ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1765/19 от 19.06.2019 Василеостровского районного суда (Город Санкт-Петербург)

XXX

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

XX.XX.XXXX года г.Санкт-Петербург

Василеостровский районный суд Санкт-Петербурга в составе председательствующего судьи Чекрий Л.М. при секретаре Хутинаевой Б.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению председателя правления ТСЖ «Морская 35/6» ФИО3 об оспаривании предостережения прокурора,

УСТАНОВИЛ:

Председатель правления ТСЖ «Морская 35/6» ФИО3 обратился в суд с заявлением об оспаривании предостережения прокурора Василеостровского района о недопустимости нарушений закона от 23.01.2019.

Свои требования заявитель обосновал тем, что прокуратурой района была проведена проверка соблюдения действующего законодательства в деятельности ТСЖ «Морская 35/6» в части правомерности отказа в выдаче гражданам справок о регистрации (форма №9). По результатам проверки вынесено предостережение о недопустимости нарушения закона. Из вынесенного предостережения следует, что прокурорской проверкой были выявлены обстоятельства, способствующие нарушению жилищных прав граждан, а именно отказ в выдаче справки о регистрации формы № 9.

Вынесенное предостережение истец считает незаконным, необоснованным и подлежащим отмене по следующим основаниям.

Одним из оснований для вынесения предостережения послужило Постановление Правительства РФ № 713 от 17.07.1995 года «Об утверждении правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятии с регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ». Данным постановлением утвержден перечень лиц, ответственных за передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ. Так согласно ч. 2 данного перечня ответственными лицами за передачу документов в отдел регистрационного учета являются собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими жилыми помещениями, или уполномоченные лица товарищества собственников жилья либо управляющей жилищным фондом организации.

Согласно данному Постановлению обязанность ТСЖ сводиться только к приему и передачи документов граждан в орган регистрационного учета. При этом ТСЖ не уполномочено вести самостоятельный учет граждан, проживающих в многоквартирном доме, управляемом ТСЖ. Обязанность ТСЖ по введению домовой книги (форма № 11), поквартирных карточек регистрации (форма № 10), индивидуальных карточек регистрации (форма № 9), а также выдача данных карточек гражданам была предусмотрена Приказом ФМС № 288 от 11.08.2012. Данный Приказ ФМС № 288 утратил силу в связи с изданием Приказа МВД России от 31.12.2017г. № 984, который не предусматривает введение указанных выше документов.

Учитывая тот факт, что регистрация и снятие с регистрационного учета граждан помимо способа через ответственных лиц ТСЖ может осуществляться с помощью МФЦ, Единого Портала Государственных услуг, а также Почтой России, поддержание актуальных сведений об учете граждан силами ТСЖ невозможно.

Кроме того, Административный регламент утвержденный Приказом МВД от 31.12.2017 № 984, предусматривает направление сведений о фактах регистрации и снятия с учета граждан только в налоговые органы; Министерство обороны РФ; Руководителю территориального органа исполнительной власти города федерального значения по месту своего нахождения.

Другим основанием вынесения предостережения послужило Постановление Правительства РФ от 15.05.2012 №416, устанавливающее Стандарт управления многоквартирным домом. Согласно положениям данного Стандарта ТСЖ обязано вести реестр собственников помещений в многоквартирном доме, а так же сбор, обновление и хранение информации о лицах, использующих общее имущество собственников многоквартирного дома на основании договоров ТСЖ ведет данные реестры, однако никакого отношения к списку лиц, зарегистрированных в жилых помещениях по месту жительства и/или по месту пребывания, данные реестры не имеют и использоваться не могут.

В судебном заседании административный истец на требованиях настаивал, дополнительно пояснил, что управляющие организации не осуществляют регистрационный учет, а выполняют своеобразную роль посредников между гражданами и органом регистрационного учета. Управляющие организации не обладают информацией обо всех зарегистрированных гражданах и снятых с регистрации, поскольку регистрация возможна и через иные организации (непосредственно через регистрирующий орган, МФЦ, отделы вселения и регистрационного учета, жилищные агентства и др.). Предоставление справок в таком случае будет носить явно недостоверный характер. Соответственно, справки о характеристике жилых помещений, о регистрации по месту жительства (пребывания), о составе семьи (ранее - справки по форме № 9, 10) и иные подобные справки управляющие организации не могут выдавать в соответствии с законом, а требования граждан, организаций и государственных органов об их предоставлении незаконны, равно как и требования о предоставлении выписок из документов, которые управляющими организациями не ведутся. Утверждение административного ответчика о том, что административному истцу не запрещается формировать поквартирную картотеку для последующей выдачи гражданам справок о регистрации, для чего лицу, ответственному за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания или месту жительства в пределах РФ, необходимо обратиться в соответствующее ведомство МВД по каждому гражданину персонифицировано с заверенным согласием на обработку персональных данных, является неверным. Административный ответчик неверно истолковывает возможность предложенных им действий, так как у ТСЖ отсутствует какая-либо возможность узнавать данные о вновь зарегистрированных и/или снятых с учета гражданах

Представитель ТСЖ «Морская 35/6» ФИО4 в суде требования поддержал.

Представитель административных ответчиков ФИО5 (л.д. XXX) в суде возражала против удовлетворения заявления, ссылаясь на правомерность предостережения и отсутствие факта нарушения прав заявителя.

Прокурор Василеостровского района, привлеченный к участию в деле в качестве административного ответчика, в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен.

Выслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.

Судом установлено, что по обращениям граждан ФИО2, ФИО1, проживающих в доме по адресу: ..., о проверке обоснованности отказа ТСЖ «Морская 35/6» в выдаче справок по форме 9 прокуратурой Василеостровского района проведена проверка.

Из обращений названных граждан следует, что указанные справки были запрошены для предоставления документов для назначения субсидий СПб ГКУ «Городской Центр жилищных субсидий».

Согласно материалам надзорных производств №№ 2715ж2018, 2716ж2018 председателем правления ТСЖ даны ответы гражданам об отказе в выдаче справок со ссылкой на то, что в настоящее время выдача справок по форме 9 товариществом собственников жилья не предусмотрена действующим законодательством, самого документа «форма 9» более не существует.

По результатам проверки 23.01.2019 прокурором Василеостровского района Богатыревым Р.М. председателю правления ТСЖ «Морская 35/6» ФИО3 объявлено предостережение о недопустимости нарушений требования законодательства. В предостережении указано, что отказ в выдаче справок о регистрации, необходимых для получения субсидий по жилищно-коммунальным платежам основан на неверном толковании норм права, может повлечь нарушение жилищных прав граждан.

В силу ст. 25.1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации" в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.

В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.

Таким образом, предостережение - это правовое средство особой целевой направленности, оно имеет превентивный (предупредительный, профилактический) характер. Цель предостережения - предупреждение правонарушений путем официального указания на необходимость изменения модели своей юридически значимой деятельности, какой-либо конкретной обязанности предостережение на адресата не возлагает.

Довод административного истца о том, что в настоящее время законом не предусмотрено ведение ТСЖ домовой книги (форма11), поквартирных корточек регистрации (форма 10), индивидуальных карточек регистрации (форма 9) соответствует действительности.

Вместе с тем, данное обстоятельство не свидетельствует о законности отказа председателя правления ТСЖ в выдаче жильцам дома справок о регистрации.

Согласно ст. 135 ЖК РФ товариществом собственников жилья признается вид товариществ собственников недвижимости, представляющий собой объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме…, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с настоящим Кодексом помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, за исключением случаев, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.

В соответствии со статьей 3 Закона от 25 июня 1993 г. N 5242-1 в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (часть первая). Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечень лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утверждаются Правительством Российской Федерации (часть шестая).

Пунктом 4 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713 (далее - Правила регистрации), установлено, что ответственными за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации являются лица, предусмотренные перечнем, утвержденным указанным постановлением Правительства Российской Федерации (далее - Перечень).

К таким лицам Перечнем отнесены: должностные лица органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений, органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, органов местного самоуправления в области жилищных отношений, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями государственного и муниципального жилищного фонда (1), собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими жилыми помещениями, или уполномоченные лица товарищества собственников жилья либо управляющей жилищным фондом организации (2), уполномоченные лица органов управления жилищными и жилищно-строительными кооперативами (3), уполномоченные должностные лица многофункциональных центров оказания государственных (муниципальных) услуг (4).

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ определяет, что персональные данные - это любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных) (пункт 1). Государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными, является оператором (пункт 2).

Пунктом 4 части 1 статьи 6 указанного закона установлено, что обработка персональных данных допускается, если она необходима для исполнения полномочий федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функций организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг.

Из приведенных законоположений следует, что лица, ответственные за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, являются операторами по обработке персональных данных (Решение Верховного Суда РФ от 09.02.2018 N АКПИ17-1007).

Из ответа председателя правления ТСЖ на обращения граждан, а также его пояснений в суд следует, что ранее ТСЖ выдавало справки о регистрации жильцам дома, данная функция была возложена на лицо, ответственное за прием документов о регистрации по месту жительства. Оплата труда данного лица была предусмотрена соответствующими решениями ТСЖ. В настоящее время функции по приему документов для регистрации по месту жительства осуществляет председатель правления ТСЖ. Сведений о правомерности действий ТСЖ по прекращению выдачи справок о регистрации при прокурорской проверке, а также при рассмотрении дела судом административным истцом не представлено. Из пояснений административного истца следует, что данный вопрос не обсуждался собственниками помещений многоквартирного дома. Доказательств невозможности организации получения ТСЖ информации, необходимой для формирования справок о регистрации, административным истцом не представлено.

Довод истца о том, что указанные справки более не существуют, требования органов государственной власти об их предоставлении являются неправомерными, не может быть принят во внимание. Из представленных истцом сведений следует, что он оказывает помощь жильцам дома по подготовке жалоб на действия госорганов по требованию о предоставлении справок о регистрации, данные жалобы не имеют положительного эффекта.

Из системного толкования действующих в Санкт-Петербурге правовых норм в области социальной поддержки следует, что документы, содержащие сведения о месте жительства или месте пребывания гражданина в Санкт-Петербурге (справка о регистрации по месту жительства граждан, справка о регистрации по месту пребывания граждан) являются необходимыми в случаях в случае отсутствия указанных сведений в Информационной городской базе данных "Население. Жилой фонд" для получения меры адресной социальной поддержки.

Так, в частности указанный документ необходим для получения бесплатной юридической помощи (Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 14.02.2013 N 95), получения социальной выплаты гражданам - участникам целевой программы Санкт-Петербурга "Развитие долгосрочного жилищного кредитования в Санкт-Петербурге" (Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 04.12.2007 N 1541), для получения социальной выплаты гражданам, избравшим форму содействия в улучшении жилищных условий в виде предоставления социальных выплат в рамках целевой программы Санкт-Петербурга "Расселение коммунальных квартир в Санкт-Петербурге" (Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 04.12.2007 N 1537), получения дополнительной меры социальной поддержки семейных пар в связи с юбилеем супружеской жизни (50-летием, 60-летием, 70-летием супружеской жизни)" Закона Санкт-Петербурга "Социальный кодекс Санкт-Петербурга" (Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 25.04.2012 N 350), для участия в целевой программе Санкт-Петербурга "Молодежи - доступное жилье" (Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 04.12.2007 N 1539), для получения гражданами безвозмездных субсидий для приобретения или строительства жилых помещений, социальных выплат для приобретения или строительства жилых помещений и порядке предоставления единовременных денежных выплат на приобретение или строительство жилых помещений (Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 28.03.2006 N 312), в целях предоставления жилых помещений в домах системы социального обслуживания населения инвалидов и ветеранов Великой Отечественной войны (Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 10.10.2013 N 775).

При этом необходимость предоставления справок о регистрации предусмотрена законом исключительно в случае отсутствия указанных сведений в Информационной городской базе данных "Население. Жилой фонд".

Распоряжением Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 16.02.2012 N 110-р (ред. от 24.12.2014) утвержден Регламент предоставления услуги по выдаче справки о регистрации.

Предметом регулирования данного регламента являются отношения, возникающие между заявителем и Санкт-Петербургскими государственными казенными учреждениями - районными жилищными агентствами в сфере предоставления услуги по выдаче справки о регистрации.

В силу п.1.2 регламента заявителями являются граждане, зарегистрированные по месту жительства в жилых помещениях государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга либо ранее зарегистрированные по месту жительства в жилых помещениях государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга, но снятые с регистрационного учета, в отношении которых запрашивается справка о регистрации (далее - заявитель).

Законодательно вопрос об организации оформления данных справок негосударственными организациями не урегулирован, однако данное обстоятельство не должно влиять на доступность получения гражданам мер социальной поддержки.

Предостережение прокурора направлено на побуждение ТСЖ к принятию организационных мероприятий в целях исключения нарушения прав граждан.

Довод административного истца о том, что члены семьи соответствующего гражданина в случае отсутствия справки о регистрации могут предоставить в соответствующие государственные органы свои паспорта, не влияет на законность оспариваемого предостережения.

Пунктом 1.2 Указания Генпрокуратуры РФ от 06.07.1999 N 39/7 "О применении предостережения о недопустимости нарушения закона" предусмотрено объявление предостережения во всех случаях, когда у прокурора имеются сведения о готовящихся противоправных деяниях. Согласно Указаниям основанием для предостережения должностного лица могут быть только достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях, могущих привести к совершению правонарушения и причинению вреда государственным или общественным интересам либо охраняемым законом правам и свободам граждан, не влекущих уголовную ответственность.

Предостережение может объявляться … руководителям и другим работникам коммерческих и некоммерческих организаций, выполняющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции (п.1.4).

Применению предостережений должна в обязательном порядке предшествовать проверка сведений о готовящихся противоправных деяниях конкретными должностными лицами с истребованием от них письменных объяснений (п.2).

Пунктом 2.1 указано объявление предостережения на основании результатов проведенных проверок, в том числе по заявлениям и обращениям граждан, информациям контролирующих органов и иным конкретным сигналам, содержащим достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях.

Таким образом, оспариваемое предостережение объявлено прокурором надлежащему должностному лицу по результатам надзорной проверки в форме, предусмотренной законом.

На основании изложенного административное исковое заявление подлежит отклонению.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административного иска отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Санкт-Петербургский городской суд в месячный срок со дня составления в окончательной форме через Василеостровский районный суд Санкт-Петербурга.

Судья Л.М. Чекрий