Дело № 2а-1768/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 сентября 2023 года г.Хабаровск
Хабаровский районный суд Хабаровского края
в составе единолично судьи Рябцевой Н.Л.
при ведении протокола Гейц С.С.
с участием представителя административного истца Васильевой Н.В., представителя администартивного ответчика Герасимовой М.С., представителя заинтересованного лица Быковой В.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Хабаровского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края о признании бездействия незаконным, возложении обязанности принять меры, обеспечивающие направление заявителям корреспонденции с подтверждением ее получения оператором почтовой связи при предоставлении ряда муниципальных услуг
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Хабаровского района, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском, ссылаясь на то, что прокуратурой Хабаровского района, на основании обращений граждан, проведена проверка по факту бездействия Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края (далее также КУМИ) при предоставлении муниципальной услуги по непредоставлению земельного участка в собственность за плату без проведения торгов.
Пунктом 1 статьи 5 Федерального закона № 210-ФЗ определено, что при получении муниципальных услуг заявители имеют право на получение муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления муниципальной услуги. Согласно п.п. 1,4 ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 210-ФЗ органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
В администрации Хабаровского муниципального района (далее также администрация ХМР, АХМР) предоставление земельных участков в собственность за плату, предоставление земельных участков в аренду без проведения торгов, предоставление земельных участков в безвозмездно пользование, предоставление земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование осуществляется на основании административных регламентов по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Хабаровского муниципального района и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Хабаровского муниципального района, в собственность за плату без проведения торгов», утвержденного постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее - Регламент №).
Согласно пп. 3.6.1 п. 3.6 Регламента № 504 в срок не более чем 30 дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка и документов, указанных в подпунктах 2.5.2, 2.5.5 пункта 2.5 раздела 2 настоящего административного регламента, КУМИ Хабаровского района готовит проект договора купли-продажи земельного участка.
Проект договора купли-продажи земельного участка в трех экземплярах выдается заявителю или направляется ему по адресу, содержащемуся в его заявлении о предоставлении земельного участка, либо выдается в МФЦ в соответствии с разделом 6 настоящего административного регламента (пп. 3.6.3 п. 3.6 Регламент № 504).
По результатам рассмотрения заявления гражданина Филиппова И.В. от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного в администрации ДД.ММ.ГГГГ, КУМИ оказана муниципальная услуга. ДД.ММ.ГГГГ, по сведениям КУМИ, в адрес заявителя направлен проект договора купли-продажи земельного участка. Проект договора направлен простым почтовым отправлением. Вместе с тем, исходя из объяснений представителя Филиппова И.В., данных ДД.ММ.ГГГГ представителю прокуратуры Хабаровского района, заявитель проект договора купли-продажи земельного участка с сопроводительным письмом председателя КУМИ от ДД.ММ.ГГГГ№ не получал.
КУМИ не представлено подтверждающих сведений о направлении заявителю письма от ДД.ММ.ГГГГ№ с проектом договора продажи земельного участка, в том числе в КУМИ отсутствует реестр исходящей почтовой корреспонденции, направляемой простым почтовым отправлением, с отметкой (оттиском печати) почтового отделения.
Как следствие, подтверждение направления заявителю ответа по надлежаще оказанной муниципальной услуге в Комитете отсутствует. Выписка по расходованию конвертов почтовых маркированных (Литер А) на ДД.ММ.ГГГГ в адрес Филиппова И.В. по адресу: <адрес>, квартал Солнечный, <адрес>, не подтверждает факт направления вышеуказанных документов заявителю ввиду отсутствия на данной выписке отметки (оттиска печати) почтового отделения, подтверждающего факт принятия АО «Почта России» указанного отправления.
Аналогичная ситуация выявлена с обращением гр.Заславского Д.А.
По данным фактам прокуратурой района в адрес главы Хабаровского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ внесены представления об устранении нарушений закона, по результатам рассмотрения которых, мер по устранению недостатков не принято, указано на то, что порядок отправки ответов на обращения в администрации Хабаровского района регулируется Инструкцией по делопроизводству в администрации Хабаровского муниципального района, ее органах и структурных подразделений, утвержденной распоряжением администрации Хабаровского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№-р.
Реестр писем, согласно п. 8.6.9 Инструкции составляется только в отношении заказной корреспонденции, корреспонденции, направляемой в адрес иностранных организаций, документов с пометкой «Для служебного пользования», который возвращается в службу делопроизводства с распиской работников почтового отделения связи, курьера или иного лица, обеспечивающего отправку документов.
Для иных почтовых отправлений не предусмотрено ведение реестра писем с распиской работника почтового отделения связи. Отправка данных писем осуществляется посредством почтового ящика, размещенного на здании администрации - простая письменная корреспонденция отпускается в почтовый ящик «Почта России».
Не подтверждение направления документа по результатам оказанной муниципальной услуги нарушает права заявителя на своевременность информирования и правовую определенность, так как соблюдение срока рассмотрения заявления о предоставлении муниципальной услуги является одним из элементов, позволяющих обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу, что отвечает принципу сочетания интересов общества и законных интересов граждан, закрепленному в пункте 11 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, отсутствие в административных регламентах норм, посредством реализации которых подтверждается факт направления заявителям писем и документов в ходе и по результатам предоставления рассматриваемых муниципальных услуг, не отвечает требованиям ясности и определенности правовой нормы, предъявляемым федеральным законодательством к ее содержанию, что нарушает ч. 1 ст. 19 Конституции Российской Федерации.
В целях исключения подобных обращений и недопущения впредь аналогичных нарушений, администрации Хабаровского района следует изменить порядок направления почтовых отправлений заявителям, включив в практику подтверждение направления ответов заявителям: присвоение почтового идентификатора при направлении корреспонденции заказными письмами либо организация ведения реестров исходящей почтовой корреспонденции, на которых необходимо проставлять оттиск печати почтового отделения, иной отметки, наличие которой подтверждает передачу исходящей корреспонденции оператору почтовой связи.
На основании изложенного, просил: признать незаконным бездействие администрации Хабаровского муниципального района в части непринятия мер, обеспечивающих направление заявителям при предоставлении муниципальных услуг, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, письменной корреспонденции, с подтверждением ее получения в указанных целях оператором почтовой связи; возложить на администрацию Хабаровского муниципального района обязанность принять меры, обеспечивающие направление заявителям при предоставлении муниципальных услуг, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, письменной корреспонденции, с подтверждением ее получения в указанных целях оператором почтовой связи.
В судебном заседании предмет исковых требований прокурором изменен, просил:
- признать незаконным бездействие администрации Хабаровского муниципального района в части непринятия мер, обеспечивающих направление заявителям при предоставление муниципальных услуг, в части предоставления муниципальной услуги «Предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Хабаровского муниципального района и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Хабаровского муниципального района, в собственность за плату без. проведения торгов», утвержденного постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ№; Административного регламента «Предоставления гражданам и юридическим лицам в аренду земельных участков без проведения торгов, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена», утвержденного постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ.№;
- возложить на администрацию Хабаровского муниципального района обязанность принять меры, обеспечивающие направление заявителям при предоставлении муниципальных услуг «Предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Хабаровского муниципального района и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Хабаровского муниципального района, в собственность за плату без проведения торгов», утвержденного постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ№; Административного регламента «Предоставления гражданам и юридическим лицам в аренду земельных участков без проведения торгов, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена», утвержденного постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ.№.
Представитель административного истца ст.помощник прокурора Хабаровского району Васильева Н.В. заявленные требования с учетом уточнения поддержала.
Представитель административного ответчика администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края Герасимова М.С. с требованиями не согласилась, пояснила, что муниципальные услуги относительно передачи в собственность или в аренду земель оказывает КУМИ АХМР, ответы на обращения граждан чаще всего подписывает председатель КУМИ, но бывают случаи, когда такие ответы подписываются главой района и отсылаются соответственно канцелярией администрации. Делопроизводители администрации в своей деятельности используют Инструкцию по делопроизводству. Даже при отправлении простых писем администрацией Хабаровского муниципального района составляется реестр с отметкой Почтой России о том, что специалист почтового отделения получил перечень документов для отправки и направления этих писем получателю. Администрацией создано МКУ "Центр закупок и материально-технического обеспечения" Хабаровского муниципального района, это МКУ заключает договоры с Почтой России на оказание услуг почтовой связи, из содержания данного договора следует, что стороны определяют перечень оказываемых услуг и форму отчётного документа в соответствии с приложением один к договору. КУМИ и другие комитеты/управления работают по этой же Инструкции по делопроизводству, она единая как для самой администрации, так и для ее подразделений. Таким образом, администрацией приняты меры для надлежащей организации направления письменной корреспонденции заявителям на получение муниципальных услуг.
Представитель заинтересованного лица КУМИ администрации Хабаровского муниципального района Быкова В.А. возражала относительно заявленных требований, поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве. Указала, что в Инструкции по делопроизводству в пунктах 8.6.4 и 8.6.9 указано, что письма отправляются в отделение почтовой связи. В соответствии с пунктом 8.6.4 отправка почтовой связи осуществляется с Правилами оказания услуг почтовой связи (утв. утверждены приказом Минкомсвязи от ДД.ММ.ГГГГ№), в которых указано, что почтовая корреспонденция может направляться как простым, так и заказным способом и если простая корреспонденция направляется простым способом, то не содержится обязательного предписания о составлении какого-либо подтверждающего документа о передаче и принятии почтовым отделением простого письма. То есть, простые письма согласно правилам, могут опускаться в официальные почтовые ящики Почта России, осуществляется делопроизводителями КУМИ, и это не нарушает закон.
Выслушав представителей административного истца, административного ответчика, заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ст. 35 ч.1 п.1 Устава Хабаровского муниципального района Хабаровского края" (принят решением Собрания депутатов Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 29.04.2005 N 53), администрация обеспечивает исполнительно-распорядительные функции по эффективному решению вопросов местного значения муниципального района в соответствии со статьей 5 настоящего Устава в интересах населения муниципального района.
Правовые акты местной администрации входят в систему муниципальных правовых актов (ст. 43 ФЗ-131 от 06.10.2003г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации).
Согласно ст. 13 ч.15 ФЗ-210 "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", порядок разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг устанавливается местной администрацией.
Постановлением администрации Хабаровского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Хабаровского муниципального района и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Хабаровского муниципального района, в собственность за плату без проведения торгов» (далее - Регламент №). В данный Регламент вносились изменения постановлениями № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ
Согласно п.2.2 Регламента №, предоставление муниципальный услуги осуществляется администрацией района в лице КУМИ Хабаровского района.
Согласно п.п. 3.5.1-3.5.3 Регламента № (в ред. Постановления от ДД.ММ.ГГГГ), при выявлении оснований, предусмотренных в п.2.10 регламента (т.е. оснований для отказа в предоставлении земельного участка) специалист КУМИ Хабаровского района обеспечивает подготовку мотивированного отказа в предоставлении муниципальной услуги, который подписывается председателем КУМИ Хабаровского района и выдается заявителю в отделе документационного обеспечения и организации работы с обращениями граждан администрации района либо направляется по почте в порядке, установленном Инструкцией по делопроизводству в администрации Хабаровского муниципального района ( утв. распоряжением № 203-р от 30.12.2016 г.) не позднее 5 дней со дня подписания решения об отказе. При отсутствии оснований, предусмотренных п 2.10 регламента, за исключением случаев, предусмотренных пп.10 п.2 ст. 39.3 ЗКРФ, специалист КУМИ Хабаровского района готовит проект договора купли-продажи земельного участка, передает на подпись председателю КУМИ Хабаровского района и в трех экземплярах выдается заявителю или направляется ему по адресу, содержащемуся в его заявлении о предоставлении земельного участка, в порядке, определенном Инструкцией. При отсутствии оснований, предусмотренных п 2.10 регламента, в случае, предусмотренном пп.10 п.2 ст. 39.3 ЗКРФ, специалист КУМИ Хабаровского района в срок не более 5 дней со дня поступления ответов на запросы в рамках межведомственного взаимодействия, обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка в собственность за плату на официальном сайте администрации района, иных источниках официального опубликования. По истечении 30 дней со дня опубликования извещения, при отсутствии заявлений иных граждан, в срок не более 10 дней со дня окончания опубликования, специалист КУМИ Хабаровского района готовит и направляет проект договора купли-продажи земельного участка в порядке, установленном пп.3.5.2 административного регламента.
Постановлением администрации Хабаровского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление гражданам и юридическим лицам в аренду земельных участков без проведения торгов, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» (далее также Регламент №). В данный Регламент вносились изменения постановлениями № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ
Как указано в п. 2.2 Регламента, предоставление муниципальной услуги осуществляется администрацией в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом.
Согласно п. 3.4 Регламента №, при наличии соответствующих оснований председатель комитета принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка. Решение об отказе может быть направлено заявителю в виде электронного или бумажного документа способом, выбранным заявителем для предоставления заявления. В случае наличия оснований для предоставления муниципальной услуги специалист КУМИ подготавливает расчет арендной платы и проекта договора аренды земельного участка, их подписание у председателя КУМИ, а также направляет проекты договора для подписания заявителю. Подписанный договор аренды направляется заявителю одним из способов, указанных в заявлении заявителем. В частности, договоры аренды земельных участков, предоставляемых заявителю по почте, направляются заказным письмом по указанному в заявлении адресу.
Таким образом, если Регламент № четко определяет, в каком порядке должна направляться заявителям письменная корреспонденция при предоставлении соответствующей муниципальной услуги, то Регламент № имеет бланкетный характер, отсылая к правилам Инструкции по делопроизводству в администрации Хабаровского муниципального района, ее органах и структурных подразделениях ( утв. распоряжением администрации №-р от ДД.ММ.ГГГГ), далее также Инструкция. Отправке исходящих документов посвящен п.8.6 Инструкции.
Согласно п. 8.6.4 Инструкции, обработка документов для отправки почтовой связью осуществляется службой делопроизводства в соответствии с правилами оказания услуг почтовой связи.
В силу п. 8.6.9 Инструкции, отправляемая по почте корреспонденция на бумажном носителе проходит упаковку, адресование, проставление стоимости почтовых услуг и передачу на отправку в почтовое отделение связи. На заказную корреспонденцию, корреспонденцию, адресованную в адрес иностранных организаций, документ с пометкой «Для служебного пользования» составляется реестр, который затем возвращается в службу делопроизводства с распиской работников постового отделения связи, курьера или иного лица, обеспечивающего отправку документов.
Таким образом, обработка документов для отправки почтовыми отправлениями детально Инструкцией также не регламентируется, нормы Инструкции имеют отсылку на Правила оказания услуг почтовой связи (далее также ПОУПС).
Согласно ст.2 ФЗ-176 от ДД.ММ.ГГГГ "О почтовой связи", под понятием «почтовые отправления» подразумеваются адресованные письменная корреспонденция, посылки, прямые почтовые контейнеры; под понятием «письменная корреспонденция» - простые и регистрируемые письма, почтовые карточки, секограммы, бандероли и мелкие пакеты.
С ДД.ММ.ГГГГ вступили в силу новые Правила оказания услуг почтовой связи (утв.приказом Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 17.04.2023 N 382), далее также ПОУПС №.
В соответствии с п.8 ПОУПС №, почтовые отправления (в том числе пересылаемые в форме электронного документа) принимаются оператором почтовой связи от отправителя:
а) без выдачи ему квитанции и доставляются (вручаются) адресату (его уполномоченному представителю) без подтверждения факта получения (далее - простые почтовые отправления);
б) с выдачей ему квитанции и вручаются адресату (его уполномоченному представителю) с подтверждением факта вручения (заказные, в том числе пересылаемые в форме электронного документа, обыкновенные, с объявленной ценностью, где почтовое отправление, принимается оператором почтовой связи от отправителя с оценкой стоимости вложения, определяемой отправителем) (далее - регистрируемые почтовые отправления).
Согласно п. 25,28 ПОУПС №, почтовые отправления, за исключением простых и заказных почтовых отправлений, пересылаемых в форме электронного документа, и почтовые переводы принимаются в объектах почтовой связи, в том числе в пунктах почтовой связи, работающих в автоматизированном режиме. Простая письменная корреспонденция, за исключением секограмм и простых почтовых отправлений, пересылаемых в форме электронного документа, оплата услуг по пересылке которой подтверждена почтовыми марками, может опускаться отправителями в почтовые ящики.
Регистрируемые почтовые отправления, за исключением заказных почтовых отправлений, пересылаемых в форме электронного документа, и почтовые переводы принимаются в объектах почтовой связи,
Ранее, на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для проверки, а также на момент возбуждения настоящего административного дела, действовали ПОУПС, утв. приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31 июля 2014 г. N 234 (далее также ПОУПС №). Ранее действовавшее регулирование также подразделяло почтовые отправления на простые и регистрируемые. Так, согласно п.10 ПОУПС №, почтовые отправления подразделяются на следующие категории:
а) простые (в том числе пересылаемые в форме электронного документа) - принимаемые от отправителя без выдачи ему квитанции и доставляемые (вручаемые) адресату (его уполномоченному представителю) без подтверждения факта получения, а в случае простых почтовых отправлений, пересылаемых в форме электронного документа, принимаемые и доставляемые в соответствии с порядком, установленным главой VI настоящих Правил;
б) регистрируемые (заказные, в том числе пересылаемые в форме электронного документа, обыкновенные, с объявленной ценностью (почтовое отправление, принимаемое с оценкой стоимости вложения, определяемой отправителем) - принимаемые от отправителя с выдачей ему квитанции и вручаемые адресату (его уполномоченному представителю) с подтверждением факта вручения, а в случае заказных почтовых отправлений, пересылаемых в форме электронного документа, принимаемые и доставляемые в соответствии с порядком, установленным главой VI настоящих Правил.
Согласно пп.28, 31 ПОУПС № (аналогичны по содержанию пп.25,28 ПОУПС №), почтовые отправления, за исключением простых и заказных почтовых отправлений, пересылаемых в форме электронного документа, и почтовые переводы принимаются в объектах почтовой связи, в том числе в автоматизированных пунктах почтовой связи. Простая письменная корреспонденция, за исключением секограмм и простых почтовых отправлений, пересылаемых в форме электронного документа, оплата услуг по пересылке которой подтверждена почтовыми марками, может опускаться в почтовые ящики. Регистрируемые почтовые отправления, за исключением заказных почтовых отправлений, пересылаемых в форме электронного документа, и почтовые переводы принимаются в объектах почтовой связи, а также по выбору отправителя могут приниматься иным способом, если такая возможность предусмотрена оператором почтовой связи в соответствии с договором об оказании услуг почтовой связи.
Таким образом, ни ранее действовавшие, ни действующие в настоящее время ПОУПС не содержат указаний на то, что необходимо составлять какой-то подтверждающий документ (реестр, опись, квитанция и т.д.) о передаче в почтовое отделение и принятие почтовым отделением простых почтовых отправлений. При приеме регистрируемого почтового отправления или почтового перевода отправителю выдается квитанция (п.31 ПОУПС №, п. 28 ПОУПС №).
Также в ходе разбирательства установлено, что администрацией ХМР создано МКУ "Центр закупок и материально-технического обеспечения" Хабаровского муниципального района, на учреждение возложена обязанность организации качественного материального и технического обеспечения деятельности органов местного самоуправления. «Центром закупок» каждый год заключается договор с Почтой России на оказание услуг почтовой связи (представлен суду договор от ДД.ММ.ГГГГ). Из содержания данного договора следует, что стороны определяют перечень оказываемых услуг и форму отчётного документа в соответствии с приложением 1 к договору (отчетным документом является Акт оказанных услуг или УПД-универсальный передаточный документ). При этом, хотя в условиях оказания услуг согласно приложению 1 к договору оговорено, что почта осуществляет прием, обработку, перевозку и доставку внутренней почтовой корреспонденции (в том числе заказных и простых писем), п.3.1.5 договора установлено, что Центр закупок обязуется производить сдачу почтовых отправлений в объекты почтовой связи исполнителя (адрес места сдачи почтовых отправлений согласно приложению 2 к договору- <адрес>, т.е. главпочтамт).
Вместе с тем, как пояснил в судебном заседании представитель административного ответчика, согласно сводной бюджетной росписи, расходы в бюджете на материально-техническое обеспечение администрации Хабаровского муниципального района в данной части (почтовые расходы) предусмотрены на непосредственно, администрацию Хабаровского муниципального района а не на ее подразделения, которые являются самостоятельными юридическими лицами, т.е. на КУМИ АХМР не распространяются.
Следовательно, в настоящее время при предоставлении муниципальных услуг по Регламенту № и Регламенту № направление заявителям письменной корреспонденции организовано 2 путями: а) при направлении корреспонденции за подписью главы администрации, т.е. непосредственно администрацией муниципального района- путем направления заказного почтового отправления, с составлением реестров, в рамках исполнения договора между АО «Почта России» и МКУ «Центр закупок и материально-технического обеспечения» и б) при направлении корреспонденции за подписью председателя КУМИ, т.е. сотрудниками комитета- путем направления либо заказного письма (при отправлении договора аренды земельного участка в соответствии с п. 3.4 Регламента №) либо простого письма, т.е. нерегистрируемого почтового отправления- в соответствии с п. 8.6.4, 8.6.9 Инструкции и п. 25 ПОУПС № ( ранее п.28 ПОУПС №).
Из вышеизложенного следует, что администрацией Хабаровского муниципального района приняты меры в пределах своей компетенции для того, чтобы обеспечить надлежащий оборот корреспонденции при предоставлении соответствующих муниципальных услуг: разработаны и обновляются административные регламенты, разработана Инструкция по делопроизводству, через специализированное учреждение осуществляется договорная работа с АО «Почта России» по приему и обработке корреспонденции.
Вышеуказанные нормативные документы (Регламенты, Инструкция) в установленном законом порядке не оспорены, являются действующими и подлежат прямому применению сотрудниками АХМР, КУМИ АХМР при исполнении своих обязанностей. При этом, действующее законодательство (как федеральное-ПОУПС, ФЗ-210, так и локальное-регламенты, инструкция) не обязывают при предоставлении услуги по Регламенту № направлять заявителю корреспонденцию (как с отказом, так и с проектом договора купли-продажи), с подтверждением ее получения от КУМИ оператором почтовой связи.
Направление в ряде случаев документации по почте простой почтовой корреспонденцией по надлежащему адресу (например, отказа в заключении договора купли-продажи земельного участка по Регламенту №) не свидетельствует о незаконности таких действий, учитывая, что законодательством конкретный способ направления корреспонденции в данном случае не определен, действующее законодательство не обязывает КУМИ либо АХМР убедиться в получении заявителем направленной ему документации, а содержит специальное регулирование, гарантирующее соблюдение прав заявителя на получение информации о ходе рассмотрения его обращения.
Довод административного истца о том, что отсутствие в административных регламентах норм, посредством реализации которых подтверждается факт направления заявителям писем и документов в ходе и по результатам предоставления рассматриваемых муниципальных услуг, не отвечает требованиям ясности и определенности правовой нормы, судом отвергается, т.к. в настоящем дела прокурором не оспаривается нормативный акт (регламент), а оспаривается бездействие (то есть не совершение долженствующих действий) административного ответчика.
Вышеуказанное регулирование не устанавливает требований к виду почтового отправления и способу его отправления (с подтверждением получения оператором связи или без такового), а ссылка административного истца на то, что не подтверждение направления документа по результатам оказанной муниципальной услуги нарушает права заявителя на своевременность информирования не имеет юридического значения для соответствующих правоотношений (определения Конституционного Суда РФ №№ 254-О от 28.02.2023 г., № 55-О от 27.02.2018 г.).
Гражданин вправе обжаловать действия/бездействие КУМИ либо администрации ХМР в связи с нерассмотрением/несвоевременным рассмотрением его обращения по предоставлению муниципальной услуги в прядке административного судопроизводства, в котором обязанность доказывания законности оспариваемых действий /бездействия органом и должностных лиц возлагается на соответствующий орган либо должностное лицо (ст. 62 ч.2 КАС РФ).
Согласно ст. 226 ч.11 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд. Т.о., в рамках настоящего дела прокурору надлежит доказать, в том числе то, что нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При этом, административный ответчик несет бремя доказывания обстоятельств: соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; а также, соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Судом учитывается, что основанием для удовлетворения требований о понуждении к чему-либо (возложении какой-либо обязанности), является установленный факт незаконного действия (бездействия) органов, организаций лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в случае если незаконное бездействие не установлено, основания для судебного понуждения к чему-либо отсутствуют. Иное противоречит правовой презумпции добросовестности поведения участников гражданских и административных правоотношений.
Как разъяснено в п.5 ППВС РФ от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", к бездействию относится неисполнение (уклонение от исполнения) наделенными публичными полномочиями органом или лицом обязанности, возложенной на него нормативными правовыми и иными актами, определяющими его полномочия (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
С учётом конкретных обстоятельств настоящего дела, суд приходит к выводу о недоказанности незаконного бездействия административного ответчика.
Доводы о том, что направление ответа заявителю простой почтой провоцирует невозможность отследить получение корреспонденции заявителем не свидетельствует о незаконном бездействии административного ответчика, т.к. действующим законодательством в данной части не предусмотрена обязанность направлять ответ письменной корреспонденцией с подтверждением получения оператором почтовой связи; равным образом, из данных положений не следует наличие обязанности администрации ХМР принимать меры, обеспечивающие направление корреспонденции исключительно регистрируемыми почтовыми отправлениями при оказании муниципальной услуги (например, дополнять правовое регулирование, не устраивающее прокурора- принимать муниципальный акт либо вносить изменения в действующие акты, например, Регламент № 504).
Не представлено также суду и доказательств, что в результате оспариваемого бездействия (по мнению прокурора) были нарушены права и свободы неограниченного круга лиц, созданы препятствия для осуществления их прав и свобод, либо на них незаконно возложены какие-либо обязанности. При рассмотрении настоящего дела прокурор не выступал в интересах граждан Филиппова, Заславского-они вправе самостоятельно защищать свои интересы, если полагают, что при предоставлении им муниципальных услуг администрацией ХМР либо КУМИ были нарушены их права.
Право на обращение за судебной защитой не является абсолютным, судебной защите подлежат только нарушенные, оспариваемые права, свободы и законные интересы. При этом, проверка судом общей юрисдикции законности решений, действий/бездействия вне связи с защитой субъективных прав, т.е. в порядке абстрактного нормоконтроля, недопустимы.
С учетом изложенного, суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявленных прокурором требований.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме, через Хабаровский районный суд Хабаровского края.
Судья: Н.Л.Рябцева
Мотивированное решение изготовлено 06.10.2023 г.