ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-175/20 от 14.12.2020 Крутихинского районного суда (Алтайский край)

Дело № 2а-175/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 декабря 2020 г. с.Крутиха

Крутихинский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего Торопицыной И.А.,

при секретаре Барминой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Алтайской таможни к Волкову Е.А. о взыскании обязательных платежей и санкций,

У С Т А Н О В И Л :

Алтайская таможня обратился в суд с административным иском к Волкову Е.А., в котором, указал, что в период с октября 2018 г. по декабрь 2018 г. (1,5 месяца) административный ответчик ввез в Российскую Федерацию из Кыргызской Республики 7 транспортных средств и получил на них паспорта транспортного средства (далее – ПТС) с уплатой утилизационного сбора в размере, предусмотренном для транспортных средств, ввозимых физическими лицами для личного пользования.

Таможенным органом установлено, что в отношении 6 из 7 транспортных средств утилизационный сбор был уплачен Волковым Е.А. не в полном объеме, в связи с чем, Алтайская таможня обратилась в суд для взыскания сумм утилизационного сбора в судебном порядке.

В соответствии с п.п.2 и 6 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного 23.06.2005 совместным приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации № 496, Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации № 192, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации № 134 (далее – Положение о ПТС), паспорта транспортных средств на транспортные средства или шасси, ввозимые в Российскую Федерацию, выдаются уполномоченными ФТС России таможенными органами.

Согласно п.57 Положения о ПТС паспорта транспортных средств выдаются таможенными органами после помещения транспортных средств под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления, реимпорта, свободной таможенной зоны, отказа в пользу государства или на транспортные средства и (или) шасси для личного пользования после выпуска их в свободное обращение на таможенной территории Таможенного союза, либо в иных случаях ввоза в Российскую Федерацию транспортных средств и (или) шасси, являющихся товарами Таможенного союза (ЕАЭС).

Выдача паспортов таможенными органами производится на основании сведений, указываемых лицами, перемещающими транспортные средства, и декларантами при представлении таможенным органам деклараций на ввозимые транспортные средства или шасси, сведений о наличии одобрения типа транспортного средства, одобрения типа шасси или свидетельств о безопасности конструкции транспортного средства, заявлений на выдачу паспорта (на товары Таможенного союза), данных товаросопроводительных документов, заключения экспертиз и результатов досмотра транспортных средств или шасси.

Одной из форм таможенного контроля в соответствии с абз.8 ст.322 и ст.331 ТК ЕАЭС является таможенная проверка, проводимая таможенным органом после выпуска товаров с применением иных установленных ТК ЕАЭС форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, предусмотренных ТК ЕАЭС, в целях проверки соблюдения лицами международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов о таможенном регулировании.

В соответствии с п.п.7 п.6 ст.331 ТК ЕАЭС при проведении таможенной проверки таможенными органами может проверяться соблюдение иных требований, установленных международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством государств-членов ЕАЭС.

В отношении Волкова Е.А. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была проведена камеральная таможенная проверка. По итогам проведенной таможенной проверки составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ.

В ходе проведения таможенной проверки было установлено, что в период с октября 2018 г. по декабрь 2018 г. (1,5 месяца) Волков Е.А. приобрел 7 транспортных средств.

После ввоза данных транспортных средств в Российскую Федерацию, Волков Е.А. обратился на Барнаульский таможенный пост Алтайской таможни с заявлениями о получении ПТС. По результатам проверки представленных документов таможенный орган выдал Волкову Е.А. ПТС на следующие транспортные средства:

Марка и модель автомобиля

№ кузова, VIN

датаполученияПТС

№ ПТС

TOYOTA CROWN

ДД.ММ.ГГГГ

HONDA STEPWGN

ДД.ММ.ГГГГ

TOYOTA IPSUM

ДД.ММ.ГГГГ

TOYOTA ESTIMA

ДД.ММ.ГГГГ

HONDA ELYSION

ДД.ММ.ГГГГ

TOYOTA CROWN

ДД.ММ.ГГГГ

TOYOTA IPSUМ

ДД.ММ.ГГГГ

.

В соответствии с п.58 Положения о ПТС выдача ПТС на транспортные средства, являющиеся товарами Таможенного союза (ЕАЭС), производится на основании заявлений, подаваемых в таможенный орган собственниками или владельцами транспортных средств на каждое транспортное средство по форме, устанавливаемой таможенным органом, а также документов на транспортное средство.

В заявлении указываются обстоятельства ввоза или приобретения транспортного средства либо иные обстоятельства, которые являются основанием для выдачи паспорта, страна происхождения и товарная позиция транспортного средства в соответствии ТН ВЭД ТС, а также перечень прилагаемых документов. К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие изложенные сведения.

На все указанные транспортные средства Волковым Е.А. в Барнаульский таможенный пост Алтайской таможни были поданы заявления о выдаче ПТС, а также представлены подтверждающие документы. Из всех заявлений следует, что автомобили приобретены в Кыргызской Республике и ввезены на территорию Российской Федерации для личных нужд.

Предназначение транспортных средств для личного пользования указано Волковым Е.А. необоснованно.

Непосредственный ввоз транспортного средства на территорию Российской Федерации физическим лицом не свидетельствует об его бесспорном ввозе для личного пользования, так как транспортное средство может быть предназначено для иных целей. В этой связи заявителю необходимо обосновать применение коэффициента расчета суммы утилизационного сбора, установленного для транспортных средств, ввозимых физическими лицами для личного пользования (п.3 раздела I Перечня).

Действующим законодательством не установлено ограничений по количеству транспортных средств, которые физическое лицо может ввозить на территорию Российской Федерации для личного пользования. Учитывая это, определение предназначения транспортного средства производится исходя из обстоятельств его ввоза в Российскую Федерацию, заявления лица, ввозящего его на территорию Российской Федерации и иных доказательств, подтверждающих изложенные в заявлении сведения.

В соответствии со ст.256 ТК ЕАЭС, отнесение товаров к товарам для личного пользования осуществляется исходя из: 1) заявления физического лица о перемещаемых товарах; 2) характера и количества товаров; 3) частоты перемещения товаров через границу этим физическим лицом.

При определении характера товаров учитываются их потребительские свойства, традиционная практика их применения и использования. Количество товаров оценивается исходя из того, что однородные товары (одного наименования, размера, фасона, цвета и т.п.) в количестве, превышающем потребность лица, перемещающего товары, и членов его семьи, как правило, ввозятся (вывозятся) с коммерческими целями. При оценке частоты перемещения товаров принимается во внимание периодичность ввоза одним и тем же лицом однородных товаров.

В соответствии со ст.2 Семейного кодекса РФ членами семьи считаются супруги, родители и дети (усыновители и усыновленные), а в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, другие лица и иные лица.

Пункт 1 ст.31 Жилищного кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения относит проживающих совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супругов, а также детей и родителей данного собственника.

Статье 1 Федерального закона от 24.10.1997 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» дается определение понятию «семья» - лица, связанные родством и (или) свойством, совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство.

Кроме того, согласно определениям, содержащимся в различных словарях, «семья» это: основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью (Демографический энциклопедической словарь); группа людей, состоящая из мужа, жены, детей и других близких родственников, живущих вместе (Энциклопедический словарь).

Исходя из этого, основным критерием семьи является совместное проживание людей, связанных браком или кровным родством.

Согласно ст.23 Гражданского кодекса РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Согласно определениям, содержащимся в различных словарях, «личное» это: принадлежащее данному лицу, находящееся в пользовании данного лица (Малый академический словарь); что-то принадлежащее данному человеку, находящееся в его пользовании (Толковый словарь Дмитриева).

Таким образом, ввозимые физическим лицом транспортные средства для личного пользования не должны быть предназначены для производственной или иной коммерческой деятельности и могут ввозиться исключительно для пользования или потребления лицом, их перемещающим, и членами его семьи, под которыми понимаются лица, проживающие совместно с лицом, перемещающим товары, в том числе, транспортные средства, и ведущие с ним общее хозяйство. К указанным лицам в зависимости от конкретных обстоятельств могут относиться супруг (супруга), родители, дети, усыновители, усыновленные, дед, бабка, внуки.

Количество ввезенных Волковым Е.А. транспортных средств (6) существенно превышает общепринятые потребности. Периодичность приобретения и ввоза транспортных средств Волковым Е.А. также вызывает сомнения в их предназначении для личного пользования Волковым Е.А. и членом его семьи (супруга).

Проведенный анализ регистрационных действий, подтвержденный сведениями из ГИБДД, показал, что все транспортные средства, ввезенные Волковым Е.А., реализованы третьим лицам, при этом сроки нахождения транспортных средств в собственности Волкова Е.А. с момента получения в таможенном органе ПТС и до момента реализации составили от 5 до 86 дней.

В ходе таможенной проверки установлено, что из 7 транспортных средств только 1 транспортное средство (TOYOTA IPSUM), кузов , <данные изъяты> г.в., ПТС № <адрес>) Волков Е.А. поставил на регистрационный учет на свое имя (ДД.ММ.ГГГГ), но уже ДД.ММ.ГГГГ, данное транспортное средство продал третьему лицу. С учетом данных обстоятельств только данное транспортное средство может рассматриваться как ввезенное им для личного пользования.

Таким образом, из совокупности полученных в ходе камеральной таможенной проверки данных следует, что Волков Е.А. приобрел на территории Кыргызской Республики и ввез на территорию Российской Федерации 6 транспортных средств не для личного пользования Волковым Е.А. и членами его семьи, а для последующей перепродажи. Из них ни одно транспортное средство не было поставлено на регистрационный учет Волковым Е.А. либо членами его семьи, что свидетельствует о невозможности отнесения данных автомобилей к категории транспортных средств, ввезенных для личного пользования.

Лица, которым были реализованы транспортные средства, подтвердили факты их приобретения на территории Российской Федерации в своих объяснениях, полученных в ходе проведения таможенной проверки.

Учитывая вышеизложенное, а также материалы таможенной проверки, доказательств того, что вышеуказанные транспортные средства были ввезены Волковым Е.А. для личного пользования, таможенным органом не выявлено, что нашло свое отражение в акте камеральной таможенной проверки от ДД.ММ.ГГГГ.

Пунктом 3 ст.15 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлено, что допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.

Следовательно, Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» рассматривает государственную регистрацию транспортных средств в подразделениях Госавтоинспекции как обязательное условие для осуществления собственниками принадлежащих им имущественных прав на автомобили (использование в дорожном движении). Регистрационные действия, осуществляемые подразделениями Госавтоинспекции, являются формой административного контроля с целью соблюдения конституционных прав граждан и гарантирования их имущественных интересов (Решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 17.02.2016 № АКПИ15-1430).

В соответствии с п.6 Приложения 1 к приказу МВД России от 26.06.2018 № 399 «Об утверждении правил государственной регистрации о автомототранспортных средств и прицепов к ним в государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, образца бланка свидетельства о регистрации транспортного средства и признании утратившими силу нормативных правовых актов МВД России и отдельных положений нормативных правовых актов МВД России» (далее – Правила регистрации), владелец транспортного средства обязан в установленном Правилами регистрации порядке зарегистрировать транспортное средство или внести изменения в регистрационные данные транспортного средства в течение в течение 10 суток после приобретения, выпуска в обращение транспортного средства в соответствии с регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и другими актами, составляющими право Евразийского экономического союза, или возникновения иных обстоятельств, потребовавших вменения регистрационных данных.

Пунктом 2 Приложения 1 к Правилам регистрации установлено, что регистрация транспортных средств осуществляется в целях обеспечения их допуска к участию в дорожном движении, государственного учета, надзора за соответствием конструкции, технического состояния и оборудования транспортных средств установленным требованиям безопасности, выявления преступлений и пресечения правонарушений, связанных с использованием транспортных средств, исполнения законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения.

Регистрация транспортного средства осуществляется подразделениями Госавтоинспекции, на которые возложена данная функция, за физическим или юридическими лицами, индивидуальным предпринимателем, владеющим транспортным средством на праве собственности, а также за лицом, владеющим, пользующимся или распоряжающимся транспортным средством от имени собственника на законных основаниях, в случаях, установленных Правилами регистрации.

Проведенный анализ регистрационных действий по вышеуказанным транспортным средствам, подтвержденный сведениями из ГИБДД, показал, что все 6 транспортных средств Волков Е.А. без регистрации на свое имя продавал третьим лицам (в ряде случаев автомобили продавались непосредственно после получения ПТС), что свидетельствует об отсутствии у лица намерений использовать транспортные средства для личного пользования.

Марка и модель автомобиля, № кузова, VIN

датаполученияПТС

дата продажи,количестводней всобственности

дата регистрации

лицо, обратившеесяза регистрацией(новый собственниктранспортногосредства)

TOYOTA CROWN

ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ дней

ДД.ММ.ГГГГ

ФИО3

HONDA STEPWGN

ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ 30 дней

ДД.ММ.ГГГГ

ФИО4

TOYOTA ESTIMA

ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ 86 дней

ДД.ММ.ГГГГ

ФИО5

HONDA ELYSION

ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ 15 дней

ДД.ММ.ГГГГ

ФИО6

TOYOTA CROWN

ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ 5 дней

ДД.ММ.ГГГГ

ФИО7

TOYOTA IPSUМ

ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ 42 дня

ДД.ММ.ГГГГ

ФИО8

Полученные в ходе камеральной таможенной проверки документы и сведения подтверждают, что приобретенные в Кыргызской Республике и ввезенные Волковым Е.А. в Российскую Федерацию транспортные средства не предназначались для личного пользования Волковым Е.А., а были ввезены с целью последующей реализации.

Согласно п.1 ст.24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ), за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним, ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.

Пунктом 4 ст. 24.1 Федерального закона № 89-ФЗ установлено, что порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации. Взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 № 1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» утверждены Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее - Правила взимания утилизационного сбора).

В соответствии с п.3 Правил взимания утилизационного сбора, взимание утилизационного сбора, уплату которого осуществляют лица, ввозящие транспортные средства в Российскую Федерацию, осуществляет ФТС России.

Право ФТС России по контролю за правильностью исчисления и своевременностью уплаты утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств закреплено также п.п. 5.3.2 п.5.3 постановления Правительства РФ от 16.09.2013 № 809 «О Федеральной таможенной службе». При этом в соответствии с п.4 данного постановления Правительства и п.1.6 приказа ФТС России от 04.09.2018 № 1380 «Об утверждении регламента Федеральной таможенной службы» ФТС России осуществляет свою деятельность непосредственно, через территориальные таможенные органы и представительства (представителей) таможенной службы Российской Федерации в иностранных государствах во взаимодействии с другими Федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, Центральным банком Российской Федерации, общественными объединениями и иными организациями.

В соответствии с п.1 Общего положения о таможне, утвержденного приказом ФТС России от 31.05.2018 № 833 «Об утверждении общего положения о таможне», таможня является таможенным органом Российской Федерации, входящим в единую федеральную централизованную систему таможенных органов и обеспечивающим реализацию задач и функций ФТС России, в том числе исполнения функций органа валютного контроля, в регионе деятельности таможни в пределах полномочий, определенных данным положением.

Кроме того, наличие у Алтайской таможни права на осуществление контроля за правильностью исчисления и своевременностью уплаты утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств, подтверждается п.15(1) Правил взимания утилизационного сбора.

Постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 № 1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», утвержден Перечень видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (далее - Перечень).

Перечнем установлена базовая ставка для расчета суммы утилизационного сбора – 20 000 руб.

Согласно Перечню, в случае ввоза физическим лицом транспортного средства (с даты выпуска которого прошло более 3 лет) для личного пользования, применяется коэффициент расчета суммы утилизационного сбора 0,26 базовой ставки (размер утилизационного сбора в этом случае составляет 5 200 руб.).

Как указано в Перечне, при ввозе транспортного средства (с даты выпуска которого прошло более 3 лет) не для личного пользования, коэффициент расчета суммы утилизационного сбора в зависимости от объема двигателя составит от 6,1 до 35,01 базовой ставки. Соответственно сумма утилизационного сбора в отношении такого транспортного средства должна составлять от 122 000 руб. до 700 000 руб. в зависимости от объема двигателя.

Согласно п.11 Правил взимания утилизационного сбора, для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора плательщик представляет в таможенный орган расчет суммы утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним, а также копии платежных документов об уплате утилизационного сбора.

Таможенный орган уполномочен на проведение проверок сведений, указанных в заявлении о выдаче паспорта и приложенных к нему документах, и (или) проверки подлинности приложенных к заявлению документов. В соответствии с пунктом 12 Правил взимания утилизационного сбора, на основании представленных документов таможенный орган осуществляет проверку правильности исчисления суммы утилизационного сбора.

Волков Е.А. указывал в заявлениях на выдачу ПТС в отношении вышеуказанных транспортных средств информацию об их ввозе для личного пользования и уплачивал сумму утилизационного сбора в размере 5 200 руб., соответствующую коэффициенту, установленному в отношении транспортных средств для личного пользования.

Согласно позиции, изложенной в абз.5 п.38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.11.2019 № 49, установление факта последующей продажи товаров лицом, переместившим его через таможенную границу, само по себе не свидетельствует об использовании такого товара не в личных целях. Вместе с тем систематическая (более двух раз) продажа лицом товара, ввезенного для личного пользования, может являться основанием для отказа в освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов либо для отказа в применении порядка уплаты таможенных пошлин, налогов по правилам, установленным в отношении товаров для личного пользования.

Так как материалами таможенной проверки подтверждено, что транспортные средства были ввезены Волковым Е.А. в Российскую Федерацию не для личного пользования, оснований для применения установленного для таких случаев коэффициента расчета суммы утилизационного сбора в размере 0,26 не имелось.

Исходя из сведений, заявленных Волковым Е.А. о годе выпуска и физических характеристиках транспортных средств, подтвержденных результатами фактического таможенного контроля в форме таможенного осмотра, следует, что общая сумма утилизационного сбора, подлежащая уплате, составляет 2 683 600 руб.

марка и модель автомобиля, № кузова, VIN

объемдвигателя

Коэффициентрасчета суммыутилизационного сбора

Сумма утилизационногосбора, причитающаяся куплате (рублей) за минусом уплаченных ранее 5 200 руб.

TOYOTA

HONDA

TOYOTA

HONDA

TOYOTA

TOYOTA IPSUM,

ИТОГО:

В соответствии с положениями Постановления Правительства № 1291 Алтайская таможня уведомила Волкова Е.А. о необходимости уплаты утилизационного сбора в отношении транспортных средств, ввезенных им из Кыргызской Республики, письмом от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором , а также почтовому уведомлению, указанное письмо было получено адресатом лично ДД.ММ.ГГГГ.

На момент подготовки заявления о выдаче судебного приказа информация об уплате утилизационного, сбора Волковым Е.А. в Алтайской таможне отсутствовала, действия, направленные на уплату утилизационного сбора обязанным лицом, не осуществлялись.

Согласно абз.4 п. 11(2) Правил взимания утилизационного сбора непредставление плательщиком или его уполномоченным представителем документов, предусмотренных пунктами 11 и 14 Правил взимания утилизационного сбора, является основанием для начисления пени за неуплату утилизационного сбора.

Пени за неуплату утилизационного сбора начисляются за каждый календарный день просрочки со дня, следующего за днем истечения срока представления в таможенный орган документов, предусмотренных пунктами 11 и 14 Правил взимания утилизационного сбора, по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора включительно в процентах от суммы неуплаченного утилизационного сбора в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты утилизационного сбора. Уплата, взыскание и возврат пеней осуществляются по правилам, установленным для уплаты, взыскания и возврата утилизационного сбора.

Учитывая это, пени за неуплату утилизационного сбора в отношении транспортных средств подлежат исчислению на день фактической уплаты утилизационного сбора.

Статьей 286 КАС РФ установлено, что органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

Пунктом 3 статьи 22 КАС РФ установлено, что административное исковое заявление к гражданину или организации, которые в спорных публичных правоотношениях выступают в качестве субъекта, не обладающего административными или иными публичными полномочиями, подается в суд по месту жительства гражданина или по месту нахождения организации, если иное не установлено КАС РФ.

При этом с учетом содержания статей 286 и 287 КАС РФ до обращения с административным исковым заявлением в районный суд необходимо соблюсти предусмотренный главой 11.1 КАС РФ порядок обращения с заявлением о вынесении судебного приказа.

В связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ Алтайская таможня обратилась к мировому судье судебного участка <адрес> с заявлением о вынесении судебного приказа на сумму задолженности Волкова Е.А. по уплате утилизационного сбора в общей сумме 2 683 600 руб.

ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка <адрес> по судебному делу а-490/2020 вынесен судебный приказ о взыскании с Волкова Е.А. задолженности по уплате утилизационного сбора в сумме 2 683 600 руб.

Определением мирового судьи судебного участка <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ был отменен в связи с поступлением от должника возражений относительно его исполнения.

Вынесение определения об отмене судебного приказа в силу статей 286 и 287 КАС РФ является основанием для обращения таможенного органа с административным исковым заявлением о взыскании задолженности по обязательным платежам. В связи с наличием возражений со стороны должника Волкова Е.А., взыскание задолженности по уплате утилизационного сбора возможно при обращении в районный суд с административным исковым заявлением в порядке главы 32 КАС РФ.

Согласно статье 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации утилизационный сбор относится к неналоговым доходам федерального бюджета и в соответствии с положениями Федерального закона № 89-ФЗ и Постановлением Правительства № 81 является обязательным платежом, уплачиваемым при ввозе или производстве колесных транспортных средств и шасси.

В соответствии с п.п.19 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, нормы действующего законодательства, административный истец просит взыскать в доход федерального бюджета с Волкова Е.А. обязательный платеж в виде утилизационного сбора в общей сумме 2 683 600 руб. за ввезенные на территорию Российской Федерации из Кыргызской Республики транспортные средства:

марка и модель автомобиля, VIN автомобиля: сумма утилизационного сбора:

TOYOTA CROWN 475 000 руб.;

HONDA STEPWGN 308 600 руб.;

TOYOTA ESTIMA 475 000 руб.;

HONDA ELYSION 475 000 руб.;

TOYOTA CROWN 475 000 руб.;

TOYOTA IPSUM 475 000 руб.,

а также пени за неуплату утилизационного сбора в отношении данных транспортных средств по день фактической уплаты утилизационного сбора.

В судебном заседании представитель административного истца Алтайской таможни ФИО9, на удовлетворении административных исковых требований настаивал по основаниям, изложенным в административном иске.

Представитель административного ответчика Савочкина С.Ю., возражала против удовлетворения административных исковых требований Алтайской таможни, ссылаясь на недоказанность административным истцом нарушения Волковым Е.А. действующего законодательства при ввозе им транспортных средств на территорию Российской Федерации, нарушение административным истцом процедуры проведения камеральной таможенной проверки в части не вынесения таможенным органом Решения, принятого по результатам проверки и не направлении его в адрес административного ответчика, на нарушение административным истцом шестимесячного срока подачи данного административного иска в суд.

Административный ответчик Волков Е.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела уведомлен надлежащим образом.

Суд, руководствуясь ст.150 КАС Российской Федерации, находит возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав представителей административного истца, административного ответчика, исследовав материалы дела, обозрев материала Дела камеральной таможенной проверки в отношении Волкова Е.А., гражданского дела , рассмотренного в порядке приказного проивзодства, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) определены правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечении таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

Согласно ч.1 ст.24.1 Закона № 89-ФЗ за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним (далее также в настоящей статье - транспортное средство), ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.

Виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством Российской Федерации (ч.2 ст.24.1 Закона № 89-ФЗ).

Плательщиками утилизационного сбора признаются лица, которые осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию (ч.3 ст.24.1 Закона № 89-ФЗ).

Порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации. Взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (ч.4 ст.24.1 Закона № 89-ФЗ).

Согласно пункту 3 Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.02.2016 № 81 «Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее - Правила взимания), взимание утилизационного сбора, уплату которого осуществляют плательщики, указанные в абзаце 2 пункта 3 статьи 24.1 Закона № 89-ФЗ, а именно лица, осуществившие ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию, производит Федеральная таможенная служба.

Пунктом 3 Правил взимания определен порядок взимания утилизационного сбора Федеральной таможенной службой в части его исчисления и уплаты.

В соответствии с п. 11 Правил взимания для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора плательщик представляет в таможенный орган, в том числе и расчет суммы утилизационного сбора в отношении самоходных машин, а также копии платежных документов об уплате утилизационного сбора.

Следовательно, уплата утилизационного сбора является обязательным условием при ввозе на территорию Российской Федерации каждого колесного транспортного средства (шасси), каждой самоходной машины, каждого прицепа к ним.

Согласно п.5 Правил взимания утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно в соответствии с Перечнем. Таможенные органы в соответствии с п. 13 Правил взимания осуществляют проверку правильности исчисления суммы утилизационного сбора и его поступления по соответствующему коду бюджетной классификации на счет органа Федерального казначейства либо при наличии чека, сформированного электронным терминалом, платежным терминалом или банкоматом, таможенный орган проставляет отметку об уплате утилизационного сбора на бланках паспортов.

Судом установлено, что в период с октября 2018 г. по декабрь 2019 г. Волков Е.А. ввез в Российскую Федерацию из Кыргызской Республики семь транспортных средств.

После ввоза транспортных средств в Российскую Федерацию Волков Е.А. обратился на Барнаульский таможенный пост Алтайской таможни с заявлениями о получении ПТС на транспортные средства. При этом в заявлениях на выдачу ПТС указал, что автомобили ввезены на территорию Российской Федерации для личных нужд.

По результатам проверки представленных документов таможенный орган выдал Волкову Е.А. ПТС на следующие транспортные средства:

Марка и модель автомобиля

№ кузова, VIN

датаполученияПТС

№ ПТС

TOYOTA CROWN

ДД.ММ.ГГГГ

HONDA STEPWGN

ДД.ММ.ГГГГ

TOYOTA IPSUM

ДД.ММ.ГГГГ

TOYOTA ESTIMA

ДД.ММ.ГГГГ

HONDA ELYSION

ДД.ММ.ГГГГ

TOYOTA CROWN

ДД.ММ.ГГГГ

TOYOTA IPSUМ

ДД.ММ.ГГГГ

При подаче заявлений на выдачу ПТС в качестве цели ввоза Волковым Е.А. указана информация о ввозе указанных транспортных средств для личного пользования, а утилизационный сбор за каждый ввезенный автомобиль уплачен в размере 5 200 руб. Указанная сумма утилизационного сбора рассчитана с применением коэффициентов, установленных в отношении транспортных средств для личного пользования.

В соответствии со ст.256 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС), отнесение товаров к товарам для личного пользования осуществляется исходя из: заявления физического лица о перемещаемых товарах; характера и количества товаров; частоты перемещения товаров через границу этим физическим лицом. При определении характера товаров учитываются их потребительские свойства, традиционная практика их применения и использования. Количество товаров оценивается исходя из того, что однородные товары (одного наименования, размера, фасона, цвета и т.п.) в количестве, превышающем потребность лица, перемещающего товары, и членов его семьи, как правило, ввозятся (вывозятся) с коммерческими целями. При оценке частоты перемещения товаров принимается во внимание периодичность ввоза одним и тем же лицом однородных товаров.

На основании ст.ст.310, 331, 332 ТК ЕАЭС после выдачи Волкову Е.А. ПТС должностными лицами Алтайской таможни проведена камеральная таможенная проверка в части соблюдения условий ввоза транспортных средств для личного пользования, а также исчисления, полноты и своевременности уплаты утилизационного сбора, о чем административный ответчик был уведомлен заказным письмом с уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 132-134 Дело Том 1 камеральной таможенной проверки).

В ходе камеральной таможенной проверки Волкову Е.А. заказным письмом с уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ было направлено требование о предоставлении документов и (или) сведений при камеральной таможенной проверке, у него были запрошены заверенные копии документов, подтверждающих правомочия в отношении вышеуказанных транспортных средств, ввезенных из Кыргызской Республики за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (договоры купли-продажи, справки-счета, доверенности и. т.д.); заверенные копии ПТС, с отметками о постановке на учет в ГИБДД; сведения о местонахождении транспортных средств, с указанием точного адреса и данных о лицах, у которых они находятся; сведения об обстоятельствах, целях приобретения и ввоза каждого транспортного средства, в случае последующего распоряжения транспортным средством - сведения о причинах его отчуждения, в случае распоряжения транспортными средствами заверенные копии документов, подтверждающих переход прав владения, пользования, распоряжения (договоры купли-продажи, аренды, справки-счета, доверенности и т.д.); пояснения об объективных причинах невозможности представления тех или иных документов, запрошенных таможенным органом (л.д. 135-136 Дело Том 1 камеральной таможенной проверки).

Требование Алтайской таможни было исполнено Волковым Е.А. ДД.ММ.ГГГГ частично, предоставлены договоры купли-продажи пяти транспортных средств (л.д. 137-142 Дело Том 1 камеральной таможенной проверки).

Для получения информации об обстоятельствах приобретения и ввоза транспортных средств в Российскую Федерацию, а также их последующей реализации, Волков Е.А. уведомлялся телеграммой ДД.ММ.ГГГГ. Согласно объяснениям Волкова Е.А., данных Алтайской таможне ДД.ММ.ГГГГ, автомобили приобретались административным ответчиком для личных целей, только два автомобиля были поставлены на учет в ГИБДД - TOYOTA IPSUМ <данные изъяты> г.в., TOYOTA ESTIMA, <данные изъяты> г.в. (л.д. 246 Дело Том 1 камеральной таможенной проверки). Документов, подтверждающих ввоз вышеуказанных транспортных средств для личного пользования и пользования членами семьи, от Волкова Е.А. не поступило.

Учитывая характер товара, количество ввезенных автомобилей и период времени, за который они ввезены, таможенный орган в ходе проведения камеральной таможенной проверки установил, что автомобили были приобретены Волковым Е.А. на территории Кыргызской Республики и ввезены в Российскую Федерацию не для личного пользования, а с целью их последующей продажи, что исключает применение коэффициентов, предусмотренных для расчета утилизационного сбора в отношении транспортных средств, ввозимых физическими лицами для личного пользования.

Так, TOYOTA CROWN (<данные изъяты>) приобретен ДД.ММ.ГГГГ, ПТС получен ДД.ММ.ГГГГ, автомобиль продан ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрирован за новым собственником ДД.ММ.ГГГГ;

HONDA STEPWGN (<данные изъяты>) приобретен ДД.ММ.ГГГГ, ПТС получен ДД.ММ.ГГГГ, автомобиль продан ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрирован за новым собственником ДД.ММ.ГГГГ;

TOYOTA ESTIMA (<данные изъяты>) приобретен ДД.ММ.ГГГГ, ПТС получен ДД.ММ.ГГГГ, автомобиль продан ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрирован за новым собственником ДД.ММ.ГГГГ;

HONDA ELYSION (<данные изъяты>) приобретен ДД.ММ.ГГГГ, ПТС получен ДД.ММ.ГГГГ, автомобиль продан ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрирован за новым собственником ДД.ММ.ГГГГ;

TOYOTA CROWN (<данные изъяты>) приобретен ДД.ММ.ГГГГ, ПТС получен ДД.ММ.ГГГГ, автомобиль продан ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрирован за новым собственником ДД.ММ.ГГГГ;

TOYOTA IPSUM <данные изъяты>) приобретен ДД.ММ.ГГГГ, ПТС получен ДД.ММ.ГГГГ, автомобиль продан ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрирован за новым собственником ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, за непродолжительный период времени с октября 2018 г. по декабрь 2018 г. включительно Волковым Е.А. ввезены из Кыргызской Республики в Российскую Федерацию шесть автомобилей, которые проданы им третьим лицам. При этом, ни одно из названных транспортных средств после получения Волковым Е.А. ПТС не было поставлено на государственный учет как за самим Волковым Е.А., так и за членами его семьи. Все транспортные средства поставлены на государственный учет новыми собственниками (покупателями), которым они реализованы непосредственно Волковым Е.А. на основе заключенных договоров купли-продажи (л.д. 32, 37-65, 122-128).

При изложенных обстоятельствах суд находит установленным факт ввоза Волковым Е.А. 6 транспортных средств в Российскую Федерацию не для личного пользования, а в целях продажи.

Согласно пункту 1 статьи 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 289-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 289-ФЗ), за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним, ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.

Согласно пункту 2 статьи 24.1 Федерального закона № 89-ФЗ виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством Российской Федерации.

Плательщиками утилизационного сбора в соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона № 89-ФЗ признаются, в том числе лица, которые осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию.

Пунктом 4 статьи 24.1 Федерального закона № 89-ФЗ установлено, что порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации. Взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 № 1291«Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее - Постановление Правительства № 1291) утверждены Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее - Правила), а также Перечень видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (далее - Перечень).

Согласно пункту 3 Правил взимание утилизационного сбора, уплату которого осуществляют плательщики, указанные в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона № 89-ФЗ, а именно лица, осуществившие ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию, осуществляет Федеральная таможенная служба.

Перечнем к Постановлению Правительства № 1291 установлены виды и категории колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеры утилизационного сбора.

Разделом 1 Перечня предусмотрен порядок расчета утилизационного сбора в отношении транспортных средств, выпущенных в обращение на территории Российской Федерации, категории М1, в том числе, повышенной проходимости категории G, а также специальные и специализированные транспортные средства указанной категории. Базовая ставка для расчета суммы утилизационного сбора составляет 20 000 рублей.

В соответствии с Перечнем в случае ввоза физическим лицом транспортного средства (с даты выпуска которого прошло более 3 лет) для личного пользования, применяется коэффициент расчета суммы утилизационного сбора 0,26 базовой ставки (размер утилизационного сбора в этом случае составляет 5 200 рублей).

Как указано в Перечне, при ввозе транспортного средства (с даты выпуска которого прошло более 3 лет) не для личного пользования, коэффициент расчета суммы утилизационного сбора в зависимости от объема двигателя составляет от 6,1 до 35,01 базовой ставки. Соответственно, сумма утилизационного сбора в отношении такого транспортного средства должна составлять от 122 000 рублей до 700 200 рублей в зависимости от объема двигателя.

Согласно пункту 11 Правил взимания утилизационного сбора, для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора плательщик представляет в таможенный орган расчет суммы утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним, а также копии платежных документов об уплате утилизационного сбора.

Таможенный орган уполномочен на проведение проверок сведений, указанных в заявлении о выдаче паспорта и приложенных к нему документах, и (или) проверки подлинности приложенных к заявлению документов. В соответствии с пунктом 12 Правил взимания утилизационного сбора, на основании представленных документов таможенный орган осуществляет проверку правильности исчисления суммы утилизационного сбора.

В связи с чем, при выдаче ПТС таможенный орган обязан осуществлять проверку обоснованности применения коэффициентов при расчете суммы утилизационного сбора.

Поскольку в ходе таможенной проверки установлено, что транспортные средства были ввезены Волковым Е.А. в Российскую Федерацию не для личного пользования, административный орган пришел к выводу о том, что оснований для применения установленного для таких случаев коэффициента расчета суммы утилизационного сбора в размере 0, 26 не имелось.

Исходя из сведений, заявленных Волковым Е.А. о годе выпуска и физических характеристиках транспортных средств, подтвержденных результатами фактического таможенного контроля в форме таможенного осмотра, следует, что общая сумма утилизационного сбора, подлежащая уплате, составила 2 683 600 руб.

В силу положений п. 17 Правил взимания в случае, если в течение 3 лет после уплаты утилизационного сбора и (или) проставления соответствующей отметки об уплате утилизационного сбора на бланке паспорта установлен факт неуплаты или неполной уплаты утилизационного сбора, таможенные органы информируют не позднее 10 рабочих дней со дня обнаружения указанного факта плательщика о необходимости уплаты утилизационного сбора и сумме неуплаченного утилизационного сбора с указанием оснований для его доначисления. Указанная информация направляется в адрес плательщика заказным письмом с уведомлением.

В случае неуплаты утилизационного сбора плательщиком в срок не более 20 календарных дней со дня получения от таможенного органа такой информации доначисленная сумма утилизационного сбора взыскивается в судебном порядке.

В соответствии с п. 1 ст. 34 Налогового кодекса Российской Федерации таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, настоящим Кодексом, иными федеральными законами о налогах, а также иными федеральными законами.

Процедура и сроки взимания задолженности и пени по уплате таможенных платежей в судебном порядке регламентированы ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, главой 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии с абз. 2 п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

08.05.2020 Алтайская таможня обратилась к мировому судье судебного участка Крутихинского района Алтайского края с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Волкова Е.А. утилизационного сбора.

18 мая 2020 г. мировым судьей Крутихинского района Алтайского края был вынесен судебный приказ а-490/2020, которым с Волкова Е.А. взыскан утилизационный сбор в размере 2 683 600 руб.

В связи с поступившими от должника Волкова Е.А. возражениями определением мирового судьи судебного участка Крутихинского района Алтайского края от 10.07.2020 указанный судебный приказ отменен.

С административным иском в суд административный истец обратился 08.10.2020, то есть в предусмотренный законом шестимесячный срок, вопреки утверждениям представителя административного ответчика об обратном.

Учитывая вышеназванные положения правовых норм, суд приходит к выводу о том, что порядок и сроки взимания задолженности по утилизационному сбору истцом соблюдены.

То обстоятельство, что Волков Е.А. в нарушение действующего законодательства не произвел оплату утилизационного сбора за ввезенные им в Российскую Федерацию транспортные средства в соответствие с действующим законодательством, подтверждается совокупностью вышеприведенных доказательств. У суда отсутствуют основания не доверять обстоятельствам, установленным в ходе камеральной таможенной проверки, поскольку они объективно подтверждаются совокупностью собранных доказательств.

Статьей 24.1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним, ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением колесных транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор, и действующим законодательством не предусмотрено освобождение лиц, ввозящих на территорию Российской Федерации транспортные средства, от уплаты утилизационного сбора по обстоятельствам, указанным административным ответчиком.

С учетом изложенного, у Волкова Е.А. возникла обязанность по уплате утилизационного сбора с момента ввоза транспортных средств на территорию Российской Федерации, оснований для освобождения от такой обязанности при рассмотрении дела не установлено.

При определении размера утилизационного сбора учитываются год выпуска транспортных средств, их масса и другие физические характеристики, оказывающие влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты таким транспортным средством своих потребительских свойств (ч. 5 ст. 24.1 Закона № 89-ФЗ).

Так, проверкой установлен факт неуплаты Волковым Е.А. утилизационного сбора в отношении следующих транспортных средств и в следующих размерах:

марка и модель автомобиля, № кузова, VIN

объемдвигателя

Коэффициентрасчета суммыутилизационного сбора

Сумма утилизационногосбора, причитающаяся куплате (рублей) за минусом уплаченных ранее 5 200 руб.

TOYOTA

HONDA STEPWGNRG2

TOYOTA ESTIMAACR40

HONDA ELYSIONRR1-

TOYOTA CROWNGRS182-

TOYOTA IPSUM,ACM26

Таким образом, общая сумма утилизационного сбора, подлежащая доплате с учетом ранее оплаченных сумм, по обозначенным транспортным средствам составила 2 683 600 руб.

С указанным расчетом, произведенным административным истцом, суд соглашается, признает его верным.

Доказательства надлежащей уплаты утилизационного сбора отсутствуют, следовательно, с Волкова Е.А. в пользу Алтайской таможни подлежит взысканию утилизационный сбор в размере 2 683 600 руб.

Доводы представителя административного ответчика о недоказанности того, что Волковым Е.А. транспортные средства были ввезены не для личного пользования, суд признает несостоятельными, поскольку достоверно установлено, что вышеперечисленные транспортные средства были в короткие сроки реализованы третьим лицам. Сам по себе факт использования Волковым Е.А. данных транспортных средств с момента их приобретения в собственность на основании договоров купли-продажи, до их реализации третьим лицам, вопреки утверждениям стороны административного ответчика, в отсутствие тому соответствующих доказательств, при установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств, выводов таможенного органа о том, что и эти транспортные средства были приобретены не для личного пользования не опровергает.

Доводы представителя административного ответчика о том, что в нарушение норм действующего законодательства Алтайская таможня после составления Акта камеральной таможенной проверки не вынесла Решение в сфере таможенного дела об установлении нарушений со стороны Волкова Е.А., во внимание судом не принимаются, поскольку указанное обстоятельство не свидетельствует о не соответствии камеральной таможенной проверки и уведомления Алтайской таможни о необходимость уплатить утилизационный сбор в исчисленной сумме федеральному закону и иным нормативно-правовым актам, прав административного ответчика, его свобод и законных интересов не нарушает

С учетом изложенного, административный иск в части взыскания с административного ответчика суммы утилизационного сбора в размере 2 683 600 руб. подлежит удовлетворению.

Административный истец также просит взыскать с административного ответчика пени за неуплату утилизационного сбора в отношении транспортных средств, которые подлежат исчислению на день фактической уплаты утилизационного сбора.

В соответствии с ч. 1 ст. 287 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в административном исковом заявлении, помимо всего прочего, должен быть указан размер и расчет денежной суммы, составляющей санкцию, если она имеет имущественный характер, и положения нормативного правового акта, устанавливающие санкцию.

Вместе с тем, в нарушение указанных требований закона в административном исковом заявлении имеется расчет денежной суммы, составляющей санкцию, однако, не указан подробный расчет пени с отражением конкретных объектов налогообложения, по которым образовалась задолженность, а также конкретные периоды образования задолженности по конкретным автомобилям, в отношении какого размера задолженности по налогу начислены пени, отсутствуют доказательства обращения с таким требованием к мировому судье в порядке приказного производства. Расчет сумм, подлежащих взысканию, должен быть представлен суду в виде конкретных арифметических действий, последовательность которых очевидна, проверка которых позволит суду убедиться в правильности заявленной к взысканию суммы.

Поскольку таможенным органом не заявлена конкретная сумма и не приведён расчет пени по неуплате утилизационного сбора в отношении транспортных средств в административном исковом заявлении, не приложен к иску в виде отдельной таблицы или расчета, суд лишен возможности убедиться в правомерности заявленных требований о взыскании с административного ответчика пени.

Таким образом, требования административного истца о взыскании пени с административного ответчика удовлетворению не подлежат.

В силу положений ст. п. 1 ст. 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.

В связи с чем с административного ответчика в силу ст.114 КАС РФ в доход местного бюджета подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 21 618 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Административные исковые требования Алтайской таможни к Волкову Е.А. о взыскании задолженности по обязательным платежам и санкциям удовлетворить частично.

Взыскать в пользу Алтайской таможни с Волкова Е.А., зарегистрированного по адресу: <адрес>, обязательный платеж в виде утилизационного сбора за ввезенные на территорию Российской Федерации из Кыргызской Республики транспортные средства:

- TOYOTA CROWN , в сумме 475 000 руб.;

- HONDA STEPWGN , в сумме 308 600 руб.;

- TOYOTA ESTIMA , в сумме 475 000 руб.;

- HONDA ELYSION , в сумме 475 000 руб.;

- TOYOTA CROWN , в сумме 475 000 руб.;

- TOYOTA IPSUM , в сумме 475 000 руб.,

на общую сумму 2 683 600 руб.

В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказать.

Взыскать с Волкова Е.А. в доход муниципального образования Крутихинский район Алтайского края государственную пошлину в сумме 21 618 руб.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам <адрес>вого суда через Крутихинский районный суд Алтайского края в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 14 декабря 2020 г.

Судья И.А. Торопицына