РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Промышленный районный суд г.Владикавказа, в составе: председательствующего судьи Дзуцевой А.А., при секретаре судебного заседания Дзебисовой Л.Н., с участием
представителя истца – ФИО1, действующего на основании доверенности от 12.03.2021 года 15/31-н/15-2021-1-790,
представителя ответчика - ФИО2 действующего на основании доверенности №08-19/00068 от 11.01.2021 г.,
представителя ответчика – ФИО3, действующего на основании доверенности №08-19/05750 от 26.04.2021 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО4 к Северо-Осетинской таможне о признании незаконным действия таможенного органа выразившиеся в отказе ФИО4 в выпуске транспортного средства Тайота ВОКСИ 2004 г.в., VIN <***> для личного пользования (в оформлении временного ввоза транспортного средства для лично пользования) на основании пп.1 п.1 ст.125 ТК ЕАЭС, по причине несоблюдения положений п.3 ст.264 ТК ЕАЭС.
обязании Северо-Осетинскую таможню оформить истцу ФИО4 в соответствии с абз.1п.1ст.264 ТК ЕАЭС временный ввоз транспортного средства, для личного пользования сроком до 1 года,
УСТАНОВИЛ:
ФИО4 обратился в суд с иском к Северо-Осетинской таможне о признании незаконным действия таможенного органа выразившиеся в отказе ФИО4 в выпуске транспортного средства Тайота ВОКСИ 2004 г.в., VIN <***> для личного пользования (в оформлении временного ввоза транспортного средства для лично пользования) на основании пп.1 п.1 ст.125 ТК ЕАЭС, по причине несоблюдения положений п.3 ст.264 ТК ЕАЭС.
обязании Северо-Осетинскую таможню оформить истцу ФИО4 в соответствии с абз.1п.1ст.264 ТК ЕАЭС временный ввоз транспортного средства, для личного пользования сроком до 1 года.
В обоснование заявленных требований указано, что ФИО4 <дата> выехал на своем личном транспорте Тайота ВОКСИ 2004 г.в., VIN <***> из г.Цхинвал, Республики Южная Осетия, где постоянно проживает, по личным делам в г.Владикавказ РСО-Алания. На пункте пропуска Нижний Зарамаг для процедуры таможенного декларирования транспортного средства по требованию таможенного инспектора истец предоставил необходимые документы согласно требованиям ст.261 ТК ЕАЭС. После изучения комплекта документов в оформлении временного ввоза транспортного средства ему было отказано и разъяснено, что согласно сведениям базы данных его транспортное средство находилось на таможенной территории ЕАЭС в течение года больше времени, чем в Южной Осетии, т.е. преимущественное пребывание в ЕАЭС является основанием для отказа истцу в оформлении временного ввоза транспортного средства для личного пользования. На возвращенном экземпляре пассажирской таможенной декларации таможенным органом была приведена ссылка на пп.1п.1ст.125 ТК ЕАЭС с комментарием «преимущественное пребывание в России более 300 дней в году». На основании указанного таможенный орган заставляет истца обеспечить исполнение обязательства по уплате таможенных пошлин внесение депозита на счет таможни). Таможенный орган не считает истца иностранным физическим лицом, зарегистрированном в государстве, не являющемся членом ЕАЭС. Истцом во время процедуры оформления временного ввоза был предоставлен паспорт гражданина Южной Осетии с отметкой подтверждающей регистрацию (постоянное проживание в Южной Осетии).
Ни в ТК ЕАЭС, ни в иных законах и подзаконных актах нет понятия «преимущественное пребывание». Ст.264 ТК ЕАЭС допускается временный ввоз на таможенную территорию союза иностранным физическим лицом транспортных средств, для личного пользования. Истец является иностранным физическим лицом, зарегистрированным в государстве, что подтверждается паспортном гражданина ЮО с отметкой о постоянной регистрации в данной республике,. между тем, физические лица, указанные в п.1 абз. ст.265 ТК ЕАЭС, не представляют обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в соответствии со ст.271 ТК ЕАЭС, что является определяющим обстоятельством, отличающем разные режимы временного ввоза транспортных средств для лично пользования иностранными физическими лицами.
Считает, что выводы таможенного органа ошибочны, и привели к нарушению его прав, как иностранного физического лица, на временный ввоз на таможенную территорию Союза транспортного средства для личного пользования, просил удовлетворить иск.
В судебное заседание ФИО4 не явился, доверил представлять свои интересы ФИО1, который доводы и требования поддержал и дополнительно показал, что СОТ ошибочно признала ФИО4 имеющего гражданство Южной Осетии, не иностранным лицом, мотивируя отказ только тем обстоятельством, что ФИО4 имеет гражданство РФ, что разрешено законом, временно зарегистрирован в п.Заводском, но эти все подробности были установлены ответчиком исключительно в связи с подготовкой к данному делу. Ст.264 ТК ЕАЭС допускает ввоз транспортного средства иностранному лицу, которым и является ФИО4 имеющий гражданство Южной Осетии сроком на один год. Считает, что доводы надуманы, и понимание норм таможенного законодательства искажено. Просил удовлетворить заявленные требования.
Представители СОТ Г.В. и С.С. требования истца не признали, представили суду письменный отзыв, в котором пояснили, что условия выпуска таможенным органом временно ввезенного транспортного средства для личного пользования зависит от статуса лица, осуществляющего такой ввоз. Так, на иностранное лицо, распространяются льготы предусмотренные ст.264 ТК ЕАЭС, согласно ст.2 ТК ЕАЭС– иностранным лицом признается лицо, не являющееся лицом государства члена.( Союза ). В свою очередь в соответствии с п.3 ст.264 ТК ЕАЭ временный ввоз на таможенную территорию Союза транспортного средства для личного пользования, лицом постоянно либо преимущественно проживающим на территории Союза, допускается при условии обеспечения обязанности по уплате таможенных пошлин.( депозит) Обратили внимание, что в таможенном законодательстве нет понятия постоянное проживание, в связи с чем используется аналогия права, а именно ст.20 ГК РФ, согласно положениям которой местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Следовательно, граждане Республики Южная Осетия имеют право осуществить временный ввоз транспортного средства без внесения обеспечения обязанности по уплате таможенных платежей в случае, если они постоянно или преимущественно проживают на территории иностранного государства и не имеют места постоянного проживания в государстве - члене Союза, в ином случае указанный гражданин имеет право осуществить временный ввоз транспортного средства при условии внесения обеспечения обязанности по уплате таможенных платежей. Ст. 261 ЕАЭС определен перечень документов, необходимых при подаче пассажирской таможенной декларации, в том числе документы, содержащие сведения, позволяющие идентифицировать транспортное средство для личного пользования, для личного пользования, т.е. на физическое лицо возлагается обязанность подтвердить соблюдения условий ввоза с освобождением от уплаты таможенных пошлин. Статьей 8 Соглашения о взаимодействии федеральной таможенной службы и федеральной миграционной службы, от 11.03.2008г., установлен оперативный обмен информацией на федеральном, региональном и территориальном уровнях, а также определен алгоритм действий должностных лиц таможенных постов, с целью открытия «временного ввоза». Должностное лицо в отношении иностранного транспортного средства проверяет достоверность сведений, заявленных в таможенной декларации в части указания страны постоянного проживания.
Административный истец при таможенном декларировании транспортного средства, предъявил иностранный паспорт, при пересечении Государственной границы заполнил миграционную карту, однако было установлено, что у ФИО4 имеется гражданство РФ, а также временная регистрация по адресу :<адрес>, ранее по указанному адресу имелась постоянная регистрация. Согласно базе данных таможенных органов АС «Авто-транспорт», принадлежащее административному истцу и временно ввезенное транспортное средство преимущественно находилось на территории РФ, а на территории иностранного государства, где пребывало лишь 24 дня. Исходя из указанных доводов, считают, что административный истец не вправе претендовать на льготы, предоставленные законодателем иностранным лицам. Просили исковые требования оставить без удовлетворения.
Суд, заслушав стороны и исследовав материалы дела, пришел к следующему
Из материалов дела усматривается, что Согласно пассажирской таможенной декларации <дата> ФИО4 отказано во временном ввозе на территорию Российской Федерации в беспошлинном ввозе транспортного средства Тайота ... г.в., VIN № на основании положения п.п. 1 п. 1 ст. 125 ТК ЕАЭС в связи с несоблюдением положений п.З, ст.264 ТК ЕАЭС.
Как усматривается из представленного административным истцом ответа УВМ МВД РСО-Алания № от <дата>, отделением УФМС России по РСО-Алания в <дата> ФИО4<дата>.р.. документирован паспортом гражданина Российской Федерации, серии 9003 №, является гражданином РФ на основании части 1 статьи 13 Закона от <дата>№ «О гражданстве Российской Федерации»., зарегистрирован по адресу :<адрес><дата>.
В соответствии с п. 1 ст. 264 ТК ЕАЭС допускается временный ввоз на таможенную территорию ЕАЭС иностранными физическими лицами транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в государстве, не являющемся членом ЕАЭС, на срок не более 1 года без уплаты таможенных пошлин, налогов.
Таким образом, временный ввоз предполагает ограничение возможности использования иностранного транспортного средства на таможенной территории Союза определенным сроком. Возможность беспошлинного ввоза предусмотрена законом прежде всего в целях обеспечения иностранному лицу, у которого возникла необходимость выезда за пределы своей страны, комфорта при пребывании в чужом для него государстве.
При этом, законом разрешен временный ввоз транспортных средств также физическими лицами государств- членов, но на иных условиях (пункт 3 статьи 264 ТК ЕАЭС).
В соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2019 г. № 174-ФЗ «О ратификации Протокола о внесении изменения в Договор между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия о союзничестве и интеграции от 18 марта 2015 года» Протокол о внесении изменения в Договор между Российской федерацией и Республикой Южная Осетия о союзничестве и интеграции (далее - I Протокол) вступил в силу 29 июля 2019г. и содержит информацию о том, что в соответствии с внесенным Протоколом изменением, на граждан Республики Южная Осетия не распространяются ограничения по срокам пребывания на территории Российской Федерации и не требуется визы. Это предусмотрено Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Южная Осетия о взаимных безвизовых поездках граждан Российской Федерации и Республики Южная Осетия от 1 февраля 2010 г.
Граждане Республики Южная Осетия имеют право осуществить временный ввоз транспортного средства без внесения обеспечения обязанности по уплате таможенных платежей в случае, если они постоянно или преимущественно проживают на территории иностранного государства и не имеют места постоянного проживания в государстве - члене Союза, в ином случае указанный гражданин имеет право осуществить временный ввоз транспортного средства при условии внесения обеспечения обязанности по уплате таможенных платежей.
В пассажирской таможенной декларации ФИО4 указывает место проживания Республика Южная Осетия, т.е. позиционируя себя иностранным лицом, ввозит на таможенную территорию Таможенного союза транспортное средство государственный регистрационный знак Тайота ВОКСИ 2004 г.в., VIN <***> ( для личного пользования, без уплаты таможенных платежей, в связи с чем, таможенный орган при принятии решения, и руководствуясь п. 22 Приложения 3 к Соглашению, согласно сведениям ТСЛП-АС «Авто-Транспорт», пребывание преимущественно находилось на территории Российской Федерации, был расценен в качестве физического лица- государства - члена ЕАЭС.
В соответствии, ст. 2 ТК ЕАЭС лицо государства - члена союза - это физическое лицо, имеющее постоянное место жительства в государстве - члена союза. Физические лица, не являющиеся лицами государства - члена союза, относятся к категории "иностранные лица".
"лицо государства-члена" - …, созданные в соответствии с законодательством государств-членов, а также физическое лицо, имеющее постоянное место жительства в государстве-члене, в том числе индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в соответствии с законодательством государства-члена;
Согласно положениям подп. 9, 14 ст. 4 ТК ЕАЭС, лицо государства - члена Таможенного союза - это физическое лицо, имеющее постоянное место жительства в государстве - члене Таможенного союза.
Таким образом, определяющим обстоятельством для разграничения статуса лица, является не наличие гражданства одного из государств - членов Таможенного союза с фиксацией в паспорте регистрации по месту жительства, а факт постоянного или преимущественного проживания на территории государства - члена Таможенного союза либо иностранного государства, достоверно подтвержденного соответствующими документами.
Наличие у ФИО4, регистрации в Республике Южная Осетия свидетельствует о том, что он является иностранным физическим лицом и имеет возможность ввоза транспортного средства без оплаты таможенных пошлин.
Таким образом, судом установлено, что гражданин РФ ФИО4 до получения паспорта гражданина Республики Южная Осетия в <дата> году, постоянно проживал и работал в <адрес>, РСО-Алания. После получения паспорта гражданина РЮО, истец также продолжает оставаться гражданином РФ, постоянно проживать по тому же адресу. Представителем СОТ Г.В. предлагалось представителю истца представить доказательства обратного: проживания ФИО5, наличия, собственности в <адрес>, но таковые стороной истца представлены не были.
На основании исследованных в судебном заседании доказательств, несмотря на то, что истец позиционирует себя как иностранный гражданин, суд приходит к убеждению о правомерности доводов ответчика о том, что у ФИО4 имеется гражданство Российской Федерации, следовательно, у него отсутствует необходимость заполнения миграционной карты, а частота и характер пересечения ФИО4 государственной границы свидетельствует о единственной цели такого пересечения - завершение операции временного ввоза транспортного средства и оформление пассажирской таможенной декларации с новым сроком временного ввоза.
При установленных обстоятельствах, с учетом сведений, полученных таможенным органом от ФМС России, у СОТ не имелось оснований идентифицировать административного истца как иностранное лицо в понимании таможенного законодательства.
Согласно части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
Из указанных норм следует, что решение об удовлетворении требований о признании незаконным решения государственного органа может быть принято исключительно при установлении судом одновременно 2 условий: 1) факта несоответствия оспариваемого решения закону; 2) решение должно нарушать права, свободы и законные интересы административного истца.
В то же время, не установление судом одного из обязательных условий влечет отказв удовлетворении требований.
В данном случае суд приходит к выводу о том, что у административного истца отсутствует право беспошлинного (в том числе, без внесения обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов) временного ввоза вышеуказанного иностранного транспортного средства, поэтому его право не может считаться нарушенным. Следовательно, оспариваемое решение таможенного поста МАПП Нижний Зарамаг от <дата> является законным и обоснованным, принятым в пределах компетенции, ввиду чего заявленные требования ФИО4 требования истца к Северо-Осетинской таможне о признании незаконным действия таможенного органа выразившиеся в отказе ФИО4 в выпуске транспортного средства Тайота ВОКСИ 2004 г.в., VIN <***> (в оформлении временного ввоза транспортного средства для лично пользования ) на основании пп.1 п.1 ст.125 ТК ЕАЭС, обязании Северо-Осетинскую таможню оформить истцу согласно абз.1п.1ст.264 ТК ЕАЭС временный ввоз транспортного средства, для личного пользования сроком на 1 год., подлежат отклонению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь гл.15 КАС, суд
РЕШИЛ:
Административный иск ФИО4 к Северо-Осетинской таможне о
признании незаконным действия таможенного органа выразившиеся в отказе ФИО4 в выпуске транспортного средства Тайота ВОКСИ 2004 г.в., VIN <***> для личного пользования (в оформлении временного ввоза транспортного средства для лично пользования) на основании пп.1 п.1 ст.125 ТК ЕАЭС, по причине несоблюдения положений п.3 ст.264 ТК ЕАЭС.
обязании Северо-Осетинскую таможню оформить истцу ФИО4 в соответствии с абз.1п.1ст.264 ТК ЕАЭС временный ввоз транспортного средства, для личного пользования сроком до 1 года, оставить без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано сторонами путем подачи апелляционной жалобы в Верховный Суд РСО-Алания в течение месяца.
Судья Дзуцева А.А.