Дело № 2а-1768/2020
Р Е Ш Е Н И Е
и м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
05 августа 2020 года г.Элиста
Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе
председательствующего судьи Семёновой Л.Л.,
при секретаре судебного заседания Санджиевой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Атеева Семена Николаевича к Элистинскому городскому Собранию о признании незаконными результатов
конкурса Элистинского городского Собрания на замещение должности Главы Администрации города Элисты, признании недействительным решения депутатов Элистинского городского Собрания о назначении на должность Главы Администрации города Элисты,
у с т а н о в и л:
Атеев С.Н. обратился в суд с указанным административным исковым заявлением к Элистинскому городскому Собранию, ссылаясь на следующие обстоятельства. Решением Элистинского городского Собрания № 1 от 03 марта 2020 года на внеочередном заседании № 10 Трапезников Д.В. назначен Главой Администрации г. Элисты с 04 марта 2020 года. В тот же день с Главой Администрации города Элисты Трапезниковым Д.В. Глава города Элисты Орзаев Н.П. заключил контракт. Считает, что назначение Трапезникова Д.В. на указанную должность проведено с грубейшими нарушениями законодательства Российской Федерации, Республики Калмыкия, Устава г. Элисты, а потому решение Элистинского городского Собрания № 1 от 03 марта 2020 года о назначении на должность Главы Администрации города Элисты должно быть признано недействующим с момента издания. Так, по сообщениям официальных средств массовой информации (РИА Калмыкия, «Элистинская панорама», «Степные вести» и т.д.) 03 марта 2020 года состоялся заключительный этап конкурса по выбору Главы администрации города Элисты, на котором депутаты Элистинского городского Собрания заслушивали программы от кандидатов, предложенных к итоговому голосованию конкурсной комиссией. По завершении выступлений кандидатов со своими программами на должность Главы администрации Элисты состоялась процедура открытого голосования. Большинством голосов депутатов - 19 «за», 2 «против», 1 «воздержался» и 1 не проголосовал — главой администрации города Элисты назначен Дмитрий Трапезников. С результатами проведенного конкурса он не согласен, поскольку в соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" для замещения должностей муниципальной службы предъявляются требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей. В случае, если лицо назначается на должность главы местной администрации по контракту, уставом поселения, а в отношении должности главы местной администрации муниципального района, городского округа (городского округа с внутригородским делением) - уставом муниципального района, городского округа (городского округа с внутригородским делением) и законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам на должность главы местной администрации (п.3 ст.9 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ). В соответствии с Законом Республики Калмыкия от 18 ноября 2009 года N 148-IV-3 «О некоторых вопросах правового регулирования муниципальной службы в Республике Калмыкия» к кандидатам на должность главы местной администрации муниципального района (городского округа) Республики Калмыкия, назначаемым по контракту, предъявляются следующие дополнительные требования: наличие высшего образования не ниже уровня специалиста, магистратуры; достижение возраста 30 лет; наличие стажа работы на должности руководителя, заместителя руководителя рганизации, государственного органа, органа местного самоуправления, руководителя их структурного подразделения или стажа муниципальной или государственной службы не менее трех лет; знание Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Степного Уложения (Конституции) Республики Калмыкия, законов и иных нормативных правовых актов Республики Калмыкия, устава муниципального образования и иных нормативных правовых актов местного самоуправления.
Считает, что на момент замещения должности муниципальной службы Трапезников Д.В. не имел никакого стажа муниципальной (государственной) службы в Российской Федерации, также не имел необходимого стажа работы по специальности по диплому, не имел навыков руководящей работы, поскольку занимаемые им ранее должности в так называемой непризнанной Донецкой Народной Республике не эквивалентны руководящим должностям в Российской Федерации. Кроме того, в пункте п. 10 ст. 13 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" закреплено требование о прохождении военной службы. Также в соответствии с ч. 7 ст. 13 указанного закона гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае: наличия гражданства иностранного государства (иностранных государств), за исключением случаев, когда муниципальный служащий является гражданином иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе. Считает, что Трапезников Д.В., как не прошедший военную службу по призыву, имея паспорт гражданина ДНР, в отсутствие сведений отказа Трапезникова В.Д. от гражданства Украины не может быть принят на муниципальную службу. Полагает, что заключение контракта с Трапезниковым Д.В. противоречит требованиям ст. 9 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», ст. 6 Федерального закона «О противодействии коррупции». Принятие на муниципальную службу Трапезникова Д.В., не соответствующего квалификационным требованиям, нарушает права муниципального образования и его права как жителя города Элисты, а также иных лиц, постоянно или временно пребывающих на территории города Элисты, так как это противоречит принципу профессионализма и компетентности муниципальных служащих, умаляет авторитет муниципальной власти в обществе.
Соответственно решение Элистинского городского Собрания №1 от 03 марта 2020 года о назначении на должность Главы Администрации города Элисты Трапезникова Д.В. является не соответствующим законодательству. Более того, считает, что назначение Трапезникова Д.В. на должность Главы столицы Калмыкии не просто умаляет авторитет всей власти в обществе, но и дестабилизирует ситуацию по всей Калмыкии.
Просил признать незаконными результаты конкурса Элистинского городского Собрания на замещение должности Главы Администрации города Элисты в части утверждения кандидатом для назначения на должность Главы Администрации города Элисты Трапезникова Д.В., признать недействительным решение Элистинского городского Собрания от 03 марта 2020 года о назначении Главой Администрации города Элисты Трапезникова Д.В., обязать Главу города Элисты Орзаева Н.П. расторгнуть трудовой договор от 03 марта 2020 года по основаниям, предусмотренным п. 11 ст. 77 и ст. 84 Трудового Кодекса РФ.
23 июля 2020 года в Элистинский городской суд РК поступило заявление Атеева С.Н. о восстановлении пропущенного срока обращения в суд по данному административному иску. В обоснование заявления указал, что о нарушении своих прав, свобод и законных интересов он узнал 29 марта 2020 года. 15 июня 2020 года он подал в Элистинский городской суд РК административное исковое заявление к Элистинскому городскому Собранию. Определением от 16 июня 2020 года Элистинский городской суд РК возвратил административное исковое заявление в связи с неподсудностью, и одновременно было разъяснено, что он имеет право обратиться с данным административным исковым заявлением в Верховный Суд Республики Калмыкия в качестве суда первой инстанции. Определением Верховного Суда Республики Калмыкия от 29 июня 2020 года постановлено, что административное исковое заявление не может быть принято к производству Верховного суда Республики Калмыкия в качестве суда первой инстанции.
Ссылаясь на Указ Главы Республики Калмыкия от 27 марта 2020 года № 88 «О дополнительных мерах по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории Республики Калмыкия», введенный режим чрезвычайной ситуации из-за пандемии коронавирусной инфекции с 28 марта 2020 года, просил восстановить пропущенный срок обращения в суд по данному административному делу.
В судебном заседании административный истец Атеев С.Н. просил восстановить срок обращения в суд с данным административным иском, а также административные исковые требования поддержал, ссылаясь на доводы, изложенные в административном исковом заявлении, просил заявленные требования удовлетворить.
Представитель Элистинского городского Собрания Арясова О.Н. и представитель Конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности Главы Администрации города Элисты Цедеев А.В., привлеченный судом в качестве заинтересованного лица на стороне административного ответчика, просили в восстановлении срока обращения в суд по данному административному делу и в удовлетворении иска отказать.
Выслушав участников процесса, суд приходит к следующему выводу.
Как следует из заявления Атеева С.Н., о нарушении своих прав, свобод и законных интересов административный истец узнал 29 марта 2020 года. 15 июня 2020 года им подано административное исковое заявление к Элистинскому городскому Собранию в Элистинский городской суд РК.
Определением Элистинского городского суда РК от 16 июня 2020 года административное исковое заявление возвращено истцу в связи с неподсудностью.
Определением Верховного Суда Республики Калмыкия от 29 июня 2020 года в принятии административного искового заявления отказано.
07 июля 2020 года административный истец Атеев С.Н. обратился в суд с настоящим административным иском.
В соответствии с ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ) если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Как установлено в судебном заседании, решением Элистинского городского Собрания от 3 марта 2020 года № 1 «О назначении Главы Администрации города Элисты» Главой Администрации г. Элисты назначен Трапезников Д.В. В этот же день указанное решение опубликовано на сайте Элистинского городского Собрания и 5 марта 2020 года в газете «Элистинская панорама». С административным иском в суд административный истец обратился 15 июня 2020 года, то есть с пропуском установленного законом срока. Однако суд, учитывая ограничения, установленные Указом Главы Республики Калмыкия от 27 марта 2020г. № 88 «О дополнительных мерах по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Республики Калмыкия», считает, что пропущенный срок обращения с административным исковым заявлением подлежит восстановлению.
Обсуждая заявленные требования административного истца, суд приходит к следующему выводу.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации определяются Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ).
В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.
Главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.
Порядок проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации устанавливается представительным органом муниципального образования. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения, проекта контракта не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса.
Процедура назначения Главы Администрации города Элисты установлена Положением о порядке проведения конкурса на замещение должности и назначения на должность Главы Администрации города Элисты, утвержденным решением Элистинского городского Собрания от 5 февраля 2020 года №1 (далее – Положение).
Согласно п.п 6.3 - 6.8 Положения конкурс проводится конкурсной комиссией в два этапа: на первом этапе проводится проверка документов претендентов на соответствие установленным настоящим Положением требованиям, второй этап в форме собеседования на проверку знаний претендентом Конституции Российской Федерации, федеральных законов, законов Республики Калмыкия, Устава города Элисты, а также иных нормативных правовых актов в части, касающейся исполнения должностных обязанностей и заслушивания концепции (программы) социально-экономического развития города Элисты. Во время конкурса в качестве приглашенного может присутствовать Глава города Элисты - Председатель Элистинского городского Собрания.
При подведении итогов конкурса конкурсная комиссия оценивает профессиональные и личные качества претендентов исходя из представленных ими документов и по результатам собеседования.
Каждым членом конкурсной комиссии может быть изложена мотивировка, послужившая основанием для принятия решения о соответствующей оценке качеств кандидатов, которая заносится в протокол конкурсной комиссии.
Конкурсная комиссия проводит открытое голосование по каждому из претендентов.
Конкурсной комиссией должно быть представлено в Элистинское городское Собрание не менее двух зарегистрированных конкурсной комиссией кандидатов для проведения голосования по кандидатурам на должность Главы Администрации города Элисты.
Статус кандидата для назначения на должность Главы Администрации города Элисты приобретает (приобретают) претендент (претенденты), набравший (набравшие) более половины голосов от установленного числа членов конкурсной комиссии.
По результатам открытого голосования конкурсная комиссия оформляет решение конкурсной комиссии о выдвижении кандидатов для назначения на должность Главы Администрации города Элисты.
В соответствии с пунктом 7.1. Положения Глава Администрации города Элисты назначается на должность по решению Элистинского городского Собрания из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией, на срок полномочий, установленный Уставом города Элисты.
В соответствии с п.п. 7.2 -7.7 Положения после поступления решения конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности Главы Администрации города Элисты в Элистинское городское Собрание Глава города Элисты - Председатель Элистинского городского Собрания выносит на заседание Элистинского городского Собрания, но не позднее одного месяца со дня поступления документов конкурсной комиссии, вопрос о назначении на должность Главы Администрации города Элисты из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией.
Кандидаты, представленные конкурсной комиссией, выступают в алфавитном порядке на заседании Элистинского городского Собрания. Длительность выступления кандидатов ограничивается во времени как для доклада и определяется Регламентом Элистинского городского Собрания.
После выступления кандидатов на должность Главы Администрации города Элисты Элистинское городское Собрание приступает к проведению процедуры назначения кандидата на должность путем открытого голосования.
Открытое голосование по назначению на должность Главы Администрации города Элисты проводится в порядке, определенном Регламентом Элистинского городского Собрания.
Назначение на должность Главы Администрации города Элисты производится Элистинским городским Собранием по результатам открытого голосования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией.
Назначенным на должность Главы Администрации города Элисты считается кандидат, набравший более половины голосов от установленного численного состава Элистинского городского Собрания. Назначение на должность Главы Администрации города Элисты оформляется решением Элистинского городского Собрания.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, решением Элистинского городского Собрания от 7 февраля 2020 года №5-оп объявлен конкурс на замещение должности Главы Администрации города Элисты и назначено его проведение на 28 февраля 2020 года.
Решением Конкурсной комиссии по выдвижению кандидатов для назначения на должность Главы Администрации города Элисты от 28 февраля 2020 года № 3 по результатам открытого голосования представлены на заседание Элистинского городского Собрания следующие кандидаты для назначения на должность Главы Администрации города Элисты: Трапезников Д.В., Шургучеев Ц.С., Эрдниева В.В., Эрендженов С.Т.
Указанное решение конкурсной комиссии от 28 февраля 2020 года о выдвижении кандидатур на замещение должности Главы Администрации города Элисты внесено в Элистинское городское Собрание в установленном порядке (письмо Конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности Главы Администрации города Элисты от 28 февраля 2020 года № 2).
Распоряжением Элистинского городского Собрания от 2 марта 2020 года № 27-о внеочередное десятое заседание Элистинского городского Собрания шестого созыва назначено на 3 марта 2020 года.
Согласно протоколу внеочередного заседания № 10 от 03 марта 2020 года по результатам голосования на должность Главы Администрации города Элисты Трапезников Д.В. набрал более половины голосов от установленного численного состава Элистинского городского Собрания.
Решением Элистинского городского Собрания № 1 от 03 марта 2020 года на внеочередном заседании № 10 Трапезников Д.В. назначен Главой Администрации г. Элисты с 04 марта 2020 года.
Таким образом, решение конкурсной комиссии по результатам второго этапа конкурса (п. 6.6 Положения) является основанием для последующего принятия решения Элистинским городским Собранием о назначении на должность Главы администрации города Элисты.
Из заявленных требований административного истца Атеева С.Н. следует, что он не согласен с результатами конкурса Элистинского городского Собрания в части утверждения кандидатом на должность Главы Администрации города Элисты Трапезникова Д.В.
Между тем из Положения о порядке проведения конкурса на замещение должности и назначения на должность Главы Администрации города Элисты следует, что статус кандидата для назначения на должность Главы Администрации города Элисты приобретает (приобретают) претендент (претенденты), набравший (набравшие) более половины голосов от установленного числа членов конкурсной комиссии. По результатам открытого голосования конкурсная комиссия оформляет решение конкурсной комиссии о выдвижении кандидатов для назначения на должность Главы Администрации города Элисты.
На заседании же Элистинского городского Собрания проводится открытое голосование по назначению на должность Главы Администрации города Элисты, а не по утверждению кандидатом на спорную должность, как следует из требований административного истца.
Решение Конкурсной комиссии по выдвижению кандидатов для назначения на должность Главы Администрации города Элисты от 28 февраля 2020 года № 3, в том числе по Трапезникову Д.В., никем не оспорено и не отменено. Требование о признании незаконным указанного решения Конкурсной комиссии административным истцом не заявлялось.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения административного иска не имеется.
Кроме того, суд полагает, что административным истцом Атеевым С.Н. не представлены доказательства нарушения его прав и законных интересов оспариваемым решением.
Согласно п. 1 ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, юридически значимым обстоятельством является не только установление нарушения закона, допущенное государственным органом, но и наличие последствий, которые свидетельствовали бы о нарушении прав административного истца. Требования административного истца могут быть удовлетворены лишь при условии доказанности нарушения оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) его прав и законных интересов.
Обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) должностных лиц возлагается на лицо, обратившееся в суд (ч. 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Как установлено в судебном заседании, административный истец Атеев С.Н. участие в конкурсе на замещение должности Главы Администрации города Элисты не принимал, заявление об участии в конкурсе не подавал.
Поскольку оспариваемыми действием и решением безусловно не затрагиваются права и законные интересы административного истца, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований истца.
Руководствуясь ст.ст. 175-179 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
в удовлетворении административного иска Атеева Семена Николаевича о признании незаконными результатов конкурса Элистинского городского Собрания на замещение должности Главы Администрации города Элисты в части утверждения кандидатом для назначения на должность Главы Администрации города Элисты Трапезникова Д.В., признании недействительным решения Элистинского городского Собрания от 03 марта 2020 года о назначении Главой Администрации города Элисты Трапезникова Д.В., возложении обязанности на Главу г. Элисты расторгнуть трудовой договор отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия через Элистинский городской суд Республики Калмыкия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Л.Л. Семёнова
Решение в окончательной форме изготовлено 14 августа 2020 года.