ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1756/2021 от 05.10.2021 Туапсинского районного суда (Краснодарский край)

Дело № 2а- 1756/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

05 октября 2021 года гор. Туапсе

Туапсинский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего - Рябцевой А.И.

с участием прокурора Барсакова А.А.

при секретаре Воронько А.Н.

с участием административного истца: ФИО1

представителя администрации МО Туапсинский район действующей на основании доверенности ФИО2

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации МО Туапсинский район о признании недействующим постановление в части, суд

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации МО Туапсинский район о признании недействующим в части нормативно правовой акт, принятый администрацией МО Туапсинский район, ссылаясь на то, что административным ответчиком необоснован включено обязательное условие на получение мер социальной поддержки регистрация граждан по месту жительства в жилом помещении, пострадавшем в результате стихийного бедствия.

Административное исковое заявление мотивировано тем, что она является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. 05 июля 2021 года ее жилой дом попал в зону ЧС, уровень воды в жилом доме достигал 70 см. Имущество первой необходимости, а равно и иное имущество, находившееся в доме пришло в негодность. Сам дом требует капитального ремонта. Водой смыло (сломало) ограждение участка (забор), унесло дрова, заготовленные на зиму, смыло все посадки овощей, частично выломало фруктовые деревья. Ущерб в результате ЧС для ее семьи огромен. На момент ЧС в доме проживала ее семья, состоящая из 4-х человек. Через несколько дней после ЧС комиссией в составе 4-х человек были составлены заключение об установлении факта нарушения условий жизнедеятельности гражданина РФ в результате ЧС, и акт комиссионного обследования утраченного имущества первой необходимости граждан РФ. Согласно данным документам, ее семья является пострадавшей в результате ЧС, комиссией установлен факт нарушения условий их жизнедеятельности и факт утраты ими имущества первой необходимости в полном объеме. Получив от руководителя ТОС Джубгского городского поседения справку о подтверждении ее постоянного проживания, она в соответствии с п.4 «Порядка» обратилась с заявлением о включении ее и ее несовершеннолетних детей в списки в списки граждан РФ пострадавших в результате ЧС, имеющих право на получение единовременной материальной помощи и единовременной финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости. 17.07.2021 года она получила отказ о включении ее в списки граждан РФ пострадавших в результате ЧС, имеющих право на получение единовременной материальной помощи и единовременной финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости. Основанием для отказа явилось то обстоятельство, что на момент ЧС она, как и ее несовершеннолетние дети, не была зарегистрирована по месту жительства в жилом доме, попавшем в зону ЧС по адресу: <адрес>. Считает, что абзац 2,5 и 7 пункта 3 «Порядка оказания единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации муниципального характера на территории муниципального образования Туапсинский район», утвержденный постановлением администрации муниципального образования Туапсинский район № 1043 от 09.07.2021 года в части указания обязательного условия о постоянной регистрации по месту жительства пострадавших от наводнения граждан, включая несовершеннолетних, для получения единовременной материальной и финансовой помощи, являются незаконными, вынесенными с нарушением действующего законодательства, и непосредственным образом нарушают её права, как лица пострадавшего в результате ЧС, и имеющего право на получение единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости, однако лишенного права на получение данных видов государственной социальной поддержки, из-за отсутствия регистрации в пострадавшем от наводнения жилом помещении.

В судебном заседании ФИО1 поддержала заявленные требования, по изложенным в исковом заявлении основаниям, и просила признать недействующими, со дня вступления решения суда в законную силу, абзац 2, абзац 5 и абзац 7 пункта 3 Порядка оказания единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации муниципального характера на территории муниципального образования Туапсинский район, утвержденного Постановлением №1017от 06.07.2021г. «Об утверждении Порядка оказания единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации гражданам РФ, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации муниципального характера на территории муниципального образования Туапсинский район», в редакции Постановления администрации муниципального образования Туапсинский район № 1043 от 09.07.2021 года «О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования Туапсинский район № 1017 от 06.07.2021 года «Об утверждении Порядка оказания единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации муниципального характера на территории муниципального образования Туапсинский район», и Постановления администрации муниципального образования Туапсинский район от 12.07.2021 г. №1049 «О внесении изменений в Постановление администрации муниципального образования Туапсинский район от 06.07.2021г. №1017 «Об утверждении Порядка оказания единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации гражданам РФ, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации муниципального характера на территории муниципального образования Туапсинский район», в той части, в которой они устанавливают обязательную регистрацию по месту жительства пострадавших в результате ЧС граждан, в том числе несовершеннолетних, для получения единовременной материальной и финансовой помощи, как не соответствующие законодательству РФ. Обязать административного ответчика опубликовать решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, в официальном печатном издании Администрации МО Туапсинский район – газете «Черноморье сегодня», где было опубликован оспоренный в части нормативный акт, а также на официальном сайте администрации МО Туапсинский район в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Представитель Администрации МО Туапсинский район действующая на основании доверенности ФИО2 в судебном заседания требования административного искового заявления не признала, представила возражения на исковое заявление в соответствии с которым что частями 1, 2 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации. Согласно ст. 2 Закона Краснодарского края от 13.07.1998 N 135-K3 "О защите населения и территорий Краснодарского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы местного самоуправления в Краснодарском крае в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Статьей 2 Закона Краснодарского края от 10.04.2017 N 3597-K3 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Краснодарского края отдельными государственными полномочиями Краснодарского края по формированию и утверждению списков граждан Российской Федерации, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера на территории Краснодарского края, и членов семей граждан Российской Федерации, погибших (умерших) в результате этих чрезвычайных ситуаций", органы местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий имеют право: 1) издавать в пределах своей компетенции правовые акты, направленные на реализацию отдельных государственных полномочий, и осуществлять контроль за их исполнением; 2) распоряжаться финансовыми средствами, предоставленными для осуществления отдельных государственных полномочий; Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам муниципальных районов и городских округов Краснодарского края субвенций из краевого бюджета (далее - субвенции) в соответствии,, с бюджетным законодательством Российской Федерации (ст. 4 Закона № 3597-K3). Органы местного самоуправления в связи с осуществлением отдельных государственных полномочий обязаны представлять органам исполнительной власти Краснодарского края, уполномоченным в соответствии с настоящим Законом контролировать осуществление отдельных государственных полномочий, отчеты об осуществлении ими отдельных государственных полномочий и об использовании субвенций, предоставляемых из краевого бюджета местным бюджетам (ст. 5 Закона № 3597-K3). При подготовке Порядка администрация МО Туапсинский район руководствовалась Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 12.12.2016 N 1022 "Об оказании мер социальной поддержки гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации регионального и межмуниципального характера на территории Краснодарского края" и утвержденным указанным постановлением "Порядком оказания единовременной материальной помощи и единовременной финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации регионального и межмуниципального характера на территории Краснодарского края", в пункте 3 которого также одним из условий получение соответствующей помощи является постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства. Также в отношении несовершеннолетних граждан установлены аналогичные обжалуемым нормам условия. Учитывая взаимосвязь того, что финансирование ликвидации последствий ЧС осуществляется за счет предоставленной субвенции из краевого бюджета, запретом законодателя на противоречение муниципальных правовых актов иным нормативным правовым актам РФ и субъекта РФ (п. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ") и предусмотренной ответственности за неосуществление либо ненадлежащее осуществление отдельных государственных полномочий в порядке, предусмотренном федеральным законодательством и законодательством Краснодарского края (ст. 7 Закона № 3597-K3), что при данных обстоятельствах исключает возможность принять муниципальный нормативно-правовой акт противоречащий Порядку, установленному Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 12.12.2016 N 1022. Кроме того, при исключении из Порядка условия о необходимости наличия регистрации по месту жительства, орган местного самоуправления не может подменить собой судебный орган, устанавливая юридический факт места жительства гражданина. В соответствии со ст. 69 Устава МО Туапсинский район официальное обнародование осуществляется путем внесения в текст документа пункта о необходимости его обнародования. Официальное обнародование производится путем доведения текста муниципального правового акта, соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, до сведения жителей МО Туапсинский район. Текст муниципального правового акта, соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, может доводиться до сведений жителей путем размещения на сайте в информационно — телекоммуникационной сети «Интернет», зарегистрированном в качестве средства массовой информации в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации», публикации в любых печатных изданиях, не являющихся источником официального опубликования, на информационных стендах, расположенных на территории МО Туапсинский район, путем обеспечения беспрепятственного доступа к тексту муниципального правового акта, соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, в органах местного самоуправления. Просит суд у удовлетворении требований ФИО1 отказать.

Суд, выслушав стороны, заслушав заключение прокурора полагавшего, что заявленные требования обоснованы и подлежат удовлетворению, исследовав материалы дела, считает, что заявленные ФИО1 требования подлежат удовлетворению, по следующим основаниям:

Так в судебном заседании установлено что 05 июля 2021 года в Туапсинском районе произошла чрезвычайная ситуация, вызванная сильными ливневыми дождями.

Постановлением Администрации Муниципального образования Туапсинский район № 1015 от 05.07.2021 года «О введении режима функционирования Туапсинского муниципального звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Краснодарского края «Чрезвычайная ситуация»» был введен режим функционирования «Чрезвычайная ситуация» муниципального характера, в том числе на территории Джубгского городского поселения.

Истица является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ жилой дом истицы попал в зону ЧС. На момент ЧС в доме проживала семья истицы, состоящая из 4-х человек: истец ее несовершеннолетние дети – ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, а также ее мать – ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

В материалах дела имеется копия заключения которым был установлении факт нарушения условий жизнедеятельности заявителя и членов её семьи в результате ЧС, и акт комиссионного обследования утраченного имущества первой необходимости граждан РФ. Согласно данным документам, семья истицы является пострадавшей в результате ЧС, комиссией установлен факт нарушения условий их жизнедеятельности и факт утраты имущества первой необходимости в полном объеме.

Согласно справки ТОС Джубгского городского поседения истица и ее несовершеннолетние дети постоянно проживают по адресу; <адрес>.

Постановлением администрации муниципального образования Туапсинский район № 1017 от 06.07.2021 года «Об утверждении Порядка оказания единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации муниципального характера на территории муниципального образования Туапсинский район» был утвержден порядок и условия оказания гражданам единовременной материальной помощи и единовременной финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации муниципального характера.

Постановлением администрации муниципального образования Туапсинский район № 1043 от 09.07.2021 года «О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования Туапсинский район № 1017 от 06.07.2021 года «Об утверждении Порядка оказания единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации муниципального характера на территории муниципального образования Туапсинский район» в приложение к постановлению были внесены изменения. А именно, в новой редакции был изложен Порядок оказания единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости гражданам Российской Федерации пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации муниципального характера на территории Муниципального образования Туапсинский район (далее «Порядок»). Приложения к «Порядку» остались без изменений.

12.07.2021г. было вынесено Постановление администрации МО Туапсинский район №1049 «О внесении изменений в постановление администрации МО Туапсинский район от 06.07.2021г. №1017 «Об утверждении Порядка оказания единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации гражданам РФ, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации муниципального характера на территории муниципального образования Туапсинский район», которым были внесены изменения в Приложение №4,5,6 к Порядку оказания помощи… сам «Порядок» остался неизменным.

Согласно пункта 2 «Порядка», граждане, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации, имеют право на единовременную материальную помощь в размере 10 000 рублей на каждого пострадавшего человека и финансовую помощь в связи с утратой или имущества первой необходимости из расчета за частично утраченное имущество первой необходимости – 50 000 рублей на человека, за полностью утраченное имущество первой необходимости 100 000 рублей на человека.

Пунктом 3 «Порядка»,как в редакции Постановления №1017 от 06.07.2021г., так и в редакции Постановления №1043 от 09.07.2021г., предусмотрено, что предоставление пострадавшим гражданам Российской Федерации единовременной материальной помощи осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации, вызванной сильными ливневыми дождями, прошедшими на территории муниципального образования Туапсинский район 05 июля 2021 года следующих условий:

- постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства,

- нарушение условий жизнедеятельности гражданина в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.

Этим же пунктом порядка предусмотрено, что предоставление пострадавшим гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации, вызванной сильными ливневыми дождями, прошедшими на территории муниципального образования Туапсинский район 05 июля 2021 года следующих условий: - постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства, - утрата гражданином частично или полностью имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.

Одновременно, указано, что в отношении граждан, не достигших четырнадцати лет, постоянно проживающих совместно с их законными представителями (родителями, усыновителями, опекунами) в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации, действие положений абзацев второго, пятого, пункта 3 настоящего Порядка в части регистрации по месту жительства не применяется, за исключением случаев регистрации несовершеннолетних граждан, не достигших четырнадцати лет, по месту жительства вином жилом помещении, не попавшем в зону чрезвычайной ситуации, либо если место жительства несовершеннолетнего определено в соответствии с федеральными законами в ином жилом помещении, не попавшем в зону чрезвычайной ситуации.

Истица в соответствии с п.4 «Порядка» обратилась с заявлением о включении ее и ее несовершеннолетних детей в списки в списки граждан РФ пострадавших в результате ЧС, имеющих право на получение единовременной материальной помощи и единовременной финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости.

Согласно письма Администрации МО Туапсинский район от 17.07.2021 года исх № 01-02.4-203 истице отказано в включении в списки граждан РФ пострадавших в результате ЧС, имеющих право на получение единовременной материальной помощи и единовременной финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости. Основанием для отказа указано то обстоятельство, что на момент ЧС она, как и ее несовершеннолетние дети, не была зарегистрирована по месту жительства в жилом доме, попавшем в зону ЧС по адресу: <адрес>.

В силу положений абзаца 7 части 1 статьи 18 ФЗ РФ от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане РФ имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

В силу статьи 20 ГК РФ, местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона РФ от 25 июня 1993 года N 5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» (далее - Закон РФ от 25 июня 1993 года N 5242-1) в соответствии с Конституцией РФ и международными актами о правах человека каждый гражданин РФ имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ.

Ограничение права граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ допускается только на основании закона (часть 2 статьи 1 Закона РФ и от 25 июня 1993 года N 5242-1).

В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона РФ от 25 июня 1993 года N 5242-1 граждане РФ обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов РФ.

Абзацем вторым статьи 2 Закона РФ от 25 июня 1993 года N 5242-1 определено, что регистрационный учёт граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных данным законом сведений о регистрации граждан РФ по месту пребывания, регистрации граждан РФ по месту жительства, снятии граждан РФ с регистрационного учёта по месту пребывания и снятии граждан РФ с регистрационного учёта по месту жительства в пределах РФ.

Регистрация гражданина РФ по месту пребывания-постановка гражданина РФ на регистрационный учёт по месту пребывания, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учёта сведений о месте пребывания гражданина РФ и о его нахождении в данном месте пребывания (абзац третий статьи 2 Закона РФ от 25 июня 1993 года N 5242-1).

Регистрация гражданина РФ по месту жительства - постановка гражданина РФ на регистрационный учёт по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учёта сведений о месте жительства гражданина РФ и о его нахождении в данном месте жительства (абзац четвёртый статьи 2 Закона РФ от 25 июня 1993 года N 5242-1).

Абзацем восьмым статьи 2 Закона РФ от 25 июня 1993 года N 5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ » определено, что местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

Конституционный Суд РФ в постановлении от 2 февраля 1998 года N 4-П указал на то, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части 2 статьи 3 Закона РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места жительства в пределах РФ», не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами и законодательными актами субъектов РФ.

Из содержания статьи 20 ГК РФ, статей 2 и 3 Закона РФ от 25 июня 1993 года N 5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах РФ» следует, что регистрация не совпадает с понятием «место жительства» и сама по себе не может служить условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, законами РФ, конституциями и законами республик в составе РФ (пункт 12 раздела IV Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 4 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 декабря 2016 года).

По смыслу приведенных нормативных положений Закона РФ от 25 июня 1993 года N 5242-1 и Гражданского кодекса РФ в их системной взаимосвязи, местом жительства признается место (жилой дом, квартира, жилое помещение и др.), где гражданин постоянно или преимущественно проживает на основаниях, предусмотренных законом (право собственности, договор найма и др.). Граждане РФ вправе выбрать место пребывания и место жительства в пределах РФ, на них возложена обязанность регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ. При этом регистрация не совпадает с понятием «место жительства», является одним из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту жительства или месту пребывания. Установление места жительства гражданина возможно на основе других данных, не обязательно исходящих из органов регистрационного учета. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов РФ.

В данном случае, оспариваемые положения указанного Порядка, утвержденного Постановлением органа местного самоуправления, не соответствуют вышеуказанным положениям закона, имеющим большую юридическую силу, в той степени, в какой они ограничивают права истицы на получение финансовой и материальной помощи как пострадавшей от наводнения, в связи с отсутствием регистрации по месту нахождения данного жилища.

Согласно разъяснений, приведенных в пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, руководствуясь пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 4 ст.215 КАС РФ, признает этот нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. Если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся, и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.215-217 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить.

Признать недействующими, со дня вступления решения суда в законную силу, абзац 2, абзац 5 и абзац 7 пункта 3 Порядка оказания единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации муниципального характера на территории муниципального образования Туапсинский район, утвержденного Постановлением №1017от 06.07.2021г. «Об утверждении Порядка оказания единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации гражданам РФ, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации муниципального характера на территории муниципального образования Туапсинский район», в редакции Постановления администрации муниципального образования Туапсинский район № 1043 от 09.07.2021 года«О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования Туапсинский район № 1017 от 06.07.2021 года «Об утверждении Порядка оказания единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации муниципального характера на территории муниципального образования Туапсинский район», и Постановления администрации муниципального образования Туапсинский район от 12.07.2021 г. №1049 «Овнесении изменений в Постановление администрации муниципального образования Туапсинский район от 06.07.2021г. №1017 «Об утверждении Порядка оказания единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации гражданам РФ, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации муниципального характера на территории муниципального образования Туапсинский район», в той части, в которой они устанавливают обязательную регистрацию по месту жительства пострадавших в результате ЧС граждан, в том числе несовершеннолетних, для получения единовременной материальной и финансовой помощи, как не соответствующие законодательству РФ.

Обязать административного ответчика опубликовать решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, в официальном печатном издании Администрации МО Туапсинский район – газете «Черноморье сегодня», где было опубликован оспоренный в части нормативный акт, а также на официальном сайте администрации МО Туапсинский район в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Туапсинский районный суд, в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий

Судья : Рябцева А.И.