ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-174/19 от 23.03.2019 Ивановского районного суда (Амурская область)

Дело № 2а-174/2019г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Ивановский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Конфедератовой В.Г.,

при секретаре Мартель О.Б.,

с участием помощника прокурора Ивановского района Амурской области Кадырова В.Ю.,

административного истца Костюкова В.Д.,

представителя административных ответчиков Избирательной комиссии Муниципального образования «Новоивановский сельсовет» Ивановского района Амурской области, Территориальной избирательной комиссии Ивановского района Амурской области – председателя Кучеренко А.В., действующего в силу должностных полномочий,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Костюкова Валерия Дмитриевича к Избирательной комиссии Муниципального образования «Новоивановский сельсовет» Ивановского района Амурской области, Территориальной избирательной комиссии Ивановского района Амурской области о признании незаконным решения избирательной комиссии о назначении досрочных выборов депутатов представительного органа местного самоуправления,

у с т а н о в и л:

Костюков Валерий Дмитриевичобратилсяв суд с указанным административным исковым заявлением, в обоснование которого указал, что 11.09.2017 года решением Избирательной комиссии муниципального образования Новоивановского сельсовета Ивановского района Амурской области были признаны выборы депутатов шестого созыва состоявшимися и действительными, он был избрандепутатом.В соответствии со ст.40 ФЗ-131, срок полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборногодолжностноголица местного самоуправления устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и не может быть менее двух и более пяти лет (в ред. Федерального закона от 29.06.2015 №187-ФЗ). Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва.Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно, в том числе в случаедосрочного прекращения полномочий соответствующего органа местного самоуправления (п.9).В силу ст.73 ФЗ-131, полномочия представительного органа муниципального образования прекращаются со дня вступления в силу закона субъекта Российской Федерации о его роспуске. В соответствиисо ст.35 ФЗ-131, полномочияпредставительного органамуниципального образования независимо от порядка егоформирования могут быть прекращены досрочно в порядке и по основаниям, которые предусмотрены ст.73 настоящего Федерального закона. Полномочия представительного органа муниципального образования также прекращаются (в ред. Федерального закона от 27.12.2009 № 365-ФЗ): в случае вступления в силу решения соответственно верховного судареспублики,краевого,областногосуда,суда города федерального значения,автономной области, автономного округа о неправомочности данного составадепутатовпредставительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий (в ред.Федерального закона от 18.07.2017 №171-ФЗ).При досрочном прекращении полномочий выборных органов местногосамоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления, какнеоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации (постановления от 16.10.1997г. №14-П и от 10.06.1998г. №17-П; определения от 14.01.2000г. №2- О, от 17.07.2007г. №561-О-О, от 04.10.2011г. №1264-О-О, от 02.11.2011г. №1464-О-О и от 17.11.2011г. №1489-О-О), должны быть, в частности, гарантированы возможность судебной проверки соответствующего решения по заявлению выборных лиц, которых оно затрагивает, а также проведение досрочных выборов в установленные законом сроки. Соблюдение этих гарантий является конституционно значимым.Поскольку решение муниципальной комиссии о досрочных выборах депутатов напрямую затрагивает интересы входящих в его состав депутатов, а также влияет на реализацию жителями конкретного муниципального образования прав и законных интересов, связанных с осуществлением местного самоуправления на данной территории, право на судебную защиту прав и законных интересов местного самоуправления, вытекающееиз взаимосвязанных положений статей 21 (часть 1), 45 (часть 1), 46 (части 1 и 2) и 133 Конституции Российской Федерации, должно быть обеспечено гарантиями, позволяющими реализовать это право посредством надлежащих процедур судебного контроля законности соответствующего решения.При этом необходимо учитывать, что право на судебную защиту, как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ, включает в себя не только право на обращение в суд, но и гарантированную государством возможность получения реальной судебной защиты и что одним из важных факторов, определяющих эффективность восстановления нарушенных прав, является своевременность защиты прав участвующих в деле лиц (постановления от 02.02.1996г. №4-П, от 03.02.1998г. №5-П, от 28.05.1999г. №9-П, от 11.05.2005г. №5-П, от 20.02.2006г. №1-П, от 05.02.2007г. №2-П и от 22.04.2013г. №8-П).Аналогичной позиции придерживается Европейский Суд по правам человека (постановления от 19.03.1997г. по делу "Хорнсби (Hornsby) против Греции", от 07.05.2002г. по делу "Бурдов против России", от 18.05.2004г. по делу "Продан (Prodan) против Молдовы", от 06.10.2005 года по делу "Шиляев против России", от 01.06.2006г. по делу "Буй (Buj) против Хорватии" и др.).

15 января 2019 года председатель Территориальной избирательной комиссии Ивановского района Амурской области Кучеренко А.В. от имени Избирательной комиссии муниципального образования Новоивановского сельсовета Ивановского района Амурской области принял Решение от 15 января 2019 года №1/1-5 «О назначениидосрочных выборов Новоивановского сельского совета народных депутатов седьмого созыва». Основанием для принятия указанного решения ответчиком указано решение Амурского областного суда от 12 декабря 2018 года о признании неправомочным состава депутатов Новоивановского сельского Совета народных депутатов шестого созыва.Указанное решение суда не вступило в законную силу до настоящего времени, апелляционная жалоба находится на рассмотрении Верховного суда Российской Федерации (дело №59АПА19-2). Следовательно, указанное решение без законного основания досрочно прекращает его полномочия, как депутата Новоивановского сельского Совета народных депутатов шестого созыва. Даже если он будет повторно избран на досрочных выборах депутатом седьмого созыва, это обстоятельство не прекращает его полномочия, как депутата шестого созыва. Порядок освобождения его от полномочий депутата шестого созыва определен в перечисленных выше законах. Егодобровольное сложение полномочий депутата шестого созыва законодательство не предусматривает. В соответствии сперечисленным законодательством, Конституция РФ гарантирует его право на участие в выборах, быть избранным в органы местного самоуправления в установленные перечисленными законами сроки. В его случае - после вступления в законную силу решения суда. Следовательно, ответчик нарушилустановленный законом срок назначения досрочных выборов. Ответчик своим решением незаконно лишил его права на оспаривание судебного решения о признаниинеправомочным состава депутатов шестого созыва.После проведения досрочных выборов 24 марта 2019 года не может существовать два созыва депутатов одновременно.

Федеральный закон от 12.06.2002 №67-ФЗ (ред. от 03.07.2018) «Обосновных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РоссийскойФедерации» в ст.10 п.4 определяет время проведения выборов: в случае досрочного прекращения полномочий органов или депутатов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, влекущего за собой неправомочность органа, досрочные выборы должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий,за исключением досрочных выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.Полагает, что ответчик был обязан назначить выборы только после вступления в законную силу решения суда не позднее шести месяцев. Ответчик принял решение преждевременно, при этом нарушил требование ст.10 указанного закона о времени проведения досрочных выборов. Для административного истца это являетсясущественным нарушением его права. Восстановить его нарушенное право возможно только отменой принятого решения ответчиком. Полагает, что он, какгражданин, избиратель, депутат, кандидат в депутаты, в отношении которого нарушено избирательное законодательство имеет право обратиться в суд за защитой своих избирательных прав.

На основании изложенного, ссылаясь на положения ст.239-241,ст.188 КАС РФ, просит: признать незаконным решение административного ответчика Территориальной избирательной комиссии Ивановского района Амурской области от 15 января 2019 года, место принятия село Ивановка №1/1-5 «О назначении досрочных выборов депутатов Новоивановского сельского Совета народных депутатов седьмого созыва»; восстановить нарушенные избирательные права Костюкова В.Д. путем отмены решение №1/1-5 от 15 января 2019 года Территориальной избирательной комиссией Ивановского района Амурской области «О назначении досрочных выборов депутатов Новоивановского сельского Совета народных депутатов седьмого созыва»; обратить решение суда к немедленному исполнению, в соответствии со ст.188 КАС РФ, так как замедление его исполнения приведет к значительным финансовым потерям местного и федерального бюджета.

Дело рассмотрено судом в силу ч.3 ст.243 КАС РФ в отсутствии представителя заинтересованного лица Избирательной комиссии Амурской области, надлежащим образом извещённой о дате, месте и времени слушания дела, просившей о рассмотрении административного дела без участия представителя.

Администратитвный ответчик Костюков В.Д. в ходе судебного заседания поддержал изложенные в административном исковом заявлениидоводы, настаивал на удовлетворении заявленных им требований в полном объёме. Суду пояснил, чторешением Территориальной избирательной комиссии Ивановского района Амурской области от 15.01.2019 года №1/1-5 «О назначении досрочных выборов депутатов Новоивановского сельского Совета народных депутатов седьмого созыва» нарушаются его избирательные права, в частности право на назначение досрочных выборов в представительный орган местного самоуправления в сроки, установленные законодательством (ст.10 Федерального закона от 12.06.2002г. №67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательныхправ и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в редакции от 27.12.2018, ст.35 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Устава МО «Новоивановский сельсовет»). Указал, что избирательной комиссией нарушены его права избирателя на своевременное назначение выборов с соблюдением установленных законодательством сроков; также были нарушены его права действующего депутата Новоивановского сельского Совета народных депутатов шестого созыва, поскольку он не может сложить свои полномочия до вступления в законную силу судебного решения от 12.12.2018 года о признании неполномочным действующий состав Новоивановского сельского Совета народных депутатов шестого созыва; а также нарушены его права кандидата в депутаты, поскольку в случае его выбора депутатом Новоивановского сельского Совета народных депутатов седьмого созыва, он будет являться депутатом одновременно двух созывов. Полагает, что его нарушенные избирательные права могут быть восстановлены в полном объёме только путем отмены данного решения избирательной комиссии.

В ходе судебного заседания представитель административных ответчиков - Избирательной комиссии Муниципального образования «Новоивановский сельсовет» Ивановского района Амурской области и Территориальной избирательной комиссии Ивановского района – Кучеренко А.В., действующий в силу должностных полномочий, с требованиями административного иска не согласился в полном объеме. Полагает, что избирательной комиссией не нарушены избирательные права (пассивные и активные) Костюкова В.Д., решение от 15.01.2019 года №1/1-5 принято правомерно, своевременно, без нарушений сроков. На момент принятия оспариваемого решения у избирательной комиссии имелись основания полагать, что решение Амурского областного суда от 12.12.2018 года о признании неполномочным действующий состав Новоивановского сельского Совета народных депутатов шестого созыва не обжаловалось и вступило в законную силу, в связи с чем в целях обеспечения прав граждан МО Новоивановский сельсовет и было принято решение о досрочном назначении выборов представительного органа местного самоуправления с соблюдением порядка принятия такого решения.

Участвующий в судебном заседании помощник прокурора Ивановского района амурской области Кадыров В.Ю. в своём заключении указал на необоснованность заявленных Костюковым В.Д. административных исковых требований, просил в их удовлетворении отказать, полагая, что оснований для признания оспариваемого решения избирательной комиссии не имеется.

Изучив материалы административного дела, заслушав пояснения сторон и заключение прокурора Ивановского района, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (статья 3, часть 2), граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (статья 32, часть 2). Данные конституционные положения согласуются со статьей 3 Протокола №1 к Конвенции о защите прав человекаи основных свобод и пунктом "b" статьи 25 Международного пакта о гражданских и политических правах, согласно которым каждый гражданин должен иметь без какой-либо дискриминации и без необоснованных ограничений право и возможность голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей.

Законодательной основой регулирования отношений, в рамках которых реализуется конституционное право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, является Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", имеющий прямое действие и подлежащий применению на всей территории Российской Федерации (пункты 1 и 2 статьи 1).

Согласно п.1 ст.75указанного Федерального закона от 12.06.2002г. №67-ФЗ решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.

Особенности производства по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации определены главой 24 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В силу ч.1 ст.239 КАС РФ, избиратели, участники референдума вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие избирательные права этих граждан или их право на участие в референдуме.

Согласно ч.2 ст.239КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.

Аналогичные положения установлены п.1 ст.75 Федерального закона от 12.06.2002г. №67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Закон "Об основных гарантиях избирательных прав").

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.03.2011г. 35 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" к решениям избирательной комиссии, комиссии референдума исходя из положений, содержащихся в подпунктах 21 и 38 статьи 2, пункте 1 статьи 28 Федерального закона от 12.06.2002г. №67-ФЗ, относятся облеченные в установленную форму (постановление, решение) или закрепленные в соответствующих протоколах окончательные решения по рассматриваемым вопросам, принятые комиссией коллегиально.

Статье 8 Закона Амурской области от 26.06.2009 №222-ОЗ «О выборах депутатов представительных органов и глав муниципальных образований в Амурской области"(в редакции от 07.11.2018) предусмотрено, что решение о назначении выборов депутатов представительного органа, главы муниципального образования должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию не позднее чем через пять дней со дня его принятия. При назначении досрочных выборов сроки, указанные в настоящем пункте, а также сроки осуществления иных избирательных действий, предусмотренные настоящим Законом, могут быть сокращены, но не более чем на одну треть (пункт 4).Если представительный орган муниципального образования не назначит выборы в сроки, предусмотренные пунктом 4 настоящей статьи, а также если представительный орган муниципального образования отсутствует, выборы в органы местного самоуправления назначаются избирательной комиссией муниципального образования не позднее чем за 70 дней до дня голосования. Решение избирательной комиссии о назначении выборов публикуется не позднее чем через семь дней со дня истечения установленного вышеназванным пунктом срока официального опубликования решения о назначении выборов (пункт 10).Если в результате досрочного прекращения депутатских полномочий представительный орган муниципального образования остался в неправомочном составе, а проведение дополнительных выборов в соответствии с пунктом 18 настоящей статьи не предусмотрено, назначаются новые основные выборы, которые проводятся в сроки, установленные пунктом 12 настоящей статьи (пункт 19).

В силу п. 2 ч.16 ст.35 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия представительного органа муниципального образования независимо от порядка его формирования могут быть прекращены досрочно в случае вступления в силу решения соответственно верховного суда республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий.

Пунктом 4 статьи 10 Федеральногозакона от 12.06.2002г. №67-ФЗ"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в случае досрочного прекращения полномочий органов или депутатов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, влекущего за собой неправомочность органа, досрочные выборы должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий, за исключением досрочных выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации)…

Как следует из материалов дела, Муниципальное образование «Новоивановский сельсовет» как административно – территориальная единица Ивановского района Амурской области образовано на территории сел Полевое, Среднебелое – 2, Среднебелое, основанного в 1990 году на основании решения Президиума Амурского областного Совета народных депутатов 06.11.1990 №49. Административным центром муниципального образования Новоивановского сельсовета является село Среднебелое (статья 4 главы II Устава муниципального образования Новоивановского сельсовета Ивановского района Амурской области, принятого решением Новоивановского сельского Совета народных депутатов Ивановского района от 12.10.2010 года №72).

Статьей 3 главы III Устава определено, что граждане Российской Федерации, проживающие на территории муниципального образования Новоивановского сельсовета, осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также черезвыборные и иные органы местного самоуправления.

Выборы проводятся в целях избрания депутатов на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (ч.1 ст.9 гл.IV Устава). Назначение выборов осуществляется представительным органом муниципального образования Новоивановского сельсовета не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования. При назначении досрочных выборов сроки, указанные в настоящем пункте, а также сроки осуществления иных избирательных действий могут быть сокращены, но не более чем на одну треть (ч.2 ст.9 гл.IV Устава). Депутаты представительного органа избираются по мажоритарной системе относительно большинства. Муниципальная избирательная комиссия муниципального образования Новоивановского сельсовета объявляет избранным по избирательному округу кандидата, получившего наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании… (ч.3 ст.9 гл.IV Устава).

Согласно положений ст.31 Устава полномочия Совета депутатов могут быть досрочно прекращены, в том числе и в случае вступления в силу решения областного суда о неправомочности данного состава депутатов Совета депутатов, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий. Досрочное прекращение полномочий Совета депутатов влечет досрочное прекращение полномочий его депутатов. В случае досрочного прекращения полномочий депутатов, влекущего за собой неправомочность органа, досрочные выборы должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий.

Статьёй 38 Устава регламентированы вопросы, касающиеся избирательной комиссии муниципального образования Новоивановского сельсовета, её полномочий. В частности предусмотрено, что формирование избирательной комиссии не осуществляется, если её полномочия по решению избирательной комиссии области, принятому на основании обращения представительного органа местного самоуправления муниципального образования Новоивановского сельсовета, возлагаются на территориальную избирательную комиссию.

Согласно постановлению избирательной комиссии Амурской области от 19.10.2017 года №31/377-6, полномочия избирательной комиссии муниципального образования «Новоивановский сельсовет» Ивановского района Амурской области со сроком полномочий с 19.10.2017 года по 18 октября 2022 года возложены на территориальную избирательную комиссию Ивановского района.

Председателем территориальной избирательной комиссии Ивановского района является Кучеренко Александр Владимирович, назначенный на эту должность постановлением избирательной комиссии Амурской области от 25.11.2015 года №210/1817-5.

Решением Избирательной комиссии муниципального образования Новоивановского сельсовета Ивановского района Амурской области от 15 января 2019 года №1/1-5, подписанным председателем избирательной комиссии Кучеренок А.В. и секретарем избирательной комиссии Ляпиной Т.В., на 24 марта 2019 года назначены досрочные выборы депутатов Новоивановского сельского Совета народных депутатов седьмого созыва. Данное решение принято на основании решения Амурского областного суда от 12.12.2018 года о признании неправомочным состава депутатов Новоивановского сельского Совета народных депутатов шестого созыва и в соответствии с пунктами 4, 10, 19 статьи 8 Закона Амурской области №222-ОЗ от 26.06.2009 года «О выборах депутатов представительных органов и глав муниципальных образований в Амурской области» и пунктами 1 и 2 статьи 9 Устава Новоивановского сельсовета.

Указанное решение было опубликовано в газете «Амурец» за №2 (10256) от 18 января 2019 года, что подтверждается представленным суду экземпляром печатного издания, на странице 5 которого в полном объеме опубликовано решение Избирательной комиссии муниципального образования Новоивановского сельсовета Ивановского района Амурской области от 15.01.2019г. №1/1-5.

Не согласившись с решением Избирательной комиссии муниципального образования Новоивановского сельсовета Ивановского района Амурской области о проведении досрочных выборов депутатов Новоивановского сельского Совета народных депутатов седьмого созыва, назначенных на 24 марта 2019 года, Костюков В.Д. обратился в суд о признании указанного решения незаконным, считая, что назначение досрочных выборов нарушает его права не только как избирателя, но и как действующего депутатаНовоивановского сельского Совета народных депутатов шестого созыва, кандидата в депутаты, поскольку решение Амурского областного суда от 12 декабря 2018 года по иску главы Новоивановского сельсовета Ивановского района Амурской области Давыденко А.Д. о признании неправомочным состава депутатов Новоивановского сельского Совета народных депутатов Ивановского района Амурской области в законную силу не вступило.

При этом, как следует из пояснений административного истца Костюкова В.Д., правомочие Избирательной комиссии муниципального образования Новоивановского сельсовета Ивановского района Амурской области в лице Территориальной избирательной комиссии Ивановского района, а также порядок принятия ею решения от 15.01.2019г. №1/1-5 о назначении досрочных выборов депутатов Новоивановского сельского Совета народных депутатов седьмого созыва, им не оспаривается.

Согласно решению Избирательной комиссии муниципального образования Новоивановского сельсовета Ивановского района Амурской области от 11 сентября 2017 года №6/25-1 «Об общих результатах выборов депутатов Новоивановского сельского Совета народных депутатов шестого созыва», на основании данных участковых комиссий избирательных участков №719 и 720 об итогах голосования на выборах депутатов Новоивановского сельского Совета народных депутатов шестого созыва и в соответствии со статьями 82 и 85 Закона Амурской области №222-ОЗ «О выборах депутатов представительных органов и глав муниципальных образований в Амурской области» Костюков В.Д. был избран депутатом Новоивановского сельского Совета народных депутатов (самовыдвижение).

Согласно вынесенного по результатам рассмотрения Амурским областным судом 12 декабря 2018 года административного дела №3а-390/2018 (по иску главы Новоивановского сельсовета Ивановского района Амурской области Давыденко А.Д. о признании неправомочным состава депутатов Новоивановского сельского Совета народных депутатов Ивановского района Амурской области), исковые требования были удовлетворены частично. Признан неправомочным действующий состав депутатов представительного органа муниципального образования Новоивановского сельсовета Ивановского района Амурской области шестого созыва, сформированного по результатам состоявшихся 10 сентября 2017 года муниципальных выборов. В удовлетворении требования об обращении решения суда к немедленному исполнению отказано.

Согласно сопроводительного письма Амурского областного суда от 13.12.2018 года за №3а-390/18 копия решения Амурского областного суда от 12.12.2018 года по административном исковому заявлению главы Новоивановского сельсовета Ивановского района Амурской области Давыденко А.Д. о признании неправомочным состава депутатов Новоивановского сельского Совета народных депутатов Ивановского района Амурской области была направлена, в том числе Новоивановскому сельскому Совету народных депутатов Ивановского района Амурской области (по адресам: 676920, Амурская область, Ивановский район, с.Среднебелое, ул.Гоголя, 38; 676920, Амурская область, Ивановский район, с.Среднебелое, ул.Строительная, д.4), Территориальной избирательной комиссии муниципального образования Новоивановского сельсовета Ивановского района Амурской области (по адресу: 676920, Амурская область, Ивановский район, с.Среднебелое, ул.Строительная, д.4), и АдминистрацииНовоивановского сельсовета Ивановского района Амурской области (по адресу: 676920, Амурская область, Ивановский район, с.Среднебелое, ул.Гоголя, д.38).

Костюков В.Д., действуя в качестве председателя Новоивановского сельского Совета народных депутатов, обратился с апелляционной жалобой на указанное решение, одновременно ходатайствуя о восстановлении пропущенного процессуального срока для обжалования решения Амурского областного суда от 12 декабря 2018 года.

Согласно определению Амурского областного суда от 21.01.2019 года заявленное ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока для обжалования решения Амурского областного суда от 12.12.2018 года оставлено без рассмотрения в связи с тем, что срок для обжалования решения Амурского областного суда от 12.12.2018 года председателем Новоивановского сельского Совета народных депутатов Костюковым В.Д. считается не пропущенным.

Копия данного определения была направлена сторонам по делу, в том числе в адреса Новоивановского сельского Совета народных депутатов Ивановского района Амурской области, в адрес Территориальной избирательной комиссии муниципального образования Новоивановского сельсовета Ивановского района Амурской области и в адрес Администрации Новоивановского сельсовета Ивановского района Амурской области, что подтверждается сопроводительным письмом Амурского областного суда от 22.01.2019 года №3а-390/18.

Своевременное получение копий решения Амурского областного суда от 12.12.2018 года и определения Амурского областного суда от 21.01.2019 года административным истцом не опровергается.

Из текста уведомления от 19.03.2019 года, направленного Верховным Судом РФ телефонограммой в адрес Новоивановского сельского Совета народных депутатов следует, что рассмотрение дела по апелляционной жалобе на решение Амурского областного суда по административному исковому заявлению главы Новоивановского сельсовета Ивановского района Амурской области Давыденко Анатолия Дмитриевича к Новоивановскому сельскому Совету народных депутатов Ивановского района Амурской области, рассмотренное 12.12.2018 года, назначено Верховным Судом РФ к слушанию на 27 марта 2019 года в 10-00 часов.

С учетом того обстоятельства, что указанное судебное решение Амурского областного суда от 12.12.2018 года о признании неправомочным действующий состав депутатов представительного органа муниципального образования Новоивановского сельсовета Ивановского района Амурской области шестого созыва не вступило в законную силу в связи с его апелляционным обжалованием в Верховном Суде РФ, административный истец считает незаконным и подлежащим отмене решение Избирательной комиссии муниципального образования Новоивановского сельсовета Ивановского района Амурской области от 15.01.2019г. №1/1-5, как вынесенное с нарушением предусмотренных избирательным законодательством сроков назначения досрочных выборов в представительный орган местного самоуправления и тем самым нарушающее его избирательные права.

Рассмотрев приведенные административным истцом доводы в обоснование заявленных им требований, суд приходит к следующим выводам.

По общему правилу (ч.1 ст.240 КАС РФ) административное исковое заявление о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации может быть подано в течение трех месяцев со дня, когда административному истцу стало известно или должно было стать известно о нарушении его избирательных прав или права на участие в референдуме, законодательства о выборах и референдумах.

Суд находит указанный процессуальный срок не пропущенным административным истцом при обращении им в суд с рассматриваемым административным исковым заявлением.

В силу положения ч.3 ст.17 Конституции Российской Федерации, осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Суд, исследовав представленные сторонами по делу доказательства, оценив их в совокупности, находит, что, обращаясь с заявленными требованиями административным истцом Костюковым В.Д. допущено злоупотребление своими избирательными правами.

Как следует из пояснений административного истца, он узнал о вынесении оспариваемого решения избирательной комиссии о досрочном назначении выборов в представительный орган - 06.02.2019 года, в день обращения к нему представителей партии ЛДПР с предложением о кандидатом в депутаты Новоивановского сельского Совета народных депутатов по 1 Новоивановскому избирательному округу от избирательного объединения «Амурское региональное отделение Политической партии ЛДПР, которое он принял и 07.02.2019 года им было подано заявление в избирательную комиссию муниципального образования Новоивановский сельсовет.

Доказательств, оспаривающих данное пояснение административного истца, материалы дела не содержат.

10 февраля 2019 года в избирательную комиссию был предоставлен список кандидатов по многомандатным избирательным округам при проведении выборов депутатов Новоивановского сельского Совета народных депутатов Ивановского района Амурской области, в котором в числе кандидатов включен Костюков В.Д.

Решением Избирательной комиссии муниципального образования Новоивановского сельсовета Ивановского района от 10.02.2019 года №7/34-5, Костюков В.Д. зарегистрирован кандидатом в депутаты Новоивановского сельского Совета народных депутатов Ивановского района Амурской области седьмого созыва.

При этом, будучи представителемНовоивановского сельского Совета народных депутатов Ивановского района Амурской области шестого созыва и оспаривая решение Амурского областного суда от 12.12.2018 года, Костюкову В.Д. было известно о невступлении в законную силу данного решения. Однако с административным иском о признании решения избирательной комиссии от 15.01.2019 года №1/1-5 «О назначении досрочных выборов депутатов Новоивановского сельского Совета народных депутатов седьмого созыва» он обратился только 22.03.2019 года, за два дня до назначенного дня проведения досрочных выборов.

Исследование приведенных в административном исковом заявлении доводов не указывает на наличие оснований считать избирательные права Костюкова В.Д., как избирателя и кандидата в депутаты, нарушенными в соответствии с действующим избирательным законодательством.

Оснований для признания нарушенными прав Костюкова В.Д., как депутата Новоивановского сельского Совета народных депутатов Ивановского района Амурской области шестого созыва, суд также не усматривает.

При таких обстоятельствах, и принимая во внимание установленный факт злоупотребления административным истцом своим правом на защиту избирательных прав в судебном порядке, суд находит заявленные КостюковымВ.Д. требования не подлежащими удовлетворению в полном объёме.

На основании установленного и руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении административного искового заявленияКостюкова Валерия Дмитриевича к Избирательной комиссии Муниципального образования «Новоивановский сельсовет» Ивановского района Амурской области, Территориальной избирательной комиссии Ивановского района Амурской области о признании незаконным решения Территориальной избирательной комиссии Ивановского района Амурской области от 15 января 2019 года №1/1-5 «О назначении досрочных выборов депутатов Новоивановского сельского Совета народных депутатов седьмого созыва» и восстановлении нарушенных избирательных прав Костюкова В.Д. путем его отмены, - отказать в полном объёме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Ивановский районный суд в течение пяти дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья

Ивановского районного суда Конфедератова В.Г.