ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-176/19 от 10.10.2019 Пятигорского гарнизонного военного суда (Ставропольский край)

Решение

Именем Российской Федерации

10 октября 2019 г. г. Пятигорск

Пятигорский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего Федоренко В.Ю., при секретаре судебного заседания Танцуре В.С., с участием административного истца ФИО2, его представителя ФИО3, представителя административных ответчиков ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении военного суда, административное дело № 2а-/2019 по административному исковому заявлению <данные изъяты> ФИО2 об оспаривании решения жилищной комиссии санатория <адрес>, связанного со снятием его с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении,

установил:

ФИО2 обратился в суд с заявлением в котором указал, что решением жилищной комиссии Санатория (протокол от 8 августа 2019 г. № ), утвержденным начальником Санатория, его сняли с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении на том основании, что в близлежащем населенном пункте к месту прохождения им военной службы <адрес> до 2016 г. он имел в качестве члена семьи право пользования принадлежащим его отцу на праве собственности жилым помещением общей площадью 169,1 кв.м. по адресу: <адрес> (с учетной нормой площади больше установленной постановлением думы города-курорта <адрес>) и был зарегистрирован в нем, а в феврале 2016 г., снялся с регистрационного учета по данному адресу, тем самым ухудшил свои жилищные условия.

Полагая, что вышеуказанное решение нарушает его права, так как с 2015 г. он проживает по адресу: <адрес> по договору найма жилого служебного помещения, и снятие с регистрационного учета носило вынужденный характер, ФИО5 просил суд признать протокол от 8 августа 2019 г. № незаконным, обязать должностных лиц его отменить, восстановив административного истца на жилищном учете.

В судебном заседании ФИО2 и его представитель ФИО3 вышеуказанные требования поддержали и просили их удовлетворить.

Представитель административных ответчиков ФИО4 в суде просила в удовлетворении требований ФИО5 отказать, поскольку истец самостоятельно в 2016 г. выписался из домовладения, принадлежащего на праве собственности его отцу, будучи обеспеченным свыше учетной нормы, таким образом, намеренно ухудшил свои жилищные условия.

Выслушав объяснения сторон, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» ФИО5, поступивший на военную службу по контракту после 1998 года, относится к категории военнослужащих, которые на весь срок военной службы обеспечиваются служебными жилыми помещениями.

Согласно абз. 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 настоящего Федерального закона.

Как видно из копий паспорта, копии домовой книги, договора найма служебного жилья, справок о прохождении военной службы и иных документов, ФИО2 проходил военную службу по контакту в Санатории <адрес>, заключил первый контракт о прохождении военной службы в 2001 г., имеет выслугу лет в календарном исчислении более 20 лет, проживает с 2015 г. составом семьи 1 человек в служебном жилом помещении по адресу: <адрес>, в котором имеет временную регистрацию. При этом административный истец до 17 февраля 2016 г. (когда добровольно снялся с регистрационного учета), был зарегистрирован по адресу: <адрес> в жилом помещении общей площадью 169,1 кв.м., принадлежащем на праве собственности его отцу, и на момент снятия с регистрационного учета в указанном жилом помещении проживало 4 человека, что превышало учетную норму жилого помещения, установленную как в <адрес>, так и в <адрес>. Указанные обстоятельства административный истец в суде не оспаривал.

Решением жилищной комиссии Санатория, утвержденным начальником данного учреждения, от 8 августа 2019 г. (протокол № ), ФИО2 снят с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении на том основании, что до 2016 г. он имел в качестве члена семьи право пользования принадлежащим его отцу на праве собственности жилым помещением общей площадью 169,1 кв.м. и был зарегистрирован в нем, а в феврале 2016 г., снялся с регистрационного учета по данному адресу, чем ухудшил свои жилищные условия.

Согласно ч. 2 ст. 1 Жилищного кодекса РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими.

На основании п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В соответствии с ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

В соответствии с ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что вопреки утверждению стороны административного истца, ФИО2 имел право пользования жилым помещением, принадлежащем его отцу на праве собственности в близлежащем населенном пункте, в качестве члена семьи собственника, т.е. был обеспечен жильем свыше учетной нормы, установленной как в <адрес>, так и в <адрес>, и его действия, связанные со снятием в 2016 г. с регистрационного учета в этом домовладении по адресу: <адрес>, суд расценивает как направленные на ухудшение жилищных условий, и поскольку с момента их совершения прошло менее пяти лет, то административное исковое заявление подлежит отказу в удовлетворении.

Что же касается ссылки административного истца и его представителя о вынужденном характере снятия с регистрационного учета в 2016 г. ввиду прекращения семейных отношений, а также необходимости регистрации в служебном жилье, то суд считает таковое утверждение надуманным, поскольку действующее законодательство не содержит указания о необходимости снятия с регистрационного учета с целью получения временной регистрации в служебном жилье, а допрошенный в качестве свидетеля отец ФИО1 показал об отсутствии негативных отношений в семье. Напротив, административный истец в феврале 2016 г. добровольно снялся с регистрационного учета в домовладении своего отца при отсутствии препятствий в бессрочном пользовании этим помещением, что подчеркивает намеренный характер его действий, направленных на получение жилья, и постановка в этих условиях вопроса о наличии такого права, в силу ст.10 ГК РФ, не предусматривает его защиту.

При этом предоставленный административным истцом договор найма от 10 ноября 2009 г., в силу разъяснений, содержащихся в п. 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», к соглашениям, предусмотренным ч. 2 ст. 31 ЖК РФ, отнесен быть не может. К тому же это соглашение носит отлагательный характер, заключено на срок 11 месяцев с 10 ноября 2010 г. по 10 октября 2011 г., и вопреки утверждению истца в жилищную комиссию не предоставлялось.

Одновременно суд также считает несостоятельным и основанным на ошибочном толковании норм действующего законодательства утверждение административного истца о том, что жилищная комиссия Санатория вышла за пределы рассматриваемого вопроса и пропустила срок для принятия решения о снятии ФИО2 с жилищного учета, поскольку в силу п. 28 Правил организации в органах федеральной службы безопасности работы по обеспечению жилыми помещениями, утвержденных Приказом ФСБ России от 24 октября 2011 г. № 590, на жилищные комиссии в том числе возложена проверка данных по учету, а также сведений, послуживших основанием для признания военнослужащих и членов их семей нуждающимися в жилых помещениях и служебных жилых помещениях. При этом срок для принятия оспариваемого решения также не пропущен, поскольку до его принятия осуществлялась проверка предоставленных ФИО2 сведений, что подтверждается предыдущими протоколами заседаний жилищной комиссии Санатория от 7 июня и от 14 мая 2019 г.

Таким образом, поскольку суд пришел к вышеизложенным выводам, то, соответственно, отказывает в удовлетворении заявленных ФИО2 требований в полном объеме и в силу ст. 111 КАС РФ понесенные по делу судебные расходы относит на счет административного истца.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ,

решил:

в удовлетворении административного искового заявления ФИО2 об оспаривании решения жилищной комиссии санатория <адрес>, связанного со снятием его с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении – отказать.

Судебные расходы по делу отнести на счет административного истца.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Южного окружного военного суда через Пятигорский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий В.Ю. Федоренко