ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1765/2021 от 04.06.2021 Элистинского городского суда (Республика Калмыкия)

Дело № 2а-1765/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 июня 2021 года г. Элиста

Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе:

председательствующего судьи Цыкаловой Н.А.,

при секретаре Цереновой Е.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Прокурора города Элисты Республики Калмыкия в интересах неопределенного круга лиц о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,

у с т а н о в и л :

Прокурор города Элисты Республики Калмыкия (далее Прокурор г. Элисты) обратился в суд с указанным административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц, мотивируя тем, что проведен мониторинг сети интернет, по результатам которого выявлен сайт, содержащий информацию о способах хищения электроэнергии и других коммунальных ресурсов путем преднамеренного искажения показателей приборов учета электроэнергии (воды, газа) на странице сайта c URL- адресом: https://schethic-pult.site/. По этим же адресам размещена рекламная информация, содержащая предложения приобрести технические устройства, позволяющие осуществлять безучтенное потребление электроэнергии и других коммунальных ресурсов. Вход на данные страницы свободный, не требуется предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с их содержанием и скопировать информацию в электронном виде может любой интернет-пользователь. Информация на сайте размещена бесплатно, срок пользования не ограничен, какое-либо ограничение на передачу, копирование и распространение данной информации отсутствует. Распространение данных сведений побуждает потребителей коммунальных ресурсов к самовольному несанкционированному вмешательству в работу приборов учета, направленному на искажение их показаний, а также нарушает права добросовестных потребителей, на которых может быть возложена обязанность по оплате не потребленных ими коммунальных услуг за счет необоснованного увеличения разницы между показаниями индивидуальных и коллективных приборов учета, создает предпосылки для причинения ущерба предприятиям коммунального комплекса. Просит суд признать информацию, содержащуюся в информационно-коммуникационной сети Интернет на странице сайта https://schethic-pult.site/, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

В судебном заседании помощник прокурора г. Элисты Манджиева Э.Ц. заявленные административные исковые требования поддержала, ссылаясь на доводы, изложенные в административном исковом заявлении.

Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Волгоградской области и Республике Калмыкия в судебное заседание не явился, направил отзыв на административное исковое заявление, в котором указал на форму, опубликованную по адресу: http://eais.rkn.gov.ru/, где можно получить данные о нахождении доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в Едином реестре. По состоянию на 17 мая 2021 г. ресурс по указателю https://schethic-pult.site/ недоступен к просмотру, просил рассмотреть дело в отсутствие их представителя

Суд счел возможным рассмотреть административное дело в отсутствии неявившегося лица.

Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд считает административные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно части 1 статьи 10 и части 5 статьи 15 Федерального закона от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Частью 6 статьи 10 названного федерального закона установлен запрет распространения информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В силу статьи 9 и части 1, 2, 5 статьи 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее - реестр).

В реестр включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой г. Элисты проведен мониторинг сети интернет, в ходе которой установлен сайт, содержащий информацию о способах хищения электроэнергии и других коммунальных ресурсов путем преднамеренного искажения показателей приборов учета электроэнергии (воды, газа) на странице сайта c URL- адресом: https://schethic-pult.site/. При этом доступ на указанную страницу ничем не ограничен, и соответственно, доступен неопределенному кругу лиц.

Данные обстоятельства объективно подтверждаются исследованными материалами дела, в том числе актами осмотра сайта № 1 от 15 апреля 2021 г., скриншотами страницы https://schethic-pult.site/.

Статьями 7.27 и 7.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность за мелкое хищение чужого имущества и за самовольное (безучетное) использование электрической энергии.

Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за тайное хищение чужого имущества (частью 1 статьи 158), причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием (статья 165).

В силу статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться па основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию па день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011г. № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила), в силу подпункта «г» пункта 34 которых потребитель обязан: в целях учета потребленных коммунальных услуг использовать коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета, распределители утвержденного типа, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и прошедшие поверку.

Согласно подпунктам «г» и «с» пункта 35 Правил потребитель не вправе: самовольно нарушать пломбы на приборах учета и в местах их подключения (крепления), демонтировать приборы учета и осуществлять несанкционированное вмешательство в работу указанных приборов учета; несанкционированно подключать оборудование потребителя к внутридомовым инженерным системам или централизованным сетям инженерно-технического обеспечения напрямую или к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения напрямую или в обход приборов учета, вносить изменения во внутридомовые инженерные системы.

По смыслу приведенных правовых норм следует, что вмешательство в работу приборов учета запрещена на территории Российской Федерации, установка различных устройств и приборов, останавливающих приборы учета коммунальных ресурсов, вскрытие и заметное удаление пломб с приборов учета, приведшие в последующей к неоплате (неполной) оплате использованных коммунальных ресурсов – воды,, тепловой энергии, электрической энергии, газа, являются противоправными деяниями.

Предоставление возможности доступа к информации, содержащей информацию о продаже технических устройств, позволяющих осуществлять безучтенное потребление электроэнергии и других коммунальных ресурсов, тем самым пропагандирует нарушение установленного порядка получения и оплаты коммунальных услуг, за что предусмотрена административная и уголовная ответственность, и в силу вышеуказанных законоположений недопустимо.

Оценивая представленные суду доказательства, суд исходит из того, что признание тех или иных информационных материалов, запрещенными для распространения, означает установление того факта, что они нарушают запреты, установленные федеральным законодательством, и уже в силу этого представляют реальную угрозу для неопределенного круга лиц.

По делам о признании указанной информации размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению в Российской Федерации, юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на таком сайте в сети «Интернет» запрещенной информации. Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания информации, распространенной в сети Интернет, запрещенной.

Принимая во внимание, что нахождение в открытом доступе в сети «Интернет» информации, побуждающей общество на такие противоправные деяния, как технических устройств, позволяющих осуществлять безучтенное потребление электроэнергии и других коммунальных ресурсов, фактически способствует совершению таких правонарушений, тем самым нарушаются публичные интересы Российской Федерации и неопределенного круга лиц, в связи с этим распространяемая информация подлежит признанию запрещенной к распространению на территории Российской Федерации и суд признает требования прокурора обоснованными.

В соответствии со статьей 265.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.

С учётом изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 265.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Административные исковые требования Прокурора города Элисты Республики Калмыкия в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать информацию, содержащуюся в информационно-коммуникационной сети «Интернет» на странице сайта https://schethic-pult.site/, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Решение подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Элистинский городской суд Республики Калмыкия.

Председательствующий: Н.А. Цыкалова

Решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 04 июня 2021 г. изготовлено в окончательной форме 07 июня 2021 г.