ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1755/19 от 23.07.2019 Омского районного суда (Омская область)

Дело № 2а-1755/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 июля 2019 года город Омск

Судья Омского районного суда Омской области Бессчетнова Е.Л. при секретаре судебного заседания Бондаренко И.А., рассмотрев административное исковое заявление Министерства природных ресурсов и экологии Омской области к администрации Омского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении мероприятий, обязании провести мероприятия по ликвидации загрязнения земельных участков,

УСТАНОВИЛ:

Министерство природных ресурсов и экологии Омской области обратилось с административным исковым заявлением к Администрации Омского муниципального района Омской области с названными исковыми требованиями, указав, что 26 октября 2018 года истцом проведено плановое (рейдовое) мероприятие по обследованию земельных участков на территории с. Андреевка Богословского сельского поселения Омского муниципального района Омской области в ходе которого установлен факт загрязнения мусором и твердыми бытовыми отходами на земельном участке, расположенном на расстоянии от 125 метров южнее до 400 метров восточнее и юго-восточнее земельного участка с кадастровым номером , имеющего адрес: ФИО1<адрес>, ФИО1<адрес>, п. ФИО1, <адрес>В, с севера, востока и юга граничит с земельным участком с кадастровым номером , имеющим адрес: Омская область, Омский район, Омское сельское поселение, рабочие участки , 136, общая площадь, занятая под свалкой составляет более 1 га, объем размещенных отходов более 10 000 м?. Данный факт загрязнения земельного участка твердыми коммунальными отходами и мусором подтвержден актом планового (рейдового) осмотра обследования от ДД.ММ.ГГГГ. В статье 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ раскрыты основные понятия используемые в названном законе, такие как вопросы местного значения, правила благоустройства территории муниципального образования. Указывает, что в соответствии со статьей 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградация, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы. В силу статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почвы. В части 2 статьи 78 Федерального закона № 7-ФЗ предусмотрена возможность возмещения вреда окружающей среде посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды. Министерство, согласно Указу Губернатора Омской области «О создании Министерства природных ресурсов и экологии Омской области и мерах по совершенствованию деятельности отдельных органов исполнительной власти Омской области» от 24.01.2001 № 8 является уполномоченным органом исполнительной власти Омской области в сфере охраны окружающей среды. Просят признать незаконным бездействие органов местного самоуправления, выразившееся в неисполнении мероприятий по защите и охране земель на территории Омского муниципального района Омской области на земельном участке, расположенном на расстоянии от 125 метров южнее до 400 метров восточнее и юго-восточнее земельного участка с кадастровым номером , имеющего адрес: Омская область, Омский район, п. ФИО1, <адрес>В, с севера, востока и юга граничит с земельным участком с кадастровым номером , имеющим адрес: ФИО1<адрес>, ФИО1<адрес>, ФИО1 сельское поселение, рабочие участки , 136. <адрес>, занятая под свалкой составляет более 1 га, объем размещенных отходов более 10 000 м?. Обязать администрацию ФИО1 муниципального района ФИО1<адрес> провести мероприятия по защите земель от загрязнения, а именно устранить загрязнение на земельном участке, расположенном на расстоянии от 125 метров южнее до 400 метров восточнее и юго-восточнее земельного участка с кадастровым номером , имеющего адрес: ФИО1<адрес>, ФИО1<адрес>, п. ФИО1, <адрес>В, с севера, востока и юга граничит с земельным участком с кадастровым номером , имеющим адрес: ФИО1<адрес>, ФИО1<адрес>, ФИО1 сельское поселение, рабочие участки , 136. <адрес>, занятая под свалкой составляет более 1 га, объем размещенных отходов более 10 000 м?.

В судебном заседании представитель административного истца Министерства природных ресурсов и экологии Омской области Джаманкулова Оксана Курмангадиевна, действующая на основании доверенности, поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что требования, заявленные к административному ответчику, сформулированы исходя из положений, в том числе, Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку орган местного самоуправления принимает решения по предоставлению земельных участков, собственность на которые не разграничена, постольку они обязаны осуществлять контроль, и, следовательно, содержать в надлежащем состоянии названные земельные участки. Указывает, что принятая государственная программа Омской области «Охрана окружающей среды» в части подпрограммы «Обращение с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами», Правительством Омской области не профинансирована.

Представитель административного ответчика администрации Омского муниципального района Омской области Степанов Егор Сергеевич, действующий на основании доверенности, просил отказать в удовлетворении исковых требований, указав, что Закон № 131-ФЗ не содержит в себе такового вопроса местного значения муниципального района как исполнение мероприятий по защите и охране земель, в связи с чем, административным истцом выбран ненадлежащий способ защиты права. Закон № 131-ФЗ относит участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов. Полномочия по организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов возложены на уполномоченный орган субъекта РФ – на истца, в связи с чем, истец не является надлежащим истцом. Указом Губернатора Омской области от 18.04.2019 № 55 внесены изменения в отдельные указы Губернатора Омской области, согласно которым внесены соответствующие изменения в Положение о Минстрое, Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Омской области. Согласно пункту 1 статьи 24.6 Закона № 90-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. С 18.08.2018 в Омской области определен региональный оператор – ООО «Магнит», однако реализация изменений, внесенных в Закон № 89-ФЗ об отходах отложена была до 01.01.2019. По правилам обращения с твердыми коммунальными отходами несанкционированную свалку должен убрать региональный оператор ООО «Магнит», контроль за которым должен осуществлять истец. Постановлением Правительства Омской области от 15.10.2013 № 255-п утверждена государственная программа Омской области «Охрана окружающей среды Омской области». Исполнителем данной программы является истец. Данная программа содержит в себе подпрограмму «Обращение производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами», в которой предусмотрено мероприятие «предоставление субсидий местным бюджетам на организацию сбора, транспортирования и захоронения твердых коммунальных отходов» в рамках реализации регионального проекта «Чистая страна», в том числе на организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде на объектах накопленного вреда (несанкционированных свалок вне границ городов, в том числе проектно-изыскательские и прочие работы и услуги). Решение о проведении отбора по предоставлению субсидии истцом не принимались, следовательно, организационные функции, предусмотренные вышеуказанными полномочиями не осуществляются. Администрацией 16 мая 2019 года направлено письмо истцу с просьбой о рассмотрении возможности предоставления субсидий, предусмотренных программой «Охрана окружающей среды Омской области». До настоящего времени ответа не получено. Органами власти субъектов Российской Федерации должен быть определен порядок организации и осуществления региональных и межмуниципальных программ и проектов в области обращения с твердыми коммунальными отходами. Просят в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель заинтересованного лица Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте рассмотрения настоящего дела извещен надлежаще.

Представитель заинтересованного лица общества с ограниченной ответственностью «Магнит» в судебном заседании участия не принимали, о времени и месте рассмотрения настоящего дела извещены надлежаще.

Представитель заинтересованного лица Департамент Росприроднадзора по Сибирскому федеральному округу в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив представленные доказательства и оценив их в совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии с частью 1 статьи 132 Конституции РФ, органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В судебном заседании установлено, что Министерством природных ресурсов и экологии Омской области составлен акт обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований № 261 от 16 октября 2018 года по маршруту: Омская область, Омский район, с. Андреевка, место несанкционированного размещения твердых коммунальных (бытовых) отходов и мусора в виде свалки в непосредственной близости от школы в с. Андреевка Омского муниципального района Омской области. Главным специалистом управления регионального государственного экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Омской области, государственным инспектором в области охраны окружающей среды Омской области Лаптевой Л.К. в соответствии с подпунктом 12 пункта 12 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Омской области и мерах по совершенствованию деятельности отдельных органов исполнительной власти Омской области», с целью проверки соблюдения законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды, на основании планового (рейдового) задания Первого заместителя министра природных ресурсов и экологии Омской области А.С. Матненко от 15.10.2018 № 261 о проведении планового (рейдового) осмотра земельного участка, расположенного по адресу: Омская область, Омский район, с. Андреевка, место несанкционированного размещения твердых коммунальных (бытовых) отходов и мусора в виде свалки в непосредственной близости от школы в с. Андреевка по вопросу соблюдении законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды, проведен в ходе выезда осмотр, проводимый по обращению Терпуговой В.Д., поступившего в Министерство природных ресурсов и экологии ФИО1<адрес> установлено, что 10 метрах восточнее от заброшенного здания по адресу: ФИО1<адрес>, ФИО1<адрес>, с Андреевка, <адрес>А, установлено место разрушающейся постройки из красного кирпича, около которой и непосредственно под фундаментом которой также установлено место несанкционированного размещения твердых коммунальных (бытовых) отходов общей площадью около 15 м?, объем размещенных отходов составляет 5 м?. Отходы размещены непосредственно на почве; в 50 метрах юго-западнее земельного участка с кадастровым номером , имеющего адрес: ФИО1<адрес>, ФИО1<адрес>А (данные согласно публиной кадастровой карты), расположено разрушенное здание, в периметре которого установлены многочисленные очаги несанкционированного размещения и твердых коммунальных (бытовых) отходов (отходы потребления, потерявшие потребительские свойства, вышедшая из употребления мебель, полиэтиленовая упаковка, мешочки, пластиковая и стеклянная тара, бутылки), общей площадью около 100 м?, объем размещенных отходов около 10 м?. Отходы размещены непосредственно на почве.

ДД.ММ.ГГГГ Министерством природных ресурсов и экологии Омской области подготовлен акт обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований, проведено дополнительное обследование названных земельных участков, по результатам проведения которого установлены подробные координаты места расположения свалок твердых коммунальных отходов.

Истцом заявлено требование к администрации Омского муниципального района Омской области, полагая, что названное лицо является правомочным в части осуществления действий, направленных на проведение мероприятий - ликвидацию мест несанкционированного размещения твердых бытовых отходов.

Статьей 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статьей 22 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.

Согласно пункту 1 статьи 7 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относятся организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды. Названные положения необходимо рассматривать в контексте с нормами Конституции Российской Федерации, в которой установлено, что местное самоуправление является самостоятельным в пределах своих полномочий (статья 12 Конституции РФ).

Согласно подпункту 14 пункта 1 статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 года № 131-ФЗ, к вопросам местного значения муниципального района относятся: участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов).

Согласно статьи 6 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся: проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении деятельности в области обращения с отходами; разработка, утверждение и реализация региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, участие в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами; участие в проведении государственной политики в области обращения с отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; принятие в соответствии с законодательством Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, в том числе устанавливающих правила осуществления деятельности региональных операторов, контроль за их исполнением; осуществление государственного надзора в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и (или) иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору; участие в организации обеспечения доступа к информации в области обращения с отходами; установление нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, порядка их разработки и утверждения применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору; осуществление приема отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов, представляемой в уведомительном порядке субъектами малого и среднего предпринимательства, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, и установление порядка ее представления и контроля; установление порядка ведения регионального кадастра отходов; определение в программах социально-экономического развития субъектов Российской Федерации прогнозных показателей и мероприятий по сокращению количества твердых коммунальных отходов, предназначенных для захоронения; утверждение предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами; утверждение инвестиционных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами; утверждение производственных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами; установление нормативов накопления твердых коммунальных отходов; организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов; утверждение порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления); регулирование деятельности региональных операторов, за исключением установления порядка проведения их конкурсного отбора; разработка и утверждение территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами; утверждение методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору.

К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами (пункт 2 статьи 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ).

Таким образом, организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортировании, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов законодателем возложена на субъект Российской Федерации.

Законом Омской области «О внесении изменений в закон Омской области «Об отходах производства и потребления в Омской области» от 25.03.2019 № 2155 - ОЗ внесены в Закон Омской области от 27.12.2006 года № 842-ОЗ «Об отходах производства и потребления в Омской области», изменения где согласно подпункту 5.4. пункта 5 статьи 6.1. к полномочиям исполнительного органа государственной власти Омской области, уполномоченного в сфере окружающей среды и обращения с отходами, в сфере обращения с отходами относятся участие в организации обеспечения доступа к информации в сфере обращения с отходами: утверждение методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору; участие в разработке программ социально-экономического развития Омской области в части определения прогнозных показателей и мероприятий по сокращению количества твердых коммунальных отходов, предназначенных для захоронения; утверждение порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления); организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов; проведение конкурсного отбора среди юридических лиц на присвоение статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами и определение зоны его деятельности; регулирование деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, за исключением установления порядка проведения их конкурсного отбора; предварительное согласование условий проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, в случаях, установленных Правительством Российской Федерации; иные полномочия в соответствии с законодательством.

18 апреля 2019 года Указом Губернатора Омской области «О внесении изменений в отдельные Указы Губернатора Омской области» внесены изменения в Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Омской области, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 24 января 2011 года № 8, где Министерство в сфере обращения с отходами производства и потребления в Омской области осуществляет следующие функции: утверждает порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления); организует деятельность по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов; проводит конкурсный отбор среди юридических лиц на присвоение статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами и определение зоны его деятельности; регулирует деятельность региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, за исключением установления порядка проведения их конкурсного отбора; предварительно согласовывает условия проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, в случаях, установленных Правительством Российской Федерации.

При этом организационные меры, характеризующие соответствующие полномочия органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами, заключаются в оказании регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организационно-властного воздействия, направленного на создание необходимых условий для эффективной очистки территории области от бытовых и промышленных отходов, в том числе для деятельности организаций, осуществляющих их сбор, вывоз, утилизацию и переработку.

Анализ названных выше положений позволяет суду прийти к выводу, что полномочия субъекта Российской Федерации по организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов возложены в Омской области на Министерство природных ресурсов и экологии Омской области.

Вопросы местного значения в силу прямого предписания части 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации должны решать именного органы местного самоуправления, при этом органы государственной власти субъекта Российской Федерации должны признавать самостоятельность местного самоуправления при их взаимодействии с последними.

Содержание термина «организация», используемого в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» при определении вопросов местного значения, должно раскрываться с учетом специального отраслевого законодательного регулирования, и в любом случае этот термин не может автоматически трактоваться как предполагающий всю полноту ответственности муниципальных образований в соответствующей сфере деятельности (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 29 марта 2011 года № 2-П).

При этом суд отмечает, что Закон № 131-ФЗ предусматривает полномочия органа местного самоуправления по вопросам местного значения муниципального района как участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

Отраслевой закон полномочия по «организации» возлагает на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, что предполагает последующие действия в адрес органа местного самоуправления с определением их доли «участия» в «организации» реализации полномочий, которые переданы Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ.

При этом, как указано выше, отраслевой закон круг полномочий органа местного самоуправления муниципального района в области обращения с твердыми коммунальными отходами определил чётко, названная норма (часть 2 статьи 8) носит буквальный характер и расширительному толкованию не подлежит.

С целью реализации полномочий в области обращения с отходами, что возложено на субъект Российской Федерации Федеральным законом № 131-ФЗ от 24.06.1998, Постановлением Правительства Омской области от 15.10.2013 № утверждена государственная программа Омской области «Охрана окружающей среды Омской области», в рамках которой принята Подпрограмма «Обращение с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами», исполнителем которой является Министерство природных ресурсов и экологии Омской области. Подпрограмма в действующей редакции в разделе 10 предусматривает предоставление субсидий местным бюджетам из областного бюджета на следующие цели, в том числе организация сбора, транспортирования и захоронения ТКО, а также ликвидация свалок отходов на территории Омской области и другое.

В судебном заседании представитель административного истца пояснил, что финансирование названной программы бюджетом не предусмотрено.

Администрация Омского муниципального района Омской области 15.05.2019 года обращалась с письмом к Министру природных ресурсов и экологии Омской области с просьбой рассмотреть возможность предоставления субсидий в 2019 году на ликвидацию свалок. Названное обращение оставлено без ответа.

17 августа 2018 года между Министерством строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области и обществом с ограниченной ответственностью «Магнит» заключено соглашение организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Омской области. 17 июня 2019 года заключено дополнительное соглашение в названному Соглашению, где права и обязанности Министерства строительства и жилищно-коммунального Омской области перешли Министерству природных ресурсов и экологии Омской области.

Вместе с тем, использование в правоприменительной практике пункта 14 пункта 1 статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в качестве нормативного основания для возложения на муниципальный район безусловной обязанности по проведению за счет средств местного бюджета сбора и вывоза отходов, неправомерно размещенных неустановленным лицом на расположенных на их территории землях любой формы собственности, влечет, нарушение не только статьи 31 закрепляющей Бюджетным кодексом Российской Федерации в порядке конкретизации конституционных основ финансовой системы государства принципа самостоятельности бюджетов, но и конституционного принципа самостоятельности местного самоуправления, в том числе в отношении управления муниципальной собственностью, формирования и исполнения местного бюджета, а также конституционного права граждан на осуществление местного самоуправления и, соответственно, - нарушение статей 130 часть 1, 132 часть 1, 133 Конституции Российской Федерации, что нашло свое отражение в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 № 26-П, Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 27.02.2018 № 559-О.

В обоснование своей позиции административный истец просит применять положения Земельного кодекса Российской Федерации, указывая, что земельные участки, где расположен мусор, находятся на землях, государственная собственность на которые не разграничена. Вместе с тем, суд не может с названным согласиться в силу следующего.

Земельный кодекс Российской Федерации регулирует земельные отношения и отношения по использованию и охране земель Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В силу пункта 2 статьи 3.3. Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

Названные положения Федерального закона регулируют отношения, связанные с распоряжением земельных участков, их предоставлением.

Положения Земельного кодекса Российской Федерации, как и положения Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» не могут подменять собой положения Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который направлен, в частности, на определение вопросов и порядка организации местного самоуправления на соответствующей территории.

Таким образом, положения Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», в редакции, действующей в настоящее время, при рассмотрении названного спора, связанного именно с организацией местного самоуправления, осуществления вопросов местного значения, не применимы.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что лицом, уполномоченным на совершение действий, направленных на реализацию государственных полномочий в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Омской области является Министерство природных ресурсов и экологии Омской области, процессуальное положение которого в деле, им определено как административный истец, в связи с чем, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований, поскольку названные исковые требований предъявлены не надлежащим истцом.

На основании изложенного, исковые требования Министерства природных ресурсов и экологии Омской области удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 180, 181 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Министерства природных ресурсов и экологии Омской области к администрации Омского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении мероприятий, обязании провести мероприятия по ликвидации загрязнения земельных участков оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путём подачи апелляционной жалобы в Омский районный суд Омской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Е.Л. Бессчетнова

Решение в окончательной форме изготовлено 24 июля 2019 года.