ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-176/19 от 22.10.2019 Викуловского районного суда (Тюменская область)

№ 2а-176/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с.Викулово 22 октября 2019 года

Викуловский районный суд Тюменской области в составе:

председательствующего судьи Калинина А.А.,

при секретаре Садовских Т.А.,

с участием прокурора Викуловского района Тюменской области Кева Л.С.,

административного истца - представителя инициативной группы граждан Чулошникова А.В.,

административного ответчика – председателя территориальной избирательной комиссии Викуловского района Горбуновой Е.Н.,

представителя административного ответчика территориальной избирательной комиссии Викуловского района – в лице председателя Горбуновой Е.Н., действующей на основании прав по должности,

представителя заинтересованного лица Администрации Викуловского муниципального района - Анфилофьевой Т.А., действующей на основании доверенности № 23 от 08.04.2019 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-176/2019 по административному исковому заявлению представителя инициативной группы граждан Чулошникова А.В. к председателю территориальной избирательной комиссии Викуловского района Горбуновой Е.Н., территориальной избирательной комиссии Викуловского района о признании незаконным решения об отказе в регистрации инициативной группы,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец представитель инициативной группы граждан Чулошников А.В. обратился в суд с административным иском к председателю территориальной избирательной комиссии Викуловского района Горбуновой Е.Н., территориальной избирательной комиссии Викуловского района о признании решения территориальной избирательной комиссии Викуловского района от 05.09.2019 года № 153 об отказе в регистрации инициативной группы для проведения местного референдума по отзыву главы муниципального образования Викуловский муниципальный район Тюменской области ФИО незаконным.

Требования мотивирует тем, что 05.09.2019 года председателем Территориальной избирательной комиссии Викуловского района Горбуновой Е.Н. было принято решение, исходящий номер 153, об отказе в рассмотрении инициативы граждан о проведении местного референдума по отзыву главы муниципального образования Викуловский муниципальный район Тюменской области ФИО, решение было получено 12.09.2019 года. Оспариваемый отказ нарушает права инициативной группы на регистрацию, поскольку инициативная группа представила в избирательную комиссию все необходимые документы, отвечающие требованиям закона. 20.08.2019 года по инициативе граждан, жителей Викуловского района состоялось собрание по вопросу образования инициативной группы для проведения местного референдума по отзыву главы муниципального образования Викуловский муниципальный район Тюменской области Криволапова А.С., представителем инициативной группы граждан был выбран Чулошников А.В. 20.08.2019 года, после проведения собрания, представителем инициативной группы в Территориальную избирательную комиссию Викуловского района было представлено ходатайство о регистрации инициативной группы для проведения местного референдума по отзыву главы муниципального образования Викуловский муниципальный район Тюменской области ФИО, с приложенными документами, а именно протоколом собрания от 20.08.2019 года. В обжалуемом отказе административный ответчик, ссылаясь на п.1 ст.11 Устава Викуловского муниципального района, согласно которого глава муниципального образования может быть отозван избирателями муниципального района по следующим основаниям: издания нормативного правового акта, противоречащего Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, Уставу Тюменской области, законам Тюменской области, настоящему Уставу, если такие противоречия установлены соответствующим судом; нарушения срока издания муниципального правового акта, необходимого для реализации решения, принятого населением на местном референдуме, если такое нарушение срока установлено соответствующим судом; и иным основаниям, в случае их подтверждения в судебном порядке, указал, что основания для отзыва главы муниципального образования отсутствуют. Считает, что административным ответчиком в этом случае было нарушено законодательство РФ. В соответствии с п.3 ст.11 Устава Викуловского муниципального района инициатива граждан о проведении голосования по отзыву главы муниципального образования, депутата районной Думы, выдвигается в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним Законом Тюменской области, для проведения местного референдума. В соответствии с п. 2 ст. 9 Закона Тюменской области от 03.06.2004 N 234 "О местном референдуме в Тюменской области" постоянно действующая избирательная комиссия муниципального образования в течение 15 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы обязана рассмотреть указанное ходатайство и приложенные к нему документы и принять одно из следующих решений: а) в случае соответствия ходатайства и приложенных к нему документов требованиям Федерального закона, Устава Тюменской области, настоящего Закона, устава муниципального образования - о направлении их в представительный орган муниципального образования, уполномоченный в соответствии с уставом муниципального образования принимать решение о назначении референдума; б) в противном случае - об отказе в регистрации инициативной группы. В соответствии с п.п. 3 и 4 указанного закона Тюменской области представительный орган муниципального образования обязан проверить соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на референдум, требованиям статьи 5 настоящего Закона. Срок проверки устанавливается уставом муниципального образования и не может превышать 20 дней со дня поступления в представительный орган муниципального образования ходатайства и приложенных к нему документов. Решение по итогам проверки принимается представительным органом муниципального образования в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования для принятия соответствующих правовых актов, и незамедлительно направляется в избирательную комиссию, направившую ходатайство. В случае, если представительный орган муниципального образования признает вопрос, выносимый на референдум, отвечающим требованиям статьи 5 настоящего Закона, постоянно действующая избирательная комиссия муниципального образования регистрирует инициативную группу по проведению референдума, выдает ей регистрационное свидетельство, а также сообщает об этом в средства массовой информации. В случае признания представительным органом муниципального образования вопроса, выносимого на референдум, не отвечающим требованиям статьи 5 настоящего Закона, постоянно действующая избирательная комиссия муниципального образования отказывает в регистрации инициативной группы с указанием оснований отказа. В данном случае территориальная избирательная комиссия Викуловского района проверила соответствие ходатайства и приложенных к нему документов требованиям Федерального закона, Устава Тюменской области, настоящего Закона, устава муниципального образования, т.е. наличие соответствующих документов, соблюдение процедуры и подписей, выявила нарушения, а именно отсутствие сведений о дате и месте рождения членов инициативной группы, несоответствие даты протокола, указанного в приложении к ходатайству, и фактически приняла решение об отсутствии оснований по отзыву главы муниципального образования, принятие которого относится к компетенции представительного органа муниципального образования. В связи с признанием в решении Викуловского районного суда Тюменской области от 12.11.2018 года бездействия администрации Викуловского муниципального района как юридического лица, противоправное деяние (действие или бездействие) главы муниципального образования в судебном порядке не установлено. Принятие решения о наличии либо отсутствии оснований относится к компетенции представительного органа муниципального образования. В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 18 Устава Викуловского муниципального района, структуру органов местного самоуправления муниципального района составляют: администрация муниципального района - исполнительно-распорядительный орган Викуловского муниципального района, возглавляемый Главой района. Статьей 30 Устава Викуловского муниципального района определены полномочия главы муниципального района и компетенция администрации района, среди которых глава района возглавляет деятельность администрации района по решению всех вопросов, отнесенных к компетенции районной администрации. Таким образом, бездействие юридического лица включает в себя бездействие его руководителя, в данном случае главы района.

Административный истец - представитель инициативной группы граждан Чулошников А.В. в судебном заседании на удовлетворении требований настаивал по основаниям, изложенным в иске, суду пояснил, что считает решение территориальной избирательной комиссии Викуловского района об отказе в регистрации инициативной группы незаконным, комиссия должна была передать ходатайство в Думу Викуловского муниципального района, просит признать решение незаконным в полном объеме.

Административный ответчик и представитель административного ответчика территориальной избирательной комиссии Викуловского района – председатель территориальной избирательной комиссии Викуловского района Горбунова Е.Н., действующая на основании прав по должности, в судебном заседании против удовлетворения требований возражала, суду пояснила, что решение принято на заседании территориальной избирательной комиссии Викуловского района 05.09.2019 года, присутствовали 9 членов комиссии из 10, отказано в регистрации инициативной группы в связи с выявленными нарушениями, кроме того, административным истцом пропущен срок обжалования.

Согласно представленных письменных возражений территориальной избирательной комиссии Викуловского района, комиссия с заявленными требованиями не согласна, указывают, что ходатайство и протокол собрания образования инициативной группы граждан поступили в Комиссию 21.08.2019г., которые были рассмотрены в порядке, установленном законодательством о местном референдуме - в соответствие с законом Тюменской области от 03.06.2004 г. № 234 «О местном референдуме в Тюменской области». 05.09.2019 г. в ходе заседания Комиссии её членами были изучены представленные ходатайство и протокол на соответствие действующему выборному законодательству и принято мотивированное решение об отказе в регистрации инициативной группы в связи с выявленными нарушениями требований законодательства: пункта 3 статьи 36 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», подпункта «б» пункта 5 статьи 8 Закона Тюменской области от 03.06.2004 № 234 «О местном референдуме в Тюменской области» - в документах отсутствуют сведения о дате и месте рождения членов инициативной группы; пункта 4 статьи 36 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», пункта 6 статьи 8 Закона Тюменской области от 03.06.2004 г. № 234 «О местном референдуме в Тюменской области» к ходатайству должен быть приложен протокол собрания инициативной группы, на котором было принято решение о выдвижении инициативы проведения референдума. В представленных в комиссию документах было выявлено несоответствие даты протокола, указанного в приложении к ходатайству (07.06.2019 г.) и даты прилагаемого протокола (20.08.2019г.). Решение о выдвижении инициативы согласно протоколу не принималось. В представленном для рассмотрения ходатайстве инициативной группы в качестве основания для отзыва главы муниципального образования указано решение Викуловского районного суда Тюменской области от 12.11.2018 г. Решение Викуловского районного суда вынесено в отношении администрации Викуловского муниципального района как юридического лица, признано бездействие исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления, но не должностного лица - главы муниципального образования непосредственно; противоправное деяние (действие или бездействие) главы муниципального образования в судебном порядке по делу не установлено. Согласно абзацу 1 пункта 3 статьи 11 Устава Викуловского муниципального района инициатива граждан о проведении голосования по отзыву главы муниципального образования может быть выдвинута со дня вступления в силу решения суда, подтверждающего совершение главой муниципального образования противоправного деяния, являющегося основанием для его отзыва. Таким образом, инициативной группой в ходатайстве указана ссылка на судебное решение, не отвечающее требованиям статьи 11 Устава Викуловского муниципального района, следовательно, данное решение не может являться основанием для отзыва главы Викуловского муниципального района. Также, согласно ст. 11 Устава Викуловского муниципального района, отсутствие указанного решения исключает возможность выдвижения инициативы, следовательно, инициативная группа нарушила положения Устава района при проведении собрания, в связи с чем данное собрание было проведено с нарушением законодательства. В соответствии с частью 2 статьи 9 Закона Тюменской области от 03.06.2004 г. № 234 «О местном референдуме в Тюменской области» при рассмотрении инициативы проведения местного референдума постоянно действующая избирательная комиссия в течение 15 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы обязана рассмотреть указанное ходатайство и приложенные к нему документы и принять одно из следующих решений: а) в случае соответствия ходатайства и приложенных к нему документов требованиям Федерального закона, Устава Тюменской области, Закона Тюменской области «О местном референдуме в Тюменской области», устава муниципального образования - о направлении их в представительный орган муниципального образования, уполномоченный в соответствии с уставом муниципального образования принимать решение о назначении референдума; б) в противном случае - об отказе в регистрации инициативной группы. Иных положений вышеуказанная статья не содержит. Направлять документы на рассмотрение в Думу Викуловского муниципального района Комиссия при выявленных нарушениях выборного законодательства, Устава Викуловского муниципального района, не могла. На основании вышеизложенного и в соответствии со статьей 36 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», подпунктом «б» пункта 5 статьи 8, пунктом 6 статьи 8 Закона Тюменской области от 03.06.2004г. № 234 «О местном референдуме в Тюменской области», статьей 11 Устава Викуловского муниципального района, территориальная избирательная комиссия Викуловского района приняла решение отказать в регистрации инициативной группе по проведению голосования по отзыву главы муниципального образования Викуловский муниципальный район Тюменской области ФИО и разъяснить повторно представителям инициативной группы положения ст. 11 Устава Викуловского муниципального района, а именно: необоснованность выдвижения инициативы проведения отзыва Главы муниципального района при отсутствии вступившего в силу решения суда, подтверждающего совершение главой муниципального образования противоправного деяния, являющегося основанием для его отзыва. Учитывая изложенное, решение Комиссии является обоснованным, мотивированным и принятым в установленные законодательством сроки, в связи с чем административный иск удовлетворению не подлежит. Председатель территориальной комиссии в данном административном заявлении не является надлежащим ответчиком, так как не принимала единоличных решений, не допускала действий (бездействия), которые бы повлекли не рассмотрение документов на заседании ТИК. В исковом заявлении истец просит признать незаконным решение ТИК, а не действия (бездействия) председателя ТИК. Кроме этого, заявителем пропущен установленный частью 4 статьи 240 Кодекса об административном судопроизводстве срок подачи административного искового заявления, а именно: административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации кандидата, списка кандидатов, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, об отказе в такой регистрации, о заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, об отказе в этом заверении, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума оспариваемого решения. Оспариваемое решение Территориальной избирательной комиссии Викуловского муниципального района было принято 05.09.2019 г., административное исковое заявление поступило в Викуловский районный суд 26.09.2019г., то есть по истечении установленного десятидневного срока. Просят в удовлетворении заявленных требований отказать (л.д. 71-74).

Представитель заинтересованного лица Избирательной комиссии Тюменской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д.96-97), о рассмотрении дела без их участия не ходатайствовал.

Согласно представленных письменных возражений Избирательной комиссии Тюменской области с заявленными требованиями не согласны. Согласно пункту 3 статьи 36 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - ФЗ «Об основных гарантиях...»), в ходатайстве инициативной группы по проведению референдума должны быть указаны фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием наименования или кода выдавшего его органа, а также адрес места жительства каждого члена инициативной группы и лиц, уполномоченных действовать от ее имени на территории, где предполагается провести референдум. В представленном 21.08.2019 в территориальную избирательную комиссию Викуловского района Тюменской области (далее - ТИК) ходатайстве (без даты) в отношении каждого из членов инициативной группы указываются: фамилия, имя, отчество, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием наименования или кода выдавшего его органа, а также адрес регистрации. В ходатайстве отсутствуют сведения о дате и месте рождения каждого из членов инициативной группы. В ходатайстве нет четкого понимания, совпадает ли адрес регистрации (как указано в ходатайстве) с адресом места жительства (требование ФЗ «Об основных гарантиях...») каждого из членов инициативной группы. В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Устава Викуловского муниципального района, глава муниципального образования может быть отозван избирателями муниципального района последующим основаниям: издание нормативного правового акта, противоречащего Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, Уставу Тюменской области, законам Тюменской области, Уставу района, если такие противоречия установлены соответствующим судом; нарушение срока издания муниципального правового акта, необходимого для реализации решения, принятого населением на местном референдуме, если такое нарушение срока установлено соответствующим судом; и по иным основаниям, в случае их подтверждения в судебном порядке. Административный истец в административном исковом заявлении (без даты) указывает, что противоправные действия (бездействие) главы муниципального района подтверждены решением Викуловского районного суда от 12.11.2018 г., которым признаны незаконным бездействие администрации Викуловского муниципального района Тюменской области по организации на территории Викуловского муниципального района Тюменской области сбора, размещения, утилизации жидких неканализованных отходов производства и потребления и оборудованию в соответствие с требованиями санитарно- эпидемиологического законодательства мест для сбора, размещения, хранения и утилизации жидких отходов производства и потребления, а также незаконным признано бездействие администрации Викуловского муниципального района по вводу объекта незавершенного строительства «Канализационные очистные сооружения с. Викулово» в эксплуатацию. В отношении должностного лица - главы Викуловского муниципального района Тюменской области при этом какого-либо решения не выносилось. Противоправности действий (бездействия) ФИО судом не установлено, и она не подтвердилась. Таким образом, ссылка на указанное решение в качестве основания для проведении местного референдума по отзыву главы муниципального района представляется безосновательной и не корректной. Отсутствие решения суда, подтверждающего противоправность действия (бездействия) главы муниципального района, исключает возможность выдвижения инициативы проведения голосования по отзыву главы муниципального района. Как следует из ходатайства (без даты) о регистрации инициативной группы о проведении референдума по отзыву главы муниципального образования, к ходатайству приложен протокол собрания инициативной группы от 07.06.2019 г. Однако, протокола или иных материалов от 07.06.2019 г. к пакету документов, представленных 21.08.2019 г. в ТИК, не имеется, а имеется протокол собрания инициативной группы проведения местного референдума от 20.08.2019 г. Согласно пункту 5 статьи 36 ФЗ «Об основных гарантиях...», ТИК в течение 15 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению референдума обязана рассмотреть ходатайство и приложенные к нему документы и принять решение: в случае соответствия указанных ходатайства и документов требованиям ФЗ «Об основных гарантиях...», устава муниципального образования - о направлении их в представительный орган муниципального образования, уполномоченный в соответствии с уставом муниципального образования принимать решение о назначении референдума; в противном случае - об отказе в регистрации инициативной группы. ТИК на своем заседании верно определила, что представленные инициаторами отзыва документы - ходатайство (без даты) и протокол от 20.08.2019 г. не соответствуют ФЗ «Об основных гарантиях...» и Уставу Викуловского муниципального района: в ходатайстве отсутствуют сведения о дате и месте рождения каждого из членов инициативной группы, что является нарушением пункта 3 статьи ФЗ «Об основных гарантиях...»; отсутствуют сведения, подтверждающие противоправность действия (бездействия) главы муниципального района, что является обязательным, согласно пункту 1 статьи 11 Устава Викуловского муниципального района; имеется путаница в датах протокола (07.06.2019 г. или 20.08.2019 г.), приложенного к ходатайству (без даты) инициативной группы. Решение ТИК от 05.09.2019 г. № 153 «Об отказе в регистрации инициативной группы о проведении местного референдума по отзыву главы муниципального образования Викуловский муниципальный район Тюменской области ФИО» является законным, полным и мотивированным. Кроме того, председатель ТИК Горбунова Е.Н. является ненадлежащим ответчиком. При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения требований административного искового заявления не усматривает. В соответствии со статьей 227 КАС РФ просят Чулошникову А.В. в удовлетворении требований отказать (л.д.63-67).

Представитель заинтересованного лица Администрации Викуловского муниципального района - Анфилофьева Т.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании против удовлетворения требований возражала, суду пояснила, что считает решение территориальной избирательной комиссии Викуловского района законным и обоснованным, соответствующим ст. 11 Устава Викуловского муниципального района, также административным истцом пропущен срок для обжалования оспариваемого решения территориальной избирательной комиссии Викуловского района, просила в удовлетворении требований отказать.

Представители заинтересованных лиц Думы Викуловского муниципального района, муниципального образования Викуловский муниципальный район в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом (л.д. 93, 95), об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали.

Прокурор Викуловского района Тюменской области Кева Л.С. в судебном заседании дала заключение о том, что председатель территориальной избирательной комиссии Викуловского района Горбунова Е.Н. является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, поскольку оспариваемого решение принято территориальной избирательной комиссии Викуловского района, а заявленные требования подлежат частичному удовлетворении, поскольку указание в мотивировочной части об отсутствии основания для отзыва главы района не является компетенцией территориальной избирательной комиссии Викуловского района, это входит в компетенцию Думы Викуловского муниципального района, считает, что п.2 оспариваемого решения надлежит признать незаконным, в удовлетворении остальной части требований отказать.

На основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд принимает решение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Заслушав административного истца, административного ответчика и представителя административного ответчика, учитывая мнение представителей заинтересованных лиц, заключение прокурора района, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации избиратели, участники референдума вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие избирательные права этих граждан или их право на участие в референдуме.

В соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст. 24 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления проводится по инициативе населения в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для проведения местного референдума, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Основания для отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления и процедура отзыва указанных лиц устанавливаются уставом муниципального образования. Основаниями для отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления могут служить только его конкретные противоправные решения или действия (бездействие) в случае их подтверждения в судебном порядке. Процедура отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления должна обеспечивать ему возможность дать избирателям объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва. Депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления считается отозванным, если за отзыв проголосовало не менее половины избирателей, зарегистрированных в муниципальном образовании (избирательном округе).

В соответствии с положениями статьи 36 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" каждый гражданин Российской Федерации или группа граждан, имеющие право на участие в соответствующем референдуме, вправе образовать инициативную группу по проведению референдума в количестве не менее 20 человек, имеющих право на участие в референдуме, для выдвижения инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации и не менее 10 человек - для выдвижения инициативы проведения местного референдума (пункт 1). Инициативная группа по проведению референдума обращается в избирательную комиссию соответствующего уровня, которая со дня обращения инициативной группы действует в качестве комиссии референдума, с ходатайством о регистрации группы (пункт 2). В ходатайстве инициативной группы по проведению референдума должен (должны) содержаться вопрос (вопросы), предлагаемый (предлагаемые) инициативной группой для вынесения на референдум, должны быть указаны фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием наименования или кода выдавшего его органа, а также адрес места жительства каждого члена инициативной группы и лиц, уполномоченных действовать от ее имени на территории, где предполагается провести референдум. Ходатайство инициативной группы должно быть подписано всеми членами указанной группы (пункт 3). К ходатайству должен быть приложен протокол собрания инициативной группы по проведению референдума, на котором было принято решение о выдвижении инициативы проведения референдума (пункт 4). Комиссия, указанная в пункте 2 настоящей статьи, в течение 15 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению референдума обязана рассмотреть ходатайство и приложенные к нему документы и принять решение: в случае соответствия указанных ходатайства и документов требованиям настоящего Федерального закона, конституции (устава), закона субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования - о направлении их в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо в представительный орган муниципального образования, уполномоченные в соответствии с конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования принимать решение о назначении референдума; в противном случае - об отказе в регистрации инициативной группы (пункт 5).

Аналогичные положения закреплены в ст. ст. 7-9 Закона Тюменской области от 03.06.2004 N 234 "О местном референдуме в Тюменской области".

В судебном заседании установлено, что 21.08.2019 года в территориальную избирательную комиссию Викуловского района поступило ходатайство инициативной группы граждан в количестве 20 человек о регистрации инициативной группы о проведении местного референдума по отзыву главы муниципального образования Викуловский муниципальный район Тюменской области ФИО, к которому был приложен протокол собрания инициативной группы от 20.08.2019 года, в соответствии с которым, уполномоченным представителем инициативной группы избран Чулошников А.В. (л.д. 7-18).

05.09.2019 года территориальной избирательной комиссией Викуловского района было принято решение № 153 об отказе в регистрации инициативной группы для проведения местного референдума по отзыву главы муниципального образования Викуловский муниципальный район Тюменской области ФИО (л.д. 20-23), о чем 06.09.2019 года был уведомлен уполномоченный представитель инициативной группы избран Чулошников А.В. (л.д. 19).

Частью 5 статьи 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

Согласно части 4 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации кандидата, списка кандидатов, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, об отказе в такой регистрации, о заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, об отказе в этом заверении, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума оспариваемого решения.

Указанный срок не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска (часть 7 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Согласно части 10 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд с административным исковым заявлением о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации без уважительных причин, а также невозможность восстановления пропущенного срока является основанием для отказа в удовлетворении указанного заявления.

Поскольку в суд с настоящим административным иском представитель инициативной группы граждан Чулошников А.В. обратился лишь 26 сентября 2019 года, то есть по истечении десяти дней с даты принятия территориальной избирательной комиссии Викуловского района решения об отказе в регистрации инициативной группы от 05.09.2019 года № 153, с нарушением срока, установленного пунктом 2 статьи 78 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, частью 4 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, который восстановлению не подлежит, независимо от причин его пропуска, суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований представителя инициативной группы граждан Чулошникова А.В. к председателю территориальной избирательной комиссии Викуловского района Горбуновой Е.Н., территориальной избирательной комиссии Викуловского района о признании решения территориальной избирательной комиссии Викуловского района от 05.09.2019 года № 153 об отказе в регистрации инициативной группы для проведения местного референдума по отзыву главы муниципального образования Викуловский муниципальный район Тюменской области ФИО незаконным - отказать.

Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда путем подачи апелляционной жалобы через Викуловский районный суд Тюменской области.

Мотивированное решение составлено 01 ноября 2019 года.

Председательствующий А.А.Калинин