ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1760/2021 от 02.08.2021 Иркутского районного суда (Иркутская область)

УИД 38RS0031-01-2020-001693-73

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

2 августа 2021 года г. Иркутск

Иркутский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Суровцевой Ю.В., при секретаре Седановой Э.В.,

с участием представителя заинтересованного лица ООО Фирма «Стаф» ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело
а-1760/2021 по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации Молодежного муниципального образования – администрации сельского поселения о признании незаконными решений, обязании устранить нарушение прав,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец ФИО1 обратился в суд административным исковым заявлением к администрации Молодежного муниципального образования – администрации сельского поселения с требованиями, уточненными в порядке ст. 46 КАС РФ, которыми просил суд:

признать решение администрации Молодежного муниципального образования об освобождении занимаемого места в координатах точек, указанных в распоряжении от **/**/****, выраженное в письме от **/**/**** незаконным;

признать решение администрации Молодежного муниципального образования о прекращении действия распоряжения от **/**/****, выраженное в письме от **/**/**** незаконным;

обязать администрацию Молодежного муниципального образования отменить решения, нарушающие права административного истца, оспариваемые в рамках настоящего дела.

В обоснование административного иска административный истец указал, что как следует из письма от **/**/**** в адрес ФИО1 административным ответчиком направлено требование об освобождении занимаемого в соответствии с распоряжением от **/**/**** земельного участка.

Гражданин ФИО1 с **/**/**** является собственником нестационарного торгового объекта «Продукты», общей площадью 79 кв.м., щитово-кирпичный на бетонно-ленточном фундаменте, стены щитово-кирпичные, перекрытие – шифер, пол – бетонный, отопление – автономное, водоснабжение и канализация центральная, электроснабжение, кадастровый на основании договора купли-продажи стационарного магазина от **/**/****, заключенного между ИП ФИО3, использующий земельный участок с 1998 г., на основании заключения по отводу земельного участка под строительство **/**/****, распоряжения от **/**/**** о разрешении установки торгового павильона предпринимателю ФИО3, договора об аренде участка и оказании услуг от **/**/****, разрешение частному предпринимателю ФИО3 на осуществление торговли, иными документами. Начиная с 1998 г. открыто владеет, пользуется данным павильоном, что подтверждается надлежащими документами: договор на организацию размещения розничной торговли от 15 марта т2010 г., от **/**/****, **/**/****, договор от **/**/****, аренды от **/**/****, от **/**/****

В настоящее время правовым основанием нахождения павильона на земельном участке является распоряжение главы Молодежного муниципального образования от **/**/**** о разрешении на использование части земельного участка, находящегося в муниципальной собственности Молодежного муниципального образования, которым заявителю разрешено использовать вышеуказанный земельный участок в целях размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с п. 1 ст. 39.33 ЗК РФ, 39.36 ЗФИО4 акт является юридическим, породил взаимные права и обязанности сторон, никем не оспорен, действует между сторонами. НТО функционирует с 1998 г.

Вместе с тем, доказательств отмены распоряжения, на основании которого было направлено указанное письмо административный ответчик администрация не представила, считает ее действия незаконными и подлежащими отмене.

В дополнении к административному иску указал, что административный истец осуществляет право пользования земельного участка частью земельного участка с кадастровым номером 38:06:140701:2939, по основаниям п. 6 ч. 1 ст. 39.33 ЗК РФ. Соответственно, ссылка администрации в письме от **/**/**** на основания прекращения действия распоряжения является необоснованной и противоречит закону. Включение положений ч. 2 ст. 39.34 ЗК РФ в само распоряжение также противоречит ЗК РФ и принципу законности в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.

Вопреки ошибочному утверждению администрации, распоряжение продолжает действовать. Решение администрации, содержащееся в письме от **/**/**** о прекращении действия распоряжения **/**/**** является незаконным и подлежит отмене.

Сослался, что требование администрации об освобождении занимаемой ФИО1 на основании распоряжения от **/**/**** части земельного участка с кадастровым номером 38:06:140701:2939, содержащееся в письме от **/**/****, а также решение администрации о прекращении действия распоряжения от **/**/**** нарушает право административного истца осуществлять использование в установленных законом целях спорного земельного участка.

Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ООО Фирма «Стаф».

О судебном заседании административный истец ФИО1 извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не извещен, ходатайств об отложении не заявлено.

О судебном заседании административный ответчик администрация Молодежного муниципального образования извещена надлежащим образом, участие представителя в судебном заседании не обеспечено, ходатайств об отложении не заявлено, ранее представленным в материалы дела отзывом полагали требования не подлежащими удовлетворению.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица ООО Фирма «Стаф» ФИО5 возражала против удовлетворения требований, представила возражения в письменном виде.

С учетом положений статьи 150 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Заслушав представителя заинтересованного лица ФИО5, исследовав материалы административного дела, письменные доказательства по делу, и оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Конституцией Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, а также право обжалования в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (части 1 и 2 статьи 46).

В силу пункта 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном данным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц.

Положения части 1 статьи 218 названного кодекса предоставляют гражданину право обратиться в суд, в том числе с требованиями об оспаривании решения должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.

Согласно пункту 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от **/**/**** «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» к административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.

Таким образом, в порядке административного судопроизводства подлежит проверке акт, являющийся документом властно-распорядительного характера, вынесенным уполномоченным органом, содержащим обязательные предписания, распоряжения, нарушающим гражданские права и охраняемые законом интересы и влекущим неблагоприятные последствия для участников правоотношений.

Установлено, что письмом от **/**/**** Глава администрации Молодежного муниципального образования уведомил ФИО1, что в силу заключения договора на размещение нестационарных торговых объектов -ИР, 2-ИР от **/**/**** между Министерством имущественных отношений .... и ООО Фирма Стаф по результатам аукциона на размещение НТО, предупреждения о прекращении действий (бездействий), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства УФАС по .... от **/**/**** Решения Арбитражного Суда .... от **/**/**** по делу №А19-19495/2019; Решения Арбитражного суда .... от **/**/**** по делу №А19-769/2020 (находящиеся в свободном доступе на сайте арбитражных судов Российской Федерации) действие распоряжения от **/**/**** прекращено с момента представления место под НТО иному хозяйствующему субъекту, в этой связи просили адресата в срок до **/**/**** освободить занимаемое место в координатах точек, указанных в распоряжении от **/**/****

В силу ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Разрешая заявленные требования суд принимает во внимание доводы административного иска, поскольку административный истец ФИО1 в судебные заседания не являлся, пояснения по существу спора не давал.

Из представленной административным истцом ФИО1 копии заключения по отводу земельного участка под строительство от **/**/**** установлено, что земельный участок в Октябрьском адм.округе в м-не Молодежный пригоден для строительства Торгового павильона ЧП ФИО6, обязательным условие эксплуатации павильона является подключения к сетям водоснабжения, канализирования, благоустройство прилегающей территории, заключение договора на вывоз мусора со САХ, действительное до 1 июля 199 г.

Административным истцом в материалы дела представлена копия Договора купли-продажи стационарного магазина от **/**/****, заключенного между индивидуальным предпринимателем ФИО3 и ФИО1, предметом которого является 1-этажный стационарный магазин «Продукты», общей площадью 79,0 кв.м., щитовой-кирпичный на бетонно-ленточном фундаменте, стены щитовые-кирпичные, перекрытие – шифер, пол бетонный, отопление автономное, водоснабжение центральное, канализация центральная, электричество подведено, сделана внутренняя разводка, согласно данным технического паспорта БТИ .... от **/**/****, кадастровый , находящийся в собственности, расположенный по адресу: РФ, ...., конечная остановка общественного транспорта, на земельном участке площадью 79 кв.м., находящегося в аренде по договору аренды земельного участка от **/**/**** с Муниципальным унитарным предприятием «Жилищно-коммунальное хозяйство» Молодежного муниципального образования, с копией Акта приема-передачи стационарного магазина от **/**/****, состоявшегося между индивидуальным предпринимателем ФИО3 и ФИО1

Из копии Акта приемки в эксплуатацию торгового павильона от **/**/**** установлено, что комиссия, рассмотрев представленный для приемки в эксплуатацию торговый павильон, принадлежащий ФИО3 и расположенный по адресу: ...., конечная остановка общественного транспорта считала, что размещение торгового павильона соответствует согласованному проекту, качество работ удовлетворительное.

Из распоряжения администрации Молодежного муниципального образования – администрации сельского поселения от **/**/**** следует, что ФИО1 разрешено использование части земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: ...., с разрешенным использованием «Для эксплуатации автомобильной дороги общего пользования. Для общего пользования (уличная сеть)», находящегося в муниципальной собственности Молодежного муниципального образования: в целях размещения нестационарных торговых объектов, в соответствии с п. 1 ст. 39.33, 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации на срок их строительства. .... земельного участка – 48,89 кв.м., с координатами.

В пункте 2 возложены на ФИО1 следующие обязанности:

- привести земли или земельные участки в состояние, пригодное для использования и в соответствии с разрешенным использованием;

Выполнить необходимые работы по рекультивации таких земель или земельных участков.

Данное распоряжение не является основанием для строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

Срок действия настоящего распоряжения (в пределах сроков, установленных п. 1 ст. 39.33 ЗК РФ) с **/**/**** по **/**/****

Пунктом 3 определено, что действие данного разрешения прекращается со дня предоставления земельного участка, в отношении которого выдано разрешение, гражданину или юридическому лицу.

ООО Фирма «Стаф», привлеченная судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица, представила в материалы дела договор на размещение нестационарного торгового объекта -ИР от **/**/****, заключенный между Министерством имущественных отношений .... и ООО Фирма «Стаф», предметом которого является предоставление за плату право на размещение нестационарного торгового объекта (далее НТО) по адресу: ...., конечная остановка, на земельном участке (части земельного участка) из земель населенных пунктов, площадью 22 кв.м., а пользователь обязуется разместить НТО согласно схеме размещения нестационарных объектов на территории .... на 2018 – 2020 г., утвержденной постановлением администрации .... муниципального образования от **/**/****пп, а также использовать участок в течение срока действия настоящего договора на условиях и в порядке, предусмотренных законодательством и условиями настоящего договора, пунктом 1.2 которого определено место исполнения: .....

Из Акта приема-передачи от **/**/**** установлено, что Министерство имущественных отношений .... передает пользователю ООО Фирма «Стаф» в пользование место для размещения нестационарного торгового объекта, расположенное по адресу: ...., конечная остановка, на земельном участке (части земельного участка) из земель населенных пунктов в соответствии с договором размещения нестационарного торгового объекта от **/**/****-ИР.

Договором на размещение нестационарного торгового объекта -ИР от **/**/****, заключенного между Министерством имущественных отношений .... и ООО Фирма «Стаф», в пункте 1.2 определено место исполнения: ..... Конечная остановка. Предметом договора согласно пункту 1.1 договора является обязанность Министерства имущества отношений .... предоставить ООО Фирма «Стаф» за плату право на размещение нестационарного торгового объекта по адресу: ...., конечная остановка на земельном участке (части земельного участка) из земель населенных пунктов, площадью 7 кв.м., в пользователь обязуется разместить НТО согласно схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории .... на 2018 – 2020 г.г., утвержденной постановлением администрации .... муниципального образования от **/**/****пп, а также использовать Участок в течение срока действия настоящего договора на условиях и в порядке, предусмотренных законодательством и условиями настоящего договора.

Из Акта приема-передачи от **/**/**** установлено, что Министерство имущественных отношений .... передает пользователю ООО Фирма «Стаф» в пользование место для размещения нестационарного торгового объекта, расположенное по адресу: ...., конечная остановка, на земельном участке (части земельного участка) из земель населенных пунктов в соответствии с договором размещения нестационарного торгового объекта от **/**/****-ИР.

Обосновывая свои возражения, административным ответчиком администрацией Молодежного муниципального образования – администрацией сельского поселения представлены в материалы дела судебные акты, на основании которых административный истец ФИО1 извещен об освобождении земельного участка,

Так, решением Арбитражного суда .... от **/**/**** по делу №А19-19493/2019 исковые требования администрации Молодежного муниципального образования – администрации сельского поселения к Министерству имущественных отношений ...., ООО «Фирма «Стаф» о признании договоров на размещение нестационарного объекта -ИР от **/**/****, -ИР от **/**/**** недействительными оставлены без удовлетворения.

Из решения Арбитражного суда .... от **/**/**** по делу №А19-769/2020 по исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью Фирма «Стаф» к администрации Молодежного муниципального образования – администрации сельского поселения о признании недействительным одностороннего отказа об обязании исполнения обязательств, следует, что признан недействительным односторонний отказ от договоров на размещение нестационарного торгового объекта №-ИР и 2-ИР от **/**/****, выраженный в письме от **/**/****.

Оценивая доводы административного иска, суд полагает их несостоятельными поскольку установлено, что в оспариваемом письме содержится уведомление о прекращении действия распоряжения, со ссылкой на постановленные судебные акты, представленные в материалы дела. При этом суд учитывает, что административный истец ФИО1, вопреки бремени доказывания, определенному статьей 226 КАС РФ не представил в материалы дела доказательства нарушения своих прав и законных интересов, в то время как из представленных материалов усматривается наличие спора, связанного с эксплуатацией нестационарного торгового объекта и, следовательно, относящегося к спорам экономического характера.

При таких обстоятельствах, совокупности условий, достаточной для признании оспариваемого решения незаконным, в ходе судебного исследования не установлено.

При этом суд принимает во внимание, что определением Арбитражного суда .... от **/**/**** №А19-2763, в связи с непредставлением копии свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя, продлен срок устранения недостатков до **/**/**** по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 к администрации Молодежного муниципального образования – администрации сельского поселения об отмене уведомления от **/**/****, оставленным определением от **/**/**** без движения.

В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ суд выясняет: соблюдены ли сроки обращения в суд.

По основания части 1 статьи 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Как следует из представленных в материалы дела доказательств, обжалуемое письмо администрации Молодежного муниципального образования административный истец получил **/**/****, следовательно, срок на обжалование истекал **/**/**** (с учетом выходного дня **/**/****), в то время как административное исковое заявление передано в почтовую службу **/**/****, т.е. с пропуском срока на подачу административного иска в суд, при этом ходатайств о его восстановлении не заявлено, что является самостоятельным основанием в отказе в удовлетворении административного иска.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Административные исковые требования ФИО1 к администрации Молодежного муниципального образования – администрации сельского поселения о признании незаконными решений, обязании устранить нарушение оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Иркутский районный суд .... в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

В окончательной форме решение суда изготовлено **/**/****

Судья Суровцева Ю.В.