ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1759/2021 от 25.01.2021 Нижегородского районного суда г.Нижнего Новгорода (Нижегородская область)

Дело № 2а-1759/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Нижний Новгород ДД.ММ.ГГГГ

Нижегородский районный суд г. Нижнего Новгорода в составе председательствующего судьи Кучеровой Ю.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Горбуновой Е.И., при участии помощника Нижегородского прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах Чукаева С.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному заявлению Нижегородского прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц РФ о признании информации, размещенной на Интернет странице (страницах) "адрес сайта", информацией, распространение которой запрещено,

УСТАНОВИЛ:

Нижегородский прокурор по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах обратился в суд с заявлением о признании информации, размещенной на интернет - странице, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. В обоснование требований указал, что на интернет – страницах "адрес сайта", размещен текст государственного военного стандарта ГОСТ РВ 20.39.413-97 «Комплексная система общих технических требований. Изделия электронной техники квантовой электроники и электротехнические военного назначения. Требования к надежности». Получение файла (текста документа) не требует дополнительной регистрации, ознакомиться с содержанием размещенного материала и получить файл в формате «.djvu» может любой Интернет-пользователь. На этом основании Нижегородский прокурор по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах просит суд признать информацию, размещенную на указателе страницы интернет-сайта: "адрес сайта", информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

В судебном заседании помощник Нижегородского прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах Чукаев С.И. заявленные требования поддержал полностью.

Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) в лице территориального органа - Управление Роскомнадзора по Приволжскому федеральному округу в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в его отсутствие.

Заслушав явившихся в судебное заседание лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться с заявлением в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Согласно статье 2 Конституции Российской федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В силу ч.3 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ) информация - это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления; информационно-телекоммуникационная сеть - это технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием технических средств; распространение информации - действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц; сайт в сети «Интернет» - совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сеть «Интернет») по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет».

Согласно п. 1 ст. 10 данного Закона, в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации; запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность (пункт 6).

Согласно п. 5 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

В ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно п. 1 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ, в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Согласно п.п. 2 п.5 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ, основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, являются: вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В пункте 3 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 №1101 (ред. от 21.03.2017) «О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (вместе с «Правилами создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», «Правилами принятия уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти решений в отношении отдельных видов информации и материалов, распространяемых посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», распространение которых в Российской Федерации запрещено»), указано, что формирование и ведение единого реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

В судебном заседании установлено, что на Интернет-страницах "адрес сайта":, размещен текст государственного военного стандарта ГОСТ РВ 20.39.413-97 «Комплексная система общих технических требований. Изделия электронной техники квантовой электроники и электротехнические военного назначения. Требования к надежности». Получение файла (текста документа) не требует дополнительной регистрации, ознакомиться с содержанием размещенного материала и получить файл в формате «.djvu» может любой Интернет-пользователь.

Доступ к данным сайтам является свободным для неопределенного круга лиц, то есть не требует предварительной регистрации и ввода пароля, ознакомиться с содержанием ресурса и скопировать материалы в электронном варианте может любой интернет-пользователь, ограничения на передачу, копирование и распространения отсутствуют.

Сведения о владельце сайтов по запросу суда не предоставлены ввиду отсутствия таких сведений. В Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" указатели Интернет-страниц "адрес сайта" не включены.

Согласно ч.1 ст.9 Федерального закона №149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Частью 6 ст.7 Федерального закона №149-ФЗ установлено, что в случае, если размещение информации в форме открытых данных может повлечь за собой нарушение прав обладателей информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами, размещение указанной информации в форме открытых данных должно быть прекращено по решению суда.

Служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом РФ и федеральными законами (служебная тайна), включены в перечень сведений конфиденциального характера, утв. указом Президента РФ от 06.03.1997 №188. В силу п.2 постановления Правительства РФ от 03.11.1994 №1233 «Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, уполномоченном органе управления использованием атомной энергии и уполномоченном органе по космической деятельности (далее - Положение №1233) служебная информация, содержащаяся в подготавливаемых в федеральных органах исполнительной власти проектах указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, других служебных документов, не подлежит разглашению (распространению).

В соответствии с п.1.2 Положения №1233 к служебной информации ограниченного распространения относится несекретная информация, касающаяся деятельности организаций, ограничения на распространения которой диктуются служебной необходимостью, а также поступившая в организации несекретная информация, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами.

На документах (в необходимых случаях и на их проектах), содержащих служебную информацию ограниченного распространения, проставляется пометка «Для служебного пользования» (п.1.3 Положения №1233).

В силу п. 1.7 Постановления Правительства РФ от 03.11.1994 N 1233 служебная информация ограниченного распространения не подлежит разглашению (распространению) без санкции соответствующего должностного лица.

Согласно сведениям, полученным из 194 военного представительства Министерства обороны Российской Федерации (письмо от ДД.ММ.ГГГГ), ГОСТ РВ 20.39.413-97 «Комплексная система общих технических требований. Изделия электронной техники квантовой электроники и электротехнические военного назначения. Требования к надежности» имеет ограничение доступа «ДСП». Кроме того, соответствующий гриф отмечен на скан-копиях Интернет-страницы, приложенных к исковому заявлению.

Доступность информации о документах по стандартизации с учетом ограничений, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации в области защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа, определена одним из основных принципов стандартизации в Российской Федерации (п.10 ст.4 Федерального закона от 29.06.2015 №162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №162-ФЗ)).

На том же принципе основана и стандартизация оборонной продукции, процессов и иных объектов стандартизации, связанных с такой продукцией (п. «к» раздела III Положения о стандартизации в отношении оборонной продукции (товаров, работ, услуг) по государственному оборонному заказу, а также процессов и иных объектов стандартизации, связанных с такой продукцией, утв. постановлением Правительства РФ от 30.12.2016 №1567 (далее - Положение №1567)).

Согласно подп. «ж» и «ч» п.2 раздела I Положения №1567 «государственный военный стандарт» - документ по стандартизации, утвержденный (принятый) федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации, устанавливающий требования к военной продукции, а также процессам и иным объектам стандартизации, связанным с такой продукцией; «распространение документов по стандартизации оборонной продукции» - предоставление в установленном порядке официальных изданий документов по стандартизации оборонной продукции.

Из положений подп. «л» п.2 раздела I и п.34 раздела VII Положения №1567 следует, что информационное обеспечение участников деятельности по стандартизации оборонной продукции, т.е. предоставление информации о составе документов по стандартизации оборонной продукции (изменении состава таких документов) или содержании отдельных документов, а также распространение указанных документов, осуществляется Министерством обороны Российской Федерации и Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии посредством издания и распространения сводного перечня документов по стандартизации оборонной продукции (отдельных разделов по отраслевой тематике) и изменений указанного сводного перечня.

Статьей 13.14 КоАП РФ установлена административная ответственность за разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, за исключением случаев, предусмотренных ч.1 ст.14.33 КоАП РФ.

В силу ч.6 ст.10 Федерального закона №149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В соответствии с ч.2 ст.34 Устава Международного союза электросвязи, принятого в г.Женеве 22.12.1992 (ратифицированного Федеральным законом от 30.03.1995 №37-ФЗ), члены союза сохраняют за собой право прервать любую частную электросвязь, которая могла бы представлять угрозу для безопасности государства или противоречить его законам, общественному порядку или правилам приличия.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что распространяемая на Интернет-страницах "адрес сайта", информация противоречит закону, нарушает публичные интересы, права неопределенного круга лиц и потому её следует признать запрещённой к распространению.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное заявление Нижегородского прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах удовлетворить.

Признать информацию, распространяемую в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на Интернет-страницах:

"адрес сайта",

информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Копию настоящего решения после его вступления в законную силу направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для включения указателей Интернет-страниц в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Нижегородского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционных жалобы, представления через суд первой инстанции.

Судья Ю.В.Кучерова

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>