ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1757/20 от 02.09.2020 Московского районного суда г. Калининграда (Калининградская область)

Дело № 2а-1757/2020

39RS0004-01-2020-001344-85

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2 сентября 2020 года г. Калининград

Московский районный суд г. Калининграда В СОСТАВЕ:

председательствующего судьи Левченко Н.В.

при секретаре Салтыковой Н.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Королевой Валентины Васильевны, Королева Алексея Степановича к администрации ГО «г. Калининград», Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области об оспаривании в части проекта планировки территории, понуждении к устранению допущенных нарушений,

УСТАНОВИЛ:

Королева В.В. и Королев А.С. обратились в суд с вышеназванным административным иском, указав, что они являются сособственниками земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., <данные изъяты> доли в праве собственности за Королевым А.С. и <данные изъяты> доли в праве собственности за Королевой В.В., с видом разрешенного использования под существующий индивидуальный жилой дом, по адресу <адрес>, на котором расположен жилой дом с кадастровым номером , также принадлежащий истцам. Жилой дом и земельный участок находятся в зоне Ж-4 (застройка индивидуальными жилыми домами). В феврале 2020 года при обращении к материалам публичной кадастровой карты истцам стало известно о формировании земельного участка с кадастровым номером , который находится в границах исторически сложившейся территории, которую используют истцы. На указанной территории истцами выполнено благоустройство, выполнено замощение, расположены хозяйственные постройки. Участок с кадастровым номером поставлен на кадастровый учёт 16.01.2020 года. Основанием формирования указанного земельного участка являлся утверждённый Проект планировки территории с проектом межевания в его составе в границах <адрес> утверждённым постановлением главы городского округа «город Калининград» №719 от 01.08.2019 года. Административные истцы с Проектом планировки территории с проектом межевания в его составе в границах <адрес>, утверждённым постановлением главы городского округа «Город Калининград» № 719 от 01.08.2019 года, не согласны, считают его незаконным и нарушающими их законные права и интересы в части формирования земельного участка и в той части, которой утверждённым проектом не установлено перераспределение земель частной собственности и земли государственной собственности с целью увеличения размера земельного участка с кадастровым номером с площади <данные изъяты> кв.м. до площади минимум 400 кв.м., предусмотренных как минимальный размер земельного участка для жилищного строительства в зоне Ж-4 Правилами землепользования и застройки городского округа «Город Калининград».

Ссылаясь на статьи 11.3., 11.7., части 3 ст. 39.28 Земельного кодекса РФ, статьи 30, 32, 36, 38, часть 5 статьи 41, части 1 и 9 статьи 42, части 1-3 статьи 43, части 1 и 2 статьи 46 Градостроительного кодекса РФ, Положение о подготовке документации по планировке территории органами местного самоуправления Правил землепользования и застройки «городского округа «Город Калининград» в редакции от 28.12.2017 года (часть 10 ст. 7), указывают, что 12 апреля 2019 года было вынесено Постановление № 332 о проведении публичных слушаний по Проекту планировки территории с проектом межевания в его составе в границах <адрес>. Пунктами 6.2-6.5 332 Постановления было указано, обеспечить опубликование оповещения о проведении публичных слушаний и настоящего постановления в газете «Гражданин» и на официальном сайте администрации городского округа «Город Калининград» www.klgd.ru; направить информацию о проведении публичных слушаний в управление по связям с общественностью и средствами массовой информации администрации городского округа «Город Калининград» (Вербицкая И. А.) для размещения в средствах массовой информации (в печатных изданиях, на радио); разместить после опубликования оповещения о проведении публичных слушаний проект на официальном сайте администрации городского округа «Город Калининград»; провести экспозицию проекта в срок с 06.05.2019 по 17.05.2019 в помещениях жилищного отдела Московского района управления жилищного и коммунального хозяйства комитета городского хозяйства администрации городского округа «Город Калининград» по адресу: <адрес>, консультирование посетителей: 07.05.2019 с 16 часов 30 минут до 17 часов 30 минут; - 14.05.2019 с 16 часов 30 минут до 17 часов 30 минут.

Фактически указанное постановление было опубликовано в газете «Гражданин» №23(2084) от 25 апреля 2019 года., т.е. в менее чем за месяц до планируемой даты проведения публичных слушаний (17 мая 2019 года), что противоречит п.1.7 Положения "О порядке организации и проведения публичных слушаний по документации по планировке территории (проектам планировки территории и проектам межевания территории) городского округа "Город Калининград" (с изменениями на 27 ноября 2019 года) утверждённых Решение городского совета депутатов от 4 июля 2018 года N 137, где указано, что срок проведения публичных слушаний со дня оповещения жителей о времени и месте проведения публичных слушаний до дня опубликовании заключении о результатах публичных слушаний - не менее одного месяца и не более трех месяцев. День опубликования оповещения и постановления Администрации о проведении публичных слушаний в официальном печатном издании органов местного самоуправления городского округа "Город Калининград" - газете "Гражданин" является датой оповещения жителей о проведении публичных слушаний. Таким образом, учитывая опубликование сообщения о проведении публичных слушаний 25 апрели 2019 года, дата их фактического проведения 17 мая 2019 года, что менее одного месяца (22 дня) публичные слушания были проведены с нарушением срока извещения граждан о их проведении. Полагают, что в силу положений ст. 5, части 5 статьи 46 Градостроительного кодекса РФ право на участие в публичных слушаниях было нарушено.

Считают, что администрацией нарушены Градостроительные регламенты при утверждении проекта межевания территории в проект планировки. В соответствии с правилами землепользования и застройки минимальный размер образуемых участков с видом разрешённого использования составляет 400 кв.м.. В соответствии с графической частью спорного проекта планировки с проектом межевания №3 земельный участок истцов с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., с видом разрешенного использования под существующий индивидуальный жилой дом, по адресу <адрес>, объединён с участком , площадью <данные изъяты> кв. м., который принадлежит исключительно Королевой В.В. на праве пожизненного наследуемого владения и объединены с землями государственной собственности с целью формирования путём перераспределения ЗУ с учётным номером по проекту межевания в составе проекта планировки территории общей площадью <данные изъяты> кв.м. Рядом на исторически используемой территории прилегающей к ЗУ с кадастровыми номерами и , по проекту формируется ЗУ с учётным номером , площадью <данные изъяты> кв.м.. на территории которого расположены хозяйственные постройки истцов, выполнено благоустройство, высажены плодовые деревья, формирование этого участка делает невозможным уточнение границ земельных участков в целях приведения их границ к минимально допустимым 400 кв.м. В связи с чем, 23 мая 2019 года после проведения публичных слушаний, но до момента выдачи заключения по их проведению, истцы подали обращение № з-КТРиС-4331, которым просили исключить формирование ЗУ площадью кв.м. № по проекту и дать присоединить его к ЗУ для обслуживания жилого дома по <адрес> в границах фактического использования. 24.06.2019 года Королева В.В. получила ответ на своё обращение, в котором указано, что после устранения замечаний и учёта предложений по результатам публичных слушаний от 17.05.2019 года проект планировки будет направлен главе городского округа «город Калининград» для принятия решения об утверждении или отклонении документации по планировке территории и направлении её на доработку в соответствии со ст.46 Градостроительного кодекса РФ. Истцы полагали, что указанный ответ подтвердил, что их заявление будет принято во внимание при устранении замечаний к проекту, однако как выяснилось позднее, замечания истцов не были приняты во внимание. В составе пояснительной записки в проекте планировки территории с проектом межевания в его составе в границах ул<адрес> в Положении о характеристиках планируемого развития территории; Положение об очерёдности планируемого развития территории указано, что - в территориальной зоне Ж-4/А (на всей территории жилой застройки в границах проекта планировки, за исключением участка территориальной зоны Ж-3): минимальный и максимальный размер земельного участка индивидуального жилого дома или дома малоэтажной многоквартирной жилой застройки, блокированной жилой застройки установлены 400,0 кв. м и 200,0 кв.м. или 1200,0 кв. м и 400,0 кв.м., соответственно.

В настоящее время истцами были подготовлены и поданы на рассмотрение в администрацию городского округа «Город Калининград» межевые планы, в соответствии с которыми площади ЗУ с кадастровыми номерами и составляют соответственно 450 кв.м, и 450 кв.м. Учитывая совокупную площадь ЗУ по проекту № и № равную <данные изъяты> кв.м. + кв.м. = <данные изъяты> кв.м., формирование уточнение двух ЗУ Административных истцов до минимальных размеров предусмотренных Правилами землепользования и застройки (450 кв.м. + 450 кв.м.) делает невозможным формирование ещё одного земельного участка предназначенного для индивидуального жилищного строительства площадью 234 кв.м., так как его площадь менее минимального размере в 400 кв.м.

Полагают, что на основании ст. 11.3, 11.7, 39.28 Земельного кодекса РФ во взаимосвязи со ст. 30, 36.38 ГрК РФ, ст.7 и 32 Правил землепользования и застройки городского округа «город Калининград», проект планировки территории с проектом межевания в его составе в границах ул<адрес>, утверждённым постановлением главы городского округа «город Калининград» №719 от 01.08.2019 года, в части образования ЗУ с учётными номерами и незаконным и подлежащим в указанной части признанию недействительным.

Просит признать недействительным и отменить проект планировки территории с проектом межевания в его составе в границах <адрес> утверждённым постановлением главы городского округа «город Калининград» №719 от 01.08.2019 года в части участков с учётными номерами и на графической части №3 проекта; обязать администрацию городского округа «Город Калининград» уточнить проект планировки территории с проектом межевания в его составе в границах <адрес> утверждённым постановлением главы городского округа «Город Калининград» №719 от 01.08.2019 года в части участков с учётными номерами и на графической части №3, уточнив их в соответствии с межевыми планами от 23.12.2019 года в отношении ЗУ с кадастровыми номерами и , а также сообщить об исполнении решения по административному делу в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Истицы Королева В.В. и Королев А.С. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Представитель истцов по доверенности Кузин В.А. в судебном заседании поддержал административные исковые требования по изложенным в иске основаниям. Пояснил, что на праве собственности у истцов находится участок площадью <данные изъяты> кв.м.. Действующим законодательством предусмотрен минимальный размер под ИЖД в размере не менее 400 кв.м.. Проект планировки должен был быть произведен в соответствие с действующим законодательством, но администрация ГО допустила ошибки, в результате которых были ущемлены права истцов. Королевым было предложено провести перераспределение земель, однако распределённых земель не хватало до минимального размера под ИЖД. Публичные слушания были проведены с нарушением срока. Участок, который предлагалось перераспределить, находится в праве пожизненного наследуемого владения. Также были проведены публичные слушания, сроки проведения которых были нарушены. Индивидуальный жилой дом находится в долевой собственности, находится на участке с кадастровым номером 1. Указанные расчеты планировки территории представлены в целях необходимости правильного их распределения, их необходимо увеличить, т.к. земельный участок под ИЖД меньше необходимого минимума. Указанные земельные участки территориально находятся на <данные изъяты>, рядом с <данные изъяты>. При постановке на учет земельных участков у истцов не возникало вопросов по количеству выделенных метров из-за правовой неграмотности. А 1993 году на дом было получено регистрационное удостоверение путем приватизации. Они хотят, чтобы перераспределение было с одним участком. У данных земельных участков есть общая граница. Они допускают возможность перераспределения в отношении земельного участка, находящегося в пожизненном наследуемом владении, только в том случае, если такая возможность предусмотрена законом, ранее истцы просили администрацию уточнить границы участка. Согласно положению по подготовке декларации по планировке территории, при подготовке проектов межевания территории, определения местоположения и (или) изменяемых земельных участков осуществляется в соответствии с учетом допустимого минимального размера земельного участка. По проекту формируемый участок <данные изъяты> кв.м., при этом он состоит из 3-х земельных участков, 1-й участок <данные изъяты> кв.м., 2-й участок <данные изъяты> кв.м, 3-й участок <данные изъяты> кв.м.. Объединены 2 участка, находящиеся в разных формах собственности, что недопустимо. В свою очередь администрация нарушила свой же регламент, в случае, если проект планировки не установлен, собственники вправе обратится за перераспределением земельных участков, в случае отмены проекта планировки территории можно будет составить схему иную. на сегодняшний день земельные отношения истцами оформлены не до конца, поскольку у доверителей есть 2 отдельных участка <данные изъяты> кв.м. и <данные изъяты> кв.м,, один из которых находится в пожизненном наследуемом владении. Постановление, на основании которого истцам был передан безвозмездно земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. они не оспаривают, истцы зарегистрировали право собственности. Была проведена регистрация земельных участков, перерегистрация ранее возникшего права, в результате чего выяснилось, что размер участков не соответствует действующему законодательству, следовательно, данные земельные участки должны быть увеличены, земельный участок, который мог бы образоваться в результате проекта планировки, не может быть сформирован в этих границах. Администрация объединяет участки, имеющие разные формы собственности, законом не предусмотрено перераспределение земель на праве собственности и на праве пожизненного наследуемого владения. Считает, что права истцов нарушены, в случае переформирования земельных участков они должны быть приведены в соответствие с действующим законодательством. Администрация включила земельный участок, принадлежащий на праве пожизненного наследуемого владения, в общую собственность, таким образом, образовав минимально допустимый размер земельного участка, в связи с чем просит отменить указанный проект планировки. Данные земельные участки невозможно рассматривать как общий, они являются отдельными, поскольку один из них находится в пожизненном наследуемом владении.

Представитель административного ответчика администрации городского округа «Город Калининград» по доверенности Миненок К.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, считает их незаконными и необоснованными. Пояснила, что переписка с собственниками данного строения ведется с 2015 года. На тот период времени разрабатывалась техническая документация, связанная с проектом указанной территории. На данную территорию проводились публичные слушания. В 1993 году постановлением администрации №1014 от 22.10.1993 года Королевой В.С., как собственнику <данные изъяты> доли жилого дома, был предоставлен в пожизненное наследуемое владение участок №1, в 2016 году на основании заявления истцов было подготовлено постановление, в соответствии с которым был передан в собственность занимаемый ими земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. Проект планировки разрабатывался не с целью определения границ земельных участков,, а был разработан с целью определения земельных участков, свободных от прав третьих лиц. По указанному проекту планировки был поставлен смежный земельный участок. Для увеличения уже имеющегося земельного участка под ИЖД необходимо совместное обращение истцов в администрацию. Сроки проведения публичных слушаний не нарушены, истцы в указанных слушаниях участия не принимали. В настоящее время новый проект территорий смежных земельных участков никак не нарушает прав третьих лиц. Они формировали земельный участок из того, что имелось на момент формирования. По документам 1993 года был сформирован земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м.. Учитывались только те замечания, которые были получены в результате публичных слушаний, поскольку истцы не учувствовали в данных слушаниях, их мнение не было учтено. Земельные участки были сформированы, один является долевой собственностью, на второй из участков право собственности так и не оформлено. Действующий проект планировки никак не затрагивает права истцов, поскольку Земельным кодексом предусмотрено образование единого участка на одно строение, и предусмотрено переоформление права пожизненного наследуемого владения на право собственности, но истица в Росреестр не обратилась. В проекте планировки предусмотрено формирование третьего участка, который при соединении с двумя имеющимися должен образовать единый земельный участок по жилой дом площадью <данные изъяты> кв.м. Обязанность истцов переоформить право собственности вместо пожизненного наследуемого владения установлена действующим законодательством, ст. 3 Закона «О введении в действие Земельного кодекса», но срок не установлен, поскольку заявители не обращались за переоформлением земельных участков, то истцы остаются с тем, что есть сейчас, т.е. один земельный участок находится в праве пожизненного наследуемого владения, которое сейчас земельным законодательством не предусмотрено. До переоформления права пожизненного наследуемого владения на право собственности перераспределение земель с увеличением единого участка до площади <данные изъяты> кв.м. невозможно. Дом находится на участке <данные изъяты> кв.м., на границы второго участка не заходит. У Королевой есть доля в обоих участках, т.к. участок на пожизненном наследуемом владении также передан ей как собственнику <данные изъяты> доли. Актом на землю были определены границы земельных участков, под дом выделялся отдельный участок 250 кв.м., оставшийся земельный участок так и не был оформлен в собственность, при этом на втором земельном участке дом не находится. Акт на землю, который был получен, определял границы участка 600 кв.м. Законодательство на 1993 год предусматривало оформление отдельного участка под дом, и отдельно на праве пожизненного наследуемого владения, которое оформлено только собственником <данные изъяты> доли. Если бы сособственник 3/10 доли также оформил участок, участков было бы три. Независимо от количества долей в праве совокупная площадь всех участков не превысила бы 600 кв.м. Независимо от количества собственников у них был бы участок под дом в долевой собственности, и несколько участков пропорционально долям каждого из них в пользовании, но в совокупности их площадь не превысила бы площадь 600 кв.м. Участки в пользование оформлялись пропорционально долям в праве на объект. Сейчас земельное законодательство предусматривает единый участок на один объект. По старому законодательству один участок был сформирован под пятно застройки дома, и отдельные участки в пользование собственникам дома пропорционально долям при том, что строение на них не располагалось. По действующему в настоящее время законодательству может быть предоставлен только единый участок под жилой дом пропорционально долям в праве собственности на дом. Администрация только предложила вариант формирования общего участка <данные изъяты> кв.м. путем перераспределения участка, который находится в праве пожизненного наследуемого владения. Земельный участок, представленный на праве пожизненного владения, входит в общее владение истцов. Считает, что права истцов данным проектом планировки не нарушены.

Также представила письменные возражения на административное исковое заявление, в котором указала следующее (л.д. 119-121). Территория городского округа «Город Калининград» обеспечена документами: территориального планирования Генеральным планом городского округа «Город Калининград», утвержденным решением городского Совета депутатов Калининграда от 06.07.2016 № 225 (в редакции постановления Правительства Калининградской области от 17.02.2020 № 74; градостроительного зонирования Правилами землепользования и застройки городского округа «Город Калининград», утвержденными решением городского Совета депутатов Калининграда от 25.12.2017 №339.

Ссылаясь на статью 41 ГрК РФ указывают, что документация по планировке территории до ее утверждения подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях. По документации организованы и проведены публичные слушания. Предложения и замечания участников публичных слушаний, проживающих на территории, в отношении которой разработана Документация, а также правообладателей находящихся в границах этой территории земельных участков, поступившие в адрес Комитета архитектуры и строительства администрации (в устной и письменной форме), учтены в протоколе публичных слушаний. Довод административных истцов о нарушении их прав на участие в публичных слушаний несостоятелен, поскольку будучи извещенными о проведении слушаний, в публичных слушаниях истцы участия не принимали. Информация о разработке проекта планировки и о последующем проведении публичных слушаний была доведена до административных истцов в письме из-КМИ-21/4281 от 15.06.2016. Кроме этого оповещение о проведении публичных слушаний и постановление администрации № 332 от 12.04.2019 опубликовано в газете «Гражданин» и на официальном сайте администрации в сети Интернет http://klgd.ru в разделе: «Строительство - Публичные слушания - Проекты планировки».

В части пункта искового заявления о нарушении сроков проведения публичных слушаний сообщают, что ответчиком не допущено нарушений п.1.7. Положения «О порядке организации и проведения публичных слушаний по документации по планировке территории городского округа «Город Калининград», утвержденного решением городского Совета депутатов от 1.07.2018 №137. Срок проведения публичных слушаний со дня оповещения кителей о времени и месте проведения публичных слушаний до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний - не менее одного месяца и не более трех месяцев. Сообщение о проведении слушаний было опубликовано 25.04.2019, заключение о результатах было опубликовано 6.06.2019. Указанный порядок не предусматривает необходимость обязательного опубликования сообщения не менее чем за месяц до даты непосредственного проведения таких слушаний, как указывает административный истец.

Требование административных истцов об уточнении проекта планировки в части уточнения границ земельных участков с кадастровыми номерами и с увеличением каждого до 450 кв.м. не основано на законе. Земельный участок с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м. в соответствии с постановлением администрации городского округа «Город Калининград» от 23.06.2016 № 905 передан бесплатно в долевую собственность административных истцов, земельный участок с кадастровым номером , площадью <данные изъяты>,<данные изъяты> кв.м. предоставлен Королевой В.В. в пожизненно наследуемое владение как собственнику <данные изъяты> доли жилого дома по ул. Возрождения. Так как пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137 «О введении в действие земельного кодекса закреплена необходимость переоформления прав на землю, предусмотренных Земельным кодексам РФ обжалуемым (в части) проектом Планировки было предусмотрено образование единого земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. под жилой дом <адрес>. Поскольку согласно пункту 4 статьи 12 ЗК образование земельных участков допускается при наличии согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов изложенного в письменной форме, то предусмотренное образование единого земельного участка № <данные изъяты> само по себе не нарушает прав административных истцов.

Полагают, что требование административных истцов об обязании администрации сообщить об исполнении решения суда в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу не основано на законе. Администрация городского округа «Город Калининград» считает оспариваемый ненормативный правовой акт полностью соответствующим нормами действующего законодательства. Учитывая вышеизложенное, в удовлетворении заявленных требований просят отказать.

Представитель заинтересованного лица Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области по доверенности Сахаревич Е.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, поддержала позицию администрации. В настоящий момент нет законных оснований для перераспределения земель. Минимальный размер образуемых земельных участков составляет 400 кв.м., земельные участки, принадлежащие на праве собственности истцам и на праве пожизненного наследуемого владения истцу, данным проектом планировки не образуются. Границы земельных участков истцов не изменяются, это видно из проекта планировки, указанным проектом не предусмотрено изменение границ земельных участков. На сегодняшний день истцы не обратились с заявлением о перераспределении земельных участков.

Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области по доверенности Орлов Н.Р. в судебном заседании просил разрешить заявленные исковые требования на усмотрение суда, полагает Управление Росреестра ненадлежащим ответчиком.

Выслушав пояснения участников процесса, исследовав собранные по делу доказательства и дав им оценку в соответствии с требованиями 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ, по общему правилу, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд помимо прочего проверяет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, порядок и основания принятия оспариваемого решения, если такой порядок установлен, а также соответствует ли его содержание нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу ч. 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ органы местного самоуправления осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Согласно ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Статьей 11.3 ЗК РФ установлено, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с проектом межевания территории либо утвержденной схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса (п. 3 ст. 11.7 ЗК РФ).

В соответствии с ч. 3 ст. 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.

Согласно ч. 1, ч. 4 ст. 41 Градостроительного кодекса РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства. Видами документации по планировке территории являются: проект планировки территории; проект межевания территории.

Подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории. (ч. 1 ст. 42 Градостроительного кодекса РФ).

Согласно ч. 1 ст. 43 Градостроительного кодекса РФ подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны, территории, в отношении которой предусматривается осуществление деятельности по ее комплексному и устойчивому развитию.

Решением городского Совета депутатов Калининграда от 25.12.2017 N 339 "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа "Город Калининград" установлена минимальная площадь земельного участка для индивидуального жилищного строительства - 400 кв.м. (ст. 32 п. 6).

Судом установлено, что на основании постановления администрации ГО «Город Калининград» от 23.06.2016 № 905 «О предоставлении Королеву А.С. и Королевой В.В. в собственность бесплатно земельного участка по <адрес> под существующий индивидуальный жилой дом» истцы Королев А.С. (<данные изъяты> доли) и Королева В.В. (<данные изъяты> доли) являются собственниками земельного участка с КН , площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, разрешенное использование земельного участка – под существующий индивидуальный жилой дом, категория земель - земли населенных пунктов (л.д. 122).

Также Королева В.В. на праве пожизненного наследуемого владения является владельцем земельного участка с КН , площадью <данные изъяты>,2 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель - земли населенных пунктов - под <данные изъяты> доли жилого дома, что подтверждается свидетельством о госрегистрации права от 22.05.2015 (л.д. 18).

В соответствии с ч. 2, 3 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ решение о подготовке документации по планировке территории применительно к территории городского округа подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение трех дней со дня принятия такого решения и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения) или на официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети "Интернет".

Со дня опубликования решения о подготовке документации по планировке территории физические или юридические лица вправе представить в орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения о порядке, сроках подготовки и содержании документации по планировке территории.

Согласно п. 1.7. Положения «О порядке организации и проведения публичных слушаний по документации по планировке территории городского округа «Город Калининград», утвержденного решением городского Совета депутатов от 1.07.2018 №137 срок проведения публичных слушаний со дня оповещения жителей о времени и месте проведения публичных слушаний до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний - не менее одного месяца и не более трех месяцев.

День опубликования оповещения и постановления Администрации о проведении публичных слушаний в официальном печатном издании органов местного самоуправления городского округа "Город Калининград" - газете "Гражданин" является датой оповещения жителей о проведении публичных слушаний.

15.06.2016 Комитет муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград» в ответ на обращение Королевой В.В. и Королева А.С. с просьбой учесть при разработке проекта межевания территорию, прилегающую к территории индивидуального жилого дома по <адрес> в границах фактического пользования, направил заявителям сообщение о том, что на основании постановления администрации городского округа «Город Калининград» от 15.09.2015 № 1578 на территорию в границах <адрес> разрабатывается проект планировки с проектом межевания в его составе. До предоставления на утверждение проект будет рассмотрен на публичных слушаниях с целью учета предложений граждан, проживающих на данной территории, а также правообладателей земельных участков и объектов недвижимости, в которых Королевы могут принять участие и выразить свои намерения. Информация о проведении публичных слушаний размещается на официальном сайте администрации городского округа «Город Калининград» - «Строительство – Публичные слушания-Проекты планировки») (л.д. 124).

Постановлением администрации ГО «Город Калининград» от 12.04.2019 № 332 было назначено проведение публичных слушаний на 17 мая 2019 года по проекту планировки территории с проектом межевания в его составе в границах <адрес>. Планом мероприятий определены место проведения слушаний, дата собрания участников и порядок проведения слушаний (л.д. 37-39).

Оповещение о проведении публичных слушаний и постановление администрации № 332 от 12.04.2019 было опубликовано 25.04.2019 в газете «Гражданин» № 23 (2084) и на официальном сайте администрации в сети Интернет http://klgd.ru в разделе: «Строительство - Публичные слушания - Проекты планировки» (л.д. 127, 40-41).

Как указывает ответчик администрация ГО «Город Калининград» и следует из заключения о результатах проведения публичных слушаний от 17.05.2019, в протоколе публичных слушаний были учтены предложения и замечания участников публичных слушаний, проживающих на территории, в отношении которой разработана документация, а также правообладателей находящихся в границах этой территории земельных участков, поступившие в адрес Комитета архитектуры и строительства администрации (в устной и письменной форме) – всего 11 человек.

Как указывает администрация городского округа «Город Калининград», заключение о результатах публичных слушаниях от 17.05.2019 было опубликовано 6.06.2019.

Таким образом, административные истцы были надлежаще извещены о проведении публичных слушаний, однако участия в них не принимали, а указанный порядок организации и проведения публичных слушаний по документации по планировке территории городского округа не предусматривает необходимость обязательного опубликования сообщения не менее чем за месяц до даты непосредственного проведения таких слушаний.

В силу статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" права на землю, не предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации, подлежат переоформлению со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации. Право пожизненного наследуемого владения находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, приобретенное гражданином до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется (пункт 1).

Оспариваемым проектом планировки территории с проектом межевания было предусмотрено образование единого земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. под жилой дом <адрес>.

Согласно пункту 4 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов.

Вместе с тем, Королева В.В. до настоящего времени право пожизненного наследуемого владения не переоформила.

Оспариваемым проектом планировки территории с проектом межевания в его составе в границах <адрес> было предусмотрено образование единого земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м.. Правовых оснований для увеличения площади каждого из земельных участков истцов до минимально допустимых размеров 400 кв.м. не имеется, поскольку они сформированы под один и тот же объект – индивидуальный жилой дом по адресу: <адрес>, принадлежащий истцам на праве собственности (л.д. 133-140).

Таким образом, с учетом того обстоятельства, что изначально под жилой дом был сформирован участок <данные изъяты> кв.м. (л.д. 133), который в последующем в границах пятна застройки дома был передан в собственность долевым собственникам дома, а в оставшейся части подлежал оформлению на праве пожизненного наследуемого владения собственниками дома пропорционально долям, однако оформлен только собственником <данные изъяты> доли, образование единого земельного участка под жилой дом площадью <данные изъяты> кв.м. в проекте планировки территории не противоречит закону, не нарушает прав истцов, а, напротив, направлено на достижение правовой определенности статуса объекта, приведение его в соответствие с действующим в настоящее время земельным законодательством, согласно которому под индивидуальный жилой дом должен быть сформирован единый земельный участок, и передачу в установленном законом порядке истцам той части земельного участка, на <данные изъяты> доли которого не было оформлено право пожизненного наследуемого владения, возможность оформления которого в настоящее время утрачена.

В соответствии со статьей 304 ГК РФ, собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ судебной защите подлежит лишь принадлежащее лицу нарушенное право.

Доказательства того, что в результате образования единого земельного участка № 28 были нарушены права административных истцов, в материалах дела отсутствуют.

На основании изложении суд отказывает административным истцам в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Королевой Валентины Васильевны, Королева Алексея Степановича отказать.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд в апелляционном порядке через Московский районный суд г. Калининграда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда составлено 16 сентября 2020 года.

Судья: подпись .

Согласовано:

Судья Н.В. Левченко .

.

.

.

.

.