ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-174/2021 от 11.02.2021 Московского районного суда г. Твери (Тверская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 февраля 2021 г. г.Тверь

Московский районный суд г.Твери в составе

председательствующего судьи Багаевой В.Н.

при секретаре Соловьевой Н.С.

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Главному управлению «Государственная жилищная инспекция» Тверской области о восстановлении срока на оспаривание приказа, признании необоснованным, незаконным и отмене приказа, восстановлении срока на оспаривание акта проверки, признании незаконным и необоснованным акта проверки,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратился в суд с административным иском к Главному управлению «Государственная жилищная инспекция» Тверской области о восстановлении срока на оспаривание приказа, признании необоснованным, незаконным и отмене приказа, восстановлении срока на оспаривание акта проверки, признании незаконным и необоснованным акта проверки.

В обоснование административного иска с учетом изменений указано, что приказом Главного управления «Государственная жилищная инспекция» Тверской области от 5 декабря 2019 г. № 2489-Л внесены изменения в реестр лицензий Тверской области в отношении лицензиата ООО «Статус», с 1 января 2020 г. в реестр сведений включен многоквартирный дом по <адрес> в г.Твери. Административный истец является собственником помещения в указанном многоквартирном доме, с февраля 2020 года административному истцу приходят платежные документы от новой управляющей организации ООО «Статус». Формальным основанием передачи многоквартирного дома в управление ООО «Статус» стал протокол общего собрания собственников помещений от 30 августа 2019 г., общее собрание не проводилось, подписи председателя собрания и счетной комиссии подделаны. 14 мая 2020 г. возбуждено уголовное дело. Основанием внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации является заявление управляющей организации с приложением необходимых документов. Органом государственного жилищного надзора не проведена проверка представленных документов, достоверность подписей в протоколе общего собрания собственников помещений; в орган государственного жилищного надзора не представлен подлинник протокола общего собрания собственников помещений. Оспариваемый приказ нарушает право административного истца на участие в общем собрании собственников помещений по выбору управляющей организации; накладывает обязанность нести финансовые расходы по оплате платежных документов управляющей организации. О наличии оспариваемого приказа административному истцу стало известно 29 июля 2020 г. при ознакомлении с материалами уголовного дела, возбужденного по факту фальсификации протокола общего собрания собственников помещений, с актом проверки ознакомлен 12 января 2021 г..

Административный истец просит восстановить срок на оспаривание приказа, признать необоснованным, незаконным и отменить приказ Главного управления «Государственная жилищная инспекция» Тверской области от 5 декабря 2019 г. № 2489-Л; восстановить срок на оспаривание акта проверки, признать незаконным и необоснованным акт проверки от 5 декабря 2019 г. № 6937-2019.

Административный истец ФИО1 в судебном заседании поддержал административные исковые требования, пояснил, что решение общего собрания собственников помещений не оспорено, но является ничтожным, в голосовании участвовали умершие лица. К заявлению управляющей организации должен быть приложен договор управления многоквартирным домом, подписанный не менее чем 50% собственников. ООО «Статус» представлен договор, подписанный одним собственником; не ясно, какая редакция договора управления многоквартирным домом утверждена. Часть листов голосования являются фальсифицированными. Управляющая компания обязана направить в Главное управление подлинники протокола и решений на хранение. Административный истец заявил сообщение о преступлении.

Представитель административного ответчика Главного управления «Государственная жилищная инспекция» Тверской области Гроссу Н.С. в судебном заседании не признала административные исковые требования, пояснила, что административному истцу известно о смене управляющей организации, с января 2020 года получает платежные документы новой управляющей организации, протокол общего собрания собственников помещений размещен на сайте ГИС ЖКС, акт проверки не может быть обжалован, не несет никаких негативных последствий. Должность государственного инспектора Тверской области отдела правового обеспечения и взаимодействия с органами муниципального жилищного контроля вакантна. В письменном возражении на административный иск указано, что в соответствии с Порядком и сроками внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25 декабря 2015 г. № 938/пр, при обращении управляющей организации с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий Тверской области не требуется представление в орган государственного жилищного надзора подлинников необходимых документов. Главным управлением осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения условий, предусмотренных Порядком. Главное управление не является экспертной организацией и не уполномочено устанавливать подлинность подписей собственников помещений в многоквартирном доме. На момент проверки представленные ООО «Статус» документы соответствовали установленным требованиям.

Представитель заинтересованного лица ООО «Статус» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен заказной корреспонденцией, которая возвращена в суд без вручения адресату за истечением срока хранения, на основании ст. 54 ч. 2 ГК РФ, ст.ст. 98-100 КАС РФ считается извещенным надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Заинтересованное лицо государственный инспектор Тверской области отдела правового обеспечения и взаимодействия с органами муниципального жилищного контроля Главного управления «Государственная жилищная инспекция» Тверской области ФИО2 в судебное заседание не явилась. Приказом Главного управления «Государственная жилищная инспекция» Тверской области от 28 октября 2020 г. № 31-к трудовой договор с ФИО2 расторгнут по инициативе работника.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает, что административные исковые требования не подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 218 ч. 1 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст. 219 ч.ч. 1, 7, 8 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

В соответствии со ст. 198 ч.ч. 1-3 ЖК РФ сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом в системе. Состав указанных сведений, подлежащих размещению в системе, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора. Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в ч. 2 ст. 198 ЖК РФ, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

На основании п. 3 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25 декабря 2015 г. № 938/пр, в редакции, действующей с 10 апреля 2018 г. по 19 декабря 2020 г., к заявлению о внесении изменений в реестр прилагаются, в том числе, следующие документы: а) копия протокола и решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией и заключении с ней договора управления многоквартирным домом либо об изменении способа управления многоквартирным домом или расторжении договора управления в случае проведения такого собрания, за исключением случая представления в орган государственного жилищного надзора подлинников указанных документов в соответствии с ч. 1 ст. 46 ЖК РФ; в) копия договора управления, условия которого утверждены решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, или копия договора управления, заключенного с застройщиком в случаях, предусмотренных ч. 14 ст. 161 ЖК РФ. Копии представляемых с заявлением документов должны быть прошиты и надлежащим образом заверены уполномоченным должностным лицом заявителя.

Согласно п. 5 Порядка в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий: а) соответствия заявления и документов положениям п.п. 2 и 3 Порядка; б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в п. 3 Порядка; в) отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям; г) выполнения заявителем требования, установленного ч. 2 ст. 198 ЖК РФ, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя; д) отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом; е) отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации.

На основании п. 6 Порядка по итогам проверки заявления и документов, представленных заявителем, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в п. 5 Порядка, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения.

В соответствии с п. 7 Порядка по результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений: а) о внесении изменений в реестр; б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов; в) о приостановлении рассмотрения заявления.

Согласно п. 9 Порядка основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов являются: а) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подп. «а», «г – е» п. 5 Порядка; б) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подп. «б» и «в» п. 5 Порядка, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с п. 15 Порядка.

В судебном заседании установлено, что 22 ноября 2019 г. ООО «Статус» обратилось в Главное управление «Государственная жилищная инспекция» Тверской области с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий Тверской области сведений о многоквартирном доме 38 по б.ФИО3 в г.Твери. К заявлению приложены: акт о проведении внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме; копия уведомления о проведении внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме; копия листа регистрации участников в общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме; копия реестра вручений уведомления о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме; копия решения собственника муниципальных жилых помещений при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме; копия доверенности; копии решений собственников на внеочередном общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме; копия протокола внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 30 августа 2019 г.; копия реестра собственников помещений в многоквартирном доме; договор управления многоквартирным домом от 1 октября 2019 г..

Указанная в заявлении информация размещена ООО «Статус» на сайте Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства.

Главным управлением «Государственная жилищная инспекция» Тверской области проведена проверка заявления ООО «Статус» и приложенных к заявлению документов, согласно акту проверки от 5 декабря 2019 г. № 6937-2019 принято решение о внесении изменений в реестр о включении в перечень многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, сведений о многоквартирном доме, указанном в заявлении.

Приказом Главного управления «Государственная жилищная инспекция» Тверской области от 5 декабря 2019 г. № 2489-Л внесены изменения в реестр лицензий Тверской области в отношении лицензиата ООО «Статус», лицензия от 4 февраля 2019 г. № 000326, с 1 января 2020 г. в реестр включены сведения о многоквартирном доме 38 по б.ФИО3 в г.Твери.

При рассмотрении заявления ООО «Статус» и издании приказа от 5 декабря 2019 г. № 2489-Л Главным управлением «Государственная жилищная инспекция» Тверской области не допущено нарушений законодательства, действующего на момент совершения оспариваемых действий.

Акт проверки заявления и представленных лицензиатом документов не имеет самостоятельного правового значения при рассмотрении данного дела, определяет последовательность действий органа государственного жилищного надзора при принятии решения о внесении изменений в реестр лицензий Тверской области.

Доводы административного истца суд находит необоснованными, поскольку приведены на основании нормативных актов в недействующей на момент совершения оспариваемых действий редакции.

Согласно п. 3 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25 декабря 2015 г. № 938/пр, в редакции, действовавшей до 10 апреля 2018 г., к заявлению о внесении изменений в реестр должна была быть приложена копия договора управления, заключенного лицензиатом с собственниками помещений в многоквартирном доме.

На основании ст. 162 ч. 1 ЖК РФ договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора.

Согласно редакции п. 3 Порядка, действующей с 10 апреля 2018 г. к заявлению о внесении изменений в реестр прилагается копия договора управления, условия которого утверждены решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. При этом новая редакция Порядка не требует представления копии договора управления, заключенного лицензиатом с собственниками помещений в многоквартирном доме. При проведении общего собрания собственники помещений в многоквартирном доме утвердили редакцию договора управления многоквартирном домом, который представлен в орган государственного жилищного надзора.

В соответствии со ст. 46 ч.ч. 1, 1.1 ЖК РФ подлинники решений и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме подлежат обязательному представлению лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, в управляющую организацию, а при непосредственном способе управления многоквартирным домом в орган государственного жилищного надзора не позднее чем через десять дней после проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Управляющая организация в течение пяти дней с момента получения указанных в ч. 1 ст. 46 ЖК РФ подлинников решений и протокола общего собрания собственников помещений обязаны в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, направить подлинники указанных решений и протокола, в том числе с использованием системы, в орган государственного жилищного надзора для хранения в течение трех лет.

Соответственно на основании ст. 46 ч. 1 ЖК РФ, на которую имеется ссылка в п. 3 Порядка, подлинники решений и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме подлежат обязательному представлению лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, в орган государственного жилищного надзора при непосредственном способе управления многоквартирным домом.

Приложение управляющей организацией к заявлению о внесении изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации копий решений собственников на внеочередном общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и копии протокола внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не противоречит утвержденному в соответствии со ст. 198 ч. 3 ЖК РФ федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, порядку внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, и не влияет на исполнение управляющей организацией самостоятельной обязанности по представлению в орган государственного жилищного надзора подлинников указанных документов для хранения в течение трех лет.

Органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов, представленных лицензиатом, на предмет соблюдения условий, предусмотренных Порядком, достоверности сведений, отсутствия противоречий сведений, отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. При этом на орган государственного жилищного надзора не возложена обязанность установления подписания соответствующих документов кем-либо из лиц, подлинности подписей собственников помещений в многоквартирном доме, установления персональных данных собственников помещений в многоквартирном доме, поскольку по общему правилу ст. 10 ч. 5 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.

Решение общего собрания вправе оспорить в суде участник соответствующего гражданско-правового сообщества в порядке и сроки, установленные главой 9.1 ГК РФ.

Административным истцом пропущен срок подачи административного иска, не представлены уважительные причины пропуска срока.

Оспариваемый приказ вынесен органом государственного жилищного надзора 5 декабря 2019 г., управляющая организация приступила к управлению многоквартирным домом с 1 января 2020 г., о чем собственникам помещений в многоквартирном доме, в том числе и административному истцу стало известно из платежных документов, направляемых с февраля 2020 года. Информация об управляющей организации, наличии лицензий и внесенных в реестр лицензий Тверской области сведений является общедоступной, размещена на официальном сайте ГИС ЖКХ. Акт проверки заявления и представленных лицензиатом документов не имеет самостоятельного правового значения для решения вопроса о восстановлении срока его оспаривания.

Административное исковое заявление поступило в Заволжский районный суд г.Твери 12 октября 2020 г., определением суда от 14 октября 2020 г. возвращено заявителю в связи с неподсудностью.

3 ноября 2020 г. административное исковое заявление поступило в Московский районный суд г.Твери, 30 октября 2020 г. сдано в организацию почтовой связи, с пропуском установленного срока.

Обращение в суд с нарушением правил подсудности не относится к уважительной причине, по которой пропущенный срок может быть восстановлен. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Кроме того, оспариваемым решением не нарушены права, свободы и законные интересы административного истца, не созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, на него незаконно не возложены какие-либо обязанности.

Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения; решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (ст. 161 ч. 3 ЖК РФ). Внеочередное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть созвано по инициативе любого из данных собственников (ст. 45 ч. 2 ЖК РФ). Решение общего собрания о выборе способа управления многоквартирным домом может быть оспорено в суде в порядке и сроки, установленные главой 9.1 ГК РФ. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение (ст. 153 ч. 2 ЖК РФ) и не зависит от выбранного собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом.

При наличии установленных обстоятельств требования о восстановлении срока на оспаривание приказа, признании необоснованным, незаконным и отмене приказа, восстановлении срока на оспаривание акта проверки, признании незаконным и необоснованным акта проверки не подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 200 ч. 4 КАС РФ в случае, если при рассмотрении административного дела суд обнаружит в действиях лиц, участвующих в деле, иных участников судебного разбирательства, должностных лиц или иных лиц признаки преступления, суд сообщает об этом в органы дознания или предварительного следствия.

Указанная норма права не возлагает на суд обязанность при обнаружении в действиях стороны, других участников процесса, должностного или иного лица признаков преступления сообщить об этом в органы дознания или предварительного следствия, а предоставляет такое право. Соответствующих признаков преступлений в действиях участников процесса суд не усматривает, в связи с чем, не имеются основания для направления сообщения в органы дознания или предварительного следствия. Кроме того, истец не лишен возможности самостоятельно обратиться с соответствующим заявлением в правоохранительные органы.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Главному управлению «Государственная жилищная инспекция» Тверской области о восстановлении срока на оспаривание приказа, признании необоснованным, незаконным и отмене приказа от 5 декабря 2019 г. № 2489-Л, восстановлении срока на оспаривание акта проверки, признании незаконным и необоснованным акта проверки от 5 декабря 2019 г. № 6937-2019 отказать.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Московский районный суд г.Твери в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий <данные изъяты> В.Н. Багаева.

Решение в окончательной форме принято судом 26 февраля 2021 г.

1версия для печатиДело № 2а-174/2021 (2а-2964/2020;) ~ М-2900/2020 (Решение)