Дело №
УИД №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«18» ноября 2021 года город Тында
Тындинский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Крегеля А.А.,
при секретаре Донских А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению МОАУ «Юкталинская средняя общеобразовательная школа» Тындинского района к ОСП по Тындинскому району УФССП России по Амурской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
МОАУ «Юкталинская средняя общеобразовательная школа» обратилась в суд с указанным административным исковым заявлением, указав в его обоснование, что решением Тындинского районного суда от 06 июля 2021 г. на МОАУ «Юкталинская средняя общеобразовательная школа» возложена обязанность обеспечить к 01 сентября 2021 г. охрану объекта (территории) – здания МОАУ «Юкталинская СОШ» расположенного по адресу: , сотрудниками частных охранных организаций или сотрудниками подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации или сотрудниками военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации или сотрудниками подразделений ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны. 21 сентября 2021 г. судебным приставом-исполнителем ОСП по Тындинскому району УФССП России по Амурской области было возбуждено исполнительное производство №-ИП, в рамках которого 06 октября 2021 г. вынесено постановление о взыскании с МОАУ «Юкталинская средняя общеобразовательная школа» исполнительского сбора в размере 50 000 руб., в связи с неисполнением решения суда от 06 июля 2021 г.
МОАУ «Юкталинская средняя общеобразовательная школа», ссылаясь на положения ст. 112 Федерального закона от 02 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве), полагает, что исполнительский сбор относится к мерам принуждения, является санкцией штрафного характера и может применяться при наличии виновного противоправного поведения, которое в действиях МОАУ «Юкталинская средняя общеобразовательная школа» отсутствует. В настоящее время в отсутствуют филиалы частных охранных предприятий, вместе с тем человек, готовый устроиться на школьный пост охраны, прошел обучение в ЧУДПО «», сдал экзамен 21 октября 2021 г., ожидает получение «Удостоверения охранника», после этого будет готов трудоустроиться в ООО ЧОП «» и приступить к обязанностям по охране объекта (территории) – здания МОАУ «Юкталинская средняя общеобразовательная школа».
Просит освободить МОАУ «Юкталинская средняя общеобразовательная школа» от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по исполнительному производству №-ИП, возбужденному по исполнительному листу, выданному Тындинским районным судом Амурской области по делу №.
В судебное заседание представитель административного истца – МОАУ «Юкталинская средняя общеобразовательная школа», представитель административного ответчика ОСП по Тындинскому району УФССП России по Амурской области надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела не явились, о причинах неявки не сообщили, каких-либо ходатайств от указанных лиц не поступало.
В соответствии с ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Принимая во внимание, что все лица, участвующие в деле извещены надлежащим образом, их явка не является обязательной и не признана судом обязательной, суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.
Изучив доводы административного искового заявления, исследовав представленные письменные доказательства и дав им юридическую оценку в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что вступившим в законную силу решением Тындинского районного суда от 06 июля 2021 г. на МОАУ «Юкталинская средняя общеобразовательная школа» возложена обязанность обеспечить к 01 сентября 2021 г. охрану объекта (территории) – здания МОАУ «Юкталинская СОШ» расположенного по адресу: , сотрудниками частных охранных организаций или сотрудниками подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации или сотрудниками военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации или сотрудниками подразделений ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
21 сентября 2021 г. судебным приставом-исполнителем ОСП по Тындинскому району УФССП России по Амурской области было возбуждено исполнительное производство №-ИП, в рамках которого 06 октября 2021 г. вынесено постановление о взыскании с МОАУ «Юкталинская средняя общеобразовательная школа» исполнительского сбора в размере 50 000 руб., в связи с неисполнением решения суда от 06 июля 2021 г.
МОАУ «Юкталинская средняя общеобразовательная школа» полагает, что исполнительский сбор относится к мерам принуждения, является санкцией штрафного характера и может применяться при наличии виновного противоправного поведения, которое в действиях МОАУ «Юкталинская средняя общеобразовательная школа» отсутствует. В настоящее время в отсутствуют филиалы частных охранных предприятий, вместе с тем человек, готовый устроиться на школьный пост охраны, прошел обучение в ЧУДПО «», сдал экзамен 21 октября 2021 г., ожидает получение «Удостоверения охранника», после этого будет готов трудоустроиться в ООО ЧОП «» и приступить к обязанностям по охране объекта (территории) – здания МОАУ «Юкталинская средняя общеобразовательная школа». В связи с чем МОАУ «Юкталинская средняя общеобразовательная школа» обратилась в суд с настоящим административным исковым заявлением.
В соответствии со ст. 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с разъяснениями Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 г. № 13-П, исполнительский сбор является не правовосстановительной санкцией, т.е. санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов, а представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Согласно ч. 6 ст. 112 Закона об исполнительном производстве должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Частью 7 названной статьи предусмотрено право суда освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства.
Основания ответственности за нарушения обязательств установлены ст. 401 ГК РФ, согласно которой лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Следовательно, в силу прямого предписания в законе вопросы об имущественном положении должника, степени его вины в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом иска должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.
Суд полагает, что в данном случае виновное противоправное бездействие должника в неисполнении решения суда отсутствует.
Такой вывод суд делает на основе представленных административным истцом доказательств, в частности из ходатайств директора МОАУ «Юкталинская средняя общеобразовательная школа» от 04 октября 2021 г. направленного: директору ООО ЧОП «», ООО ЧОП «», ООО ЧОП «», ООО «», а также начальникам Тындинского отряда ведомственной охраны Филиала ФГП ВО ЖДТ России на Дальневосточной ж.д. (), Тындинского филиала ФГКУ «ОВО ВНГ России по Амурской области», с просьбой выслать коммерческое предложение и перечень условий предоставления услуги по обеспечению охраны объекта (территории) – здания МОАУ «Юкталинская средняя общеобразовательная школа»; ответами указанных организаций на заявленное ходатайство директора; копиями объявлений о имеющейся ставке охранника школы, размещенных на бумажных носителях и информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Представленные административным истцом доказательства, а также материалы исполнительного производства №-ИП в совокупности, позволяют суду прийти к выводу, что отсутствие на территории филиалов частных охранных предприятий, а также поиск человека, готового устроиться на школьный пост охраны, свидетельствуют о наличии объективных причин, препятствующих МОАУ «Юкталинская средняя общеобразовательная школа» исполнить решение суда в установленный законом срок и позволяют суду прийти к выводу об отсутствии в действиях административного истца виновного неисполнения в установленный срок требований Закона об исполнительном производстве, являющегося необходимым условием для наступления ответственности и применения санкций в виде взыскания исполнительского сбора.
Учитывая изложенное, суд считает возможным удовлетворить административные исковые требования и освободить МОАУ «Юкталинская средняя общеобразовательная школа» от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 руб. по исполнительному производству №-ИП, возбужденному по исполнительному листу, выданному Тындинским районным судом Амурской области по делу №.
Руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ
РЕШИЛ:
административное исковое заявление МОАУ «Юкталинская средняя общеобразовательная школа» Тындинского района – удовлетворить.
Освободить МОАУ «Юкталинская средняя общеобразовательная школа» Тындинского района от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по исполнительному производству №-ИП, возбужденному по исполнительному листу, выданному Тындинским районным судом Амурской области по делу №.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Амурский областной суд через Тындинский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья А.А. Крегель
Решение в окончательной форме принято судом 19 ноября 2021 г.