РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 марта 2019 года <адрес>
Отрадненский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего Тонеевой И.Н.,
с участием представителя административного истца ФИО3,
административного ответчика – главного консультанта управления по взаимодействию с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти по вопросам общественной безопасности департамента по вопросам общественной безопасности <адрес>ФИО4,
при секретаре Тимаковой В.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному исковому заявлению Администрации г.о. <адрес> о признании незаконным и отмене предписания департамента по вопросам общественной безопасности <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ по устранению нарушений обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера,
УСТАНОВИЛ:
Администрация г.о. <адрес> обратилась в суд с административным иском о признании незаконным и отмене предписания департамента по вопросам общественной безопасности <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ по устранению нарушений обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В обоснование иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ главным консультантом управления по взаимодействию с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти по вопросам общественной безопасности департамента по вопросам общественной безопасности <адрес>ФИО4 и консультантом управления по взаимодействию с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти по вопросам общественной безопасности департамента по вопросам общественной безопасности <адрес>ФИО2 вынесено предписание №, которым на Администрацию г.о. <адрес> возложена обязанность создать аварийно-спасательные формирования на территории городского округа.
Не соглашаясь с данным предписанием, административный истец ссылается на то, что постановлением Администрации г.о. Отрадный от ДД.ММ.ГГГГ№ «О создании нештатных аварийно-спасательных формирований на территории городского округа Отрадный» в целях проведения мероприятий по гражданской обороне, всестороннего обеспечения действий аварийно-спасательных формирований и выполнения других неотложных работ при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера, созданы нештатные аварийно-спасательные формирования.
Указанным постановлением утвержден реестр организаций и численность личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований.
На основании изложенного административный истец просит предписание № от ДД.ММ.ГГГГ по устранению нарушений обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера признать незаконным и отменить.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО3 административные исковые требования поддержал в полном объеме, просил иск удовлетворить, по основаниям, изложенным в иске, дал пояснения аналогичные описательной части решения суда.
Административный ответчик главный консультант управления по взаимодействию с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти по вопросам общественной безопасности департамента по вопросам общественной безопасности <адрес>ФИО4, в судебном заседании просил суд отказать в удовлетворении иска по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Административный ответчик консультант управления по взаимодействию с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти по вопросам общественной безопасности департамента по вопросам общественной безопасности <адрес>ФИО5, представитель административного ответчика Департамента по вопросам общественной безопасности <адрес> в судебное заседание не явились, о дате заседания извещались надлежащим образом.
На основании ст. 150 КАС РФ суд рассмотрел дело в отсутствие указанных лиц.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ч. 8 и ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в ч. ч. 9 и 10 ст. 226 КАС РФ, в полном объеме.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии со статьей 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляется в целях обеспечения соблюдения требований, установленных Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в соответствии с задачами, возложенными на единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Региональный государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее - региональный государственный надзор) осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации согласно их компетенции в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Региональный государственный надзор в <адрес> осуществляется Департаментом по вопросам общественной безопасности <адрес> в соответствии с полномочиями, утверждёнными постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О региональном государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в <адрес> и внесении изменений в постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Положения о департаменте по вопросам общественной безопасности <адрес> и внесении изменений в отдельные постановления <адрес>».
Перечень должностных лиц департамента, уполномоченных на осуществление регионального государственного надзора, установлен распоряжением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ должностными лицами департамента в соответствии с планом проверок органов государственного контроля (надзора) в отношении органов местного самоуправления и их должностных лиц на ДД.ММ.ГГГГ год, на основании распоряжения врио заместителя председателя <адрес> – руководителя департамента по вопросам общественной безопасности ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ№-р проводилась плановая выездная проверка Администрации <данные изъяты> в рамках регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в <адрес>.
По результатам проверки Администрации г.о. Отрадный выдано предписание № от ДД.ММ.ГГГГ, которым предписано в срок до ДД.ММ.ГГГГ создать аварийно-спасательные службы и (или) аварийно-спасательные формирования на территории городского округа.
В соответствии с п. 28 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне.
Кроме того, в п. 29 ч. 1 указанной статьи определено, что к вопросам местного значения городского округа также относятся создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории городского округа.
Согласно ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и деятельности спасателей.
Из п. 2 ст. 7 Закона № 151-ФЗ следует, что профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования, в том числе создаются в органах местного самоуправления по решению органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Из ст. 8 Закона № 151-ФЗ следует, что состав и структуру аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований определяют создающие их органы местного самоуправления.
На основании п. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 28-ФЗ «О гражданской обороне» спасательные службы относятся к силам гражданской обороны.
Согласно п. 2 ст. 8 Закона № 28-ФЗ органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований проводят мероприятия по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения.
Из п. 2 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, следует, что подготовка к ведению гражданской обороны заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Согласно п. 12 Положения одним из основных мероприятий по гражданской обороне, осуществляемых в целях решения задачи, связанной с проведением аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, является создание, оснащение и подготовка необходимых сил и средств гражданской обороны, а также разработка планов их действий.
В соответствии с п. 7 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ№, органы местного самоуправления и организации в целях решения задач в области гражданской обороны в соответствии с полномочиями в области гражданской обороны создают и содержат силы, средства, объекты гражданской обороны, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по гражданской обороне.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 151-ФЗ аварийно-спасательное формирование представляет собой самостоятельную или входящую в состав аварийно-спасательной службы структуру, предназначенную для проведения аварийно-спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.
Согласно ст. 7 №151-ФЗ аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования могут создаваться: на постоянной штатной основе - профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования; на нештатной основе - нештатные аварийно-спасательные формирования, на общественных началах - общественные аварийно-спасательные формирования.
Нормы права не устанавливают безусловную обязанность органа местного самоуправления по созданию профессиональной аварийно-спасательной службы и (или) формирования. Органы местного самоуправления на своей территории должны обеспечить защиту населения и территории от чрезвычайных ситуаций, но самостоятельно должны решить, как именно и за счет каких средств осуществить данную функцию.
Порядок создания нештатных аварийно-спасательных формирований определен Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований».
Органы местного самоуправления могут создавать, содержать и организовывать деятельность нештатных аварийно-спасательных формирований для выполнения мероприятий на своих территориях в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения, планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (пункт 4 Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований, утв. приказом МЧС №).
Нештатные аварийно-спасательные формирования представляют собой самостоятельные структуры, созданные организациями на нештатной основе из числа своих работников, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, подготовленные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и зонах чрезвычайных ситуаций (п. 2 Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований, утвержденного Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ№).
В соответствии с п. 9 Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований, органы местного самоуправления, исходя из статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 28-ФЗ «О гражданской обороне», на соответствующих территориях вправе: определять организации, находящиеся в сфере их ведения, которые создают нештатные аварийно-спасательные формирования; организовывать создание, подготовку и оснащение нештатных аварийно-спасательных формирований; вести реестры организаций, создающих нештатные аварийно-спасательные формирования, и осуществляют их учет; организовывать планирование применения нештатных аварийно-спасательных формирований.
Постановлением Администрации г.о. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О создании нештатных формирований» утвержден реестр территориальных нештатных формирований, реестр организаций, создающих нештатные аварийно-спасательные формирования.
Пунктом 4 вышеуказанного нормативного правового акта Администрации г.о. Отрадный признано утратившим силу постановление Администрации г.о. Отрадный от ДД.ММ.ГГГГ№ «О создании нештатных аварийно-спасательных формирований на территории городского округа Отрадный», на которое ссылается административный истец в подтверждение доводов о создании нештатных аварийно-спасательных формирований на территории г.о. Отрадный.
В силу ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»
все аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования подлежат обязательной регистрации.
При этом регистрации подлежат все формирования и службы вне зависимости от того, на каком уровне они были созданы, являются ли они соответственно профессиональными, нештатными или общественными.
В силу п. 4 приказа МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Порядка регистрации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований», регистрация аттестованных нештатных аварийно-спасательных формирований осуществляется органами местного самоуправления, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в соответствии со своими полномочиями.
Смысл регистрации состоит в организации учета указанных субъектов, формировании базы данных об аварийно-спасательных службах и формированиях и возможности контролировать и регулировать данные структуры на этапе создания и их деятельности.
Согласно п. 11 указанного приказа реестр ведется в электронном виде. Реестровой записи присваивается уникальный номер, который должен содержать: год формирования реестровой записи; порядковый номер реестровой записи, присваиваемый последовательно в соответствии со сквозной нумерацией в пределах календарного года в отношении каждого аттестованного аварийно-спасательного формирования.
Пунктом 19 того же приказа установлено, что в реестр подлежат внесению следующие сведения об аттестованном аварийно-спасательном формировании: наименование; зона ответственности; дата создания; место дислокации (адрес) и номер телефона; количество личного состава, в том числе аттестованных спасателей; дата последней аттестации; возможности по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ в соответствии со свидетельством об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ; готовность к проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ; наличие и количество специалистов; количество и виды транспортных средств, в том числе оснащенных (подлежащих оснащению) специальными звуковыми и световыми сигналами.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 151-ФЗ аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, не прошедшие аттестацию или не подтвердившие в ходе проверок свою готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации, к обслуживанию организаций по договору не допускаются и к проведению аварийно-спасательных работ не привлекаются.
Административным ответчиком не представлено доказательств соблюдения порядка создания аварийно-спасательных формирований на территории городского округа. На момент проверки и в ходе судебного заседания документов о соответствующей регистрации и аттестации аварийно-спасательных формирований, необходимость которых определена на организационном этапе формирования аварийно-спасательных формирований, не представлены.
Доказательств того, что указанные в реестре, утвержденном постановлением Администрации г.о. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, территориальные нештатные формирования отвечают всем перечисленным выше требованиям, административным ответчиком также не представлено. Представленный реестр установленным требованиям не соответствует и не содержит всех необходимых сведений, в том числе сведений об аттестации указанных в нем формирований.
Поскольку в ходе проверки были выявлены указанные выше нарушения, суд считает, что уполномоченный проверяющий орган был вправе в соответствии с вышеприведенной нормой материального права вынести предписание с требованием об устранении выявленных нарушений.
Обжалуемое предписание вынесено уполномоченным органом в пределах своей компетенции в соответствии с требованиями действующего законодательства, при проведении проверки какие – либо нарушения допущены не были.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований Администрации г.о. <адрес> о признании незаконным и отмене предписания департамента по вопросам общественной безопасности <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ по устранению нарушений обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Отрадненский городской суд <адрес> в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.
Судья И.Н. Тонеева