ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1762/20 от 21.09.2020 Железнодорожного районного суда г. Самары (Самарская область)

<данные изъяты>

<данные изъяты>

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 сентября 2020 года г. Самара

Железнодорожный районный суд г. Самара в составе

председательствующего судьи Грайворонской О.В.,

при секретаре Галустовой А.В.,

с участием представителя административного истца ФИО4, административного ответчика ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело ДД.ММ.ГГГГ по административному иску ИФНС России по <адрес> к ФИО1 о взыскании недоимки по налогу на доходы физических лиц, пени, штрафа,

УСТАНОВИЛ:

ИФНС России по <адрес> обратилась в суд с указанным иском, мотивируя свои требования тем, что ответчик, с ДД.ММ.ГГГГ состоит на учете как налогоплательщик, в связи с чем, обязан уплачивать законом установленные налоги. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. По результатам выездной налоговой проверки ФИО1 за налоговый период с ДД.ММ.ГГГГ., МИФНС России по <адрес> было вынесено решение о привлечении к налоговой ответственности от ДД.ММ.ГГГГ Проверкой установлено, что ФИО1 налоговые декларации по НДФЛ за ДД.ММ.ГГГГ. в налоговые органы не предоставлялись, при этом общая сумма налога на доходы, подлежащая уплате (доплате) по итогам налогового периода, уплачивается по месту жительства плательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Поскольку ФИО5 не исполнил обязанность по уплате налога, ИФНС по <адрес> просит суд взыскать с ответчика недоимку по НДФЛ за ДД.ММ.ГГГГ. в сумме 3.385.307 руб., пени по НДФЛ в сумме 895.221 руб., а также налоговые санкции в сумме 677.061 руб.

В последствии ИФНС по <адрес> уточнены требования, административный истец просит суд взыскать с ответчика недоимку по налогу на доходы физических лиц за 2014г. в размере 1.394.893 руб., задолженность по налогу на доходы физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ. в размере 1.990.414 руб.; пени по налогу на доходы физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ год за период с ДД.ММ.ГГГГ. в размере 895.221 руб., налоговые санкции в размере 677.061 рубль. Восстановить срок на подачу административного искового заявления.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО4, действующая на основании доверенности, требования, изложенные в административном исковом заявлении поддержала, просила взыскать, с учетом уточнений, с административного ответчика недоимку по налогу на доходы физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ. в размере 1.394.893 руб., задолженность по налогу на доходы физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ. в размере 1.990.414 руб.; пени по налогу на доходы физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ год за период с ДД.ММ.ГГГГ. в размере 895.221 руб., налоговые санкции в размере 677.061 рубль. Восстановить срок на подачу административного искового заявления на основании доводов, изложенных в письменном ходатайстве (л.д. 42-43).

Административный ответчик ФИО1 в судебном заседании заявленные требования не признал, возражал против их удовлетворения, на основании доводов, изложенных в письменном отзыве (л.д. 86-94).

Выслушав пояснения представителя административного истца, административного ответчика, изучив материалы административного дела, суд полагает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 286 КАС РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

В соответствии с п.п.9, 14 п.1 ст.31 НК РФ, налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени и штрафы в порядке, установленном Налоговым кодексом, предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суда иски о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения в случаях, предусмотренных НК РФ.

Согласно п.1 ч.1 ст.23 НК РФ, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В соответствии с п.2 ст.44 НК РФ, обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков исполняется ответственным участником этой группы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный в соответствии с настоящим Кодексом. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В соответствии с ч. 2 ст. 45 НК РФ, если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе: проводить налоговые проверки в порядке, установленном настоящим Кодексом.

В соответствии со ст. 87 НК РФ налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов: камеральные налоговые проверки; выездные налоговые проверки. Целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

В соответствии с ч. 1 ст. 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 208 НК РФ для целей настоящей главы к доходам от источников в Российской Федерации относятся: иные доходы, получаемые налогоплательщиком в результате осуществления им деятельности в Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 209 НК РФ объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками: от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса.

В соответствии с ч. 1 ст. 226 НК РФ российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 настоящей статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

В судебном заседании судом установлено, что по результатам выездной налоговой проверки ФИО1 за период с ДД.ММ.ГГГГ. МИФНС России по <адрес> было вынесено решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности от 10.07.2018г. (л.д. 16-21).

В соответствии с ч. 1 ст. 207 НК РФ, п.5 ч. 1 ст. 208 НК РФ с доходов от реализации физическими лицами недвижимого имущества в Российской Федерации подлежит уплате налог на доходы физических лиц. По ставке, в соответствии с положениями ч. 1 ст. 224 НК РФ, в размере 13%.

В силу ч. 3 ст. 210 НК РФ для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная ч. 1 ст. 224 НК РФ, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст.ст. 218-221 НК РФ, с учетом особенностей, установленных настоящей главой.

В соответствии с п.1 ч. 2 ст. 220 НК РФ установлено, что имущественный налоговый вычет предоставляется в размере доходов, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков или земельных участок или дата (долей) в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика менее минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества, установленного в соответствии со ст. 217.1 НК РФ, не превышающем в (целом 1.000.000 рублей.

В соответствии с п. 17.1 ст. 217 НК РФ освобождаются от налогообложения доходы, получаемые физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, за соответствующий налоговый период от продажи жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков или земельных участков и долей в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика три года и более.

Вместе с тем на основании ч. 3,4 ст. 228 и ч. 1 ст. 229 НК РФ физические лица, получившие в налоговом периоде доходы от продажи имущества, принадлежащего им на праве собственности менее трех лет, обязаны самостоятельно исчислить и уплатить налог на доходы физических лиц, подлежащий уплате (доплате) по итогам налогового периода, а также представить в налоговый орган по месту жительства декларацию по налогу на доходы физических лиц не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту жительства (месту учета по иному основанию, установленному настоящим Кодексом, - при отсутствии места жительства) налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Судом установлено, что налоговые декларации по НДФЛ ФИО1 за ДД.ММ.ГГГГ. в налоговые органы не представлялись.

В налоговом периоде ДД.ММ.ГГГГ. доход ФИО1 от продажи 14 объектов имущества составил 22.649.144 руб. Данные объекты находились в собственности налогоплательщика менее 3-х лет. ФИО6 была занижена налогооблагаемая база по НДФЛ на сумму 20.649.144 руб. (с учетом имущественного налогового вычета в размере 1.000.000 руб. по каждому налоговому периоду за ДД.ММ.ГГГГ

Также в ходе проведения выездной налоговой проверки установлено, что ФИО1 в 2014-2015 годах получил бесплатно в собственность по договорам дарения с физическими лицами, не находящимися с ним в родственных отношениях, 5 квартир, растровая стоимость которых составила 5.391.673,14 руб.

Так, в соответствии со ст. 41 НК РФ, доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая для целей уплаты налога на доходы физических лиц, в соответствии с главой 23 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 572 ГК РФ по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом. Таким образом, безвозмездная передача имущества физическому лицу - одаряемому не образует у физического лица - дарителя дохода (экономической выгоды), подлежащего обложению налогом на доходы физических лиц. При дарении одаряемый получает экономическую выгоду в виде полученного в дар имущества. Доход в виде указанной экономической выгоды подлежит обложению на доходы физических лиц в установленном порядке, за исключением случаев, предусмотренных ч. 18.1 ст. 217 НК РФ.

В соответствии с ч. 18.1 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц доходы налогоплательщика в денежной и натуральной формах, получаемые от физических лиц в порядке дарения, за исключением дарения недвижимого имущества, транспортных средств, акций, долей, паев, если предусмотрено ч. 18.1 ст. 217 НК РФ.

При этом, согласно абз. 2 ч. 18.1 ст. 217 НК РФ полученные в порядке дарения, освобождаются от налогообложения в случае если даритель и одаряемый являются членами семьи и (или) близкими родственниками в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации (супругами, родит детьми, в том числе усыновителями и усыновленными, дедушкой, бабушкой и внуками, полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) браг сестрами).

Судом установлено, что ФИО1 была занижена налогооблагаемая база по НДФЛ от получения в дар квартир на сумму 5.391.673,14 руб.

В результате проверки, что в соответствии с п. 1 ст. 224 НК РФ и в нарушение ст. 225 НК РФ доначислен налог на доходы физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ. в сумме 3.385.307 руб.

В соответствии с ч. 2 ст. 57 НК РФ при уплате налогов и сборов с нарушением сроков уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных НК РФ.

Согласно ч. ч. 3, 4 ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего дня за установленным законодательств за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ. Сумма пени составляет 895.221 руб.

Согласно ч. 1 ст. 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных (бездействия), влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неотплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов). Сумма штрафа составила 677 061 руб.

Кроме того, в соответствии с ч. 12 ст. 89 НК РФ при проведении налоговой проверки у налогоплательщика могут быть истребованы необходимые для проверки документы в порядке, установленном ст. 93 НК РФ.

Согласно ч. 2 ст. 93 НК РФ представление документов на бумажном носителе производится в виде заверенных проверяемым лицом копий.

Налогоплательщику было выставлено требование о предоставлении документов от ДД.ММ.ГГГГ. в количестве 36 шт.

Непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных ст.ст. 119, 129.4, и 129.6 НК РФ, а также ч. 2 ст. 126 НК РФ, влечет взыскание штрафа, установленного ч. 1 ст. 126 НК РФ. Сумма штрафа составила 677.061 руб.

В силу ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Инспекция выставила в адрес налогоплательщика требование об уплате от ДД.ММ.ГГГГ. со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.

Требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (ст. 70 НК РФ).

Данное требование было отправлено налогоплательщику заказной почтой, что подтверждается реестром об отправке от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ч. 2 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения физическим лицом обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и. пени, штрафа. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (ч. 3 ст. 48 НК РФ).

Из материалов дела следует, что определением от ДД.ММ.ГГГГ. мирового судьи судебного участка Ленинского судебного участка <адрес> отменен судебный приказ а-2697/2018 от 10.12.2018г. о взыскании с ФИО1 задолженности по НДФЛ в сумме 3.385.307 руб., пени в сумме 895.221 руб., штраф в размере 677.061 руб.

Суд приходит к выводу, что МИФНС России по <адрес> своевременно обратилась к мировому судье судебного участка Ленинского судебного района <адрес> с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО1 задолженности, поскольку срок исполнения требования от ДД.ММ.ГГГГ., шестимесячный срок истекает ДД.ММ.ГГГГ., судебный приказ вынесен ДД.ММ.ГГГГ.

Вместе с тем, судебный приказ отменен ДД.ММ.ГГГГ., однако с административным иском административный истец обратился только ДД.ММ.ГГГГ то есть за пределами 6 месячного срока со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

В соответствии с ч. 1 ст. 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, пропущенный процессуальный срок не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.

В обоснование ходатайства о восстановлении срока на обращение в суд с административный иском, административный истец указывает, что ФИО1 состоял на налоговом учете с 10.04.2019г. по 17.01.2020г. в МИФНС России по Чукотскому АО.

24.10.2019г. МИФНС России по Чукотскому АО обратилась с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей, пени и штрафов от 30.07.2019г. в отношении ФИО1 в Анадырский городской суд, что подтверждается представленным скрин-шотом Анадырского городского суда.

Определением Анадырского городского суда от 06.03.2020г. по делу а-ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанное заявление оставлено без рассмотрения.

Поданное в установленный срок административное исковое заявление МИФНС России по <данные изъяты> АО от ДД.ММ.ГГГГ. было оставлено без рассмотрения определением судьи Анадырскиого городского суда на основании п. 5 ч. 1 ст. 196 КАС РФ.

Поскольку налоговым органом ранее принимались меры ко взысканию спорных сумм в судебном порядке в установленный законом срок, суд признает причину пропуска срока подачи настоящего административного искового заявления уважительной и пропущенный срок подлежащим восстановлению.

Так же, судом установлено, что у ответчика в силу закона возникла обязанность по уплате налога, которую он не исполнил в установленный срок, доказательств обратного в нарушение ч. 1 ст. 62 КАС РФ ответчиком не предоставлено, истцом соблюден досудебный порядок урегулирования спора путем направления ответчику требования об уплате налога, пропущенный по уважительной причине срок для обращения с административным исковым заявлением судом восстановлен, следовательно, исковые требования о взыскании задолженности по налогу и пени подлежат удовлетворению.

Суд полагает, что причины пропуска срока являются уважительными, с вязи с чем находит срок обращения в суд подлежащим восстановлению.

Согласно ч.1 ст.70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для начисления налогоплательщику пени.

В соответствии с пунктом 3 статьи 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

Пунктом 5 статьи 75 НК РФ предусмотрено, что пени уплачивается единовременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Расчет налогов, пени, штрафа, представленный административным истцом проверен судом, является арифметически верным, поскольку рассчитан в соответствии с нормами налогового законодательства.

Поскольку требование административного истца об уплате налога на доходы физических лиц в виде НДФЛ в добровольном порядке ФИО1 до настоящего времени не исполнено, следовательно, исковые требования ИФНС России по <адрес> к ФИО1 о взыскании недоимки по налогу на доходы физических лиц за 2014 год в размере 1.394.893 руб., задолженность по налогу на доходы физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 1.990.414 рублей; пени по налогу на доходы физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ год за период с ДД.ММ.ГГГГ. в размере 895.221 руб., налоговые санкции в размере 677.061 руб., заявлены правомерно, в связи с чем подлежат удовлетворению в полном объеме.

В силу п. 19 ч.1 ст. 333. 36 НК РФ истец освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, в соответствии со ст.104 КАС РФ государственная пошлина подлежит взысканию в доход государства с административного ответчика в размере, установленном ч.1 ст.333.19 НК РФ, что составляет 25.126,53 руб.

Руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд,

РЕШИЛ:

Административные исковые требования ИФНС России по <адрес> удовлетворить.

Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес> в пользу ИФНС России по <адрес> задолженность по налогу на доходы физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 1 394 893 рубля, задолженность по налогу на доходы физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 1 990 414 рублей; пени по налогу на доходы физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 895 221 рубль, налоговые санкции в размере 677 061 рубль.

Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета г.о. Самара государственную пошлину в размере 25 126,53 рубля.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Железнодорожный районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательной форме – ДД.ММ.ГГГГ.

Судья О.В. Грайворонская