ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-174/2016 от 16.05.2016 Перевозского районного суда (Нижегородская область)

Дело № 2а-174/2016 РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Перевоз 16 мая 2016 года

Нижегородская область

Перевозский районный суд Нижегородской области в составе: председательствующего судьи Минькова Д.Н., при секретаре Зайченко М.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Перевозского района Нижегородской области к административному ответчику администрации Центрального сельсовета Перевозского муниципального района Нижегородской области о признании незаконным бездействия и обязании разработать и принять правовой акт,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец прокурор Перевозского района Нижегородской области обратилась в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к к административному ответчику администрации Центрального сельсовета Перевозского муниципального района Нижегородской области о признании незаконным бездействия и обязании разработать и принять правовой акт, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой района на постоянной основе осуществляется надзор за соблюдением требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

При осуществлении указанного вида надзорной деятельности особое внимание прокуратурой района уделяется вопросам законности деятельности органов местного самоуправления по обеспечению полноты правового регулирования рассматриваемой сферы правоотношений.

Между тем, результаты проведённой прокуратурой района в истекшем периоде 2016 года в отношении администрации Центрального сельсовета Перевозского муниципального района Нижегородской области (далее также - администрация сельского поселения) проверки показали, что администрацией сельского поселения (местной администрацией) до настоящего времени в нарушение вышеуказанных требований действующего законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд правовой акт, регламентирующий порядок формирования, утверждения и ведения планов закупок для обеспечения муниципальных нужд не разрабатывался и как следствие не принимался (не устанавливался).

В связи с чем, отсутствие в системе правового регулирования муниципального образования рассматриваемого нормативного правового акта как следствие может повлечь за собой возникновение негативных ситуаций при формировании, утверждении и ведении планов закупок для обеспечения муниципальных нужд.

Поскольку существующая система заказа для муниципальных (государственных) нужд служит реализации указанной цели, организация эффективной работы системы муниципального заказа и охрана установленного порядка осуществления закупок для муниципальных нужд, в том числе и посредством разработки и принятия предусмотренных действующим законодательством для этого муниципальных правовых актов относится к категории особенной социальной важности и затрагивает тем самым права и законные интересы значительного числа граждан - неопределённого круга лиц.

В связи с чем, допущенные нарушения закона связанные с отказом от разработки и принятия администрацией сельского поселения муниципального правового акта регламентирующего порядок формирования, утверждения и ведения планов закупок для обеспечения муниципальных нужд нарушает права и законные интересы неопределённого круга лиц - жителей муниципального образования.

Кроме того, установленное в рамках проверки бездействие администрации сельского поселению по не разработке и не принятию муниципального правового акта в сфере формирования, утверждения и ведения планов закупок для обеспечения муниципальных нужд как следствие может создать (повлечь) препятствия в деле достижения предусмотренных Федеральным законом №44 целей контрактной системы закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд по повышению эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок и тем самым нарушить интересы государства - Российской Федерации, выраженные в обеспечении и поддержании на её территории режима законности и правопорядка, в связи с чем настоящее административное исковое заявление предъявляется прокурором в суд также и в интересах Российской Федерации.

Рассматриваемые нарушения закона совершены в форме бездействия поскольку у администрации сельского поселения имелось достаточно времени для решения вопроса о разработке и принятии предусмотренного действующим законодательством о контрактной системе закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд правового акта регламентирующего порядок формирования, утверждения и ведения планов закупок для обеспечения муниципальных нужд муниципального образования.

Административный истец просит суд:

1.Признать незаконным бездействие администрации Центрального сельсовета Перевозского муниципального района Нижегородской области, выразившееся в непринятии мер по разработке и принятию правового акта регламентирующего порядок формирования, утверждения и ведения планов закупок для обеспечения муниципальных нужд муниципального образования.

2.Обязать администрацию Центрального сельсовета Перевозского муниципального района Нижегородской области разработать и принять (установить) правовой акт регламентирующий порядок формирования, утверждения и ведения планов закупок для обеспечения муниципальных нужд муниципального образования.

В судебное заседание прокурор Перевозского района Нижегородской области не явился, представив суду письменное заявление, в котором настаивая на требованиях, изложенных в заявлении, просит рассмотреть заявление в его отсутствие.

В судебном заседании представитель административного ответчика - глава администрации Центрального сельсовета Перевозского муниципального района Нижегородской области ФИО1, действующий на основании решения Сельского совета Центрального сельсовета Перевозского муниципального района Нижегородской области второго созыва № 9 от 18 марта 2014 года «О назначении главы администрации Центрального сельсовета Перевозского муниципального района Нижегородской области», будучи надлежащим образом, извещенный о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не прибыл, представил в суд заявление, в котором указал о признании административным ответчиком административных исковых требований в полном объеме, просит суд рассмотреть административное исковое заявление в отсутствие административного ответчика.

Суд, руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон по делу.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что обстоятельства, указанные в административном исковом заявлении подтверждены представленными доказательствами, исследованными в судебном заседании.

По вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Правоотношения, возникающие в сфере контрактной системы закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд урегулированы положениями Федерального закона от 05.04.2013 №44 - ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон №44 - ФЗ).В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона №44 - ФЗ настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся: планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона; особенностей исполнения контрактов; мониторинга закупок товаров, работ, услуг; аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг; контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Часть 1 статьи 2 Федерального закона №44 - ФЗ предусматривает, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

Согласно частью 3 статьи 3 Федерального закона №44 - ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, принимают правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Данные правовые акты должны соответствовать нормативным правовым актам, указанным в частях 1 и 2 настоящей статьи.

В силу части 5 статьи 17 Федерального закона №44 - ФЗ порядок формирования, утверждения и ведения планов закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд устанавливается соответственно высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией с учетом требований, установленных Правительством Российской Федерации. Требования к форме планов закупок и порядок размещения таких планов в единой информационной системе устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Вопреки указанным нормам права администрация Центрального сельсовета Перевозского муниципального района Нижегородской области, являясь органом местного самоуправления, наделенная полномочиями по принятию правовых актов по вопросам обеспечения нужд населения муниципального образования, не приняла правовой акт, регламентирующий порядок формирования, утверждения и ведения планов закупок для обеспечения муниципальных нужд муниципального образования.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о ненадлежащем исполнении администрацией Центрального сельсовета Перевозского муниципального района Нижегородской области вышеизложенных требований Федерального закона от 05.04.2013 №44 - ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Учитывая, что бездействие администрации Центрального сельсовета Перевозского муниципального района Нижегородской области в части принятия правового акта, регламентирующего порядок порядок формирования, утверждения и ведения планов закупок для обеспечения муниципальных нужд муниципального образования, не основано на Законе, является противоправным, нарушает законные интересы неопределенного круга лиц (граждан, проживающих на территории муниципального образования), а также интересы иных организаций, граждан и государственных органов, участвующих в сфере закупок, суд полагает, что заявленные прокурором требования являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.

Согласно статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при признании иска ответчиком и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных заявителем требований.

Суд принимает признание административного иска ответчиком, так как это не противоречит закону, не нарушает права и интересы других лиц.

В соответствии со статьей 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы...

Статья 104 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривает, что льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Основания и порядок освобождения от уплаты государственной пошлины... устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Согласно пункта 19 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам в качестве истцов или ответчиков. Таким образом, государственная пошлина взысканию с ответчика не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Административный иск по административному исковому заявлению прокурора Перевозского района Нижегородской области к административному ответчику администрации Центрального сельсовета Перевозского муниципального района Нижегородской области о признании незаконным бездействия и обязании разработать и принять правовой акт, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Центрального сельсовета Перевозского муниципального района Нижегородской области, выразившееся в непринятии мер по разработке и принятию правового акта регламентирующего порядок формирования, утверждения и ведения планов закупок для обеспечения муниципальных нужд муниципального образования.

Обязать администрацию Центрального сельсовета Перевозского муниципального района Нижегородской области разработать и принять (установить) в месячный срок правовой акт регламентирующий порядок формирования, утверждения и ведения планов закупок для обеспечения муниципальных нужд муниципального образования.

Административному ответчику - администрации Центрального сельсовета Перевозского муниципального района Нижегородской области сообщить об исполнении решения по данному делу в Перевозский районный суд Нижегородской области и прокурору Перевозского района Нижегородской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в Нижегородский областной суд, через Перевозский районный суд Нижегородской области.

Судья Д.Н. Миньков