ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1761/19 от 08.10.2019 Московского районного суда г. Нижнего Новгорода (Нижегородская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 октября 2019г. г.Нижний Новгород

Московский районный суд г.Н.Новгорода в составе: председательствующего судьи Лопатиной И.В., при секретаре Тениной А.И., с участием административного истца ФИО1, представителя административного истца ФИО2, представителя административного ответчика ФИО3, представителя заинтересованного лица ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску

ФИО1 к администрации Московского района г.Н.Новгорода о признании незаконным решение об отказе во включении в районный список детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением,

У с т а н о в и л:

ФИО1 обратился в суд с административным иском к администрации Московского района г.Н.Новгорода о признании незаконным решение об отказе во включении в районный список детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением, указывая, что 29 августа 2003 года Псковский районный суд вынес решение по делу *г., согласно которому БО.ву О. Е. лишили родительских прав в отношении ФИО1, ЧЧ*ММ*ГГ* года рождения, передав его органам опеки и попечительства. Решение вступило в законную силу 09 сентября 2003 года. В дальнейшем между ФИО5 и Администрацией Московского района города Нижнего Новгорода был заключен договор * «О приемной семье» от 29 декабря 2016 и действующего по ЧЧ*ММ*ГГ*. В соответствии с данным Договором администрация передала приемного ребенка ФИО1 на воспитание ФИО5. Также заключено Дополнительное соглашение к договору о приемной семье от 13 июля 2017 года *, где договор от 29 декабря 2016 года продляется на срок по 12 июля 2019 года.

ФИО5 подала заявление в администрацию Московского района города Нижнего Новгорода о принятии на учет ФИО1 в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории «детей, оставшихся без попечения родителей». 28 мая 2019 года главой администрации Московского района города Нижнего Новгорода вынесено распоряжение *р об отказе ФИО1 внесения его в районный список детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением на территории муниципального образования городского округа Нижнего Новгорода, в связи с отсутствием у него регистрации по месту жительства на территории Московского района города Нижнего Новгорода.

Истец считает, что Администрацией Московского района города Нижнего Новгорода вынесено незаконно и необоснованно распоряжение от 28 мая 2019 года № 606р, поскольку были предоставлены все необходимые доказательства, подтверждающие проживание ФИО1 на территории Московского района города Нижнего Новгорода, и имеющим право внесение его в районный список детей, оставшихся без попечения родителей, а именно: Паспорт Гражданина РФ ФИО1, справка, выданная главой государственного управления социальной защиты населения Псковской области о том, что ФИО1 относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, свидетельство * о регистрации по месту пребывания, выданное ФИО1 на срок с «25» июля 2017 года по 12 июля 2019 года, Полис обязательного медицинского страхования * от 17 октября 2017 в г. Нижнем Новгороде, ФИО1 поставлен на воинский учет от 13 февраля 2018 года в Московском районе, городе Нижнем Новгороде, что подтверждается удостоверением *, справка * от 6 мая 2019 года выданная ГБ ПОУ «Нижегородский радиотехнический колледж» о том, что он является обучающимся 2 курса, очной формы обучения.

Также в договоре * «О приемной семье» между Администрацией Московского района г.Н.Новгорода и ФИО5 в п.2 п.п.2.3 «Права обязанности приемных родителей» приемный родитель обязан совместно проживать с приемным ребенком, поставить его на регистрационный учет по месту жительства.

Административный истец просил признать незаконным решение *р от 28 мая 2019 года главы администрации Московского района города Нижнего Новгорода об отказе во включение в районный список детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением на территории муниципального образования ФИО1

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Орган опеки и попечительства администрации Московского района г.Н.Новгорода, администрация города Нижнего Новгорода, Министерство социальной политики по Нижегородской области, Администрация г.Великие Л. П.***.

В судебном заседании административный истец ФИО1, его представитель, допущенный к участию в деле по устному ходатайству ФИО2, исковые требования поддержали.

Представитель административного ответчика администрации Московского района и заинтересованного лица - администрации г. Н.Новгорода по доверенности ФИО3 в судебном заседании иск не признала, поддержала доводы отзыва на иск, из которого следует, что 23.05.2019г. заявление ФИО5 от 07.05.2019г. рассмотрено на заседании Межведомственной комиссии по защите прав и законных интересов несовершеннолетних граждан, действующей в соответствии с постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 16.05.2012 * «Об утверждении Положения о районной межведомственной комиссии по защите прав и законных интересов несовершеннолетних граждан». Комиссией установлено, что ФИО1 имеет регистрацию по месту жительства по адресу: Псковская обл., г.Псков, дер. Раменье. На основании приказа ТУ Псковского р-на от 06.08.2010 *-п о гарантии предоставления жилого помещения, ФИО1 включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в соответствии с законом Псковской области от 09.01.2013 *. Таким образом, ФИО1 имеет регистрацию по месту жительства, включен в Список на территории Псковской области. В числе документов при подаче заявления был представлен паспорт ФИО1, в котором отсутствует отметка о регистрации на территории Московского р-на г.Н.Новгорода. На основании вышеизложенного, считают, что оснований для включения ФИО1 в районный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, не имеется.

Представитель заинтересованного лица ООП администрации Московского района г. Н.Новгорода по доверенности ФИО4 в судебном заседании возражала против исковых требований, полагая, что решение администрации Московского района г.Н.Новгорода является законным и обоснованным..

Заинтересованное лицо Министерство социальной политики по Нижегородской области в суд своего представителя не направили, в письменных возражения на иск указали, что из административного искового заявления следует, что ФИО1 имеет регистрацию по месту жительства в Псковской области, местом его выявления и первичного устройства также является Псковская область. Министерство полагает, что решение главы администрации Московского района г.Нижнего Новгорода от ЧЧ*ММ*ГГ** является законным, а административное исковое заявление ФИО1 не подлежащим удовлетворению. Просили в иске отказать.

Заинтересованное лицо Администрация г.Великие Луки Псковской области в суд своего представителя не направили, в письменном заявлении просили о рассмотрении дела в свое отсутствие, приняв решение в соответствии с действующим законодательством.

Суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Заслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Согласно подпункту 3 пункта 3.1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исключаются из списка в случае:

3) включения их в список в другом субъекте Российской Федерации в связи со сменой места жительства. Порядок исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства устанавливается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 и подпунктом 3 пункта 3.1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" Правительство Российской Федерации постановлением от 04.04.2019 N 397 "О формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства" утвердило Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства (далее Правила). Документ вступил в силу 18 апреля 2019 года.

В соответствии с п. 23 Правил при перемене места жительства детей-сирот с заявлением в письменной форме об исключении их из списка по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства (далее - заявление об исключении из списка) в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по новому месту жительства детей-сирот (далее - орган по новому месту жительства) обращаются их законные представители.

Дети-сироты, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, лица из числа детей-сирот могут самостоятельно обратиться с заявлением об исключении из списка в орган по новому месту жительства в случае, если их законные представители не обращались с таким заявлением до приобретения ими полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет.

Прием заявления об исключении из списка осуществляется органом местного самоуправления или уполномоченной организацией в случаях и в порядке, которые определяются законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, на территории которого находится новое место жительства детей-сирот, детей-сирот, приобретших полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, лиц из числа детей-сирот.

Согласно пункта 24 Правил в заявлении об исключении из списка указываются следующие сведения о детях-сиротах, детях-сиротах, приобретших полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, лицах из числа детей-сирот:

фамилия, имя, отчество (при наличии);

число, месяц и год рождения;

сведения о паспорте гражданина Российской Федерации или ином документе, удостоверяющем личность (военный билет, временное удостоверение, выдаваемое взамен военного билета, или удостоверение личности (для лиц, которые проходят военную службу), временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое на период оформления паспорта);

сведения о субъекте Российской Федерации, в котором дети-сироты, дети-сироты, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, лица из числа детей-сирот включены в список (по прежнему месту жительства);

сведения о месте проживания;

сведения о регистрации по месту жительства и (или) месту пребывания (при наличии);

В силу пункта 35 Правил решение об отказе во включении в список по новому месту жительства принимается в случае:

наличия оснований, предусмотренных подпунктами 1, 2 и 4 пункта 3.1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";

установления в акте органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя либо в договоре об осуществлении опеки или попечительства запрета опекуну или попечителю изменять место жительства подопечного.

Решение об отказе во включении в список по новому месту жительства может быть обжаловано в судебном порядке.

Согласно подпунктов 1, 2 и 4 пункта 3.1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исключаются из списка в случае:

1) предоставления им жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи;

2) утраты ими оснований, предусмотренных настоящей статьей, для предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений;

4) прекращения у них гражданства Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Судом установлено, что 29 августа 2003 года решением Псковского районного суда (дело *г.), БО.ва О. Е. лишена родительских прав в отношении шестерых несовершеннолетних детей: ФИО1, ЧЧ*ММ*ГГ* г.р., ФИО6, ЧЧ*ММ*ГГ* г.р.. ФИО6, ЧЧ*ММ*ГГ* г.р., ФИО7, ЧЧ*ММ*ГГ* г.р., ФИО8, ЧЧ*ММ*ГГ* г.р., ФИО9, ЧЧ*ММ*ГГ* г.р., дети переданы органам опеки и попечительства Псковского района. В отношении всех детей ФИО10 является одинокой матерью. Решение вступило в законную силу 09 сентября 2003 года.

Согласно справки Территориального управления г.Великие Луки ГГУ социальной защиты населения Псковской области от 25.02.2016г., ФИО1, ЧЧ*ММ*ГГ* года рождения относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей (л.д.12).

На основании приказа Территориального управления Псковского района от 06.08.2010г. *-п о гарантии предоставления жилого помещения, ФИО1 включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в соответствии с законом Псковской области от 09.01.2013 *.

Между ФИО5 и Администрацией Московского района города Нижнего Новгорода в лице ФИО11 был заключен договор * «О приемной семье» от 29 декабря 2016 и действующего по 1 июля 2017 года, в соответствии с условиями которого, администрация передала приемного ребенка ФИО1 на воспитание ФИО5. Также заключено Дополнительное соглашение к договору о приемной семье от 13 июля 2017 года № 262/1, где договор от 29 декабря 2016 года продляется на срок по 12 июля 2019 года.

Согласно п.2 п.п.2.3 договора * «О приемной семье», приемный родитель обязан совместно проживать с приемным ребенком, поставить его на регистрационный учет по месту жительства (л.д.23-24).

Законный представитель несовершеннолетнего ФИО1, ЧЧ*ММ*ГГ* года рождения, ФИО5 07 мая 2019 г. обратилась в администрацию Московского района г.Нижнего Новгорода с заявлением о включении ФИО1 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в г.Нижнем Новгороде и с заявлением об исключении ФИО1 из списка детей, оставшихся без попечения родителей по Псковской области в связи с переменой места жительства по адресу: ***. К заявлению ею было приложено свидетельство о регистрации по месту пребывания по указанному выше адресу.

28 мая 2019г. главой администрации Московского района города Нижнего Новгорода вынесено распоряжение *р об отказе ФИО1 внесения его в районный список детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением на территории муниципального образования городского округа Нижнего Новгорода, в связи с отсутствием у него регистрации по месту жительства на территории Московского района города Нижнего Новгорода. Основанием для отказа явилась ссылка на пункт 12 постановления администрации города Нижнего Новгорода от 14 февраля 2014 г. * "Об утверждении Порядка формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального образования городской округ Нижний Новгород». Данное распоряжение было вынесено на основании решения Межведомственной комиссии по защите прав и законных интересов несовершеннолетних граждан от 23 мая 2019 года.

Как следует из пункта 12 постановления администрации города Нижнего Новгорода от 14 февраля 2014 г. * "Об утверждении Порядка формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального образования городской округ Нижний Новгород» основаниями для отказа во включении детей-сирот и лиц из их числа, а также лиц, включенных до достижения возраста 23 лет в список муниципального образования по прежнему месту жительства в качестве детей-сирот и лиц из их числа, в районный список по новому месту жительства являются:

1) отсутствие в паспорте отметки о регистрации по месту жительства на территории соответствующего района города Нижнего Новгорода;

2) обеспечение жилым помещением по прежнему месту жительства;

3) отсутствие сведений о включении в список муниципального образования по прежнему месту жительства.

По мнению суда, отказ администрации города Нижнего Новгорода и соответственно межведомственной комиссии по защите прав и законных интересов несовершеннолетних граждан является незаконным, поскольку факт отсутствия в паспорте ФИО1 отметки о регистрации по месту жительства на территории Московского района города Нижнего Новгорода, не может свидетельствовать о том, что у ребенка, проживающего в семье попечителя, по месту регистрации последнего, при наличии регистрации по месту пребывания, отсутствует право на включение в список по новому месту жительства. Данное решение противоречит положениям Постановления Правительства РФ от 04.04.2019 N 397, где отсутствует такое основания для отказа в постановке на учет по новому месту жительства, как отсутствие штампа в паспорте.

Согласно свидетельству * ФИО1 зарегистрирован по месту пребывания по адресу: г.Н.Новгород, *** 25 июля 2017 года по настоящее время (л.д.13). Указанные обстоятельства также подтверждаются сведениями адресно-справочной работы УВМ ГУ МВД России по Нижегородской области. По утверждению истца, до настоящего времени он продолжает проживать там же, поскольку другого жилого помещения не имеет. По месту регистрации жилой дом не пригоден для проживания.

Согласно пункту 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации место жительства гражданина определяется, как место его постоянного или преимущественного проживания.

Местом жительства малолетних детей (несовершеннолетних, не достигших 14-летнего возраста) признается место жительства их законных представителей: родителей, усыновителей, опекунов (пункт 2 статьи 20 ГК РФ).

При определении места жительства ребенка, оставшегося без попечения родителей, необходимо руководствоваться следующим положениями.

В соответствии со статьей 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Свобода выбора места пребывания и жительства граждан связана с достижением ими 14 лет, поскольку до 14 лет место жительства детей должно определяться исключительно по месту жительства их законных представителей.

В то же время согласно пункту 2 статьи 36 Гражданского кодекса Российской Федерации опекуны и попечители несовершеннолетних граждан обязаны проживать совместно со своими подопечными. Раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим шестнадцати лет, допускается с разрешения органа опеки и попечительства при условии, что это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного.

В силу пункта 1 статьи 148 Семейного кодекса Российской Федерации дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на воспитание в семье опекуна (попечителя), заботу со стороны опекуна (попечителя), совместное с ним проживание, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 36 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713 «Об утверждение правил Регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ» Местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Таким образом, из приведенных выше законоположений в их взаимосвязи следует, что местом жительства несовершеннолетних достигших 16 лет, в отношении которых установлено попечительство, является место жительства их попечителей, за исключением случаев их раздельного проживания на основании полученного в установленном порядке разрешения органа опеки и попечительства.

Из содержания статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 2 и 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" следует, что регистрация не совпадает с понятием "место жительства", и сама по себе не может служить условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 2 февраля 1998 г. N 4-П указал на то, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

В "Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями", утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 г., разъяснено, что единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц.

Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа по месту проживания (или временного пребывания).

При таких обстоятельствах, учитывая, что до окончания срока, на который было установлено попечительство, и после окончания данного срока ФИО1 фактически проживает у своего попечителя в г. Нижний Новгород, а также отсутствие возможности его проживания в жилом помещении по месту постоянной регистрации, суд приходит к выводу, что ФИО1 имеет право быть включенным в список детей, оставшихся без попечения родителей по месту проживания, то есть в Московском районе г.Н.Новгорода.

Прокуратурой Московского района г.Н.Новгорода также было рассмотрено заявление ФИО5 по факту обращения о нарушении жилищных прав сироты ФИО1 Проверкой установлено, что несовершеннолетний ФИО1 жилого помещения на праве собственности не имеет, нанимателем или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма не является, в связи с чем в соответствии с со ст.8 Федерального закона №159-ФЗ от 21.12.1996 подлежит включению в список детей-сирот с целью обеспечения жильем. С 2017 года ФИО1 проживает в г. Нижний Новгород в квартире опекуна ФИО5, имеет по указанному адресу регистрацию по месту пребывания. Таким образом, местом жительства несовершеннолетнего ФИО1 является место его постоянного проживания по адресу: ***, д***, в связи с чем, учитывая действующее законодательство, ФИО1 подлежит включению в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. В связи с выявленными нарушениями жилищного законодательства, прокурором района главе администрации Московского района г. Н.Новгорода внесено представление об устранении нарушений закона.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что исковые требования ФИО1 о признании решения *р от 28 мая 2019 года незаконным, подлежат удовлетворению.

Пунктом 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия). В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

Суд, удовлетворяя требования административного истца, полагает необходимым обязать администрацию Московского района г.Н.Новгорода повторно рассмотреть заявление ФИО1 о включении в районный список детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением на территории муниципального образования.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск ФИО1 удовлетворить.

Признать незаконным решение *р от 28 мая 2019 г. об отказе ФИО1 во включении в районный список детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением.

Обязать администрацию Московского района г.Н.Новгорода повторно рассмотреть заявление ФИО1 о включении в районный список детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением на территории муниципального образования.

Обязать администрацию Московского района г.Н.Новгорода сообщить об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение 1 месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья И.В. Лопатина