<данные изъяты>;
Решение
именем Российской Федерации
23 октября 2017 года. Тукаевский районный суд Республики Татарстан
в составе председательствующего судьи Такаевой Н.Г.
при секретаре Нуриахметовой Л.Ш.,
с участием представителя административного истца ФИО1, представителя административного ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО3 к административному ответчику Исполнительному комитету Тукаевского муниципального района Республики Татарстан о признании незаконным действие Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района по утверждению градостроительного плана земельного участка и обязании внести изменения в градостроительный план земельного участка, в части увеличения границ места допустимого размещения зданий, строений, сооружений при соблюдении противопожарных норм,
установил:
ФИО3 обратился в Тукаевский районный суд с вышеназванным административным иском, указав в обоснование иска, что он владеет на праве собственности земельным участком, расположенным по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ постановлением № административный ответчик утвердил градостроительный план земельного участка с присвоением ему № RU№, а впоследствии выдал его истцу.
Административный истец считает, что градостроительный план земельного участка № RU№ не соответствует требованиям, предусмотренным законодательством, а именно: неверно отражены красные линии и места допустимого разрешения строительства зданий и сооружений. В выданном градостроительном плане земельного участка красные линии нанесены непосредственно по границам земельного участка.
Истец просил признать незаконным действие ответчика по утверждению и предоставлению истцу градостроительного плана земельного участка и внести изменения в чертеж ГПЗУ в части сведений о красных линиях и сведениях о линиях минимального отступа от границы, сведений о месте допустимого размещения зданий, строений и сооружений на земельном участке.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 полностью поддержал административный иск, по основаниям указанным в иске.
Представитель административного ответчика ФИО2 исковые требования не признала и суду показала, что истцом не соблюден досудебный порядок разрешения спора.
Суд, выслушав доводы представителей сторон, исследовав и огласив материалы дела, заслушав судебные прения, приходит к следующему.
На основании части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений, в том числе об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
В соответствии с частью 1 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.
При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков (ч.5 указанной статьи).
По смыслу части 5 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации, одним из видов документации по планировке территории является градостроительный план земельного участка.
Согласно статье 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации (действующей на момент выдачи ГПЗУ), подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам. Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.
В составе градостроительного плана земельного участка указываются:
1) границы земельного участка;
2) границы зон действия публичных сервитутов;
3) минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;
4) информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка;
5) информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент);
6) информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия;
7) информация о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия);
8) границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.
В состав градостроительного плана земельного участка может включаться информация о возможности или невозможности его разделения на несколько земельных участков.
5. Форма градостроительного плана земельного участка устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В части 17 статьи 46 этого же акта отмечено, что в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 настоящей статьи, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.
Из содержания приведенных положений следует, что подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа.
В соответствии со статьей 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.
Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию.
Согласно пункту 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов;
Материалами дела установлено, что административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером №, земли населенных пунктов, разрешенное использование: для жилищного строительства, находящегося по адресу: <адрес> ( л\<адрес>).
Постановлением руководителя исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ за № утвержден градостроительный план земельного участка № RU№ для размещения объекта недвижимости с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> га, расположенного по адресу: <адрес> ( л\<адрес>).
Однако административный истец считает, что градостроительный план земельного участка, выданный ему, не соответствует требованиям предусмотренными законодательством.
Из материалов дела следует, что на публичных слушаниях, проведенных ДД.ММ.ГГГГ, утвержден проект планировки застройки земельного участка села Кулушево, которая включает в себя генеральный план застройки, планировку застройки и сводный план инженерных сетей. Данный проект планировки принят за основу земельного участка площадью 169 га, в состав данного земельного массива входит и земельный участок административного истца.
Согласно заключению главного инженера проекта ФИО4 проектом планировки предусмотрены более 1100 участков, в большинстве кварталов выполнен проект планировки застройки в соответствии с утвержденным генпланом, выполнено межевание в установленном порядке. Однако в схеме межевания около 250 участков ( в том числе и участок административного истца) межевание выполнено без учета проекта планировки, в связи с чем нарушаются право других застройщиков. Земельный участок с кадастровым номером №, расположенный в квартале 10, где межевой план выполнен без проведения публичных слушаний межевого плана данных кварталов, межевой план выполнен без учета утвержденного плана застройки с нарушением красных линий.
Согласно представленного представителем истца выкопировки из межевого плана, согласно проекту планировки по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, квартала 9,10 не соответствуют генплану, необходимо выполнить проект планировки. Земельный участок истца расположен в <...>.
В соответствии со статьей 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
В случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, суд, с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом.
При таком положении вещей, суд приходит к выводу, что истец злоупотребляет своим правом, межевание его участка произведено без учета проекта планировки, действовавший на тот период, его действия нарушают права других землепользователей.
Суд не усматривает правовых оснований для признания действий административного ответчика незаконными, при выдаче административному истцу градостроительного плана земельного участка. Административным истцом избран ненадлежащий способ защиты своих прав.
В силу части 1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Как установлено частью 10 указанной статьи, в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого решения, подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативов градостроительного проектирования, градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий, а также с учетом программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселения, городского округа, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселения, городского округа.
Таким образом, подготовка градостроительных планов земельных участков, а следовательно и внесение в них изменений, осуществляется с учетом нормативов градостроительного проектирования, границ зон с особыми условиями использования территорий (границ санитарно-защитных зон).
Решением Тукаевского районного суда Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ постановление № от ДД.ММ.ГГГГ, которым утвержден проект планировки территории, признан недействующим. Постановление признано недействующим в связи с нарушением порядка проведения публичных слушаний, то есть по формальным основаниям.
Суд не усматривает правовых оснований для признания действий административного ответчика незаконными, при выдаче административному истцу градостроительного плана земельного участка. Административным истцом избран ненадлежащий способ защиты своих прав. Градостроительный план земельного участка был выдан ответчиком в соответствии с проектом планировки территории, действовавший на тот момент. Доводы истца о том, что постановление № от ДД.ММ.ГГГГ признано недействующим и имеются основания, для внесения изменений в ГПЗУ несостоятельны.
В настоящее время проект планировки территории по земельному участку общей площадью 169 га расширения населенного пункта Кулушево, в состав которого входит и земельный участок истца, не утвержден, а в соответствии со статьей 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, (действующий на данный момент) источниками информации для подготовки градостроительного плана земельного участка являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории.
Также суд считает необоснованными требования истицы об обязании внесения изменений в градостроительный план земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в части указания границ места допустимого размещения зданий, строений, сооружений при соблюдении противопожарных норм, а также указания красных линий и линий застройки.
На момент рассмотрения настоящего дела проект детальной планировки земельного участка площадью 169 га расширения населенного пункта Кулушево, в который входит и земельный участок истца не утвержден надлежащим органом. Публичные слушания не проведены.
Внесение изменений в документацию по планировке территории допускается путем утверждения ее отдельных частей с соблюдением требований об обязательном опубликовании такой документации в порядке, установленном законодательством. В указанном случае согласование документации по планировке территории осуществляется применительно к утверждаемым частям (часть 21 статьи 45 ГрК РФ).
С учетом того, что проекты планировки и проекты межевания территории, утверждение которых осуществляется органами местного самоуправления поселения, до их утверждения подлежат обсуждению на публичных слушаниях, изменения в такие проекты также должны подлежать обсуждению на публичных слушаниях.
Обращение истца с заявлением об изменении градостроительного плана является ненадлежащим способом защиты своих прав и нарушением статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
В случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, суд, с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом (пункт 2).
Так, внесение изменений в документацию по планировке территории допускается путем утверждения ее отдельных частей с соблюдением требований об обязательном опубликовании такой документации в порядке, установленном законодательством. В указанном случае согласование документации по планировке территории осуществляется применительно к утверждаемым частям (часть 2 статьи 45 ГрК РФ).
Утверждение проектов планировки и межевания территории осуществляется органами местного самоуправления поселения, а до утверждения подлежат обсуждению на публичных слушаниях, соответственно, изменения в такие проекты также подлежат обсуждению.
Исполком не может произвольно, без учета документации по планировке территории, по указанию и по воле собственника земельного участка исправить градостроительный план, иное означало бы нарушение предусмотренного законом порядка его утверждения, свидетельствует о действии в обход закона и заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав.
Согласно части 14 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации утвержденная документация по планировке территории (проекты планировки территории и проекты межевания территории) подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение семи дней со дня утверждения указанной документации и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
По смыслу статей 41-46 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный план земельного участка по существу представляет собой выписку из правил землепользования и застройки, проекта планировки и проекта межевания территории квартала (микрорайона) применительно к конкретному земельному участку, в которой указывается информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и имеющихся в отношении него строительных ограничениях.
Часть 11 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации определяет градостроительный план земельного участка в качестве одного из оснований подготовки проектной документации. Градостроительный план земельного участка необходим для получения разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (часть 7 статьи 51, часть 3 статьи 55 ГрК РФ).
По смыслу указанных статей, сам по себе градостроительный план не является правоустанавливающим или правоподтверждающим документом, не устанавливает соответствующие характеристики земельного участка, а лишь воспроизводит те из них, которые уже зафиксированы. Однако он является необходимым документом, определяющим возможность застройки земельного участка.
В силу статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории.
ФИО3 обращается с заявлением о внесении изменений в градостроительный план земельного участка, требование по существу сводится к выдаче повторного ГПЗУ, без учета проекта планировки и проекта межевания территории.
Учитывая, что на основании части 1 статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации источниками информации для подготовки градостроительного плана земельного участка являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также технические условия подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, а на момент рассмотрения настоящего дела данные документы и условия не разработаны и не утверждены в соответствии с требованиями закона, правовых оснований для удовлетворения исковых требований истца не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
решил:
В удовлетворении административного иска ФИО3 к административному ответчику Исполнительному комитету Тукаевского муниципального района Республики Татарстан о признании незаконным действие Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района по утверждению градостроительного плана земельного участка № RU№ и обязании внести изменения в градостроительный план земельного участка RU№, в отношении земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в части увеличения границ места допустимого размещения зданий, строений, сооружений при соблюдении противопожарных норм - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение одного месяца, с момента изготовления решения в окончательной форме, путём подачи апелляционной жалобы через Тукаевский райсуд Республики Татарстан.
Судья подпись Н.Г.Такаева