероссийской олимпиады школьников на территории Саратовской области в 2018/2019 учебном году», этим же приказом определены квоты победителей и призеров регионального этапа Олимпиады. Решение жюри зафиксировано в итоговом протоколе, подписано его председателем, а также всеми членами жюри. Организатор регионального этапа Олимпиады не вправе оказывать давление на решение жюри. Решение жюри, как коллегиального органа, возможно обжаловать в установленном законом порядке.

Согласно ответу министерства образования Саратовской области от 30.04.2019 в адрес Департамента государственной политики в сфере оценки качества общего образования Министерства просвещения РФ, в 2019/2020 учебном году нормативные правовые акты, регулирующие проведение регионально этапа Всероссийской олимпиады школьников на территории Саратовской области будут приведены в соответствие с рекомендациями Департамента.

Таким образом, Приказом Министерства образования РФ № от 18.11.2013 года утвержден Порядок проведения Всероссийской олимпиады школьников, ее организационное, методическое и финансовое обеспечение, порядок участия в Олимпиаде и определения победителей и призеров.

В соответствии с п. 56 указанного Порядка, организатор регионального этапа олимпиады: устанавливает формат представления результатов участников муниципального этапа олимпиады по каждому общеобразовательному предмету; формирует оргкомитет регионального этапа олимпиады и утверждает его состав; формирует жюри регионального этапа олимпиады по каждому общеобразовательному предмету и утверждает их составы; формирует региональные предметно-методические комиссии олимпиады и утверждает их составы; устанавливает количество баллов по каждому общеобразовательному предмету и классу, необходимое для участия на региональном этапе олимпиады; обеспечивает хранение олимпиадных заданий по каждому общеобразовательному предмету для регионального этапа олимпиады, несет установленную законодательством Российской Федерации ответственность за их конфиденциальность; заблаговременно информирует руководителей органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, руководителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, участников регионального этапа олимпиады и их родителей (законных представителей) о сроках и местах проведения регионального этапа олимпиады по каждому общеобразовательному предмету, а также о настоящем Порядке и требованиях к организации и проведению регионального этапа олимпиады по каждому общеобразовательному предмету; определяет квоты победителей и призеров регионального этапа олимпиады по каждому общеобразовательному предмету; утверждает результаты регионального этапа олимпиады по каждому общеобразовательному предмету (рейтинг победителей и рейтинг призеров регионального этапа олимпиады) и публикует их на своем официальном сайте в сети «Интернет», в том числе протоколы жюри регионального этапа олимпиады по каждому общеобразовательному предмету; публикует на своем официальном сайте в сети «Интернет» с учетом утвержденных центральными предметно-методическими комиссиями олимпиады требований к проведению регионального этапа олимпиады по каждому общеобразовательному предмету олимпиадные работы победителей и призеров регионального этапа олимпиады с указанием сведений об участниках; передает результаты участников регионального этапа олимпиады по каждому общеобразовательному предмету и классу организатору заключительного этапа олимпиады в формате, установленном Минобрнауки России; награждает победителей и призеров регионального этапа олимпиады поощрительными грамотами; осуществляет из средств бюджета субъекта Российской Федерации и (или) средств юридических лиц организационное и финансовое обеспечение участия в заключительном этапе олимпиады участников регионального этапа олимпиады, набравших необходимое количество баллов, установленное Минобрнауки России для участия в заключительном этапе олимпиады, а также сопровождающих их лиц (страхование жизни и здоровья участников заключительного этапа олимпиады, проезд участников заключительного этапа олимпиады и сопровождающих их лиц к месту проведения заключительного этапа олимпиады и обратно, оплата питания, проживания, транспортное и экскурсионное обслуживание сопровождающих лиц).

В соответствии с п. 31 указанного Порядка жюри всех этапов олимпиады: принимает для оценивания закодированные (обезличенные) олимпиадные работы участников олимпиады; оценивает выполненные олимпиадные задания в соответствии с утвержденными критериями и методиками оценивания выполненных олимпиадных заданий; проводит с участниками олимпиады анализ олимпиадных заданий и их решений; осуществляет очно по запросу участника олимпиады показ выполненных им олимпиадных заданий; представляет результаты олимпиады ее участникам; рассматривает очно апелляции участников олимпиады с использованием видеофиксации; определяет победителей и призеров олимпиады на основании рейтинга по каждому общеобразовательному предмету и в соответствии с квотой, установленной организатором олимпиады соответствующего этапа, при этом победителем, призером заключительного этапа олимпиады признается участник, набравший не менее 50 процентов от максимально возможного количества баллов по итогам оценивания выполненных олимпиадных заданий.

Судом в ходе рассмотрения данного дела установлено, что состав Жюри регионального этапа олимпиады по каждому предмету, в том числе, по Праву, сформирован в соответствии с пунктом 32 Порядка и утвержден приказом министерства образования Саратовской области от 20 декабря 2018 года «О проведении регионального этапа всероссийской олимпиады школьников на территории Саратовской области в 2018/2019 учебном году».

Приложением № 2 к Приказу от 20.12.2018 № является состав Жюри регионального этапа по каждому общеобразовательному предмету.

Из протокола заседания Жюри регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по Праву в 10 классах от 25.02.2019 усматривается, что присутствовали 6 членов жюри, утверждены результаты этапа, ФИО2, набрав 49 баллов, занял 2 место в рейтинге участников олимпиады.

Приказом от 24.04.2019 № 920 Министерством образования Саратовской области «Об утверждении результатов регионального этапа всероссийской олимпиады школьников по каждому общеобразовательному предмету на территории Саратовской области в 2018/2019 учебном году» были утверждены результаты регионального этапа олимпиады, в том числе, по Праву, с указанием победителя в 10 и призера в 9 классах.

Несовершеннолетний ФИО2 в списке победителей и призеров регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников 2018/2019 г. по Праву не значится, по итогам олимпиады набрал 49 баллов.

Таким образом, разрешая заявленные исковые требования и отказывая в их удовлетворении к заявленному ответчику, суд исходит из того, что решение об утверждении состава победителей и призеров регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по праву в 2018/2019 учебном году принято уполномоченным органом и в соответствии с Порядком проведения Всероссийской олимпиады школьников, утвержденным Приказом Министерства образования РФ № от 18.11.2013 года.

Суд приходит к выводу, что министерством образования Саратовской области в рамках предоставленных ему полномочий каких-либо нарушений порядка проведения регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников, которые могли бы повлечь за собой включение ФИО2 в число призеров, не допущено.

Оценка действий министерства образований Саратовской области, как организатора регионального этапа олимпиады, позволяет прийти к выводу об отсутствии правовых оснований к увеличению количества призеров, и как следствие, к признанию протокола заседания жюри от 25.02.2019 в части касаемо ФИО2 незаконным, поскольку административный ответчик в силу предоставленных ему полномочий, утверждает результаты регионального этапа, тогда как составление протокола заседания Жюри, его корректировка, формирование рейтинга участников с определением их статуса, в его компетенцию не входит.

Кроме того, в соответствии со ст.33 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Реализация гражданином данного права регулируется Федеральным законом от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Предусмотренный названным Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами (ч.2 ст.1).

В соответствии с п.3 ст.5 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Согласно ч.3, 6 ст.8 вышеуказанного Федерального закона письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.

Запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.

В соответствии с ч.1 ст.12 указанного Федерального закона письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

Министерство образования Саратовской области является органом исполнительной власти Саратовской области, наделенным полномочиями и осуществляющим функции управления в сфере образования, осуществляющим взаимодействие по указанным направлениям с иными органами исполнительной власти Саратовской области, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, независимо от их ведомственной подчиненности и организационно-правовых форм, а также с органами местного самоуправления Саратовской области.

Министерство создается, реорганизуется и ликвидируется Правительством Саратовской области.

Анализируя представленные материалы дела, суд приходит к выводу, что обжалуемые истцом ответы министерства образования Саратовской области даны в установленные вышеуказанным законом сроки, порядок рассмотрения обращений соблюден.

Из содержания ответов следует, что заявителю даны разъяснения по интересующему его вопросу, приведена нормативная база, даны пояснения по итогам олимпиады.

Таким образом, должностным лицом административного ответчика при рассмотрении обращений заявителя не было допущено нарушения его прав и законных интересов.

Несогласие заявителя с содержанием ответа само по себе не может служить основанием для удовлетворения заявленных в административном иске требований.

При установленных обстоятельствах, суд не усматривает правовых оснований для удовлетворения административных исковых требований в полном объеме.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

в удовлетворении административных исковых требований ФИО1, действующей в интересах ФИО2, к Министерству образования Саратовской области, отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Саратовский областной суд путем принесения апелляционной жалобы через Волжский районный суд г. Саратова.

Председательствующий п/п Ю.А. Музыканкина