ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1764/17 от 21.11.2017 Озерского городского суда (Челябинская область)

Дело 2а-1764/17

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 ноября 2017 года Озерский городской суд Челябинской области в составе председательствующего судьи Бабиной К.В., при секретаре Никитиной Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании коллективный административный иск Базуевой ЕН, Богатыренко ДА, Белоглазовой ВИ, Шагиной СН, Воронина ЮВ, Бердниковой МС, Лысякова НС, Собакановой МВ, Юмагуена НМ, Решетниковой ВВ, Журавлевой ЛП, Захаровой НН, Коньшина АВ, Захарова АИ, Ратникова ВВ, Остапенко ТА, Казанцевой ТВ, Яхина ЭР, Кушеваровой ИВ, Белянкина ЕГ, Соколовой ЛИ к администрации Озёрского городского округа Челябинской области об оспаривании нормативно-правового акта – постановления главы администрации Озёрского городского округа от 11 января 1996 года № 62,

У С Т А Н О В И Л:

Указанные административные истцы обратились в суд с коллективным административным иском к администрации Озёрского городского округа Челябинской области об оспаривании нормативно-правового акта – постановления главы администрации Озёрского городского округа от 11 января 1996 года № 62. В результате уточнения исковых требований, истцы просили признать недействительным п. 1 и п. 2,3 Приложения № 2 к Постановлению главы администрации Озерского городского округа от 11.01.1996г. № 62 с 01 июля 2012 (дата действия редакции Постановления Правительства РФ от 23.05.2006г. «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», вступившими в силу с 01.07.2012г.( т.3, л.д. 114-115).

В административном иске указано, что по Озерскому городскому округу в отношении коммунальных услуг, предоставляемых в жилых помещениях, действует постановление главы администрации от 11.01.1996г. № 62 (далее постановление № 62 от 11.01.1996г.). Нормативы потребления, утвержденные данным постановлением, приняты с учетом расходов на общедомовые нужды. Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 306 было определено разделение нормативов на норматив потребления коммунальной услуги в жилых помещениях - норматив потребления, применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении и норматив потребления коммунальной услуги на общедомовые нужды – норматив потребления, применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу, потребляемую при использовании общего имущества в многоквартирном доме. Администрация Озерского городского округа с учетом внесенных изменений порядка начисления нормативов, в оспариваемое постановление № 62 от 11.01.1996г. изменений не вносила и из норматива расходы на общедомовые нужды не исключила. При начислении платы за ХВС и ГВС ММПКХ начисляет дважды плату за общедомовые нужды. Административные истцы считают, что постановление № 62 от 11.01.1996г. противоречит п. 40 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденным постановлением правительства № 354 и нарушает права потребителей.

Административный истец Базуева Е.Н., являющаяся представителем вышеуказанных административных истцов, административный истец Ратников В.В. на удовлетворении административного иска настаивали. Административные истцы Богатыренко Д.А., Белоглазова В.И., Шагина С.Н., Воронина Ю.В., Бердникова М.С., Лысяков Н.С., Собаканова М.В., Юмагуен Н.М., Решетникова В.В., Журавлева Л.П., Захарова Н.Н., Коньшин А.В., Захаров А.И., Остапенко Т.А., Казанцева Т.В., Яхина Э.Р., Кушеварова И.В., Белянкин Е.Г., Соколова Л.И. в судебное заседание не явилась, извещены, просили рассмотреть дело без их участия (т.2, л.д. 121-138.; 201 – 214).

Представитель административного ответчика - администрации Озёрского городского округа Кутепов И.В. с доводами административного иска не согласился, ссылаясь на отсутствие нарушения прав и законных интересов истцов оспариваемым нормативным актом, указав, что оспариваемые пункты не применяются с 01.08.2017г.

Представитель заинтересованного лица ММПКХ Пивень К.С., представитель заинтересованного лица УЖКХ администрации Озерского городского округа Чех О.И. поддержали возражения представителя администрации Озерского городского округа.

Представитель прокурора ЗАТО г. Озерск Челябинской области Шумихина Н.О. поддержала указанный коллективный административный иск.

Представитель заинтересованного лица – Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области не явился, извещен, просил рассмотреть дело без его участия.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска по следующим основаниям.

Согласно п.2 ст. 154 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе, плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (п. 4 ст. 154 Жилищного кодекса РФ).

Согласно ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствие с ч. 2 ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения, размер платы за коммунальную услугу по отоплению рассчитывается по ценам, определяемым в рамках предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность).

Согласно разъяснениям пункта 6 Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ № 6/8 от 01.07.1996г. «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ», основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

Указанные административные истцы являются собственниками жилых помещений в многоквартирных домах (т.2, л.д. 42-209).

Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. № 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (далее в тексте Правила № 306) и требования к их формированию при отсутствии приборов учета. Указанные нормативы предназначены для определения размера платы за коммунальные услуги.

Из дела следует, что 11.01.1996г. главой администрации г. Озерска Челябинской области вынесено постановление «О внесении изменений в порядок расчета стоимости содержания жилья, а также нормативы и тарифы на жилищно-коммунальные услуги» № 62 (т.1, л.д. 12,13) (Постановление № 62 от 11.01.1996г.).

Согласно Постановлению № 62 от 11.01.1996г. введены в действие с 01.02.1996г. для г. Озерска, поселков 2, Метлино, Новогорный тарифы на оплату жилья и коммунальных услуг (центральное отопление, холодное водоснабжение, водоотведение, химочищенная вода, содержание лифтов), согласно приложений № 1,2. Данным постановлением установлена норма расхода тепла на отопление жилых помещений.

Нормативы потребления, утвержденные постановлением главы администрации г. Озерска № 62 от 11.01.1996. были приняты с учетом расходов на общедомовые нужды.

Постановление № 62 от 11.01.1996г. издано на основании постановления Главы администрации Челябинской области от 27.01.1994 г. № 48 «Об утверждении порядка выплаты компенсаций (субсидий) гражданам Челябинской области на оплату жилья и коммунальных услуг» (т.2. л.д.12-13). Согласно п. 3.5 Приложения к Постановлению № 48 от 27.01.1994г. «Об утверждении порядка выплаты компенсаций (субсидий) гражданам Челябинской области на оплату жилья и коммунальных услуг», ставки и тарифы на жилищные и коммунальные услуги утверждаются местной администрацией в соответствии с методикой расчета экономически обоснованных ставок, тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства.

В соответствии с постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 22.11.1993г. № 935 «О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и в порядке предоставления гражданам компенсаций (субсидий) при оплате жилья и коммунальных услуг», приказом Комитета РФ по муниципальному хозяйству № 60 от 22.11.1993г. утверждена «Методика определения нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг» (Методика) (т.2, л.д. 21-27).

Согласно п. 3.1 Методики, норматив водопотребления включает внутриквартирные расходы воды для удовлетворения физиологических, санитарно-гигиенических, хозяйственных потребностей населения, а также внеквартирные расходы в пределах жилищного фонда и потери воды в системах внутреннего сантехоборудования и внутриквартальных сетях.

На основании п. 3.4 Методики для населения, проживающего в жилищном фонде с пониженным уровнем благоустройства, нормативы водопотребления ниже и составляют в жилых домах с водопроводом, канализацией, ванными и газовыми водонагревателями -130 л/сут на 1 чел. Данный норматив, принятый оспариваемым постановлением действовал до 01.08.2017г., поскольку 09 июня 2017г. главой администрации Озерского городского округа Челябинской области вынесено постановление № 1507 об отмене оспариваемого постановления от 11.01.1996г. № 62 в связи с протестом прокурора, которое вступило в силу 01.08.2017г. (т.2, л.д. 237). Из пояснений представителя администрации Озерского городского округа следует, что оспариваемые пункты постановления от 11.01.1996г. № 62 перестали применяться с 01.08.2017г.

Постановлением Правительства РФ от 28 марта 2012г. № 258 «О внесении изменений в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» утверждены изменения, внесенные в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. № 306. Изменения, которые вносятся в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг вступили в силу 01 июля 2012г.

В этих Правилах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, предусмотрено исключение из объемов коммунальных ресурсов, учитываемых при определении нормативов потребления коммунальных услуг в жилом помещении объемов коммунальных ресурсов, предусматриваемых для содержания общего имущества многоквартирного дома, и нормативных технологических потерь коммунальных ресурсов и установлен порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды.

Правила предусмотрели разделение нормативов на норматив потребления коммунальной услуги в жилых помещениях- норматив потребления, применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении и норматив потребления коммунальной услуги на общедомовые нужды – норматив потребления, применяемый при использовании общего имущества в многоквартирном дома (ОДН) согласно преамбуле и п. 24, 29 Правил.

Согласно пункту 40 Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства от 06 мая 2011г. № 354, потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных настоящими Правилами, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды). Потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом или нежилом помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Однако в оспариваемое постановление изменения с учетом внесенных изменений в соответствии с Постановлением № 306 от 23.05.2006г. внесены не были, из норматива, установленных оспариваемым постановлением, ОДН, исключены не были.

Таким образом, в соответствии с оспариваемым постановлением в расчет на тарифы ГВС, ХВС, водоотведение уже применялся норматив, в который включен ОДН в нормативе при начислении коммунальных услуг за бытовое потребление, а вторая плата за ОДН выставляется в квитанциях на оплату собственникам помещений и нанимателей управляющими организациями отдельной строкой. Данное обстоятельство подтверждается представленными административными истцами квитанциями ( т.1, л.д. 44-209, т. 2, л.д. 31).

С учетом всех установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу, что пункты 1,2,3 Приложения № 2 к Постановлению главы администрации от 11.01.1996г. № 61 противоречили Постановлению Правительства РФ № 306 от 23.05.2006г., пункту 40 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011г. с 01.07.2012г. Существование оспариваемого постановления в указанной редакции, нарушало права административных истцов, поскольку имело место двойное начисление расходов на ОДН.

Суд не принимает довод представителя администрации об отсутствии нарушения прав административных истцов оспариваемым постановлением, поскольку установлено, что права административных истцов нарушались двойным начислением расходов на ОДН.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Коллективный административный иск Базуевой ЕН, Богатыренко ДА, Белоглазовой ВИ, Шагиной СН, Воронина ЮВ, Бердниковой МС, Лысякова НС, Собакановой МВ, Юмагуена НМ, Решетниковой ВВ, Журавлевой ЛП, Захаровой НН, Коньшина АВ, Захарова АИ, Ратникова ВВ, Остапенко ТА, Казанцевой ТВ, Яхина ЭР, Кушеваровой ИВ, Белянкина ЕГ, Соколовой ЛИ к администрации Озёрского городского округа Челябинской области об оспаривании нормативно-правового акта – постановления главы администрации Озёрского городского округа от 11 января 1996 года № 62 удовлетворить.

Признать недействительными п. 1, п.2, п.3 Приложения № 2 к Постановлению главы администрации г. Озерска Челябинской области от 11.01.1996г. № 62 с 01 июля 2012г.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Озерский городской суд Челябинской области в течение месяца со дня изготовления решения судом в окончательной форме.

Председательствующий: К.В. Бабина

<>

<>

<>

<>

<>