УИД 54RS0007-01-2019-001145-35
Дело № 2а-1756/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 мая 2019 года город Новосибирск
Октябрьский районный суд г. Новосибирска
В СОСТАВЕ:
председательствующего судьи Мороза И.М.,
при секретаре Асочакове А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Отраслевой комиссии Минэнерго РФ по аттестации аварийно-спасательных служб (формирований) и спасателей топливно-энергетического комплекса (ОАК ТЭК № 16/2-1) о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по проведению аттестации,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в суд с административным иском к административному ответчику с требованиями, с учетом уточнений, о признании незаконным бездействие в части рассмотрения вопроса по аттестации административного истца, возложении на административного ответчика обязанность рассмотреть вопрос по аттестации административного истца на основании представленных им документов и в соответствии с порядком и нормами Положения об аттестации спасателей, утвержденного Постановлением правительства РФ от 22.12.2011 №1091 «О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателей». В обоснование своих требований административный истец указал, что состоит в трудовых отношениях с ООО «НТЦ Экологическая безопасность Сибири» в должности спасателя аварийно-спасательного формирования. /дата/ работодателем в отношении меня были направлены в адрес административного ответчика документы для проведения периодической аттестации в качестве спасателя. Вместе с тем, до настоящего времени никакого решения в отношении административного истца по результатам аттестации не было принято, не смотря на истечение установленного срока рассмотрения представленного пакета документов. Данным бездействием административного ответчика нарушаются права, свободы и законные интересы административного истца, в связи с чем административный истец был вынужден обратиться в суд с настоящим иском.
Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, письменно ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д.73) направил в суд своего представителя по доверенности ФИО2, который в судебном заседании поддержал исковые требования в полном объеме, суду пояснил, что отсутствие одного члена рабочей группы не является основанием для непроведения аттестации, уведомление о проведении аттестации административный истец до сих пор не получал, по прибытии для сдачи нормативов по физической подготовки административному истцу было отказано в проведении аттестации, в связи с неполным составом группы.
Представитель административного ответчика Отраслевой комиссии Минэнерго РФ по аттестации аварийно-спасательных служб (формирований) и спасателей топливно-энергетического комплекса (ОАК ТЭК № 16/2-1) по доверенности ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала доводы письменных возражений (л.д.12-19) и письменных пояснений (л.д.81-82), пояснив, что установленное число членов рабочей группы – четыре человека, поскольку один из членов рабочей группы на проверку не явился, группа не была уполномочена на проведение аттестации, кроме того, указала, что необходимости перевода административного истца на другую должность не было, поскольку он был аттестованным спасателем и мог выполнять работы.
Представитель заинтересованного лица ООО «НТЦ Экологическая безопасность Сибири» по доверенности ФИО4 в судебном заседании пояснила, что /дата/ было направлено заявление на аттестацию и создана группа, /дата/ ФИО4 должна была быть членом группы, но случилась авария на объекте, из-за чего ФИО4 просила провести аттестацию в ее отсутствие, также пояснила, что административный истец был аттестован только на газоспасательные работы, однако требовалось провести его аттестацию на пожароспасательные работы.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела и исследовав представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд удовлетворяет требования административного иска в полном объеме. При этом суд исходит из следующего.
В соответствии ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ. Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:
1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);
2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;
3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле. При этом суд не связан основаниями и доводами заявленных требований по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), соответственно принятых или совершенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностными лицами, государственными или муниципальными служащими, а также по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
Судом установлено, что административный истец состоит в трудовых отношениях с ООО «НТЦ Экологическая безопасность Сибири», что не оспаривалось сторонами в судебном заседании.
Приказом (распоряжением) о переводе работника на другую работу № от /дата/ (л.д.74) административный истец был переведен на должность командира отделения профессионального аварийно-спасательного формирования, что также подтверждается дополнительным соглашением № от /дата/ к трудовому договору № от /дата/ (л.д.75).
/дата/ административным истцом было подано заявление об аттестации гражданина РФ на право ведения аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожара (л.д.7).
/дата/ административному ответчику было направлено указанное заявление с приложенным к нему пакетом документов, что подтверждается сопроводительным письмом № от /дата/ (л.д.5-6).
Также в адрес административного ответчика было направлено заявление от /дата/№ (л.д.37) с просьбой включить в состав рабочей группы должностных лиц ООО «НТЦ Экологическая безопасность Сибири», а именно ФИО4, лицо 1, лицо 2
Выпиской из протокола от /дата/№ (л.д.38) в целях проведения проверки соответствия спасателей ПАСФ обязательным требованиям, предъявляемым при аттестации, установленными пунктом 22 Положения об аттестации, в части выполнения нормативов по физической подготовке, утвержденных приказом МЧС России от 27.10.2015 №569 «Об утверждении нормативов по физической подготовке спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя», и определения готовности их к исполнению обязанностей спасателя, установленных законодательством РФ, создать рабочую группу в составе: руководителя рабочей группы – члена ОАК ТЭК 16/2-1 лицо 3, членов рабочей группы – генерального директора ООО «НТЦ Экологическая безопасность Сибири» ФИО4, директора по АСР ООО «НТЦ Экологическая безопасность Сибири» лицо 1, начальника ПАСФ ООО «НТЦ Экологическая безопасность Сибири» лицо 2 Руководителю рабочей группы лицо 3 совместно с ПАСФ было поручено в месячный срок определить места, сроки и условия работы рабочей группы.
/дата/ административному ответчику был дан ответ № (л.д.40), согласно которому были согласованы организационные моменты по проведению указанных мероприятий на /дата/ в закрытом спортивном манеже пожарно-спасательной части №<адрес>.
/дата/ протоколом заседания отраслевой комиссии Минэнерго РФ по аттестации аварийно-спасательных служб (формирований) и спасателей топливно-энергетического комплекса (ОАК ТЭК № 16/2-1) № была установлена невозможность проведения указанной проверки в согласованные с ООО «НТЦ Экологическая безопасность Сибири» сроки в связи с отсутствием члена рабочей группы генерального директора ООО «НТЦ Экологическая безопасность Сибири» ФИО4 (л.д.42).
Приказом (распоряжением) о переводе работника на другую работу № от /дата/ (л.д.76) административный истец был переведен на должность спасателя в профессиональное аварийно-спасательное формирование, что подтверждается также дополнительным соглашением № от /дата/ к трудовому договору № от /дата/ (л.д.77).
Административным ответчиком в адрес ООО «НТЦ Экологическая безопасность Сибири» было направлено письмо № от /дата/ (л.д.86) с предложением определить место и время проведения проверки соответствия спасателей обязательным требованиям, предъявляемым при их аттестации и определения готовности их к исполнению обязанностей спасателя, установленных законодательством РФ, для проведения указанных мероприятий обеспечить явку членов рабочей комиссии ФИО4, лицо 1, лицо 2 и трех спасателей, направленных на аттестацию.
В силу ч. 1 ст. 23 ФЗ от 22.08.1995 N 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» граждане Российской Федерации приобретают статус спасателей на основании решения соответствующих аттестационных органов по результатам аттестации после прохождения указанными гражданами медицинского освидетельствования, выполнения нормативов по физической подготовке, профессионального обучения по программе профессиональной подготовки спасателей и аттестации на проведение аварийно-спасательных работ.
Ч. 1 ст. 24 ФЗ от 22.08.1995 N 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» предусмотрено, что спасатели проходят аттестацию в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Спасатели, не прошедшие аттестацию, утрачивают статус спасателей (ч. 2 ст. 24 ФЗ от 22.08.1995 N 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»).
Согласно п. 3 Положения о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 N 1091, граждане, приобретающие статус спасателя, и спасатели аттестуются на право ведения аварийно-спасательных работ с присвоением или подтверждением статуса спасателя и класса квалификации. При проведении аттестации гражданина, приобретающего статус спасателя, или спасателя определяется его соответствие установленным настоящим Положением обязательным требованиям и готовность к исполнению обязанностей спасателя, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 10 указанного Положения полномочия, права и обязанности аттестационных комиссий, требования, предъявляемые к порядку их формирования и составу, а также порядку принятия ими решений по вопросам аттестации аварийно-спасательных служб (формирований), спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Координация работы по проведению аттестации аварийно-спасательных служб (формирований), спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, осуществляется Межведомственной аттестационной комиссией.
Приказом Министерства энергетики РФ №480 от 14.07.2015 в приказ Министерства энергетики РФ от 27.08.2013 №500 «О постоянно действующих комиссиях Минэнерго России по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателей».
Приложением №11 к указанному приказу Министерства энергетики РФ №480 от 14.07.2015 является Положение об отраслевой комиссии Минэнерго России по аттестации аварийно-спасательных служб (формирований) и спасателей топливно-энергетического комплекса.
В силу п. 5 Положения об отраслевой комиссии Минэнерго России по аттестации аварийно-спасательных служб (формирований) и спасателей топливно-энергетического комплекса предусмотрено, что для осуществления установленных пунктом 4 настоящего Положения задач комиссия: создает рабочие группы по вопросам, относящимся к деятельности комиссии, и определяет порядок их работы; осуществляет рассмотрение представленных в комиссию документов для проведения аттестации аварийно-спасательных служб (формирований), спасателей; проводит проверки соответствия аттестуемых спасателей обязательным требованиям, предъявляемым при аттестации, и готовности к исполнению обязанностей спасателя в соответствии с законодательством РФ; принимает в пределах своей компетенции решения об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ.
Согласно п. 8 Положения об отраслевой комиссии Минэнерго России по аттестации аварийно-спасательных служб (формирований) и спасателей топливно-энергетического комплекса по вопросам, относящимся к деятельности комиссии, комиссия вправе создавать рабочие группы.
Состав рабочих групп, а также сроки и порядок их работы определяются на заседании комиссии. В период между заседаниями комиссии состав рабочих групп, а также сроки и порядок их работы могут устанавливаться председателем комиссии (в его отсутствие - заместителем председателя комиссии).
Рабочие группы формируются из членов комиссии и (или) привлеченных экспертов в составе не менее двух человек.
Приложением №8 к Приказу Министерства энергетики России от 27.08.2013 №500 утвержден состав отраслевой комиссии Минэнерго России по аттестации аварийно-спасательных служб (формирований) и спасателей топливно-энергетического комплекса из 11 человек (л.д.32-33).
Таким образом, /дата/ на мероприятиях по проведению проверки работников ООО «НТЦ Экологическая безопасность Сибири» на предмет соответствия требованиям, предъявляемым при аттестации и готовности к исполнению обязанностей спасателя присутствовали три члена рабочей группы, утвержденной протоколом заседания Отраслевой комиссии Минэнерго РФ по аттестации аварийно-спасательных служб (формирований) и спасателей топливно-энергетического комплекса (ОАК ТЭК № 16/2-1) № от /дата/, в связи с чем суд приходит к выводу, что рабочая группа была управомочена проводить мероприятия по проведению проверки работников ООО «НТЦ Экологическая безопасность Сибири» на предмет соответствия требованиям, предъявляемым при аттестации и готовности к исполнению обязанностей спасателя.
П. 26 Положения о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 N 1091, предусмотрено, что сроки рассмотрения аттестационной комиссией документов, представляемых для проведения аттестации спасателя или гражданина, приобретающего статус спасателя, не должны превышать 45 дней со дня поступления в аттестационную комиссию заявления об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ.
Из материалов дела следует, что документы на административного истца для периодической аттестации поступили административному ответчику /дата/, однако на момент рассмотрения данного дела периодическая аттестация административного истца не проведена, письмо с просьбой определить время и дату проведения проверки соответствия спасателей обязательным требованиям, предъявляемым при их аттестации и определения готовности их к исполнению обязанностей спасателя, установленных законодательством РФ было направлено в ООО «НТЦ Экологическая безопасность Сибири» только /дата/, что подтверждается кассовым чеком (л.д.87) и описью (л.д.88), то есть уже в период рассмотрения судом данного искового заявления.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что требования административного истца являются законными и обоснованными, учитывая, что непроведение аттестации в установленный законом срок привели к наступлению для административного истца неблагоприятных последствий, поскольку он был переведен из должности «командир отделения» в должность «спасатель», в связи с чем суд удовлетворяет требования административного иска в полном объеме.
В силу ст. 114 КАС РФ с административного ответчика подлежит взысканию в пользу административного истца судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-179 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление ФИО1 к Отраслевой комиссии Минэнерго РФ по аттестации аварийно-спасательных служб (формирований) и спасателей топливно-энергетического комплекса (ОАК ТЭК № 16/2-1) о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по проведению аттестации – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Отраслевой комиссии Минэнерго РФ по аттестации аварийно-спасательных служб (формирований) и спасателей топливно-энергетического комплекса (ОАК ТЭК № 16/2-1) по рассмотрению вопроса по аттестации ФИО1 на основании представленных им документов и в соответствии с порядком и нормами Положения об аттестации спасателей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 № 1091 «О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателей».
Возложить на Отраслевую комиссию Минэнерго РФ по аттестации аварийно-спасательных служб (формирований) и спасателей топливно-энергетического комплекса (ОАК ТЭК № 16/2-1) обязанность рассмотреть вопрос по аттестации ФИО1 на основании представленных им документов и в соответствии с порядком и нормами Положения об аттестации спасателей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 № 1091 «О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателей».
Взыскать с Отраслевой комиссии Минэнерго РФ по аттестации аварийно-спасательных служб (формирований) и спасателей топливно-энергетического комплекса (ОАК ТЭК № 16/2-1) в пользу ФИО1 судебные расходы в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Новосибирска.
Председательствующий по делу – /подпись/