ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1762/19 от 04.06.2019 Серпуховского городского суда (Московская область)

Дело № 2А-1762/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Серпуховский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Фетисовой И.С., при секретаре судебного заседания Астаховой М.И.,

С участием:

Ст.помощника Серпуховского городского прокурора – Кобозевой О.А.,

представителя административного истца Мызникова О.А. по доверенности – Санникова О.В.,

Представителей административного ответчика территориальная избирательная комиссия города Серпухова Московской области: председателя территориальной избирательной комиссии города Серпухова Жариковой В.В., по доверенности - Николаевой Е.В.,

Представителя заинтересованного лица Черепенникова А.В. по доверенности – Паланто В.Ю.,

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Мызникова О. АнатО.ча об оспаривании решения территориальной избирательной комиссии города Серпухова Московской области о регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов городского округа Серпухов Московской области

У с т а н о в и л :

Административный истец Мызников О.А. обратился в суд с административным исковым заявлением и просит признать незаконным и отменить решение территориальной избирательной комиссии города Серпухова Московской области от 22 мая 2019 года № 506 о регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов городского округа Серпухов Московской области по одномандатному избирательному округу <номер>Черепенникова А.В.

Административный истец указывает, что решением Совета депутатов городского округа Серпухов Московской области от 02.04.2019 № 407/51 назначены выборы депутатов Совета депутатов городского округа Серпухов Московской области.

Решением территориальной избирательной комиссии города Серпухова Московской области от 22.05.2019 № 506 по одномандатному избирательному округу № 29 зарегистрирован кандидат Черепенников А.В.

Административный истец Мызников О.А. является зарегистрированным кандидатом в депутаты Совета депутатов городского округа Серпухов Московской области по одномандатному избирательному округу № 29 решением территориальной избирательной комиссии города Серпухов Московской области от 21.05.2019 № 464, то есть по тому же избирательному округу, что и кандидат Черепенников А.В.

Мызников О.А. ссылается на положения ч.10 ст.239 Кодекса административного судопроизводства РФ, п.6 ст.76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в соответствии с которыми решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных п.24-26 ст.38 Федерального закона № 67-ФЗ, иных требований, предусмотренных настоящим законом, иным законом.

Административный истец считает, что решение территориальной избирательной комиссии города Серпухова Московской области от 22.05.2019 № 506, которым по одномандатному избирательному округу № 29 был зарегистрирован кандидат Черепенников А.В., является незаконным и подлежащим отмене по следующим основаниям.

Административный истец ссылается на положения п.1 ст.38 Федерального закона, ч.1 ст.30, п.6 ч.1 и п.п. 4 ч.2 ст.27, пп. 5 ч.2 ст.27 Закона Московской области «О муниципальных выборах в Московской области» и указывает, что в нарушение указанных норм в протоколе прошедшего 28 апреля 2019 года третьего этапа 53-й отчетно-выборной Конференции Серпуховского районного отделения КПРФ отсутствует решение о назначении уполномоченных представителей избирательного объединения, что согласно п.6 ст.76 и пп. «в1» п.24 ст.38 Федерального закона является основанием для отмены решения избирательной комиссии судом.

Административный истец ссылается также на то, что протокол Конференции не содержит списка кандидатов, который выдвинут избирательным объединением на выборах депутатов Совета депутатов городского округа Серпухов Московской области, ни в тексте протокола Конференции, ни в качестве подписанного в тот же день, что и была проведена Конференция, приложения к протоколу Конференции. Представленный в избирательную комиссию список кандидатов подписан уполномоченным представителем, который был назначен решением Бюро партийного комитета Серпуховского районного комитета КПРФ 30 апреля 2019 года, то есть два дня спустя после Конференции.

Таким образом, по мнению административного истца, отсутствует решение о выдвижении кандидата Черепенникова А.В. на выборах депутатов Совета депутатов городского округа Серпухов Московской области, назначенных на 30 июня 2019 года.

Административный истец указывает, что в соответствии с положениями п.6 ст.76 и пп. «б», «в» п.24 ст.38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях», является основанием для отмены оспариваемого решения.

Также административный истец указывает, что в нарушение положений п.4 ч.1 ст.27 Закона Московской области «О муниципальных выборах в Московской области» решение о создании Серпуховского районного отделения КПРФ не было предоставлено в территориальную избирательную комиссию, так как Серпуховское районное отделение КПРФ не является юридическим лицом. Предоставленное решение о преобразовании Серпуховского районного отделения КПРФ не соответствует требованиям закона, что также в соответствии с положениями п.6 ст.76 и пп. «в» п.24 ст.38 Федерального закона № 67-ФЗ является основанием для отмены решения избирательной комиссии. В соответствии с п.1 ст.57 ГК РФ преобразование является формой реорганизации юридического лица наряду со слиянием, присоединением, разделением, выделением. В 2002 году произошла реорганизация в форме преобразования Общероссийской политической общественной организации «Коммунистическая партия Российской Федерации» и всех ее местных и первичных организаций, которые были созданы ранее.

По мнению административного истца, основанием для отмены решения территориальной избирательной комиссии является нарушение Черепенниковым А.В. положений п.2.2 ст.33 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», п.2 ч.3.1 ст.23 Закона Московской области «О муниципальных выборах в Московской области», так как Черепенниковым А.В. в заявлении о согласии баллотироваться указано, что он является депутатом Совета депутатов поселения Первомайское в городе Москве и выполняет свои обязанности на непостоянной, непрофессиональной основе, однако не представил документ, в подтверждение указанной информации.

Административный истец полагает, что представленная в территориальную избирательную комиссию копия удостоверения от 17.09.2018 об избрании Черепенникова А.В. депутатом Совета депутатов поселения Первомайское в городе Москве по многомандатному избирательному округу № 2 подтверждает не факт того, что кандидат в настоящее время исполняет обязанности депутата, причем не на постоянной основе, а факт избрания депутатом в 2018 году.

Административный истец ссылается на положения п.2 ст.33 Федерального закона, ч.3 ст.23 Закона Московской области, регулирующие порядок подачи заявления кандидата о согласии баллотироваться, пункт 3.4.1 Методических рекомендаций Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 11 июня 2014 года № 235/1486-6, в соответствии с которыми в данном заявлении должна быть указана дата его написания.

В нарушение вышеуказанных норм заявление Черепенникова А.В. о согласии баллотироваться не содержит даты его написания, следовательно, невозможно определить, когда именно это заявление было написано, при том, что оно может быть написано в строго определенный временной период. Полагает, что заявление о согласии баллотироваться оформлено с нарушением закона, что в соответствии с п.6 ст.76 и пп. «в1» п.24 ст.38 Федерального закона является основанием для отмены решения о регистрации кандидата.

В судебное заседание административный истец Мызников О.А. не явился, извещен надлежаще о времени и месте рассмотрения административного дела. При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие в соответствии со ст. 150, 243 КАС РФ.

Интересы административного истца Мызникова О.А. по доверенности представлял Санников О.В., который настаивал на заявленных требованиях по основаниям, указанным в административном исковом заявлении, пояснив, что в день принятия решения Конференцией о выдвижении списка кандидатов указанный список отсутствовал, поскольку уполномоченные представители также не были назначены. Полагает, что все документы оформлены 30 апреля 2019 года, поскольку согласие уполномоченных представителей подписаны 30 апреля 2019 года. Соответственно, список не отвечает требованиям закона. Решение о создании отделения партии не представлено. Черепенников А.В. в подтверждение исполнения обязанности депутата на непостоянной основе предоставил удостоверение об избрании его депутатом, которое не свидетельствует о том, что он продолжает исполнят обязанности на непостоянной основе. В Методических рекомендациях указано на предоставление именно справки об исполнении обязанностей депутата на непостоянной основе. Отсутствие даты в заявлении о согласии баллотироваться кандидатом является существенным нарушением.

Представителем административного истца в ходе рассмотрения дела было подано письменное ходатайство о признании проекта повестки дня и протокола счетной комиссии третьего этапа 53-й Конференции Серпуховского районного отделения КПРФ от 28 апреля 2019 года, приобщенных к материалам дела в ходе судебного заседания, недопустимыми и не имеющими значения доказательствами для рассмотрения и разрешения данного дела, поскольку на основании указанных документов в соответствии с законом не принималось решение о регистрации кандидата Черепенникова А.В., обстоятельства, связанные с принятием решения о его регистрации, не могут подтверждаться данными документами.

Представители административного ответчика территориальной избирательной комиссии Серпуховского район Московской области - председатель комиссии Жарикова В.В., по доверенности Николаева Е.В. возражали против заявленных требований, пояснив, что 07 мая 2019 года в ТИК уполномоченным представителем избирательного объединения Н. были предоставлены документы для заверения списка кандидатов от партии, в том числе заявления кандидатов о согласии баллотироваться, в количестве 29 штук. После заверения списка кандидатов 11 мая 2019 года Черепенников А.В. предоставил свои личные документы: среди которых было удостоверение об избрании депутатом. Избирательной комиссией был рассмотрен вопрос о регистрации данного кандидата и принято решение о регистрации. На Конференции партии присутствовал председатель избирательной комиссии Жарикова В.В., которая не присутствовала при голосовании за каждого кандидата, так как процедура тайного голосования проходила в ином помещении. После проведения тайного голосования были оглашены результаты, затем предложено проголосовать за протокол счетной комиссии и за выдвижения списка кандидатов, но сам список озвучен не был, кандидаты не перечислялись. Утвердили протокол счетной комиссии, сколько за каждого кандидата проголосовали за и против, после сообщили считать избранными указанных кандидатов, но самого списка выдвинутых кандидатов не составлялось. На Конференции также был рассмотрен вопрос о делегировании полномочий избрания уполномоченных партийного объединения, но уполномоченные на Конференции не избирались. При рассмотрении документов, представленных партийным объединением для заверения списка кандидатов, поскольку список был приложением к протоколу и в нем имелись все реквизиты, указаны полные данные кандидатов, комиссия не заметила факт подписания списка уполномоченным К., который избран уполномоченным только 30 апреля 2019 года. Изготовление списка кандидатов, выдвинутых на выборы партией, не на Конференции, является нарушением законодательства. В Списке должны быть указаны полные данные кандидатов. В случае, если партийное объединение не является юридическим лицом, то должно быть представлено решение о создании отделения. Предоставление иного документа о создании партийной организации является нарушением требований законодательства. Документом, подтверждающим исполнение обязанностей депутата на непостоянной основе, является справка, поскольку в удостоверении такой формулировки не содержится. Отсутствие даты в заявлении о согласии баллотироваться является недостатком оформления документов.

Заинтересованное лицо Черепенников А.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежаще о дате и месте рассмотрения административного дела. При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие в соответствии со ст. 150, 243 КАС РФ.

Интересы заинтересованного лица Черепенникова А.В. представлял по доверенности Паланто В.Ю., который с административным исковым заявлением не согласился, пояснив, что в протоколе Конференции седьмым вопросом обсуждалось о назначении уполномоченных и данное право в соответствии со ст.37 ФЗ № 67 делегировано Бюро Комитета отделения партии, которым и были назначены уполномоченные представители, о чем поданы документы в ТИК. Данные документы приняты избирательной комиссией, которой также был заверен список и затем зарегистрированы кандидаты в депутаты, в том числе Черепенников А.В. По пятому вопросу повестки дня Конференции Черепенников А.В. внесен в бюллетень для голосования для выдвижения списка кандидатов и постановлением по шестому вопросу указанный список выдвинут. Решение о выдвижении списка кандидатов принято. В материалах дела список кандидатов приведен трижды: в протоколе, выписке постановления бюро о согласовании кандидатов и он же является приложением к протоколу Конференции. Оформлен список в соответствии с утвержденной решением ТИК формой, с указанием реквизитов кандидатов. Политические партии могут создаваться путем создания и преобразования неполитической партии в политическую партию, то есть все организации преобразовываются в соответствующее структурное объедение политической партии. Основным субъектом объедения является политическая партия и решение о создании неких иных структурных объедений представлено быть не может. Может быть представлено только решение о создании структурного подразделения политической партии. Серпуховское отделение партии образовано путем преобразования, о чем имеется ссылка в Уставе. В заявлении о согласии баллотироваться Черепенниковым А.В. указаны сведения об избрании депутатом, кроме того представлены копии документов, отражающие данные сведения. У ТИК есть обязанность проверить сведения, указанные кандидатом в заявлении, путем проверки данных в ГАС «Выборы», где есть сведения о всех избранных и действующих депутатах, то есть все необходимые данные для принятия решения у ТИК были. Представленная копия удостоверения подтверждает данные сведения. Ссылка на методические рекомендации верна, но это - рекомендации, а не нормативный акт и не закон. Относительно отсутствия даты в заявлении о согласии баллотироваться просил учесть, что законами федеральным и областным установлено, что именно в обязательном порядке должно быть указано в заявлении. О дате написания заявления в данном законе не сказано, поэтому в случае отсутствия даты заявление о согласии баллотироваться кандидатом нельзя признать незаконным. При таких обстоятельствах, полагает, что ни одно из оснований, на которые ссылается сторона истца, не основаны на нормах закона.

Выслушав представителей сторон, заинтересованного лица, заключение прокурора, полагавшего, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему выводу.

В соответствии с ч.2 ст.32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Правовой основой регулирования данных отношений является Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ).

В силу части 11 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, а также в установленных законом случаях прокурор.

В соответствии с п.6 ст.76 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

В соответствии с п.1 ст.38 Федерального закона № 67-ФЗ регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), или (и) при наличии необходимого количества подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований в соответствии с пунктом 17 статьи 37 настоящего Федерального закона либо при наличии решения политической партии (ее регионального отделения или иного структурного подразделения), на которую распространяется действие пунктов 2-7 статьи 35.1 настоящего Федерального закона или пункта 16 настоящей статьи. Наличие необходимого количества подписей участников референдума, собранных в поддержку инициативы проведения референдума, выдвинутой инициативной группой по проведению референдума, является основанием для назначения референдума в порядке, предусмотренном законом.

Подпунктами «б», «в» и «в.1» пункта 24 статьи 38 названного Федерального закона предусмотрено, что основаниями отказа в регистрации кандидата являются: для кандидатов, выдвинутых политической партией, - несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях»; для кандидатов, выдвинутых иными общественными объединениями, - несоблюдение требований пункта 2 статьи 35 настоящего Федерального закона; отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата; наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона; отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата; а также наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований этого Федерального закона, иного закона.

Уведомление избирательной комиссии о выдвижении кандидата осуществляется в установленном порядке. Согласно этому порядку соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные этим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности.

В случае выдвижения избирательным объединением кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком и необходимости в соответствии с законом субъекта Российской Федерации его заверения организующей выборы избирательной комиссией уполномоченный представитель избирательного объединения вместе с заявлением каждого кандидата, указанным в пункте 2 статьи 33 этого Федерального закона, представляет в организующую выборы избирательную комиссию документы, указанные в пункте 14.1 статьи 35 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Необходимость заверения списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам предусмотрена статьей 27 Закона Московской области от 04 июня 2013 г. № 46/2013-ОЗ «О муниципальных выборах в Московской области».

Перечень документов, необходимых для выдвижения избирательным объединением списка кандидатов, и требования к этим документам определены в статье 35 указанного Федерального закона и в статье 26 названного Закона Московской области.

Согласно пункту 2 статьи 35 Закона № 67-ФЗ выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях».

В силу пункта 1, подпункта «и» пункта 2 статьи 21 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях» политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения действуют на основании устава политической партии и в соответствии с ним. Устав политической партии должен содержать положения, определяющие порядок выдвижения политической партией кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в том числе на повторных и дополнительных выборах.

В соответствии с пунктом 2 статьи 25 Закона № 95-ФЗ решения о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии. Решения о выдвижении иными структурными подразделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления принимаются общим собранием соответствующего структурного подразделения либо иным органом, предусмотренным уставом политической партии.

При рассмотрении данного дела судом установлено, что в соответствии со статьями 5.2, 5.3 и 5.5 Устава политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" высшим руководящим органом местного отделения КПРФ является Конференция, к компетенции которой относится, в том числе, выдвижение по согласованию с Бюро Комитета соответствующего регионального отделения партии путем тайного голосования кандидатов (списка кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органы местного самоуправления.

Решение Конференции принимаются в форме постановлений и резолюций.

Для решения политических, организационных и текущих вопросов, а также для руководства деятельностью местного отделения партии между заседаниями, Комитет избирает из своего состава Бюро Комитета, которое подотчетно Комитету местного отделения КПРФ.

Решение Бюро Комитета принимается в форме постановлений.

Согласно ч.2 ст.27 Закона Московской области от 04.06.2013 № 46/2013-03 «О муниципальных выборах в Московской области» решение съезда или конференции (общего собрания) избирательного объединения о выдвижении списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам оформляется протоколом, в котором указываются:

1) число зарегистрированных делегатов (участников) соответственно съезда или конференции (общего собрания) избирательного объединения;

2) число делегатов (участников), необходимое для принятия решения о выдвижении списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) округам в соответствии с уставом избирательного объединения;

3) информация о согласовании выдвижения кандидатов с соответствующим органом избирательного объединения в случае, если это предусмотрено уставом избирательного объединения;

4) решение о выдвижении кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком и итоги тайного голосования за это решение (с приложением списка кандидатов по одномандатным округам);

5) решение о назначении уполномоченных представителей избирательного объединения и о предоставлении определенному органу избирательного объединения права назначения и отзыва уполномоченных представителей в период избирательной кампании;

6) решение о предоставлении определенному органу избирательного объединения права изменения номера одномандатного (многомандатного) избирательного округа кандидата до заверения списка кандидатов избирательной комиссией, организующей выборы, а также права отзыва кандидата;

7) решение о предоставлении определенному органу избирательного объединения иных полномочий, предусмотренных уставом избирательного объединения;

8) дата принятия решения.

В соответствии с подпунктом 3.1.3 Постановления ЦИК России от 11.06.2014 № 235/1486-6 «О методических рекомендациях по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления» представитель избирательной комиссии при посещении мероприятия должен удостовериться, что мероприятие состоялось, голосование по выдвижению кандидатов, списка кандидатов осуществлялось тайно, были соблюдены иные требования, предъявляемые федеральным законом к выдвижению кандидатов, списков кандидатов политическими партиями, иными общественными объединениями. Представитель избирательной комиссии может осуществлять аудио- и видеозапись указанного мероприятия, о чем информирует его организаторов.

Судом установлено, что решением Избирательной комиссии Московской области от 18.09.2011 № 7/190-5 полномочия избирательной комиссии городского округа Серпухов возложены на территориальную избирательную комиссию города Серпухова.

Решением Совета депутатов городского округа Серпухов Московской области от 02.04.2019 № 407/51 назначены выборы депутатов Совета депутатов городского округа Серпухов Московской области на 30 июня 2019 года.

Решением территориальной избирательной комиссии города Серпухова Московской области от 10.04.2019 № 396 возложены полномочия окружных избирательных комиссий на территориальную избирательную комиссию города Серпухова Московской области при проведении выборов депутатов Совета депутатов городского округа Серпухов, назначенных на 30 июня 2019 года.

Решением территориальной избирательной комиссии города Серпухова Московской области от 10.04.2019 № 380 утверждена форма списка кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями при проведении выборов депутатов Совета депутатов городского округа Серпухов Московской области, назначенных на 30 июня 2019 года.

Постановлением Московского областного отделения политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 25.04.2019 № Б-3/1 согласован список кандидатур для выдвижения на Конференции Серпуховского районного отделения Московского областного отделения политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» кандидатами в депутаты Совета депутатов городского округа Серпухов Московской области по одномандатным избирательным округам на выборах, назначенных на 30 июня 2019 года. По одномандатному округу № 29 указана кандидатура Черепенников А.В.

В силу положений части 3 статьи 27 Закона Московской области от 04 июня 2013 г. № 46/2013-ОЗ «О муниципальных выборах в Московской области», список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам представляется в организующую выборы избирательную комиссию на бумажном носителе по форме, утверждаемой этой комиссией. Список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам должен быть прошит, пронумерован (за исключением списка, составленного на одном листе), заверен подписью лица, уполномоченного на то уставом избирательного объединения или решением уполномоченного органа избирательного объединения, а также печатью избирательного объединения (если избирательное объединение является юридическим лицом).

Избирательным объединением «Серпуховское районное отделение Московского областного отделения политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» в территориальную избирательную комиссию представлены документы для заверения списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам на выборах депутатов Совета депутатов городского округа Серпухов, выдвинутых данным избирательным объединением.

Среди документов, представленных для заверения списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам на выборах депутатов Совета депутатов городского округа Серпухов, выдвинутых избирательным объединением «Серпуховское районное отделение Московского областного отделения политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», представлено решение избирательного объединения о выдвижении кандидатов по одномандатным (многомандатным) округам, оформленное Протоколом третьего этапа 53-й отчетно-выборной Конференции Серпуховского районного отделения КПРФ от 28.04.2019, с приложением списка кандидатов.

Из содержания Протокола третьего этапа 53-й отчетно-выборной Конференции Серпуховского районного отделения КПРФ от 28.04.2019 следует, что выступал секретарь счетной комиссии Конференции с информацией об итогах тайного голосования по вопросу о выдвижении списка кандидатов и были оглашены результаты тайного голосования по каждому из кандидатов. Постановили утвердить Протокол Счетной комиссии Конференции № 3 о результатах тайного голосования по вопросу о выдвижении списка кандидатов по одномандатным избирательным округам в депутаты Совета депутатов городского округа Серпухов Московской области от избирательного объединения партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», а также на основании утвержденного протокола Счетной комиссии выдвинуть список кандидатов по одномандатным избирательным округам в депутаты Совета депутатов городского округа Серпухов Московской области от избирательного объединения «Серпуховское районное отделение Московского областного отделения политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» в следующем составе, согласно приложению № 2. За что было проведено голосование.

Приложением № 2 к протоколу третьего этапа 53-й отчетно-выборной Конференции Серпуховского районного отделения Московского областного отделения политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» является список кандидатов в депутаты городского округа Серпухов Московской области, выдвинутых данным избирательным объединением, который заверен подписью уполномоченного представителя избирательного объединения К..

Согласно выписке из Решения Бюро партийного Комитета Серпуховского районного отделения КПРФ от 30.04.2019 К., М., Н., Р. наделены всеми полномочиями, предоставленными уполномоченному представителю избирательного объединения в соответствии с Законом Московской области «О муниципальных выборах в Московской области» от 04.06.2013 № 46/2013-ОЗ, в том числе подписание списка кандидатов.

Решением территориальной избирательной комиссии города Серпухова Московской области от 08.05.2019 № 407 заверен список кандидатов в депутаты Совета депутатов городского округа Серпухов Московской области по одномандатным избирательным округам, в количестве 29 (двадцати девяти) человек, выдвинутых Серпуховским районным отделением Московского областного отделения политической партии «КОМУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».

Решением территориальной избирательной комиссии города Серпухова Московской области от 22.05.2019 № 506 Черепенников А.В. зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета депутатов городского округа Серпухов Московской области по избирательному округу № 29. Основание для регистрации: Протокол Конференции Серпуховского районного отделения Коммунистической партии Российской Федерации.

Решением территориальной избирательной комиссии города Серпухова Московской области от 21.05.2019 № 464 Мызников О.А. зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета депутатов городского округа Серпухов Московской области по избирательному округу № 29. Основание для регистрации: Протокол Конференции Московского областного отделения Политической партии ЛДПР – Либерально-демократической партии России.

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля М. показал, что прибывшим на Конференцию кандидатам была вручена повестка дня, в том числе представителю ТИК и иным участникам. Каждая кандидатура кандидата в депутаты выдвигалась на обсуждение Бюро райкома партии, после чего список был отправлен в областное Бюро. На Конференции также каждый кандидат обсуждался. Проходило открытое голосование для включения кандидатов в список после утверждения протокола счетной комиссии. На конференции также был решен вопрос о делегировании полномочий по выдвижению уполномоченных представителей партийного объединения. После проведения тайного голосования счетная комиссия огласила итоги голосования и проголосовали за утверждение списка и протокола счетной комиссии. Сдали документы в соответствии с требованиями ТИК. Сначала секретариатом Конференции был оформлен свой список для выдвижения кандидатов в депутаты, затем был оформлен Список для предоставления в ТИК. Данный список редактировался для ТИК, в него вносились даты и иные сведения кандидатов в депутаты. Список был подписан К. после того, как последний был утвержден уполномоченным.

Оценив представленные в суд документы, послужившие основанием для регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов городского округа Серпухов Московской области по избирательному округу № 29 Черепенникова А.В., в совокупности с другими представленными в ходе рассмотрения дела доказательствами по правилам статьи 84 КАС РФ, суд пришел к выводу, что оснований для признания указанных в ходатайстве представителя административного истца доказательств недопустимыми в соответствии со ст.61 КАС РФ не имеется, так как доказательств обратного стороной истца в соответствии с ч.3 ст.61 КАС РФ не представлено.

Из анализа представленных в материалы дела документов, послуживших основанием для регистрации кандидатом в депутаты Черепенникова А.В., выдвинутого избирательным объединением, следует, что по итогам тайного голосования список кандидатов по одномандатным избирательным округам в депутаты Совета депутатов городского округа Серпухов Московской области от избирательного объединения Серпуховского районного отделения Московского областного отделения политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» в том виде, который представлен в территориальную избирательную комиссию города Серпухова, 28 апреля 2019 года не составлялся.

Из буквального содержания протокола Конференции следует, что было одно голосование и за утверждение протокола счетной комиссии, и за выдвижение списка кандидатов на основании утвержденного протокола Счетной комиссии. Отдельного голосования за утверждение протокола счетной комиссии, а затем уже голосование за список кандидатов не проводилось.

При этом из протокола счетной комиссии следует, что проводилось голосование о признании набравшими наибольшее и достаточное количество голосов для выдвижения в составе списка кандидатов по одномандатным избирательным округам следующие кандидатуры по следующим одномандатным округам, с указанием фамилии, имени и отчества кандидата и номера избирательного округа, за что и было проведено голосование.

Согласно повестки дня Конференции, а также протокола Конференции, по седьмому вопросу постановили: на период избирательной компании по выборам депутатов Совета депутатов городского округа Серпухов Московской области, назначенных на 30 июня 2019 года, делегировать Бюро Комитета Серпуховского районного отделения Московского областного отделения политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» полномочия избирательного объединения «Серпуховское районное отделение Московского областного отделения «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», в том числе, по назначению уполномоченных представителей избирательного объединения, определение и изменение объема предоставленных им полномочий, отзыв указанных уполномоченных представителей; отзыв кандидатов; назначение доверенных лиц, членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса, наблюдателей, а также их отзыв; иные полномочия, связанные с участием избирательного объединения в выборах.

Таким образом, протокол Конференции содержит решение не о назначении уполномоченных представителей избирательного объединения, а о делегировании данных полномочий Бюро Комитета Серпуховского районного отделения Московского областного отделения политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», что также противоречит положениям подп.5 ч.2 ст.27 Закона Московской области «О муниципальных выборах в Московской области».

Из документов, послуживших основанием для регистрации кандидата в депутаты Черепенникова А.В., составленных при проведении третьего этапа 53-й отчетно-выборной Конференции Серпуховского районного отделения КПРФ, следует, что были допущены нарушения при выдвижении политической партией списка кандидатов по одномандатным избирательным округам в депутаты Совета депутатов городского округа Серпухов Московской области, так как на Конференции не было принято решение о назначении уполномоченных представителей избирательного объединения и о предоставлении определенному органу избирательного объединения права назначения и отзыва уполномоченных представителей в период избирательной кампании (подп.5 части 2 статьи 27 Закона Московской области от 04 июня 2013 г. № 46/2013-ОЗ «О муниципальных выборах в Московской области»); не был составлен соответственно Список кандидатов по одномандатным избирательным округам в депутаты Совета депутатов городского округа Серпухов Московской области, с указанием в определенном порядке размещения в нем кандидатов, за который надлежало также голосовать.

Суд критически относится к показаниям допрошенного в судебном заседании свидетеля В., указавшего, что в ходе Конференции после утверждения протокола Счетной комиссии был оглашен список кандидатов, выдвинутых партийным объедением, так как свидетель давал противоречивые, непоследовательные показания, которые противоречат не только пояснениям присутствовавшего на Конференции представителя избирательной комиссии, но и содержанию Протокола Конференции.

Из содержания протокола Конференции следует, что было предложено выдвинуть список кандидатов в следующем составе, и, как указано в протоколе, «согласно приложению № 2». Однако как установлено в судебном заседании и было подтверждено представителем избирательной комиссии, присутствовавшем 28.04.2019 на Конференции Серпуховского районного отделения КПРФ, список кандидатов не составлялся и не оглашался. В отсутствие голосования за весь список кандидатов в целом остается неясным, были ли согласны члены партии с выдвижением конкретного списка кандидатов от своего регионального отделения для участия в выборах.

Суд не соглашается с доводами представителя заинтересованного лица о том, что на Конференции три раза оглашался список кандидатов в депутаты, имелась повестка дня, в которой также содержался список кандидатов в депутаты на выборах, назначенных на 30 июня 2019 года, что подтверждает выдвижение списка кандидатов в депутаты, так как в силу действующего законодательства должен быть составлен на бумажном носителе по итогам тайного голосования список кандидатов в депутаты, за который также надлежит проголосовать.

Данная позиция изложена в апелляционном ОпределенииВерховного Суда РФ от 6 августа 2018 г. N 72-АПГ18-12, в котором указано, чтотайное голосование за список кандидатов в целом позволяет определить волеизъявление участников конференции или собрания, членов регионального отделения политической партии не только по поводу персонального состава списка кандидатов, а также расположения кандидатов в названном списке, но и по поводу необходимости выдвижения такого списка кандидатов для участия избирательного объединения в соответствующей избирательной кампании.

В соответствии с п.3.2 Методических рекомендаций по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, утвержденных Постановлением ЦИК России от 11 июня 2014 года N 235/1486-6, выдвижение кандидата, списка кандидатов осуществляется на съезде политической партии, конференции или общем собрании ее регионального отделения, иного структурного подразделения либо иным органом, предусмотренным уставом политической партии. Решение съезда политической партии, конференции, общего собрания ее регионального отделения, иного структурного подразделения либо иного органа, предусмотренного уставом политической партии, о выдвижении кандидата, списка кандидатов оформляется в соответствии с законом в форме документа, определенного уставом политической партии (решение, постановление, протокол, выписка из протокола, иной документ).

Пунктом 3.1. «ГОСТ Р 7.0.8-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения», утвержденного Приказом Росстандарта от 17.10.2013 N 1185-ст, даны основные понятия делопроизводства: документ - это зафиксированная на носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать, официальный документ - это документ, созданный организацией, должностным лицом или гражданином, оформленный в установленном порядке; подлинник документа - это первый или единственный экземпляр документа; дубликат документа - это повторный экземпляр подлинника документа; копия документа - это экземпляр документа, полностью воспроизводящий информацию подлинника документа; заверенная копия документа - это копия документа, на которой в соответствии с установленным порядком проставлены реквизиты, обеспечивающие ее юридическую значимость; выписка из документа - это копия части документа, заверенная в установленном порядке.

Представленный в материалы дела Протокол Конференции содержит всю необходимую информацию, зафиксированную на бумажном носителе, по ходу проведения Конференции и о принятых решениях. В данном протоколе, составленном 30 апреля 2019 года, отражено, что Список является приложением № 2, который был составлен спустя два дня после конференции, что является существенным нарушением действующего законодательства при выдвижении списка кандидатов по одномандатным избирательным округам в депутаты Совета депутатов городского округа Серпухов Московской области.

Исследовав протокол третьего этапа 53-й отчетно-выборной Конференции Серпуховского районного отделения КПРФ от 28.04.2019, Список кандидатов в депутаты по одномандатным избирательным округам в депутаты Совета депутатов городского округа Серпухов Московской области, суд приходит к выводу о том, что при принятии Конференцией решений о выдвижении списка кандидатов по одномандатным избирательным округам были нарушены требования пункта 4 статьи 25 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях» о принятии решения о назначении уполномоченных представителей избирательного объединения и при выдвижении списка кандидатов.

Основанием для отмены решения территориальной избирательной комиссии, по мнению административного истца, также является не предоставление в территориальную избирательную комиссию решения о создании Серпуховского районного отделения КПРФ, так как предоставленное решение о преобразовании Серпуховского районного отделения КПРФ не соответствует требования закона.

В п.3 ст.3 Федерального закона от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях» дано определение регионального отделения политической партии и указано, что иные структурные подразделения политической партии (местные и первичные отделения) создаются в случаях и порядке, предусмотренных ее уставом.

Согласно пп. «г» п.1 ст.26 Федерального закона от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях» политическая партия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, вправе создавать региональные, местные и первичные отделения, в том числе с правами юридического лица, принимать решения об их реорганизации и ликвидации.

Таким образом, Федеральный закон от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях» предусматривает создание таких структурных подразделений политической партии как местные и первичные отделения, которые могут быть зарегистрированы в качестве юридического лица, но могут и не являться юридическими лицами.

Среди документов, представленных избирательным объединением для заверения списка кандидатов, были представлены нотариально заверенное Свидетельство о государственной регистрации некоммерческой организации Московское областное отделение политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», выданное 27 июня 2016 года Министерством юстиции Российской Федерации, протокол № 4 заседания Бюро Комитета Московского областного отделения КПРФ от 26 марта 2002 года по вопросу преобразования местных и первичных организаций Общероссийской политической общественной организации «Коммунистическая партия Российской Федерации», в соответствии с которым городские, районные и первичные организации Общероссийской политической общественной организации «Коммунистическая партия Российской Федерации», входящие в состав Московского областного отделения КПРФ, преобразованы в созданные местные (районные, городские) и первичные отделения политической партии «Коммунистическая партия российской Федерации». К данному протоколу прилагается список местных отделений КПРФ, в котором под номером 39 указано Серпуховское районное отделение КПРФ.

В территориальную избирательную комиссию также было представлено Постановление Комитета Московского областного отделения политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», от 24 июня 2017 года, которым утверждено наименование местных отделений КПРФ, входящих в состав Московского областного отделения политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», в приложении к которому под номером 38 указано Серпуховское районное отделение Московского областного отделение политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».

В соответствии с п.5.1 Устава политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» местные отделения КПРФ (городское, районное и так далее) создается на Учредительном собрании или Конференции членов КПРФ по решению Комитета или Бюро Комитета соответствующего регионального отделения КПРФ.

Право местного отделения политической партии на выдвижение кандидатов на выборах в депутаты представительных органов муниципального образования подтверждается положениями пункта 25 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», п.2 ст.36 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ "О политических партиях", подпунктом 5.8 Устава политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».

Указанные выше нормы законов предписывают, что при выдвижении кандидата избирательным объединением, одновременно с представлением иных документов, необходимых для уведомления о выдвижении, представляется в избирательную комиссию, в том числе, если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании.

Для заверения списка кандидатов избирательным объединением среди иных документов были представлены копии свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации Московское областное отделение политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», с приложением Протокола заседания Бюро Комитета Московского областного отделения КПРФ о преобразовании местных и первичных организаций политической партии, с приложением списка местных отделений, входящих в Московское областное отделение КПРФ, в котором указано Серпуховское районное отделение партии, а также Постановление Комитета Московского областного отделением КПРФ о наименовании местных отделений КПРФ, в приложении к которому указано Серпуховское районное отделение партии. Однако решение о создании местного отделения политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» в Серпуховском районе Московской области, не было представлено в избирательную комиссию, в связи с чем представленные документы для регистрации кандидата в депутаты Черепенникова А.В. не могут быть признаны отвечающими требованиям закона.

Основанием для отмены решения территориальной избирательной комиссии о регистрации кандидата Черепенникова А.В. административным истцом указывается на нарушение положений п.2.2 ст.33 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ и ч.3 ст.22 Закона Московской области «О муниципальных выборах в Московской области», в соответствии с которыми для подтверждении сведений о том, что кандидат является депутатом Совета депутатов поселения Первомайское в городе Москве на непостоянной основе представлено удостоверение, в то время как в соответствии с п.3.5 Методических рекомендаций, утвержденных постановлением ЦИК РФ, должна предоставляться справка.

Из буквального прочтения требований пункта 2 статьи 33 ФЗ от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и пункта 2 статьи 23 Закона Московской области «О муниципальных выборах в Московской области» усматривается, что кандидат, будучи депутатом и осуществляя свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должен указать сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа, и вместе с заявлением представить копию документа, о том, что кандидат является депутатом.

Поскольку законодательство Российской Федерации о выборах, в частности подпункт «б» пункта 2.2 статьи 33 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», не содержит прямого указания на вид документа, которым должны быть подтверждены сведения о том, что кандидат является депутатом, то указанное требование закона было исполнено Черепенниковым А.В. Будучи депутатом и осуществляя свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении Черепенников А.В. указал сведения об этом и наименование представительного органа, где осуществляет свои полномочия, и вместе с заявлением предоставил копию удостоверения о том, что 9 сентября 2018 года избран депутатом Совета депутатов поселения Первомайское в городе Москве по многомандатному избирательному округу № 2, выданное 17.09.2018. В случае избрания депутатом Совета депутатов городского округа Серпухов Московской области обязался прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата Совета депутатов.

Предоставление соответствующего удостоверения в подтверждение указанных в заявлении о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты сведений не может квалифицироваться как какое-либо из оснований для отказа в регистрации из числа предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», поскольку отсутствие справки при наличии копии удостоверения, подтверждающей осуществление полномочий депутата, о неполноте обязательных сведений о кандидате не свидетельствует, на восприятие избирателями информации о кандидате не влияет, информацию о нем не искажает и нарушением принципа равенства кандидатов не является. Подтверждение указанных выше сведений документом специальной формы в виде справки из представительных органов - ни федеральным, ни законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено, что указано в Определении Верховного Суда РФ от 25.09.2006 № 84-Г06-7, в Апелляционном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 27.08.2018 № 41-АПГ18-17.

В обоснование заявленных требований о признании незаконным решения избирательной комиссии о регистрации кандидатом в депутаты Черепенникова А.В. административным истцом указывается на отсутствие даты в заявлении о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты.

Согласно пункту 14.1 статьи 35 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в случае выдвижения избирательным объединением кандидатов по одномандатным избирательным округам списком и необходимости в соответствии с законом субъекта Российской Федерации его заверения организующей выборы избирательной комиссией уполномоченный представитель избирательного объединения вместе с заявлением каждого кандидата, указанным в пункте 2 статьи 33 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (заявлением о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу), представляет в организующую выборы избирательную комиссию документы, указанные в данном пункте.

Пунктом 14.3 статьи 35 указанного Федерального закона предусмотрено, что решение организующей выборы избирательной комиссии о заверении списка кандидатов по одномандатным избирательным округам с копией заверенного списка выдается уполномоченному представителю избирательного объединения в течение одних суток с момента принятия соответствующего решения, в этот же срок решение о заверении списка с копиями заверенного списка (заверенными выписками из списка) и копиями заявлений кандидатов, указанных в пункте 2 статьи 33 названного Федерального закона (заявления о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу), направляются организующей выборы избирательной комиссией в соответствующие окружные избирательные комиссии.

Кандидат, включенный в заверенный список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, представляет в соответствии с пунктом 5 статьи 33 данного Федерального закона в окружную избирательную комиссию документы, указанные в пунктах 2.2 и 3 (при проведении выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации - также в пункте 3.1) статьи 33 названного Федерального закона, после чего считается выдвинутым, приобретает права и обязанности, предусмотренные данным Федеральным законом, иным законом, а избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата.

Форма заявления о согласии баллотироваться приведена в приложении № 3 к Методическим рекомендациям по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправлении, утвержденным постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 11 июня 2014 года N 235/1486-6. Форма предусматривает проставление в заявлении собственноручно даты внесения подписи кандидата.

Из представленной в материалы дела копии заявления кандидата в депутаты Черепенникова А.В. о согласии баллотироваться следует, что в заявлении действительно отсутствует дата внесения подписи кандидата.

Представленную в период досудебной подготовки по делу копию аналогичного заявления Черепенникова А.В., содержащую дату его подписания, в подтверждение надлежащего оформления указанного документа, заверенную секретарем по орг.работе Серпуховского районного отделения партии К., суд не может принять в качестве доказательства надлежащего оформления представленных в избирательную комиссию документов, так как заявление кандидата, выдвинутого в списке кандидатов от политической партии представляется в избирательную комиссию уполномоченным от соответствующего избирательного объединения. Заявления в том виде, копия которого представлена в материалы дела заинтересованным лицом, в ТИК не представлялось, поскольку в подтверждении о приеме документов, выданном как уполномоченному от избирательного объединения, так и самому кандидату, соответствующая запись отсутствует.

Вместе с тем, суд учитывает, что заявление кандидата Черепенникова А.В. о согласии баллотироваться было представлено в территориальную избирательную комиссию города Серпухова Московской области в порядке, предусмотренном пунктом 14.1 статьи 35 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в составе документов для заверения списка кандидатов по одномандатным избирательным округам, выдвинутых избирательным объединением Серпуховское районное отделение Московского областного отделения политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».

Из подтверждения о приеме в получении документов следует, что указанные документы, включая заявление кандидата Черепенникова А.В. о согласии баллотироваться, представлены в территориальную избирательную комиссию уполномоченным представителем избирательного объединения 7 мая 2019 года, а 8 мая 2019 года территориальная избирательная комиссия города Серпухова Московской области решением № 407 заверила список кандидатов, выдвинутых Серпуховским районным отделением Московского областного отделения политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».

Изложенное свидетельствует о том, что заявление кандидата Черепенникова А.В. о согласии баллотироваться представлено в избирательную комиссию в установленном законом порядке, а, следовательно, в силу пункта 14.3 статьи 35 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» данный кандидат считается выдвинутым, а избирательная комиссия - уведомленной о выдвижении кандидата с момента представления им документов, указанных в пунктах 2.2., 3 и 3.1 статьи 33 названного Федерального закона, то есть с 7 мая 2019 года.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в Апелляционном Определении Верховного Суда РФ от 20.08.2018 № 72-АПГ 18-13, вне зависимости от проставления в заявлении о согласии баллотироваться даты внесения подписи кандидатом, избирательная комиссия в установленном порядке уведомлена о его выдвижении, несоблюдение же требований к оформлению данного документа не могло послужить основанием для отказа в регистрации кандидата, так как такие требования не установлены законом.

Принимая во внимание, что в ходе рассмотрения настоящего дела было установлено несоблюдение избирательным объединением требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях», выразившееся в нарушении процедуры выдвижения списка кандидатов и оформлении представленного в территориальную избирательную комиссию списка кандидатов; отсутствие среди документов, представленных для заверения списка кандидата, документов, необходимых в соответствии с законом решения о создании избирательного объединения, то в соответствии с положениями п.6 ст.76, пп. «б», «в», «в.1» п.24 ст.38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение территориальной избирательной комиссии города Серпухова Московской области от 22 мая 2019 года № 506 о регистрации Черепенникова А. В. кандидатом в депутаты Совета депутатов городского округа Серпухов Московской области по избирательному округу № 23 на выборах депутатов Совета депутатов городского округа Серпухов Московской области, назначенных на 30 июня 2019 года, является незаконным и подлежащим отмене.

Руководствуясь статьями 175-180, 244, 298 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Мызникова О. АнатО.ча удовлетворить.

Признать незаконным и отменить решение территориальной избирательной комиссии города Серпухова Московской области от 22 мая 2019 года № 506 о регистрации Черепенникова А. В. кандидатом в депутаты Совета депутатов городского округа Серпухов Московской области по избирательному округу № 29 на выборах депутатов Совета депутатов городского округа Серпухов Московской области, назначенных на 30 июня 2019 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Серпуховский городской суд в течение 5 дней со дня принятия судом решения.

Председательствующий: И.С. Фетисова

Мотивированное решение составлено 5 июня 2019 года.