ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-175/19ГОДА от 05.11.2019 Любимского районного суда (Ярославская область)

Дело № 2а-175/2019 года

РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 ноября 2019 года г. Любим Ярославской области

Любимский районный суд Ярославской области в составе

председательствующего судьи Самариной Н.В.,

при секретаре судебного заседания Ивановой А.А.,

с участием представителя административного истца помощника прокурора Любимского района Ярославской области Носковой А.Н.,

представителя административного ответчика администрации Осецкого сельского поселения Ярославской области Шаровой С.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску И.О. прокурора Любимского района Ярославской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Осецкого сельского поселения Ярославской области о признании незаконным бездействия администрации Осецкого сельского поселения, выразившегося в непринятии мер по приведению административных регламентов предоставления муниципальных услуг в соответствие с действующим законодательством; возложении обязанности привести административные регламенты предоставления муниципальных услуг в соответствие с действующим законодательством,

у с т а н о в и л:

И.О. прокурора Любимского района Ярославской области обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Осецкого сельского поселения Ярославской области о признании незаконным бездействия администрации Осецкого сельского поселения, выразившегося в непринятии мер по приведению административных регламентов предоставления муниципальных услуг в соответствие с действующим законодательством; возложении обязанности привести административные регламенты предоставления муниципальных услуг в соответствие с действующим законодательством.

В обоснование иска указал, что прокуратурой района в ходе проверки нормативно-правовой базы Осецкого сельского поселения Ярославской области установлены нарушения требований п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Согласно ч. 3 ст. 1 указанного Федерального закона услуги, предоставляемые государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ), подлежат включению в реестр государственных или муниципальных услуг и предоставляются в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом в том случае, если указанные услуги включены в перечень, установленный Правительством Российской Федерации. В соответствии с п. 3 ч. 6 ст. 11 указанного Федерального закона реестр муниципальных услуг содержит сведения об услугах, указанных в ч. 3 ст. 1 настоящего Федерального закона и оказываемых муниципальными учреждениями и иными организациями, в которых размещается муниципальное задание (заказ), выполняемое (выполняемый) за счет средств местного бюджета. Во исполнение вышеуказанных требований в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 25 апреля 2011 г. № 729-р «О перечне услуг, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ), подлежащих включению в реестр государственных или муниципальных услуг и предоставляемых в электронной форме», постановлением Правительства Ярославской области от 15 августа 2011 г. № 599-п «Об утверждении Перечня услуг, оказываемых в Ярославской области государственными и муниципальными учреждениями и иными организациями и предоставляемых в электронной форме» постановлением Администрации Осецкого сельского поселения от 20.02.2012 г. № 10 утвержден Перечень муниципальных услуг, предоставляемых администрацией Осецкого сельского поселения, (в ред. от 22.10.2015 №305), согласно которому администрация оказывает 25 муниципальных услуг.

В ходе проведенной проверки исполнения законодательства в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг прокуратурой района установлено, что указанный перечень Осецкого сельского поселения не соответствует установленным требованиям, не соответствуют требованиям действующего законодательства действующие административные регламенты предоставления муниципальных услуг:

- Исполнение запросов пользователей - физических и юридических лиц по архивным документам (утв. постановлением от 27.07.2012 г. № 65 в ред. от 30.06.2016 г. № 262),

- Признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания» (утв. постановлением от 19.07.2012 г. № 64, в редакции от 03.08.2016 г. № 302),

- Заключение договоров социального найма жилого помещении (утв. постановлением от 05.07.2012 г. № 56 с изменениями от 22.11.2013 г. № 105),

- Заключение договоров найма специализированных жилых помещений (утв. постановлением от 27.07.2012 г. № 69, в редакции от 22.11.2013 г. № 105),

- Заключение договоров безвозмездного пользования специализированными жилыми помещениями (утв. постановлением от 27.07.2012 г. № 70, в редакции от 22.11.2013 г. № 105),

- Выдача разрешений на вселение граждан в жилые помещения, являющиеся муниципальной собственностью (утв. постановлением № 72 от 27.07.2012 г., в ред. от 30.06.2016 г. № 262),

- Принятие от граждан в муниципальную собственность принадлежащих им приватизированных жилых помещений (утв. постановлением от 27.07.2012 г. № 73, в ред. от 22.11.2013 г. №105),

- Выдача разрешения на снос или пересадку зеленых насаждений (утв. постановлением от 30.08.2012 г. № 74 в ред. от 25.12.2014 г. № 118),

- Выдача свидетельств на право получения субсидий на приобретение (строительство) жилья с привлечением ипотечных кредитов (утв. постановлением от 30.07.2012 г. № 75, в ред. от 22.11.2013 г. № 105),

- Информирование населения об ограничениях использования водных объектов общего пользования, расположенных на территории Осецкого сельского поселения Ярославской области, для личных и бытовых нужд (утв. постановлением от 27.08.2014 г. № 74),

- Предварительное согласование предоставления земельного участка (утв. постановлением от 31.03.2016 г. № 160),

- Выдача ордеров на проведение земляных работ (утв. постановлением от 05.07.2012 г. № 54 в ред. от 28.10.2017 г. № 302),

- Присвоение адресов объектам адресации (утв. постановлением от 28.10.2017 г. № 302 в ред. от 02.07.2018 г. № 62),

- Оформление договоров передачи жилых помещений в собственность граждан (утв. постановлением от 27.07.2012 г. № 66),

- Выдача копии финансово-лицевого счета, выписки из домовой книги, справок и иных документов в сфере жилищно-коммунального хозяйства, выдача которых относится к полномочиям соответствующего учреждения (утв. постановлением от 27.07.2012 г. № 67 в ред. от 03.08.2016 г. № 302),

- Оформление разрешения на вселение в муниципальные жилые помещения специализированного жилищного фонда (утв. постановлением от 27.07.2012 г. № 68, в ред. от 22.11.2013 г. № 105).

Проверкой установлено, что указанные административные регламенты предоставления муниципальных услуг не соответствуют требованиям п.4 ч.1 ст.7, ст.11.1, 11.2, п. 8 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». В соответствии с требованиями п. 1 ч. 1 ст. 6 указанного Федерального закона органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами. В соответствии с п. 2 ст. 5 указанного Федерального закона при получении муниципальных услуг заявители имеют право на получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления муниципальных услуг, в том числе в электронной форме. Муниципальные услуги предоставляются не в соответствии с требованиями закона, что в том числе свидетельствует о нарушении права заинтересованных лиц на полную и достоверную информацию о предоставлении муниципальных услуг, влияет на законность их предоставления в целом. В целях устранения выявленных нарушений прокуратурой района внесено представление в адрес Главы Осецкого сельского поселения от 22.05.2019 г., которое в результате рассмотрения признано обоснованным. Постановлением администрации Осецкого сельского поселения от 27.09.2019 № 93 утвержден новый перечень муниципальных услуг, согласно которому поселением предоставляется 20 муниципальных услуг. Однако по состоянию на 11.10.2019 г. административные регламенты предоставления муниципальных услуг администрацией Осецкого сельского поселения в новой редакции не разработаны, изменения в нормативные акты не внесены, на сайте проекты указанных нормативных правовых актов не размещены, в прокуратуру района для проведения антикоррупционной экспертизы не поступали (за исключением административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставления земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без торгов»).

Невыполнение администрацией Осецкого сельского поселения Ярославской области обязанности по приведению административных регламентов в соответствие с требованиями законодательства влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на получение данных услуг в соответствии с административными регламентами.

Прокурор просит признать незаконным бездействие администрации Осецкого сельского поселения Ярославской области, выразившееся в непринятии мер по приведению административных регламентов предоставления муниципальных услуг в соответствие с действующим законодательством, возложить на администрацию Осецкого сельского поселения Ярославской области обязанность в течение двух месяцев с даты вступления решения суда в законную силу привести административные регламенты предоставления муниципальных услуг, оказываемых администрацией Осецкого сельского поселения Ярославской области, в соответствие с требованиями действующего законодательства.

В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Любимского района Носкова А.Н. пояснила, что постановлением администрации Осецкого сельского поселения Ярославской области № 93 от 27.09.2019 г. утвержден Перечень муниципальных услуг (функций), предоставляемых Администрацией Осецкого сельского поселения Ярославской области, для размещения в электронном реестре государственных и муниципальных услуг (функций), согласно которому населению предоставляется 20 муниципальных услуг. Однако до настоящего времени действующие административные регламенты предоставления муниципальных услуг не приведены в соответствие с действующим законодательством, за исключением административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставления земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, в аренду без торгов». Уточнила требования административного иска, просила признать незаконным бездействие администрации Осецкого сельского поселения Ярославской области, выразившееся в непринятии мер по приведению административных регламентов предоставления муниципальных услуг в соответствие с действующим законодательством, возложить на администрацию Осецкого сельского поселения Ярославской области обязанность в течение двух месяцев с даты вступления решения суда в законную силу привести административные регламенты предоставления муниципальных услуг, оказываемых администрацией Осецкого сельского поселения Ярославской области, указанных в Перечне муниципальных услуг (функций), предоставляемых Администрацией Осецкого сельского поселения Ярославской области, для размещения в электронном реестре государственных и муниципальных услуг (функций), утвержденном постановлением администрации Осецкого сельского поселения Ярославской области № 93 от 27.09.2019 г. (за исключением административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставления земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, в аренду без торгов») в соответствие с требованиями действующего законодательства.

Представитель административного ответчика администрации Осецкого сельского поселения Ярославской области по доверенности Шарова С.Н. административные исковые требования с учетом уточнения признала в полном объеме, последствия признания административного иска разъяснены и понятны.

Суд, изучив представленные письменные материалы дела, заслушав стороны, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Обращаясь с настоящим административным исковым заявлением в суд, прокурор Любимского района отстаивает права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц.

Согласно ст. 46 КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично. При этом суд согласно ч. 7 ст. 46 КАС РФ рассматривает административное дело по существу только в случаях, предусмотренных частями 5 и 6 статьи 46 КАС РФ.

В силу ст. 65 КАС РФ обстоятельства, которые признаны стороной и на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, принимаются судом в качестве фактов, не требующих дальнейшего доказывания. Признание стороной обстоятельств может быть изложено в устной или письменной форме. Факт признания стороной обстоятельств, а также содержание сделанного в устной форме признания стороной обстоятельств заносится в протокол судебного заседания и удостоверяется подписями сторон или подписью стороны. Изложенное в письменной форме признание стороной обстоятельств приобщается к материалам административного дела. Если обстоятельства, признанные и удостоверенные сторонами или стороной в порядке, установленном настоящей статьей, приняты судом, они не подлежат проверке в ходе производства по административному делу.

Статьей 157 КАС РФ предусмотрено, что заявление о признании административного иска административным ответчиком, его представителем заносятся в протокол судебного заседания и подписываются административным истцом, административным ответчиком или обеими сторонами, их представителями. Изложенные в письменной форме заявление о признании административного иска приобщаются к административному делу, о чем указывается в протоколе судебного заседания. Если по данной категории административных дел не допускается признание административного иска суд поясняет это административному истцу и (или) административному ответчику, их представителям. При допустимости признания административного иска суд разъясняет последствия признания административного иска. В случае признания административным ответчиком административного иска и принятия его судом принимается решение об удовлетворении заявленных административным истцом требований.

Главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не установлено запрета на принятие судом признания иска ответчиком.

В судебном заседании установлено, административным ответчиком подтверждено, что в ходе проверки нормативных правовых актов Осецкого сельского поселения Ярославской области, проведенной прокуратурой Любимского района, выявлено несоответствие действующих административных регламентов предоставления муниципальных услуг требованиям ч. 3 ст. 1, п. 1 ч. 1 ст. 6, п.4 ч.1 ст.7, п. 3 ч. 6 ст. 11, ст.11.1, 11.2, п. 8 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». В целях устранения выявленных нарушений прокуратурой района внесено представление в адрес Главы Осецкого сельского поселения от 22.05.2019 г., которое в результате рассмотрения признано обоснованным. Постановлением администрации Осецкого сельского поселения от 27.09.2019 № 93 утвержден новый перечень муниципальных услуг, согласно которому поселением предоставляется 20 муниципальных услуг. Однако на момент рассмотрения дела в суде административные регламенты предоставления муниципальных услуг администрацией Осецкого сельского поселения в новой редакции не разработаны, изменения в нормативные акты не внесены, на сайте проекты указанных нормативных правовых актов не размещены, в прокуратуру района для проведения антикоррупционной экспертизы не поступали (за исключением административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставления земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без торгов»). Выявленное бездействие администрации Осецкого сельского поселения Ярославской области по приведению административных регламентов в соответствие с требованиями законодательства нарушает требования закона, не обеспечивает защиту прав граждан, являющихся потребителями муниципальных услуг, на получение данных услуг в соответствии с административными регламентами, на полную и достоверную информацию о предоставлении муниципальных услуг.

Представитель административного ответчика администрации Осецкого сельского поселения Ярославской области административные исковые требования признал полностью, признание административного иска выражено добровольно, осознанно, изложено в предоставленном суду письменном заявлении, оно не противоречит закону и не нарушает охраняемые законом интересы других лиц.

Согласно ст.ст. 2, 17, 18 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Основные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание, применение законов и обеспечиваются правосудием.

Суд, изучив представленные доказательства, учитывая, что административным ответчиком иск признан в полном объеме, данное признание иска не противоречит КАС РФ, другим федеральным законам, не нарушает права других лиц, считает возможным принять признание административного иска ответчиком, вынести решение об удовлетворении требовании прокурора Любимского района в полном объеме.

В силу п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 административный истец и административный ответчик освобождены от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 46, 65, 157, 175 - 180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

административный иск И.О. прокурора Любимского района Ярославской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Осецкого сельского поселения Ярославской области о признании незаконным бездействия администрации Осецкого сельского поселения, выразившегося в непринятии мер по приведению административных регламентов предоставления муниципальных услуг в соответствие с действующим законодательством; возложении обязанности привести административные регламенты предоставления муниципальных услуг в соответствие с действующим законодательством, удовлетворить в полном объеме.

Признать незаконным бездействие администрации Осецкого сельского поселения Ярославской области, выразившееся в непринятии мер по приведению административных регламентов предоставления муниципальных услуг в соответствие с действующим законодательством.

Возложить на администрацию Осецкого сельского поселения Ярославской области обязанность в течение двух месяцев с даты вступления решения суда в законную силу привести административные регламенты предоставления муниципальных услуг, оказываемых администрацией Осецкого сельского поселения Ярославской области, указанных в Перечне муниципальных услуг (функций), предоставляемых Администрацией Осецкого сельского поселения Ярославской области, для размещения в электронном реестре государственных и муниципальных услуг (функций), утвержденном постановлением администрации Осецкого сельского поселения Ярославской области № 93 от 27.09.2019 г. (за исключением административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставления земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, в аренду без торгов»), в соответствие с требованиями действующего законодательства.

Администрации Осецкого сельского поселения Ярославской области сообщить об исполнении решения по данному административному делу в Любимский районный суд Ярославской области и прокурору Любимского района Ярославской области в течение одного месяца с момента исполнения решения суда.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Любимский районный суд в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Самарина Н.В.