ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-17657/2017 от 13.09.2017 Первомайского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

К делу № 2а-17657/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Краснодар 13 сентября 2017 г.

Первомайский районный суд г. Краснодара в составе

судьи Поповой В.В.,

при секретаре Кулибабиной А.Е.,

с участием:

представителя административного истца индивидуального предпринимателя ФИО1, – ФИО2 действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ и имеющей диплом о высшем юридическом образовании 36556/8 от 24.04.2014г.,

представителя административного истца ФИО3 – ФИО2 действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ и имеющей диплом о высшем юридическом образовании 36556/8 от 24.04.2014г.,

представителя административного ответчика министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации – ФИО4, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ и имеющей диплом о высшем юридическом образовании ДВС 1810892 от 08.04.2002г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ИП ФИО1, ФИО3 к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец ИП ФИО1 и ФИО3 обратились в суд в связи с получением отказа от министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в выдаче разрешения на строительство незавершенного строительством объекта в составе 9 незавершенных строительством объектов капитального строительства с кадастровыми номерами , , , «Многоквартирные жилые дома для размещения временного персонала, волонтеров сил безопасности, привлекаемых на период XXII Олимпийских зимних игр в XI Параолимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи (проектные и изыскательные работы, строительство)» Площадка № 2 «Жилой Квартал застройки в районе ул. Таврическая – Акаций, Адлерского района» (Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район», расположенных на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0402052:1507, площадью 102 740 кв.м.

В обосновании исковых требований ИП ФИО1 и ФИО3 указывают, что право на вышеуказанные объекты возникло у ИП ФИО1 в результате заключения с ОАО "РЖДстрой" по результатам объявленного аукциона договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ результатов строительно-монтажных работ в виде незавершенного строительством объекта в составе 9 незавершенных строительством объектов капитального строительства с кадастровыми номерами , , , . Далее ДД.ММ.ГГГГ между ИП ФИО1 и ФИО3 заключен договор купли-продажи результатов строительно-монтажных работ в виде незавершенных строительством объектов с кадастровыми номерами .

Как указывают административные истцы, объекты представляют собой незавершенные строительством многоквартирные жилые дома в различной степени готовности, расположенные на земельном участке с кадастровым номером , площадью 102740 кв.м.

Земельный участок с кадастровым номером площадью 102 740 кв.м. ранее был предоставлен под строительство объекта ГК Олимпстрой для строительства указанных объектов, на праве безвозмездного срочного пользования, после чего право перешло к административным истцам на основании п. 1 ст. 35 ЗК РФ, п. 3 ст. 552 ГК РФ.

Все указанные выше объекты возводились в рамках строительства для проведения Олимпийских игр 2014 года в г. Сочи, предусмотренного Олимпийской программой (пункт 207.1 – ответственный исполнитель ГК «Олимпстрой»), утвержденной постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 № 991. Олимпийский объект федерального значения, предусмотренный пунктом 207.1 «Многоквартирные жилые дома для размещения временного персонала, волонтеров и сил безопасности, привлекаемых на период проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи (проектные и изыскательские работы, строительство)», был включен в программу строительства олимпийских объектов постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2011 № 701. На основании включения в программу строительства олимпийских объектов, предусмотренного п. 207.1, в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом от 01.12.2007 № 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" ГК «Олимпстрой» и государственными органами был проведен комплекс мероприятий по оформлению разрешительной и правоустанавливающей документации. Ответственным исполнителем по данному объекту согласно постановлению Правительства РФ от 29.12.2007 № 991 установлена ГК «Олимпстрой», которой в соответствии с действующим на тот момент законодательством оформлялся землеотвод. Подрядчиком по строительству данного объекта на основании заключенного ГК «Олимпстрой» договора на выполнение проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ выступало ОАО «РЖДстрой». Минрегионом России приказом от 18.10.2011 № 146-ОИ утверждена документация по планировке территории, в соответствии с которой ГК «Олимпстрой» проведены кадастровые работы и 24.10.2011 поставлен на государственный кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером , площадью 102740 кв.м.

В рамках Федерального закона от 01.12.2007 № 310-ФЗ распоряжением главы администрации Краснодарского края от 28.11.2011 № 1822-р, на земельный участок с кадастровым номером было прекращено право постоянного (бессрочного) пользования ГУСХП «Россия» в целях строительства Олимпийского объекта. Также администрацией Краснодарского края были изъяты объекты недвижимого имущества из собственности иных лиц, в том числе в судебном порядке. Земельный участок с кадастровым номером предоставлен ГК «Олимпстрой» в безвозмездное срочное пользование на основании распоряжения главы администрации Краснодарского края от 28.11.2011 № 1815-р и заключен договор безвозмездного срочного пользования от ДД.ММ.ГГГГ, который прошел государственную регистрацию права в Росреестре 21.12.2011 (регистрационная запись ).

По строительству указанного Олимпийского объекта на основании всех необходимых согласований было получено Положительное заключение Государственной экспертизы (№ в Реестре ), утвержденное 13.11.2012, выданное Федеральным автономным учреждением «Главное управление государственной экспертизы» (ФАУ «ГЛАВГОСЭКСПЕРТИЗА»).

Приказом Минрегиона России от 22.11.2011 -ОИ утвержден градостроительный план земельного участка для размещения указанного олимпийского объекта – 2-й этап «Жилой квартал в селе <...>».

В связи с тем, что строительство многоквартирных жилых домов на нескольких площадках строительства, в том числе на площадке № 2 «Жилой квартал в селе <...>», не было завершено к проведению Олимпийских игр, в Программу строительства олимпийских объектов постановлением Правительства РФ от 06.03.2014 № 166 внесены изменения – пункт 207.1 изложен в новой редакции.

ГК «Олимпстрой» и ОАО «РЖДстрой» в связи с этим расторгли в части данных площадок договор подряда. При этом в соответствии со ст. 409 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) ГК «Олимпстрой» в порядке отступного в рамках перерасчетов с ОАО «РЖДстрой» передала в собственность ОАО «РЖДстрой» имущество в виде незавершенных строительством жилых домов, которые являются объектами капитального строительства. Одновременно ОАО «РЖДстрой» приобрело обязанность по завершению их строительства. Таким образом, ИП ФИО1, а в дальнейшем и ФИО3, приобрели право собственности на данные объекты, и вместе с ним обязательства по завершению их строительства.

С целью завершения строительства объектов, в соответствии с положениями ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, административными истцами в адрес административного ответчика министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации подано заявление (ходатайство) о выдачи разрешения на строительство в установленном порядке объектов - «Многоквартирные жилые дома для размещения временного персонала, волонтеров сил безопасности, привлекаемых на период XXII Олимпийских зимних игр в XI Параолимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи (проектные и изыскательные работы, строительство)» Площадка № 2 «Жилой Квартал застройки в районе ул. Таврическая – Акаций, Адлерского района» (Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район», расположенных на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0402052:1507 площадью 102 740 кв.м., с приложением всех необходимых документов, о чем свидетельствует отметка о приеме от 16.08.2017 вх. № 80295/МС.

Несмотря на соблюдение административными истцами требований ст. 51 ГК РФ в полном объеме, письмом от ДД.ММ.ГГГГ-ЛС/03 в адрес административных истцов поступил отказ от административного ответчика в выдаче разрешения на строительство объектов.

Представитель административного ответчика, с исковыми требованиями не согласился, считает их не законными, не обоснованными и не подлежащими удовлетворению, по причинён того, что постановление Правительства РФ от 29.12.2007 № 991 «О программе строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта» утратило силу в соответствии с постановлением Правительства РФ от 27.05.2015 № 507 «О внесении изменения в Положение о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации в связи с ликвидацией Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта».

Так же, представитель административного ответчика, ссылается на то, что выдача разрешения на строительство незавершенных строительством объектов Градостроительный кодекс Российской Федерации не предусматривает.

Выслушав представителя административных истцов и представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.

В силу ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Порядок обращения с заявлением о выдаче разрешения на строительство и исчерпывающий перечень документов, предоставляемых одновременно с заявлением, изложены в части 7 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Административными истцами с целью завершения строительства объектов, в соответствии с положениями ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в адрес административного ответчика министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации подано заявление (ходатайство) о выдачи разрешения на строительство в установленном порядке объектов - «Многоквартирные жилые дома для размещения временного персонала, волонтеров сил безопасности, привлекаемых на период XXII Олимпийских зимних игр в XI Параолимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи (проектные и изыскательные работы, строительство)» Площадка № 2 «Жилой Квартал застройки в районе ул. Таврическая – Акаций, Адлерского района» (Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район», расположенных на земельном участке с кадастровым номером площадью 102 740 кв.м., с приложением всех предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации документов, о чем свидетельствует отметка о приеме от ДД.ММ.ГГГГ вх. /МС.

Согласно 11.10 ст.51 ГрК РФ не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 указанной статьи документов.

Основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство является, в частности, отсутствие документов, предусмотренных частями 7 и 9 ст. 51 ГрК РФ, или несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции согласно ч. 13 ст. 51 ГрК РФ.

Перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство носит исчерпывающий характер.

Как видно из материалов административного дела, требования технических регламентов административными истцами соблюдены в полном объеме, предоставление разрешения не влечет за собой нарушения земельного, градостроительного законодательства Российской Федерации, правил и норм в области градостроительства и земельных отношений, истребуемое разрешение на строительство соответствует целевому назначению земельного участка, что подтверждается сведениями информационной системы обеспечения градостроительной деятельности города-курорта Сочи от 27.02.2017, положительным заключением Государственной экспертизы (№ в Реестре ), утвержденное 13.11.2012, выданное Федеральным автономным учреждением «Главное управление государственной экспертизы» (ФАУ «ГЛАВГОСЭКСПЕРТИЗА»).

Из материалов дела так же следует, что в соответствии со ст. 409 ГК РФ ГК «Олимпстрой» в порядке отступного в рамках перерасчетов с ОАО «РЖДстрой» на основании дополнительного соглашения № 8 от 01.07.2014 к договору на выполнение проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ («под ключ») от ДД.ММ.ГГГГ, передала в собственность ОАО «РЖДстрой» имущество в виде незавершенных строительством жилых домов, которые являются объектами капитального строительства. Одновременно ОАО «РЖДстрой» приобрело обязанность по завершению строительства данных объектов.

К моменту передачи объекта ОАО «РЖДстрой» в установленном порядке Минрегионом России приказом от ДД.ММ.ГГГГ-ОИ утверждена документация по планировке территории, в соответствии с которой ГК «Олимпстрой» проведены кадастровые работы и 24.10.2011 поставлен на государственный кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402052:1507 площадью 102740 кв.м.

Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от 29.12.2007 № 991 «О программе строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта», установлено, что выдача разрешений на строительство и разрешений на ввод в эксплуатацию олимпийских объектов федерального значения осуществляется Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, за исключением выдачи разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию автомобильных дорог федерального значения, осуществляемой Федеральным дорожным агентством, и выдачи разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию олимпийских объектов федерального значения для обеспечения безопасности мореплавания, перевалки грузов, перевозимых транспортными судами, или для иных целей, связанных с морским транспортом (в том числе гидротехнических сооружений, включая причалы и берегозащитные сооружения), осуществляемой Федеральным агентством морского и речного транспорта.

ОАО «РЖДстрой» указанные выше права и обязанности в отношении спорных объектов приобрело до того, как Постановление Правительства РФ от 29.12.2007 № 991 «О программе строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта» утратило юридическую силу.

Таким образом, вследствие продажи указанных объектов третьему лицу, данное лицо, в частности ИП ФИО1 и ФИО3, также приобрели право собственности на данные объекты, и вместе с ним обязательства по завершению их строительства, а также права и обязанности по получению всей разрешительной документации в установленном действующим законодательством порядке.

Кроме того, с получением права собственности на результаты строительно-монтажных работ в виде незавершенного строительством объекта, согласно п. 1 ст. 35 ЗК РФ, п. 3 ст. 552 ГК РФ, к административным истцам перешло право использования расположенного под ним земельного участка площадью 102 740 кв. м, с кадастровым номером 23:49:0402052:1507, на том же праве, на котором оно было у предыдущего собственника результатов строительно-монтажных работ в виде незавершенного строительством объекта.

В силу пункта 1 статьи 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Учитывая тот факт, что строительство данных объектов было начато ГК «Олимпстрой» после утверждения Минрегионом России приказом от 18.10.2011 № 146-ОИ документации по планировке территории, возведение данных объектов не соответствуют признакам самовольного строительства, в связи с чем они не могут быть признаны самовольной постройкой.

Возражения административного ответчика в части невозможности выдачи разрешения на строительство на спорный объект, суд так же не считает обоснованными, так как действующее гражданское и градостроительное законодательство Российской Федерации не содержит норм, препятствующих выдаче разрешения на строительство на объект незавершенного строительства.

Кроме того, перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство изложен в пункте 13 статьи 51 ГрК РФ и носит исчерпывающий характер.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что имеются основания для удовлетворения заявленных административных исковых требований.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным и отменить решение Административного ответчика Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-ЛС/03 об отказе в выдаче Административным истцам ИП ФИО1 и ФИО3 разрешения на строительство объектов незавершенного строительства «Многоквартирные жилые дома для размещения временного персонала, волонтеров сил безопасности, привлекаемых на период XXII Олимпийских зимних игр в XI Параолимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи (проектные и изыскательные работы, строительство)» Площадка № 2 «Жилой Квартал застройки в районе ул. Таврическая – Акаций, Адлерского района» (Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район», расположенных на земельном участке с кадастровым номером площадью 102 740 кв.м.

Обязать Административного ответчика Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации выдать ИП ФИО1 и ФИО3 разрешение на строительство незавершенного Строительством объекта в составе 9 незавершенных строительством объектов капитального строительства с кадастровыми номерами , , , «Многоквартирные жилые дома для размещения временного персонала, волонтеров сил безопасности, привлекаемых на период XXII Олимпийских зимних игр В XI Параолимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи (проектные и изыскательные работы, строительство)» Площадка № 2 «Жилой Квартал застройки в районе ул. Таврическая - Акаций, Адлерского района» (Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район», расположенных на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0402052:1507 площадью 102 740 кв.м.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Первомайский районный суд г. Краснодара.

Судья Первомайского

районного суда г. Краснодара В.В. Попова