Дело № 2а-1753/2019 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Омский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Полоцкой Е.С. при секретаре Беловой А.Н. рассмотрел в г. Омске в открытом судебном заседании 30 июля 2019 года дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации Омского муниципального района Омской области о признании решения незаконным, возложении обязанности произвести единовременную выплату, УСТАНОВИЛ: ФИО1 обратился в Омский районный суд Омской области с вышеназванным административным исковым заявлением. В обоснование своих требований административный истец указал, что 19.02.2019 года в принадлежащем ему на праве собственности жилом доме, расположенном по адресу: <адрес> произошел пожар. В результате пожара уничтожено чердачное помещение дома, обрушена кровля, повреждена и обрушена деревянная пристройка, пролиты стены и потолочное перекрытие первого этажа дома. 21 марта 2019 года вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. 01.04.2019 ФИО1 обратился в Администрацию Омского муниципального района Омской области по вопросу оказания материальной помощи, в связи с причиненным ущербом имуществу вследствие пожара. 08.04.2019 года Администрацией было вынесено решение в виде отказа в связи с тем, что, ФИО1 зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес> Указано, что у Администрации Омского муниципального района отсутствуют основания для оказания единовременной материальной помощи, в связи с причиненным ущербом имуществу вследствие пожара. Считает, что Администрацией Омского муниципального района Омской области нарушено его право на получение материальной помощи. Постановлением Администрации Омского муниципального района Омской области от 01.06.2015 года № П-15/ОМС-228 утвержден Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда. Согласно Порядка средства резервного фонда направляются, в том числе, и на оказание единовременной материальной помощи гражданам, зарегистрированным на территории Омского муниципального района, имущество которых находится на территории Омского района и пострадало в результате стихийных бедствий, пожаров и других чрезвычайных ситуациях. Пунктом 6 Порядка предусмотрен пакет документов, предоставляемый физическим лицом для получения материальной помощи: Пп. 1 - паспорт или иной документ, удостоверяющий личность и место жительства заявителя. На рассмотрении комиссии была предоставлена справка, выданная Администрацией Розовского сельского поселения, о том, что фактически с 01.02.2008 года ФИО1 проживает по адресу: <адрес> совместно с супругой, ФИО2 ФИО1 также обратился в Администрацию Октябрьского административного округа г. Омска с просьбой предоставить единовременную материальную помощь. 21.05.2019 был получен отказ, в связи с тем, что фактически ФИО1 проживает по адресу: <адрес>; жилой дом, пострадавший от пожара, находится на территории Омского муниципального района, полномочия Администрации Октябрьского округа на Омский муниципальный район не распространяются. Таким образом, он обратился за материальной помощью и по месту регистрации и по фактическому месту жительства и нахождения принадлежащего ему имущества, везде получен отказ. Просит признать решение Администрации Омского муниципального района Омской области об отказе в оказании единовременной материальной помощи в связи с причиненным ущербом имуществу вследствие пожара незаконным. Обязать Администрацию Омского муниципального района Омской области предоставить ФИО1 единовременную материальную помощь в связи с причиненным ущербом имуществу вследствие пожара. Взыскать с Администрации Омского муниципального района Омской области расходы на юридические услуги в размере 10000 рублей и расходы на оформление доверенности в размере 2100 рублей. В судебном заседании административный истец ФИО1 требования, изложенные в исковом заявлении, поддержал в полном объеме, просил удовлетворить. Уточнил, что поскольку его представитель не принимал участия в судебном заседании, необходимо снизить расходы. Представитель административного ответчика ФИО3, действующий на основании доверенности, в судебном заседании до перерыва административные исковые требования не признал, пояснил, что отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований. Также возражал против взыскания судебных расходов, полагал, что не доказана связь между понесенными расходами и настоящим делом. Представитель заинтересованного лица – Администрации Октябрьского АО г. Омска, ФИО4, по доверенности, направила отзыв, из которого следует, что ФИО1 обращался с заявлением в администрацию Октябрьского АО г. Омска. Поскольку фактически на территории Октябрьского АО г. Омска он не проживает, имущество, которое пострадало при пожаре также не находиться в границах Октябрьского округа было принято решение об отказе в предоставлении материально помощи. Заинтересованное лицо - администрация Розовского сельского поселения Омского муниципального района Омской области в судебное заседание своего представителя не направило, извещено. Выслушав пояснения сторон, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со статьей 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами. Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если считают, что нарушены их права и свободы. Как следует из материалов дела, ФИО1 принадлежит на праве собственности жилой дом с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, распложенный в пределах объекта недвижимости №. Право собственности зарегистрировано 17.01.2008. Также ФИО1 принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов – для ведения личного подсобного хозяйства расположенный по адресу: <адрес>. Право собственности зарегистрировано 17.01.2008. Указанные обстоятельства подтверждаются информацией, представленной филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» от 12.07.2019 №. Согласно справке от 26.02.2019 № по факту пожара, предоставленной Управлением надзорной деятельности и профилактической работы Территориального отдела надзорной деятельности и профилактической работы (Омского района) в книге регистрации сообщений о преступлениях, зарегистрирован пожар, произошедший 19.02.2019 в гараже с переходом на частный жилой дом по адресу: <адрес>. В результате пожара повреждён автомобиль марки <данные изъяты> по всей площади, уничтожено потолочное перекрытие гаража, повреждена и уничтожена внутренняя отделка гаража, уничтожено чердачное помещение дома, обрушена кровля, повреждена и разобрана деревянная пристройка, пролиты стены и потолочное перекрытие дома, закопчены и частично обуглены стены и потолочное перекрытие первого этажа дома, закопчены и пролиты мебель, бытовая техника, а так же уничтожено личное имущество. Согласно технического заключению № № от 19.03.2019, выданному ФГБУ СЭУ ФПС ИПЛ по Омской области очаговая зона пожара расположены внутри моторного отсека автомобиля Renault Logan, стоящего в гараже. Причиной пожара послужило загорание горючих материалов в результате теплового проявления электрического тока при аварийном режиме работы предпускового подогревателя двигателя. Указанные обстоятельства подтверждаются также постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела, вынесенном дознавателем ТОНД и ПР Омского района УНД и ПР МЧС России по Омской области. 01.04.2019 ФИО1 обратился в Администрацию Омского муниципального района Омской области, направив документы для получения материальной помощи гражданам, пострадавшим от пожаров. К заявлению были приложены: заявление на имя Главы Розовского сельского поселения; заявление на имя Главы Омского муниципального района; копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, копия справки о пожаре, копия паспорта, справка о составе семьи, копия свидетельства на право собственности, согласие на обработку персональных данных и банковские реквизиты. В своем ответе от 08.04.2019 № Администрация Омского муниципального района Омской области указывает, что поскольку заявитель зарегистрирован по адресу: <адрес>, у Администрации Омского муниципального района Омской области отсутствуют правовые основания для оказания единовременной материальной помощи в связи с причиненным ущербом имуществу вследствие пожара. При этом имеется ссылка п. 4 п. 3 Порядка использования бюджетных резервного фонда Администрации Омского муниципального района Омской области, утвержденного Постановлением Администрации Омского муниципального района Омской области от 01.06.2015 № П-15/ОМС-229. После получения указанного ответа ФИО1 обратился по вопросу об оказании материальной помощи в связи с необходимостью восстановления жилого дома в Администрацию Октябрьского административного округа города Омска. В своем ответе от 21.05.2019 № № Администрация Октябрьского административного округа г. Омска указывает, что принято решение отказать в предоставлении материальной помощи. Отказ мотивирован тем, что ФИО1 зарегистрирован по адресу: г<адрес>, но фактически проживает по адресу: <адрес> с 01.02.2008. Жилой дом, пострадавший от пожара, собственником которого он является, расположен на территории Омского муниципального района, где полномочия администрации округа не распространяются. Считая принятое администрацией Омского муниципального района Омской области решение является незаконным, административный истец обратился за судебной защитой. В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178 ФЗ "О государственной социальной помощи" право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют определенные категории граждан. Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178 ФЗ "О государственной социальной помощи" органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, в соответствии с целями, установленными настоящим Федеральным законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий. Как следует из материалов дела, ФИО1 зарегистрирован по адресу Омская область <адрес>. Вместе с тем, согласно справке, выданной администрацией Розовского сельского поселения Омского муниципального района Омской области от 21.02.2019 №, ФИО1 фактически проживает со своей женой ФИО2 по адресу: <адрес> с 01.02.2008 года. В ходе рассмотрения дела сторонами не оспаривалось, что ФИО1 на момент обращения, как в Администрацию Омского муниципального района Омской области, так и в Администрацию Октябрьского административного округа г. Омска на территории муниципального образования г. Омск, не проживал. В силу главы 2 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Социальная поддержка граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации (город Омск), утвержденного постановлением Администрации города Омска от 30 марта 2012 г. № 483-п заявителями являются граждане, проживающие на территории города Омска, находящиеся в трудной жизненной ситуации. В соответствии с пп. 4. п. 3 Порядка использования бюджетных ассигнований резервного фонда Администрации Омского муниципального района Омской области, утвержденного постановлением Администрации Омского муниципального района Омской области от 1 июня 2015 г. № П-15/ОМС-229 средства резервного фонда направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на оказание единовременной материальной помощи гражданам, зарегистрированным по месту жительства на территории Омского муниципального района Омской области, имущество которых находится на территории Омского муниципального района Омской области и пострадало в результате стихийных бедствий, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций и экстренных случаев. Из анализа вышеприведенных положений следует, что в настоящее время ФИО1 лишен возможности получить единовременную материальную помощь от Администрации Октябрьского административного округа г. Омска, поскольку он фактически не проживает на территории муниципального образования г. Омск и имущество, которое пострадало в результате пожара, также не расположено на территории г. Омска. Также ФИО1 лишен возможности получить единовременную материальную помощь от Администрации Омского муниципального района Омской области, поскольку не зарегистрирован по месту жительства на территории Омского муниципального района, если исходить из буквального толкования подпункта 4 пункта 3 Порядка использования бюджетных ассигнований резервного фонда Администрации Омского муниципального района Омской области, утвержденного постановлением Администрации Омского муниципального района Омской области от 1 июня 2015 г. № П-15/ОМС-229. Как подтверждается материалами дела, имущество ФИО1, которое пострадало в результате пожара, находится на территории Омского муниципального района Омской области. Таким образом, из требований, изложенных в подпункте 4 пункта 3 Порядка, следует, что единственным основанием для отказа ФИО1 в выплате единовременной материальной помощи, является отсутствие регистрации по месту жительства на территории Омского муниципального района Омской области. Между тем, Администрацией Омского муниципального района Омской области, при принятии решения об отказе ФИО1 в выплате единовременной материальной помощи не учтены положения части 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации, статей 2 и 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", пункта 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу которых федеральный законодатель рассматривает постановку гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства лишь как один из способов учета граждан в пределах Российской Федерации, отражающий факт нахождения гражданина по месту жительства пребывания или жительства; отсутствие регистрации не исключает возможность установления места жительства на основе других данных, не обязательно исходящих от органов регистрационного учета. Согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации. Из этого исходит Конституционный Суд Российской Федерации в постановлениях от 4 апреля 1996 года № 9-П и от 2 февраля 1998 года № 4-П, определениях от 13 июля 2000 года № 185-О, от 5 октября 2000 года № 199-О и от 6 октября 2008 года № 619-О-П, подчеркивая, что сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан; регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства. Согласно правовой позиции, выраженной Судебной коллегией по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в апелляционном определении Верховного Суда Российской Федерации от 17 октября 2018 № 19-АПГ18-12, апелляционном определении Верховного Суда Российской Федерации от 7 февраля 2018 года № 19-АПГ17-12, тем фактом, что органами власти субъекта Российской Федерации исключается возможность подтверждения места жительства гражданина иными документами и сведениями, чем регистрацией по месту жительства или пребывания либо судебным решением, бесспорно, создаются препятствия в получении мер социальной поддержки. Справкой администрации Розовского сельского поселения Омского муниципального района Омской области от 21.02.2019 № № подтверждается тот факт, что на момент обращения в Администрацию Омского муниципального района ФИО1 фактически проживал по адресу: <адрес>. С учетом изложенного, руководствуясь, положениями ст. 20 Гражданского Кодекса Российской Федерации, ст. 3 Закона РФ "О праве граждан на свободу передвижения, выбор места проживания и жительства в пределах РФ" суд приходит к выводу, что отказ Администрации Омского муниципального района ФИО1 в предоставлении единовременной материальной помощи является неправомерным, так как по смыслу указанных норм определяющим является сам факт постоянного проживания граждан на территории субъекта РФ для реализации ими права на получение мер поддержки, как лиц, относящихся к категориям граждан, нуждающихся в данной поддержке. Других причин отказа в выплате единовременной материальной помощи, ответ административного ответчика не содержит. Учитывая вышеизложенное, суд полагает, что требования административного истца о признании решения незаконным, возложении обязанности произвести единовременную выплату подлежат удовлетворению. При таких обстоятельствах, суд считает необходимым возложить на административного ответчика обязанность предоставить ФИО1 единовременную материальную выплату. Также ФИО1 заявлены требования о взыскании расходов на юридические услуги в сумме 10000 рублей и расходы на оформление доверенности в размере 2100 рублей. В соответствии с частью 1 статьи 103 Кодекса административного судопроизводства РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела. В соответствии со ст. 112 Кодекса административного судопроизводства РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. Согласно п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 № 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" судебные издержки, понесенные заинтересованными лицами (ст. 47 Кодекса административного судопроизводства РФ), участвовавшими в деле на стороне, в пользу которой принят итоговый судебный акт по делу, могут быть возмещены этим лицам исходя из того, что их фактическое процессуальное поведение способствовало принятию данного судебного акта. Из материалов дела следует, что 17.06.2019 между <данные изъяты> и ФИО1 заключен договор на оказание юридических услуг, предметом которого является оказание комплекса услуг по консультированию и составлению процессуальных документов, представления интересов заказчика в суде и иных органов по делу признания отказа в предоставлении материальной помощи на восстановление жилого дома в результате пожара администрацией Омского муниципального района незаконным, возмещения стоимости юридических услуг. Пунктом 3.1. установлено, что размер вознаграждения составляет 10000 рублей. Согласно копии квитанции к приходному кассовому ордеру ФИО5 оплачены услуги <данные изъяты> по договору юридической помощи в размере 10000 рублей. Из пунктов 10, 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 января 2016 № 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" следует, что лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием. В целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон (статьи 3, 45 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации) суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер. Взыскание расходов на оплату услуг представителя в разумных пределах процессуальным законодательством отнесено к компетенции суда и направлено на пресечение злоупотребления правом и недопущение взыскания несоразмерных нарушенному праву сумм. Из материалов дела следует, что фактически представителем ФИО6 были оказаны услуги по консультированию, а также составлению административного искового заявления. При рассмотрении дела, представитель участия не принимал. При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что расходы на оплату услуг представителя подлежат возмещению ФИО1 частично, поскольку материалами дела доказано несение им необходимых расходов, связанных с обращением за юридической помощью с целью защиты своих прав и интересов по настоящему административному делу, с учетом объема выполненной представителем работы в сумме 2000 рублей. В соответствии со статьей 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. Учитывая, что административным истцом уплачена государственная пошлина в сумме 300 рублей, с администрации Омского муниципального района Омской области в пользу ФИО1 подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей. Между тем, суд не находит оснований для взыскания расходов на оформление доверенности. В абз. 3 п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 г. № 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" расходы на оформление доверенности представителя также могут быть признаны судебными издержками, если такая доверенность выдана для участия представителя в конкретном деле или конкретном судебном заседании по делу. Доверенность №, копия которой представлена в материалах дела, выдана 17.06.2019 от ФИО1 на имя ФИО7 на представление их интересов не только по настоящему делу, в связи с чем, оснований для возмещения расходов на ее оформление у суда не имеется. Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л: Признать незаконным отказ администрации Омского муниципального района Омской области в предоставлении единовременной материальной помощи ФИО1 в связи с причиненным ущербом имуществу вследствие пожара, выраженный в письме от 08 апреля 2019 года исх. № ИСХ19/ОМС-3327. Обязать администрацию Омского муниципального района Омской области предоставить ФИО1 единовременную материальную помощи в связи с причиненным ущербом имуществу вследствие пожара. Взыскать с администрации Омского муниципального района Омской области в пользу ФИО1 расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей, расходы на оплату услуг представителя в сумме 2000 рублей. Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Омский районный суд Омской области в течение месяца с момента изготовления мотивированного текста решения. Судья Е.С. Полоцкая Решение в окончательной форме изготовлено 05 августа 2019 года. |