ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-175/2017 от 02.06.2017 Шацкого районного суда (Рязанская область)

Дело № 2А-175/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Шацк Рязанской области 02 июня 2017 года

Шацкий районный суд Рязанской области в составе:

председательствующего судьи Моисеева В.Ю.,

рассмотрев в помещении суда в порядке упрощенного (письменного) производства без проведения судебного заседания административное дело по административному иску прокурора Шацкого района Рязанской области к Министерству транспорта и автомобильных дорог Рязанской области, в интересах неопределенного круга лиц, о признании бездействия незаконным и обязании устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Шацкого района Рязанской области обратился в суд с административным иском к Министерству транспорта и автомобильных дорог Рязанской области в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия незаконным и обязании устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения.

Указанные требования построены на положениях ст. 18 Конституции РФ, ст.ст. 1, 2, 3, 6, 12, 24 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ст. 2, 12 Гражданского кодекса РФ, п. 1 Положения о министерстве транспорта и автомобильных дорог Рязанской области, утвержденного Постановлением Правительства Рязанской области от 21.01.2009 г. № 7, ст. 39 Кодекса об административном судопроизводстве РФ.

Иск мотивирован тем, что прокуратурой Шацкого района совместно с государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России «Шацкий» была проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах: от автодороги «Тамбов – Шацк» – Апушка, «Агишево - Федяево – Демидово», от автодороги «Тамбов – Шацк» подъезд: Вачкас, от автодороги «Тамбов – Шацк» подъезд: Новософьино, «Тамбов – Шацк», «Тарадеи - Кулики – Федосово», от автодороги М-5 «Урал» - Казачий Дюк – Студеновка, от автодороги М-5 «Урал» – Шевырляй, «Конобеево - Сново-Здорово».

В ходе обследования автомобильной дороги от автодороги «Тамбов – Шацк» – Апушка выявлены нарушения требований п.п. 3.1.1 и 3.1.2 ГОСТа Р 50597-93, а именно: на всем ее протяжении покрытие имеет выбоины и ямы, превышающие по длине 15 см., ширине 60 см., глубине 5 см.

В ходе обследования автомобильной дороги «Агишево - Федяево – Демидово» выявлены нарушения требований п.п. 3.1.1 и 3.1.2 ГОСТа Р 50597-93, а именно: на всем ее протяжении покрытие имеет выбоины и ямы, превышающие по длине 15 см., ширине 60 см., глубине 5 см.

В ходе обследования автомобильной дороги от автодороги «Тамбов – Шацк» подъезд: Вачкас выявлены нарушения требований п.п. 3.1.1 и 3.1.2 ГОСТа Р 50597-93, а именно: на всем ее протяжении покрытие имеет выбоины и ямы, превышающие по длине 15 см., ширине 60 см., глубине 5 см.

В ходе обследования автомобильной дороги от автодороги «Тамбов – Шацк» подъезд: Новософьино выявлены нарушения требований п.п. 3.1.1 и 3.1.2 ГОСТа Р 50597-93, а именно: на всем ее протяжении покрытие имеет выбоины и ямы, превышающие по длине 15 см., ширине 60 см., глубине 5 см.

В ходе обследования автомобильной дороги «Тамбов – Шацк» выявлены нарушения требований п.п. 3.1.1 и 3.1.2 ГОСТа Р 50597-93, а именно: с 141 км по 152 км покрытие имеет выбоины и ямы, превышающие по длине 15 см., ширине 60 см., глубине 5 см.

В ходе обследования автомобильной дороги «Тарадеи - Кулики – Федосово» выявлены нарушения требований п.п. 3.1.1 и 3.1.2 ГОСТа Р 50597-93, а именно: на всем ее протяжении покрытие имеет выбоины и ямы, превышающие по длине 15 см., ширине 60 см., глубине 5 см.

В ходе обследования автомобильной дороги от автодороги М-5 «Урал» - Казачий Дюк – Студеновка выявлены нарушения требований п.п. 3.1.1 и 3.1.2 ГОСТа Р 50597-93, а именно: на всем ее протяжении покрытие имеет выбоины и ямы, превышающие по длине 15 см., ширине 60 см., глубине 5 см.

В ходе обследования автомобильной дороги от автодороги М-5 «Урал» – Шевырляй выявлены нарушения требований п.п. 3.1.1 и 3.1.2 ГОСТа Р 50597-93, а именно: на всем ее протяжении покрытие имеет выбоины и ямы, превышающие по длине 15 см., ширине 60 см., глубине 5 см.

В ходе обследования автомобильной дороги «Конобеево - Сново-Здорово» выявлены нарушения требований п.п. 3.1.1 и 3.1.2 ГОСТа Р 50597-93, а именно: на всем ее протяжении покрытие имеет выбоины и ямы, превышающие по длине 15 см., ширине 60 см., глубине 5 см.

Указанные нарушения законодательства о безопасности дорожного движения создают реальную опасность причинения вреда жизни и здоровью участников дорожного движения.

На основании изложенного прокурор Шацкого района Рязанской области просит признать незаконным бездействие Министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области связанное с непринятием мер по приведению автомобильных дорог: от автодороги «Тамбов – Шацк» – Апушка (на всем ее протяжении), «Агишево - Федяево – Демидово» (на всем ее протяжении), от автодороги «Тамбов – Шацк» подъезд: Вачкас (на всем ее протяжении), от автодороги «Тамбов – Шацк» подъезд: Новософьино (на всем ее протяжении), «Тамбов – Шацк» (с 141 км по 152 км), «Тарадеи - Кулики – Федосово» (на всем ее протяжении), от автодороги М-5 «Урал» - Казачий Дюк – Студеновка (на всем ее протяжении), от автодороги М-5 «Урал» – Шевырляй (на всем ее протяжении), «Конобеево - Сново-Здорово» (на всем ее протяжении) в соответствие с требованиями п. 3.1.1 и п. 3.1.2 ГОСТа Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения". И обязать Министерство транспорта и автомобильных дорог Рязанской области привести автомобильные дороги: от автодороги «Тамбов – Шацк» – Апушка (на всем ее протяжении), «Агишево - Федяево – Демидово» (на всем ее протяжении), от автодороги «Тамбов – Шацк» подъезд: Вачкас (на всем ее протяжении), от автодороги «Тамбов – Шацк» подъезд: Новософьино (на всем ее протяжении), «Тамбов – Шацк» (с 141 км по 152 км), «Тарадеи - Кулики – Федосово» (на всем ее протяжении), от автодороги М-5 «Урал» - Казачий Дюк – Студеновка (на всем ее протяжении), от автодороги М-5 «Урал» – Шевырляй (на всем ее протяжении), «Конобеево - Сново-Здорово» (на всем ее протяжении) в соответствие с требованиями п. 3.1.1 и п. 3.1.2 ГОСТа Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" в течение 17 месяцев со дня вынесения решения.

В силу п. 1 ст. 291 Кодекса административного судопроизводства РФ, административное дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства, на основании ч. 2 ст. 140 Кодекса административного судопроизводства РФ, без проведения судебного заседания.

В ходе производства по административному делу, от административного ответчика – Министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области поступил отзыв на административные исковые требования, который определением суда приобщен к материалам административного дела.

В указанном отзыве, административный ответчик, ссылаясь на ст. 10 Конституции РФ, ст.ст. 28, 31 Бюджетного кодекса РФ, ст. 3 Федерального Закона № 196-ФЗ от 10.12.1995 г. «О безопасности дорожного движения», ст.3,17 Федерального закона № 257-ФЗ от 08.11.2007 г. «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности», Положение о Министерстве транспорта и автомобильных дорог Рязанской области, утвержденное Постановлением Правительства Рязанской области от 21.01.2009 г. № 7, указывает, что является органом исполнительной государственной власти области, осуществляющим функции по реализации государственной политики области в сфере осуществления дорожной деятельности и транспортного обслуживания населения области, и осуществляет полномочия собственника в отношении автодорог: от автодороги «Тамбов – Шацк» – Апушка, «Агишево - Федяево – Демидово», от автодороги «Тамбов – Шацк» подъезд: Вачкас, от автодороги «Тамбов – Шацк» подъезд: Новософьино, «Тамбов – Шацк», «Тарадеи - Кулики – Федосово», от автодороги М-5 «Урал» - Казачий Дюк – Студеновка, от автодороги М-5 «Урал» – Шевырляй, «Конобеево - Сново-Здорово», однако согласно постановлению Правительства Рязанской области от 21.01.2009 г. № 7 «Об утверждении Положения о министерстве транспорта и автомобильных дорог Рязанской области», Минтранс Рязанской области не располагает полномочиями по выполнению комплекса работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильных дорог, оценке их технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения и, следовательно, не является лицом, непосредственно осуществляющим содержание автомобильных дорог. При осуществлении функций и полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности министерство является государственным заказчиком по размещению заказов на выполнение работ для государственных нужд Рязанской области, а не исполнителем этих работ.

Ссылаясь на ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, административный ответчик указал, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (государственным контрактом). Так, согласно действующему в настоящее время государственному контракту № 146/05/1 от 28.11.2016г. на выполнение подрядных работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и искусственных сооружений на них в Шацком районе Рязанской области общей протяженностью сети дорог 369,692 км, заключенного между Минтрансом Рязанской области (Заказчик) и ОАО «Рязаньавтодор» (Подрядчик), согласно п.7.2. Подрядчик обязан выполнять работы в соответствии с Техническим заданием (Приложение № 1 к Контракту) в пределах объемов финансирования, предусмотренных Контрактом, с соблюдением Методических рекомендаций по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования, утвержденных письмом Минтранса РФ от 17.03.2004 № ОС-28/1270-ис на основании согласованного с Заказчиком Перечня конкретных видов работ (Приложение № 5 к Контракту); в соответствии с п. 7.4. Подрядчик обязан обеспечить качественное выполнение работ по Контракту с соблюдением требований нормативно-технических документов (Приложение № 1.6 Технического задания); в п. 7.7. поддерживать техническое состояние автомобильных дорог и искусственных сооружений на них, обеспечивающее бесперебойное и безопасное движение транспортных средств; согласно п. 7.11. приступать немедленно, в соответствии с ГОСТ Р 50597-93, к выполнению работ, влияющих на безопасность дорожного движения, одновременно известив Заказчика и приняв при этом меры по обеспечению безопасности движения; п. 7.18. в период действия Контракта, в целях контроля за транспортно-эксплуатационным состоянием автомобильной дороги и сооружений на ней, взаимодействовать с органами местного самоуправления, на территориях которых расположены дороги, районными отделениями УМВД России по Рязанской области и другими исполнительными органами государственной власти Рязанской области, учреждениями и организациями, способствующими выполнению Контракта. Также Приложениями № 1.2, 1.3 к государственному контракту № 146/05/1 от 28.11.2016 г. предусмотрены технические требованиями к качеству содержания автомобильных дорог и искусственных сооружений на них и перечень видов и цикличность работ.

На основании изложенного, министерство полагает, что поскольку со стороны
Минтранса Рязанской области были приняты все меры для соблюдения правил и норм по
обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании автомобильных
дорог: от автодороги «Тамбов – Шацк» – Апушка, «Агишево - Федяево – Демидово», от автодороги «Тамбов – Шацк» подъезд: Вачкас, от автодороги «Тамбов – Шацк» подъезд: Новософьино, «Тамбов – Шацк», «Тарадеи - Кулики – Федосово», от автодороги М-5 «Урал» - Казачий Дюк – Студеновка, от автодороги М-5 «Урал» – Шевырляй, «Конобеево - Сново-Здорово» (в целях реализации полномочий был заключен государственный
контракт № 146/05/1 от 28.11.2016г. на выполнение подрядных работ по содержанию
автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и
искусственных сооружений на них в Шацком районе Рязанской области общей
протяженностью сети дорог 369,692 км) и не имеется задолженностей по перечислению
платежей для производства работ на содержание автомобильных дорог, Министерство
транспорта и автомобильных дорог Рязанской области не может быть признано виновным в
бездействии и несоответствии нормативам ГОСТ Р 50597-93 дорожного покрытия на
вышеуказанных автомобильных дорогах.

Кроме того административный ответчик указывает, что по смыслу части 4 статьи 17 Федерального закона от 8 ноября 2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов». В целях определения соответствия дорог этим требованиям, владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог.

Порядок проведения оценки технического состояния автомобильных дорог утвержден Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27 августа 2009 года №150. В соответствии с пунктом 2 указанного Порядка, оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении всех автомобильных дорог в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения. Оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения - органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности и (или) уполномоченным им государственным учреждением (пункт 3 Порядка). Согласно пункту 4 Порядка, оценка технического состояния автомобильных дорог проводится не реже одного раза в год. При проведении диагностики автомобильных дорог должны использоваться измерительное оборудование, приборы, передвижные лаборатории, имеющие свидетельство о поверке. Данное оборудование должно быть включено в Государственный реестр средств измерений либо должно быть метрологически аттестованным (пункт 5 Порядка). Указанный Приказ министерства транспорта Российской Федерации вступил в силу 26 февраля 2010 года.

В соответствии с распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от
03 октября 2002 года №ИС-840-р с 15 октября 2002 года применяется ОДН 218.0.006-2002
«Правила диагностики и оценки технического состояния автомобильных дорог».

Согласно пункту 4.1.6 указанных Правил по результатам диагностики и оценки состояния дорог в процессе эксплуатации владельцы дорог выявляют участки, не отвечающие нормативным требованиям к их транспортно-эксплуатационному состоянию, и, руководствуясь «Классификацией работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования», определяют виды и состав основных работ и мероприятий по содержанию, ремонту и реконструкции с целью повышения их транспортноэксплуатационного состояния до требуемого уровня.

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16 ноября 2012 года № 402 утверждена классификация работ по капитальному ремонту автомобильных дорог, которая предусматривает разграничение видов дорожных работ по земляному полотну и дорожным одеждам в зависимости от характера деформации и повреждений, их локализации, методов работы и от других показателей.

Результаты диагностики и оценки дорог являются предпроектными материалами и информационной базой для разработки в установленном порядке проектов реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания эксплуатируемых дорог (пункт 4.1.7 правил).

При этом административный ответчик указывает на то, что продолжительность выполнения проектно-изыскательских и подрядных работ по ремонту автомобильной дороги по аналогичным проектам, составляет 17 месяцев с момента открытия финансирования, согласно расчету:

Внесение изменений в государственную программу Рязанской области «Дорожное хозяйство на 2014-2022 годы» требует до трех месяцев;

2. В соответствии с проектами-аналогами срок выполнения проектно-изыскательских работ составляет шесть месяцев;

3. Экспертиза проекта до двух месяцев (Постановление Правительства РФ от 05 марта 2007 г. № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий»);

4. При наличии проектной документации и открытия финансирования, продолжительность подрядных работ по объектам-аналогам составляет три месяца.

Кроме указанных сроков, требуется не менее трех месяцев на проведения процедуры электронного аукциона в соответствии с требованиями ФЗ от 05.04.2013 г.№44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». 5.Кроме того, на сроки проведения работ влияют погодные условия.

На основании вышеизложенного, административный ответчик просит в удовлетворении заявленных административных исковых требований отказать.

Исследовав материалы административного дела, оценив представленные доказательства с точки зрения относимости, допустимости и достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу, что требования, изложенные в административном иске, подлежат удовлетворению. При этом суд исходил из следующего.

Согласно ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.

Под обеспечением безопасности дорожного движения законодателем понимается деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий, а основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения, среди прочего, являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности и соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения (ст.ст. 2, 3 Федерального закона).

В соответствии с ч. 2 ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Как следует из положений ст. 6 Федерального закона, осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения при осуществлении дорожной деятельности относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения.

В судебном заседании установлено, что автомобильные дороги: от автодороги «Тамбов – Шацк» – Апушка, идентификационный номер 61 ОП МЗ 61Н-706, протяженностью 9,8 км; «Агишево - Федяево – Демидово», идентификационный номер 61 ОП МЗ 61Н-683, протяженностью 12,9 км; от автодороги «Тамбов – Шацк» подъезд: Вачкас, идентификационный номер 61 ОП МЗ 61Н-703, протяженностью 12,9 км; от автодороги «Тамбов – Шацк» подъезд: Новософьино, идентификационный номер 61 ОП МЗ 61Н-705, протяженностью 8,7 км; «Тамбов – Шацк», идентификационный номер 61 ОП РЗ 61К-010, протяженностью 27,8 км; «Тарадеи - Кулики – Федосово», идентификационный номер 61 ОП МЗ 61Н-688, протяженностью 11,9 км; от автодороги М-5 «Урал» - Казачий Дюк – Студеновка, идентификационный номер 61 ОП МЗ 61Н-685, протяженностью 9,4 км; от автодороги М-5 «Урал» – Шевырляй, идентификационный номер 61 ОП МЗ 61Н-684, протяженностью 7,4 км; «Конобеево - Сново-Здорово», идентификационный номер 61 ОП МЗ 61Н-687, протяженностью 7,0 км включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Рязанской области с присвоением им идентификационных номеров, утвержденный Постановлением Правительства Рязанской области от 17.07.2007 N 184.

Содержание указанных автомобильных дорог, в рамках заключенного Министерством транспорта и автомобильных дорог Рязанской области государственного контракта №146/05/1 от 28.11.2016г. на выполнение подрядных работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и искусственных сооружений на них в Шацком районе Рязанской области общей протяженностью сети дорог 369,692 км осуществляет ОАО «Рязаньавтодор».

Постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 N 221 был утвержден "ГОСТ Р 50597-93. Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" (далее - ГОСТ Р 50597-93).

Пунктами 3.1.1, 3.1.2 ГОСТа Р 50597-93 установлено, что покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.

Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.

Судом исследованы акты государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России «Шацкий» С.О.А. о выявлении недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильных дорог, из которых следует, что в ходе проведенной 05 апреля 2017 года проверки автомобильной дороги «Конобеево - Сново-Здорово» выявлены разрушения дорожного полотна, размеры которых не соответствуют п.п. 3.1.1 и 3.1.2 ГОСТа Р 50597-93.

В ходе проведенной 06 апреля 2017 года проверки автомобильных дорог: от автодороги «Тамбов – Шацк» – Апушка, от автодороги «Тамбов – Шацк» подъезд: Вачкас выявлены разрушения дорожного полотна, размеры которых не соответствуют п.п. 3.1.1 и 3.1.2 ГОСТа Р 50597-93, а именно: с 1-го км по 10-й км от автодороги «Тамбов – Шацк» – Апушка и на всем протяжении от автодороги «Тамбов – Шацк» подъезд: Вачкас.

В ходе проведенной 07 апреля 2017 года проверки автомобильных дорог: «Агишево - Федяево – Демидово», от автодороги «Тамбов – Шацк» подъезд: Новософьино, «Тамбов – Шацк» выявлены разрушения дорожного полотна, размеры которых не соответствуют п.п. 3.1.1 и 3.1.2 ГОСТа Р 50597-93, а именно: с 1-го км по 13-й км автодороги «Агишево - Федяево – Демидово», на всем протяжении автодороги от автодороги «Тамбов – Шацк» подъезд: Новософьино, с 141 по 152 км автодороги «Тамбов – Шацк».

В ходе проведенной 10 апреля 2017 года проверки автомобильной дороги «Тарадеи - Кулики – Федосово» выявлены разрушения дорожного полотна, размеры которых не соответствуют п.п. 3.1.1 и 3.1.2 ГОСТа Р 50597-93, а именно: с 1-го км по 12-й км.

В ходе проведенной 11 апреля 2017 года проверки автомобильных дорог: от автодороги М-5 «Урал» - Казачий Дюк – Студеновка и от автодороги М-5 «Урал» – Шевырляй выявлены разрушения дорожного полотна, размеры которых не соответствуют п.п. 3.1.1 и 3.1.2 ГОСТа Р 50597-93, а именно: с 1-го км по 9-й км автодороги от автодороги М-5 «Урал» - Казачий Дюк – Студеновка, и с 1 по 7 км от автодороги М-5 «Урал» – Шевырляй.

Согласно информации начальника управления образования и молодежной политики администрации муниципального образования – Шацкий муниципальный район Рязанской области по состоянию на 01.11.2016, по данным автомобильным дорогам проходят школьные маршруты, по которым осуществляется ежедневный подвоз детей в образовательные учреждения Шацкого района Рязанской области.

Согласно ч. 2 ст. 1 Конституции Российской Федерации, основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

В соответствии со ст. 18 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Нарушение требований "ГОСТа Р 50597-93. Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" затрагивает интересы неопределенного круга лиц, участвующих в дорожном движении и влечет за собой нарушение прав и охраняемых Законом интересов граждан, в том числе несовершеннолетних, на безопасность дорожного движения.

Согласно п. 1 Положения о Министерстве транспорта и автомобильных дорог Рязанской области, утвержденного Постановлением Правительства Рязанской области от 21.01.2009 N 7, Министерство транспорта и автомобильных дорог Рязанской области (далее - Министерство) является центральным исполнительным органом государственной власти Рязанской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Рязанской области в сфере транспорта, использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.

Таким образом, обязанность по организации дорожного движения и повышению ее безопасности на автомобильных дорогах, в отношении которых заявлены административные требования, находится в ведении административного ответчика.

При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу, что обязанность по устранению нарушений законодательства о безопасности дорожного движения должная быть возложена на ответчика.

Доводы административного ответчика о том, что Министерство транспорта и автомобильных дорог Рязанской области не может быть признано виновным в
бездействии и несоответствии нормативам ГОСТ Р 50597-93 дорожного покрытия на
автомобильных дорогах: от автодороги «Тамбов – Шацк» – Апушка, идентификационный номер 61 ОП МЗ 61Н-706; «Агишево - Федяево – Демидово», идентификационный номер 61 ОП МЗ 61Н-683; от автодороги «Тамбов – Шацк» подъезд: Вачкас, идентификационный номер 61 ОП МЗ 61Н-703; от автодороги «Тамбов – Шацк» подъезд: Новософьино, идентификационный номер 61 ОП МЗ 61Н-705; «Тамбов – Шацк», идентификационный номер 61 ОП РЗ 61К-010; «Тарадеи - Кулики – Федосово», идентификационный номер 61 ОП МЗ 61Н-688; от автодороги М-5 «Урал» - Казачий Дюк – Студеновка, идентификационный номер 61 ОП МЗ 61Н-685; от автодороги М-5 «Урал» – Шевырляй, идентификационный номер 61 ОП МЗ 61Н-684; «Конобеево - Сново-Здорово», идентификационный номер 61 ОП МЗ 61Н-687; поскольку им были приняты все меры для соблюдения правил и норм по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании указанных автомобильных дорог, путем заключения государственного
контракта № 146/05/1 от 28.11.2016 г. на выполнение подрядных работ по содержанию
автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и
искусственных сооружений на них в Шацком районе Рязанской области, и не имеет задолженностей по перечислению платежей для производства работ на содержание автомобильных дорог, не подтверждены доказательствами.

Кроме того, вышеприведенные доводы опровергаются отзывом, представленным административным ответчиком, в котором Министерство транспорта и автомобильных дорог Рязанской области указало, что продолжительность выполнения проектно-изыскательских и подрядных работ по ремонту спорных автомобильных дороги составит 17 месяцев с момента открытия финансирования, что не свидетельствует о наличии указанного финансирования спорных автомобильных дорог в настоящее время.

Кроме того административный ответчик указал, что потребуется внесение изменений в государственную программу Рязанской области «Дорожное хозяйство на 2014-2022 годы», выполнение проектно-изыскательских работ и экспертизы, а также открытие финансирования и проведение проведения процедуры электронного аукциона в соответствии с требованиями ФЗ от 05.04.2013 г.№44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В связи с чем вышеприведенные доводы административного ответчика об отсутствии вины Министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области в
бездействии и несоответствии нормативам ГОСТ Р 50597-93 дорожного покрытия на
автомобильных дорогах: от автодороги «Тамбов – Шацк» – Апушка, идентификационный номер 61 ОП МЗ 61Н-706; «Агишево - Федяево – Демидово», идентификационный номер 61 ОП МЗ 61Н-683; от автодороги «Тамбов – Шацк» подъезд: Вачкас, идентификационный номер 61 ОП МЗ 61Н-703; от автодороги «Тамбов – Шацк» подъезд: Новософьино, идентификационный номер 61 ОП МЗ 61Н-705; «Тамбов – Шацк», идентификационный номер 61 ОП РЗ 61К-010; «Тарадеи - Кулики – Федосово», идентификационный номер 61 ОП МЗ 61Н-688; от автодороги М-5 «Урал» - Казачий Дюк – Студеновка, идентификационный номер 61 ОП МЗ 61Н-685; от автодороги М-5 «Урал» – Шевырляй, идентификационный номер 61 ОП МЗ 61Н-684; «Конобеево - Сново-Здорово», идентификационный номер 61 ОП МЗ 61Н-687, судом отклоняются.

Разрешая вопрос об установлении срока для приведения автодорог от автодороги «Тамбов – Шацк» – Апушка (на всем ее протяжении), «Агишево - Федяево – Демидово» (на всем ее протяжении), от автодороги «Тамбов – Шацк» подъезд: Вачкас (на всем ее протяжении), от автодороги «Тамбов – Шацк» подъезд: Новософьино (на всем ее протяжении), «Тамбов – Шацк» (с 141 км по 152 км), «Тарадеи - Кулики – Федосово» (на всем ее протяжении), от автодороги М-5 «Урал» - Казачий Дюк – Студеновка (на всем ее протяжении), от автодороги М-5 «Урал» – Шевырляй (на всем ее протяжении), «Конобеево - Сново-Здорово» (на всем ее протяжении) в соответствие с требованиями п. 3.1.1 и п. 3.1.2 ГОСТа Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", суд принимает во внимание доводы административного ответчика о наличии объективных обстоятельств, связанных с длительностью процедур внесения изменений в государственную программу Рязанской области «Дорожное хозяйство на 2014-2022 годы», выполнения проектно-изыскательских работ, экспертизы проекта выполнения подрядных работ, проведения процедуры электронного аукциона в соответствии с требованиями ФЗ от 05.04.2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Указанные доводы административным истцом не опровергнуты.

С учетом данных обстоятельств, суд приходит к выводу о необходимости установления административному ответчику срока для приведения автомобильных дорог: от автодороги «Тамбов – Шацк» – Апушка (на всем ее протяжении), «Агишево - Федяево – Демидово» (на всем ее протяжении), от автодороги «Тамбов – Шацк» подъезд: Вачкас (на всем ее протяжении), от автодороги «Тамбов – Шацк» подъезд: Новософьино (на всем ее протяжении), «Тамбов – Шацк» (с 141 км по 152 км), «Тарадеи - Кулики – Федосово» (на всем ее протяжении), от автодороги М-5 «Урал» - Казачий Дюк – Студеновка (на всем ее протяжении), от автодороги М-5 «Урал» – Шевырляй (на всем ее протяжении), «Конобеево - Сново-Здорово» (на всем ее протяжении) в соответствие с требованиями п. 3.1.1 и п. 3.1.2 ГОСТа Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" – в течение 17 (семнадцати) месяцев со дня вступления в законную силу решения суда. Указанный срок исполнения решения суд находит достаточным и разумным.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 293 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административный иск прокурора Шацкого района Рязанской области к Министерству транспорта и автомобильных дорог Рязанской области о признании бездействия незаконным и обязании устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения – удовлетворить.

Признать бездействие Министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области связанное с непринятием мер по приведению автомобильных дорог: от автодороги «Тамбов – Шацк» – Апушка (на всем ее протяжении), «Агишево - Федяево – Демидово» (на всем ее протяжении), от автодороги «Тамбов – Шацк» подъезд: Вачкас (на всем ее протяжении), от автодороги «Тамбов – Шацк» подъезд: Новософьино (на всем ее протяжении), «Тамбов – Шацк» (с 141 км по 152 км), «Тарадеи - Кулики – Федосово» (на всем ее протяжении), от автодороги М-5 «Урал» - Казачий Дюк – Студеновка (на всем ее протяжении), от автодороги М-5 «Урал» – Шевырляй (на всем ее протяжении), «Конобеево - Сново-Здорово» (на всем ее протяжении) в соответствие с требованиями п. 3.1.1 и п. 3.1.2 ГОСТа Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", незаконным.

Обязать Министерство транспорта и автомобильных дорог Рязанской области в срок 17 (семнадцати) месяцев со дня вступления в законную силу решения суда привести автомобильные дороги: от автодороги «Тамбов – Шацк» – Апушка (на всем ее протяжении), «Агишево - Федяево – Демидово» (на всем ее протяжении), от автодороги «Тамбов – Шацк» подъезд: Вачкас (на всем ее протяжении), от автодороги «Тамбов – Шацк» подъезд: Новософьино (на всем ее протяжении), «Тамбов – Шацк» (с 141 км по 152 км), «Тарадеи - Кулики – Федосово» (на всем ее протяжении), от автодороги М-5 «Урал» - Казачий Дюк – Студеновка (на всем ее протяжении), от автодороги М-5 «Урал» – Шевырляй (на всем ее протяжении), «Конобеево - Сново-Здорово» (на всем ее протяжении) в соответствие с требованиями п. 3.1.1 и п. 3.1.2 ГОСТа Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения".

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Рязанский областной суд через Шацкий районный суд Рязанской области в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

...

... Судья В.Ю.Моисеев